Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Дистанционное обучение через Интернет.

Порай Д.С.



Аннотация

В данной работе описаны современные тенденции, которые существуют в области дистанционного обучения и в соответствующих программных комплексах. Затрагиваются вопросы организации самого процесса, методик, тестирования, а также безопасности. Описаны различные режимы работы: групповой, самостоятельный, программируемый. Все это обсуждается на примере реализованной системы дистанционного обучения.


Введение


В последние годы активно развивается дистанционное обучение, объединяющее в себе современные технологии представления материала и огромный методологический опыт. Развитие обусловлено в первую очередь повышением технических характеристик глобальных сетей (как внутренних корпоративных, так и Интернет). Ранее дистанционное обучение строилось по принципам заочного – преподаватель готовил пособия, включающие материал и задания, пособия рассылались учащимся, они решали задания, отвечали на вопросы и отсылали ответы на проверку. Разница только в том, что вместо обычной почты использовалась электронная. Современный технологический уровень позволяет проводить как самостоятельное обучение слушателей, удаленных на огромные расстояния, так и синхронные сеансы. Последнее особенно важно, так как это открывает возможности организации групповой работы преподавателя со студентами по аналогии с традиционными формами обучения: лекциями, семинарами и т.д.

1. Обзор системы дистанционного обучения


В данной статье описывается реальная система дистанционного обучения, построенная на основе современных технологий. Система охватывает следующие направления (см. рис. 1) процесса обучения:

  1. Предоставление учебного материала.

  2. Прохождение тестов и опросов.

  3. Коммуникации.

Минимальной единицей предоставления материала является страница. Размер страницы не регламентирован и выбирается преподавателем - от нескольких строк до нескольких десятков машинописных страниц. Страницей может быть лекция, а может параграф учебного материала.

Курс состоит из страниц, объединенных в модули. Модулем может быть логически самостоятельный раздел курса, а может набор страниц, составляющих краткое содержание всего курса и предназначенного для беглого повторения материала.

Наряду с учебными страницами существует набор инструментов, дополняющих основной материал:


  1. Глоссарий.

  2. Список литературы.

  3. Иллюстрации.

  4. Видео материалы.

  5. Аудио материалы.

  6. Алфавитный указатель.

Эти инструменты являются расширенными аналогами «бумажных». По сравнению с последними «электронные» аналоги устроены таким образом, что ссылки из текста на инструмент являются гиперссылками. То есть на любое упоминание, например, книги можно нажать «мышкой» и получить полную библиографическую ссылку. Кроме того, вхождение в текст словарного термина устроено таким образом, что при приближении к нему «мышки» появляется всплывающая подсказка с разъяснением этого термина.

Рис. 1

2. Роли пользователей


Все пользователи в системе разделяются по ролям. Роли определяют права данного пользователя на все объекты системы. Существует пять ролей:

  1. Администратор системы. Занимается созданием новых курсов, регистрацией пользователей, назначением прав пользователей, архивацией и восстановлением базы данных.

  2. Преподаватель на курсе. Имеет все права в рамках данного курса: наполнение его материалом, проверка тестов, управление форумами и дискуссиями, архивация и восстановление курса.

  3. Учащийся на курсе. Может просматривать материал, сдавать экзамены, участвовать в обсуждении в форумах и в дискуссиях.

  4. Экзаменатор на курсе. Может работать с материалом, участвовать в обсуждениях, а также проверять работы, выставлять и изменять оценки также как и преподаватель.

  5. Семинарист на курсе. Может работать с материалом, участвовать в обсуждениях и наряду с преподавателем управлять форумами и дискуссиями.

Каждый пользователь может иметь несколько ролей. Например, быть преподавателем одновременно на нескольких курсах, обучаться на нескольких курсах или являться преподавателем на одном курсе и быть экзаменатором на другом.

3. Тестирование


Самым важным аспектом дистанционного обучения является тестирование. Вопросы должны быть составлены так, чтобы преподаватель мог оценить знания студента заочно.

