Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Доклад на зональном совещании с представителями (доверенными лицами) Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае

г. Бийск, 04 апреля 2012 г.
«О состоянии окружающей среды в Алтайском крае»

В Алтайском крае специально уполномоченным органом исполнительной власти края в сфере охраны окружающей среды является Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края. Общая численность государственных служащих составляет 54 человека. В структуре управления входит межрайонный отдел экологического надзора (29 чел.), отдел водных ресурсов, отдел природных ресурсов, сектор ООПТ, отдел экологической экспертизы и нормирования, отдел правового, информационного и кадрового обеспечения, отдел бухучета.

Управление в пределах своей компетенции осуществляет функции по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, предотвращению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации ее последствий.

В 2010 году в ведении управления находились 2 учреждения: краевое государственное учреждение «Природный парк «Ая», основной деятельностью которого являлось сохранение уникальных природных объектов, расположенных в границах особо охраняемой природной территории краевого значения – природного парка «Ая», и краевое автономное учреждение «Алтайприрода» созданное в целях обеспечения охраны и надлежащего функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения.

В целях оптимизации деятельности по обеспечению охраны и надлежащего функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения и в связи с изменениями в законодательстве, в 2011 году учреждения были реорганизованы. Сейчас указанные функции выполняет КГБУ «Алтайприрода». В штате учреждения на сегодняшний день работает 18 егерей, которые обеспечивают охрану 21 заказника края.

В настоящее время на территории округа осуществляют экологический надзор 3 инспектора управления: Степанов В.А. (г. Бийск, Бийский, Зональный, Троицкий, Солонешенский, Красногорский, район, Петропавловский, Быстроистокский), Карпов А.В. (Солтонский, Ельцовский, Целинный) и Бауэр И.А. (г. Белокуриха, Алтайский, Советский, Смоленский районы). Егерской службой на территории округа охвачено 3 района (Советский, Солонешенский, и Троицкий).


Одним из основных направлений деятельности управления является осуществление регионального государственного экологического надзора на территории края. В соответствии с действующим законодательством региональный государственный экологический надзор включает в себя:

государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

государственный надзор в области обращения с отходами;

государственный надзор в области охраны водных объектов;

государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха.

В 2011 году специалистами управления проведено 1650 проверок соблюдения требований природоохранного законодательства в форме плановых, внеплановых проверок и рейдов, составлено 776 протоколов об административных правонарушениях. По выявленным нарушениям рассмотрено 1 088 дел об административных правонарушениях. Большинство рассмотренных дел связано с привлечением к административной ответственности за невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду 351 дело; за правонарушения в области обращения с отходами производства и потребления 291; за правонарушения в области охраны атмосферного воздуха -129; в области охраны водных объектов – 25.

Сумма начисленных штрафов составила 7 845 тыс. рублей. Сумма оплаченных административных штрафов – 6 745 тыс. рублей, что на 83,7 % превышает показатели 2010 года.

Устойчивое развитие Алтайского края, высокое качество жизни и здоровья его населения могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Это обуславливает необходимость формирования и реализации сбалансированной государственной политики в области обеспечения экологической безопасности. Именно поэтому в данной сфере необходимы консолидированные усилия всех органов власти и органов местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды определены статьей 6 закона Алтайского края от 1 февраля 2007 №3-ЗС «Об охране окружающей среды в Алтайском крае».



Одним из таких полномочий является - сохранение уникальных природных объектов и территорий, придание им особого статуса путем объявления особо охраняемыми природными территориями местного значения, организация их учета и охраны;

Общая площадь ООПТ на территории Алтайского края составляет 766,11 тыс. га (4,6 % от площади края). Из них 725,4 тыс. га (4,3% от площади края) относятся к ООПТ регионального значения. На территории Алтайского края ООПТ представлены государственным природным заповедником «Тигирекский» - 40,7 тыс. га, природным парком краевого значения «Ая» - 1,88 тыс. га, 35 природными заказниками краевого значения – общей площадью 704,7 тыс. га и 51 памятником природы краевого значения – общей площадью 18,9 тыс. га.

До недавнего времени в Алтайском крае насчитывалось 143 памятника природы регионального уровня. Для приведения документации по памятникам природы в соответствие с действующим законодательством в период с 2007-2010 гг. на их территории были проведены научные исследования.

Материалы, обосновывающие правовой статус памятников природы, прошли государственную экологическую экспертизу, 27 июля 2010 года принято постановление Администрации края № 330 «О памятниках природы краевого значения» согласно которому, утвержден новый перечень памятников природы, их границы и режим особой охраны. Из 143 памятников природы регионального уровня положительное заключение на сохранение статуса было получено по 51. Их общая площадь равна 18,9 тыс. га или 3% от всех региональных ООПТ.

Заключением независимой экспертной комиссии государственной экологической экспертизы рекомендовано перевести в категорию особо охраняемых природных территорий местного значения 30 объектов, так как объекты не являются уникальными и ценными в краевом масштабе, но имеют особую значимость на районном и местном уровне. Отдельным памятникам природы рекомендовано присвоить статус объектов исторического и культурного наследия.

