Учитель географии МОУ, гимназии № 29 Зубарева Александра Викторовна
Учитель математики МОУ, гимназии № 29 Вологжанина Елена Ивановна
Учитель информатики МОУ, гимназии № 29 Бормотова Надежда Владимировна
- вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс;
- продолжить работу по развитию умения учащихся самостоятельно конструировать свои знания,
анализировать полученную информацию;
- создать условия для совместного труда, сотрудничества учащихся в процессе обучения, коммуникации;
- использовать элементы здоровьесберегающих технологий через смену деятельности обучающихся.
Учащиеся работают в командах (пять команд). У каждого члена команды прикреплён бейджик с эмблемой.
На столе каждой команды следующее оборудование: атласы «География материков и океанов», контурная карта, маршрутный лист, лист с алгоритмом выполнения действий во время путешествия, измерительные инструменты, сигнальный флажок.
На экране появляется заставка с героями из книги Марка Твена, на которой написано название игры «Путешествие по удивительным островам».
Учитель географии
Сегодня мы с нашими любимыми героями Марка Твена, Томом Сойером и Геком Финном, совершим путешествие на воздушном шаре по удивительным островам. Для того чтобы не сбиться с намеченного маршрута, мы должны правильно определить географические координаты островов, направления отдельных участков маршрута.
Когда человек путешествует, он получает много новой информации.
ИНФОРМАЦИЯ – это знания, полученные нами из окружающего нас мира. Сохранить полученную информацию нам поможет маршрутный лист, в который мы будем заносить название островов, географические координаты, направления, то есть самую важную информацию о маршруте следования. Сегодня в путешествие отправится пять команд. Каждая команда будет путешествовать на своём воздушном шаре, и
поэтому будет самостоятельно заполнять свой маршрутный лист.
У каждого члена команды есть свои обязанности, которые необходимо хорошо исполнять. Но в путешествии очень важна поддержка и взаимовыручка. От этого зависит чёткость работы всей команды и общий результат. В конце нашего путешествия мы подведём итоги, проверив правильность выполнения заданий, заполнения маршрутного листа и контурной карты, ответов на вопросы. По результатам игры каждому члену команды будет вручен сертификат путешественника. Перед каждым путешествием проводится инструктаж.
5) впишите название острова в маршрутный лист (предварительно проверьте правильность написания);
(6-й и 7-й пункты выполняете, после прибытия на второй и последующие острова);
8) экскурсия по острову (постарайтесь больше собрать информации, запомнить интересные данные);
При чёткой работе и взаимовыручке всех участников путешествия ждёт успех.
Во время выполнения задания под №5 учитель информатики выводит на экран политическую карту мира, на которой обозначен заданный остров и крупным шрифтом подписано его название.
Как вы помните, ребята, в книге Марка Твена «Приключения Тома Сойера» неожиданное богатство Тому и Геку не принесло особой радости. Три недели Гек старался быть благовоспитанным мальчиком и мужественно терпел муки. Вы, может быть, думаете, что Том Сойер успокоился после всех приключений? Как бы не так. Друзей всё время тянуло путешествовать, узнавать для себя что-то новое, неизведанное. И Том и Гек давно лелеяли мечту побывать в тех уголках Земли, которые находятся за пределами Соединённых Штатов. Только как это сделать? В это время в газетах стали много говорить о шаре, что неожиданно появился в трёх милях от их городка. Якобы какой-то отчаянный чудак смог совершить путешествие на нём чуть ли не вокруг земного шара. Тома всё чаще одолевала мысль, что это именно тот шанс, который неожиданно преподнесла им с Геком сама судьба. Днём обследовать шар не получилось бы, так как вокруг него всё время находились любопытные горожане. Том с Геком договорились, что встретятся в полночь. Условлено было, что каждый захватит с собой съестные припасы. Ещё до вечера каждый из них успел с наслаждением распространить среди товарищей весть, что скоро «все услышат кое-что».
И вот настала ночь. Помещение внутри шара было похоже на лодку; оно было велико и просторно, по бокам его были непромокаемые ящики, глобус и сундук, в котором хранились разные вещи. Конечно, в этом сундуке не было ни сокровищ, ни золота, но была вода и много других вещей; был древесный уголь, жаровня для него, были книги, карты и планы; были шубы и одеяла и множество разных безделушек: стеклянные бусы, блестящие медные украшения, что, как подумал Том, ясно доказывало, что путешественник побывал в разных частях Земли. Были также и различные деньги.
