Хотя в наше время народные системы практически исчезли, вплоть до третьего тысячелетия до н.э. они являлись господствующим типом. И, в частности, до начала индустриализации на заре XIX в. во всех частях мира существовало большое количество племенных систем. Примером являлись общества сан, пигмеи, бергдама, нуэр, тив, ибо и кикуйю в Африке; аборигены Австралии; калинга, андаманы и дунсян в Азии; эскимосы, каска, индейцы кувакцутль в Северной Америке, индейцы она и сирио-но — в Южной. Большинство этих народов занимались охотой, собиранием ягод, выкапыванием корней, скотоводством, рыболовством, садоводством или малопродуктивным земледелием. Принятие политических решений не регламентировалось никакими формальными политическими институтами, например устойчивыми структурами, обеспечивающими дифференциацию ролей. В этих разрозненных, децентрализованных эгалитарных системах большинство политических решений, имеющих значение для всего общества, вырабатывалось внутри либо нуклеар-ной, либо расширенной семьи. Политическая система функционировала как одна большая семья.
В книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс рассматривал общество охотников и собирателей как пример «первобытного коммунизма». Каждая семья вела первобытное «коммунистическое хозяйство»; у женщин были равные права с мужчинами. В этих народных (племенных) системах, основанных на минимальном разделении труда, существовало широкое социально-экономическое равенство. Родственные узы формировали эгалитарную солидарность. Основными ресурсами владело сообщество. Производство осуществлялось со-
31
вместными силами; в нем участвовали охотники, собиратели, рыболовы, земледельцы — сами производили продукт и распределяли его среди потребителей на принципах равенства. При отсутствии государства с его мощной бюрократией, армией и полицией система принимала решения при большом скоплении людей. В условиях этой «первобытной естественной демократии» каждый человек обладал правом участия в народных собраниях, на которых формулировалась политика для всего общества. Следовать групповым нормам заставляло не государственное принуждение, а общественное мнение. Энгельс, высоко оценивая племенную систему за равенство, сплоченность и согласованность в принятии решений, вместе с тем признавал, что ее простая, недифференцированная структура вряд ли была способна служить основой для бесклассового коммунистического общества, в котором он видел высшую стадию социально-экономического развития. Он, как и Маркс, считал, что коммунизм возникнет на высшей стадии развития технологий, гарантирующей полное удовлетворение человеческих потребностей. Вместе с тем они полагали, что на стадии развитого коммунизма вновь приобретут большое значение присущие первобытному коммунизму эгалитарные ценности1.
Жизненным принципом процесса принятия политических решений в такой системе являлась общинная солидарность, зиждущаяся на преданности всех и каждого неким священным ценностям. Обществом руководили старейшины и священники в соответствии с нравственными ценностями, доминировавшими над материальными интересами. Благодаря сплоченности людей вокруг общих интересов, одинаковому отношению к духовным ценностям политический процесс редко осложнялся непримиримыми конфликтами. Участвующие в политической жизни сотрудничали во имя общего духовного блага.
Высокая степень структурной однородности общества и неразвитость ролевой специализации находили отражение в политических убеждениях. В сознании людей сливались духовные цели и материальные средства их достижения. Так, сбор урожая риса являлся для них не только процессом добывания еды, но и ритуальным действом, актом богопочитания. Поскольку введение новой техники (тракторов, уборочных машин, комбайнов) представляло угрозу для духовных ценностей, вожди противились росту производительности труда, как следствия этих материальных преобразований. Индивид самореализовывался в семье, общин-
32
ная солидарность поддерживалась общностью верований. Личные интересы сковывались общинными отношениями, основу которых составляла семья, кровнородственными связями и религиозными верованиями, такими, как, например, анимизм. Авторитет вождя поддерживала решимость поддерживать нормы коллективистского поведения. Идеалом взаимоотношений между правителями и управляемыми были отношения политического равенства, а отнюдь не иерархия.
