Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1





Факторинг как инструмент финансирования субъектов малого и среднего бизнеса

Владимир Емельянов,

Генеральный директор ФК «ПОЛИТЕКС»,

Председатель Совета партнерства

НП СЭФФК «Федерация Факторинговых Компаний»
Слово «факторинг» незнакомо большинству российских бизнесменов. Об этом свидетельствуют результаты опросов, проводимых российскими факторинговыми компаниями. Лишь немногие правильно представляют себе, каким образом можно применять этот финансовый инструмент для развития своего бизнеса. Задача данной статьи - осветить основные преимущества факторинга для малого бизнеса и особенности его применения в современных российских реалиях.

Для начала нужно понять, что представляет собой факторинг. Это комплексная услуга, в основе которой лежит поставка товаров с отсрочкой платежа (товарный или коммерческий кредит). В рамках факторинга фактор оказывает клиенту не менее двух из следующих услуг:



    • учет дебиторской задолженности;

    • контроль сроков оплаты и сбор платежей с покупателей;

    • финансирование;

    • принятие риска неплатежа.

Кроме того, фактор оценивает покупателей, проводит их мониторинг и берет на себя функцию риск-менеджера.

В качестве фактора могут выступать банки или факторинговые компании. Классическая схема факторинговой сделки приведена на рисунке 1.


Рисунок 1. Схема факторинговой сделки


В стандартной факторинговой сделке обычно участвуют три стороны: поставщик (клиент), покупатель (дебитор) и фактор. Факторинговая сделка состоит из нескольких основных этапов и проходит следующим образом:

1. Поставка товара (оказание услуги/совершение работ) поставщиком покупателю на условиях отсрочки платежа.

2. Уступка права требования долга по поставке поставщиком фактору (банку или факторинговой компании).

3. Выплата финансирования (обычно до 90% от суммы поставленного товара) поставщику фактором сразу после уступки.

4. Оплата покупателем за поставленный товар в пользу фактора после истечения срока отсрочки.

5. Выплата остатка средств за вычетом комиссии фактора и ранее выплаченного финансирования.


На практике это выглядит следующим образом. Поставщик отгрузил товар покупателю на 1000 рублей, после чего он приносит фактору документы, подтверждающие поставку (обычно товарная накладная). Фактор выплачивает финансирование в размере 900 рублей (размер финансирования может меняться в зависимости от оценки покупателя фактором). По истечении срока отсрочки, допустим через 30 дней, покупатель переводит на счет фактора 1000 рублей, оплатив, таким образом, поставку. Фактор вычитает размер выплаченного финансирования (900 рублей), свои комиссии (к примеру, 5 рублей) и оставшуюся сумму (в нашем примере это 5 рублей) переводит на счет поставщика.

Важнейшее условие применения факторинга - наличие между поставщиком и покупателем торговых отношений, предусматривающих отсрочку платежа. Сегодня такая форма расчета применяется в большинстве российских отраслей, где имеет место сколько-нибудь существенная конкуренция между поставщиками. Это и товары народного потребления, и продукты питания, и бытовая техника. Срок отсрочки и другие условия товарного кредита определяют конкурентные преимущества поставщика. Кроме того, большинство торговых сетей как федерального, так и регионального масштаба работают со своими поставщиками только на условиях отсрочки. Вступление в 2010 году в силу закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» законодательно закрепило сроки отсрочек для различных категорий товаров.


Факторинг в России

Российский рынок факторинга до кризиса демонстрировал впечатляющие темпы роста, пережил небольшой спад в кризис, но уже со второй половины 2009 года он начал восстанавливаться в объемах и показывать положительную динамику и по итогам 2011 года достиг докризисного уровня (см. рис. 2.).

В России наиболее распространены два вида факторинга: факторинг с регрессом и факторинг без регресса. В первом случае фактор, не получив оплаты от покупателей, имеет право по истечении определенного срока (так называемого льготного периода) потребовать, чтобы поставщик вернул финансирование и уплатил комиссию.

При факторинге без права регресса фактор принимает на себя все риски возможного неплатежа покупателя и уже не может предъявить поставщику требование. Такой вид факторинга, естественно, стоит дороже.

Стоит отметить, что в России факторинговые услуги предоставляют два вида организаций: банки и факторинговые компании. Часть факторинговых компаний при этом являются «дочками» банков.

Отношения при факторинге с юридической точки зрения регулируются главой 43 ГК РФ, поскольку специального закона в Росси нет. Отметим один важный момент: согласно ГК РФ покупатель должен быть уведомлен об уступке дебиторской задолженности в пользу фактора.




Источник: «Эксперт РА»

Рисунок 2. Темпы роста российского рынка факторинга


Наиболее популярными для факторинга отраслями по итогам 2011 года (статистика приводится из исследования «Российский рынок факторинга в 2011 году: пока на взлете», Эксперт РА, 2012) остаются оптовая торговля (в первую очередь продуктами питания и товарами народного потребления) и обрабатывающие производства.