Учитывая что действующая на сегодняшний день схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий устарела и не соответствует схеме территориального планирования Алтайского края управлением природных ресурсов совместно с ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» ведется работа по разработке новой схемы развития ООПТ края.

Согласно проекту схемы развития ООПТ к 2025 году на территории края планируется расширить площади 5 государственных природных комплексных заказников, создать 11 новых. Помимо этого схема предусматривает организацию 26 памятников природы краевого значения. Вышеуказанные меры позволят увеличить площадь ООПТ на территории края с 4,5% до 7% от общей площади.

В настоящее время ведется работа по созданию дендрологического парка в Кулундинском районе, проводятся научные исследования на территории Благовещенского, Суетского и Баевского района с целью создания на базе существующих там заказников природного парка «Кулундинский», а также расширения площади заказника «Ондатровый», на территории которого располагается уникальное для Алтайского края место гнездования Кудрявого пеликана, занесенного в Красные книги Алтайского края, Российской Федерации и международного союза охраны птиц.

Кроме того согласно Концепции развития системы ООПТ федерального значения на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 22.12.11 № 2322-р) на территории края к 2017 году планируется создание двух национальных парков: «Горная Колывань» и «Тогул». Срок реализации данных проектов – 2017 год.

В настоящее время отмечается повышение интереса со стороны общественных и коммерческих организаций по использованию ООПТ для экологического просвещения населения и рекреационной деятельности. Ежегодно на территории ООПТ края управлением совместно с КГБУ «Алтайприрода», органами местного самоуправления, образовательными учреждениями и другими лицами проводится более 30 мероприятий с детьми и молодежью.

Для информационного обеспечения принятия управленческих решений в области охраны и целевого использования ресурсов особо охраняемых природных территорий в ряде заказников проводились научные исследования. Данную деятельность планируется расширить путем организации на территории края системного мониторинга ООПТ.

Для организации экологического просвещения и регулируемого туризма на территории Чарышского заказника реализуется проект экологической тропы «Забытые памятники природы».

В связи с появлением лица заинтересованного в инвестировании экологического туризма прорабатывается вопрос о создании природного парка на базе памятника природы краевого значения «Остров Иконников» в Смоленском районе.

Наличие на конкретных территориях памятников природы может быть использовано в целях повышения рекреационной привлекательности региона. Так наличие памятников природы «Пещера грот Ихтиандра» и «Пещера большая Талдинская» на территории ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» привлекают большое число посетителей в летний период, что благоприятным образом влияет на расположенные рядом объекты, предоставляющие туристические услуги.



На территории Бийского управленческого округа находятся 9 государственных природных комплексных заказника краевого значения «Ельцовский», «Сары-Чумышский», «Ненинский», «Михайловский», «Лебединый», «Соколовский», «Большереченский», «Каскад водопадов на реке Шинок» и «Бащелакский» созданные с целью поддержки ландшафтного и биологического разнообразия и препятствующие усилению негативных процессов, ведущих к деградации природной среды. Одновременно они выполняют важные научные и социально-культурные функции, являясь полигонами для изучения естественных экосистем, и способствуют экологическому воспитанию населения. Их общая площадь равна 142098 га.

Помимо этого на территории Целинного, Солтонского, Смоленского, Советского и Солонешенского района располагается 14 памятников природы регионального значения имеющих большое природоохранное и рекреационное значение. Среди них: «Скала 4 брата», «Слияние рек Бии и Катуни», «Устье реки Песчаной», «Степи у Села Сибирячиха» и др.

Охрану и проведение биотехнических мероприятий на ООПТ с 2009 года совместно с инспекторами управления осуществляет егерская служба КГБУ «Алтайприрода». На территории округа егерской службой охвачено 4 заказника «Лебединый», «Большереченский», «Каскад водопадов на реке Шинок», «Бащелакский».
Анализ материалов средств массовой информации районного значения в целом по краю показывает, что тема охраны окружающей среды для них зачастую не является приоритетной. Хотелось бы, чтобы районные средства массовой информации уделяли больше внимания проблемам охраны окружающей среды, экологического воспитания и просвещения населения своего района.

За истекший период 2011 года управлением было освещено в средствах массовой информации более 240 материалов, связанных с экологической ситуацией в крае – (о результатах контрольных мероприятий, работах по расчистке русел рек, о предупреждении пожароопасных ситуаций, о мерах по сохранению лесного фонда, о сырьевых ресурсах и др.).


Управлением финансируется издание краевой экологической газеты «Природа Алтая». Газета выходит ежемесячно тиражом 5000 экз., распространяется редакцией газеты по бесплатной рассылке, а также управлением по организациям и учреждениям города. В 2011 году газета получила положительную оценку Губернатора Алтайского края А.Б. Карлина. В соответствии с его поручением управлением созданы все условия для того чтобы в каждый район края бесплатно доставлялось необходимое количество экземпляров.

