Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Историко-правовой анализ территориального разграничения России и Грузии (на сухопутном участке)

Адъюнкт МПИ ФСБ России капитан Пауткина Н.В.

В межгосударственных отношениях проблемы территории, разграничения государственных территорий занимали ранее и будут занимать в будущем значительное место1.

Как указывает Е.Л. Ежуков, с распадом СССР и образованием Российской Федерации и других государств на его бывшей территории изменилась линия прохождения Государственной границы Российской Федерации при сохранении ее общей протяженности, разрушилась прежняя система ее охраны, другими стали политические отношения с сопредельными государствами и мировым сообществом2.

В настоящее время 13,5 из 61 тысячи километров Государственной границы Российской Федерации до сих пор не оформлены в международно-правовом отношении3.

По нашему мнению, Государственную границу Российской Федерации можно условно разделить на три части: сухопутная граница бывшего СССР, в той части, где она отделяла территории РСФСР от иностранных государств; морская граница бывшего СССР, проходившая по внешнему пределу территориального моря; линия административного разграничения, отделявшая территорию РСФСР от соседних союзных республик.

Сухопутный и морской участки государственной границы бывшего СССР в целом стабильны и по преимуществу были оформлены в международно-правовом отношении. Их правовой режим установлен Законом Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации»4, Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»5 и, в целом, признан соседними государствами. Они оснащены соответствующим оборудованием и надлежащим образом охраняется.

Третью условную часть Государственной границы Российской Федерации можно также условно разделить на две части. Первая часть – это граница бывшей РСФСР с бывшими союзными республиками, а ныне государствами Балтии – Литвой, Латвией и Эстонией. Эти государства не входят в Содружество Независимых Государств (далее – СНГ) и не приемлют идею воссоздания на новых принципах общего пограничного пространства. Вторая часть – это границы бывшей РСФСР с бывшими союзными республиками, а ныне государствами–участниками СНГ – Азербайджаном, Белоруссией, Грузией, Казахстаном и Украиной. Их общей особенностью является то, что государственными границами объявлены те линии, которые во времена существования СССР были административными границами между союзными республиками. В отношении этих границ не существовало никакого единого акта, который регулировал бы их правовое положение. Несмотря на то, что союзные республики считались суверенными государствами6, между ними не были подписаны какие-либо акты об этих границах. Линии прохождения границ сложились исторически и были в основном унаследованы от царской России, где служили границами губерний, ставших территориями союзных республик7.

Как указывается в Основах пограничной политики Российской Федерации, утвержденных Президентом Российской Федерации 5 октября 1996 г. 8, незавершенность международно-правового оформления Государственной границы Российской Федерации является одной из основных угроз национальным интересам и безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве.

Наряду с отсутствием международно-правового оформления отдельных участков Государственной границы Российской Федерации главным источником напряженности на Северном Кавказе остается национальный экстремизм, который не только разрушает основы межнационального общения, но и несет прямую угрозу судьбам народов. К чему приводят рецидивы агрессивного национализма и шовинизма, мы видим на примере Чеченской Республики.

Между тем Северный Кавказ - это развитой промышленно-аграрный регион, где добываются нефть, газ, уголь, полиметаллические руды, имеются производственные мощности нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, машиностроения, производится около 30% общероссийского валового сбора зерна. Согласно оценкам Мирового энергетического агентства нефтересурсный потенциал России в пределах Астраханской обл., Калмыкии, Дагестана и Чечни превышает 8 млрд. тонн при общих запасах нефти в прикаспийском регионе 25 млрд. тонн9.

На Северном Кавказе находятся исторически приобретенные выходы для России через Черноморские проливы и Средиземное море в промышленно развитые страны Европы, к центрам мировой торговли и нефтеносным районам Ближнего и Среднего Востока. Развитая сеть автомобильных, железнодорожных, воздушных и морских коммуникаций с соответствующей инфраструктурой позволяет обеспечивать через Северо-Кавказский регион до 20% всех экспортно-импортных операций России со странами Юго-Восточной Европы, Малой Азии, Ближнего и Среднего Востока10.