В системах собирателей и охотников принятие политических решений было прерогативой первобытного коллектива. Реализо-вывалась политика посредством неформальных ролевых групп, таких, как собиратели. Не существовало никаких институтов управления: бюрократии, армии, полиции, закона и суда, которые обладали бы политической властью. Будучи мелкими, самодостаточными и по большей части изолированными от внешних институтов, общества проводили политику децентрализации, естественными центрами которой были источники или места стоянок. Консенсус как приоритетный способ разрешения споров преобладал над принуждением. Всякий, кто нарушал согласие в общине, терял уважение соплеменников, навлекал на себя проклятия шамана и часто был вынужден переселяться в другую местность. Координация политики осуществлялась старейшинами и вождями. Ими разрешались споры, возникавшие в связи с доступом к источникам, распределением пищи, пользованием землей, а также семейные ссоры. Групповой плюрализм не имел заметного влияния. Не было случаев, чтобы из семьи выделилась какая-либо сильная добровольно объединившаяся группа и стала бы выдвигать собственные требования к вождям и старейшинам, управлявшим системой собирателей и охотников. Власть политических лидеров была весьма ограниченной. Индивиды сами, по-семейному, решали вопросы, связанные с торговлей, охотой, брачными отношениями, изготовлением орудий и распределением даров. Вожди организовывали передвижение общины от источника к источнику, допуск к воде и пище посторонних, защиту запасов пищи от набегов пришельцев.
В рамках аграрного типа таких систем важнейшая политическая деятельность находится уже в ведении более специализированных институтов. Определенное влияние на процессы принятия политических решений оказывали возрастные группы, *титу-лярные общества и различные объединения. В сферу полномочий политической организации входило принятие решений от-
* Объединение лиц, обладающих почетными званиями. — Прим. перев.
2 Чарльз Ф. Эндрейн 33
носительно воспитания, лечения, землепользования, разрешения семейных споров и взаимоотношений с близлежащими поселениями.
Поведение вождей и управляемых основывалось на персоно-фицированных связях. Принятие ключевых политических решений относилось к компетенции традиционных лидеров: вождей, старейшин, священников, прорицателей, знахарей. Люди, показавшие свою щедрость, умение улаживать споры и доказавшие преданность священным обычаям, становились вождями. Семейные собрания и советы деревень происходили при широком участии рядовых членов. В обсуждении политических вопросов принимали участие женщины и молодежь. Решения, затрагивающие небольшую общину, должны утверждаться общим собранием, на котором взрослые обсуждали политические проблемы и предъявляли требования к вождям2.
Различия между системой охотников и собирателей и аграрной народной системой можно продемонстрировать на примере двух африканских обществ: сан — в районе пустыни Калахари и ибо — в юго-восточной Нигерии. Более сложная, дифференцированная и неоднородная аграрная система ибо оказалась лучше приспособленной к внутренним и внешним изменениям. Если сан представляла собой первобытное коммунистическое общество, разрушенное более централизованными политическими силами, то в аграрной системе ибо многие земледельцы, ставшие торговцами и мелкими предпринимателями, помогали завоеванию Нигерией политической независимости от британского колониального владычества.
Система охотников и собирателей: сан
Вплоть до XIX в. социально-политические структуры сан характеризовались минимальной ролевой специализацией. Структура родства формировалась нуклеарной и расширенной семьей, а также родовым сообществом — объединением семей, являвшихся собственниками растительной пищи и источников на определенной территории. Размеры общины обычно колебались в пределах от 10 до 50 членов, в среднем составляя 25 человек. Большинство членов играло две экономические роли: охотник на диких животных (антилоп, жирафов, бородавочников — африканских кабанов) и собиратель растительной пищи (орехов, ягод, фруктов, овощей, кореньев и луковиц). Некоторые торговали раковинами, бусами и слоновой костью с более развитыми африканскими племенами, такими, как овамбо, тсвана (бечуаны) и гереро. Другие
пасли скот, были проводниками и связными с племенем тсвана. В культурной сфере отсутствовала какая бы то ни было церковная институционализация; главную роль играли шаманы, занимавшиеся врачеванием и вдохновлявшие членов сан на поклонение божествам-духам, обитавшим на земле и на небе. На вождя племени были возложены особые обязанности: он разрешал семейные споры, следил за потреблением воды, собиранием плодов и ягод и передвижением племени от одного источника к другому.
В племени сан семейные роли не были дифференцированы; более того, именно семья служила объединяющей парадигмой для общественно-политической системы. Так, например, глава расширенной семьи часто становился вождем племени. После его смерти титул вождя по наследству переходил к старшему сыну. Экономическое разделение труда отражало закрепление за полами определенных ролей. Мужчины обычно занимались охотой; женщины, иногда вместе с мужчинами, собирали плоды. Почитание богов-духов дополнялось почитанием предков. Совершая религиозный ритуал, состоявший из пения и танцев, сан восхваляли духов усопших предков, а также божества, обитавшие в восточной и западной части небес.
