4 класс
Общая тема (блок)
|
№ урока
|
Тема урока |
Методические приемы |
Сроки | |
1 четверть (36 ч) | |||||
|
|
|
|
| |
Повторение. Произведения фольклора |
1 |
Малые формы фольклора (см. «Крупицы народной мудрости в хрестоматии). Русская народная сказка Марья Моревна» |
Закрепление понятий: «загадка, пословица, поговорка , дразнилки. Особенности каждого жанра. Самостоятельная работа Жанры фольклора» (запомнить схему). Слушание сказки «Марья Моревна», сравнение сказки с былиной. Объяснение заглавия. Работа с текстом сказки. Образы героев положительных и отрицательных. Книги с волшебными сказками. Повторение: сказки бытовые, волшебные, о животных |
| |
2 |
Былина «Волх Всеславович» |
Повторение изученных былин, понятие о былине как жанре фольклора. Образы былинных героев: их внешность, поступки, служение Родине. Анализ содержания, составление плана. Рассказывание былины по плану. Подробный пересказ отдельных эпизодов |
| ||
3 |
Слушание и работа с детскими книгами |
Слушание былины «Вольга Святославович». Сравнение ее с былиной «Волх Всеславович». Выделение особенностей былин: напевность, повторы, устойчивые эпитеты. Работа с книгами о былинных героях |
| ||
Героическая песня, легенда, библейское предание (10 ч) |
4 |
Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский» |
Повторение народных песен (колыбельных, хороводных, песенок-закличек). Понятие о героической песне как жанре устного народного творчества. Особенности героической песни (исторический герой, его подвиги, напевность, повествовательный характер) |
| |
5 |
Слушание и работа с детскими книгами. Песня-слава «Русская Земля», героическая песня «Суворов приказывает армии перейти море» |
Сравнение героических песен с былинами. Выделение исторических фактов. Выразительное чтение народных песен. Самостоятельное чтение рассказов о А.В. Суворове |
| ||
6 |
Библейское предание «Блудный сын» |
Понятие: предание, или легенда. Особенности жанра — главная мысль. Сходства с бытовой сказкой. Знакомство с Библией (Великой книгой) |
| ||
7 8
|
Легенды. «Легенда о граде Китиже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком» |
Легенда — жанр фольклора. Особенности легенды (реальный факт в сказочном изложении). Сравнение легенд, героических песен, былин |
| ||
9 |
Слушание и работа с детскими книгами. Шотландская легенда «Рыцарь-Эльф». Библейская легенда «Суд Соломона» |
Обсуждение самостоятельно прочитанной легенды «Рыцарь-Эльф». Работа с текстом легенды. Сравнение изученных легенд. Выполнение заданий в тетради |
| ||
10 |
Проверь себя |
Обобщение по теме (выполнение заданий в учебнике и в тетради) |
| ||
Мифы народов мира (5 ч) |
11 |
Древнегреческий миф «Арион» |
Понятие о мифе. Особенности древнегреческих мифов. Определение главной мысли. Герои мифов. Работа с текстом. Выполнение заданий в учебнике и в тетради |
| |
12 |
Древнегреческий миф «Дедал и Икар» |
Работа с текстом, выполнение заданий в учебнике. Образы героев мифа. Составление плана, пересказ по плану. Рассказывание отдельных эпизодов |
| ||
13 |
Славянский миф «Ярило-солнце». Древнеиндийские мифы «Творение», «Создание ночи» |
Особенности славянского мифа (язык, герои). Работа с текстом, выделение эпизодов «пробуждение Матери-Сырой Земли», «появление человека» и «вещая речь человека». Герои древнеиндийских мифов. Особенности построения текста, выделение пословиц (мудрых мыслей). Сравнение славянского мифа «Ярило-солнце» и древнегреческого мифа «Творение» |
| ||
14 |
Слушание и работа с детскими книгами. Китайский миф «Подвиги стрелка И» |
Знакомство с китайскими мифами. Книги с мифами народов мира |
| ||
15 |
Проверь себя. «Страничка книгочея» |
Обобщение по разделу. Повторение мифов. Выполнение проверочной работы в тетради |
| ||
Книги Древней
Руси (4 ч)
|
16 |
Отрывок из «Повести временных лет» «О князе Владимире». «Деятельность Ярослава (Похвала книгам)» |
Знакомство с первыми книгами ,древней Руси, памятниками культуры. Понятие о житие как жанре древнерусской литературы. Словарь древнерусских слов. Определение главной мысли (служение Родине, ее процветанию) |
| |
17 |
Слушание и работа с книгами. Отрывки из «Повести временных лет», «Повести о Никите Кожемяке», «О Кирилле и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого славянам». По страницам детских журналов |
Сравнение «Повести о Никите Кожемяке» с былиной «Никита Кожемяка» и былиной в пересказе Л.Н. Толстого «Как боролся русский богатырь». Знакомство с первым русским алфавитом «кириллицей», именами просветителей — Кириллом и Мефодием. Самостоятельное чтение «Наставления Ярослава Мудрого славянам» (творческая работа), составление наставлений для себя. Произведения фольклора в детских журналах |
