Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Моу Подгоренская СОШ №1

Подгоренского района Воронежской области

План – конспект урока

по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»

Подготовила учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Медкова Нина Игоревна.

mp900430825.jpg

2010 год


Тема урока:

Анализ рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма». Тема взаимоотношений между детьми и родителями: уважение, любовь, благодарность и ответственность за свои поступки.

Цели:

-Проанализировать содержание рассказа, выяснить его композиционные особенности, проследить за авторской позицией, раскрыть своеобразие писательской манеры Паустовского;



-продолжать формировать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, давать монологические ответы, выразительно читать;

-воспитывать бережное, заботливое, благодарное отношение к своим родителям;

-развивать умение любить и понимать живопись, музыку.

Технология:

Технология развивающего обучения с применением мультимедиа технологий, Интернета.

Оборудование:

Компьютер, проектор, музыка (П.И.Чайковский. «Времена года. Октябрь»), слайд – фильм.

Запись на доске:



  1. Словарная работа:

Сольвейг (норвеж. – солнечный путь) – олицетворение поэтичности, красоты.

Пустельга (простореч.)пустой, легкомысленный человек.

Ветла – вид ивы.

Зарубка – отметка рубящим предметом на чём-нибудь.



  1. Эпиграф:

Будь человеком! За добро плати добром. Не будь пустельгой.

К.Г. Паустовский

Ход урока.


  1. Оргмомент.

  2. Вступительное слово учителя.

- Сегодняшний урок я хотела бы начать с поэтической пятиминутки. Л. Татьяничевой. Прослушайте стихотворение Л. Татьяничевой «Опаздывают поезда» и ответьте на вопрос: соотносится ли оно с темой нашего урока?

Опаздывают поезда,

Опаздывают вёсны,

Опаздывают иногда

Зажечься в небе звёзды.
Усеять пашни серебром

Опаздывает замять.

И за добро платить добром

Опаздывает память.


Опаздывает почтальон

И даже – «неотложка».

А в чьём-то доме за столом

Осиротеет ложка…

Опаздывает иногда

Ко времени и гордость.

Но непростительно, когда

Опаздывает совесть.



( Слайд 1).-У нас сегодня непростой урок. Непростой - по содержанию, по осмыслению, непростой эмоционально. Дома вы прочитали рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма». Поделитесь своими чувствами. (Ученики делятся своими впечатлениями). Я поняла, что этот рассказ растревожил ваши души, а лишь растревоженная душа способна в полной мере воспитать в каждом из нас человека.

(Слайд 2) -Глава повести «Золотая роза» «Зарубки на сердце» знакомит нас с историей создания рассказа «Телеграмма». В этой главе Паустовский рассказывает об удивительной женщине, с которой он познакомился, живя в Рязанской области в доме академика живописи Пожалостина. Она явилась впоследствии прототипом героини рассказа «Телеграмма». Его он написал, опираясь на свои впечатления, потрясшие его когда-то.

- А что такое телеграмма?

- Вам приходилось получать её?

- Представьте такой момент. Что бы вы испытали в подобной ситуации?

- Почему слово «телеграмма» рождает тревогу?

- А для чего оно внесено в заглавие рассказа?

- Какие предчувствия создаются за счёт названия?

- Сколько телеграмм упомянуто?

- А выполнили они своё предназначение? (Одна опоздала, другой не поверили).

- Так стоило ли их упоминать?

- Может автор имеет в виду что-то другое, говорит о другой тревожной вести?

-Попробуем ответить на этот вопрос сегодняшним уроком.



  1. Беседа по рассказу.

Мы встречались с Паустовским – мастером пейзажной прозы. А этот рассказ можно определить, как рассказ о природе? (Это рассказ о сложных человеческих взаимоотношениях. Но пейзажные зарисовки в нём есть).

Паустовский затрагивает одну из важнейших проблем всех времён – проблему отношения детей и родителей. Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим далеко, всегда ли пишут им письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками?



Поговорим об этом.

  • Обратимся к тексту рассказа. Работая с текстом рассказа, можно выделить три основные части. (Слайд 3).



  • Композиция, безусловно, играет важную роль для понимания ситуации. А что помогает автору раскрыть душевное состояние героев? (Пейзаж).



  • Прочитаем его начало (От слов «Октябрь был на редкость…» до слов «Из них назойливо сыпался дождь»). (Демонстрация слада с изображением осеннего пейзажа 4).



  • Повествователь в рассказе как бы самоустраняется: он находится в позиции наблюдателя. Однако его незримое присутствие ощущается в каждом слове.

  • Подумаем, для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки? (Она настраивает читателя на определённый лад, подготавливает к восприятию произведения, создаёт тональность произведения).