В целях обеспечения населения Алтайского края объективной систематизированной аналитической информацией о качестве окружающей природной среды, состоянии природных ресурсов и тенденциях их изменения под влиянием хозяйственной деятельности начиная с 1997 года публикуется Ежегодный доклад о состоянии и об охране окружающей среды в Алтайском крае.

Доклад содержит сведения об осуществляемых на территории Алтайского края правовых, организационных, технических и экономических мерах по сбережению и восстановлению природных ресурсов. Ежегодно доклад направляется в муниципальные образования края.

Одной из важных функций управления природных ресурсов является развитие системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории края.



Экологическое воспитание и просвещение населения муниципального образования также является полномочием органов местного самоуправления.
Алтайский край ежегодно принимает участие в Общероссийской акции «Дни защиты от экологической опасности» с 15 апреля по 5 июня. По итогам акции 2010 года Алтайский край занял 2-е место среди регионов Российской Федерации.

В прошедшем году в рамках акции в крае состоялось более 300 мероприятий, в которых приняли участие более 300 тысяч человек. Большая часть из них – это мероприятия по экологическому образованию и воспитанию (конкурсы, олимпиады, праздники экологического календаря, фестивали и т.п.), в которых приняли участие более 150 тысяч школьников и студентов.

Что касается Бийского округа, в акции принимают участие 9 из 15 муниципальных образований округа. Это г. Бийск, Бийский, Алтайский, Солонешенский, Петропавловский, Троицкий, Смоленский, Советский районы. В 2012 году впервые присоединился к акции Зональный район, приславший в адрес управления план мероприятий. Не участвуют в акции – Ельцовский, Солтонский, Быстроистокский, Красногорский, Целинный районы и г. Белокуриха. Обращаем ваше внимание, что акция проходит ежегодно с 15 апреля до 5 июня. В план мероприятий входят рейды, акции и субботники по очистке и благоустройству территорий, мероприятия по экологическому образованию и просвещению.
Учитывая, что в настоящее время вопрос развития непрерывного экологического образования и просвещения населения края находится на особом контроле Губернатора Алтайского края, считаю, что всем органам местного самоуправления необходимо подключится к этой работе.

Только в 2011 году на эти цели в рамках ведомственной целевой программы «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края» израсходовано 1250 тыс. руб.


С 2012 года экологические мероприятия с детьми и молодежью финансируются в форме Грантов Губернатора в сфере экологического образования и просвещения. Общая сумма грантов составила 2 млн. рублей.

15 марта текущего года состоялось заседание экспертной комиссии по подведению итогов конкурса грантов Губернатора Алтайского края в сфере экологического воспитания, образования и просвещения. Всего в конкурсе участвовала 71 заявка из 34 муниципальных образований края. Заявки представлены по всем заявленным направлениям конкурса. Члены комиссии отметили высокую активность учреждений края и их заинтересованность в развитии экологического воспитания и просвещения, сохранении окружающей природной среды. В результате обсуждения в число победителей конкурса вошли 37 проектов из 23 муниципальных образований края. В ближайшее время результаты конкурса будут утверждены распоряжением Администрации края, затем размещены на сайтах управления, Администрации края, в СМИ.



На конкурс поступило 9 заявок из 4 муниципальных образований округа. Активность проявили г. Бийск (4 заявки) и Солонешенский район (3 заявки). В числе победителей – 4 проекта на общую сумму 181,0 тысяча рублей. Активно работает в данном направлении окружная площадка – Детский эколого-биологический центр г. Бийска, а также Троицкий районный детско-юношеский центр. Среди победителей конкурса – Бийская городская общественная организация «Физкультурно-оздоровительный спортивный клуб «Арктика», Солонешенский центр культуры и досуга.
Постановлением Администрации Алтайского края от 04.04.2008 г. № 129 «О предотвращении на территории Алтайского края сельскохозяйственных палов в весенне-осенний период» управлением во взаимодействии с органами местного самоуправления, в период 2011 года предпринимались меры по предотвращению сельскохозяйственных палов и лесных пожаров.

Несмотря на проводимую профилактическую работу среди населения и сельхозтоваропроизводителей с начала пожароопасного периода по данным управления зафиксирован 231 ландшафтный пожар, общей площадью 10886га. За отчетный период сотрудниками управления составлено 58 административных протоколов по ст. 40-1 закона Алтайского края. Управлением к административной ответственности привлечено 5 глав крестьянско-фермерских хозяйств, 12 должностных и 41 физическое лицо.

В большинстве административно-территориальных образований края определен перечень должностных лиц муниципалитетов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законом Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края», который содержит более 2 400 человек, а количество составленных протоколов должностными лицами органов местного самоуправления в год – в 100 раз меньше.

Что касается Бийского УО, управлением внесено в реестр сельскохозяйственных палов 122 возгорания площадью пройденной огнем 5889 га. (Из них: в Алтайском районе 27 пожаров площадью 2628 га., Бийский район 3 пожара площадью 10 га., Быстроистокский район 2 пожара площадью 18 га., Зональный район 17 пожаров площадью 28 га., Петропавловский район 5 пожаров площадью 1206 га., Смоленский район 24 пожар площадью 748 га., Советский район 6 пожаров площадью 94 га., Солонешенский район 2 пожара площадью 102 га., Солтонский район 1 пожар площадью 604 га., Троицкий район 13 возгораний площадью 179 га, Целинный район 20 пожаров площадью 270 га.