| ||
18 |
Отрывок из «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха» |
«Поучение» жанр древнерусской литературы. Особенность повествования (тон, темп). Выборочное чтение поучений. Сравнение «Поучений Владимира Мономаха» и «Наставлений Ярослава Мудрого» |
| ||
19 |
Проверь себя. «Страничка книгочея» |
Обобщение материала изученного раздела. Выполнение заданий в учебнике и в тетради |
| ||
Басни. Русские баснописцы (6 ч) |
20 |
И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»; И.И. Хемницер «Стрекоза»; Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи»
|
Закрепление понятий «басня», «мораль», «вступление», «рассказ». Сравнение басен И. Крылова, И. Хемницера, Л. Толстого (сюжет, мораль, содержание, форма). Упражнения в выразительном чтении. Заучивание наизусть одной из басен |
| |
21 22 |
И.И. Хемницер «Друзья». Дополнительное чтение. Слушание и работа с книгами басен. И.А. Крылов «Крестьянин в беде» |
Особенности басни (сюжет, герои, мораль). Слушание басни И. Крылова «Крестьянин в беде». Сравнение басен И. Хемницера «Друзья» и И. Крылова «Крестьянин в беде». Выразительное чтение басен. Выполнение заданий в тетради |
| ||
23
|
А.Е. Измайлов «Кукушка», И.А. Крылов «Осёл и соловей» |
Самостоятельная работа с басней А. Измайлова: чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Слушание басни И. Крылова «Осел и соловей», работа с текстом басни, выразительное чтение. Сравнение басен А. Измайлова и И. Крылова |
| ||
24
|
И. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет». С.В. Михалков «Слово о Крылове» |
Повторение басен И. Крылова: названия, герои, особенность языка. Закрепление понятий <олицетворение», «сравнение». Анализ басни И. Крылова «Мартышка и очки». Выразительное чтение наизусть басни И. Крылова «Квартет» |
| ||
25
|
Слушание и работа с детскими книгами. И. Дмитриев «Муха», «Петух, кот и мышонок». Работа с детскими журналами |
Особенность басен И. Дмитриева: ирония, диалоги героев. Выполнение заданий к басне И. Дмитриева «Муха». Слушание басни И. Дмитриева «Петух, кот и мышонок». Сравнение басен И. Дмитриева «Петух, кот и мышонок» и Л. Толстого «Страшный зверь» (2 кл.). Современные баснописцы в детских журналах |
| ||
26
|
Проверь себя. «Страничка книгочея» |
Обобщение по разделу. Выполнение заданий в тетради. Кон курсы: «Знаток басен», «Лучший чтец басен» |
| ||
Произведения В.А. Жуковского (5 ч)
|
27 28
|
Баллада В.А. Жуковского «Светлана. Дополнительное чтение. Стихи В.А. Жуковского «Вечер., «Там небеса и воды ясны!», «Загадки». |
Знакомство с произведениями В.А. Жуковского, темами и жанрами (стихи о природе, загадки). Особенность формы и содержания, языка (эпитеты, сравнения, олицетворения). Слушание баллады В.А. Жуковского «Светлана, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Работа с текстом баллады: выделение смысловых частей, описаний героев и преданий. Словарная работа. Выразительное чтение отдельных эпизодов |
| |
29
|
Волшебные сказки. В.А. Жуковский «Спящая царевна> |
Слушание сказки, определение главной мысли. Герои положительные и отрицательные. Эпитеты, сравнения. Работа с текстом сказки. Творение видов сказок (о животных, бытовые, волшебные). Сравнение сказки В. Жуковского «Спящая царевна» со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина |
| ||
30
|
Слушание и работа с книгами В.А. Жуковского. В.А. Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, кощеевой дочери» |
Слушание сказки В.А. Жуковского « Сказка о царе Берендее...», беседа, образы героев, деление на части, самостоятельное перечитывание, краткий пересказ сказки по плану. Моделирование обложки к сказке. Сравнение «Сказки о царе Берендее...» В. Жуковского со «Сказкой о царе Салтане...» А.С. Пушкина (заголовки, сюжеты, герои, главная мысль) |
| ||
Произведения А.С. Пушкина (6 ч)
|
31
|
Повторение изученных произведений А.С. Пушкина. А.С. Пушкин «Осень», дополнительное чтение. Г.Н. Волков «Удивительный Александр Сергеевич» (в сокращении) |
Повторение произведений А.С. Пушкина. Понятия: «эпитет», «сравнение», «рифма», «ритм», «тон», «темп», «логические ударения», «паузы». Определение темы. Комментирование заголовка стихотворения. Выразительное чтение наизусть |
| |
32
|
А.С. Пушкин «И.И. Пущину», И.И.Пущин «Заметки о Пушкине» (отрывок). А.С. Пушкин «Зимняя дорога» |
Сравнение эмоционального настроения стихотворения А.С. Пушкина «И.И. Пущину» и «Записки о Пушкине» И.И. Пущина. Слушание стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога», работа с текстом. Определение интонационного рисунка, выразительное чтение наизусть |