- Да, это, наверное, было удивительное путешествие, - подумал Том и решил обязательно повторить этот маршрут.
Давайте, ребята, вместе с Томом и Геком отправимся в путешествие в поисках удивительных островов.
Учитель информатики на экран выводит заставку с изображением Тома Сойера и Гека Финна на воздушном шаре. Их полёт сопровождается звуковым эффектом.
Учитель математики
Том Сойер предложил своему другу Геку Финну начать путешествие с острова, который имеет интересное географическое положение: он расположен сразу в трёх полушариях (северном, восточном и западном), за пределами Северного полярного круга. Остров является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
Понемногу обживаясь на воздушном шаре, Гек стал просматривать записи в судовом журнале и на одной из страниц рядом с координатами: 70° с.ш. и 110° з.д. несколько раз было записано слово «Виктория» (учитель выводит в нижнем углу заставки географические координаты острова 70° с.ш. и 110° з.д.).
- Том Сойер, нам не мешало бы побывать там и разгадать тайну загадочной победы.
- Вперёд, Гек Финн. Что же нас удерживает? (о. Виктория)
Во время дальнейшего следования по островам алгоритм действий всех участников путешествия повторяется.
□ Во время остановки на острове Виктория Тому пришла мысль продвинуться на воздушном шаре ещё севернее, где, по его мнению, были большие сугробы снега и лютые морозы. Его даже не пугала мысль, что лететь им придётся против ветра (о. Элсмир).
□ Том вытащил карту, начертил направление, смерил расстояние и сказал:
- Как видите, лучше всего лететь на восток, это составит всего восемьсот миль, тогда как на запад наш путь будет больше во много раз (о. Гренландия).
С воздушного шара Том и Гек увидели большой остров, покрытый толстым слоем снега и льда, а когда они узнали, что он называется Гренландия - «зелёная земля», были очень удивлены (перед посадкой на остров).
Экскурсия в виде презентации.
На Тома и Гека произвёл впечатление сказочный городок в снежном царстве. Они долго бродили по его улицам, обсуждая дальнейший маршрут своего путешествия (перед отлётом).
□ В записках любого путешественника есть один недостаток: в них всегда есть какая-нибудь прореха, если вникать в суть. Том никак не мог сопоставить те бескрайние просторы, что открывались перед ними, с маленьким коричневым пятнышком на карте. Он никак не ожидал увидеть перед собой пространство, покрытое ледниками и вулканическими лавами (о. Исландия).
□… Потом на них напало разочарование, так как поднялся ранний утренний туман. Том взял на себя управление шаром, а Гек пристально всматривался в туман и наблюдал, не грозит ли какая-нибудь опасность. Шар летел плавно, но не очень скоро, а туман всё больше и больше сгущался и наконец сделался таким густым, что казалось, мы были окружены густыми облаками чёрного дыма. Шар опустился на фут ниже, и перед ними открылась панорама острова (о. Великобритания).
□ Они продолжали наблюдать в подзорные трубы, как это делал Колумб, открывая Америку. Но ничего не видели, кроме океана. Полдень прошёл, солнце начало садиться, но земли и признака не было. Они недоумевали, в чём дело, но надеялись, что всё обойдётся благополучно, и, продолжая двигаться на юго-запад, поднялись повыше, чтобы не наткнуться в темноте на горы (о-ва Галапагос).
□ Разбирая содержимое сундука, Гек обнаружил гравюру с изображением Наполеона. На обратной стороне были выцарапаны следующие координаты: 15 ю.ш.и 5 з.д.
- Том Сойер, это явно координаты не Франции. При чём же здесь Наполеон?
- Гек Финн, нам надо непременно побывать там (о. Святая Елена).
□ - Я полагаю, что следующие координаты нашего путешествия приведут нас на остров Гаити.
- С чего ты взял? Координаты указывают нам дальнейшее продвижение на восток, а остров Гаити находится совсем в другой стороне.
