учитель географии Табачненской ОШ
Джанкойского района А.Р.Крым, Украина
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Где расположена Антарктида?
2. Что вы слышали об этом материке?
3. При помощи карт атласа назовите океаны, омывающие Антарктиду.
4. Где расположен Южный полюс?
5. Что Вам известно о самом холодном материке?
III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Учитель (+ учащиеся).
Африка — самый … (жаркий) материк Земли, Австралия — самый … (сухой), Антарктида — самый … (холодный) материк.
Этот материк очень удалён от остальных материков. Именно благодаря этому и суровым природным условиям Антарктида была открыта совсем недавно — в 19 в. И те, кто изучал материк почти двести лет назад, и те, кто делает это сейчас, проявляют яркие примеры мужественности и даже героизма.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
При помощи карт атласа определите особенности географического положения Антарктиды.
Назовите моря океанов, омывающих Антарктиду, и ближайшие к ней материки.
Приложение_01.
Рассказ учителя.
(Слайд 1, 2) Ребята, мы увидели, что географическое положение Антарктиды достаточно необычное: материк почти целиком лежит за Южным полярным кругом, в его центре находится Южный полюс, поэтому все берега Антарктиды обращены на север.
Площадь материка составляет 14 млн. км2.
Антарктида имеет так называемую материковую отмель, простирающуюся от берега в среднем на 180 км. Воды океана около берегов Антарктиды холодные, приливы невысокие — до 1 м высотой.
Но необычность материка состоит еще и в том, что он единственный имеет свою собственную область.
«Антарктика» — именно так называется южная приполярная область, в которую входят южные части Атлантического, Тихого и Индийского океанов с островами и материком Антарктида. Слово «Антарктика» греческого происхождения и состоит из двух корней: «анти» — против, и «арктикос» — се верный, то есть эта приполярная область расположена напротив северной области — Арктики.
Найдите Арктику на карте.
(Ответы учащихся).
Граница Антарктики условная и проходит приблизительно между 53—60°ю.ш.
История открытия и исследования загадочного материка уходит в давние времена.
(Слайд 4) Фантастические очертания таинственной Южной земли издавна отмечали на географических картах.
Герхард Кремер (Меркатор), выдающийся картограф 16 в. верил в Антарктиду и допускал вероятность существования этого континента: Антарктида на картах вычерчена им лично.
Во времена средневековья необоснованная мысль о южных землях была забыта, но в конце эпохи с развитием мореходства на картах снова появился воображаемый материк.
В 1503—1510 гг. француз Гонневиль искал Антарктиду, но не мог даже приблизительно определить ее положение. К тому же на обратном пути во Францию экспедиция Гонневиля была уничтожена пиратами.
В 1739 году на поиски «Южной Земли» была снаряжена экспедиция под командованием Жана Батнетта Буве де Лозье. Мореплаватель был уверен, что открыл Южный материк, однако это был лишь остров в густом тумане…(На карте – остров Буве).
(Слайд 7) Первые научные обоснования существования южного материка сделал выдающийся русский естествовед Михаила Васильевича Ломоносова в 1761 г. Ломоносов впервые разработал классификацию морского льда и обосновал происхождение различных его видов.
По мнению Ломоносова, «падуны» (так ученый называл айсберги) образовываются около больших берегов, от которых они отрываются. Ломоносов предполагал, что айсберги опускаются с какой-то земли, которая, вероятнее всего, лежит в районе Южного полюса и покрыта льдом, из которого и образуются падуны. Исследования Ломоносова приобрели широкое распространение в научном мире.
Через год поиски возобновились, и экспедиция достигла рекордной на то время южной широты — 71°10 , но не материка. Поэтому после плавания Кука на картах Южного полушария перестали изображать землю, заменяя океаном.
Шли годы, Антарктида все больше манила к себе исследователей и учёных своей немой белоснежной загадочностью.
Проведя в Антарктиде две зимы, английская экспедиция вернулась на родину с триумфом. Двенадцать объемистых томов стали ее итогом — метеорологические, гидрологические, биологические, магнитные наблюдения, работы по физической географии, геологии Антарктиды. Англичане исследовали шельфовый ледник Росса, внутренние части Земли Виктории.
Давайте посмотрим небольшой видеофильм о 1 – ой экспедиции Роберта Скотта в Антарктиду.
Приложение_04. https://youtu.be/NmVUj2IrpuQ
Но исследователей манил к себе Южный полюс. Северный полюс к тому времени был уже открыт.
Более предусмотрительный норвежец передвигался по Антарктиде при помощи нескольких собачьих упряжек. В отличие от него Скотт взял с собой только одну собачью упряжку, рассчитывая еще на коней и моторные сани, которые не помогли ему и его спутникам — они шли к полюсу пешком. Сам Скотт и четыре его спутника погибли на обратном пути от голода и холода, не дойдя до одной из своих баз всего 19 км.
Спасательная экспедиция, нашедшая последний лагерь Р.Скотта и его спутников, воздвигла крест с надписью: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!».