| ||
33
|
Слушание и работа с детскими книгами. А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге», «Песни о Стеньке Разине» |
Расширение представлений учащихся о жанровом разнообразии произведений А.С. Пушкина. Повторение песен народных и литературных. Слушание «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина, работа с текстом, самостоятельное чтение «Песни о Стеньке Разине» и сравнение ее с народными героическими песнями |
| ||
34 35 |
А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке». Из «Воспоминаний В.И. Даля». По страницам детских журналов |
Слушание сказки, беседа, работа с сюжетом, героями. Наблюдение за изменением настроения, определение главной мысли. Выразительное чтение. Игра «По страницам сказок А.С. Пушкина». Творческая работа «Любимые герои сказок А.С. Пушкина». Работа с книгами-справочниками: справка об А.С. Пушкине. Знакомство со словарем В.И. дают, повторение произведений В. Даля (3 кп.). Произведения А.С. Пушкина в детских журналах |
| ||
36
|
Проверь себя. «Страничка книгочея» |
Обобщение по изучаемому разделу Самостоятельное выполнение проверочной работы в тетради |
| ||
2 четверть (28 ч) | |||||
Произведения М.Ю.Лермонтова (6ч) |
1
|
Стихи. М.Ю. Лермонтов «Москва, Москва! Люблю тебя как сын...», «Парус» |
Работа с текстами стихотворений М.Ю. Лермонтова. Сравнение их содержания (мысли и чувства поэта), строф, рифмы. Выразительное чтение стихов. Заучивание наизусть одного из них |
| |
2
|
Стихи о природе. М.Ю. Лермонтов «Горные вершины...», «Утес...» |
Определение темы чтения. Сравнение стихотворений, выделение эпитетов, сравнений. Определение тона и темпа чтения. Наблюдение за употреблением знаков препинания, указание пауз, выделение логических ударений |
| ||
3
|
М.Ю. Лермонтов восточная сказка |
Понятия об авторской сказке, героях положительных и отрицательных. Особенности восточной сказки: имена героев, описание одежды, название населенных пунктов. Главная мысль сказки |
| ||
5
|
Слушание и работа с книгами М.Ю. Лермонтова. Книги-справочники о М.Ю.Лермонтове. М.Ю. Лермонтов «Три пальмы» (восточное сказание), «Казачья колыбельная песня» |
Работа с книгами М.Ю. Лермонтова, книги-справочники (справка о поэте). Слушание восточного сказания (легенды) М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Повторение колыбельных песен (народных и литературных). Выразительное чтение «Казачьей колыбельной песни»
|
| ||
6
|
Проверь себя. «Страничка книгочея» |
Выполнение заданий в тетради. Конкурс «Лучший чтец стихов М.Ю. Лермонтова». Игра «Исправь ошибку». Произведения М.Ю. Лермонтова: 1. Стихи. 2. Сказки. 3. Басни. 4. Песни. 5. Былины
|
| ||
Произведения П.П. Ершова (4 ч) |
7
|
Волшебные сказки. П.П. Ершов «Конек-Горбунок» |
Повторение особенностей волшебных сказок, сказки народные и литературные. Слушание сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок», выполнение заданий к тексту и в тетради. Выразительное чтение. Определение главной мысли сказки. Заучивание наизусть отрывков (по выбору) |
| |
10
|
П.П. Ершов «Кто он?» |
Наблюдение над особенностью стихотворных строк. Ритм, тон и темп чтения. Выразительное чтение наизусть (по желанию учащихся). Творческая работа: мини-сочинение «Слово о Пушкине» |
| ||
Произведения В.М. Гаршина (б ч)
|
11
|
В.М. Гаршин «Сказание о гордом Аггее». Пересказ старинной легенды |
Закрепление понятия «легенда», выделение особенностей легенды, определение главной мысли. Работа с сюжетно-композиционным треугольником. Рассказывание отдельных эпизодов |
| |
13
|
В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница» |
Понятие об авторской (литературной) сказке. Деление на части, составление плана. Пересказ по плану. Образ лягушки. Главная мысль сказки |
| ||
14
|
Слушание и работа с книгами. В. Гаршин «Сказка о жабе и розе», «Пленница»
|
Слушание сказки В. Гаршина «Сказка о жабе и розе», работа с текстом сказки. Самостоятельное чтение стихотворения В. Гаршина «Пленница» |
| ||
15
|
В. Гаршин «Аttаlеа Ргiпсерs» |
Сравнение произведений В. Гаршина «Пленница» и «Аttаlеа Ргiпсерs»: сюжеты, поступки героев, главные мысли. Составление плана. Рассказывание по плану |
| ||
16
|
Проверь себя. «Страничка книгочея». Детские журналы и газеты |
Повторение произведений П.П.Ершова и В.М. Гаршина. Инсценирование отдельных частей сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок». Отзыв о понравившемся произведении В.М. Гаршина. Сказки на страницах детских журналов |
| ||
Произведения Н.Г. Гарина- Михайловского (3 ч.)