Инспекторами управления по Бийскому УО за пожароопасный период составлено 9 административных протоколов на физических лиц, сумма наложенных и взысканных штрафов составила 14 000 руб.

В качестве негативного примера можно привести работу сотрудников администрации Троицкого района. Так, в адрес управления за подписью главы администрации поступила информация о том, что на территории района в период с 01.05.2011 года по 02.05.2011 года произошло два пожара, материалы по каждому из возгораний направлены и в ОГПС и в ОВД по Троицкому району для проведения проверки и установлению виновных лиц по фактам случившегося. Однако при проверке указанной информации управлением установлено, что по одному из двух пожаров сведений ни в ОВД, ни в ОГПС по Троицкому району не поступало, соответственно мер по установлению виновных лиц не принималось. )

Хотелось бы отметить работу, проводимую в части сельхозпалов администрацию Алтайского района. Так в целях быстрой ликвидации возникших сельхозпалов при администрации района в пожароопасный период создается оперативная группа из числа работников районной администрации, которые обеспечены всем необходимым для экстренной ликвидации очагов возгораний. Постоянно проводится профилактика среди учеников школ и других учебных заведений района, населения, а также среди сельхозтоваропроизводителей. Осуществляются рейдовые мероприятия по предотвращению сельскохозяйственных палов совместно с работниками сельских администраций, РОВД, государственным инспектором управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края.)

Нынешний год из-за погодных условий очень сложен, отсутствие снега кроме всего прочего приведет к повышенной пожарной опасности в крае, уменьшению количества водоемов и, как следствие уменьшению пригодных для гнездования водоплавающих мест. Ведь не для кого не секрет, что во время дней охоты количество «пожаров в природе» резко возрастает. Причина -неосторожность охотников. Анализ учетных данных по краю за 10 лет показывает, что численность водоплавающих упала почти вдвое с 2002 года до 2011. Поэтому учитывая все факторы, в том числе и погодные особенности текущего года, я как эколог считаю, что весеннюю охоту открывать нельзя.

На круглом столе, состоявшемся при заместителе Губернатора края, 90 % участников высказали мнение о запрете весенней охоты.
В 2011 году в постановление Администрации края от 25.04.2008 № 171 «Об утверждении порядка предоставления целевых средств из краевого бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства» внесены изменения. Теперь одним из условий получения субсидий из краевого бюджета является отсутствие фактов сжигания растительных остатков на землях сельхозназначения.
Водоохранные зоны являются одним из видов экологических зон, создаваемых для предупреждения вредного воздействия хозяйственной деятельности. Контроль за соблюдением природоохранного законодтельства именно в таких зонах является важнейшим фактором обеспечивающим права граждан на благоприятную окружающую среду.

Наиболее распространенный вид нарушения водоохранного режима в весеннее-летний период это несанкционированные мойки автомобилей.

Статьей 43 Закона Алтайского края запрещена мойка транспортных средств в не отведенных для этого местах, предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот до пятисот рублей.

В целях решения данной проблемы и предупреждения вредного воздействия межрайонным отделом экологического надзора управления в рамках заключенного соглашения о взаимодействии с ГУВД Алтайского края организованы еженедельные совместные рейды по выявлению и привлечению к ответственности недобросовестных жителей края. Полагаю, что органы местного самоуправления должны работать аналогичным образом.


В целом по краю за совершение правонарушений предусмотренных законом Алтайского края Управлением составлено более 350 протоколов.

Несмотря на имеющиеся полномочия по предупреждению и предотвращению на территории своих муниципальных образований сельскохозяйственных палов, несанкционированной мойки транспортных средств, нарушения правил благоустройства органами местного самоуправления они не реализуются в полной мере.


Актуальной проблемой остается уничтожение или повреждение зеленых насаждений в составе зеленого фонда городских и сельских поселений, нарушение требований по охране зеленых насаждений, а также отсутствие порядков расчёта восстановительной стоимости деревьев и кустарников при выдаче разрешения на их снос.

Во многих муниципальных образованиях, несмотря на дефицит бюджета, при отводе земельных участков гражданам администрацией выдаются, разрешение на выпил деревьев и кустарников, а оплата их восстановительной стоимости не производится, что является нарушением требований Закона Алтайского края.

Одной из главных экологических проблем в Алтайском крае является сокращение количества лесополос, что приводит к снижению плодородия почв.

Причинами этого являются сельскохозяйственные палы, незаконные рубки насаждений и отсутствие какого-либо ухода.

Так по итогам инвентаризации лесополос проведенной в 2011 году за последние 10 лет по причине сельхозпалов пострадало более 16 тыс. га. лесонасаждений.

Незаконные рубки деревьев приводят к резкому сокращению лесополос. Береза и тополь вырубаются на дрова, а хвойные породы для строительства. Наверняка такие факты имеются и в Бийском УО.

