Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Скороднянская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

Руководитель МО учителей начальных классов __________ Адонина Е.В.

Протокол от «___» _______2011 г. №___


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

____________Астахова С.А.

«____»____________2011 г.




«Утверждаю»

Директор МОУ «Скороднянская СОШ»

_____________ Седых Н.Н.

Приказ


от «____»______________2011 г. № ____


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Бондаренко Светланы Николаевны

высшая квалификационная категория

по учебному предмету «Математика»

4 класс


Система Л.В.Занкова

2011-2012 учебный год



Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Математика» для 4 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования и авторской программы курса «Математика» И.И. Аргинской (Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2010.

Исходя из общей цели, стоящей перед обучением в системе Л.В.Занкова(общее развитие каждого ребенка), начальный курс математики должен решать следующие задачи:

- формировать основы предметных знаний. Умений и навыков, а также общеучебных умений, необходимых для успешного решения учебных, практических задач и продолжения образования;

- развивать образное и логическое мышление, пространственное воображение, математическую речь, волевые и эмоционально- пространственные качества личности;

- воспитывать интерес к математике как науке, обобщающей существующие и происходящие в реальной жизни явления и способствующей тем самым познанию окружающего мира, созданию его широкой картины.

Основное содержание обучения математике в программе представлено следующими основными содержательными линиями: изучение чисел, изучение действий, изучение величин и их измерение, знакомство с элементами алгебры и геометрии, работа с задачами.

Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:

Аргинская, И. И. Математика : учебник для 4 класса / И. И. Аргинская, Е. И. Ивановская, С. Н. Кормишина.– Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2008.

Аргинская, И. И. Методическое пособие к учебнику «Математика. 4 класс» / И. И. Аргинская. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2008.

Программа курса рассчитана на ( 136 +4)часов (4 часа в неделю)

По уставу школы 35 учебных недель



Плановых контрольных работ - 14

Для определения содержания контрольных работ используются следующие сборники:



  1. Контрольные работы по системе Л.В. Занкова. 1-е полугодие/ сост. С.Г. Яковлева. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007. – 96с.

  2. Контрольные работы по системе Л.В. Занкова. 2-е полугодие/ сост. С.Г. Яковлева. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007. – 96с.

  3. Аргинская А.И. Сборник заданий по математике для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005. -288с.

  4. Голубь В.Т. Зачётная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся. Математика. 4 класс. Практическое пособие для начальной школы. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С.,2010.


Содержание программы

136 часов +4часа (резервные)

Изучение чисел (33 часа)

Натуральные числа

Класс миллионов. Устная и письменная нумерация в пределах класса миллионов.

Общий принцип образования классов.

Знакомство с канонической записью натурального числа.

Обобщение знаний об основных источниках возникновения чисел, счете и измерения величин.

Точные и приближенные числа. Источники возникновения таких чисел.

Приближенные числа, получаемые в результате округления с заданной точностью. Правило округления чисел, его использование в практической деятельности. Особые случаи округления.

Дробные числа

Равенство дробей. Соотношения между числителями и знаменателями таких дробей. Основное свойство дроби.



Положительные и отрицательные числа

Понятие о величинах, имеющих противоположные направления. Обозначение таких направлений с помощь. Противоположных по смыслу знаков (+) и (-).

Запись положительных и отрицательных чисел. Совпадение множества натуральных чисел с множеством целых положительных чисел.

Знакомство с координатной прямой. Расположение на ней положительных и отрицательных чисел. Сравнение этих чисел по их расположению на координатной прямой.

Расположение на координатной прямой точек, с заданными координатами, определение координат заданных на ней точек.

Противоположные числа и их расположение на координатной прямой.



Изучение действий (50 часов)

Сложении и вычитание

Сложение и вычитание в пределах изученных натуральных чисел.

Обобщение знаний о законах сложения и свойствах вычитания, их формулировка и краткая обобщенная запись

Использование законов сложения и свойств вычитания для рационализации выполнения этих операций.

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Сложение и вычитание величин различными способами.

Обобщение наблюдений за изменением результата сложения и вычитания при изменении одного/двух компонентов этих действий.

Умножение и деление

Умножение и деление многозначного числа на многозначное. Осознание алгоритма.

Обобщение знаний о законах умножения и свойствах деления. Их формулировка и запись в общем виде.

Использование законов и свойств умножения и деления для рационализации их выполнения.

Умножение дробных и смешанных чисел на натуральное число.

