Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4
ДОКЛАД

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ В 2004 ГОДУ
ВВЕДЕНИЕ
Это третий ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Коми (далее также - Уполномоченный), подготовленный в соответствии со статьей 25 Закона Республики Коми "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Коми", и направляется Главе Республики Коми, в Государственный Совет Республики Коми, Правительство Республики Коми, Конституционный Суд Республики Коми.

В порядке обмена информацией доклад направляется в Прокуратуру Республики Коми, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации и главам администраций муниципальных образований.

Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Коми, являющегося членом Европейского Института Омбудсмана, будет направляться по инициативе Президиума Института в его фонды (г. Инсбурк, Австрия).

В основу доклада, как и в предыдущие годы, положены данные изучения правозащитной ситуации в республике за прошедший год, основанные на обобщении и анализе нарушений прав и свобод, выявленных Уполномоченным в порядке собственной инициативы. А также из сообщений средств массовой информации, материалов, предоставленных государственными органами, общественными организациями, из информации, полученной в ходе рабочих поездок в города и районы, при приеме граждан, в ходе посещений следственных изоляторов и колоний. Из жалоб и обращений граждан, поступивших в адрес Уполномоченного, из материалов проверок обращений, проведенных как непосредственно Уполномоченным и сотрудниками его аппарата, так и органами государственной власти и органами местного самоуправления, суда и прокуратуры по его запросам. В докладе содержатся количественные и качественные характеристики обращений граждан, информация о негативных социально-экономических факторах, способствовавших нарушению прав, а также о принятых Уполномоченным мерах по восстановлению нарушенных прав, необходимые данные, характеризующие различные направления деятельности Уполномоченного и его аппарата.

Целью доклада является привлечение внимания органов законодательной и исполнительной власти, общественности к состоянию и обеспечению прав и свобод граждан для последующего принятия мер, устраняющих препятствия в реализации положений Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Коми, провозглашающих права и свободы человека и гражданина высшей ценностью общества и государства.

Данный доклад не претендует на всеобъемлющий анализ ситуации в области прав человека в Республике Коми, однако он призван объективно и открыто дать характеристику ситуации по состоянию и реализации прав человека, показать систему работы Уполномоченного по правам человека при выполнении возложенных на него Законом Республики Коми функций, целей и задач, выработать рекомендации и предложения органам государственной власти и местного самоуправления по совершенствованию механизмов защиты прав человека.
1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ

ОРГАНАМИ ВЛАСТИ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
Обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина - задача не только Уполномоченного, но и всех государственных органов, что обуславливало необходимость постоянного взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти, правоохранительными органами. Безусловно, у разных органов и структур бывают и различные подходы в видении и решении некоторых проблем, но примечательно то, что в большинстве случаев они настроены на активную совместную работу с Уполномоченным и сотрудниками его аппарата.

В достижении поставленных целей и задач существенную помощь и поддержку Уполномоченному оказывали Государственный Совет и Правительство Республики Коми. Так, в адрес Главы Республики Коми было направлено 10 запросов, в Государственный Совет 6 документов по совершенствованию законодательства, в министерства и ведомства республики 166 запросов, связанных с защитой и восстановлением прав граждан. Практически на все обращения получены исчерпывающие ответы, проблемы, поднятые Уполномоченным, не остались без внимания и того или иного разрешения. Особо хотелось бы отметить тесную и результативную работу с Министерством труда и социального развития Республики Коми, Министерством архитектуры, строительства, коммунального хозяйства и энергетики РК, Министерством здравоохранения, Министерством образования и высшей школы республики.

Поскольку одной из главных задач Уполномоченного является не только восстановление нарушенных прав граждан, но и предупреждение, Уполномоченный не должен ограничиваться рассмотрением жалоб и обращений, а на основе этой работы выявлять наиболее типичные случаи таких нарушений с тем, чтобы в конечном итоге установить их причины. В последующем, в зависимости от установленных причин нарушений прав граждан, а это может быть как недобросовестная работа чиновников различных уровней, так и несовершенство законодательства, планировать свою работу в этом направлении.