По оценке ученых проведенной по результатам инвентаризации в крае восстановлению подлежат около 84 тысяч гектар, на эти работы необходимо 2,5 миллиарда рублей.

Реализация данных мероприятий возможно только при объединении усилий всех заинтересованных лиц, а это: органы местного самоуправления, сельхозтоваропроизводители и органы исполнительной власти края.



Что касается Бийского УО, состояние окружающей природной среды в населенных пунктах и низкий уровень благоустройства требует принятия срочных мер по решению проблем, накопившихся и обострившихся в этой сфере.
Наиболее значимым и влияющим на экологическую ситуацию в муниципальных образованиях края является полномочие по учету объемов бытовых отходов на подведомственной территории, организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в соответствии со своей компетенцией

Об актуальности этого вопроса свидетельствует тот факт, что более половины прошедших в 2011 году судебных заседаний, связанных с правоотношениями в области экологии, относятся к теме ликвидации несанкционированных свалок.

За 2011 год в результате взаимодействия с органами прокуратуры, территориальными органами Росприроднадзора и Россельхознадзора на территории края выявлено более 300 несанкционированных свалок, из которых 130 ликвидированы органами местного самоуправления добровольно в досудебном порядке.

Общее количество судебных дел указанной категории, находящихся в производстве судов общей юрисдикции края в 2011 году (по которым управление привлекалось третьим лицом без самостоятельных требований) – 196 по искам Алтайского межрайонного природоохранного прокурора, прокуроров городов и районов края.

В настоящее время судами рассмотрено и удовлетворено более 50 исковых заявлений прокуратуры, при этом часть несанкционированных свалок ликвидируется на стадии судебного разбирательства.

В целом по округу такие иски предъявлялись к органам местного самоуправления г. Бийска, Солонешенского, Троицкого районов.


В настоящее время одним из трудно решаемых вопросов на территории Бийского управленческого округа является проблема утилизации промышленных и бытовых отходов. Большинство свалок населенных пунктов не оформлено должным образом, кроме того на территории округа существуют несанкционированные свалки, которые подлежат ликвидации.
Одной из острых проблем во всех районах округа является отсутствие отведенных мест для слива жидких бытовых отходов. Откачкой выгребных ям занимаются все кому не лень, однако куда сливаются эта жижа и навоз ни кого не интересует. Ассенизаторы в большинстве случаев «сливаются» непосредственно на поля, свалки ТБО, в лесополосы, водные объекты, в лучшем случае в колодцы, тем самым нанося невосполнимый ущерб окружающей природной среде.
Общая проблема муниципальных образований при реализации полномочий в области обращения с отходами - недостаток средств в местных бюджетах. Однако действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления данных полномочий с их финансовыми возможностями.

В этой связи суды не принимают во внимание доводы органов местного самоуправления об отсутствии в бюджете денежных средств на реализацию обозначенных полномочий.

В то же время, за 2011 в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду собрано 113,8 млн. руб., 40 % от этой суммы осталось в бюджетах муниципальных образований. Сюда же поступают и штрафы за нарушения в сфере охраны окружающей среды. Данные средства могут быть направлены на создание системы обращения с отходами в муниципальном образовании.

На формирование доходной базы бюджетов муниципалитета влияет и наличие разрешительной документации у хозяйствующих субъектов, так как это основание для начисления налогов и платежей. В тоже время в ряде муниципальных образований разрешительную документацию оформили единицы. Так, например, за период 2008-2011 г в Тогульском и Петропавловском районе выдано только по 3 разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух хозяйствующим субъектам, подлежащих региональному надзору, в Солонешенском, Зональном, Ельцовском, Быстроистокском - по 4 разрешения.

У этих же районов соответственно и самые низкие платежи в бюджет в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду (Тогульский -29 тыс. рублей, Солтонский – 73 тыс. рублей, Быстроистокский - 75 тыс.) Всего в бюджеты муниципальных образований Бийского управленческого округа в 2011 году зачислено более 11 млн. рублей.
По данным статистики в крае в 2011 году образовалось 2,7 млн. тонн отходов. Объем ежегодного образования отходов к уровню 2002 года вырос в 3 раза. Больше 70% приходится на отходы V класса опасности и около 25% – IV класса опасности, которые могут быть переработаны почти полностью.

Высокие темпы накопления отходов потребления и слабое развитие индустрии вторичной переработки приводит к тому, что захоронение отходов на свалках является основным методом их утилизации.

В рамках разрабатываемых проектов федеральных законов, направленных на стимулирование хозяйствующих субъектов к уменьшению количества образования отходов и их переработке, в течение ближайших 5 лет планируется запретить захоронение несортированных отходов, а к 2015 году ввести 25-кратные повышающие коэффициенты к нормативам платы за загрязнение окружающей среды.

Так если сейчас норматив платы за негативное воздействие на окружающую среду составляет 248 руб. 40 коп. за 1 тонну отхода 4 класса опасности размещаемого на полигоне, в случае принятия поправок 2015 года эта сумма, вносимая хозяйствующим субъектом увеличится в 25 раз и составит 6210 руб. за 1 тонну.