|
17
|
Н.Г. Гарин-Михайловский «Старый колодец» (глава из повести «Детство Темы») |
Понятие о повести, главах повести. Образ Темы (внешний вид, его поступки, отношение к Жучке). Работа с сюжетно-композиционным треугольником, выделение кульминационного момента и выразительное чтение этого эпизода. Определение авторской позиции, выражение своего отношения к произведению и поступку героя |
| |
18
|
Слушание и работа с книгами. К.М. Станюкович «Максимка», Д.Н. Мамин- Сибиряк «Вертел» |
Книги о детях. Обсуждение рассказа К.М. Станюковича «Максимка», прочитанного самостоятельно. Образы детей героев в произведениях русских писателей (Л.Н. Толстого, Н.Г. Гарина-Михайловского, К.М. Станюковича). Слушание рассказа Д.Н. Мамина- Сибиряка «Вертел» |
| ||
Произведения зарубежных писателей (9 ч)
|
20
|
В. Гюго «Козетта» (отдельные главы) |
Повторение произведений зарубежных писателей (Джек Лондон «Волк», Э. Сетон-Томпсон «Чинк», бр. Гримм «Умная дочь крестьянская», Дж. Чиареди «Джон Джей Пленти и кузнечик» и др.). Работа с произведением В. Гюго «Козетта»: слушание, работа с текстом каждой главы, образ «Козетты». |
| |
22
|
Марк Твен «Приключения Тома Сойера (отдельные главы) |
Приключенческая повесть, юмор, герой ребенок, особенность языка. Структурные единицы главы, абзацы, смысловые части. Образ главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь). Самостоятельное чтение книг о детях |
| ||
24
|
Слушание и работа с книгами зарубежных писателей, Слушание стихотворения В. Гюго «Осенние листья« (отрывок). Работа с книгами М. Твена «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна». Самостоятельное чтение (1 и 8 глав из повести М. Твена »Приключения Гекльберри Финна») |
Работа с книгами зарубежных писателей, выделение произведений разных жанров о детях (сказки, рассказы, повести, стихи). Слушание стихотворения В. Гюго «Осенние листья« (определение темы и главной мысли, особенность обращений поэта к детям). Русские писатели-переводчики (К.И. Чуковский, А.А. Ахматова). Отзыв о прочитанной книге зарубежных писателей |
| ||
25
|
Сказка Х.К. Андерсена «Самое невероятное» |
Повторение изученньгх произведений Х.К. Андерсена. Особенность сказки: сюжет, главная мысль, язык, точка зрения автора (что хотел сказать автор). Работа с книгами-справочниками (значение слов, имен, картин) |
| ||
26
|
Стихотворение Х.К. Андерсена »Дети года» |
Знакомство с новым жанром произведений Х.К. Андерсена Дети года». Строфа (двустишие), рифма, тон, темп чтения. Выразительное чтение наизусть. Инсценирование стихотворения. Изготовление книги-самоделки «Дети города» |
| ||
27
|
Слушание и работа с книгами Х.К. Андерсена. Х.К. Андерсен »Девочка со спичками». К.Г. Паустовский «Великий сказочник». Детские газеты и журналы
|
Работа с книгами Х.К. Андерсена. Аннотация самостоятельно прочитанной книги Х.К. Андерсена. Слушание сказки Х.К. Андерсена «Девочка со спичками». Самостоятельное чтение очерка К.Г. Паустовского »Великий сказочник». Произведения зарубежных писателей на страницах детских газет и журналов |
| ||
28
|
Проверь себя. «Страничка книгочея» |
Обобщение по разделу. Работа по «Страничке книгочея» в тетради. Конкурс «Книгочей класса» по изученным произведениям |
| ||
3 четверть (40 ч) | |||||
Произведения Л.Н. Толстого (6 ч)
|
1
|
Повторение произведений Л.Н. Толстого. Дополнительное чтение «Воспоминания Л.Н. Толстого» |
Повторение произведений Л.Н. Толстого. Темы и жанры (рассказ, басня, былина, быль). Герои произведений. Справочный материал о писателе |
| |
2
4 5 |
Быль Л.Н. Толстого »Кавказский пленник» |
Понятие «быль» (рассказ о реальных событиях). Комментирование заглавия. Работа по содержанию, составление сюжетно-композиционного треугольника. Главная мысль. Образы Жилина, Дины. Сравнение поведения Жилина и Костылина. Определение позиции автора. Точка зрения читателя о героях и произведении |
