Определить и изучить форму рондо. Провести анализ и работу над стилистикой рондо. Поделиться своим видением работы над формой рондо.
2) Исторические этапы развития:
- рондо французских клавессинистов (Ф.Куперен)
- рондо в немецкой музыке XVII-XVIII веков ( И.С. Бах)
- венские классики (Гайдн, Моцарт, Бетховен).
- рондо романтиков
3) Исторические предпосылки образования
II. Полный анализ «Рондо» Г. Бенда
- показать исполнительский вариант «Рондо» Г.Бенда
- разобрать произведение, определить и изучить форму рондо
- провести анализ и работу над стилистикой рондо
III. Заключение
РОНДО – одна из самых распространённых музыкальных форм, прошедшая долгий путь исторического развития. В переводе означает «круг». В её основе лежит принцип чередования главной, неизменной темы – рефрена и постоянно меняющихся эпизодов. В каждую эпоху рондо развивалось по-разному. В различных национальных культурах существовали свои нормы сопоставления и взаимосвязи отдельных частей Рондо.
Выделяют 3 периода развития рондо:
- старинное (куплетное) рондо
- рондо классической эпохи
- послеклассическое рондо
Исторически все типы Рондо следовали друг за другом, внося некоторые изменения. Музыкальное мышление эволюционировало от однотемности и образной однородности материала в куплетном рондо через контрастно-оттеняющие и дополняющие взаимоотношения разделов в классическом рондо, и автономности и даже затмевающему рефрен контрасту эпизодов в послеклассическом рондо.
Куплетное рондо было одной из любимых форм французских и немецких клавесинистов. В большинстве это программные пьесы, обычно - миниатюры, самого разного характера. В этой форме композиторы писали и танцы. Рефрен излагает ведущую тему, её доминирующая роль сильно выражена. Обычно он написан компактно, в гомофонной фактуре и имеет песенный характер. В большинстве случаев он квадратен и имеет форму периода. Последующие проведения рефрена всегда в главной тональности. Он почти не меняется, варьирование его крайне редко. Куплеты почти никогда не имеют нового материала, они развивают тему рефрена, оттеняя её устойчивость. Таким образом, авторитет рефрена французских и немецких клавесинистов основывался на простой периодичной неизменной повторности. (музыкальные фрагменты из рондо Ф. Куперена, Г. Пёрселла и И.С. Баха)
Рондо в музыке венских классиков занимает большое место. Эта форма обрела уравновешенность и стройность. Части классического рондо строго регламентированы, свобода минимальна. Такое понимание формы соответствует общей для классиков концепции гармоничного и разумно устроенного мира. Область применения рондо в этот период - финалы или медленные части циклов. Среди образцов рондо в творчестве венских классиков мы встречаем такие произведения, как известную арию Фигаро из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро». Любопытно бетховенское фортепианное рондо под названием «Ярость из-за потерянного гроша», в котором сама форма - через многократные возвращения рефрена - помогает воплотить комическое несоответствие ничтожного повода и неутомимой энергии поисков
Итак, венские классики значение рефрена упрочили путём контрастного его соотношения с различными эпизодами.
(фрагменты музыки: Гайдн «Соната» e-moll III ч., Моцарт «Турецкий марш» из сонаты A-dur, Моцарт «Ария Фигаро»).
Романтики и последующие композиторы к рефрену относились как к источнику галереи образов и связующему компоненту всей композиции, поэтому они допускали в рефрене изменения. Рондо в новых условиях отличается очень разнообразным применением. Оно может использоваться более традиционно (финал цикла), или более свободно - например, самостоятельная миниатюра, по принципу рондо могут строиться очень крупные конструкции (Интродукция из «Руслана и Людмилы» Глинки).
Рондо может иметь любое количество частей не меньше пяти. Рефрен может проводиться в разных тональностях, нередко также происходит нарушение регулярности следования частей (2 эпизода подряд). (фрагмент из музыки Сенс-Санса «Интродукция и рондо-каприччиозо»)
В построении Рондо на равных основаниях участвуют два принципа: контраст и повторность-репризность. Произошла форма рондо подобно вариациям, от народной музыки.
Представим себе куплетную песню с припевом, слова запева каждый раз меняются, припев же остаётся неизменным. Вообразим теперь, что народные музыканты захотят переложить эту песню на инструменты, сыграть ее без слов. Очевидно, тогда придется, для того чтобы воспроизвести строение песни, каждый раз обновлять музыку «запева», сохраняя в неприкосновенности «припев».