- Я знаю это по цвету. В нашу подзорную трубу я вижу одну сплошную синеву.
- Так мы летим над водами Атлантики. А что общего имеет этот остров с синим цветом?
- Гаити тоже весь синий.
- Что ты городишь? Где ты это видал?
- Да на карте.
Трудно себе представить, какое при этом Том выразил огорчение и презрение! Он сказал:
- Знаешь, Гек Финн, если бы я был таким дураком, как ты, я бросился бы вниз.Видел на карте! Гек Финн, ты думаешь, что все страны такого же цвета в действительности, как нарисованы на карте? (о. Мадагаскар).
□- Надо ещё поискать попутный ветер, и тогда мы легко доберёмся до места.
- Поищем, Том, обязательно поищем. Плохо, если нужно будет подниматься мили на две вверх, - там холодно, как на севере; но я думаю, что мы найдем нужное течение ниже. Самое лучшее, если мы попадём в циклон. Я слышал, что циклоны в этих широтах проходят довольно низко над землёй (о. Суматра).
Том ещё раз проверил координаты острова (0° ш. и 100°в.д.) и вдруг его осенила мысль, что они летят прямо над экватором (перед посадкой на остров).
Экскурсия в виде презентации.
Том и Гек в Медане купили новые удочки, так как решили порыбачить прямо с воздушного шара (перед отлётом).
□ Гек долго смотрел в подзорную трубу и сказал, что видит что-то вроде чёрной верёвки на песке, но не может догадаться, что это такое.
- Ну, - сказал он, - я думаю, что, может быть, теперь нам удастся узнать, где мы находимся, потому что, может быть, эти линии не что иное, как один из меридианов, которые рисуют на картах; вот мы спустимся и посмотрим, какой там нумер и…
- Стыдись, Гек, я никогда не видел такой пустомели, как ты. Неужели ты думаешь, что меридиан на земле?
- Том Сойер, но ведь они же есть на карте; ты сам это отлично знаешь; вот здесь 140-й меридиан на карте, взгляни, и ты убедишься (о. Хонсю).
Подлетая к острову, наши герои одновременно увидели на фоне цветущей сакуры возвышающийся конус вулкана.
Экскурсия в виде презентации.
Наши герои решили подняться на воздушном шаре с моста, который соединяет острова Хонсю и Авадзи.
□ Шар поднялся до холодного воздуха, до градуса замерзания и остался там на некоторое время. Потом Том с Геком вернулись назад, в умеренную температуру и медленно стали продвигаться вперёд, делая по двадцать или двадцать пять миль в час (о. Сахалин).
Мы надеемся, что это путешествие обогатило всех новыми знаниями и впечатлениями.
- Ребята, что вам понравилось в нашем путешествии?
- На каких островах вы хотели бы побывать ещё?
- Какие дополнительные сведения вы можете сообщить о посещённых нами островах?
- Какие трудности вы встретили на своём пути?
- Что мы не учли, отправляясь в путешествие?
Учитель информатики
Ребята, сейчас вы продолжите работу за компьютером. Возле компьютера лежит лист с вопросами, на которые вы постарайтесь ответить правильно и быстро. Ответы занесите в таблицу кроссворда, который выведен на монитор. В обсуждении вопросов участвует вся команда.
1. Европа (раздел тома «Страны. Народы. Цивилизации»серии «Энциклопедия для детей») / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта +, 2000.
2. Марк Твен. Том Сойер - воздухоплаватель. – М.:Бамбук, 2000.
3. Моррис Н. Самые большие острова. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1998.
- закрепить умения обучающихся вычислять среднюю температуру воздуха в заданных пунктах,
строить графики хода температуры воздуха и проводить их анализ;
- установить закономерность зависимости температуры воздуха от высоты Солнца над
горизонтом;
- показать влияние океанов, циркуляции воздушных масс, высоты над уровнем моря на
температуру воздуха;
- закрепить навыки работы по алгоритму; содействовать рациональной организации труда;
- использовать интерактивные методы обучения для поиска информации;
- развивать основные психические процессы: память, воображение, мышление, внимание,
наблюдательность и сообразительность;
- провести диагностику усвоения системы знаний и умений и её применения для выполнения
практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень;
- выработать самооценку в выборе пути и критерии оценки своей работы и работы одноклассника;
- содействовать развитию творческого сотрудничества;
- способствовать повышению интеллектуального уровня обучающихся.
