Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
МОУ «Хобот-Богоявленская средняя общеобразовательная школа имени Гришанова Владимира Владимировича»

Конспект

открытого урока
по Основам православной культуры


5 класс

Урок № 29

Христианин в труде

Учитель: Прорешная Л.М.

2010-2011 уч. год

Урок № 29. Тема урока: Христианин в труде.

Цель урока: дать представление о христианском понимании труда

Задачи урока:

Обучающая: познакомиться с тем, как Библия повествует о труде Бога и человека;

Развивающая: осознать, что в христианстве труд воспринимается как Божий дар человеку: что труд дан человеку Богом для того, чтобы изменяя мир, человек менял самого себя

Воспитывающая: усвоить, что не всякий труд облагораживает мир и человека



Ключевые понятия урока: райский сад, мудрость, трудиться в поте лица.

Ход урока

Оргмомент:

Сегодня наше занятие пройдёт в школьном музее. Здесь мы посидим «мирком за большим дубовым столом да поговорим ладком». Вы узнаете о первом грехе людей, о том какой труд напрасен.



Вопросы для повторения: (на экране Васнецов «Богатырь» слайдшоу)

Вы помните, что одна из заповедей, данных Богом Моисею, говорит: «Не убий!». Как же должен вести себя христианин на войне? (Православные воины всегда умели воевать и умели достойно возвращаться с войны.) Ответы на контрольные вопросы (интерактив).



Вызов:

А дома воина ждала большая голодная семья и работа, работа, работа. У большинства из нас крестьянское происхождение и мы прекрасно знаем, чтобы свежий каравай оказался на столе, крестьянину приходилось много и тяжко потрудиться. С ранней весны до поздней осени вся семья трудилась в поле: пахали, бороновали, сеяли, косили, жали, молотили, мололи, толкли. И вот все работы в поле завершены. На русских крестьян возведено много разных напраслин. Одна из них такая: мужик, мол, всю зиму от безделья мается, на печи лежит… На самом деле мужик и зимой был весь в трудах: чинил порванную упряжь, сапожничал, мастерил что-нибудь. Он и спал у двери, на «коннике». А многие, закончив все полевые работы, уходили из родной деревни на заработки – в город или другую местность.

Не бездельничали зимой и женщины. Всё свободное от многочисленных хозяйственных забот время они проводили за прялкой. Из полученных на прялках нитей – пряжи - ткали холсты, шили одежду, украшали вышивкой. Тут требовалось большое мастерство. Итак, тема нашего урока – «Христианин в труде».

Выявление мотивации, восприятие

Обратимся за помощью к Библии. Сначала Библия говорит о том, как трудился Бог, создавая наш мир. Потом она говорит о том, как Бог призвал к труду человека.

- Известны ли вам библейские имена первых людей?

Первые люди (Адам и Ева) были поселены в райском саду, находившемся между двумя реками – Тигр и Ефрат – ныне страна Ирак. (На экране В.Петер. В Земном раю.)

- Как вы думаете, что Адам и Ева делали в райском саду?

Это был уголок Земли, где звери слушались людей и где не было смерти. Адам и Ева жили в Боге, наслаждались красотой. Они получили от Бога четыре заповеди.



ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ (с. 92, абзац 2 и 3)

Опережающее задание

Какая из заповедей, данных Богом людям в раю, и была связана с темой нашего урока – трудом?



Чтение текста

ПОСЛЕТЕКСТОВАЯ РАБОТА

- Какие заповеди получили первые люди от Творца?



  • Заповедь умножения жизни – «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю»

  • Возделывание сада – «возделывай и храни райский сад»

  • Познание мира – «нареки имена животным»

  • Пост – «не вкушайте плодов от древа познания добра и зла»

- Ответьте на вопрос опережающего задания.

- Что такое пост? Можно это слово сопоставить с военным термином, связанным с охраной какого-либо объекта? Какой «объект» в этом случае охраняется? (Пост – это ведь еще внутренняя сосредоточенность, готовность дать отпор врагу – собственным грехам и страстям).

Живя в райском саду, Адам и Ева должны были духовно совершенствоваться. В раю было огромное количество плодовых деревьев, насаженных Творцом, и всеми их плодами человек мог пользоваться, кроме древа познания. Человек должен был вкусить и эти плоды, но не сразу. Сначала он должен был потрудиться, духовно совершенствоваться: изменяя мир, он должен был менять и себя. В древе познания не было никакого зла. Более того – оно было святыней.

