( В основе - опора на опыты, эксперименты, сбор данных и др.)
1.Рассмотрение , предложенных учителем версий, гипотез.
2.Использование предоставленного учителем алгоритма деятельности
3.Сбор и накопление информации.
4. Проведение опытов и экспериментов.
5.Наблюдение, сравнение, классификация, систематизация.
5. Оформление результатов с использованием схем, диаграмм, графиков, иллюстраций, и т.д.
6. Эмпирическое обобщение полученной информации – составление заключения или выводов.
Закон противоречия – день-ночь, жизнь-смерть, и т.д.
Закон достаточного основания – закон цветоведения, каждое утро встает солнце, отсюда следует, что завтра тоже встанет солнце
Закон дедуктивных умозаключений - доказательство теорем в математике,
Объяснительно –иллюстративные : рассказ, показ, объяснение, доклад, инструктаж, беседа. Репродуктивные : лекция, пример, демонстрация. Проблемное изложение: беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, перспективные линии обобщения. Частично- поисковый ( эвристический): диспут, наблюдение, самостоятельная работа, лабораторная работа, самоуправление, соревнование. Исследовательские методы: исследовательское моделирование, техническое творчество и проектирование.
Методы имперического исследования : наблюдения, описание, опыт, экспертиза, индукция, аналогия.
9. Подробно охарактеризуйте один из методов эмпирического исследования.
Самым распространенным из эмпирических методов является наблюдение. Это – непосредственное восприятие явлений и процессов в различных условиях без вмешательства в их течение. Различают наблюдения следующих видов:
– открытое и скрытое в зависимости от позиции наблюдателя;
– периодическое, лонгитюдное (продолжительное) и одиночное с точки зрения хронологической организации наблюдения;
– пассивное и активное в зависимости от создания специальных условий;
– случайное и систематическое в зависимости от регулярности;
– включенное и невключенное с точки зрения участия наблюдателя в исследуемом процессе.
При открытом наблюдении испытуемый знает, что за ним наблюдают, скрытое означает, что наблюдатель остается незамеченным.
Наблюдение как научный метод является организованным, предполагает конкретную цель и четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. План наблюдения предполагает указание на объект, цель и задачи, время и место наблюдения, длительность и предполагаемый результат. Таким образом, исследователь отвечает на вопросы: что наблюдать, для чего, когда и сколько времени, чего можно ожидать.
К достоинствам наблюдения можно отнести:
– разнообразие собираемых сведений;
– сохранение естественный условий деятельности;
– использование технических средств (видео-, аудио-);
– не обязательное получение предварительного согласия испытуемых.
К недостаткам относят:
– субъективность информации;
– невозможность контролировать ситуацию, вмешиваться в процесс;
– значительные затраты времени.
Задание 2. Соотнести типы и методы учебного эмпирического исследования.
|
Типы эмпирического исследования | |||
|
поисковое |
критическое |
уточняющие |
воспроизводящие |
наблюдение |
+ |
|
|
|
описание |
+ |
|
|
|
опыт |
|
+ |
+ |
+ |
экспертиза |
|
+ |
+ |
|
индукция |
|
+ |
|
+ |
аналогия |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
В два стакана поместим одинаковое количество семян. В первом стакане семена оставим сухими. Во второй немного нальем воды.
В два стакана поместим немного семян. На дно каждого стакана нальем немного воды, чтобы семена могли прорасти. Один стакан поместилм в теплое место, другой на холод, в холодильник.
4. Эксперимент.
Для решения этой проблемы нам помогут группы, которые вели исследовательскую работу.
Это:
Ребята, открыли тетради и записали тему урока “Прорастание семян”. Слово предоставляется группе ботаников.
