Тел. 22-00-22
https://www.mir.donpak.ru/
МУК ЦБС г. Шахты
ЦГБ им. А. С. Пушкина
Информационно-библиографический отдел
День специалиста
(методика подготовки и проведения)
Памятка
2010
78.5
День специалиста (методика подготовки и проведения) : памятка // МУК ЦБС г. Шахты ЦГБ им. А. С. Пушкина информационно-библиографический отдел. – Шахты, 2010. – 12 с.
- 11 -
Список литературы
-
Баляба, Е. День специалиста - праздник работающий / Е. Баляба // Библиотека. - 2006. - № 9. - С. 24-25.
-
Библиографическое информирование // Диомидова, Г. Н. Библиография. Общий курс / Г. Н. Диомидова.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Книжная палата, 1991. – С. 192 – 207.
-
Комплексные формы информирования // Коготков, Д. Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология: учебник / Д. Я. Коготков; под общ. ред. О. П. Коршунова. – СПб.: Профессия, 2005. – С. 213 – 216.
-
Намитова, Т. День специалиста: "Путь к успеху" / Т. Намитова // Библиополе. - 2008. - № 7. - С. 31-32.
-
Организация и методика проведения «Дней информации», «Дней специалиста» и «Дней новатора» // Улучшение массовой пропаганды научно-технической литературы научными, техническими и специальными библиотеками. Методические рекомендации / Сост. А. Г. Мирвис, Г. А. Назарова. – М..: ГПНТБ, 1975. – С. 24-36.
-
Шейма, Е. А. Методика проведения дня специалиста [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
http: // rlst.org.by/bulletin/bulletin081_9.htm
- 10 –
-
Библиотека принимает заявки на распечатку материалов из БД как своих, так и внешних, на получение документов по МБА или путем использования ЭДД, обеспечивает выход в Интернет (в качестве платной услуги).
-
Для учащихся подготавливаются экспресс-информации, бюллетени новых поступлений, библиографические списки и указатели (в помощь образовательным программам).
-
Для педагогов-предметников проводятся различные «дни»:
-
Дни информации,
-
Дни педагога-предметника,
-
Дни просвещения,
-
Дни знаний,
-
выставки-просмотры (с устными обзорами новинок),
-
семинары,
-
конференции,
-
методические совещания,
на которые приглашаются ученые и писатели, литературные критики, работники издательств и редакций местных СМИ и др.
- 3 -
День специалиста - эффективная форма
библиотечно-информационного обслуживания работников определенной специальности, профессии, ряда профессий.
Включает комплекс мероприятий по определенной теме:
-
непосредственный показ первичных и вторичных документов,
-
чтение докладов и лекций,
-
демонстрацию научно-технических фильмов,
-
библиографический обзор основной литературы,
-
консультации специалистов.
Проводится для работников одной профессии или по межотраслевым вопросам для специалистов разных профессий.
Продолжительность – от одного до пяти дней. Зависит от темы, числа приглашенных и других факторов.
Участниками Дня специалиста являются специалисты
всех уровней предприятий, учреждений, организаций.
Докладчиками могут выступать ведущие специалисты, представители других смежных и вышестоящих организаций
Методика проведения Дня специалиста несложная, но требует четкой организации.
Наиболее важные моменты: выбор тем, составление плана проведения.
План проведения Дня специалиста согласовывается с заранее разработанным тематическим планом, утвержденным руководством предприятия.
В плане указывается:
-
тема,
-
категория специалистов-участников,
-
место и дата проведения,
-
наименования мероприятий,
-
ответственные за подготовку и проведение.
С планом проведения Дня специалиста должны быть ознакомлены все отделы и подразделения предприятия
- 4 -
Основные моменты плана:
Тематика Дня специалиста определяется на основе изучения актуальных проблем, стоящих перед предприятием или организацией и в соответствии с информационными потребностями специалистов.
-
Определение категории специалистов.
Приглашаются специалисты одного или нескольких
предприятий, а также организаций различных сфер (если темой Дня специалиста является межотраслевая или
комплексная проблема).
День специалиста может быть:
стационарным – на базе организатора мероприятия
библиотеки, службы НТИ, центра;
выездным – за пределами базы организатора.
-
доклад,
-
лекция,
-
презентация,
-
выставка,
-
обзор литературы,
-
круглый стол,
-
мастер-класс,
-
видеофильм,
-
дискуссия,
-
консультация по методике
-
информационного поиска
Указываются основные виды работ по проведению
Дня специалиста и ответственные за их подготовку и выполнение.
- 9 -
-
количество выданных оригиналов и копий информационных материалов, в том числе по видам документов;
-
количество предприятий-участников, в том числе по категориям.
Эффективность Дня специалиста оценивается по следующим показателям:
-
количество присутствующих специалистов и предприятий-участников (% охвата);
-
количество представленных и выданных документов (оригиналов и копий);
-
процент использования представленной литературы;
-
количество в среднем выданных документов одному специалисту.