| ||
6
|
Слушание и работа с книгами Л.Н. Толстого. Книги-справочники (справка об авторе). Слушание рассказа Л.Н. Толстого «Акула» |
Работа с книгами Л.Н. Толстого. Игра «Герои произведений Л.Н. Толстого». Слушание рассказа «Акула». Аннотация прочитанной книги |
| ||
7
|
Повторение произведений А.П. Чехова. А.И. Куприн «Воспоминания об А.П. Чехове»
|
Повторение произведений А.П. Чехова (З кл.). Игра «Вспомни и назови» по изученным произведениям А.П. Чехова.
|
| ||
8 9 10 |
Рассказы о животных. А.П. Чехов «Каштанка» |
Слушание: А.И. Куприн «Воспоминание об А.П. Чехове». Повторение произведений А.И. Куприна (учебник З кл.) |
| ||
11
|
Слушание и работа с детскими книгами о животных. Э. Сетон-Томпсон «Виннипегский волк». В. Песков «В гостях у Сетон- Томпсона» |
Первичное восприятие рассказа (читает учитель). Комментирование заглавия. Сюжет, описание Каштанки. Подготовка рассказа о поведении Каштанки. Сравнение рассказа «Каштанка« с рассказами А.И. Куприна, Э. Сетона-Томпсона, Джека Лондона |
| ||
Стихи А.А. Блока (З ч)
|
12
|
Стихи о Родине. А.А.Блок «Россия» |
Работа с книгами о животных: титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие, справка об авторе. Слушание рассказа Э. Сетона-Томпсона «Виннипегский волк». Самостоятельное чтение очерка В. Пескова «В гостях у Се- тона-Томпсона». |
| |
13
|
Стихи А.А. Блока. А.А. Блок «Рождество» |
Работа со стихотворением: первичное восприятие, комментирование заголовка, определение позиции поэта. Определение интонационного рисунка. Выразительное чтение с листа или наизусть |
| ||
14
|
Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов. А.А. Блок «На поле Куликовом» |
Работа с книгами стихов русских поэтов: группировка по темам (о Родине, природе). Слушание: А.А. Блок «На поле Куликовом». Повторение стихов А.А. Блока, изученных раньше («Зайчик», «Снег да снег») |
| ||
Произведения А.М.Горького (З ч)
|
15
|
А.М. Горький «В людях» (отрывок) |
Повторение (А.М. Горький «Воробьишко».). Позиция автора (рассказчик, рассказчик-герой). Особенность повествования, герои произведения |
| |
16
|
А.М. Горький «О сказках». Творческая работа «Дорогами сказок» |
Понятия: сказка, народная сказка, литературная сказка. Значение сказки. Коллективная (по группам) работа «Дорогами сказок» |
| ||
17
|
Слушание и работа с детскими книгами. А.М. Горький «Пепе» («Сказки об Италии»). Детские газеты и журналы |
Работа с книгами сказок (каждый ученик представляет свою любимую книгу сказок). Слушание: А.М. Горький «Пепе» из книги «Сказки об Италии». Творческая работа: рассказ о любимом сказочном герое. |
| ||
Стихи К.Д. Бальмонта (4 ч)
|
18
|
Стихи о Родине, о природе. К.Д. Бальмонт «Россия», «К зиме»
|
Определение тем стихов. Комментирование заголовков. Повторение понятий: рифма, строка, строфа. Упражнение в выразительном чтении. Выразительное чтение наизусть одного стихотворения |
| |
19
|
Стихи о природе. К.Д. Бальмонт «Снежинка», «Камыши» |
Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. Повторение: логические ударения. Выполнение заданий |
| ||
20
|
Сказочные стихи. К.Д. Бальмонт «У чудищ», «Как я пишу стихи» |
Особенность сказочных стихов: определение интонационного рисунка и позиции автора. Выразительное чтение. Заучивание наизусть одного стихотворения |
| ||
21
|
Слушание и работа с детскими книгами. К.Д. Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка» |
Работа с книгами стихов русских поэтов. Слушание стихотворения К.Д. Бальмонта «Русский язык». Повторение произведений, о которых говорится в стихотворении. Самостоятельное чтение стихотворения К.Д. Бальмонта «Золотая рыбка» |
