Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
1. Осадчева Ольга Александровна, учитель русского языка высшей квалификационной категории

2. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15 г. Нижнего Новгорода

3. Контактный телефон: +7-920-297-05-13,

Электронный адрес: [email protected]


Сопоставление произведений разных авторов на уроках литературы.
(Из опыта преподавания)

Мировая художественная литература строится на взаимодействии литератур разных народов. Это процесс взаимообмена информацией, то есть диалог. Он может происходить как между авторами, живущими рядом, в одних временных рамках, так и между авторами разных стран и даже эпох. Из такого взаимодействия и складывается Литературный Процесс. Поэтому тема сопоставления произведений разных авторов русской, русской и зарубежной литературы будет всегда актуальной. У детей формируется широкий взгляд на мир, развивается талант критика. Школьники приобщаются к духовному опыту человечества. Интерпретация ( маленькое исследование)текстов учит важным вещам: думать над текстом, понимать его, разговаривать о нём.


Сопоставлять можно произведения поэтические и прозаические. Такую работу можно проводить на обобщающих уроках.

В 5 классе «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» со «Сказкой о золотом петушке» А.С.Пушкина (рассматриваются персонажи, даётся их классификация: персонаж-протагонист, персонаж-антагонист, персонаж -резонёр).

В 6-м произведения зарубежных авторов «Приключения Ромена Кальбри» Г.Мало и «Приключения Оливера Твистера» Ч.Диккенса (исследуется проявление мотива приключения в данных произведениях).

В 7-м вновь обращаемся к «Сказке о золотом петушке» А.С.Пушкина и сопоставляем её с «Легендой об арабском астрологе» В.Ирвинга (подтверждаем или опровергаем гипотезу о том, что Пушкин создал свою сказку по мотивам произведения Ирвинга).

В 8-м сопоставляем «Рождественскую песнь в прозе» Ч.Диккенса со святочными рассказами Лескова (рассматриваются особенности данного жанра и отличие святочных от рождественских рассказов).

В 9-м обращаемся к сопоставлению эпизодов дуэли у Пушкина («Выстрел», «Евгений Онегин») и Лермонтова («Герой нашего времени»).

Интересная работа проходит в 10-м классе. Для сопоставления берутся произведения Г.Флобера «Мадам Бовари» и Н.Островского «Гроза», «Война и мир» Л.Толстого и Стендаля «Красное и чёрное» (образы князя Андрея и Жюльена Сореля), «Униженные и оскорблённые» Ф. Достоевского и « Отец Горио» Бальзака (образы так называемых «учителей жизни» для молодых героев - Вотрена и князя Валковского). Школьникам интересно в несходном обнаруживать сходное – такое исследование углубляет интеллект критика, позволяет обобщить широкий материал, высказать своё мнение.

Приведу примеры сопоставлений для младших и старших школьников. Представлены не готовые конспекты уроков, а материал для их составления. То общее, что мы с детьми нашли в текстах в процессе работы.


Сопоставление «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» со «Сказкой о золотом петушке» А.С.Пушкина (рассматриваются персонажи, даётся их классификация: персонаж-протагонист, персонаж-антагонист, персонаж -резонёр).

Ах, иначе в былые года

Колдовала земля с небесами,

Дива дивные зрелись тогда,

Чуда чудные деялись сами…

Н.С.Гумилёв

Что происходит с человеком, когда он открывает книгу, чтобы прочитать сказку? Он сразу попадает в совершенно другие времена, страну, населённую иными людьми и предметами. Художественный мир произведения и похож и не похож на мир реальный.

На Руси девушки проводили вечера за рукоделием и общением друг с другом, рассказывая о своих мечтах, как девицы в «Сказке о царе Салтане». Старинный русский белокаменный город с зубчатыми стенами, церквями и святыми монастырями так же описан в этой сказке. Но возникает он по воле Царевны – лебедь волшебно.

Все мысли царевича Гвидона устремлены к отцу, царю Салтану. А посещает он отца в виде… комара, шмеля и мухи! Сказка не только будит фантазию, но и учит, наставляет. Отдельное практическое нравственное наставление, нравоучение – мораль есть в любой сказке. В сказках раскрываются светлые и тёмные стороны жизни, герои преодолевают препятствия, потому и сегодня эти произведения пленяют нас.