Остается не решенным вопрос о ликвидации пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов. В течение последних пяти лет за счет средств краевого бюджета переупакованы и вывезены из бесхозяйных и разрушенных мест хранения более 4000 тонн таких токсичных отходов I и II классов опасности, которые размещены на складах временного хранения с целью последующей утилизации. За этот период ликвидировано более 500 мест хранения.

Что касается ситуации в Бийском УО, всего с территории округа перезатарено и вывезено на склады временного хранения 672,15 тонн ЗУП.

Управлением направлены предложения в Министерство природных ресурсов и экологии РФ о включении в проект федеральной целевой программы «Экологическая безопасность России до 2020 года» с предложением о включении мероприятия по утилизации ЗУП.

В настоящее время управлением принято решение о поиске технологии утилизации с подключением научного потенциала Алтайского края.


Анализ ситуации в области обращения с отходами позволяет выявить следующие основные проблемы:

неразвитость инфраструктуры в области использования и обезвреживания отходов;

малоэффективная работа органов местного самоуправления по организации сбора, вывоза и переработки отходов;

недостаточное применение экономических методов регулирования отношений в области обращения с отходами;

низкая грамотность и отсутствие заинтересованности населения и руководителей предприятий в решении вопросов обращения с отходами.
Управлением особое внимание уделяется совершенствованию нормативного и методического обеспечения сферы обращения с отходами.

Утвержден Порядок ведения регионального кадастра отходов.

Утверждена Концепция обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края до 2020 года.

Разработаны рекомендации органам местного самоуправления по прохождению процедуры узаконения действующих (несанкционированных) объектов размещения отходов.

Неоднократно управлением в адрес администраций городов и районов края направлялись рекомендации по организации работ по безопасному обращению с ртутьсодержащими отходами. Во многих муниципальных образованиях утвержден порядок сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, однако качество их исполнения оставляет желать лучшего, специализированные пункты приема не везде работают должными образом. В результате на свалках бытовых отходов различных муниципальных образований неоднократно фиксировалось наличие ртутьсодержащих ламп.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации разработана долгосрочная целевая программа «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края» на 2012- 2016 и на перспективу до 2020 года.

Программа направлена на создание правовых, экономических и материально-технических условий для повышения предпринимательской и инвестиционной активности в данной сфере.

В связи с межведомственным характером решаемых задач ведется создание координационного совета при Губернаторе Алтайского края по развитию системы обращения с отходами на территории Алтайского края.

Губернатором рекомендовано органам местного самоуправления разработать и принять целевые программы обращения с отходами производства и потребления на территории муниципальных образований.

В прошедшем году впервые в крае выделена специализированная финансовая поддержка на проекты в этой сфере – по инициативе управления предоставлены Гранты Губернатора в сфере экономики по направлению «Чистый муниципалитет» на общую сумму 3 млн. рублей.

Целью предоставления грантов является поддержка перспективных инвестиционных проектов в сфере обращения с отходами, предусматривающих строительство (реконструкцию) зданий и сооружений, приобретение нового оборудования.

В 2011 году на конкурс поступило ТОЛЬКО 10 заявок от предприятий следующих муниципальных образований: Алтайского, Первомайского, Косихинского, Тальменского, Волчихинского и Ельцовского районов, городов Барнаул, Яровое, Бийск. Были поддержаны три проекта: в г. Бийске, Косихинском и Тальменском районах.

В текущем году будет выделено 3,5 млн. рублей.



Считаю, что администрациям муниципальных образований в первую очередь необходимо решать вопросы подготовки инвестиционных площадок и поддержки предпринимателей работающих в области утилизации, переработки отходов.
Вместе с тем, поставленные задачи не могут быть решены только за счет средств местных и краевого бюджетов. Услуги по сбору, вывозу, утилизации и захоронению отходов относятся к жилищным и коммунальным услугам и регулируются соответствующим законодательством.

Функционирование системы обращения с отходами в муниципальных образованиях возможно только при установлении тарифов на соответствующие услуги:



  1. Утверждение тарифа за вывоз отходов.

(Регулируется Жилищным кодексом РФ. В разработке тарифа участвуют хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги по сбору и вывозу отходов производства и потребления, а также организации эксплуатирующие жилищный фонд).

  1. Утверждение тарифа за утилизацию (захоронение) отходов

(регулируется управлением Алтайского края по регулированию цен и тарифов.)

  1. Утверждение инвестиционных надбавок к тарифам.

(Осуществляется в соответствии с инвестиционной программой хозяйствующего субъекта, утвержденной органами местного самоуправления.)
Во многих муниципальных образованиях Алтайского края остаются территории подверженные негативному воздействию вод. При высоких весенних паводках вода выходит на пойму и затапливает жилые дома, хозяйственные постройки и дороги, происходит разрушение берегов. По информации Главного управления МЧС России по Алтайскому краю всего по Алтайскому краю в зонах возможного негативного воздействия вод могут оказаться 22 района (центральные, южные, северо-западные районы), 54 населенных пункта.