Умножение и деление величин на натуральное число различными способами.

Деление величину.

Обобщение наблюдений за изменением результата умножения и деления при изменении одного иди двух компонентов.



Возведение в степень

Понятие о возведении в степени как действии, заменяющем умножение равных множителей. Запись этого действия. Термины, связанные с возведением в степень.

Вторые и третьи степени однозначных и некоторых двузначных чисел.

Решение сложных арифметических выражений, содержащих 5-6 и более действий.



Изучение элементов алгебры (15 часов)

Выражения с двумя и более переменными. Чтение и запись таких выражений. Определение значений выражений при заданных значениях переменных.

Свойства равенств и их использование для решения уравнений.

Уравнения, содержащие неизвестное в обеих частях. Решение таких уравнений.

Системы уравнений. Решение их подбором. Знакомство с другими способами решения систем уравнений.

Решение систем неравенств на основе соответствующих уравнений.



Изучение элементов геометрии (10 часов)

Диагональ многоугольника. Разбиение произвольного многоугольника на треугольники.

Свойство диагонали прямоугольника. Разбиение прямоугольника на два равных треугольника.

Определение площади прямоугольника.

Определение площади произвольного треугольника разными способами. Способ разбиения произвольного треугольника на прямоугольные треугольники. Высота треугольника. Формула площади треугольника.

Определение площади произвольного многоугольника разбиением его на прямоугольники и треугольники.

Определение площади полной поверхности призмы и пирамиды и боковой поверхности цилиндра.

Построение разверток призм, пирамид, цилиндров и конусов



Изучение величин (28 часов)

Понятие об объеме. Измерение объема произвольными мерками. Объем и емкость.

Общепринятые меры измерения объема и соотношения между ними.

Определение объема прямоугольного параллелепипеда по трем его измерениям, а также площади и высоте. Формулы определения объема.

Определение объема произвольной призмы по площади ее основания и высоте.

Метрическая система мер, ее связь с десятичной системой счисления.

Перевод всех изученных единиц из одной меры в другую.

Работа с задачами (в течение года)

Продолжение всех линий работ, начатых в предыдущих классах, их обобщение.

Сравнение задач, различных по сюжету, но сходных по характеру математических отношений, в них заложенных. Классификация задач по этому признаку.

Задачи с неопределенным условием. Понятие об их решении как комплексе рассмотрения возможных вариантов решения.

Преобразование задач в более простые и более сложные.

Решение задач алгебраическим способом. Оформления такого решения.

Сравнение арифметического и алгебраического способов решения.

Решение задач разного уровня трудности с использованием всех изученных действий.



Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

По разделу «Изучение чисел»

  • иметь представление:

- о принципах построения десятичной позиционной системы счисления;

- о точных и приближенных числах и источниках их возникновения;

- о целых числах, их математическом смысле, связи с натуральными числами и расположении этих чисел на координатной прямой;

- о сравнении дробей с одинаковыми знаменателями и разными числителями;



  • уметь:

- читать и записывать любое натуральное число в пределах класса миллионов;

- определять место каждого из них в натуральном ряду;

- устанавливать отношения между любыми изученными натуральными числами и записывать эти отношения с помощью знаков;

- читать и записывать дробные числа, числитель и знаменатель которых не выходят за пределы изученных натуральных чисел.



По разделу «Изучение действий»

  • знать/понимать:

- названия компонентов изученных действий, знаки, обозначающие эти операции, свойства изученных действий;

- таблицы сложения и умножения;

- особые случаи сложения, вычитания, умножения и деления;

- порядок выполнения действий в сложных выражениях без скобок и со скобками;

- изменение результатов действий при изменении их компонентов;


  • уметь:

- выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;

- выполнять умножение и деление многозначного числа на однозначное и многозначное число;

- находить значения сложных выражений, содержащих 3-5 действий;

- выполнять изученные действия с величинами.



По разделу «Изучение элементов алгебры»

  • иметь представление:

- об основных свойствах равенств;

  • уметь:

- решать уравнения, требующие 1-4 тождественных преобразований.

По разделу «Изучение элементов геометрии»

  • иметь представление:

- об объеме, способах его определения и единицах измерения;

  • знать/понимать:

- свойства сторон и углов прямоугольника и его частного случая - квадрата;

- свойство радиусов одной окружности;



уметь:

- чертить изученные геометрические фигуры с помощью линейки и обозначать их буквами латинского алфавита.