Завершение процесса медународно-правового оформления Государственной границы Российской Федерации в Северно-Кавказском регионе и, в частности, с Грузией способствовала бы развитию добрососедских отношений России с государствами этого региона. Проблемы с международно-правовым оформлением государственной границы между Российской Федерацией и Грузией вызваны, наряду с политическими, экономическими и иными разногласиями, в частности тем, что существует разное представление у сторон о ее прохождении на отдельных участках11. Не вызывает сомнения, что от Российской Федерации и Грузии требуются взаимные усилия и добрая воля, чтобы не скатиться на путь конфронтации и взаимных угроз. Яркий пример тому - трудности российско-грузинского диалога по ситуации в Дарьяльском ущелье в августе-декабре 1997 г.12

По мнению подавляющего большинства советских/российских ученых-международников, в процессе рассмотрения и принятия решения по территориальным разногласиям между государствами и обоснования правового титула государства на спорные территории могут и должны применяться нормы «старого» права. При этом окончательное решение должно основываться на общепризнанных принципах и нормах современного международного права13

Вполне естественно то, что раскрыть сущность имеющихся разногласий по прохождению государственной границы между Россией и Грузией14 и выработать юридически обоснованные предложения по их решению позволит обращение к советскому периоду установления границы на рассматриваемом участке, так как именно в этот период происходили значительные административно-территориальные изменения.

Накануне 1917 г. в состав Российской империи входили: Тифлисская, Кутаисская губернии и Сухумский отдел, объединенные ранее в Грузинское Царство. До 1917 г. с указанными административно-территориальными единицами граничили: Терская область, Кубанская область, Ставропольская губерния, Черноморская область, Дагестанская область.

Как известно, распад Российской империи привел к появлению на ее территории новых суверенных государств: России, Грузии и др. Одной из проблем, вставших перед ними, являлась проблема урегулирования отношений по поводу границ и территории бывшей Российской империи. 7 мая 1920 г. РСФСР и Демократическая Республика Грузия подписали Мирный договор между Россией и Грузией, согласно которому Россия признавала «независимость и самостоятельность Грузинского государства» и отказалась добровольно от всяких суверенных прав, кои принадлежали России в отношении к Грузинскому народу и земле. Статья 3 договора гласила:

«1. Государственная граница между Грузией и Россией проходит от Черного моря по реке Псоу до горы Ахачка, через гору Ахачка и гору Агапет и по северной границе бывших губерний Черноморской, Кутаисской, Тифлисской до Закатальского округа и по восточной границе этого округа до границы с Арменией.

2. Все перевалы на означенной пограничной линии до первого января тысяча девятьсот двадцать второго года признаются нейтральными. Они не могут быть занимаемы войсками ни одной из обеих договаривающихся сторон и не могут быть ни одной из них укрепляемы.

3. На Дарьяльском перевале указанная в пункте 2 настоящей статьи нейтрализация будет распространена на протяжении перевала от Балты до Коби, на Мамисонском перевале от Замарага до Они, а на всех прочих перевалах - на пятиверстное в обе стороны от пункта прохождения границы расстояние.

4. Точное проведение границы между обеими договаривающимся сторонами будет проведено особой смешанной пограничной комиссией с одинаковым числом членов от обеих сторон. Результаты работы комиссии будут закреплены в особом договоре между обеими договаривающимися сторонами»15.

Таким образом, в п. 1 ст. 3 Мирного договора был определен статус границы между Россией и Грузией как государственной.

После 1920 г. в РСФСР происходили определенные административно-территориальные изменения, оказавшие в последствие влияние на формирование позиции Российской Федерации по установлению государственной границы с Грузией.