Писатель помогает читателю проникнуть в художественный мир сказки, понять «урок для добрых молодцев», создавая интересных персонажей.


«Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» и «Сказку о золотом петушке» литературоведы определяют как сказки философские.

Произведения населены персонажами.

Они обычно делятся на главных героев, второстепенных и

эпизодических персонажей.

Но такого рода деление не позволяет увидеть, в каком взаимоотношении между собой персонажи сказок и какова их роль.

Существует ещё одно деление:

Персонаж - протагонистглавное действующее лицо, персонаж, чья судьба в первую очередь интересует автора, кто в наибольшей степени отвечает представлениям автора о том, как должно вести себя человеку в той или иной ситуации. Персонаж - антагонист – действующее лицо, противопоставленное протагонисту, нередко вступающее с ним в борьбу, чья деятельность вызывает явное неодобрение автора; активный отрицательный персонаж. Персонаж-резонёр – персонаж, выражающий авторскую точку зрения на изображаемые события и действующих лиц; может принимать участие в развитии сюжета, но часто оказывается сторонним наблюдателем, чья задача ограничивается комментированием происходящего.

В «Сказке о Мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина два главных женских персонажа - царица-мачеха и царевна-падчерица.

Царица-мачеха высокая, стройная, красивая, умная, но при этом

« горда, ломлива, своенравна и ревнива». Лишь со своим зеркальцем она мила и добродушна. Из зависти к красоте царевны, мачеха решила ее извести. И почти добилась своего. Увидев живую и невредимую царевну, от злости, душившей ее, царица- мачеха умерла. Это персонаж - антагонист.

Царевна-падчерица - полная противоположность своей злой мачехи. Красивая, добрая, милая, кроткая девушка вызывала у всех любовь и восхищение. Поэтому и Чернавка не смогла ее погубить, и богатыри, восхищаясь её воспитанностью («вмиг по речи те признали, что царевну принимали») и трудолюбием, с радостью оставили у себя жить, а позже предлагали стать женой одного из них. Даже пес до последней секунды старался оградить царевну от беды. Царевна, в отличие от царицы, которая «сидела без дела», была замечательной хозяйкой: дом богатырей с ее приходом стал намного уютнее.

Образ царевны-падчерицы является выражением общенародного идеала. Она тот самый «гармоничный положительный герой», в котором есть и ум, и красота, и доброта, и простота, и кротость - положительные качества, ценимые народом. Это персонаж-протагонист.

Царица-мачеха, хоть «умом и всем взяла», не уверена в себе. Поэтому зеркальце нужно ей для самоутверждения. Так автор обнаруживает внутреннюю несостоятельность и обречённость зла. Зеркальце исполняет роль персонажа – резонёра, который ни на чьей стороне, в нем нет ни к кому сочувствия. Зеркальце сообщает факт, выносит мачехе приговор.

Мысль о правде, о справедливости, о добре и зле волновали человека всегда. И всегда хотелось верить, что как бы ни сильны были зло, корысть, властолюбие и несправедливость, правда рано или поздно возьмет свое.



Мораль этой сказки такова: злость и зависть не принесут счастья, да и красота – не самое главное достоинство человека. Мысль о том, что красота не хороша без добра, пронизывает сказку. Кротость царевны делает героиню беззащитной. Значит, добро нуждается в защите, поэтому в сказке есть второй персонаж – протагонист – королевич Елисей, отправившийся на поиски невесты и спасший её от злых чар.

«Сказка о золотом петушке» - последняя из написанных А.С.Пушкиным сказок. В этой сказке трудно определить, какой из персонажей – протагонист, есть ли таковой вообще.

В самом начале сказки Пушкин называет Дадона эпитетом «славный».

В толковом словаре Ожегова у этого слова два значения: 1) очень хороший, симпатичный; 2) достойный славы.

Этот эпитет позволяет внушить читателю уважение к прошлым заслугам Дадона и соответствует, на первый взгляд, характеристике персонажа- протагониста.

Но слава бывает разной! Православный царь обращается с просьбой о помощи к звездочёту, который является к нему в «сарачинской шапке белой». У сарацинов - мусульман белую чалму получает право носить тот, кто совершает паломничество к святым для мусульман местам. Т.е. в православное государство царь сам пригласил иноверца, обладающего сверхъестественными знаниями. Царю нужен волшебный страж, чтобы «царствовать, лёжа на боку», не утруждать себя заботами о благе государства. Дадон активизировал зло. Мудрец, персонаж – антагонист, создал Шамаханскую царицу. Именно после его смерти «царица вдруг пропала, будто вовсе не бывало…» Дадон околдован ею настолько, что забывает о смерти собственных сыновей, наследников престола.