Сегодня мы с вами отправляемся в гости к профессору А. Цельсию. К нашей встрече мы должны хорошо подготовиться.
Андерс Цельсий (Anders Celsius) – шведский астроном, геолог и метеоролог (в те времена геология и метеорология считались частью астрономии) родился в Упсале (Швеция). Окончил Упсальский университет и с 1730 года до конца жизни был профессором этого университета. Цельсий участвовал во французской экспедиции в Лапландию по измерению формы и размеров Земли. Наблюдал Северное сияние и описал более 300 своих и чужих наблюдений. Весьма точно измерил яркость 300 звёзд, используя систему одинаковых стеклянных пластин, поглощавших свет.
Но слава пришла к нему совершенно с другой стороны. Он прославился как создатель новой термометрической шкалы. В 1742 году Цельсий опубликовал работу с описанием стоградусной шкалы термометра, в которой температура кипения воды при нормальном атмосферном давлении была принята за 0°, а температура таяния льда – за 100°. Позже шведский биолог К.Линней «перевернул» эту шкалу, приняв за 0° температуру таяния льда. Этой шкалой мы пользуемся до сих пор, называя её шкалой Цельсия. Поэтому данные температуры мы записываем в следующем виде: +25°С или - 25°С.
Учитель географии
Как вы уже поняли, сегодня на уроке мы будем говорить с вами о температуре воздуха и обо всём, что с нею связано. Температура воздуха измеряется термометром. Это привычный для всех прибор, и мы задумываемся о том, когда он появился.
Первый термометр (термоскоп), совершенно непохожий на современный, был изобретен в самом конце XVI века. Его автор - итальянский ученый Галилео Галилей.
Термометр Галилея представляет собой стеклянный цилиндр, наполненный водой, в котором плавают наполненные цветной жидкостью шарики. По мере подъема температуры жидкость в цилиндре расширяется, и шарик начинает тонуть. По мере уменьшения температуры жидкость в цилиндре сокращается, и шарик начинает подниматься. Погрешность данного прибора составляет до 4°.
Слово «термометр» ввёл голландский учёный Дреббель в 1636 году.
Термометр (от греческого therme –тепло и metreo – измеряю)- прибор для измерения температуры воздуха, почвы и воды.
Учитель географии
Кто изобрёл первый спиртовой и ртутный термометры?
Первый жидкостный термометр изобрёл немецкий физик Даниэль Габриэль Фаренгейт(1686-1736) в 1709 и 1714 гг. соответственно. Им была создана температурная шкала (32° - температура замерзания и 212° - температура кипения).
Существует формула для перевода градусов Цельсия в градусы Фаренгейта, но можно использовать и следующее правило:
В настоящее время существует большое разнообразие термометров. Есть термометры жидкостные, механические, автоматические. Их используют для измерения температуры воздуха, почвы, воды, тела человека и животных.
Учитель обращает внимание обучающихся на выставку термометров.
(На интерактивной доске появляется слайд «Виды термометров»).
Приложение 1.
На метеостанциях для определения температуры воздуха используют термограф.
Ребята, свою работу мы продолжим в командах (класс разбит на 5 команд). Каждая команда выполняет индивидуальное задание. Сейчас нам с вами предстоит осуществить своё небольшое исследование в области температур. Учитывая, что мы с вами живём в век стремительно развивающихся компьютерных технологий, в исследовательской работе мы будем применять компьютеры и интерактивную доску. Помните, что при работе в команде важно уметь слышать друг друга и работать слаженно, при этом четко распределив обязанности между собой. Свою работу вы можете выполнять последовательно, переходя от раздела к разделу, а можете распределить задания внутри своей команды.