| ||
Произведения В.В. Вересаева (5 ч)
|
22
|
В.В. Вересаев «Легенда». Повторение изученных легенд |
Понятия: легенда, сказание. Повторение изученных легенд и сравнение их. Работа с текстом. Выполнение заданий |
| |
23 24 |
В.В. Вересаев «Звезда». Восточная сказка |
Объяснение заглавия. Аналитическое чтение, выделение повторов, устойчивых эпитетов, описаний героев. Работа в тетради |
| ||
25
|
Слушание и работа с детской книгой. Легенда А.И. Куприна «Четверо нищих». детские газеты и журналы |
Выставка книг с легендами русских писателей. Аннотация «своей» книги. Слушание легенды А.И. Куприна «Четверо нищих». Произведения фольклора на страницах детских газет и журналов
|
| ||
Стихи И.А. Бунина (5 ч)
|
26
|
И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет», «Шире, грудь, распахнись для принятия..., «Детство» |
Сравнение стихотворений: определение тем, интонационных рисунков. Выразительное чтение (тон, темп, ритм). Выполнение заданий. Заучивание наизусть одного стихотворения |
| |
28
|
И. Бунин «Листопад» |
Первичное восприятие стихотворения (читает учитель или учащиеся). Работа над выразительностью чтения. Закрепление понятий: эпитет, сравнение, олицетворение. Выполнение заданий в тетради |
| ||
29
|
Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов. Н.А. Некрасов «Саша» (отрывок), « Генерал Топтыгин» К.И. Чуковский «Н.А. Некрасов» |
Повторение стихов русских поэтов. Слушание стихотворений Н.А. Некрасова «Генерал Топтыгин», «Саша». Сравнение стихотворений, выделение их главной мысли. Самостоятельное чтение очерка К.И. Чуковского «Н.А. Некрасов» |
| ||
30
|
Проверь себя. «Страничка книгочея» |
Обобщение по изученным разделам. Самостоятельное выполнение проверочной работы в тетради |
| ||
Произведения С.Я.Маршака (5 ч)
|
31
|
Повторение изученных произведений. С.Я. Маршака «Словарь». Дополнительное чтение. С.Я. Маршак «Загадки», «Зеленая застава» |
Повторение произведений С.Я. Маршака (1—З кл.). Жанры произведений С.Я. Маршака (загадки, стихи, сказки). Дополнительное чтение по хрестоматии (С.Я. Маршак «Загадки», «Зеленая застава»). Работа со стихотворением С.Я. Маршака «Словарь»: самостоятельное чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради |
| |
32
34 |
Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», отдельные картины |
Понятия: пьеса, действия, картины, действующие лица, диалог, реплика, ремарка (пояснение автора). Работа с пьесой по действиям (картинам): чтение, беседа по содержанию, выделение реплик и ремарок, инсценирование отдельных картин. Подготовка спектакля |
| ||
35
|
С.Я. Маршак-переводчик. Р. Бернс «В горах мое сердце...» (Перевод С.Я. Маршака)
|
Справка об авторе (работа со справочной литературой). Работа со стихотворением Р. Бернса «В горах мое сердце...»: чтение, беседа, выполнение заданий. Заучивание наизусть (по желанию) |
| ||
36
|
Слушание и работа с книгами С.Я. Маршака. С.Я. Маршак «Ледяной остров» |
Игра «По страницам книг С.Я. Маршака». Слушание стихотворения С.Я. Маршака «Ледяной остров». Творческая работа: «Остров Буян» (текст и рисунок)
|
| ||
Произведения А.П. Платонова (З ч)
|
37
|
Сказка-быль А.П. Платонова «Неизвестный цветок» |
Дать понятие «жанр в жанре». Выделение описаний картин природы, внешнего вида героев (портрет) и отношения человека к природе и природы к человеку |
| |
38
|
Слушание и работа с детскими книгами. А.П. Платонов «Старый воробей» |
Рассматривание книг со сказками в обработке А.П. Платонова. Слушание сказки-были А.П. Платонова «Старый воробей» |
| ||
40
|
Проверь себя. «Страничка книгочея». Детские газеты и журналы |
Проверочная работа по изученным разделам. Самостоятельное выполнение работы в тетради. Стихи, рассказы и сказки современных писателей на страницах детских газет и журналов |