Функционирование общественных структур отражало низкую ролевую специализацию. Не существовало ни института полиции, ни вооруженных сил, способных осуществлять функцию принуждения. Поскольку племя нуждалось в сохранении членов и увеличении числа охотников на диких животных, при принятии решений пользовались консенсуальной моделью, опиравшейся на обсуждение и убеждение. В племени превалировала политическая децентрализация. Каждое из небольших племен, насчитывающих по 25—30 человек, было независимо от других племен и от верховной власти. Если младший брат не желал жить под началом старшего, ставшего вождем после смерти отца, он отделялся и основывал собственное племя. Процесс проведения той или иной политики не регулировался ни институтами управления, ни даже собраниями собирателей. Разрешение споров, которые члены семьи были не в состоянии уладить собственными силами, брал на себя вождь.
Особое значение для племени сан имели духовные ценности. Придавая материальным предметам духовный смысл, они соединяли священные ценности и ценности повседневной жизни. Например, к огню они относились как к священному дару богов, но одновременно использовали для приготовления пищи и обогревались с его помощью в холодные ночи в пустыне. Охота также являлась не только способом добычи мяса, но и ритуальным дей-
2* 35
ством, укреплявшим духовное единение. Занимать прочное положение вождь мог, только обладая такими нравственными качествами, как мужество, великодушие, скромность и миролюбие.
Кроме того, политическая легитимность вождя обеспечивалась заботой о благосостоянии племени. Суровые условия существования требовали от охотников и собирателей умения приспособиться к скудным экономическим ресурсам, следствием чего являлась необходимость объединения. Агрессивные эгоистические интересы отдельных индивидов поставили бы под угрозу саму систему. Индивидуализм означал корысть, стяжательство, своеволие и мог привести к разрыву с общиной.
Основу отношений вождя и рядовых членов общины составлял эгалитаризм. Поскольку всех их объединяли одинаковые экономические интересы (необходимость добывать животную и растительную пищу), а также общая религия, господствующим принципом взаимоотношений внутри системы сан было политическое равенство. Поведение вождей племени отличалось скромностью: При разрешении споров члены племени полагались на метод убеждения, на диалог. Политическое равенство и коллективистское поведение дополнялись экономическим равенством. Хотя индивиды и имели ряд предметов в личной собственности (шкуры, луки, стрелы, колчаны, кости, рога, раковины), семьи сообща владели источниками с прилегающими к ним землями. Обычай делиться дарами и добытой пищей еще более сокращал дистанцию, отделявшую вождей от рядовых членов общины.
До 50-х годов XIX в. племя сохраняло преемственность традиционных ценностей и социально-политических структур. Пути разрешения основных проблем определяли не столько волюнтаристские действия вождей, сколько традиции и обычаи. Медленный ход перемен был обусловлен ограниченным числом внутренних конфликтов, презрительным отношением к самоутверждению личности и отсутствием институтов управления.
В течение XIX и XX вв. соприкосновение с внешними власт- ными структурами положило начало трансформации традиционного образа жизни сан. Сначала земли племени были экспроприированы немецкими колонизаторами и переданы ими белым фермерам-переселенцам, которые стали использовать членов общины в качестве дешевых батраков. В 1920 г. Юго-Западная Африка была преобразована в подмандатную территорию ЮАС, и переселенцы-африканеры продолжили политику эксплуатации. Племя сан теряло свои земли, занимаемые фермерами, национальными заповедниками сафари — парками; охота и собирательство переставали быть основными занятиями. Некоторые
36
нанимались пасти скот, чтобы обеспечить себе кров и пропитание, которые они получали в виде платы от владельцев ферм, или торговали луками, стрелами, бусами и скотом. Многие сами стали фермерами. Молодые мужчины пошли работать на южноафриканские золотые прииски либо в полицию или стали солдатами и воевали на стороне южноафриканских сил обороны против Народной организации Юго-Западной Африки, боровшейся за политическую независимость Намибии.
Если общества охотников и собирателей под давлением светских, индустриализирующих сил к настоящему времени практически прекратили свое существование, то аграрные системы остаются обычным явлением новейшей истории. В частности, до наступления XX в. многие африканские народы жили, подобно ибо*, в условиях племенного строя, соединяющего в себе структурную децентрализацию и эгалитарные ценности.
