Предмет.
Биология
Класс. 10
Название курса.
Общая биология
Тема урока.
Митоз. Амитоз.
Учитель. Баштанник Наталья Евгеньевна, учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 31.
Тип урока. Урок изучения нового материала с использованием мультимедийного оборудования.
Цели урока.
- Формирование ключевых и предметных компетенций;
- развитие познавательной активности, самостоятельности и критического мышления;
- освоение знаний о сущности процесса митоза, значении деления клетки для размножения, роста и развития организмов через различные модальности
Оборудование. Мультимедийное оборудование к доске SMART Board, презентация «Способы деления клеток. Митоз. Амитоз», учебники, рабочие листы.
Ожидаемые результаты.
Учащиеся должны ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ:
-
сущность процесса митоза, особенности поведения ядерных компонентов и органоидов клетки в различные фазы митотического деления;
-
характеристику митоза как основного способа деления эукариотических клеток;
-
биологическое значение митоза;
-
механизмы, обеспечивающие генетическую идентичность материнских и дочерних клеток.
Учащиеся должны УМЕТЬ:
-
сравнивать биологические процессы, давать аргументированный ответ, делать выводы;
-
определять клетки, находящиеся в различных фазах митотического деления на иллюстрациях.
Учащиеся должны ПРИМЕНЯТЬ НА ПРАКТИКЕ:
-
приобретенные знания и умения при выполнении домашнего задания по построению схемы митоза, во время подготовки и экзамена в форме и по материалам ЕГЭ.
Ключевые понятия, термины.
-
Митоз
-
Амитоз
-
Фазы митоза
-
Веретено деления
-
Кариокинез
-
Цитокинез
-
Сестринские хроматиды.
Элементы содержания.
-
Клеточный цикл
-
Интерфаза
-
Репликация ДНК
-
Особенности клеточных циклов многоклеточных
-
Кариокинез. Фазы митоза.
-
События профазы
-
События метафазы
-
События анафазы
-
События телофазы
-
Особенности цитокинеза у разных организмов
-
Биологическое значение митоза
-
Амитоз.
Технологии, применяемые на уроке. Личностно-ориентированные, информационные, объяснительно-иллюстративные, коммуникативно-диалоговые (направленный диалог), тестирование (тестовая проверка первичных знаний).
Этапы урока.
-
Актуализация опорных знаний.
-
Организация направленного диалога по определению событий в разных фазах митотического цикла с опорой на знания учащихся.
-
Организация интерактивной деятельности учащихся для изучения: процесса репликации ДНК, образования веретена деления, расположения хромосом на экваторе в клетках разной плоидности, процесса разделения центромер и расхождения хромосом к полюсам клетки, процессов цитокинеза
-
Организация самостоятельной работы учащихся с использованием рабочих листов для изучения поведения хромосом в разные фазы митоза. Работа включает просмотр иллюстративного материала с использованием мультимедийного оборудования SMART Board.
-
Работа по освоению опорных биологических терминов и понятий.
-
Рефлексия.
-
Определение уровня и дозированости домашнего задания по мере усвоения материала.
Деятельность учащихся на уроке.
-
Обобщение и анализ ранее изученного материала.
-
Изучение событий клеточного цикла и процесса митоза с помощью подготовленных учителем материалов – выбранных из ресурсов Интернет - сайтов, демонстрирующих поведение хромосом на разных этапах митотического деления клетки.
-
Изучение предложенных учителем материалов.
-
Интерактивная деятельность.
-
Обсуждение изучаемой темы.
-
Тестирование (самооценка)
( слайд 1)
Тема нашего занятия «Митоз. Амитоз»
Сегодня на занятии нам понадобятся учебник на странице 112, дневник для записи домашнего задания, карандаш и рабочие листы, которые мы пока отложим в сторону.
Ход занятия.
Как вы уже знаете, одно из положений клеточной теории звучит:
Новые клетки могут возникать
только из предшествующих клеток.
Р. Вирхов
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ, ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.
( слайд 2) Клетка – не только структурная и функциональная единица многоклеточного организма, но и единица размножения и передачи наследственной информации от поколения к поколению.
Перед тем как переходить к изучению новой темы давайте вспомним:
- Какие процессы лежат в основе преемственности поколений?
- Какие структурные органеллы клетки содержат наследственную информацию?
Чтобы образующиеся клетки получились «полноценными», должен передаваться полный набор генов. Именно это и происходит в большинстве случаев при делении клетки. Нам предстоит более подробно изучить разные способы деления клеток и ответить на вопрос
( слайд 3)
- Каков механизм передачи полного набора генов от материнской клетки дочерним?