  • Какие мысли автор передаёт через этот пейзаж? (Пейзажную зарисовку пронизывает мысль об увядании, даже отмирании природы: октябрь – «на редкость холодный», ветлы – «облетевшие», трава – «полегла». Само время, кажется, замедлило своё течение - тучи «тащились», «цеплялись», «даже сыпались назойливо»).



  • Каков, по-вашему, ритм прозы писателя? (Ритм прозы ощущается сразу же. Фразы короткие, от них веет каким-то холодом и безысходностью. И только выбивается из этого ритма предложение о подсолнечнике, который «всё доцветал и никак не мог доцвесть»). (Демонстрация слайда 5 с изображением подсолнечника).



  • Почему именно «подсолнечник», а не «подсолнух», как говорят в деревне? Слово продиктовано чувством ритма. (Это как бы маленькое тёплое солнышко на фоне безотрадной картины поздней осени, которое никак не хочет погаснуть, надеется на что-то. Катерина Петровна тоже одна в доме и в жизни. И у неё – осень жизни).



  • А теперь прочитаем это описание природы ещё раз, слушая одновременно музыкальную пьесу П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь». (Слайд 4). Какая картина представляется?

Сравним тональность звучания прозы и музыки. (Музыка грустная, но в ней нарастающего ощущения тревоги. А, наблюдая за пейзажем Паустовского, мы всё больше чувствуем приближение трагедии.



  • Как соответствует безотрадная картина природы внутреннему состоянию Катерины Петровны? (Паустовский, следуя традиции отечественной литературы, соотносит состояние природы с душевным состоянием человека. В природе, как и в жизни человека, наступает медленное увядание).



  • Какой приём использует автор в таких словосочетаниях: одинокий подсолнух, позабытые звёзды, озябший клён? Зачем автор обращается к олицетворению? (Клен – это не просто осенняя картина, это память Катерины Петровны. Посадила она его , будучи девушкой –хохотушкой. Видя его, она вспоминает себя: у них одинаковая судьба. Пейзаж создаёт ощущение страшного одиночества, пустоты вокруг старой женщины).



  • Какие детали интерьера свидетельствуют о том, что жизнь замерла в старом доме? («Горький запах» нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар, в комнатах слишком сумрачно. Ощущается неухоженность, запущенность).



  • За счёт каких ещё деталей автор усиливает ощущение абсолютного одиночества старой женщины? (Отмечаем слепоту и полное отсутствие голоса).



  • Автор настраивает читателя на тональность повествования, создаёт фон, на котором будет разворачиваться действие, Такое начало помогает понять состояние Катерины Петровны. Ну, конечно, чтобы сделать вывод о главной теме произведения, мы, безусловно, должны более подробно поговорить о героях рассказа.



  • Как живётся Катерине Петровне? Чем она живёт? (Монологический ответ: К.П. – дочь известного художника – доживает свой век в мемориальном доме, построенном отцом. В молодости жила в Петербурге, Париже, видела похороны В. Гюго, французского писателя. Об этой счастливой и насыщенной жизни напоминает эскиз к «Неизвестной» Крамского – подарок автора отцу героини. В душе К.П. мрачно, она уже три года не видит своей единственной дочери, которая и письмо-то матери написать не может. Добрая – страдает от одиночества, но не упрекает дочь, она понимает, что Насте теперь не до неё; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая. Мы с жалостью читаем строки о том, как К.П. всё перебирает какие-то бумажки в ридикюле. Временами тихонько плачет, для неё ночи долгие, тяжёлые, у неё бессонница. К.П. не знает, как дожить до утра. Перебирая деньги, представляет, что они помнят тепло рук дочери. Не теряет надежды на приезд Насти).



  • (Слайд 6). Что же поняла Катерина Петровна во время непосильной прогулки? (Дни её сочтены). (Слайд 7).



  • Сейчас вы прослушаете письмо Катерины Петровны. Сядьте поудобнее, закройте глаза или просто опустите голову. Существует такой приём «открытой ладони». Когда вы будете испытывать наибольшее волнение, жалость к Катерине Петровне или какие-то другие чувства, вы будете поднимать ладошку. Цель этого задания я вам объясню позже.



  • Читается письмо Катерины Петровны Насте.



  • Используя этот приём, мне хотелось узнать, кто мы: только учитель и ученики, которые по программе должны обсуждать какую-то определённую тему, и совсем не обязательно, чтобы наше мнение совпадало, или мы люди, которые смотрим на очень важные вещи одинаково, и мы не участники, а соучастники очень не простого разговора. Спасибо вам за неравнодушие. Я думаю, что мы можем продолжить дальше.



  • Письмо отправлено. Каков же результат? (В ответ – телеграмма. Катерина Петровна по тексту понимает, что она написана Тихоном. Старушка интеллигентно молчит, плачет. Поняв, что дочь осталась глуха к её просьбам, Катерина Петровна перестаёт ждать и ……умирает).