| ||
4 четверть (32 ч) | |||||
Стихи Н.А.Заболоцкого (З ч)
|
1 |
Н.А. Заболоцкий «Весна в лесу», «Лебедь в зоопарке»
|
Сравнение стихотворений: строф, тем. Главная мысль. Выразительное чтение (паузы, логические ударения). Выполнение заданий в тетради |
| |
2 |
Н.А. Заболоцкий «Детство» |
Работа с текстом стихотворения. Упражнение в выразитель ном чтении. Сравнение стихотворений Н.А. Заболоцкого «Детство» и И. Сурикова «Детство» |
| ||
|
3 |
Библиотечный урок. Слушание и работа с детскими книгами
|
Работа с книгами стихов (по группам): отбор стихов по темам, по авторам. Выразительное чтение подготовленного стихотворения. Составление списка фамилий русских поэтов |
| |
Произведения о детях
войны (4 ч) |
4 5 6 |
В.П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы)
|
Герой ребенок. Образ Вани Солнцева (внешний вид, поступки). Главная мысль, отношение автора к герою. Подготовка выразительного чтения или рассказывания одного эпизода |
| |
7 |
Слушание и работа с детскими книгами о детях и журналами. Слушание стихотворения К.М.Симонова «Сын артиллериста». |
Книги о детях (время и место действия, герои, их поступки, игры). Слушание стихотворения К.М. Симонова «Сын артиллериста». Творческая работа: рассказ о любимом литературном герое (ребенке). Оформление книги-самоделки «Герои любимых книг» |
| ||
Стихи Н.М. Рубцова (4 ч)
|
8 |
Стихи о родной природе. Н.М. Рубцов «Береза» |
Работа с текстом стихотворения: строфы, рифма, описание березы. Точка зрения автора, определение отношения к стихотворению. Выразительное чтение: постановка задачи (что хочу выразить?), определение тона, темпа. Заучивание наизусть (по желанию) |
| |
9 |
Стихи о Родине, Н.М. Рубцов «Тихая моя родина» |
Первичное восприятие (читает учитель), беседа, упражнение в чтении. Определение главной мысли. Описание картин. Выделение эпитетов, сравнений. Сравнение стихотворений Н. Рубцова «Тихая моя родина» и И. Никитина «Русь» |
| ||
10 |
Стихи о животных. Н.М. Рубцов «Ласточка» |
Работа с текстом стихотворения Н. Рубцова «Ласточка»: выполнение заданий в учебнике и в тетради. Сравнение стихотворения Н. Рубцова «Ласточка» и рассказа И.С. Тургенева «Перепелка» (З кд.) |
| ||
11 |
Проверь себя. «Страничка книгочея» |
Обобщение по изученным разделам. Самостоятельное выполнение проверочной работы в тетради |
| ||
Юмористические произведения (3 ч)
|
12 |
Юмористические рассказы о детях и для детей. Н.Н. Носов «Федина задача»
|
Повторение изученных рассказов о детях Н. Носова, Л. Пантелеева, В. Драгунского (1—З кл.). Понятия: юмор, ирония. «Вычитывание» юмористических эпизодов. Определение и комментирование отношения автора. Выразительное чтение диалогов _____________________ |
| |
13 |
Юмористические стихи. А.Л. Барто «Леночка с букетом» |
Повторение стихов о детях (1—З кл.). Работа со стихотворением А.Л. Барто «Леночка с букетом»: чтение, беседа, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Заучивание наизусть (по желанию) |
| ||
14 |
Слушание и работа с юмористическими произведениями для детей: В. Драгунский «Тайное становится явным», Ю.Ермолаев «Жарко». Детские газеты и журналы |
Юмористические произведения на страницах газет и журналов |
| ||
Произведения С.В. Михалкова (4 ч) |
15 |
Стихи С.В. Михалкова «Школа», «Хижина дяди Тома» |
Повторение произведений С.В. Михалкова. Чтение стихотворений, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Заучивание наизусть одного стихотворения. Знакомство с книгой Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» (рассматривание и рекомендация для самостоятельного чтения) |
| |
16 17 |
Басни С.В. Михалкова «Любитель книг», «Чужая беда», «Зеркало» |