Совершенствование законодательства является одним из важнейших направлений в работе Уполномоченного. Серьезным рычагом в этой работе является право законодательной инициативы, которым, к большому сожалению, Уполномоченный по правам человека в Республике Коми не обладает. В настоящее время таким правом обладают Уполномоченные в 9 субъектах РФ: это Смоленская, Пермская, Кемеровская, Калининградская, Московская, Архангельская области, г. Санкт-Петербург, Республики Татарстан и Башкортостан. Следует отметить, что Уполномоченный по правам человека в РК практически с первых шагов своей деятельности добивается права законодательной инициативы в Государственном Совете РК, и мы надеемся, что в самое ближайшее время будут приняты соответствующие поправки в статью 75 Конституции РК и, как следствие этого, в статью 24 республиканского закона об Уполномоченном.

Несмотря на отсутствие права законодательной инициативы, Уполномоченным ведется работа по совершенствованию законодательства. Примером такой работы является то, что по инициативе Уполномоченного Законом РК от 12 ноября 2004 г. N 61-РЗ внесены изменения и дополнения в Закон РК от 30 декабря 2003 г. N 95-РЗ "Об административной ответственности в РК". В соответствии с поправками, внесенными в статьи 3 и 16 Закона, установлена административная ответственность граждан и должностных лиц за воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по правам человека в РК, выразившееся в непредоставлении или несвоевременном предоставлении документов, необходимых для выполнения возложенных на него функций, в ограничении доступа в помещения и на территории организаций, в неисполнении предъявленных в пределах его компетенции иных законных требований.

К большому сожалению, за время деятельности Уполномоченного не удалось пока реализовать ряд других законодательных инициатив, необходимость в которых очевидна. Так, не принят Закон РК "Об обращениях граждан", хотя аналогичные законы приняты и успешно действуют более чем в 40 субъектах РФ. Не поддержаны Государственным Советом РК предложения Уполномоченного о внесении поправок в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Не удалось также решить вопрос о внесении поправок в Федеральный закон "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в части реализации права пенсионеров по старости и инвалидности на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно один раз в два года. Не принят ряд серьезных поправок в республиканский закон об Уполномоченном. Однако это не означает, что работа в этом направлении не будет продолжена.

Конструктивный характер носят взаимоотношения с органами прокуратуры - одной из государственных структур, обеспечивающих верховенство закона, единство правоприменительной практики и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина. С их участием устранялись массовые нарушения прав граждан (например, в жилищно-коммунальной сфере Удорского, Корткеросского районов, о льготах для специалистов, проживающих в сельской местности, и др.), восстанавливались нарушенные права граждан по конкретным жалобам. Характерным примером может служить факт, изложенный жительницами деревни Вертеп Ижемского района. Гражданки К. и Т. обратились к Уполномоченному с жалобой на несогласие с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, в своем заявлении они просили оказать содействие в возобновлении следствия. Уполномоченный направил для проверки жалобу Прокурору Республики Коми. По результатам проверки доводов, указанных в жалобе, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела было отменено как незаконное, и 10.10.2004 возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 105 ч. 1 УК РФ.

Укрепилось и приняло более направленный характер сотрудничество с Министерством внутренних дел Республики Коми и Управлением исполнения наказаний. Так, налажены плодотворные взаимоотношения с подразделениями по делам несовершеннолетних МВД РК; были проведены проверки условий содержания подследственных в двух изоляторах временного содержания и соблюдение прав осужденных в ряде учреждений УИН.

Трехлетний период работы Уполномоченного свидетельствует, что уровень контактов, взаимодействия с различными органами власти и должностными лицами определяется значимостью поставленных задач, степенью требовательности в их разрешении. Эффективность и результативность таких контактов находятся в прямой зависимости от реальности предлагаемых мер и более всего от настойчивости, заинтересованности Уполномоченного, его аппарата. При таком подходе отказов от сотрудничества не наблюдалось.
2. СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
Состояние прав и свобод человека, степень их гарантированности отражают, с одной стороны, реальное положение человека в обществе, раскрытые перед ним возможности для реализации своих материальных и духовных потребностей, способностей и устремлений, с другой стороны - отношение общества и государства к человеку, степень уважения его личности. Здесь уместно было бы вспомнить изречение древнегреческого философа Протогора, который коротко и ясно определил статус человека по отношению к государству: "Человек - мерило всех вещей".

В связи с этим хотелось бы особо подчеркнуть, что одной из стратегических задач Уполномоченного по правам человека в Республике Коми является призыв ко всем: жить и работать по Протогору. Мы должны учиться уважать человека на основе общепринятых принципов и норм международного права, которые заложены в Декларации прав человека, защищать права человека и уметь восстанавливать права, если они были нарушены.