Он готов разделить с ней трон. Его не останавливает негодование народа:

С шумом встретил их народ,-

Все бегут за колесницей…

По Лотману бегущий народ ассоциируется с понятием беззащитности.

Сколько всего взамен Дадон предлагает звездочёту:

Хоть казну, хоть чин боярский,

Хоть коня с конюшни царской,

Хоть полцарства моего…

Автор указывает, что звездочёт собирался потребовать от Дадона нечто более значимое, чем полцарства. «Славный» Дадон даёт отпор сопернику, но понёс наказание: страж- петушок стал причиной его гибели. В отличие от него персонаж-протагонист в конце сказки всегда получает награду.

В христианском мире петушок издавна является символом христианского бодрствования. Это страж христианской веры. Этот персонаж – резонёр до поры до времени сообщал о происходящем, но, в отличие от зеркальца, не был бесстрастным.

Эта волшебная сила изображена и как орудие высшей справедливости.

Мораль этой сказки такова: нравственные требования предъявляются к государю так же, как к простому человеку.

Все рассматриваемые персонажи сказок Пушкина, как несимпатичные и злые, так и добрые и справедливые обладают такими человеческими качествами, которые в той или иной мере присутствуют в каждом из нас. Поэтому сказки Пушкина очень понятны и близки читателю любого возраста.

О добре и зле, об уважении к человеку, о выдумке и находчивости и просто о любви - обо всем этом А.С. Пушкин пишет в своих сказках.

Пушкин защищал и сохранял в своём творчестве национальную литературную традицию, которая включала в себя определённые правила поведения, систему нравственных требований к человеку.

Вот пример сопоставления стихотворений для 10-11 класса.


Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» и А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке».

Лирическое вступление.


У А.А.Ахматовой есть строки:

А каждый читатель как тайна.

Как в землю закопанный клад.

Пусть самый последний, случайный,

Всю жизнь промолчавший подряд.

В стихотворении А. А. Ахматовой даётся характеристика Читателя, того самого таинственного, «неведомого» собеседника, к которому всегда обращено слово поэта. Поэту неведомо, как отзовётся его Слово, найдет ли оно отклик в душе читателя. Для автора это тайна. Каждый, кто прочтёт строки стихотворения, интерпретирует их по-своему. «А что такое чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов»,- писала жившая в одно время с Ахматовой великая поэтесса М.И.Цветаева. Так даже «случайный», т.е. не занимающийся литературой серьёзно, читатель становится соавтором поэта.

Задание даёт возможность, сопоставляя, попытаться «извлечь тайное», созданные поэтом образы поражают читательское воображение, зажигают эмоции, вызывает работу мысли.

Монастырь на Кавказе


Высоко над семьёю гор,

Казбек, твой царственный шатёр

Сияет вечными лучами,

Твой монастырь за облаками

Как в небе реющий ковчег,

Парит, чуть видный, над горами.


Далёкий, вожделенный брег!

Туда б, сказав прости ущелью,

Подняться к вольной вышине!

Туда б, в заоблачную келью,

В соседство бога скрыться мне!

А.С.Пушкин

1829 г.


Крест на скале

В теснинах Кавказа я знаю скалу,

Туда долететь лишь степному орлу,

Но крест деревянный чернеет над ней,

Гниёт он и гнётся от бурь и дождей.
И много уж лет протекло без следов,

С тех пор как он виден с далёких холмов.

И каждая кверху подъята рука,

Как будто он хочет схватить облака.


О, если б взойти удалось мне туда,

Как я бы молился и плакал тогда;

И после я сбросил бы цепь бытия,

И с бурею братом назвался бы я!

М.Ю.Лермонтов


Начнём со стихотворения Лермонтова.

Михаил Юрьевич Лермонтов начал писать стихи в 1828 году (ему тогда было 14 лет), но вошёл в литературу поздно. В 1840 году был издан первый и единственный прижизненный сборник «Стихотворений М.Лермонтова». Поэт заявил о себе как о живописце, который «страдает болезненнее других, пламеннее любит, сильнее ненавидит, словом, - глубже чувствует» (В.Белинский).

