Игры и упражнения направленные для профилактики трудностей в овладении навыков чтения.
1.Не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита!
2.Не называйте согласные буквы с призвуком гласных, например сэ или рэ, или эр и т.п.
3.Для запоминания формы буквы и соотношений её частей и пропорций:
-
выложить шнурок, чтобы получилась буква;
-
слепить букву из пластилина;
-
закрыв глаза, ощупать и назвать магнитную букву.
4.Правильно соединять буквы:
-
учить слиянию букв в один слог надо так: водя пальцем от одной буквы к другой, тянуть первую до тех пор, пока не дойдешь до второй. Например: А________У (Ааааааау).
5.Учить анализировать прочитанные слоги:
-
«Сколько букв ты прочитал(а)? Какая буква первая, вторая?
6.Следите, чтобы ребенок не читал по отдельным буквам.
7.Развитие внимания, зрительного узнавания:
-
подчеркнуть или обвести в кружок определенную букву (слоги, слова) из любого текста. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух.
се I се ес со се ес со се се ос ес се ос
об I об то со ва об не об бо ап об аб оп
кот I ток ОТК кот кит так нот нок кто кот кто
8.Развитие звукобуквенного анализа и синтеза:
-
найди определенное слово в тексте;
-
найди два слова отличающиеся одной буквой (Маша - Миша);
-
«карточки-горки» читать слова расположенные в виде горки, чем ниже, тем труднее.
уа вы
яд тюль
щуп озон
цена лобзик
унты тесьма
муфта парафин
нутрия лестница
орхидея субботник
закрепить автомобиль
9.При низкой скорости чтения:
-
чтение с прикрытой нижней половинкой букв;
-
чтение с прикрытой верхней половинкой букв.
10.Для замедления темпа чтения:
-
пропускать при чтении каждое второе слово;
-
каждое слово предложения прочитывать по два раза подряд.
11.Обогащение словарного запаса:
-
к названному слову подобрать как можно больше его свойств, качеств, признаков.
12.Смысловое понимание текста:
-
Дается текст или несколько предложений с пропущенными в них словами.
Он лежал на спине и ________(солнце) светило прямо ему в ________(лицо).
13.Отгадывание ребусов.
14.Развать способности к пониманию и обобщению фразы:
-
Объединять пословицы по смыслу (о смелости, о лентяях и т.д.)
Волков бояться - в лес не ходить.
Смелость города берет. о смелости
-
Сформулировать своими словами общий смысл пословицы.
15.Для повышения скорости чтения:
-
Слова пишутся на карточках из двух частей. Слева кладутся карточки с началом слов, а справа- с их вторыми половинками. Нужно сложить карточки, чтобы получилось осмысленное слово.
моло – ко моло - ток по – года бе – седа пе – нал
16.Определить количество звуков в слове (по картинке, на слух):
(мак, шуба, сок, сук, суп, кошка и т.д.)
-
какой звук первый, последний?
-
Сколько звуков в слове? Назови по порядку.
-
Какой звук второй, какой перед четвертым?
-
Какой после звука Ш? перед звуком О?
-
Замени в слове СОК, звук С на звук Т (ТОК).