Анализ анкет даст возможность для дальнейшего совершенствования организации Дней специалиста, определения их последующей тематики.
Участие в мероприятии предоставляет специалистам возможность профессионального общения, информационного обмена, а высокий уровень организации и проведения Дня специалиста положительно отражается и на имидже службы информации.
Приложение
Примерная программа Дня специалиста
(например, Дня учителя)
-
краткое вступительное слово ответственного;
-
лекция ведущего специалиста (преподавателя вуза соответствующего профиля);
-
обзоры специальной литературы;
-
обмен опытом по внедрению новейших достижений;
-
выставка-просмотр
- 8 –
Проведение Дня специалиста.
-
Регистрация участников проводится по отрывным талонам бланка-приглашения или по регистрационным карточкам.
-
Мероприятие открывается вступительным словом ответственного за его проведение.
Обязательно следует рассказать:
-
о задачах проводимого Дня специалиста,
-
порядке получения информационных материалов,
-
представить докладчиков, специалистов, которые будут давать консультации,
-
попросить заполнить анкеты.
-
С обзором современного состояния проблемы или лекцией, докладом выступают специалисты. Выступления могут сопровождаться показами фильмов и презентациями.
-
Библиотечный работник или специалист предприятия проводит обзор представленных информационных материалов.
-
У выставки дежурят библиографы, которые проводят устные обзоры источников, дают консультации по правилам пользования различными материалами.
-
После выполнения основных мероприятий организуется показ фильмов, экскурсии и т. д.
-
По окончанию мероприятия всем участникам раздают анкеты и предлагают их заполнить.
Учет и анализ проведения Дня специалиста.
проводится по следующим показателям:
-
количество представленных материалов, в том числе по видам источников информации;
-
количество специалистов, принявших участие в Дне специалиста, в том числе по категориям;
-
количество просмотренных на мероприятии материалов, в том числе по видам источников информации;
- 5 –
Ответственные за подготовку подбирают литературу, согласовывают темы лекций и докладов с выступающими, подбирают фильмы, готовят приглашения и объявления в
соответствии с указанными сроками
Подбор литературы
Представляются самые разнообразные типы и виды информационных материалов:
-
официальные,
-
научные,
-
производственно-практические,
-
справочные;
-
книги,
-
отечественные и иностранные периодические издания,
-
промышленные каталоги,
-
проспекты,
-
переводы в традиционной бумажной форме и на машиночитаемых носителях.
Рекламно-информационная кампания мероприятия
-
Не менее чем за десять дней до проведения Дня специалиста необходимо информировать работников о теме, месте и дате его проведения.
-
Информирование проводится посредством печати, радио, телевидения, на сайте организаторов и т. д.
-
Используются индивидуальные приглашения, объявления, плакаты, которые вывешиваются в библиотеке, на предприятиях и организациях, рекламные буклеты.
- 6 -
Образец приглашения
Уважаемый специалист!
Приглашаем Вас принять участие в Дне специалиста, который проводится
_____________ (кем) ________________ (где) _________________ (дата, время)
по теме «__________________________________________________________».
В программу входят: ______________________________________________________________________________________________________
Разработка регистрационных форм.
Формы регистрации участников:
-
отрывные талоны бланка-приглашения,
-
регистрационные карточки и талоны,
-
регистрационные листы.
В них указываются фамилия, имя, отчество участника, место работы, должность, контактные сведения.
Регистрационная карточка
участника Дня специалиста по теме ____________________________________
ФИО ____________________________________
Место работы (для специалистов, приглашенных с других предприятий) __________________________________
Должность ___________________________________
Адрес, телефон предприятия ____________________________________
Просмотрено источников _________________________________ (наименований)
Получено документов:
____________________________________(наименований)
Заказано по МБА _____________________ наименований.
Замечания и предложения по проведению ДС_________________________________
«_____»_______________20____г.
Подпись участника Дня специалиста ___________________
- 7 -
Разработка анкет.
Анкеты для специалистов разрабатываются организаторами мероприятия с целью изучения эффективности проведения Дня специалиста.
Анкета
Актуальна ли для Вас тема Дня специалиста _____________________________________
Удовлетворяет ли Вас организация и проведение Дня специалиста __________
Оцените, пожалуйста, подбор литературы по теме _____________________________________
Считаете ли Вы проведение Дня специалиста нужным ____________________ если «да», то укажите почему _____________________________________
Предложите тему для очередного Дня специалиста _____________________________________
Ваши замечания и предложения по проведению Дня специалиста _____________________________
_____________________________________
Благодарим за участие!
Оформление помещения.
-
выставки из подобранных ранее документов располагают на столах, стендах, витринах;
-
оформляется заглавие выставок, их разделы;
-
устанавливают технические средства:
-
микрофоны,
-
мультимедиапроектор,
-
экспозиционный экран,
-
телевизор,
-
видеомагнитофон и др.
для показа презентаций, просмотра видеофильмов, устных выступлений участников.