Доля клиентов, представляющих малый бизнес, в целом по рынку составила в 2011 году почти 58%, и на протяжении последних трех лет она постоянно увеличивается. Этому способствует появление на рынке игроков, специализирующихся на работе с малым бизнесом. В частности, в последнее время намечается тенденция к возникновению региональных факторинговых компаний, нацеленных на работу с малым и средним бизнесом в своих регионах.


Преимущества факторинга для малого бизнеса

Основными возможными источниками финансирования оборотного капитала для компаний малого бизнеса в России выступают средства учредителей, банковский кредит, овердрафт или потребительский кредит, часто оформляемый на себя собственником бизнеса. Сравнение банковского кредита, овердрафта и факторинга приведено в таблице 2. Потребительский кредит обходится намного дороже и часто требует залога личного имущества собственников, поэтому его даже принимать в расчет не будем.

Рассмотрим основные преимущества факторинга для малого бизнеса. Во-первых, факторинг - это беззалоговое финансирование, в его основе лежит такой актив компании, как дебиторская задолженность. Тот же банковский кредит малому предприятию без наличия залога (а для этого надо иметь недвижимость, оборудование, другие активы) оформить практически нереально. Для получения кредитного лимита в рамках овердрафта необходимо в течение определенного периода поддерживать остаток денежных средств и проводить операции по счету. Для получения факторинговых услуг в первую очередь нужно иметь надежных покупателей и ликвидную дебиторскую задолженность.

Для небольшой компании важно и то, что факторинг сочетает в себе комплекс услуг: это не только финансирование, но и управление задолженностью. Малому предприятию удобнее передать функции по управлению и взысканию задолженности на аутсорсинг фактору, чем нанимать для этих целей сотрудника в компанию, тем более что у фактора есть необходимый опыт и технологии для решения таких задач. Все ведущие факторы с помощью специального программного обеспечения формируют для клиента отчеты о состоянии его дебиторской задолженности, которые позволяют руководителям компании при желании самостоятельно проводить анализ своей «дебиторки» и платежной дисциплины клиентов.


Таблица 2. Отличие факторинга от других кредитных продуктов

ФАКТОРИНГ

КРЕДИТ

ОВЕРДРАФТ

Факторинговое финансирование погашается из денег, поступающих от дебиторов клиента

Возвращается банку заемщиком

Финансирование продолжается бессрочно

Нет гарантии получения нового займа

Финансирование выплачивается автоматически при предоставлении накладной и счета-фактуры

Для получения заемщику необходимо оформить большое количество документов

Финансирование сопровождается сервисом, который включает кредитный менеджмент, защиту от рисков, консалтинг и пр.

Помимо предоставления денежных средств и РКО банк не оказывает заемщику каких-либо дополнительных услуг

Финансирование выплачивается в течение 1-2 дней с момента уступки

Выплачивается в обусловленный кредитным договором день

Срок действия договора по возобновляемой кредитной линии не может превышать 3-6 месяцев

Возврат денежных средств фактору происходит в день фактической оплаты дебитором поставленного товара

Кредит погашается в заранее обусловленный день

Все кредитные поступления автоматически списываются с расчетного счета в погашение овердрафта и процентов по нему

Для получения финансирования залоговое обеспечение не требуется


Как правило, выдается под залог и предусматривает обороты по расчетному счету, адекватные сумме займа

Предусматривает поддержание определенного оборота по расчетному счету

В условиях российской экономики очень важна и предлагаемая фактором оценка покупателей. Информационная база для оценки как потенциальных, так и действующих клиентов у фактора гораздо больше, чем у самого клиента. Естественно, фактор не будет принимать на себя финансирование тех покупателей, которые вызывают подозрения, тем самым он даст клиенту «сигнал тревоги». Тому следует задуматься, стоит ли ему продолжать работать с данными контрагентами.

Факторинг предоставляет малым предприятиям уникальный финансовый инструмент для развития своего бизнеса, который включает в себя, помимо финансирования, набор других немаловажных профессиональных услуг, таких как кредитный менеджмент (управление размером товарного кредита), страхование риска неплатежа и информационное обслуживание.


Кому поможет факторинг?

Риск-менеджмент накладывает свои ограничения на требования к клиенту, а также к качеству его дебиторской задолженности.

Факторы с недоверием относятся к строительству и торговле ювелирными изделиями. Кроме того, они, скорее всего, не примут к финансированию задолженность, которая связана с осуществлением проектных работ, сопряженных с выставлением промежуточных счетов, продажей объектов интеллектуальной собственности, долговыми требованиями, вытекающими из ценных бумаг.

Разные факторы выдвигают различные требования к клиентам, но усредненный портрет «идеального» клиента такой:



  • срок работы на рынке не менее 1 года;

  • форма договорных отношений с дебиторами предусматривает отсрочку платежа;

  • срок отсрочки от 20-180 дней;

  • месячный оборот клиента не менее 1 000 000 рублей;

  • количество дебиторов от 3;

  • безналичная форма расчетов;

  • отсутствие аффилированности поставщика и покупателя.