Рассмотрим сухой плод пшеницы – зерновку. Продолговатое зерновка пшеницы снаружи одета золотисто-желтым кожистым околоплодником, который так плотно сросся с семенной кожурой, что разделить их невозможно. Если разрезать зерновку пшеницы вдоль, на срезе видно, что большую часть зерновки составляет мучнистый эндосперм, клетки которого содержат питательные вещества. Зародыш пшеницы маленький, рассмотреть его можно только под лупой. Он имеет корешок, стебелек и почечку. Но семядоля у него одна. Она не содержит запаса питательных веществ, плотно прилегает к эндосперму и похожа на тонкую пластинку. Когда семя прорастает, питательные вещества из клеток эндосперма поступают к зародышу через семядолю.
Итак, семя пшеницы имеет:
Итак, семя фасоли состоит из семенной кожуры и зародыша, а запасы питательных веществ находятся в семядолях.
Растения, семена которых состоят из одной семядоли, называются однодольными.
Растения, семена которых состоят из двух семядолей, называются двудольными.
В два стакана поместили одинаковое количество семян. В первом стакане семена оставили сухими. Во второй немного налили воды. Оба стакана закрыли стеклом и поставили в теплое место. Через пять суток в стакане, где была вода, семена проросли. В стакане без воды семена не изменились.
Вода необходима для прорастания семян, так как зародыш может потреблять только растворенные питательные вещества.
Для прорастания семян разных растений требуется различное количество воды. Например, семена гороха поглощают в 1,5 раза больше своей массы. Поэтому семена гороха и некоторых овощных растений перед посевом намачивают. Зерновкам кукурузы требуется в 2 раза меньше их массы.
Мы взяли два блюдца, положили на них одинаковое количество грамм гороха и кукурузы. Залили оба блюдца одинаковым количеством воды. Через некоторое время мы сравнили блюдца. В блюдце, где лежали семена гороха, воды не было. А на блюдце, где лежали семена кукурузы, вода осталась. И после этого мы точно убедились, что для каждого растения нужно разное количество воды.
Мы провели следующий опыт. В два стакана поместили немного семян. Первый стакан до краев наполнили водой. Во втором стакане семена лишь смочили. Стаканы прикрыли стеклом и поставили в теплое место. Через пять суток в стакане с небольшим количеством воды семена проросли. В стакане же, наполненном водой, семена набухли, но не проросли, а погибли. Здесь вода вытеснила воздух, необходимый семенам для дыхания.
Семенам разных растений необходимо различное количество воздуха. Семена риса и тимофеевки прорастут даже под водой при очень малом количестве воздуха, растворенного в ней. Семена большинства цветковых растений нуждаются в обилии воздуха, и под водой они не прорастают.
В два стакана поместили немного семян. На дно каждого стакана налили немного воды, чтобы семена могли прорасти. Стаканы накрыли стеклами. Один стакан поместили в теплое место, другой на холод, в холодильник. Когда семена, помещенные в теплое место проросли, сравнили их с семенами, помещенными в холодильник. Мы увидели, что семена в холоде не проросли.
Если семенам достаточно воды и воздуха, но не хватает тепла, они не прорастут, в конце концов погибнут. Одним растениям для прорастания их семян нужно много тепла, другим мало. Например, семена огурцов, тыквы прорастут при температуре +15ْ , +18ْ С, а семена перца при +25ْ С. Семена гороха, редиса, укропа сходят при температуре +2, +5ْ С. Эти особенности семян учитываются при определении сроков посева. Растения, семена которых при прорастании требуют высокой температуры, называют теплолюбивыми, а прорастающие при низких температурах называют холодостойкими.
Отношение прорастание семян к свету можно проверить простейшим опытом. Мы взяли две тарелки и на каждую из них положили тряпочку, смочили ее и поместили на каждую из них для проращивания по 50 семян редиса. Накрыли влажной тряпочкой. Затем в одну тарелку поместили в темноту (в шкаф), другую оставили на свету. Дней через 7 увидели, что семена редиса, которые содержались в темноте, развились лучше и проросло их больше, чем на свету.
Значение питательных веществ в прорастаниях семян легко проверить на опыте.
Ранней весной высевают семена только холодостойких растений (пшеница, овес, ячмень, горох). Семена этих растений прорастают при низкой температуре и обилии влаги.