За период деятельности института Уполномоченного по правам человека в Республике Коми, без малого три года, должен с уверенностью заявить, что мы уже крепко стоим на ногах. Нас уже знают люди, причем, с отдаленных уголков республики, имеются в нашем арсенале и положительные результаты по восстановлению прав и свобод граждан и не только россиян, но и представителей других государств. В аппарате Уполномоченного по правам человека в Республике Коми всегда можно найти письмо с благодарностью родителей, ветеранов и инвалидов, подследственных и осужденных за активное участие в их судьбе по защите конституционных прав, восстановлению справедливости. Вот, к примеру, гражданка К. из г. Ухты благодарит Уполномоченного за содействие в устройстве ее сына-инвалида с детства в специализированное образовательное учреждение. "Два года я обращалась во все инстанции по этой проблеме и всегда получала отказ, а Вы разрешили наш "больной" вопрос за считанные дни...", - пишет мама больного мальчика.

Ветеран труда гражданин Ш. из Корткеросского района выражает благодарность Уполномоченному за содействие по предоставлению ей жилья: семья этой женщины лишилась своего дома в результате пожара.

А военнослужащий Б. из Сыктывкара получил долгожданный Государственный сертификат на приобретение жилья.

Участник Великой Отечественной войны, инвалид М. благодарит за помощь в приобретении санаторно-курортной путевки.

Осужденный гражданин Д. благодарит Уполномоченного и его аппарат за квалифицированную юридическую помощь и внимательное отношение к нему по его жалобе.

Безусловно, перечень таких писем можно было бы продолжить, но хотелось бы обратить внимание на проблемные вопросы, которые носят массовый характер.
2.1. Количество и характер обращений
В соответствии с Законом РК "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Коми" Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Коми, на решения и действия (бездействие) органов исполнительной власти республики, органов местного самоуправления, организаций, их должностных лиц.

В течение 2004 года в адрес Уполномоченного поступило 712 обращений, из них 35 коллективных жалоб, которые охватывают интересы десятков тысяч граждан республики. На личном приеме Уполномоченным было принято 298 заявителей, что в целом на 10 процентов больше чем за аналогичный период прошлого года. Наибольшее количество жалоб поступило по вопросам жилищных прав и жилищно-коммунальному обслуживанию (139), нарушения прав в области трудовых отношений и заработной платы (125), медицинского обслуживания, социальной защиты и пенсионного обеспечения (103).

В каждом конкретном случае Уполномоченным давались разъяснения норм действующего законодательства и рекомендации по разрешению поставленных вопросов. Удовлетворено в процессе рассмотрения 161 обращение и 125 находится в стадии разрешения.

География обращений включает все муниципальные образования Республики Коми, а также жалобы из других субъектов Российской Федерации и иностранных граждан.

Спектр обращений в адрес Уполномоченного отражает социально-экономическую ситуацию в республике. Оценка итогов прошедшего года позволяет говорить об определенных положительных изменениях в экономическом и социальном развитии республики. В ряде отраслей растет промышленное производство, увеличилась доля переработки. Улучшается и финансовое положение предприятий: по последним данным их балансовая прибыль возросла вдвое. Результатом стало увеличение налоговых поступлений в республиканский бюджет на четверть.

Вместе с тем, в целом остаются низкими темпы роста производства, так как в структуре промышленности республики преобладает сырьевая составляющая. Старение основных фондов и низкие темпы модернизации производства тоже негативно влияют на динамику промышленного производства и конкурентоспособности продукции наших предприятий, что не позволяет наращивать финансирование социальной сферы. Работа целого ряда отраслей остается нерентабельной. Среди них - лесозаготовительная, производство стройматериалов, автотранспорт, сельское и жилищно-коммунальное хозяйство. Остро стоит проблема выплаты заработной платы. Тридцать восемь тысяч граждан республики ждут своих заработанных денег. Сумма задолженности составляет более 400 миллионов рублей, причем, более пятидесяти процентов всей задолженности имеет угольная отрасль: особенно сложная ситуация складывается в Инте. Минимальный набор продуктов питания в республике подорожал за 2004 год на 11,4 процента, и в конце года его стоимость составила 1332 рубля. Вместе с тем увеличился удельный вес малоимущих семей с доходами ниже прожиточного минимума, это пятая часть населения Коми Республики. Низок уровень зарплаты бюджетников, он не достигает и 60 процентов среднего по республике.