Для включения в проект концепции федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» управлением направлены предложения включающие реализацию 13 мероприятий по защите от негативного воздействия вод в 10 муниципальных образованиях Алтайского края (г. Барнаул, г. Бийск, г. Яровое, Бийский, Бурлинский, Косихинский, Краснощековский, Крутихинский, Новичихинский, Тальменский районы) на сумму более 1,5 млрд. рублей. К данным мероприятиям относятся:

- берегоукрепительные работы;

- инженерная защита от наводнений;

- реконструкция ограждающих и струенаправляющих дамб.

Условием финансирования из федерального бюджета является наличие разработанной проектной документации и софинансирования работ из бюджета края в размере не менее 10% от сметной стоимости работ.

В предпаводковый и паводковый период 2012 года организовано обследование 48 гидротехнических сооружений в 15 муниципальных образованиях края, в том числе по одному сооружению в Алтайском, Красногорском и Советском районах.

По информации Южно-Сибирского управления Ростехнадзора ни одно из муниципальных образований Бийского управленческого округа не проинформировало орган государственного надзора за безопасностью ГТС (Ростехнадзор) о принятых мерах для подготовки к безаварийному пропуску паводка 2012 года через ГТС.

В г. Бийске на 2014-2016 годы намечена реализация мероприятия «Инженерная защита от наводнений микрорайона «Зелёный Клин» в г. Бийске Алтайского края» с объемом финансирования из федерального бюджета 350 млн. рублей.

В 2012 году запланировано выполнение работ по разработке проектной документации «Расчистка русла реки Солтонка в с. Солтон Солтонского района». Объем финансирования из ФБ – 2,1 млн. рублей. Реализация проекта намечена на 2013 год, с прогнозным финансированием – 27,2 млн. рублей.


Одним из приоритетных направлений деятельности управления является выявление фактов незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых, на постоянной основе проводятся обследование территорий городов и районов края с целью выявления таких фактов.

На совместном совещании Алтайской межрайонной природоохранной прокуратуры, управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края и Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю от 28 апреля 2009 г. управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края были проведены на территории Смоленского района с целью выявления фактов безлицензионной добычи общераспространенных полезных ископаемых проведены Контрольные мероприятия по выявлению незаконной добыча полезных ископаемых на территории Смоленского района Алтайского края.


В период 8 - 9 сентября 2009 года совместно с представителями природоохранной прокуратуры, УВД по Алтайскому краю. В рамках данного мероприятия возбуждено 4 дела об административном правонарушении, предусмотренных статьей 7.3 КоАП РФ (ОАО Санаторий «Алтай – WEST, СПК «Точильное», Тюрин С.И., Рудольский В.В. и 2 случая с неустановленными недропользователями. В Смоленском районе безлицензионная добыча осуществлялась по «справкам» глав администраций сельских советов: Новотырышкино, Точильное. Кроме того, по имеющимся сведениям подобные «Справки» выдавались и главами других сельсоветов). Управлением Росприроднадзора по Алтайскому краю виновные привлечены к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа в размере от 1500 до 3500 рублей. Кроме того, Управлением Роснедвижимости по Алтайскому краю возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 7.1 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 10000 рублей. В адрес главы Смоленского района, а также начальника ОВД района Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой внесены представления об устранении нарушений законодательства о недропользовании (главы сельсоветов). Дополнительно выявлен факт безлицензионной добычи неустановленными лицами строительного камня на территории Точилинского сельсовета, песчано – гравийной смеси на территории Новотырышкинского сельсовета из реки Песчаная.

07.07.2010 года ЗАО Белокурихинское осуществляло незаконную добычу (без разрешительных документов) песчано-гравийной смеси в карьере, расположенном по адресу: с. Новотырышкино, в 1000 м. от села в западном направлении, на правом берегу р. Песчаная, в 15-20 м от уреза воды, в излучине реки (рейд совместно с ГУВД по Алтайскому краю) - административный штраф – 30 тыс. рублей. Кроме того, выявлены случаи незаконной добычи неустановленными недропользователями строительного песка на территории Верх-Обского сельсовета, строительного камня и песчано-гравийной смеси на территории Точилинского сельсовета, песчано-гравийной смеси из реки Песчаная в районе автомобильного моста на трассе Смоленское-Солонешное.

21.07.2010 года ООО «Советская крупа» осуществляло незаконную добычу песчано-гравийной смеси в карьере, расположенном по адресу: с. Точильное, в 1000 м. от АЗС, на правом берегу р. Песчаная, в 15-20 м от уреза воды, в 100 м ниже водомерного поста (рейд с природоохранной прокуратурой). Административный штраф – 30 тыс. рублей.

Филатов Владислав Михайлович 11.05.2011 года осуществлял незаконную добычу песка строительного в карьере, расположенном по адресу: 15 км на юго-запад от г. Бийска в 2,5 км на ЮВ от с. Красный Маяк (рейд с природоохранной прокуратурой) - административный штраф – 3 тыс. рублей. Неустановленными недропользователями осуществлялась незаконная добыча песчано-гравийной смеси из реки Песчаная в районе автомобильного моста на трассе Смоленское-Солонешное, строительного камня на территории Точилинского сельсовета.

