Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Физиогномическая игра «Кто есть кто?»

Одним из приемов, помогающих подростку обнаружить собственную склонность к использованию социальных стереотипов, может быть игра «Кто есть кто?». Школьникам предлагается набор фотографий и сопроводительная инструкция педагога: «на фото изображены реально существующие (или существовавшие люди, причем часть из них – это закоренелые преступники, а другая часть – авторы детективных романов». Затем педагог просит ребят определить: кто есть кто? После 3-4 минут работы ребята высказывают свои версии и аргументируют их. Как правило, подростки довольно оживленно спорят по поводу каждой фотографии, апеллируя к особенностям портрета человека: «… надменное лицо», «…лживые глаза, спрятанные за очками», «…мечтательный взгляд писателя», «…классическое лицо мошенника». Когда выяснится, что со стопроцентной точностью определить, кто есть кто, никому не удалось, можно задать школьникам несколько вопросов:



  • Что вы думаете об этом занятии?

  • Легко ли было его выполнить?

  • Почему никому не удалось правильно определить, кто есть кто?

  • Не было ли у кого-нибудь желания отказаться от выполнения задания и, если было, то почему этого не сделали?

  • Насколько объективны ваши оценки других людей?

  • Часто ли вы оцениваете людей только по внешним признакам, не узнав об их личностных особенностях?

В ходе обсуждения подобных вопросов можно выйти на проблему соотношения внешнего вида и внутренних качеств человека, проблему социальных стереотипов в оценке людей, проблему корректности вынесения подобных категоричных оценок. Разговор можно перевести и на похожее стереотипное восприятие представителей иных национальностей, религий, субкультур. Таким образом, вскрывается противоречие между общепринятым мнением (которое большинство подростков, по их же словам, разделяет) о невозможности оценивания людей только по их внешним данным и той легкостью, с которой ребята берутся давать такие категоричные оценки.
Игра «Политические дебаты»

Подготовительный этап. Педагог просит детей разделиться на микрогруппы (не более 4-5 человек) и подготовить рассказ о каком-либо народе, проживающем на территории современной России, наиболее интересных его обычаях, особых традициях, его знаменитых представителях, мифических или легендарных героях, кем гордится вся нация. Особо предлагается обратить внимание на те проблемы (сохранения языка, культуры, отношений с соседями, центральной властью и т.д.), которые испытывает этот народ сегодня.

Ход игры. Педагогом описывается игровая ситуация, в которую предстоит погрузиться классу. Каждая группа является политической партией, представляющей интересы определенного народа (его, как уже отмечалось, предварительно выбирают сами дети). Цель партии – рассказать другим об обычаях, традициях и проблемах своего народа (информацию группа собирает дома), а также разработать программу по сохранению и распространению своего языка и культуры. Эту работу группа проделывает в классе.

После подготовки каждая из них представляет «визитную карточку» «своего» народа и проект своих политических программ по национальному вопросу.

Далее следует собственно политические дебаты: обсуждение сильных и слабых сторон этих программ. Помогут здесь вопросы, задаваемые при необходимости педагогом:


  • Как отнесутся к вашим идеям представители других народов, проживающих с вами на одной территории?

  • Насколько предлагаемые вами меры соответствуют международным правовым нормам о национальном равноправии?

  • К каким крайностям может привести борьба за чистоту родного языка и культуры? К чему это привело в Латвии, Эстонии, Афганистане, Сербии?

Результатом данной работы должно стать понимание детьми важности не только удовлетворения собственных национальных интересов и решения национальных проблем, но и соблюдения интересов представителей других этносов, проживающих здесь или же по соседству.

Педагог просит ребят скорректировать свои программные документы: вычеркнуть или изменить (смягчить) некоторые формулировки; включить, если это необходимо, новые положения.

А в это же самое время представителям команд (национальных партий) предлагается собраться за одним столом и заняться разработкой особого документа, который бы провозглашал принципы национальной политики в многонациональном государстве. Его можно назвать «Декларация совместного развития».

Подведение итогов. После представления «Декларации…» педагог предлагает школьникам высказать свое мнение по такой проблеме: существует ли грань между национальной гордостью и национализмом?


Список литературы



  1. Деркач А. А., Крысъко В. Г.. Саракуев Э. Л. Этнопсихология. Ч. 2. Принципы и методы построения этнопсихологическою исследования. М., 1992.

  2. Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993.

  3. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.

  4. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М., 1999.

  5. Стефаненко Т. Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: МГУ, 1993.

Физиогномическая игра «Кто есть кто?»

«… надменное лицо», «…лживые глаза, спрятанные за очками», «…мечтательный взгляд писателя», «…классическое лицо мошенника». Когда выяснится, что со стопроцентной точностью определи

34.73kb.

25 12 2014
1 стр.


Макс Фрай Хроники Ехо

Стеклянные снегири на Птичьем мосту устроили переполох. Вертятся, звенят, дребезжат, а кажется, что щебечут: Кто? Кто идет? Кто, кто? Кто к нам идет? Кто? Кто мимо нас прошел? Кто,

3791.97kb.

17 12 2014
20 стр.


«Знай и люби родной язык» Гаер И. В. учитель родного языка Игра «Люби и знай родной язык»

Ведущий: Бачигоапу, бачигоапу все, кому интересен родной язык, кто не ленится, кто не любит скучать, кто любит учиться, играя, кто любит весёлую и дружную компанию! Для вас сегодня

32.53kb.

11 09 2014
1 стр.


Пуэрто Рико

Какую бы роль вы ни играли в новом мире, у вас есть только одна цель: добиться как можно большей известности и богатства! Кто будет обладать самыми плодородными плантациями? Кто по

256.85kb.

01 10 2014
1 стр.


Шел мужик по лесу и потерял Рукавичку

И спросила: «Кто-кто в Рукавичке Рукавичка: Чего вы кидаетесь?! Живет? Кто-кто в распрекрасной живет?»

32.89kb.

25 12 2014
1 стр.


Программа телеканала "Психология 21"

Кто-то не удивлён – это ведь лишь модель отношений. Кто-то даже рад – перемены всегда интересны. Но кто-то яростно протестует. Останутся ли вместе те, кто не хочет расставаться? Ка

385.94kb.

06 10 2014
3 стр.


Теренс Маккенна Пища Богов

Используя же определение самого Маккенны, он и есть настоящий шаман — тот, “кто достиг виденья начала и конца всех вещей, и кто может передать это виденье” (С. 34)

3414.77kb.

14 12 2014
19 стр.


Москва Центр

П 73 Претенденты-2008. Кто есть кто на президентских выборах / А.Ёлкин, В. Прибыловский, А. Шляпужников. – М.: Роо центр «Панорама», 2008. – 87 с

795.8kb.

10 09 2014
8 стр.