НП «СИБИРСКАЯ АССОЦИАЦИЯ КОНСУЛЬТАНТОВ»
https://sibac.info
ТИПОЛОГИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ ЛИЧНОСТИ
Долгов Юрий Николаевич,
к. соц. н., доцент БИСГУ, г. Балашов
E-mail: jlk277@yandex.ru
Смотрова Татьяна Николаевна
к. псх. н., доцент БИСГУ, г. Балашов
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Кросс-культурное исследование жизненных стратегий жителей малых и средних городов России и Германии в условиях социально-экономической нестабильности», № 11-06-01175а
В современной отечественной социально-психологической литературе можно выделить два основных подхода к исследованию жизненных стратегий, различающихся по тому, что выбирается в качестве основания для их типологизации. Первый подход (Н.Ф. Наумова и др.) характеризуется тем, что за основу типологизации жизненных стратегий берется тип социальной адаптации человека. Так, Н.Ф. Наумова выделяет три типа стратегий в зависимости от социальных и личностных функций, выполняемых человеком в обществе переходного периода:
-
cтратегия успешной внешней адаптации;
-
cтратегия эффективной внутренней адаптации;
-
cтратегия выживания.
Стратегия успешной внешней адаптации ориентирована на настоящее и ближайшее будущее, идентификация направлена на первичные (семья и др.) и профессиональные группы. Стратегия эффективной внутренней адаптации ориентирована на прошлое и отдаленное будущее, идентификация направлена на большие группы – страна, народ. И, наконец, третья стратегия – стратегия выживания – характеризуется невысоким статусом и ухудшающимся материальным положением индивида, который идентифицирует себя с группами людей похожей судьбы [2].
Второй подход (Ю.М. Резник и др.), восходящий к работам Э. Фромма, в качестве основы типологизации жизненных стратегий выделяет позицию, которую занимает человек по отношению к своей собственной жизни и связанную с этим активность [8]. Считается, что человек может занимать три разные, хотя и взаимосвязанные позиции:
-
«иметь» (рецептивная активность);
-
«достигать» (мотивационная или «достиженческая» активность);
-
«быть» (творческая или «экзистенциальная» активность).
Первый тип активности человека (рецептивная или «приобретательская») является основой стратегии жизненного благополучия, второй тип активности выступает предпосылкой стратегии жизненного успеха и третья (творческая, «экзистенциальная») активность характерна для стратегии самореализации личности [5].
При определенных различиях в подходах можно провести некоторые аналогии между жизненными стратегиями в обоих случаях и свести их в таблицу
Таблица 1. Типологии жизненных стратегий.
Типологии жизненных стратегий
|
Типология Н.Ф. Наумовой
|
Типология Ю.М. Резника
|
Стратегия успешной внешней адаптации
|
Стратегия жизненного успеха
|
Стратегия эффективной внутренней адаптации
|
Стратегия самореализации
|
Стратегия выживания
|
Стратегия жизненного благополучия
|
Если первые две аналогии не вызывают особых сомнений, то в третьем случае бросается в глаза некоторое несоответствие терминов – «стратегия выживания» и «стратегия жизненного благополучия». Действительно трудно совместить благополучие и выживание. При всем уважении к Н.Ф. Наумовой и Ю.М. Резнику, и тот, и другой термины кажутся нам не совсем удачными. Эти типы жизненных стратегий наиболее распространены и, может быть, более удачным названием для них было бы – повседневные или обыденные стратегии.
Нельзя согласиться также с утверждением Ю.М. Резника и Е.А. Смирнова о том, что «в отличие от диспозиций личности типы ее стратегий жизни строятся не в иерархическом порядке, а как рядоположенные и равноправные по своему характеру ведущие ориентации людей. С этой точки зрения нет, например, никакой разницы между стратегией благополучия и стратегией самореализации» [6]. Сами авторы начали рассматривать аналогии между предлагаемыми ими типами жизненных стратегий и иерархией потребностей человека по А. Маслоу, но почему-то не увидели в этих аналогиях иерархичности жизненных стратегий. Так, стратегия жизненного благополучия соответствует первым двум ступеням известной «пирамиды А. Маслоу», то есть физиологическим потребностям и потребности в безопасности, стратегия жизненного успеха основана на социальных потребностях человека, потребности в уважении со стороны социального окружения и самоуважении и, наконец, стратегии самореализации соответствует потребность личности в самоактуализации, самосовершенствовании и самореализации.