Шляхтин Александр Павлович 02.06.2011 года осуществлял незаконную добычу песка строительного в карьере, расположенном по адресу: 15 км на юго-запад от г. Бийска в 2,5 км на ЮВ от с. Красный Маяк (рейд с природоохранной прокуратурой) – административный штраф – 3 тыс. рублей.

5 октября 2010 года главным специалистом отдела природных ресурсов Гончаровым А.А. совместно с представителями ГУВД по Алтайскому краю – старшим инспектором отдела по соблюдению лесного законодательства центра БППР ИАЗ майором милиции Корневым Д.Л. и капитаном милиции Полосухиным Н.Б. проведен рейд по выявлению и пресечению фактов незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых в г. Заринске Алтайского края. Рейд проведен по письму межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №5 по Алтайскому краю от 16.09.2010 года №08-10/03399.

За отчетный период 2011 года инспекторами управления к административной ответственности по ст. 7.3 КоАП РФ привлечены 2 юридических лица, 3 должностных, 2 индивидуальных предпринимателя, 22 гражданина. Сумма наложенных штрафов составила 1 млн. 978 000 тыс. рублей.
В результате рейдовых мероприятий 5 октября 2010 года установлено 2 места, где осуществляется незаконная добыча строительного песка. Первое место расположено в районе пос. Новый, на левом берегу р. Чумыш. Здесь из расположенных в 50 м друг от друга двух карьеров добыто ориентировочно 400-500 м3 песка, причем «свежие» (рано утром 5 сентября, или вечер 4 сентября) объемы добычи составляют порядка 10м3, остальной объем - «старая» добыча. На месте добычи имеются следы от тракторной телеги.

Второе место добычи – район пос. Старый Балиндер, на юго-восточной окраине г. Заринска. Здесь с перерывами на протяжении около 300 м при ширине до 70 м в пойме реки Чумыш, в левом борту осуществлялась незаконная добыча. Ориентировочные объемы добычи – около 10 тыс. м3. Имеются свежие следы от тракторной телеги, фронтального погрузчика.

В связи с изложенным Управлением внесены предложения по включению в решение настоящего «Совещания» следующих рекомендаций (на слайде).

Рекомендовать органам местного самоуправления:



  1. Разработать и принять целевые программы обращения с отходами производства и потребления на территории муниципальных образований.

  2. Разработать и принять порядки расчёта восстановительной стоимости зелёных насаждений городских и сельских поселений при выдаче разрешения на их снос.

  3. Принять меры по приданию статуса особо охраняемых природных территорий местного значения, объектам, требующим дополнительной охраны в соответствии с рекомендациями Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края.

  4. Ежегодно принимать участие в Общероссийской акции «Дни защиты от экологической опасности».

  5. В пожароопасный период активизировать работу по выявлению и пресечению сельскохозяйственных палов в соответствии с постановлением Администрации края от 04.04.2008 г. № 129 «О предотвращении на территории Алтайского края сельскохозяйственных палов в весенне-осенний период».

Г. Бийск, 04 апреля 2012 г. «О состоянии окружающей среды в Алтайском крае»

Доклад на зональном совещании с представителями (доверенными лицами) Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае

277.74kb.

10 10 2014
1 стр.


И об охране окружающей среды в алтайском крае в

Материалы к ежегодному изданию «О состоянии и об охране окружающей среды в Алтайском крае в 2008 году». – Барнаул, 2009 303 с

1649.87kb.

27 09 2014
6 стр.


О. М. Минаев «02» апреля 2012 года

Выборгском районе в период с 23. 03. 2012 по 27. 03. 2012 проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды

16.33kb.

08 10 2014
1 стр.


Доклад о состоянии и охране окружающей среды Кемеровской области в 2010 году

I. Качество и негативное воздействие на состояние окружающей среды Кемеровской области

1435.81kb.

16 12 2014
6 стр.


О состоянии основных компонентов окружающей среды на территории города Нижневартовска в 2010 году

Состояние окружающей среды играет важную роль в жизни современного города и оказывает большое влияние на существующую городскую инфраструктуру, на состояние здоровья и настроение г

23.16kb.

08 10 2014
1 стр.


Отчет о проделанной работе департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области по реализации полномочий в сфере природопользования и охраны окружающей среды в 2012 году

Костромской области по реализации полномочий в сфере природопользования и охраны окружающей среды в 2012 году

168.61kb.

16 12 2014
1 стр.


План мероприятий по проведению на территории Каракулинского района в 2012 году ежегодной общероссийской акции «Дни защиты окружающей среды от экологической опасности»

Проведение районного совещания организационного комитета по подготовке и проведению «Дней защиты окружающей среды от экологической опасности-2012»

85.54kb.

14 12 2014
1 стр.


В соответствии со статьей 44 Закона РФ "Об охране окружающей среды"

Целью разработки раздела "Охрана окружающей среды" в проекте является обеспечение приоритетности вопросов охраны окружающей среды, рационального природопользования

2416.48kb.

28 09 2014
12 стр.