Мыс Челюскин (полуостров Таймыр) |
команда №1 |
Томск |
команда №2 |
Москва |
команда №3 |
Аден (полуостров Аравийский) |
команда №4 |
Икитос (Южная Америка) |
команда №5 |
Название пункта |
Температура по месяцам, ° С |
Среднегодовая t воздуха |
Годовая амплитуда t воздуха | |||||||||||
1 |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
XII |
|
| |
Мыс Челюскин (П-в Таймыр) |
-30,2
|
-27,8
|
-27,1
|
-20,8
|
-10
|
-1,2
|
2,1
|
1,3
|
-1,7
|
-9,9
|
-21,1
|
-25,8
|
-14,35 |
32,3 |
Томск |
-19,2 |
-16,7 |
-10,1 |
-0,1 |
8,5 |
15,3 |
18,1 |
15,2 |
9,2 |
0,9 |
-10,8 |
-17,5 |
-0,6 |
37,3 |
Москва |
-9,9 |
-9,6 |
-5,2 |
4,2 |
11,8 |
16,1 |
18,2 |
15,7 |
11,2 |
3,8 |
-2 |
-8,1 |
3,85 |
28,1 |
Аден (п-ов Аравийский) |
24,2 |
24,7 |
26,1 |
27,2 |
28,9 |
31,2 |
31,3 |
29,3 |
28,7 |
28,2 |
26,1 |
24,1 |
27,5 |
7,2 |
Икитос (Ю.Америка) |
25,7 |
28,2 |
27,1 |
24,8 |
25,1 |
24,2 |
23,7 |
26,2 |
26,8 |
26,1 |
25,7 |
24,2 |
25,65 |
4,5 |
(Графики годового хода колебаний температуры воздуха всех пунктов, выполненные на миллиметровке, вывешиваются на доске)
Анализируя таблицу можно сделать вывод, что в районе экватора и тропиков жарко в течение всего года, а на Таймыре девять месяцев длится зима. И только в умеренных широтах, где мы с вами живём, хорошо выражены четыре времени года.
(На интерактивной доске появляется слайд «Времена года»).
Приложение 4.
Учитель информатики
Вы определяли среднюю температуру года, строили график хода температуры за год.
Используя Интернет - ресурсы, вы можете найти данные температуры воздуха, графики хода температуры за определённый период.
Посмотрите погоду в Томске на сайте (нажмите клавишу Ctrl и щелкните двойным щелчком по ссылке https://pogodavtomske.ru/
Учитель географии вместе с ребятами анализирует особенности графика хода температуры воздуха в городе Томске.
На сегодняшнем уроке мы с вами познакомились со шкалой Цельсия и приборами для измерения температуры воздуха, установили закономерности изменения температуры воздуха от географической широты и других климатообразующих факторов, закрепили умения вычислять среднюю температуру воздуха, строить графики хода температуры и анализировать их. Как вы заметили, это очень трудоёмкая работа, а на метеорологических станциях она проводится систематически.
В заключение урока мы проведём викторину. Будут предложены в занимательной форме вопросы, касающиеся температуры.
1.В книге Ж.Верна доктор Клоубонни, спутник капитана Гаттераса, сообщает: «Нам пришлось испытать самые большие морозы, когда-либо наблюдавшиеся на земле... -58° С». Справедливо ли в наши дни это утверждение почтенного доктора? - 1б.
2. Какая самая низкая температура воздуха была зарегистрирована на Земле? (-89,2° С) – 1б.
3. В каком районе была зарегистрирована самая низкая температура воздуха на Земле? (в Антарктиде на станции «Восток)- 1б.
4 . Где на нашей планете наблюдается самое большое количество солнечных дней в году?
(в пустыне Сахара)- 3б.
5. Какая самая высокая температура воздуха была зарегистрирована на Земле? (+ 58° С) -1б.
6. В каком районе была зарегистрирована самая высокая температура воздуха на Земле? (в Северной Африке, в районе города Триполи) - 2б.
7. Какая самая низкая температура воздуха была зафиксирована на территории России? (- 71° С) – 1б.
8. Где находится «полюс холода» северного полушария? (в Северо-Восточной Сибири, в Оймяконе) – 2б.
9. Какая самая высокая температура воздуха была зафиксирована на территории России? (+40° С)- 3б.
10. В каком районе была зарегистрирована самая высокая температура воздуха в России?
(В Астраханской и Волгоградской областях)-3б. При использовании дополнительной информации – 2б.
Географические координаты района: 49° с.ш. и 45 в.д. – 2б.