Кроме того, мы полагаем, что «веер стратегий» жизни, по образному выражению Дж. Коулмена [9], не ограничивается только тремя типами стратегий, приведенными выше. В зависимости от выбора основания для определения типа жизненной стратегии можно предположить наличие различных типов жизненных стратегий. Попытаемся систематизировать различные основания, по которым можно произвести классификацию жизненных стратегий:
-
по степени осознания индивидом – сознательные и бессознательные;
-
по направленности изменений, происходящих в индивиде – прогрессивные, регрессивные (конструктивные, деструктивные);
-
по характеру активности индивида – активные, реактивно-адаптивные, пассивные;
-
по локусу контроля – экстернальные, интернальные (экзогенные, эндогенные);
-
по способу восприятия условий жизни – гедонистические и основанные на чувстве долга, ответственности;
-
по степени совпадения с целями и задачами общества – просоциальные, асоциальные и антисоциальные;
-
по степени реализации – эффективные (целедостигающие), малоэффективные и неэффективные;
-
по характеру и способу самореализации – стратегии самоактуализации и манипуляции;
-
по характеру соотношения эмоциональности и рациональности – аффективные, когнитивные;
-
по приоритетности в социальном обмене – присваивающие, отдающие или сбалансированные (гармоничные);
-
по наличию элемента творчества – креативные (созидающие) и обыденные (повседневные) или стратегии выживания (последняя - по Наумовой Н.Ф. [3]);
-
по типу активности – успеха, благополучия и самореализации (по Резник Т.Е. и Резник Ю.М. [4]);
-
по «базисным тенденциям» (Ш. Бюллер [11]) – стратегии удовлетворения потребностей, адаптивного самоограничения, творческой экспансии и установлением внутренней гармонии;
-
по целям и средствам (Р. Мертон [10]) – подчинения, инновации, ритуализма, ретретизма, мятежа;
-
по типу личностной организации времени и отношения к нему (Ковалев В.И. [1]) – обыденная, функционально-действенная, созерцательно-рефлексивная и созидательно-преобразующая стратегии жизни личности;
-
по типу приспособления к меняющейся внешней социальной среде (по Федотовой Н.Н. [7]): две пассивные – рефлексивно-запаздывающая и умеренно-приспособительная; три активные – карьерная, инструментальная, криминальная;
-
по степени аффилиации – индивидуальная и коллективистская.
Выбор жизненных стратегий зависит от социально-экономического состояния общества, уровня развития его культуры, определяется способом производства и отношениями собственности, уровнем и качеством жизни, принадлежностью к определенной социальной страте и когорте, влиянием традиций, идеалов и ценностей, доминирующих в обществе в данный исторический момент времени. Можно предположить, что выбор жизненных стратегий личности зависит также от пола, возраста, национальности, социального положения и других социально значимых признаков.
Таким образом, жизненные стратегии можно классифицировать по различным основаниям, но в целом их можно дифференцировать на несколько основных типов: стратегии самореализации, стратегии достижения успеха и повседневные (обыденные) стратегии. Жизненные стратегии можно представить как динамическую систему представлений личности о будущей жизни, реализующуюся в повседневном поведении посредством соответствующих способов и ресурсов.
Сегодня мы живем в обществе, которое стремительно изменяется на наших глазах. Релевантным ответом на социальные вызовы, определяемые нестабильностью социальных институтов для отдельного индивида могут быть только соответствующие жизненные стратегии, не теряющие своей эффективности даже в неспокойное кризисное время. А для этого человек должен иметь в своем арсенале как минимум несколько вариантов жизненных стратегий, поскольку, как известно из теории систем, природные системы тем устойчивее, чем выше их разнообразие. Думается, что с некоторой степенью допущения, этот принцип можно применить и к социальным системам. Этот принцип или, если угодно, вид стратегии можно назвать стратегией диверсификации, который будет характеризоваться увеличением степени разнообразия применяемых в различных условиях жизненных стратегий с целью более эффективного достижения поставленных человеком целей.
Жизненные стратегии, объективируясь в реальные поведение и деятельность людей, определяют жизненный путь человека. От того, насколько эффективны будут жизненные стратегии в период социально-экономической нестабильности зависит более полная реализация личностного потенциала человека, его самореализация и самоактуализация и, в конечном счете, удовлетворенность жизнью.
Список литературы:
-
Ковалев В.И. Категория времени в психологии (личностный аспект) // Категории материалистической диалектики в психологии. Под ред. Л.И. Анциферовой. М.: Наука, 1988. С. 16-230.
-
Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социологический журнал. 1995. № 2. С. 20.
-
Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социологический журнал. 1995. № 2. С. 20.
-
Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование // Социологические исследования. 1996. №6. С. 110-119.
-
Резник Ю.М., Смирнов Е.А.. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М., Институт человека РАН, Независимый институт гражданского общества, 2002. С. 173-174.
-
Резник Ю.М., Смирнов Е.А.. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М., Институт человека РАН, Независимый институт гражданского общества, 2002. С. 174-175.
-
Федотова Н.Н. Социальная интеграция молодежи в сферу трудовой деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Саратов. 1998.
-
Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992. С. 66.
-
Швери Р. Теоретическая концепция Джеймса Коулмена // Социологический журнал. 1996. №1/2. С. 65
-
Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Осипова Г.В. М.: ИСПИ РАН, 1995. С. 811-812.
-
Buhler Ch. Der menschliche Lebenslauf als Psychologisches Problem. Leipzig, 1933.
Материалы международной заочной научно-практической конференции
«ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ»
24 ОКТЯБРЯ 2011 Г.