Как правило, все болевые точки республики проецируются в жалобах и обращениях. Преимущественно это нарушения прав в области трудовых отношений, социального обеспечения, вопросы уголовно-исполнительного характера, жилищные и коммунально-бытовые вопросы и т.д. Остановлюсь лишь на некоторых наиболее характерных, отражающих интересы больших групп граждан республики.
2.2. Нарушения жилищных прав граждан
В реализации права на жилище, закрепленного ст. 40 Конституции РФ, постоянно присутствуют две проблемы, связанные с нынешней социально-экономической обстановкой в стране: первая - получение или приобретение жилья и вторая - создание и поддержание в жилище необходимых условий для комфортного и безопасного проживания граждан.

Согласно действующему законодательству органы государственной власти и местного самоуправления обязаны принимать меры по развитию и созданию условий для жилищного строительства, обеспечивать порядок учета жилищного фонда, содействовать гражданам в осуществлении права на жилище, предоставлять жилье в соответствии с установленными законом нормами, бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Сегодня жилищная проблема - одна из самых больных и сложных в социальной политике всех регионов России, в том числе и в Республике Коми. Значительная часть населения, включая даже граждан со средними доходами, не располагает достаточными денежными средствами для приобретения или строительства жилья. Практически свернуто строительство государственного и муниципального жилья для очередников, что не обеспечивает конституционное право граждан на жилище и создает социальную напряженность в обществе. При наличии большого количества федеральных и региональных нормативных правовых актов, направленных на решение проблемы, их финансовое обеспечение недостаточно, а нередко и вовсе отсутствует. Задача государства - создать такие условия, при которых гражданин, получая достойную заработную плату, мог бы в полной мере реализовать свое право на жилище, а в тех случаях, когда человек по объективным причинам (как правило, ввиду физических недостатков, состояния здоровья, возраста) не может самостоятельно реализовать указанное право - обеспечить его жильем. Постоянно растущее количество обращений к Уполномоченному говорит о том, что органы государственной власти и местного самоуправления не способны в полной мере реализовать право граждан на жилище.

Безусловно, часть проблемы обеспечения людей жильем может снять возмещение из республиканского бюджета части затрат граждан на уплату процентов по кредитам, реализация программы "Дом для молодой семьи", развитие в республике программы ипотечного кредитования приобретаемого жилья. Но существующий сегодня огромный разрыв между доходами большей части населения и стоимостью жилья в ближайшее время вряд ли позволит исправить ситуацию и кардинально решить эту проблему.

В своем докладе за 2003 год Уполномоченный уже обращал внимание органов власти на основные проблемы в республике, связанные с реализацией гражданами данного права:

- несоответствие рыночной стоимости жилья и уровня доходов большей части населения;

- крайне низкие темпы ввода в эксплуатацию социального и ведомственного жилья; значительное количество ветхого и аварийного жилья;

- отсутствие действующих социальных программ обеспечения жильем ряда нуждающихся групп населения (детей-сирот, инвалидов, работников бюджетных учреждений и т.д.);

- неразвитость системы ипотечного кредитования.

Но существенных изменений в политике государственных органов в данном вопросе не произошло.

Важнейшие международно-правовые акты, такие как Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейская Социальная Хартия и другие, содержат комплексный подход к решению проблемы обеспечения людей жильем. Наиболее полно эти принципы нашли отражение в Рекомендации Международной организации труда о жилищном строительстве для трудящихся. В Рекомендации, в частности, отмечается, что цель государственной политики должна заключаться в том, чтобы "стоимость соответствующего и удовлетворительного жилища не превышала разумной части дохода трудящегося, выплачиваемой в виде квартирной платы либо в виде платежей с целью покупки такого жилища... Государственные органы власти должны в той степени, в какой это необходимо и практически осуществимо, либо непосредственно обеспечивать граждан жилплощадью, либо поощрять обеспечение их сдаваемым в аренду или приобретаемым в собственность жилищем, ...оказывать специальную финансовую помощь гражданам, которые, имея недостаточные доходы или чрезвычайно высокие расходы, связанные с содержанием семьи, не в состоянии получить надлежащее жилище".