В данной системе существует пять видов вопросов:



  1. Вариантный. Это классический тип вопроса. Правильный ответ может быть единственный, или их может быть несколько.

  2. На соответствие. Предъявляются два списка с одинаковым количеством элементов. Студент должен сопоставить каждому элементу первого списка элемент из второго.

  3. С коротким ответом. Студент должен перечислить несколько односложных ответов.

  4. С длинным ответом. Это единственный тип вопросов, который не проверяется системой автоматически, а полностью отдается на усмотрение экзаменатора.

  5. На вычисление. Позволяет задавать вопросы вида: «Какая площадь прямоугольника со сторонами {x} и {y} ?». Студенту вопрос предъявляется с подставленными вместо переменных (в данном примере {x} и {y}) случайными значениями.

Система оценивания гибкая. Каждый ответ имеет вес в процентах от общего количества баллов. Неправильные ответы оцениваются в отрицательное количество или в ноль баллов. Общая оценка за вопрос формируется по принципу «Все или ничего» или суммированием весов ответов.

Тест состоит из нескольких групп вопросов. Каждая группа устроена таким образом, что студенту предъявляются несколько вопросов из группы, выбираемых случайным образом. Например, преподаватель может создать группу из пяти вопросов так, чтобы учащийся видел произвольные три. Такой способ построения теста позволяет внести фактор случайности и, таким образом, уменьшить возможность прямого списывания.

Отдельно стоят вопросы для самопроверки. Они отличаются от тестов тем, что правильность ответов на эти вопросы сообщается только самому студенту, а результаты тестов всегда сохраняются в базе данных и преподаватель может их посмотреть.

4. Организация процесса обучения


Схематично процесс обучения представлен на рисунке 2. Условно курсы можно разделить на два вида:

  1. Одноразовые. Для их составления приглашается преподаватель со стороны, который готовит курс, проводит занятия и выставляет оценки. В этом случае последний блок на диаграмме рисунка 2 отсутствует.

  2. Повторяющиеся. Преподаватель постоянно ведет занятия, обучая одну группу за другой. Процесс является циклическим, курс не статичен, а изменяется во времени, появляются его новые редакции.

Рис. 2


Следует особо подчеркнуть, что при создании новой редакции курса предыдущая не уничтожается. Это позволяет производить анализ успеваемости учащихся не только в рамках одной группы, но и по всем предыдущим группам тоже.

Для анализа успеваемости преподаватель имеет следующие характеристики:



  1. Прогресс (процент материала, который студент успел прочитать).

  2. Активность каждого студента в группе (количество обращений к страницам курса, к инструментам, количество прочитанных и отправленных сообщений в форумах).

  3. Статистика по успеваемости группы.

  4. Статистика по ответам на отдельные вопросы.

5. Виды (режимы) обучения


В описываемой системе разделяют три режима обучения:

  1. Самостоятельное (асинхронное).

  2. Групповое (синхронное).

  3. Программируемое.

Самостоятельное обучение ближе всего к традиционному заочному. Студент сам изучает материал, а затем сдает предусмотренные в курсе зачеты и экзамены. Отличительной возможностью данной системы является то, что студент может задавать вопросы преподавателю с помощью доски объявлений или электронной почты.

Групповое обучение приближает дистанционную форму к обычной очной. Преподаватель заранее оповещает слушателей о времени проведения занятия. Это может быть как лекция, так и семинар. В назначенный час слушатели подключаются к системе и общаются с преподавателем «вживую», используя дискуссионные комнаты и электронную грифельную доску.

Программируемое обучение является наиболее интересным режимом. Это особый вид самостоятельного обучения. Студент просматривает материал в последовательности, которую определил преподаватель при составлении данного курса. После изучения определенного раздела учащийся должен пройти тестирование и по результатам этого тестирования его либо возвращают на повторное изучение раздела либо переключают на изучение следующего. Этот вид позволяет полностью раскрыть возможности дистанционного обучения – он не накладывает никаких ограничений на время, в которое студент должен подключаться к системе, и при этом контролирует весь процесс от начала и до конца.