  • Так почему дочери нет рядом? Почему не откликается на письмо? Может верна оценка Тихона? Что значит «пустельга»? Согласны вы с его словами? (Слайд 8).



  • Что мы узнаём о жизни и занятии Насти? ( Монологический ответ: Настя – единственная дочь К.П. Живёт в Ленинграде, работает секретарём в Союзе художников. Работы много, устраивает выставки. В почтовых переводах одни и те же слова: «Столько дел, что нет времени не то, что приехать, даже письмо написать настоящее». Один раз в 2-3 месяца шлёт перевод на 200 рублей. Последний раз приезжала три года назад).



  • А как. По-вашему, автор согласен, что Настя – пустельга? Обратимся к эпизоду «На одной из площадок…». Это в то время, когда в сумочке нераспечатанное письмо…



  • Художники называли её Сольвейг – «солнечный путь». Но на какую деталь портрета вы сразу обратили внимание? (Холодные глаза). Л.Н.Толстой говорил, что «глаза – зеркало человеческой души», а здесь такой разоблачающий эпитет. Человек с холодными глазами не может быть добрым. Нужно ли что-то ещё говорить о характере Насти?



  • Но ведь в тексте читаем, что после работы ей надо было пойти в мастерскую молодого скульптора Тимофеева, так как его затирают, не дают развернуться. И она готова ему помочь, не намерена отступать. Решила драться вместе, чтобы вырвать этого талантливого художника из безызвестности. В Союзе художников долго говорила, доказывала, горячилась, хлопотала, ссорилась, мирилась. Неужели она не могла за три года написать письмо матери?! Сколько душевных сил она потратила, да не на то!



  • Выставка удалась? Чья это заслуга? Как вы думаете, почему Настя самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Бескорыстна ли она? (Карьеристка. Началось обсуждение, говорили о внимании к человеку, незаслуженно забытому художнику. Этой выставкой целиком обязаны Анастасии Семёновне, ей аплодировали).



  • Каково авторское отношение к Насте? (Он подчеркивает самолюбование Насти). Найдите подтверждение в тексте.



  • А обратили ли вы внимание, что на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде, почти нет описаний природы. Как вы думаете, почему? (-Большой город, отсутствие уголков природы.

-Настя – равнодушный, чёрствый человек, такие обычно не видят природу, она не нужна им в жизни).

  • Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? (Прочитала только вечером и сказала: «Куда там сейчас ехать? Две недели возилась с выставкой»).



  • Во время выставки получила телеграмму. Как ведёт себя? (Какая Катя умирает? Должно быть, не мне. Узнала адрес, скомкала телеграмму, нахмурилась. НА вопрос: «Что-то неприятное?» - ответ: «Нет, это так, от одной знакомой»).



  • Кто, словно пробуждает её сознание? (Чей-то взгляд тяжелый всё время чувствовала. (Слайд 9). Гоголь смотрел на неё, усмехаясь. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал: «Эх, ты!»



  • Пробудилась ли совесть Насти? Покажите динамику пробуждения. (Слайд 10). (Быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила «ненаглядная моя» - заплакала; поняла, что её никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию – лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала).



  • Эта сцена кульминационная в центральной части рассказа. Настя прозрела, поняла, что неправильно относилась к матери, в ней проснулась совесть, понимание того, что она уже никогда не увидит мать. Но маму она в живых не застаёт, не успевает и на похороны. То, что она уезжает из Заборья, крадучись, говорит о том, что она чувствует себя виноватой, глубоко раскаивается в своём поведении. Для Насти это большая зарубка на сердце. (Слайд 11).



  • Прочитайте конец рассказа. Какова роль этой концовки?



  • Какую библейскую заповедь нарушила Настя?

Не забывай о том, что мать вспоила нас,

Отец же воспитал родное чадо,

Поэтому страшись в беспечности своей

В их старые сердца пролить хоть каплю яда,

К тому же – минёт час: ты старцем будешь сам,

Смотри ж, не нарушай священного уклада.



(Из книги «В мире мудрых мыслей» Н. Хиероу).

  • Не уделила должного внимания матери Настя. Но мир не без добрых людей. И такие люди оказались. Кто это? (Монологические ответы:

Сторож Тихон – рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Не умеет красиво говорить. Но, пожалев Катерину Петровну, даёт телеграмму Насте. Не дождавшись ответа, совершает подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери.

Манюшка – дочь колхозного сапожника – прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване. По речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но понимает, что человек в беде – надо помогать.

  • Чужие люди оказались добрее, внимательнее, человечнее, чем родная дочь, не зря Тихон, выражая позицию автора, говорит соседской девочке Манюшке: « За добро плати добром, не будь пустельгой».

