Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
МБОУ Бондарская СОШ

Интегрированный урок

(география и математика)



«План и карта. Литосфера.

Гидросфера.»

6 класс


Учителя Беликова Г.Ю., Воробьева А.П.

Цель: обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся по темам «План и карта», «Литосфера», «Гидросфера»; изучить межпредметные связи географии и математики, показать важность математических знаний на уроках географии, точки соприкосновения географии и математики при рассмотрении экологических проблем.

Оборудование: атлас, географическая карта, карта 3 века до н.э. «Мир по Эратосфену»; контурные карты, глобус, таблица простых чисел, составленная Эратосфеном.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя географии.

Всё в природе находится в тесной взаимосвязи. Взаимодействуют друг с другом оболочки земли, природные явления.

Школьные предметы, изучаемые вами, тоже взаимосвязаны и часто не могут существовать один без другого, дополняя друг друга.

Обобщив знания по темам «план и карта»,»Литосфера»,»Гидросфера» мы попытаемся выяснить, в какой степени взаимосвязаны география и математика.

Итак, тема урока:»План и карта», «Литосфера».»Гидросфера»

Сегодня мы более подробно узнаем об открытиях в области географии и математики древнегреческого учёного Эратосфена, будем строить круговые диаграммы, определять расстояния по масштабу, решать задачи на экологическую тему и в заключении урока вы должны ответить на вопрос: «Как связаны между собой география и математика?»

Учитель географии: Отгадайте загадку: «Страна без людей, города без домов, лес без деревьев, море без воды, что это такое?»(Географическая карта) Давайте вспомним, что мы знаем о географической карте?

1.Что такое географическая карта?

2.Каких древних учёных, создателей карт вы знаете?(Эратосфен, Птолемей)

3. На плакате изображена древняя географическая карта, скажите, кто её создатель?

Ученик приготовил сообщение о жизни древнегреческого учёного Эратосфена и его открытиях в области географии.(Сообщение)

Эратосфен, действительно внёс большой вклад в изучение географии. И, как было сказано, он составил первую карту мира. Сравните карту Эратосфена с современной картой мира. Чем они отличаются?

- На древней карте были изображены известные в то время части материков Евразии и Африки;

- Нет Северной и Южной Америки, они стали известны европейцам позже;

- Не изображены Австралия и Антарктида, которые тоже были открыты позже;

- Нет точности и подробности показа МО.

Ребята, вы знаете, что Эратосфен родился в г. Кирены на севере Африки. Отметьте красным кружком этот город, зная его географические координаты:32 градуса с.ш. 22 градуса в.д.

Учитель математики: Ребята, вы рассказали об Эратосфене как о географе ,а что вы знаете о нём как о математике? О чём вам напоминают записи и рисунки на таблице?

- показан способ составления таблицы простых чисел, которую предложил Эратосфен, и называют его «решето» Эратосфена. В чём он заключается?(Обучающиеся рассказывают о способе составления Эратосфеном таблицы простых чисел)

Эратосфен внёс большой вклад в развитие географии и математики. Таким способом и в настоящее время составляют таблицы простых чисел, но уже с помощью вычислительных машин.

Учитель географии: А теперь мы снова путешествуем по карте.


  1. Сколько всего материков?

  2. Назовите и покажите по карте самый большой по площади материк.

  3. А какой материк самый маленький по площади?

  4. Сколько всего океанов на нашей планете? Перечислите их.

  5. А теперь назовите и покажите по карте самый большой по площади и самый глубокий океан.

  6. Назовите второй по величине океан после Тихого.

  7. А какой океан имеет самую малую площадь?

  8. Назовите и покажите на карте самый тёплый океан.

Физкультминутка

Учитель математики: Ребята, вы сейчас вели разговор о суше и Мировом океане. А сколько процентов занимает суша и Мировой океан на поверхности земли? Эти данные удобно изображать с помощью круговых диаграмм.

Задача №1: Суша занимает 29%, а Мировой океан – 71% поверхности земли. Постройте круговую диаграмму распределения суши и мирового океана на земном шаре.(ОУ обучающиеся работают самостоятельно, один –на переносной доске)

Вывод: эта диаграмма наглядно показала, какую часть поверхности земли занимают материки и острова, а какую океаны и моря.

Задача№2: Океаны занимают, приблизительно, такие площади(в млн. км. кв.) Тихий океан- 180, Атлантический – 92, Индийский -75, Северный Ледовитый – 13.Начертие круговую диаграмму, показывающую площади всех океанов.(ПУ – работаем фронтально, один ученик у доски)

Для чего же используются круговые диаграммы? –Круговые диаграммы используются в тех случаях, когда хотят наглядно показать, на какие части делится что – то целое.



Учитель географии: каково же значение Мирового океана для жизни на земле? Мы знаем, что жизнь зародилась именно в воде. Без океана наша планета была мертва, как луна. Мало ,кто задумывается над этим, а между тем в жизни каждого человека океан играет не только важную роль, но и решающую роль. Можно смело сказать, что без океана жизнь на земле погибла бы. Ведь он является поставщиком половины кислорода воздуха, примерно1/6 белковой пищи человека. МО называют кладовой полезных ископаемых. Но в результате хозяйственной деятельности человека происходит его загрязнение.