В сравнении с сан народ ибо обладал более развитой политической структурой. Ибо вели оседлый образ жизни. В поселениях обычно проживало от 500 до 1500 человек. Торговцы племени ибо занимались обменом продуктами и ремесленными изделиями (глиняной посудой, деревянными фигурками, масками) с живущими за пределами их территории племенами. Многочисленность племени и оседлый образ жизни с неизбежностью породили более высокую степень ролевой специализации ибо по сравнению с сан4.
* Английское название племени Ibo в настоящее время преобразовано в Igbo. — Прим. перев.
Семейная, религиозная и трудовая жизнь ибо проходила в рамках сложной системы. Основными звеньями родственных отношений являлись: нуклеарная семья (муж, жены, дети), расширенная семья (нуклеарная плюс внуки, дяди и тети с семьями) и клан, объединявший несколько расширенных семей. В религии господствовало поклонение под руководством священников и колдунов-знахарей Огбуди — божеству-хранителю (причем в каждой деревне был свой), а также почитаемому земному божеству Ала и духам предков, находящимся в услужении у богов Ала и Чукву (бог-создатель). Трудовая деятельность ибо велась в рамках разветвленной ролевой экономической структуры. Крестьяне выращивали ямс, рис, маниоку, маис, бананы и фасоль. Ремесленники занимались изготовлением глиняной посуды, вырезали из дерева фигурки и маски, делали сельскохозяйственные орудия, такие, как мотыги и косы. Торговцы вели товарообмен с другими деревнями. Возрастные и семейные объединения выполняли другие экономические задачи. Например, возрастные объединения создавали сельскохозяйственные кооперативы, занимались охотой и накоплением богатств. Добровольная организация (микири), включавшая в себя и мужчин и женщин, являлась сберегательным банком, кредитной организацией и общественным клубом.
Повсеместно во владениях ибо деятельность политических структур отличалась децентрализацией и плюрализмом. Некоторые территории имели своих царей, которые правили как конституционные монархи. Чаще, однако, у этого народа, численность которого превышала шесть миллионов человек, централизованное управление распространялось примерно на 500 поселений. В каждом правил совет старейшин, состовший из глав родов. Помимо советов, в процессе проведения политики принимали участие другие объединения, не основанные на родственных связях. В условиях плюрализма эти объединения состояли из возрастных групп, а также титулярных и тайных обществ. Каждая возрастная группа имела определенные обязанности, например контролировала проведение в жизнь и соблюдение законов, судопроизводство, касающееся земельных споров, и представительство на собраниях. Титулярные общества тоже занимались политическими вопросами. Всегда перед общим собранием, на котором все взрослые члены общины вырабатывали политическую линию, происходило собрание титулярного общества, где политический курс обсуждался лицами, занимавшими ключевые посты. В дальнейшем, уже на общем собрании, руководители титулярного общества направляли последующее обсуждение. Тай-
38
ные общества занимались сбором налогов, обеспечивали выполнение приказов, играли роль посредников в спорах и являлись передаточным звеном между старейшинами и народом.
Политические вопросы решались ибо неформальными методами, на основе консенсуса. Каждая расширенная семья самостоятельно решала свои внутренние дела. Всякий раз, когда между членами различных семей возникали разногласия, главы всех семей собирались вместе и улаживали конфликт. Незначительные споры, как правило, разрешались путем убеждения или добрым советом. Для предотвращения преступлений представители возрастных объединений и тайных обществ осуществляли охрану рынков, сбор долгов и приведение в исполнение приговоров.
Ибо не видели различия между индивидуализмом и коллективизмом, и свои верования и духовные устремления они связывали с практическими задачами. Религиозные символы и ритуалы придавали особый смысл их повседневной деятельности. Люди молились племенным божествам и почитали предков. В каждой деревне были свои офо, уважаемые люди, символизирующие собой единение Чукву, предков и живых людей. Старейшины обращались к офо для утверждения принятых советами законов, при посредничестве в улаживании политических разногласий и для поддержания порядка. Отдавая должное личным достижениям, ибо вместе с тем считали, что успеха можно добиться только в условиях общины. Достигшие трудовых успехов, получали право решающего голоса при коллективном принятии решений. Титулярные общества, участвующие в процессе принятия политических решений, принимали новых членов, исходя скорее из достижений кандидата, чем из его наследственного социального статуса. Титулы не переходили по наследству; ибо получали их по накоплении богатства, что являлось главным образом результатом умелых торговых операций, хотя наделение титулами стимулировало конкуренцию и личное соперничество, убежденность в полезности последнего сочеталась с пониманием необходимости сотрудничества с другими.