Амундсен отправился в свое путешествие в том же году, что и Скотт; остановился в феврале 1911 г. на 79° ю. ш. на зимовку, а в октябре двинулся к полюсу, взяв с собой 70 собак и четырехмесячный запас еды. Он с четырьмя спутниками ежедневно преодолевал 30 км на высоте 4000 м над уровнем океана. Путь к полюсу они выбирали в зависимости от ровности льда, что и позволило им поднять над целью своего путешествия норвежский флаг.
Французский, английский, американский и русский бизнес заинтересовался возможными природными богатствами материка еще в 19 в. Антарктида — неплодородная земля, покрытая очень толстым слоем ледовой коры, но под этой корой могли быть уголь и нефть, урановая руда и т. п.
Прибрежные районы Антарктиды стали местом китобойного промысла, начало которому положило изобретение норвежцем Свеном Фойном гарпунной пушки (1868г.).
(Слайд 14) В 1892— 1894 гг. норвежец Карл Ларсен на судне «Язон» объединил картографические работы с охотой на китов, с того времени китобойный промысел в Антарктике приобрел характер индустрии.
Развитие мировой науки также увеличивало интерес к Антарктиде.
VI Международный географический конгресс в Лондоне (1895г.) отметил, что изучение антарктических районов — важное географическое задание и предложил географическим обществам всего мира проводить соответствующие исследования. Конгресс отметил необходимость объединения и координации усилий ученых различных стран в исследовании Антарктиды. Этот призыв не остался без ответа.
(Слайд 15) Коротко остановимся на исследованиях Антарктики.
Приложение_02.
После Второй мировой войны антарктические экспедиции приобрели систематичность: США и Великобритания, Аргентина и Чили, Австралия и Новая Зеландия, ЮАР и Франция, Советский Союз и Германия развернули научные работы на субантарктических островах.
Значительный вклад внесен в изучение Антарктиды учёными бывшего СССР. Ими организовано 12 основных баз, проводивших широкий комплекс научных исследований. Самые известные среди этих станций — Мирный, Пионерская, Восток-I, Комсомольская, Полюс Недоступности, Молодежная.
После распада СССР на независимые государства работа на станциях была свернута, теперь ее проводят только российские и украинские исследователи.
Исследование Антарктиды и в настоящее время проводятся украинскими учеными.
(Слайд 17) Согласно международному законодательству об Антарктиде и Соглашению между Великобританией и Украиной, 7 февраля 1996 г. в собственность Украины передана антарктическая научно-исследовательская станция «Фарадей», которая получила новое название — «Академик Вернадский».
(Слайд 18) Эта станция расположена на острове Галиндез, площадь которого составляет 40 га. Это низкий скалистый остров, в течение всего года покрытый льдом и снегом. Его высота над уровнем моря составляет 50 м. Климат Галиндеза — морской и намного более мягкий, чем климат Антарктиды.
Главное направление исследований украинских ученых — изучение атмосферы, то есть наблюдение изменений озонового слоя, ледникового покрова, климата и т. п. Ученые наблюдают геомагнитное поле и изменения в, ионосфере, длительность которых в Антарктиде наибольшая.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
(Вопрос – ответ).
1. Объясните понятия «Арктика» и «Антарктика».
2. Покажите приблизительные границы Антарктики.
3. Что такое айсберг?
4. Почему Антарктида покрыта толстым слоем льда?
5. Какие страны отправляли экспедиции для открытия Антарктиды?
6. Какой русский ученый и когда допустил, что на юге Земли есть материк?
7. Кто и когда открыл Антарктиду, Южный полюс?
8. Какая страна первой организовала научные исследования Антарктиды? Когда?
9. Зачем разные страны исследуют Антарктику? Имеет ли это значение для развития их науки и хозяйства?
10. Какие научные исследования проводят в Антарктиде украинские ученые? Вспомните их фамилии.
VI. ИТОГ УРОКА
Заключительное слово учителя:
— географическое положение Антарктиды своеобразное: материк почти полностью расположен за Южным полярным кругом и покрыт толщей льда, от которого откалываются ледяные «горы» — айсберги;
— первыми возможность существования Антарктиды предвидели еще древние греки, научные доказательства выдвинул М. В. Ломоносов, Д. Кук напрасно пытался доплыть до материка;
— Антарктида открыта русской экспедицией под руководством Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева, Южный полюс — норвежцем Р. Амундсеном и англичанином Р.Скоттом.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Проработать соответствующий текст в учебнике.
2. Нанести на контурную карту названия океанов, омывающих Антарктиду. Отметьте: Южный полюс, маршруты экспедиций Беллинсгаузена и Лазарева, Скотта, Амундсена.
3. Подготовить к следующему уроку рисунки (или кроссворды, сообщения) об исследованиях и открытиях, связанных с Антарктидой.
10 10 2014
1 стр.
11 10 2014
1 стр.
11 10 2014
1 стр.
11 10 2014
1 стр.
15 10 2014
1 стр.
10 10 2014
1 стр.
06 10 2014
1 стр.
06 10 2014
1 стр.