Тогда они высохнут под жаркими лучами весеннего солнца. А если семена окажутся слишком глубоко в почве, всходы будут плохие. На большой глубине проросткам не хватает воздуха; молодым побегам трудно пробиться на поверхность. Поэтому высевать семена надо на определенную глубину.
Глубина заделки семян зависит от размера и свойств почвы. Чем крупнее семена, тем глубже их сеют. В крупных семенах достаточно питательных веществ и ростки не погибают, пробиваясь с большой глубины в течение долгого времени.
Практикой установлено, что мелкие семена репы, лука надо сеять на глубину 1–2 см, семена средних размеров, например семена редиса, огурцов, – на глубину 2–4 см. крупные семена фасоли, гороха, бобов требуют глубины 4–5 см. если крупные семена посеять менее глубоко, им не хватит влаги.
Чтобы ответить на эти вопросы наша группа посетила Государственную семенную инспекцию. Задача работников инспекции состоит в том, что они проверяют семена на: всхожесть, влажность, заселенность вредителями, определение чистоты, определение массы тысячи семян.
Наша группа проделала следующий опыт: мы взяли 2 стакана и посадили в один маленькие зерна пшеницы, а во второй – большие. Всего мы посадили 6 зерен (3 маленьких и 3 больших). В начале насыпали слой земли в 2 см, затем посадили первое зерно, потом еще насыпали земли 2 см – посадили второе зерно, еще насыпали 2 см и посадили третье зерно. Все засыпали слоем земли в 1 см и полили. Тоже самое проделали и с большими зернами. Через 3 дня появился первый проросток тот, который находился ближе к поверхности, на следующий день появился второй проросток, посаженный вслед за первым проросшим, на третий день появился проросток, посаженный самым первым, то есть глубже всех. Аналогичная картина наблюдалась и с большими зернами.
Вывод: глубина заделки семян – один из самых важных факторов посева семян.
Лидия Дмитриевна нам рассказывала, что на глубину заделки семян влияют и свойства почвы. В песчаные почвы семена сеют несколько глубже, чем в глинистые. В верхних слоях песчаной почвы очень мало влаги. Поэтому семена, посеянные в такую почву неглубоко, будут страдать от недостатка влаги. Воздух в песчаной почве проникает на большую глубину, и влага лучше сохраняется в более глубоких слоях.
Глинистая почва более плотная и тяжелая. Уже совсем близко к поверхности в ней мало воздуха, а влаги достаточно и в верхних слоях. Поэтому в глинистую почву не рекомендуется сеять семена слишком глубоко. Строгое соблюдение сроков и правил проведения посевных работ имеет большое значение для повышения урожайности возделываемых растений.
Учитель. Ребята! Созданы все условия для прорастания семян. А семена не проросли. Почему?
Семена не проросли, потому что содержали погибший зародыш.
Теперь настало время предоставить слово ученому совету.
Спасибо всем группам. Провели огромную исследовательскую работу, посетили государственную семенную инспекцию, побеседовали с агрономами, провели очень много опытов. Молодцы!
Д/з: § 11, ответить на вопросы.
Спасибо за урок.
Урок окончен.
Всего доброго.
Методы познания |
Типы учебного исследования | |||
|
поисковое |
критическое |
уточняющие |
воспроизводящие |
Объяснительно- иллюстративные |
+ |
|
+ |
+ |
Репродуктивные |
+ |
|
+ |
+ |
Проблемные |
+ |
+ |
|
|
Эвристические |
+ |
+ |
+ |
+ |
Творческие |
|
+ |
+ |
|
1.Объяснительно- иллюстративные (Рассказ, показ, объяснение, доклад, инструктаж, беседа)
2.Репродуктивные (лекция, пример, демонстрация, алгоритмическое предписание, поручение, упражнение)
3.Проблемное изложение (беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, перспективные линии, обобщение)
18 12 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.
16 12 2014
4 стр.
30 09 2014
1 стр.
25 09 2014
3 стр.
14 12 2014
1 стр.
11 09 2014
3 стр.
01 10 2014
1 стр.