Как же происходит загрязнение океана (ответы учащихся)

Таким образом, мы видим, что источники загрязнения океана очень разнообразны. Это загрязнение ядовитыми отходами от промышленности; химическими удобрениями, смытыми с полей; радиоактивными веществами; а особую опасность представляет добыча и транспортировка нефти.

Учитель математики: Вы сказали, что опасный загрязнитель МО –это нефть. Какую часть площади занимает разлившаяся нефть на водной поверхности, это мы узнаем, когда решим следующую задачу.

Задача№3:

Известно,что1т. нефти, разлившейся на водной поверхности, образует нефтяное пятно, площадью 6 км ?Какую площадь акватории МО покроет нефтяное пятно в случае аварии танкера водоизмещением в 500 т?(3000 км. кв.)Сравните с площадью Ладожского озера(17700 км. .кв.) и покажите Ладожское озеро на карте.



Учитель географии: МО сильно загрязняется в последнее время. Какие существуют пути решения этой проблемы?

Сообщение о борьбе с загрязнением МО. Как мы видим, бороться с загрязнением МО очень трудно, поэтому мы, прежде всего не должны допускать его загрязнения.

Ребята, давайте поговорим о глобусе.

1.Что называется глобусом?

2.Покажите на глобусе самую длинную параллель, меридианы.

3.Покажите северное и южное полушария.

4. Найдите на глобусе масштаб, прочитайте его. Что показывает этот масштаб?

5 Как определить расстояние между двумя точками?

Определите расстояние на глобусе от Москвы до Чёрного моря.

Учитель математики :

Ребята, а вы знаете о том, что один из самых больших глобусов Земли был изготовлен в1889 году для Парижской всемирной выставки. Его диаметр был 12,7 м. в каком масштабе этот глобус изображал Землю? Какова длина экватора и меридианов на этом глобусе?

Чтобы найти масштаб этого глобуса, что мы должны знать?

d=12700 =12700000 м.



Заключительная часть.

Ребята, давайте подведём итоги и ответим на поставленный в начале урока вопрос: «какая же взаимосвязь существует между географией и математикой?»



Учитель математики:

Ваши ответы рассуждения, решённые вами задачи подтвердили связь математических и географических знаний. Чтобы создать карту, глобус, определить расстояние, вычислить, например, площадь загрязнения нефтью МО, нужны не только географические знания, но и точные математические расчёты.



Дополнительное задание

(Самостоятельно, по вариантам, самопроверка)



Вариант 1

М 1:10 000

Заполни таблицу

Расстояние между пунктами на карте

10 см

3 см

15 см


7 см

Расстояние между пунктами на местности

1 км

300 м

1,5 км

700 м

30 000см=300м

70 000:10 000=7(см)



Вариант 2

М 1:100 000



Заполни таблицу

Расстояние между пунктами на карте

1см

4см

5,5см

0,8см

Расстояние между пунктами на местности

1км

4км

5,5км

800м

100 000:100 000=1(см)

Интегрированный урок (география и математика) «План и карта. Литосфера. Гидросфера.»

«План и карта», «Литосфера», «Гидросфера»; изучить межпредметные связи географии и математики, показать важность математических знаний на уроках географии, точки соприкосновения ге

64.66kb.

23 12 2014
1 стр.


Интегрированный урок-путешествие ( география математика информатика), 2 урока, 5 класс «Путешествие по удивительным островам»

Интегрированный урок-путешествие (география – математика – информатика), 2 урока, 5 класс

297.37kb.

16 12 2014
1 стр.


Интегрированный урок «Математика- информатика»

Закрепить знания, умения, навыки по теме «Координатная плоскость»

100.29kb.

15 12 2014
1 стр.


Литосфера. Земная кора

Физическая карта полушарий, карта строения земной коры, коллекции горных пород и минералов, контуры современных материков, позволяющие моделировать их движение; схемы, картины и др

76.24kb.

10 09 2014
1 стр.


Интегрированный урок (география+литература) "с гумилевым по Африке"

Гумилева раскрыть особенности быта, традиций и культуры народов африканского континента

89.5kb.

11 10 2014
1 стр.


Урок №26 27 Интегрированный урок по географии и биологии. Природные комплексы Таймыра. Задачи

Карта Таймыра, схема «Многолетняя мерзлота», «Взаимодействие компонентов природы в пк», гербарий, в/фильм «Природные зоны России», «Путорана», «Красная книга», картины «Арктические

92.45kb.

08 10 2014
1 стр.


Интегрированный урок «Многоликая симметрия»

Азванных курсах. Поэтому, чтобы более полно и широко обрисовать данное явление, нами был разработан интегрированный урок, который включил в себя данные о симметрии в химии, математ

89.09kb.

10 10 2014
1 стр.


Урок География в современном мире

Колония, независимое государство,политическая карта мира, государственная граница, столица, страна, часть света

305.61kb.

29 09 2014
1 стр.