11. Где была зарегистрирована самая большая амплитуда колебания температуры воздуха на Земле? (107° в Якутии, от -70° С зимой до + 37° С летом) – 2 б.
12. Максимальная средняя годовая температура воздуха (+ 34,4°С) зарегистрирована в 1960 году в районе, имеющем следующие географические координаты: 13°с.ш. и 41°в.д. (Атлас материков и океанов, стр.20). Определите район. (Впадина Данакиль на северо-востоке Эфиопии)- 2б.
13. Минимальная средняя годовая температура воздуха (-57,8° С) зарегистрирована в 1958 году в районе, имеющем следующие географические координаты: 82° ю.ш. и 57° в.д. (Атлас материков и океанов, стр. 28). Определите район (Полюс Недоступности в Антарктиде)-2б.
14. Почему продукты портятся быстрее в тёплую погоду? (Порча продуктов связана с активизацией жизнедеятельности бактерий, сопровождающейся химической реакцией окисления. Известно, что скорость большинства химических реакций и биологических процессов приблизительно удваивается при повышении температуры на 10° С) – 2б.
15. При какой температуре воздуха, по мнению учёных, создаются самые комфортные условия для человека? (+ 20С) - 1б.
16. Какие пределы диапазона значений температуры воздуха составляют зону комфорта?
17. При каких температурах, по вашему мнению, наступают нижний и верхний пределы критической температуры воздуха? Уточните, при каких температурах возникает ощущение дискомфорта, которое сигнализирует о необходимости тем или иным способом восстановить нарушенное равновесие. (Нижний предел - 18° С , верхний - 27° С)- 2б.
18. Что такое эффективная температура воздуха?
(Это один из биометеорологических индексов, характеризующий эффект воздействия на человека комплекса метеорологических величин (температура, влажность, ветер. Эффективная температура – это то значение температуры, которое должен иметь сухой воздух при штиле) – 3б.
(На интерактивной доске появляется слайд с таблицей температурных показателей).
Значения температуры воздуха при штиле и адекватные им по величине охлаждения значения температуры воздуха при различной скорости ветра
Скорость ветра (м/с) |
Температура воздуха (° С) | ||||||
Штиль |
1 |
-3 |
-9 |
-15 |
-20 |
-26 |
-31 |
2-4 |
-1 |
-6 |
-12 |
-17 |
-23 |
-28 |
-34 |
6-7 |
-9 |
-17 |
-23 |
-31 |
-40 |
-45 |
-53 |
10-11 |
-17 |
-20 |
-28 |
-37 |
-45 |
-53 |
-62 |
15-16 |
-20 |
-23 |
-34 |
-40 |
-51 |
-59 |
-67 |
19. При какой температуре воздуха шестые классы могут не посещать школу? (32 оС) - 1б.
20. Какую максимальную температуру наружного воздуха способен выдержать человек? (В течение очень короткого времени человек может находиться в сухом воздухе при очень высокой температуре. Предельная температура, которую может перенести человек, составляет 160° С. Это было доказано английскими физиками Бланденом и Чентри путём эксперимента) – 3б.
21. Какую минимальную температуру наружного воздуха способен выдержать человек?
В повседневной жизни мы каждый день соприкасаемся с показателями температуры воздуха, которые в той или иной степени воздействуют на наш с вами организм. Эффект воздействия на человека температуры воздуха при штиле и ветре неодинаков. Знание эффекта этого воздействия поможет вам сберечь свое здоровье. В заключение урока каждому участнику мы вручаем памятный сертификат со значениями температуры воздуха при штиле и адекватными им по величине охлаждения значениями температуры воздуха при различной скорости ветра. Приложение 7.
1. Астапенко П.Д. Вопросы о погоде. - Ленинград: Гидрометеоиздат, 1986.
2. Атлас по географии. География материков и океанов, 7 класс. / Под ред. Т.П.Филатовой. – Омск: ФГУП Омская картографическая фабрика, 2006.
3.Евсеева Н.С., Окишева Л.П. География Томской области. Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учебных заведений. – Томск: НТЛ, 2002.
16 12 2014
1 стр.
10 09 2014
1 стр.
07 10 2014
1 стр.
24 09 2014
1 стр.
15 12 2014
1 стр.
17 12 2014
1 стр.
01 10 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.