Айдын ТУРАБОВ, председатель Республиканского комитета Независимого профсоюза железнодорожников Азербайджана
Практика социального взаимодействия на железнодорожном
транспорте Азербайджанской Республики
(из выступления на XXII заседании Совета МКПЖ)
Азербайджанская Государственная железная дорога находилась до 1996 года в экономическом кризисе. Начиная с 1996 года на дороге начался период коренных реформ и структурных изменений. Параллельно с этим осуществлены изменения в профсоюзных организациях профсоюза: с ликвидацией отделений железной дороги (оставлено только Начихиванское, работающее в условиях блокады) были упразднены территориальные профсоюзные комитеты отделений, вместо них на базе бывших служб созданы профсоюзные комитеты производственных объединений.
В настоящее время профсоюз насчитывает в своих рядах 36 тысяч человек, включает 1 территориальный, 15 объединенных и 220 комитетов профсоюза предприятий и организаций.
Отмечу, что за период 1996-2000 г.г. было проведено 6 пленумов и 54 заседаний президиума комитета, на которых были обсуждены в основном вопросы защиты прав работников, охраны труда, техники безопасности и трудового законодательства на железной дороге, Бакинском метрополитене, “Азтоннельстрое”, в АО “Азтрансдорстрой”.
5-го января 2001 г. была проведена 20-я отчетно-выборная профсоюзная Конференция. В прошедшем отчетном периоде на заседаниях Президиума комитета профсоюза обсуждались вопросы организационной работы территориального, объединенных и первичных профсоюзных комитетов. За год, прошедший после отчетной конференции, комитетом было проведено 2 пленума и 13 заседаний президиума. На последнем ноябрьском 2001 года 2-ом Пленуме был рассмотрен вопрос “Роль профсоюзов в защите социально-экономических интересов, а также прав работников на предприятиях и в организациях Азербайджанской Государственной железной дороги”.
Одной из главной задач в своей деятельности РК профсоюза считает своевременное и правильное рассмотрение жалоб, заявлений и обращений членов профсоюза. С начала 2001 года до настоящего времени в адрес комитета поступило более 350 заявлений о нарушениях трудового законодательства, охраны труда, своевременности и правильности выплаты заработной плат и др. Из поступивших в комитет заявлений 310 были непосредственно рассмотрены работниками аппарата комитета, на них были даны исчерпывающие ответы. Для решения на месте поднятых проблем 40 заявлений были направлены в территориальный и объединенные профкомы; 51 незаконно уволенный работник по требованию профсоюза был восстановлен на своем рабочем месте.
Необходимо отметить, что важнейшим документом, регулирующим совместную работу руководства Азербайджанской Государственной железной дороги и РК профсоюза, является заключенный “Генеральный Договор о социально-экономическом развитии дороги”. В январе 2002 г. он был подписан на 2002-2004 годы членами коллегии Азербайджанской Государственной железной дороги и членами Президиума РК профсоюза на их расширенном совместном заседании. В новый Договор были внесены две статьи, направленные на улучшение материального положения тружеников отрасли и организацию их отдыха:
- выдавать труженикам льготные путевки для отдыха, в этих целях перечислять на счет РК профсоюза ежегодно 15 млн. манатов ( 3000 дол. США);
- завершить строительство зоны отдыха тружеников в г. Набрань.
Кроме этого в совместном Договоре полностью сохранены предусмотренные для железнодорожников значительные льготы :
- единовременная премия за трудовые заслуги в зависимости от рабочего стажа выплачивается в размере 25%;
- вышедшим на пенсию работникам за безупречную работу выплачивается единовременное вознаграждение в размере двух средних окладов;
- в зависимости от стажа работы к средней месячной зарплате установлена надбавка до 70%.
Большие льготы предусмотрены железнодорожникам, пострадавшим от травм и профзаболеваний, детям железнодорожников, погибших в результате несчастного случая на производстве, семьям железнодорожников, отдавших свою жизнь за территориальную целостность республики.
Выполнение всех условий Договора контролируется как руководством дороги, так и РК профсоюза.
В последнее время несколько растет реальная зарплата железнодорожников и сейчас в среднем она превышает 50 долл. США.
Необходимо отметить, что вопросы приема на работу, сокращения штатов осуществляется, как указано в Договоре, по согласованию с профсоюзом.
Проведенные на железной дороге экономические реформы показали, что около 5 тысяч работников могут быть высвобождены. Однако, принимая во внимание их тяжелое материальное, семейное положение и учитывая потребность в кадрах в будущем, было решено отказаться от сокращения.
В целях оценки добросовестного и самоотверженного труда железнодорожников в 1997 г. Президиум РК учредил премию имени Ф. Агаева и почетное звание “Отличный работник дороги - лучший специалист года”. За прошедшие годы 180 человек получили почетное звание, 24 машиниста были удостоены премии имени Ф. Агаева за высокие трудовые достижения, примерное содержание локомотивов, обеспечение безопасности движения. Каждый из них был награжден Почетной Грамотой и премирован в размере 100-150 тыс. манатов (20-30 дол. США) .
В центре внимания руководства дороги и РК профсоюза находятся вопросы бесплатного и качественного медицинского обслуживания железнодорожников. Во всех, принадлежащих железной дороге медицинских учреждениях был проведен капитальный, текущий ремонт. В прошедшем году отделения хирургии и терапии бакинской больницы №1 были оборудованы современной медицинской аппаратурой, отвечающей высоким мировым стандартам. В целом на приобретение лекарственных препаратов, современного медицинского оборудования было потрачено 359 млн. манатов (около 75 тыс. дол. США).
Все отмеченное выше показывает, что руководство дороги прилагает большие усилия на улучшение социально-бытовых условий железнодорожников.
Особое внимание уделяется вопросам охраны здоровья, обеспечению санаторными путевками железнодорожников. С 2001 года около 290 млн. манатов (более 60 тыс. дол. США) было выплачено в качестве материальной помощи семьям беженцев, переселенцев и железнодорожников с тяжелым материальным положением (30 млн. манатов было выделено Республиканским комитетом, остальное было обеспечено за счет профорганизаций).
Наш профсоюз - полноправный член Азербайджанской Конфедерации профсоюзов. В прошлом году деятельность отраслевого профсоюза была изучена Конфедерацией, ей дана высокая оценка и наш опыт рекомендован для реализации другими профсоюзами.
Мы имеем тесные связи с международными профсоюзными объединениями: мы являемся членами Международной Конфедерации профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей, Международной Федерации транспортников. Кроме этого, развиваем двусторонне сотрудничество с турецкими и египетскими железнодорожниками.