Малоимущим гражданам в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилище должно представляться бесплатно или за доступную плату из государственного и муниципального жилищных фондов. Такой фонд можно было бы формировать администрациям городов, строя малогабаритные муниципальные квартиры, подобно уже существующим малосемейным общежитиям за счет средств бюджета. Пусть это будет скромное жилье без коммунальных и строительных изысков, но люди получат реальную возможность получить свою комнату, сдвинутся многолетние очереди, в которых граждане стоят уже на протяжении десятилетий.

В 2004 году к Уполномоченному поступали заявления, связанные с восстановлением жилищных прав детей-сирот. Жительница г. Сыктывкара И., окончившая школу-интернат им. А.А.Католикова, имеет статус сироты. Вот уже на протяжении многих лет администрация муниципального образования столицы республики не предоставляет ей однокомнатную благоустроенную квартиру. В ноябре 2001 года Сыктывкарский федеральный суд восстановил в льготной очереди И. и обязал предоставить ей жилье, но, как говорится, "воз и ныне там...", потому как администрация даже не реагирует на решения суда. "Помогите мне восстановить мое конституционное право на жилье!" - заявила на приеме у Уполномоченного гражданка И. Она обращается уже второй раз. По ее первому письму Уполномоченный получил ответ от главы администрации города С.Катунина: "...на исполнении находится уже более 100 подобных решений. Свободным жильем администрация города не располагает". Конечно, вроде бы причина объективная, но так ли это? Что сделано администрацией столицы для решения жилищной проблемы более 300 детей-сирот, которые уже много лет стоят в очереди? Да ровным счетом ничего! Такой подход к детям-сиротам чреват последствиями. Мало кто может выдержать такую ситуацию с жильем, а еще, если есть проблемы с трудоустройством, человек просто может "сломаться" и прямая дорога на дно общества - преступный мир, алкоголизм, наркомания и другие негативные проявления.

Проведенный анализ ситуации с обеспечением жильем детей-сирот в республике показал удручающую картину. Сегодня на учете в льготной очереди в муниципальных образованиях состоит 834 человека данной категории, причем, 26 из них имеют на руках судебные решения, обязывающие администрации городов и районов предоставить соответствующее жилье. За 2004 год в республике лишь 42 человека из детей-сирот получили квартиры, такими темпами потребуется два десятилетия, чтобы решить эту проблему. Согласно Федеральному закону N 159-ФЗ от 21.12.1996 дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

следующая страница>


Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека свердловской области в 2002 году
1752.79kb.

10 10 2014
9 стр.


Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека

Уполномоченный, подготовленный в соответствии со статьей 25 Закона Республики Коми "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Коми", и направляется Главе Республики Коми, в

688.92kb.

14 12 2014
4 стр.


Доклад об итогах работы Уполномоченного по правам ребенка в Республике Тыва в 2012 году

Выездные мероприятия Уполномоченного по правам ребенка и его аппарата

748.99kb.

12 10 2014
5 стр.


Advance Edited Version Distr.  A/hrc/7/54 17 January 2008 russian original:  совет по правам человека седьмая сессия Пункт 2 повестки дня ежегодный доклад

Ежегодный доклад верховного комиссара организации объединенных наций по правам человека и доклады управления верховного комиссара по правам человека

48.98kb.

26 09 2014
1 стр.


Уполномоченного по правам ребёнка на 2012-2013 учебный год Утимишевой Галины Петровны

Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав детей. В основе работы Уполномоченного лежит философия сотрудничества

66.75kb.

15 09 2014
1 стр.


Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Ненецком автономном округе, о соблюдении и защите прав и законных интересов ребёнка в 2012 году

Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Ненецком автономном округе, о соблюдении и защите прав и законных интересов ребёнка в 2012 году

1652.55kb.

17 12 2014
8 стр.


Г. Бийск, 04 апреля 2012 г. «О состоянии окружающей среды в Алтайском крае»

Доклад на зональном совещании с представителями (доверенными лицами) Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае

277.74kb.

10 10 2014
1 стр.


С. Зайнабитдинов: узурпация полномочий уполномоченного

Мы не знаем как в других областях Узбекистана, но в Андижане, полномочия Уполномоченного Олий Мажлиса, по правам человека, а именно, Омбудсмена, на протяжении многих лет узурпируют

29.76kb.

15 10 2014
1 стр.