Так, постановлением ВЦИК от 20 января 1921 г. за № 137 была образована Горская АССР из части округов Терской области, в составе округов Чеченского, Ингушского, Осетинского, Кабардинского, Балкарского, Карачаевского. Постановлением ВЦИК от 30 ноября 1922 г. за №124 Горская АССР была упразднена, и на ее месте были образованы автономные области: Чеченская, Ингушская, Карачаево-Черкесская, Кабардинская и Северо-Осетинская16.

Постановлением ВЦИК от 29 января 1921 г. за № 137 была образована Дагестанская АССР, в которую включены территории Дагестанской области в прежних ее границах, состоящая из округов: Аварского, Андийского, Гунибского, Даргинского, Казикумукского, Кайтахо-Табасаранского, Кюринского, Самурского, Темир-Хан-Туринского и Хасав-Юртовского округа бывшей Терской области17.

События же, происходившие на территории Демократической Республики Грузия в 1921-1922 гг., также оказали влияние на формирование позиции Грузии по установлению грузино-российской государственной границы.

25 февраля 1921 г. на месте территорий Тифлисской и Кутаисской губерний Российской империи была образована Грузинская ССР18. 4 марта 1921 г. была провозглашена Социалистическая Советская Республика Абхазия19. В мае 1921 г. ревком Грузии издал Декларацию о независимости ССР Абхазия20, а в декабре того же года на основе Союзного договора между ССР Грузии и ССР Абхазии21, Абхазия вошла в состав Грузии. Однако в Конституции Грузии 1921 г.22 упоминание об Абхазии отсутствовало, речь шла только о Сухумском округе. 13 декабря 1921 г. в составе Грузинской ССР Абхазская ССР входит в состав Закавказской социалистической Федеративной Советской Республики (в феврале 1931 г. Абхазия получила статус автономной республики)23.

В соответствии с Договором о Союзе Грузинской ССР, Армянской ССР и Азербайджанской ССР от 12 марта 1922 г. Грузия вошла и до 5 декабря 1936 г.24 находилась в составе Закавказской СФСР (ЗСФСР). 31 января 1924 г. на основании раздела 2 Конституции (Основного закона) Союза Советских Социалистических Республик в ее составе она вошла в СССР25. С образованием СССР граница между ее субъектами, в том числе между РСФСР и Грузией, приобрела статус административной.

В 1924-1929 гг. произошли изменения в прохождении линии границы между РСФСР и ЗСФСР на ее российско-грузинском участке в пределах Черноморского округа Северо-Кавказского края РСФСР (в настоящее время Краснодарского края). Так, постановлением ЦИК СССР от 31 октября 1924 г. № 86 Пиленковская волость Черноморского округа Северо-Кавказского края РСФСР вошла в Гагринский уезд Абхазской ССР. В последующем постановлении ЦИК СССР от 19 марта 1926 г. № 121 Пиленковская волость возвращена в Черноморский округ Северо-Кавказского края РСФСР26. Спустя два года Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1928 г. №103 четыре сельсовета Пиленковского подрайона Сочинского района Черноморского округа Северо-Кавказского края РСФСР - Михельрипшский, Пиленковский, Сальменовский и Христофоровский были переданы в состав Абхазской ССР (пятый сельсовет Аибгинский передан не был). Границы Аибгинского сельского совета показаны на карте Черноморского округа, изданной в 1928 г. Прохождение российско-грузинской административной границы между РСФСР и ЗСФСР Президиум Верховного Совета СССР определил следующим образом: «южнее данного села (с. Аибга – населенный пункт), в пределах границ колонизационного фонда, отмеченных рекогносцировкой и нанесенных на лесохозяйственную карту Сочинского района РСФСР. Далее Аибги границу продолжить по реке Псоу»27.