По разделу «Изучение величин»

  • иметь представление:

- о связи метрических мер измерения величин с десятичной системой счисления;

- об особенностях построения системы мер времени;



  • знать/понимать:

- единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, вместимости и соотношения между ними;

- формулы определения площади прямоугольника S = a · b, прямоугольного треугольника S = (a · b) : 2, правила определения объема прямоугольной призмы по трем ее измерениям, а также по площади ее основания и высоте;



  • уметь:

- чертить изученные геометрические фигуры с помощью линейки и обозначать их буквами латинского алфавита;

- измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины с помощью измерительной линейки;

- находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника, использовать рациональный способ решения в допускающих это ситуациях;

- определять величину угла и строить угол заданной величины с помощью транспортира;

- определять площадь прямоугольника, используя соответствующую формулу;

- определять объем прямоугольной призмы, используя соответствующие правила;

- выражать изученные величины, используя разные меры их измерения.

По разделу «Работа с задачами»


  • иметь представление:

- о различных способах краткой записи задачи;

- о различных способах оформления решения задачи;

- о рациональных и нерациональных способах решения задачи;

- об алгебраическом методе решения задачи;

- о возможности классификации задач по заложенным в них отношениям;

- о задачах, имеющих не одно решение;



  • знать/понимать:

- структуру текстовой задачи;

- условные обозначения, используемые в краткой записи задач;



  • уметь:

- определять, является ли текст задачей;

- преобразовывать текст, не являющийся задачей, в задачу;

- выделять составляющие задачу элементы независимо от сложности ее построения;

- устанавливать идентичность задач, данных в разных формулировках, заменить сложную формулировку простой;

- анализировать задачу, начиная от ее вопроса, устанавливать количество и порядок действий, необходимых для ее решения, обосновывать выбор действий и их выполнение

Календарно-тематическое планирование по предмету математика

п/п

Наименование раздела и темы

Часы учебного времени


Плановые сроки прохождения

Характеристика основной учебной деятельности ученика




1 четверть 36 часов

1.

Раздел 1. Площади фигур

Диагональ многоугольника (знакомство) №1-4



1




Анализировать житейские ситуации, требующие умения находить диагональ многоугольника

2.

Определение понятия диагональ многоугольника. №№ 5 – 9.

1




Анализировать житейские ситуации, требующие умения находить диагональ многоугольника

3.

Площадь прямоугольного треугольника

№10–13


1




Находить площадь прямоугольного треугольника


4.

Первичное знакомство со скоростью сближения.

№№ 14 – 18.



1




Объяснять выбор действий для решения

5.

Решение задач на движение.

№№ 19 – 22.



1




Выбирать наиболее целесообразный способ решения задачи

6.

Построение треугольника по стороне и двум углам. Формула площади прямоугольника.

№№ 23 – 27.



1




Характеризовать свойства треугольника

7.

Сочетательный закон умножения. №№ 28 – 32.

1




Моделировать изученные арифметические зависимости

8.

Формула площади прямоугольного треугольника. №№ 33 – 36.

1




Находить площадь прямоугольного треугольника

9.

Построение треугольника по стороне и двум углам ( практическая работа). №№ 37 – 42.

1




Характеризовать свойства треугольника

10.

Построение треугольника по трем сторонам (практическая работа). № 43–48 Проверочная работа по теме: «Нумерация»

1




Характеризовать свойства треугольника.

Группировать числа по заданному правилу

11.

Площадь многоугольника. №№ 49 – 53.

1




Находить площадь многоугольника

12.

Контрольная работа по теме «Навыки сложения и вычитания многозначных чисел»

1




Знать сложение и вычитание многозначных чисел

13.

Анализ ошибок. Решение задач

1




Выполнять краткую запись разными способами

14.

Раздел 2. Умножение многозначных чисел.Умножение многозначного числа на многозначное число. №№ 54 – 57.

1




Прогнозировать результат вычисления

15.

Умножение многозначного числа на двузначное число. №№ 58 – 61.

1




Использовать различные приемы проверки правильности вычисления результата действия

16.

Решение неравенства и обозначение найденных решений на координатном луче. №№ 62 – 65. Устный счет.

1




Прогнозировать результат вычисления

17.

Умножение числа на 10. №№ 66 – 69.

1




Группировать множители в произведении.

18.

Восстановление начала координатного луча и единичного отрезка по координатам. №№ 70 – 74.

