Использование здоровьесберегающей технологии на уроках чтения в начальной школе
Цели:
-
отрабатывать технику чтения;
-
работать над формированием навыка выразительного чтения;
-
развивать устную монологическую речь;
-
работать над развитием артикуляции звуков;
-
правильного чтения;
-
развивать общую моторику;
-
корригировать внимание, воспитывать мировоззрение.
Оборудование: слоговые таблицы, предметные картинки, маски животных.
Ход урока
I. Организационный момент
-
Игра “Постройтесь по росту”
-
Работа с календарем природы.
– Какой сегодня день недели? А какой был вчера? Будет завтра?
– Что можете сказать об изменениях погоды?
-
– Ребята, обозначьте сигнальными карточками свое настроение сейчас.
( Красный – плохое, огорчен, расстроен; зеленый – уравновешенное, спокойное; синий – хорошее, радостное, бодрое).
II. Подготовительные упражнения
-
Дыхательная гимнастика
– А сейчас, ребята, мы с вами перейдем к гимнастике, которая поможет нам подготовиться к работе.
Вдох носом, выдох ртом.
Вдох носом, выдох носом.
Медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох.
Выдох толчками.
На одном вдохе произнесите 5-10 звуков “ф”, делая короткие промежутки между звуками: ф! – ф!- ф!...
Помните, что при вдохе “надувается” живот, а при выдохе – “сдувается”.
-
Артикуляционная гимнастика
БУ – БЮ БА – БЯ
ЗУ – ЗЮ ЗА – ЗЯ
ФУ – ФЮ ФА – ФЯ
ЛУ – ЛЮ ЛА – ЛЯ
– Читаем слоги на таблицах, четко произнося все звуки, сначала вместе со мной.
-
читают хором
-
читают по цепочке
-
читают мальчики, потом девочки
-
читают шепотом, радостно, грустно
Игра “Молния”
(Сначала ребенок читает в обычном темпе, а по команде: “Молния!” начинает читать в быстром темпе, при этом, стараясь не допускать артикуляционных ошибок.)
-
Речевая зарядка
-
Чтение слов, содержащих общую часть.
МАЛЬЧИК ПАЛЬЧИК ЗАЙЧИК
МЕДАЛЬ ПЕДАЛЬ ДЕТАЛЬ ДАЛЬ
КЛЕН ЛЕН СИЛЕН
БОЛЬ МОЛЬ РОЛЬ СОЛЬ
– Прочитайте слова, записанные в первой строке.
– Подумайте и расскажите, чем первое похоже на второе, а чем отличается, чем второе похоже на третье и чем различается.
– Точно так же найдите сходство и различия между словами во всех строчках.
(Задание учит анализировать слова, находить сходство и различие в буквенном составе слова, развивает внимание.)
-
Распределение слов по группам.
– Перед вами слова, которые необходимо поместить в какой-либо столбик. Для этого необходимо посмотреть на буквенные обозначения, которые находятся над каждым столбиком.
– Итак, в первом столбике находятся слова, в которых звуки расположены следующим образом: согласный, гласный звук О, согласный. Во втором столбике звуки расположены так же, как в первом, но посередине находится гласный
А.С “О” С С “А” С
________ ________
________ ________
СОК, МАЛ, СОР, ШАР, ПАР, СОН, ПОЛ, МАК
-
Релаксационная гимнастика для глаз с использованием сигнальной карточки.
III. Проверка домашнего задания.
– Какое произведение мы читали на прошлом уроке? Кто его автор?
– Расставьте иллюстрации в хронологическом порядке.
– Найдите в тексте предложения, соответствующие иллюстрациям на доске.
ФИЗМИНУТКА
“Приплыли тучи дождевые”
Приплыли тучи дождевые:
- Лей, лей, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
- Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет.
А теплый дождь неугомонный
Льет, льет, льет.
“Вперед четыре шага…” (игра на формирование положительных эмоций)
Участники становятся в круг, берутся за руки и поют, следуя названным движениям:
Вперед четыре шага,
Назад четыре шага,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Глазками помигали,
А теперь попрыгали (вокруг себя)
С каждым поворотом темп ускоряется.
IV. Сообщение темы урока.
-
– Сегодня на уроке мы будем читать сказку. Отгадайте загадки и вы узнаете о ком.
Поиграть в игру “горелки”
Любят маленькие … белки.
Веселились на лужайке
Летним днем трусишки … зайки.
– Прочитайте название сказки и ее автора.
За.ц и белка. Н. Сладков.
– Какую букву нужно вставить в слове заяц? Какое это слово?
-
– Ребята, заяц и белка – это какие животные? Почему? (дикие, домашние)
– Игра “Кто лишний?” (в картинках)
ЗАЯЦ КОРОВА ВОЛК ЕЖ
СВИНЬЯ СОБАКА ЛОШАДЬ ЛИСА
– Выберите в каждом ряду лишнюю картинку и объясните свой выбор.
-
Знакомство со сказкой.
– Послушайте сказку и скажите, о чем вели разговор Заяц и Белка?
– Чтение сказки сильным учеником. Нацеливающий вопрос: какую новость сообщил Заяц?
– Хоровое прочтение сказки. Нацеливающий вопрос: какую новость сообщила Белка?
Гимнастика для глаз.
Игра “Дрессированный кузнечик”
Цель: коррекция зрения учащихся.
Содержание: ученики сидят произвольно. Учитель обращается к детям:
Подвигайте пальчиками ног…,
Поиграйте пальчиками рук…,
Пошевелите ушками…,
А теперь – носиком, глазками…,
Теперь у нас нет ничего, что еще хотело бы двигаться.
Сидим, смотрим, слушаем.
Наш волшебный кузнечик может выполнить команды.
ЗАДАНИЯ:
Глазками передвигаем кузнечика по таблице из одного окошка в другое согласно командам: вверх, вправо, влево, вниз. Где, в каком домике наш кузнечик?
Закрыли глаза и мысленно двигаемся с кузнечиком.
Управляем кузнечиком молча. (Направление учитель показывает указкой. Ученик соотносит жест учителя с местоположением учителя.)
– Самостоятельное чтение сказки.
– Ребята, прочитайте в тексте ответ на вопрос: Чему надо верить?
– А теперь мы наденем маски и превратимся в маленьких зайчат.
ФИЗМИНУТКА “ЗАЙЧИКИ”
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал –
Зайка – прыг – и убежал.
Взялись зайцы за бока,
Заплясали гопака.
Прилетели утки,
Заиграли в дудки.
Ах, какая красота,
Заиграли в дудки.
– А сейчас превращаемся в ребят и продолжаем работу.
– Чтение сказки по цепочки.
– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Кто на ней изображен?
– Какими их изобразил художник? Что они делают?
– А какое время года на картине? Почему?
– А как Заяц и Белка готовятся к зиме? Где живут? Чем питаются?
– Теперь, ребята, некоторые из вас превратятся в белочек, а некоторые в зайчиков. Наденьте маски.
– Будем читать сказку в лицах.
Чтение сказки в парах по ролям.
V. Подведение итогов.
– Какую сказку мы читали? Кто ее автор?
– О чем эта сказка?
Покажите сигнальными карточками, какое у вас стало настроение. Объясните, почему.