22 октября 1926 г. постановлением ЦИК СССР за №42/3 территории сельских советов Мельхесты и Цекарой из Грузинской ССР переданы в состав Чеченской автономной области РСФСР28 (в настоящее время Чеченская Республика). Протоколом заседания Президиума ЦИК Союза СССР 4-го созыва от 24 апреля 1929 г. утверждено постановление ВЦИК от 20 августа 1928 г. по техническому описанию границ между ССР Грузии и Чеченской автономной областью29.

В 1943-1944 гг. изменения в прохождении линии границы уже между РСФСР и Грузинской ССР30 произошли в пределах Карачаевской автономной области РСФСР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 октября 1943 г. за №145 была ликвидирована Карачаевская автономная область, а ее территория включена в состав РСФСР и Грузинской ССР31. Граница между РСФСР и Грузинской ССР на этом участке была установлена: с запада - по существующей границе бывшего Микояновского района, далее на восток - севернее Клухори, далее по р. Мара с выходом на границу бывшего Учкуланского района южнее селения В. Мара и далее на юг по существующей восточной границе бывшего Учкуланского района.

В пределах Чечено-Ингушской и Северо-Осетинской АССР РСФСР Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1944 г. №116/102 «О ликвидации Чечено-Ингушской АССР и об административном устройстве ее территории»32, а также Указом Президиума Верховного Совета Грузинской ССР от 21 марта 1944 г. «О включении в состав Грузинской ССР части территории бывшей Чечено-Ингушской АССР, юго-восточной части Гизельдонского района Северо-Осетинской АССР и об образовании Ахалхевского района Грузинской ССР»33 в состав Грузинской ССР были включены «следующие районы бывшей Чечено-Ингушской АССР: Итум-Калинский район - в существующих границах, западная часть Шароевского района, южная часть Галанчохского, Галашкинского, и Пригородного районов, а также юго-восточная часть Гизельдонского района Северо-Осетинской АССР». Кроме того, названным актом от 7 марта 1944 г. в состав Северо-Осетинской АССР был включен Пригородный район бывшей Чечено-Ингушской АССР за исключением его южной части, которая этим же указом была включена в состав Грузинской ССР34. Упразднение Чечено-Ингушской АССР впоследствии было закреплено Законом РСФСР от 25 июня 1946 г. «Об упразднении Чечено-Ингушской АССР и о преобразовании Крымской АССР в Крымскую область»35.

Таким образом, согласно указанным актам высших органов государственной власти СССР, Грузинской ССР и РСФСР линия границы между РСФСР и Грузинской ССР по состоянию на 7 марта 1944 устанавливалась следующим образом: от существующей границы западнее горы Гиморай-Жож и восточнее отметки 4776 на северо-восток по р. Генал-Дон, западнее селения Нижняя Саниба, далее на северо-восток до высоты 2642,2, далее на восток по границе Пригородного района до р. Терека и далее по хребту горы Мат-Лай через высоты 3002,0, 2223,2, по хребтам гор Джар-Лам и Цорей-Лам южнее селения Кожвинч через высоты 2072,6, 2275,5, 2327, севернее селения Никарой и далее на восток по северной и восточной границе Итум-Калинского района до стыка ее с границей Никароевского района у высоты 2059,3 и далее на восток по северной границе Шароевского района до р. Шаро-Аргун, далее на юго-запад по р. Шаро-Аргун до устья р. Харкаде-Ахк (Хуландой), далее на юг по рекам Харкаде-Ахк (Хуландой) и Харгаб-Ахк с выходом на существующую государственную границу Грузинской ССР у высоты 4090,036.

На присоединенных, в частности к Казбегскому району Грузинской ССР землях южной части Пригородного района грузинскими властями в 1944-1956 гг. было создано 2 сельсовета и 5 колхозов. В Ларском и Дарьяльском сельсоветах, где жили 2400 жителей, было открыто 3 семилетние и 9 начальных школ, построено несколько клубов, 6 библиотек, больницы, 2 врачебных пункта, детские сады, магазины и 3 объекта местной промышленности. Все это было оставлено ингушам и осетинам совершенно безвозмездно37.