1




Сравнивать геометрические фигуры

19, 20

Умножение числа на единицу с нулями. №№ 75 – 79. №№ 80 – 84.

2




Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности, полноты выполнения арифметического действия

21, 22.

Умножение многозначного числа на круглые числа. №№ 85 – 89. №№ 90 – 92.

2




Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности, полноты выполнения арифметического действия

23.

Преобразование и решение уравнений.

№№ 93 – 96.



1




Находить неизвестный компонент арифметических действий. Устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процесс движения (пройденный путь, время, скорость).

24.

Контрольная работа по теме: «Решение задач».

1




Проверять знания по материалу: решение составных задач на движение, сравнение величин

25.

Анализ ошибок. Распределительный закон умножения относительно сложения. №№ 97 – 100.

1




Моделировать изученные арифметические зависимости Находить неизвестный компонента арифметических действий.

26.

Сочетательное свойство и распределительный закон умножения относительно сложения. №№ 101 – 105.

1




Моделировать изученные арифметические зависимости Устанавливать зависимость между величинами.

27.

Тестирование по теме «Умножение многозначных чисел»

1




Проверять знания по материалу –умножение многозначных чисел

28.

Анализ ошибок. Умножение на трёхзначное число со всеми значащими цифрами 106 – 110.

1




Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений.

29.

Рационализация выполнения умножения многозначных чисел. №№ 111 – 113.

1




Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений

30.

Четырехугольная призма. № 114–117 Математический диктант

1




Исследовать четырехугольную призму

31.

Свёртывание подробной записи выполнения умножения. №№ 118 – 121.

1




Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений

32

Проверочная работа по теме «Площадь, периметр Умножение многозначных чисел в столбик. №№ 122 – 125.

1




Проверять навыки и умения решать задачи на вычисление площади прямоугольного треугольника;


33,

34.


Анализ ошибок. Умножение многозначных чисел в столбик. №№ 127 – 131. №№ 132 – 135.

2




Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности, полноты выполнения арифметического действия

35.

Контрольная работа по теме:

«Систематизация изученного материала».

1




Проверять навыки и умения решать задачи, сложные выражения, задачи на вычисление площади прямоугольного треугольника;

36.


Работа над ошибками. Повторение с. 76, 77. Умножение многозначных чисел

1




Систематизировать знания. Решать составные задачи




2 четверть 28 часов

37.


следующая страница>


Бондаренко Светланы Николаевны высшая квалификационная категория по учебному предмету «Математика» 4 класс Система Л. В. Занкова 2011-2012 учебный год пояснительная записка рабочая программа
326.2kb.

25 12 2014
3 стр.


Гарапова Гульнара Мансуровна Математика 5 класс 2011/2012 учебный год 2011 пояснительная записка рабочая программа
333.64kb.

17 12 2014
1 стр.


Санаа Онермаа Барбаановны по литературному чтению 3 класс на 2010 2011 учебный год Хондергей 2012-2013 уч г. пояснительная записка Статус документа рабочая программа

Председатель мо сат А. А

103.47kb.

09 10 2014
1 стр.


Рабочая программа педагога поповой Веры Сергеевны, высшая квалификационная категория по учебному курсу «Технология»

Реализация такого направления в образовании требует обращения к новым педагогическим системам, в которых каждый учебный предмет будет выполнять общеразвивающую и культурологическу

166.86kb.

01 09 2014
1 стр.


Хасбиуллиной Ляли Гарафутдиновны по предмету "Литературное чтение" 2 класс 2011-2012 учебный пояснительная записка рабочая программа

Руководитель” мо заместитель директора по увр директор моу “Большеменгерская /Гарипова А. А./ моу “Болшеменгерская сош” сош” /Ахмадиева

3705.81kb.

15 12 2014
16 стр.


Трофимовой Анны Сергеевны по русскому языку 5 «а» класс 2012-2013 учебный год пояснительная записка Данная рабочая программа
1008.64kb.

10 10 2014
6 стр.


Сабирзяновой Галии Абдулловны учителя истории и обществознания высшей квалификационной категории 2011-2012 учебный год пояснительная записка рабочая программа курса
1053.47kb.

24 09 2014
6 стр.


Приказ №17 от От 28 августа 2011 г. 2 сентября 20011 г. Рабочая программа педагога букарцевой Светланы Алексеевны II квалификационная категория

Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В. Я. Коровиной

263.52kb.

01 10 2014
1 стр.