Для принятия решения о начале работы фактор потребует от клиента предоставить определенный пакет документов:

    • финансовую информацию (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, налоговую декларацию (для ИП);

    • учредительные документы;

    • информацию о покупателях, которых хотят перевести на факторинг (обычно в форме анкеты);

    • договор поставки с данными покупателями;

    • информацию об истории работы с отсрочкой платежа по данным покупателям.


Стоимость факторинга

При факторинге с клиента обычно взимаются три комиссии: комиссия за обработку документов по поставке, комиссия за финансирование, выраженная в процентах годовых, и комиссия за факторинговые услуги, выраженная в проценте от уступленной фактору дебиторской задолженности. Комиссия за обработку документов обычно выражается в фиксированной сумме, взимаемой с каждой поставки. Комиссия за финансирование рассчитывается обычно от даты перечисления финансирования на счет клиента вплоть до даты поступления от дебитора оплаты в полном размере. Ее величина для конкретного клиента обычно зависит от таких критериев, как надежность клиента и его дебиторов; объем задолженности, передаваемой фактору; длительности отсрочки платежа. Комиссия за факторинговые услуги представляет собой плату за оказание клиенту ряда свойственных факторингу услуг и зависит как от количества таких услуг, так и от параметров, определяющих затраты фактора на обслуживание сделки: количество и качество покупателей, число выставляемых клиентом в адрес покупателей счетов.

Вычислить общую стоимость факторинга клиент может, зная точные сроки оплаты товара покупателями, то есть период «реальной» отсрочки платежа с учетом возможной просрочки и точный объем продаж. Но рассчитать примерную ставку можно и предварительно. Это важно и нужно для клиента на этапе выбора фактора и начала работы. Обычно факторы называют стоимость обслуживания в процентах от суммы поставки без учета НДС. НДС подлежит зачету, а значит, реальные затраты поставщика нужно рассчитывать без учета НДС.

Средняя стоимость услуг факторов для малых предприятий сейчас составляет порядка 17-25% годовых. Определяется она индивидуально и зависит от объема операций и числа покупателей.



Важно также учитывать, что на сегодняшний день далеко не все факторы готовы работать с малым бизнесом, поскольку предпочитают принимать на обслуживание только крупные компании с большими оборотами и хорошим финансовым состоянием. Поэтому у ряда факторов нижняя планка объема финансирования в месяц установлена в размере 5-10 млн. рублей, а иногда выше – более 100 млн. рублей в месяц. Поэтому лучше сразу обращаться в факторинговую компанию, которая готова работать с небольшими лимитами.




Факторинг как инструмент финансирования субъектов малого и среднего бизнеса Владимир Емельянов, Генеральный директор фк

Лишь немногие правильно представляют себе, каким образом можно применять этот финансовый инструмент для развития своего бизнеса. Задача данной статьи осветить основные преимущества

96.71kb.

14 12 2014
1 стр.


Конкурс среди субъектов малого и среднего предпринимательства «Флагман малого и среднего бизнеса»

Утвержденной постановлением администрации Тульской области от 10. 06. 2009 №418, проводит комплекс мероприятий по подготовке и проведению 26 мая 2011 года восьмого областного откры

32.83kb.

14 12 2014
1 стр.


К Положению о ведении реестров субъектов малого и среднего

Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства получателей поддержки муниципального района Иглинский район

293.4kb.

14 12 2014
1 стр.


Катализатором модернизации является человек

Андрей Лебедев, генеральный директор нп «Институты развития малого и среднего бизнеса», рассказывает о программе, инструментах оценки ее эффективности и задачах, которые стоят пере

63.39kb.

10 09 2014
1 стр.


Социальная ответственность малого и среднего бизнеса (опыт республики казахстан) Казанцева Г. С., председатель оо «Профсоюз работников малого и среднего бизнеса вко»

За прошедшие 20 лет Казахстан состоялся как успешное и сильное государство с демократической политической системой, либеральной рыночной экономикой и развитым гражданским обществом

96.98kb.

25 09 2014
1 стр.


Предоставлялись два новых вида поддержки для начинающих предпринимателей

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в рамках мероприятий Республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Р

93.83kb.

11 10 2014
1 стр.


Малый инновационный бизнес в Республике Казахстан

В статье анализируется инновационное развитие в сфере малого и среднего бизнеса. Для примера приводятся зарубежные страны. Уделяется внимание вопросам поддержки малого и среднего б

103.29kb.

25 12 2014
1 стр.


Программа кредитования малого и среднего бизнеса Долгосрочная программа в рамках Германо-Азербайджанского финансового сотрудничества

Совместно с «рабитабанк», гаф\ебрр осуществляет программу кредитования малого и среднего бизнеса в Азербайджане

29kb.

02 10 2014
1 стр.