8 апреля 1944 г. Президиум Верховного Совета СССР переименовал Кабардино-Балкарскую АССР в Кабардинскую АССР и включил в состав Верхне-Сванетского района Грузинской ССР юго-западную часть Эльбрусского и Нагорного районов Кабардинской АССР, изменив в связи с этим границу между РСФСР, и Грузинской ССР на этом участке следующим образом: от перевала Бурун-Таш, что у северных склонов горы Эльбрус, линию границы повести на восток по р. Малка до высоты 2877,0, далее на юго-восток по р. Кыртык, западнее поселка Верхний Баксан, и на юг по р. Алыр-Су до перевала Местия38.

14 марта 1955 г. Клухорский район был возвращен из Грузинской ССР в состав Карачаево-Черкесской автономной области Ставропольского края РСФСР и в этой связи восстановлена существовавшая на этом участке граница между РСФСР, и Грузинской ССР39.

В 1957 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за №121/111 «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР» утратил силу Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1944 г. №116/102 «О ликвидации Чечено-Ингушской АССР и об административном устройстве ее территории», а Президиуму Верховного Совета РСФСР рекомендовано установить границы Чечено-Ингушской АССР40. В этой связи Президиумом Верховного Совета РСФСР издан Указ за №123/14 «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР и упразднении Грозненской области»41, а также соответствующие постановления Президиумов Верховных Советов Грузинской ССР № 27/18842 и РСФСР №712/143. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 октября 1957 г. за №712/2 «О передаче части территории Душетского и Казбегского районов из состава Грузинской ССР в состав РСФСР»44, который впоследствии был утвержден Законом СССР от 11 февраля 1957 г., была «восстановлена существовавшая до 7 марта 1944 г. граница между РСФСР и Грузинской ССР»45.

Изложенное свидетельствует о том, что на территории Советского Союза происходили по различным причинам постоянные административно-территориальные изменения, соответственно изменялась и линия прохождения административной границы между РСФСР и Грузинской ССР.

Однако единого централизованного отображения административных границ на местности не проводилось. Вместе с тем правильное отображение административных границ на картах было отнесено к ведению союзных органов геодезии и картографии, и в определенной степени этими же вопросами занимались подразделения Генерального штаба Вооруженных Сил СССР (военнотопографическое управление) и структуры, ведающие землеустройством министерств сельского хозяйства СССР и союзных республик. В связи с тем, что законодательного акта Союза ССР по данному вопросу не существовало, в своей работе названные министерства и ведомства руководствовались своими ведомственными нормативными правовыми актами, это и привело к разному пониманию прохождения российско-грузинской административной границы на различных картографических материалах.

31 марта 1991 г. в Грузинской ССР состоялся всенародный референдум, на котором большинство населения высказывалось за восстановление государственной независимости Грузии на основе Акта о независимости Грузии от 26 мая 1918 г.46

В свою очередь Союз Советских Социалистических Республик решением глав государств - бывших союзных республик Беларуси, РСФСР и Украины - официально распался 21 декабря 1991 г. Это событие закреплено Алма-Атинской Декларацией от указанного числа. В Декларации указано, «с образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование»47. При этом государства-участники СНГ взяли на себя обязательства признавать и уважать территориальную целостность друг друга и нерушимость существующих границ48.

В дальнейшем, как в двусторонних международных актах России и Грузии, так и в документах, принятых в рамках СНГ, неоднократно затрагивались вопросы территориальной целостности государств и нерушимости границ.

15 апреля 1994 г. в г. Москве государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Грузией, подписана Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств-участников Содружества Независимых Государств49, в которой государства-участники СНГ заявили об «обеспечении выполнения в своих взаимоотношениях принципов суверенитета, территориальной целостности и нерушимости государственных границ»50.