Повторение понятий: басня, выступление, рассказ (развитие действий), мораль, олицетворение. Чтение басен, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Выразительное чтение басен. Заучивание одной басни наизусть |
| ||
18
|
Слушание и работа с детскими книгами С.В. Михалкова. Слушание рассказа С.В. Михалкова «Штиль». Самостоятельное чтение сказки «Как старик корову продавал» |
Выставка книг С.В. Михалкова: определение тем и жанров. Слушание рассказа С.В. Михалкова «Штиль». Самостоятельное чтение сказки в стихах «Как старик корову продавал», сравнение ее с русской народной сказкой «Как старик корову продавал» в прозаической форме. Самостоятельная работа со схемой «Жанры произведений С.В. Михалкова» |
| ||
Очерки (4 ч) |
19
|
Очерки о Родине. И.С. Соколов-Микитов «Родина», М.А. Шолохов «Любимая мать-отчизна» |
Понятия: очерк, герой очерка, тема очерка. Повторение изученных очерков. Чтение очерков И. Соколова-Микитова «Родина» и М.А. Шолохова «Любимая мать-отчизна», сравнение, определение темы и авторской позиции |
| |
20
|
Н. Шер «Картины- сказки», Ю. Яковлев «Право на жизнь» |
Работа с очерками, выделение их особенностей (герой, описание, выражение точки зрения). Выполнение заданий в тетради и в учебнике |
| ||
21
|
Слушание и работа с книгами. Слушание очерка о писателях: Р. Сеф «О стихах Джона Чиарди», Детские журналы и газеты
|
Очерки о писателях. Повторение произведений и очерков А.И. Куприна о Чехове, Р. Сефа о Дж. Чиарди и т.д. Самостоятельное чтение очерка о Дж. Чиарди
|
| ||
22
|
Проверь себя. «Страничка книгочея» |
Обобщение по изученным разделам. Выполнение проверочной работы в тетради. Творческая работа: очерк «Мой любимый писатель» |
| ||
Путешествия, приключения, фантастика (10 ч) |
23 24 25 |
Джонатан Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы) |
Знакомство с книгами Дж. Свифта о Гулливере. Чтение отдельных глав, образ Гулливера (внешний вид, отношение к другим людям), выполнение заданий в тетради и в учебнике |
| |
26
|
Слушание и работа с книгами о путешествиях и путешественниках. Очерк В. Рыбникова «О книге Дж. Свифта» |
Рассматривание книг Дж. Свифта о Гулливере. Слушание одной из глав книги «Гулливер в стране великанов». Чтение очерка В. Рыбникова «О книге Дж. Свифта» |
| ||
27 28 |
Н.П.Вагнер «Береза», «Фея Фантаста* |
Работа с произведениями, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Сравнение сказок Н.П. Вагнера «Береза» и Х.К. Андерсена «Ель» (2 кл.). Слово учителя о Н.П. Вагнере («русском Андерсене») |
| ||
29 30 |
Слушание и работа с книгами. Книга Н.П.Вагнера «Сказки Кота-Мурлыки». Слушание Н.П.Вагнера«Сказка». Самостоятельное чтение сказки Н.П.Вагнера «Руф и Руфина» |
Знакомство с книгами Н.П. Вагнера «Сказки Кота-Мурлыки» разных годов издания. Слушание сказки Н.П. Вагнера «Сказка». Самостоятельное чтение сказки Н.П. Вагнера «Руф и Руфина», сравнение ее со сказкой Ц. Топелиуса «Зимняя сказка» (3кл.)
|
| ||
31
|
Проверь себя. «Страничка книгочея» |
Обобщение по теме. Выполнение итоговой проверочной работы в тетради |
| ||
32
|
Библиотечный урок «В мире книг». «Летнее чтение» |
Конкурс «Книгочей класса»: знание книг и произведений писателей из круга чтения (1-4кл.): 1. Фамилии русских сказочников и их произведения. 2. Баснописцы и басни. З. Произведения фольклора. 4. дети — герои литературных произведений. 5. Аннотация «Моя любимая книга». Оформление «дневника летнего чтения» по разделам: 1. «Фольклор». 2. «Стихи русских поэтов». З. «Рассказы о детях». 4. «О Родине и родной природе». 5. «Приключения, фантастика, детектив». 6. «детские газеты и журналы» |
|
17 12 2014
1 стр.
30 09 2014
3 стр.
15 12 2014
1 стр.
14 10 2014
1 стр.
14 12 2014
11 стр.
24 09 2014
4 стр.
08 10 2014
1 стр.
14 10 2014
1 стр.