Характер политического руководства и массовое участие в проведении политики отражали царящее в обществе ибо поведенческое равенство. В принятии политических решений активно участвовали различные члены общины, включая молодежь и женщин. Хотя женщины не имели равных прав с мужчинами, они могли создавать свои объединения, вести мелкую торговлю, выращивать зерновые и распоряжаться землей, которая не являлась собственностью семьи мужа. Это давало им возможность выдвигать свои требования на общих собраниях.
39
Такая политическая обстановка в доколониальный период облегчила приспособление племени к изменениям, привнесенным английскими колонизаторами в XIX и в начале XX в. Приписывая большое значение личным достижениям, ибо с их культурными ценностями прагматично отделяли материальные средства от духовно-нравственных целей. В структурном плане конфликты между индивидами и группами послужили стимулом к тому, чтобы склонные к инновациям ибо начали искать новые пути обретения более высокого статуса и роста благосостояния. Вместо того чтобы фаталистически цепляться за статус-кво, они стремились обеспечить себе лучшее будущее с помощью новых возможностей. Достижению этой цели способствовало создание новых институтов, не опиравшихся на семейные отношения. Традиционные организации — возрастные, титулярные общества, трудовые кооперативы — стали основой политических партий, профсоюзов, студенческих объединений и деловых союзов, связанных с нарождающейся капиталистической экономикой. Когда началась миграция ибо в города западной и северной Нигерии, предприимчивыми руководителями были основаны союзы взаимопомощи, молодежные лиги и курсы повышения квалификации и образования, чтобы получить больше экономических преимуществ и тем самым успешней приспособиться к изменяющейся социальной ситуации. Среди этнических групп Нигерии ибо возглавили кампанию за отмену британского колониального владычества. В 1944 г. они основали Национальный совет Нигерии и Камеруна (НСНК). Созданный на основе молодежного объединения НСНК после второй мировой войны добился самоуправления Нигерии в составе британской империи, а позже — ее политической независимости5.
альной Африки. Отвергая государственную форму собственности, он считал, что африканцы должны направлять нажитые ими частной торговлей средства на удовлетворение потребностей общины и интересов народа, а не на обогащение кучки капиталистов6.
Однако после того как Нигерия получила в 1960 г. политическую независимость, тяга к капитализму пересилила исконную приверженность ибо эгалитарному африканскому социализму. Лидеры ибо получили контроль над региональными правительствами восточной Нигерии. НСНК вместе с чиновниками севера сформировал коалиционное национальное правительство. С 1963 по 1966 г. первым президентом Нигерии стал Азикиве. Проводимая ибо и НСНК политика принесла конкретные выгоды главным образом бюрократам, торговому капиталу и профессионалам. Деловые люди обеспечили себе правительственные контракты, лицензии и займы. Народные массы не ощутили эгалитарных перемен. Вместо этого поддерживающие перемены предприниматели из числа ибо стали трактовать эгалитарные ценности как равные возможности продвижения вверх по социально-иерархической лестнице. Плюралистические политические структуры нацеливали молодежь ибо на получение современного образования, поступление на гражданскую службу и в частные фирмы. Основной стратегией осуществления социально-политических перемен стало обуржуазивание, а не радикализация7.
Заключение
Народная (племенная) система характеризуется особыми фундаментальными принципами, политическими направлениями и способами осуществления социальных перемен. Определяющим началом процесса проведения той или иной политики, в котором духовно-нравственные ценности сливались с материальными интересами, являлась всеобщая преданность священным общинным ценностям. Общественная политика проводилась в социальных группах, в частности в расширенной семье и родовых объединениях. Управление осуществлялось единолично вождями, такими, как старейшины или прорицатели. Постепенные изменения вводились путем переосмысления обычаев. Расплывчивость традиционных норм давала старейшинам и священникам некоторую свободу при принятии инновационных решений в случаях возникновения непредвиденных ситуаций. Общие собрания, советы старейшин и возрастные объединения прислушивались к народным требованиям относительно таких вопросов, как рас-
41
ширение площадей обрабатываемой земли, новые способы добывания пищи и усиление влияния молодежи.
16 12 2014
19 стр.
09 10 2014
5 стр.
13 10 2014
1 стр.
10 10 2014
1 стр.
01 09 2014
1 стр.
12 10 2014
1 стр.
16 12 2014
1 стр.
16 12 2014
1 стр.