«Крест на скале» входит в собрании сочинений поэта в «Стихотворения разных лет», дата написания не указана, но можно предположить, что в середине 30-х годов: ещё чётко звучит авторское «я» и нет ярко выраженного позднее соотношения лирического героя с образом поколения.

Белинский делит лермонтовскую лирику на субъективную и чисто художественную. В свою очередь среди субъективных есть стихотворения, которые «мрачат душу, леденят сердце». К таким произведениям можно отнести и это стихотворение.

Анализируя стихотворение, замечаем, что в нём 12 строк, разделенных на три катрена. В каждой строке (всегда!) 11слогов, рифма только мужская, придающая динамизм фразе, смежная, размер - трёхсложный четырёхстопный амфибрахий. Эта чёткость, размеренность, механистичность создаёт ощущение холодного, колючего восприятия окружающего мира.

Каков же он (мир) в стихотворении? Природа Кавказа описана скупо, схематично: ущелье, скала («туда долететь лишь степному орлу»)- далёкие холмы (антитеза). Нет роскошной зелени, ласкового солнца, вместо него в этом мире льют бурные дожди. Холод и пустота вокруг рождают ощущение бесприютности, безысходности.

С первой строфы внимание сосредотачивается на одном образе – кресте на скале. Крест деревянный чернеет, гниёт, гнётся. Глаголы движения и аллитерация [н] создают настроение уныния, так как говорят об угасании, загнивании, исчезновении. Чего? Веры? Чьей и во что?

Но для чего-то крест водружён на высокой скале, чтоб «много лет» быть видным «с далёких холмов»? У Лермонтова многие стихотворения построены на сквозном символическом образе. В «Трёх пальмах» это песок – символ забвения, в «Листке» это дубовый листок - символ вынужденного скитания, в стихотворении «Для чего я родился» это волны – символ свободы. Крест на скале как рука, которая « хочет схватить облака» - ,возможно, символ вызова, символ мятежного духа человека. Эту мысль подтверждает последняя строфа, где перед нами предстаёт лирический герой. Вся строфа – одно предложение, одно его восклицание, «вышедшее из глубин оскорблённого духа» (В.Белинский).

Это не тихая, кроткая грусть души, а громкий, полный отчаяния крик героя-романтика, одинокого и жаждущего родства.

Аллитерация [л ]и [р ] («молился и плакал», «с бурей братом назвался») позволяет этот крик услышать. Ассоциация с образом «байронического героя» - Мцыри возникает сразу: «О, я как брат /Обняться с бурей был бы рад.. .»

И всё-таки в стихотворении есть что-то неуловимое. Сколько рождается вопросов! «Кверху подъята», «взойти» - эти слова, относящиеся к возвышенной лексике, указывают на устремлённость вверх. К Богу? К свободе? Которая возможна только тогда, когда умрёшь, «сбросишь цепь бытия» (антитеза), станешь частью природы? Глагол «сбросил», означающий резкое движение, характеризует решительность намерений лирического героя.

Как же тяжело существовать в мире людей, если мечтаешь, вымолив и выплакав прощение, стать частью такого холодного и бесприютного мира!

Появляется так называемый антеевский мотив (по имени персонажа греческой мифологии): оторванность от родины, родных, ощущение отверженности означает отчаяние и смерть.

Создавая стихотворение, Лермонтов как бы полемизирует с пушкинским «Монастырём на Казбеке».

У Пушкина стихотворение, как и у Лермонтова, начинается описанием природы Кавказа. Всё, что мы видим глазами лирического героя Пушкина, великолепно: и царственный шатёр Казбека, и парящий за облаками монастырь.

Всё это, что создано природой и человеком, равноценно. Не случайно скромный монастырь сравнивается с величественным библейским ковчегом. В отличие от дисгармонии мира стихотворения Лермонтова, здесь царит гармония.

Язык стиха аллегоричен, эмоционально ярок. Глаголы движения «сияет» и «парит», входящие в состав метафор, создают настроение необыкновенного воодушевления и вдохновения! «Сиять»- не только испускать сияние, блестеть, но и светиться радостью, счастьем. «Парить» - держаться в воздухе неподвижно, но и предаваться мечтаниям. Эти глаголы подсказывают отношение лирического героя Пушкина к миру и восприятие им этого мира. Возникает вопрос: «Монастырь на Казбеке для героя – вожделенный (т.е. желанный, страстно ожидаемый) брег»?