Трудно утверждать, что именно таким путем возникло рондо, однако происхождение этой формы от народной хороводной песни с припевом несомненно. Само слово «рондо» в переводе с французского означает круг, движение по кругу, хоровод, круговую хоровую песню (пример «Рондо Фарлафа» из оперы М.И. Глинки)
Ученикам младших классов я объясняю строение формы рондо на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Окончательно складываясь как форма профессионального музыкального искусства, рондо всё дальше отходит от своего народного прообраза. Прежде всего «припев» становится наиболее важной по значению частью формы, основной темой, концентрирующей в себе характерные черты произведения. За основной темой закрепляется название рефрен (по-французски – припев). С рефрена, как правило, начинается произведение. Рефреном же форма и заканчивается. По мере развития рондо, части, чередующиеся с рефреном, «запевы» начинают всё более значительно отличаться от него и друг от друга и называются эпизодами. Итак, Рондо – музыкальная форма, в которой основная тема-рефрен возвращается несколько раз (не менее трёх), сменяясь другими темами-эпизодами. Если обозначить основную тему буквой А, эпизоды – последующими буквами латинского алфавита, то получится такая схема строения рондо: А В А С А D и т.д.
Мы рассмотрим Рондо G-dur чешского композитора Георга Бенды. Он являлся представителем Мангеймской школы. Это немецкое творческое исполнительское направление конца 18 века. В формировании его стиля большую роль сыграла именно чешская музыкальная культура, т.к. в капелле было много музыкантов чехов. Для этой школы были характерны такие черты как: подчёркивание динамических контрастов, причастие к динамическим нарастаниям (cresc. и dim.), выделение мелодических оборотов и излюбленные украшения. Мангеймская школа сохраняла единство своего облика до тех пор, пока не была заслонена достижениями Венской классической школы. Поэтому в творчестве Георга Бенды просматриваются не только элементы чешской мелодики и ритмики, но и другие музыкальные стили.
Ученица Баланда Таисия (4 класс) исполняет «Рондо» Г.Бенды
Рефрен
Вопрос: Сколько рефренов в Рондо, какую они имеют форму и характер музыки?
Ответ: В Рондо три одинаковый рефрена. Они имеют форму квадратного периода и танцевальный характер.
Пояснение: Период появился в европейской профессиональной музыке в 16-17 веках и в его формировании большую роль сыграли народные и бытовые танцы, а также песенно-танцевальные жанры, для которых характерна квадратность строения (4+4+4+4).
Вопрос: Чем отличаются два малых периода, входящие в состав рефрена?
Ответ: В первых пяти тактах они схожи, только во втором малом периоде басовый голос удваивается, идёт в октаву, а заканчиваются они разными каденциями: первый период – неполный, доминантовый, а второй – полный тонический.
(исполняем на фортепиано каждый период отдельно, а затем рефрен целиком).
Продолжаю пояснение стилистических черт. Здесь встречаются мелкие, дробные мотивы и, в связи с этим, частые снятия рук помогают рельефнее выявить пластическое начало танцевальной музыки, а контрастная динамика характерна для сходных или одинаковых построений. Удвоение басов во втором малом периоде способствует большей объёмности и яркости звучания.
Тая правильно определила все тональные отклонения. Такой неустойчивый тональный план наводит на мысль о более глубоком содержании музыки второго эпизода, нежели первого.
Анализ музыкальных произведений - сложный процесс, вызывающий определённые трудности у учащихся. Гёте писал: «Содержание чувствуют все, сущность понимают многие, форму понимают единицы». Для сочинений крупной формы свойственно более протяжённое развитие музыкального материала, а также большее разнообразие содержания. В Рондо, которое мы вам показали, переплетаются различные эпохи и стили. В связи с этим, труднее выявить характерные особенности отдельных образов и тем, чаще возникает потребность переключаться с одной художественной задачи на другую, требуется большой объём памяти, внимания, возникают трудности в достижении единого, целого образа, что характерно для произведений крупной формы. Поэтому работа над ними сложна как для ученика, так и для педагога. Она требует больших умений, опыта и специальных знаний. А эти знания помогут проникнуть нам в тайны музыкального содержания.
08 10 2014
1 стр.
08 10 2014
1 стр.
08 10 2014
1 стр.
27 09 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
14 10 2014
1 стр.
12 10 2014
7 стр.
12 10 2014
1 стр.