А также научиться:
-
Определять клетки, находящиеся в различных фазах митотического деления на иллюстрациях
( слайд 4)
“Откуда мы взялись, соседка?” –
Спросила как-то клетка клетку.
Та не услышала вопрос –
Она делилась! Шел ……….!”(Митоз)
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Процесс деления – лишь часть жизни клетки. Между двумя делениями проходит период, который называют интерфазой ( слайд 5)
Давайте вспомним - В чем сущность Жизненного цикла клетки?
Один из этапов жизненного цикла – это Интерфаза
А какие процессы происходят в клетке в интерфазу? – устный ответ, обсуждение.
Проверим? ( слайд 6)
В интерфазу происходят важные процессы: синтез белков и других необходимых веществ, увеличивается число клеточных органелл, репликация ДНК. Эти процессы приурочены к разным периодам интерфазы – G1 (до удвоения), S (удвоение ДНК), G2 (после удвоения)
( слайд 7)
Удвоение хромосом и центриолей (в клетках животных) происходит еще в ходе
интерфазы. В результате этого, в митоз хромосомы вступают уже удвоенными, напоминающими букву X (идентичные копии материнской хромосомы соединены друг с другом в области
центромеры).
Интерфаза подготавливает клетку к делению
. Как говорится.
Интерфазе – время, митозу – час
Известно несколько способов деления клеток:
( слайд 8)
КАКИЕ из перечисленных на слайде относятся к делению клетки (вычеркните лишние)? амитоз, митоз, мейоз (вегетативное, спорообразование, фрагментация – лишние).
Наиболее широко распространённым делением клеток является митоз.
( слайд 9) Митоз – непрямое деление клетки
– устный ответ, обсуждение.
Митоз лишь одна из частей клеточного цикла, но он достаточно сложен, и в его составе, в свою очередь, были выделены фазы: профаза, метафаза, анафаза и телофаза. У высших растений в клетках нет центриолей и веретено образуется другими структурами.
( слайд 10) В
профазе происходит конденсация
хромосом и начинается формирование веретена деления. В клетках животных начинается расхождение пары центриолей (полюсов веретена).
Разрушается ядерная оболочка. Хромосомы начинают двигаться и вступают в контакт с микротрубочками веретена деления, а полюса продолжают расхождение друг от друга. Формируется веретено деления. Количество нитей может доходит до нескольких тысяч. К одной хромосоме присоединяются от двух до нескольких десятков микротрубочек.
Какой из верхних рисунков иллюстрирует профазу? Почему?
( слайд 11) В
метафазе движения хромосом почти полностью замирают, и хромосомы располагаются на «экваторе» (на равном расстоянии от «полюсов» ядра) в одной плоскости, образуя так называемую
метафазную пластинку. Важно отметить, что они остаются в таком положении в течение довольно длительного времени. В это время в клетке происходят существенные перестройки, которые «разрешают» последующее расхождение хромосом. Обычно в связи с этим метафаза наиболее удобное время для подсчета
хромосомных чисел.
Какой из верхних рисунков иллюстрирует метафазу? Почему?
( слайд 12) В
анафазе хромосомы делятся (соединение в районе центромеры разрушается) и расходятся к полюсам деления. Параллельно полюса веретена также расходятся друг от друга.
Хроматиды теперь можно назвать сестринскими хромосомами, т.к. они теперь действительно "обретают самостоятельность", становятся самостоятельными хромосомами, которые попадут в разные клетки.
Какой из верхних рисунков иллюстрирует анафазу? Почему?
( слайд 13) В
телофазе происходит разрушение
веретена деления и образование ядерной оболочки вокруг двух групп хромосом, которые деконденсируются и образуют дочерние ядра.
Какой из верхних рисунков иллюстрирует телофазу? Почему?
Цитокинез ( слайд 14) осуществляется несколькими способами. У животных клетки лишены клеточной стенки и делятся «перетяжкой». Ещё в анафазе под поверхностной мембраной в области экватора образуется кольцо
из актиновых и миозиновых филаментов. В конце телофазы кольцо начинает сокращаться и втягивает наружную мембрану внутрь. В результате клетка перешнуровывается. Цитоплазмы клеток высших растений делятся «перегородкой»: вдоль микротрубочек к экватору клетки транспортируются пузырьки из аппарата Гольджи. Эти пузырьки начинают сливаться друг с другом в центральной части клетки, образуя небольшой диск. Затем по краям к нему присоединяются новые пузырьки, и диск растёт. Образуется срединная пластинка. Поверх неё начинает образовываться клеточная стенка из целлюлозы.