При пристальном прочтении стихотворения вот что можно заметить. У Пушкина в произведении 11 строк, разделенных на две строфы: секстину и пятистишье. Размер – двусложный четырёхстопный ямб с пиррихиями. Количество слогов в строфах разное. В первой: 8,8,9,9 ,8,9; во второй: 8,9,8,9,8. Если прочитать одну за другой строки, имеющие только 8 слогов, получится самостоятельное произведение:

Высоко над семьёю гор

Сияет вечными лучами,

Как в небе реющий ковчег,

Далёкий, вожделенный брег!

Подняться к вольной вышине!

В соседство бога скрыться мне!

Невольно приходим к мысли о том, что вид древнего монастыря пробудил у поэта желание поразмышлять о некоем уголке на земле, свободном от суеты, о «вольной вышине», дарующей независимость от кого или чего-то. Конечно, «заоблачная келья», куда стремится лирический герой, есть не что иное, как поэтическая условность, символ уединения (вспомним в стихотворении «Поэт» « берега пустынных волн, широкошумные дубровы»). «Скрыться» - уйти незаметно, но и спрятаться для обретения гармонии и душевого покоя. Покоя не как чего-то статичного, а покоя – равновесия. Вслед за поэтом и у читателя зарождается желание обрести его.



Лермонтов, возможно, и интерпретировал бы произведение Пушкина подобным образом, но трагическое восприятие мира диктует совсем другие строки, представляя лирического героя личностью мятежной, полной противоречий и бесконечно одинокой, как тот крест на скале…

Литература.

  1. Балыхина Т.М., Лысякова М.В., Рыбаков М.А.Учебный словарь терминов и понятий культуры речи. М.: Азбука, 2002 год.

  2. Демиденко Е. В надежде славы и добра: Разговор с пятиклассниками о Пушкине и его сказках.// Литература – 1995.- № 7




  1. Зинина Е.А. Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста. Элективные курсы 10-11 кл. М.: Дрофа, 2007 год.

  2. Литература 6 класс под ред. М.Б.Ладыгина. - М., Дрофа, 2004 г.

  3. Ю.М.Лотман. В школе поэтического слова.- М., Просвещение, 1988 г.

  4. Львова С.И. Уроки словесности 5-9 кл. М.: Дрофа, 1999 г.

  5. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Толковый словарь. - М., Азъ, 1993г.

1. Осадчева Ольга Александровна, учитель русского языка высшей квалификационной категории

Осадчева Ольга Александровна, учитель русского языка высшей квалификационной категории

125.38kb.

04 09 2014
1 стр.


Сборник дидактических материалов по русскому языку для учащихся 5 9 классов

Составитель: М. Л. Глинкина, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

641.83kb.

14 09 2014
4 стр.


Урок словесности в 9-10 классе. Лингвистический анализ стихотворения. Арсений Тарковский словарь

Розалья Габдулловна Маракаева, учитель русского языка высшей квалификационной категории мбоу «Лицей №9 имени А. С. Пушкина города Зеленодольска Республики Татарстан»

89.42kb.

18 12 2014
1 стр.


2010 год Тема урока: Анализ рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма». Тема взаимоотношений между детьми и родителями: уважение, любовь, благодарность и ответственность за свои поступки

Подготовила учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Медкова Нина Игоревна

117.88kb.

13 10 2014
1 стр.


Баштанник Наталья Евгеньевна, учитель биологии высшей квалификационной категории мбоу сош №31. Тип урока. урок

Учитель. Баштанник Наталья Евгеньевна, учитель биологии высшей квалификационной категории мбоу сош №31

100.37kb.

16 12 2014
1 стр.


Урок размышление, 10 класс Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Шакирова Наиля Накиповна

Сопоставить понятие нигилизма и взгляды Базарова; показать, как влияют убеждения человека на его судьбу; проанализировать последствия нигилизма, подвести к мысли о разрушительном в

152.54kb.

10 09 2014
1 стр.


Тема работы

Селина Наталья Алексеевна, учитель биологии и химии высшей квалификационной категории

78.91kb.

08 10 2014
1 стр.


Историко-краеведческий музей

Основатель музея: Дадыкина И. Н. учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории

141.64kb.

01 10 2014
1 стр.