Но вместо пути труда человек предпочёл пойти путём магии. Мол, просто съем этот плод – и сразу стану мудрым. Однако, мудрость входит в человека не через рот. И мудрость никогда не дается без труда и опыта. Итак, самые первые грехи в истории человечества, по рассказу Библии, - это лень и гордыня. Человек решил стать как бог, но без Бога и без всякого труда. И кончилось это бедой. Именно с той поры рай был закрыт, люди перестали видеть Бога и утратили своё бессмертие. А ещё Бог ввёл в жизнь людей необходимость повседневного труда. «В поте лица своего», Адам, ты будешь добывать кусок хлеба.

Но Бог не оставил людей. Он обещал им послать Спасителя (Христа).

Не всякий труд хорош. Если человек работает только для своего обогащения – такой труд не приближает человека к Богу. Дурной оказывается и такая работа, которая приводит к горю людей. Вот некий человек немало потрудился, создавая отмычки к замкам. Он прекрасно овладел искусством проникновения в квартиры людей. Но его цель была дурна. А потому и труд по достижению такой цели не был добрым. Низок «труд» тех, кто выращивает и распространяет наркотики, кто открывает казино или «клубы игровых автоматов». Если же человек работает, принося пользу людям, его труд радует и Бога. Христианин считает, что весь его рабочий день проходит перед Божьим взором, и потому старается работать честно.

Итак, с христианской точки зрения труд – это не просто средство пропитания (хотя очень точны слова апостола Павла: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»). Труд – это еще и то лекарство, которое прописано человечеству Богом. Труд дает человеку опыт, знания, закаляет его характер.

Библия много говорит о справедливом воздаянии за труд:

«Кто пашет, должен пахать с надеждою… Не обижай наемника... В тот же день отдай плату его, чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха… Горе тому, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его… Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа".

Тот, кто задерживает заработную плату работникам, кто понуждает людей работать за гроши и жить впроголодь, поступает не по-христиански. Также неправ хозяин, заставляющий работать людей без отдыха и без выходных.



ПОДВОДИМ ИТОГИ

ПОГОВОРИМ ПО ДУШАМ

Представьте, что каждый из вас в будущем будет владельцем предприятия или возглавит какой-нибудь промысел. Что Библия опосредованно говорит владельцам предприятий? Как вы будете трудиться, чтобы не навредить себе и людям.



ГОТОВИМСЯ К СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧЕ

5 класс Урок №29 Христианин в труде Учитель: Прорешная Л. М. 2010-2011 уч год Урок №29. Тема урока: Христианин в труде. Цель урока: дать представление о христианском понимании труда Задачи урока
54.73kb.

30 09 2014
1 стр.


3 класс Тема урока: «Путешествие по Франции и Великобритании» Учитель: Емельянова Е. А бобровка 2011 год. Тема урока: «Путешествие по Франции и Великобритании». Цели урока: Общеобразовательная

Этот урок? Что нового вы унесёте с собой? / Учитель объявляет оценки

181.66kb.

10 09 2014
1 стр.


Конспект урока Тема урока: «Алгоритмами» Класс : 5 Продолжительность урока : 45 минут Тип урока : комбинированный

Цель урока: сформировать представление об алгоритме как фундаментальном понятии информатики

39.67kb.

15 12 2014
1 стр.


Конспект открытого урока в 7 классе. Тема урока: «Климат Африки»

Цели и задачи урока: Сформировать представление о климате Африки, основных факторах климатообразования. Учить работать с климатическими диаграммами, климатическими картами. Тип уро

56.04kb.

08 10 2014
1 стр.


План урока №1 Тема урока Введение Тип урока Урок формирования новых знаний

Цели урока: 1 Учебная обучающие должны иметь представление о назначение дисциплины; связь с другими

1322.26kb.

14 12 2014
11 стр.


Урока Учебный предмет: математика 5 класс Тема урока: Натуральные числа Тип урока: урок повторения и обобщения Орг момент

Учитель организует группы по 5-6 человек. Учащиеся рассаживаются за столы группами. Готовят письменные принадлежности

118.18kb.

14 10 2014
1 стр.


Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе Тема урока : Творчество И. Е. Репина (урок беседа) Цель : расширить кругозор учащихся Задачи

Репина гражданскую позицию, уважение к людям любого труда, умение сочувствовать, сопереживать

62.84kb.

06 10 2014
1 стр.


Конспект открытого урока класс: 6 Учитель: Муравская Галина Ананьевна Тема урока: "Эти многоликие слова…" Обобщающий урок по теме "Лексика" Цели урока. Образовательная

Верно, в словах нет лексического значения. Грамматическое значение позволяет нам определять части речи, а вот смысл от нас скрыт

98.48kb.

13 09 2014
1 стр.