6. Методика


В области дистанционного обучения существует несколько методических направлений, сильно отличающихся друг от друга. В США например, тесты состоят из большого количества относительно простых вариантных вопросов (от сотни до нескольких сотен). Варианты подбираются таким образом, чтобы часть из них отбрасывалась из соображений здравого смысла и реальная задача заключалась бы в выборе из двух-трех вариантов верного.

В России же наоборот контрольные работы состоят из нескольких сложных задач (как правило, до десяти). Учащийся должен потратить значительное время на решение каждой и предоставить свой ответ, а не выбирать его из предложенных.



Описываемая в статье система дистанционного обучения построена гибко относительно применяемых методик, поскольку она не накладывает ограничений на такие параметры, как размер одной страницы, количество страниц в модуле, количество и типы вопросов в тесте, количество тестов и т.д. Это позволяет использовать ее совместно с различными методиками.

7. Детали реализации


Система реализована в виде Web-приложения [1]. Вся информация представляется в формате HTML. Такая технология позволяет пользователям подключаться к серверу с помощью обычного браузера через Интернет (потенциально из любой точки земного шара). При этом не требуется инсталляция дополнительного программного обеспечения. Если же данную систему эксплуатировать во внутрикорпоративной сети, то опять-таки для ее функционирования не требуется создавать новую инфраструктуру, она будет использовать существующий в компании Интранет.

Заключение


Современные достижения в области телекоммуникаций позволили достигнуть нового уровня в дистанционном обучении. Оно постепенно уходит от электронного аналога заочной формы образования к системам, позволяющим наряду с преимуществами самостоятельной работы своевременно получать и консультации преподавателей, и участвовать в полноценных дискуссиях в независимости от своего географического положения. В будущем технологии позволят общаться не только средствами текстовых сообщений на досках объявлений и по электронной почте, но и организовывать видеоконференции.

Литература


  1. Порай Д.С., Плискин Е.Л., Солощенко Д.В., Голоусикова А.А., Карпенко С.М., Логинов А.С. Опыт разработки Интернет-приложения «Система дистанционного обучения» // Статья в данном сборнике.

Дистанционное обучение через Интернет

Затрагиваются вопросы организации самого процесса, методик, тестирования, а также безопасности. Описаны различные режимы работы: групповой, самостоятельный

70.81kb.

16 12 2014
1 стр.


Шевченко Татьяна Юрьевна

В последнее время преподаватели иностранного языка пытаются создать элементы социокультурной языковой среды, способствующие эффективному речевому взаимодействию с обучаемыми через

9.49kb.

09 10 2014
1 стр.


Анализ работы по проекту«Дистанционное обучение детей инвалидов в Хабаровском крае»
82.24kb.

14 12 2014
1 стр.


Программа мэра москвы «московский аттестат»

Тестирование для поступающих на дистанционное обучение по программе 10-11 классов

72.75kb.

18 12 2014
1 стр.


Дополнительного образования детей

Дистанционное обучение одаренных детей вокальному искусству в летний период средствами информационно-коммуникационных сетей

99.6kb.

23 09 2014
1 стр.


Руководитель м/о Фролова М. Ю

В этом году тема методической работы «Использование эор в процессе обучения русскому языку и литературе и дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями»

169.53kb.

25 12 2014
1 стр.


24 часовой программе «Инновационные технологии в образовательном процессе (дистанционное обучение на базе lms moodle)» Группа 04

Обучение преподавателей кфу по 24 часовой программе Инновационные технологии в образовательном процессе

16.77kb.

15 09 2014
1 стр.


Дистанционное обучение как способ формирования ключевых компетенций

Качественное образование в современном мире – это синтез самых различных форм получения знаний и современных технологий

48.13kb.

10 10 2014
1 стр.