( слайд 15)
Кто может повторить, какова последовательность фаз митоза?
А теперь давайте посмотрим как вы можете применить свои знания. Обратимся к рабочим листам.
( слайд 16)
Задание 1 (рабочий лист).
Учёные провели исследования митоза: оказалось, что не во всех клетках многоклеточного организма митоз идет одинаково. Проанализируйте этот факт. Выберите верные на ваш взгляд утверждения.
-
Продолжительность митоза в клетках зародыша мушки дрозофилы – 6 минут
-
Продолжительность митоза в клетках эндосперма семени гороха – 180 минут
-
Клетки нервной ткани митозом не делятся
-
Зрелый эритроцит митозом не делится
Проверка выполнения задания (по гиперссылкам).
( слайд 21)
Задание 2 (рабочий лист). Закончите рисунки.
Цель: научиться определять клетки, находящиеся в различных фазах митотического деления - 5 минут
-
Просмотрите медиафайл «Митоз» (по гиперссылке).
-
Внимательно прочитайте информацию о фазах митоза в учебнике на странице 112
-
Дорисуйте схему митоза: ( слайд 22)
А) изобразите изменения, происходящие в хромосомном аппарате во время каждой фазы;
Б) назовите фазы митоза
Проверим ( слайд 22 – по щелчку)
Итак, значение митоза состоит в следующем ( слайд 23):
-
() Образование генетически равноценных клеток, преемственность в ряду клеточных поколений.
-
() Обеспечение эмбрионального развития и роста организмов.
-
() Регенерация органов и тканей.
-
() Основа бесполого размножения организмов.
Митоз – наиболее распространенный, но не единственный тип деления клеток. Практически у всех эукариотических организмов обнаружено так называемое прямое деление ядер, или амитоз. ( слайд 24) При амитозе не происходит конденсация хромосом и не образуется веретено деления, а ядро делится перетяжкой или фрагментацией, оставаясь в интерфазном состоянии. Цитокенез не всегда следует за делением ядра, поэтому в результате амитоза обычно возникают многоядерные клетки. Амитотические деления характерны для клеток, заканчивающих развитие: отмирающих эпителиальных клеток, фолликулярных клеток яичников и т.д. Встречается амитоз при патологических процессах: воспалении, злокачественном росте и др.
IV. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ.
Контрольные задание 3 (рабочий лист) – 5 – 7 минут
Для самопроверки ( слайд 25)
усвоения материала по теме воспользуйтесь тестовыми заданиями с итоговой проверкой. На работу отводится 3 минуты, затем вы сможете самостоятельно оценить свои знания. Проверим себя ( слайд 26)
Задание 4 (
если успеем на доске)
( слайд 27)
При помощи заливки или распылителя краски выделите разным цветом клетки, находящиеся на стадии
- красным - метафазы,
- зеленым - анафазы,
- синим – телофазы
Какие клетки не обозначены? – профазы и неделящиеся клетки (в периоде интерфазы).
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Мы познакомились с вами с митозом. Какие выводы мы можем сделать? Что нового вы узнали?
-
() В результате митоза образуются две совершенно одинаковые клетки, что обуславливает сходство потомства с родителями из поколения в поколение.
-
() Митоз имеет универсальный характер, он протекает одинаково у всех видов, клетки которых имеют ядро.
-
() Митоз обеспечивает равномерное распределение наследственного материала.
-
() Универсальный характер митоза служит доказательством материального единства органического мира.
Существует еще и процесс другого деления клетки - мейотического. Мейоз состоит из двух следующих друг за другом делений, в результате них получается четыре клетки. Изучению мейоза, его особенностей и значения будет посвящен следующий урок.
VI. Д\З.
§ 29, вопросы стр. 113, прорисуйте схему митоза в тетради, с условием – в клетке 6 хромосом (учебник А.А. Каменский, В.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология, 10 – 11 классы).
РЕФЛЕКСИЯ
Литература
-
Анастасова, Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии: пособие для учителя/ Л.П. Анастасова [текст, иллюстрации] – М.: Просвещение, 1989.
-
Биология. 10 класс: поурочные планы к учебнику биологии. 1 часть / авт-сост. А.Ю. Гаврилова [текст] – Волгоград: Учитель, 2006
-
Единый государственный экзамен 2009. Биология. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ/ авт-сост. Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова [текст] – М.: Интеллект-Центр, 2009
-
Каменский, А.А. В.А. Общая биология, 10 – 11 классы/ А.А. Каменский, Криксунов, В.В. Пасечник [текст] – М.: Дрофа», 2005.