Это простые люди, которых любил Паустовский, Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.

  • А для чего, по-вашему, вводится в рассказ образ молодой учительницы? Зачем нужна новая героиня в конце? (Слайд12). (Чтобы показать, что не все такие, как Настя. Её глазами мы видим похороны и по-другому оцениваем окружающий мир. Мы видим, что у неё доброе сердце. Хоть и чужая, подошла к гробу, наклонилась, поцеловала Катерину Петровну в высохшую руку. У неё тоже где-то мама, и ей надо помнить о ней).



  • Так к кому же обращена телеграмма? О чём она?



  • Я думаю, ребята, что в названии «Телеграмма» скрыт глубокий подтекст. По сути, весь рассказ – это телеграмма, обращённая к нам с вами. Ведь телеграмму, как вы уже сказали, отправляют, когда хотят сообщить что-то безотлагательно важное. Паустовский нам посылает телеграмму - предостережение, предупреждение. «Будь человеком!- напоминает он. За добро плати добром. Не будь пустельгой». Не прикрывайся заботой о человечестве, когда твоего тепла, твоего внимания, твоего доброго слова и взгляда ждут самые близкие люди и, прежде всего, мама. (Слайд 13).



  • Я хочу, чтобы в вашей жизни никогда не было телеграмм – предостережений. Не упустите время, чтобы потом всю жизнь не мучиться угрызениями совести.



  • Поэтическое напутствие вам прочитают ваши одноклассники. (Две подготовленные ученицы читают наизусть стихотворение «Заболела мать»).

Домашнее задание (творческое):

  1. Напишите текст телеграммы человеку, который оказался в положении Насти.

  2. Письмо – покаяние (маме) «Поступок, за который я себя осуждаю».

Приведу некоторые строки:

  • Не совершайте моей ошибки, не обижайте маму;

  • Самое страшное на Земле – потерять доверие мамы;

  • Поступок лежит чёрным камнем на моей памяти, часто омрачая мои мысли, убивая радость;

  • Меня грызёт мысль: что тогда чувствовала мама?

  1. Нарисуйте словесную обложку к рассказу «Телеграмма».

Итог урока. (Слайд 14). Я думаю, разговор сегодня получился. У вас есть большое желание стать настоящими людьми, готовность пройти самое главное испытание – испытание на истинную человечность. Любовь к маме. И подводя итоги сегодняшнего урока очень хочется надеяться, что никто из вас не будет пустельгой.

Спасибо за урок.

2010 год Тема урока: Анализ рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма». Тема взаимоотношений между детьми и родителями: уважение, любовь, благодарность и ответственность за свои поступки

Подготовила учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Медкова Нина Игоревна

117.88kb.

13 10 2014
1 стр.


Разработка урока по литературе: "Анализ рассказа К. Г. Паустовского "

В понимании старшеклассников школы, в прессе звучит, что добротой могут гордиться только слабые люди

116.33kb.

13 10 2014
1 стр.


Борис Юрьевич Хигир Психологический анализ в большом футболе

Быть человеком значит, нести ответственность. А коль характер человека зависит в какой-то мере от имени, значит, оно тоже несет ответственность, и не меньшую, чем отчество, за свои

3459.33kb.

15 10 2014
18 стр.


2. Тема любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Б. 2 И. А. Гончаров. Обломов. Анализ 1 части романа. И. А. Бунин. Основная тема рассказа «Лёгкое дыхание» Б. 3 И. А. Гончаров. Обломов. Роль главы «Сон Обломова» (9глава)

Ф. И. Тютчев. Особенности лирики поэта. Анализ 2 лирических стихотворений. (По выбору)

20.53kb.

08 10 2014
1 стр.


Урок 44 (105) Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича»

Цель урока: показать публицистичность рассказа, обращенность с читателю, вызвать эмоциональный отклик при анализе рассказа

52.9kb.

10 10 2014
1 стр.


3 класс Тема урока: «Путешествие по Франции и Великобритании» Учитель: Емельянова Е. А бобровка 2011 год. Тема урока: «Путешествие по Франции и Великобритании». Цели урока: Общеобразовательная

Этот урок? Что нового вы унесёте с собой? / Учитель объявляет оценки

181.66kb.

10 09 2014
1 стр.


5 класс Урок №29 Христианин в труде Учитель: Прорешная Л. М. 2010-2011 уч год Урок №29. Тема урока: Христианин в труде. Цель урока: дать представление о христианском понимании труда Задачи урока
54.73kb.

30 09 2014
1 стр.


Любовь между родителями и детьми

Реально только то, что внутри; все, что находится вовне, реально лишь поскольку необходимо младенцу, но не как объективная ценность с присущими ей качествами

78.69kb.

14 12 2014
1 стр.