О нерушимости границ неоднократно заявляли руководители Российской Федерации и Грузии по результатам двусторонних переговоров. Так, 3 сентября 1992 г. Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин и Председатель Государственного Совета Республики Грузия Э.А. Шеварднадзе, при участии руководителей Абхазии и северокавказских республик, краев и областей Российской Федерации в Итоговом документе Московской встречи отметили «недопустимыми любые посягательства на общепризнанные принципы территориальной целостности государств и неприкосновенности их границ»51. В принятой в этот же день Московской декларации Б.Н. Ельцина и Э.А. Шеварднадза52 подчеркнута неизменная «приверженность принципам неприкосновенности границ и территориальной целостности», подтверждено «стремление ускорить подготовку всеобъемлющего межгосударственного договора между Российской Федерацией и Республикой Грузия, в рамках которого будут решены и вопросы пограничного и таможенного режимов», отмечено, что «Грузинская сторона предпримет шаги по укреплению границы с Россией, которая, в свою очередь, осуществит аналогичные меры».

В феврале 1994 г. во время визита Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина в Тбилиси был подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве53, в котором подтверждена территориальная целостность российского и грузинского государств и неприкосновенность их границ.

В Российской Федерации и Грузии изданы законодательные акты, регламентирующие статус их государственных границ, в том числе и российско-грузинской границы. В частности:

а) в соответствии с положениями постановления Верховного Совета Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4732-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации»54 до заключения договоров о прохождении Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами - бывшими союзными республиками СССР, административной границе РСФСР с этими государствами придан статус Государственной границы Российской Федерации;

б) Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории55;

в) Конституция Грузии от 24 августа 1995 года предусматривает:

«1. Территория грузинского государства определена по состоянию на 21 декабря 1991 года. Территориальная целостность и неприкосновенность государственных границ Грузии подтверждены Конституцией и законодательством Грузии, признаны мировым содружеством государств, а также международными организациями.

2. Государственные границы могут быть изменены только на основе двустороннего соглашения с соседним государством»56;

в) в законе Грузии от 17 июля 1998 года «О государственной границе Грузии» говорится, что государственная граница Грузии состоит из административной границы Грузинской Советской Социалистической Республики, установленной законодательными актами бывшего СССР57.

Таким образом, в соответствии с вышеперечисленными документами Российская Федерации и Грузия признают, что российско-грузинской государственной границей является бывшая административная граница между РСФСР и Грузинской ССР. Однако, как было отмечено выше, у этих государств существует разное понимание о прохождении линии границы на местности.

В сентябре 1993 г. в Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации создана комиссия по делимитации сухопутного участка государственной границы между Российской Федерации и Грузией. Комиссией согласовано прохождение линии государственной границы протяженностью 797,1 км из 897,9 км в пределах: Кабардино-Балкарской Республики, Республики Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республики, Чеченской Республики. Не в полном объеме согласована граница на участке Республики Северная Осетия-Алания, Республики Дагестан и Краснодарского края58.

Как известно, основные угрозы национальным интересам России в ее пограничном пространстве остаются и продолжают оказывать существенное влияние на защиту и охрану Государственной границы Российской Федерации и в целом на обеспечение пограничной безопасности. Одной из них наряду с нерешенными вопросами территориального разграничения является возможность расширения очагов социально-политической напряженности и развязывания вооруженных конфликтов вблизи Государственной границы Российской Федерации59.

Осетино-ингушский конфликт и боевые действия в Чечне привели к появлению огромного количества беженцев. Так, если в Чечено-Ингушской автономной советской социалистической республике по последней переписи проживало 163,8 тыс. человек ингушей, то в Северной Осетии - 32,8 тыс. человек60. Сейчас большая часть этих людей - беженцы, которые проживают в очень тяжелых условиях в Ингушетии. Туда же направился, после известных событий в Чечне, мощный поток беженцев из соседних районов Чечни. Эти лишенные работы и жилья люди, многие из которых участвовали в боевых действиях, являются хорошей питательной средой для культивирования антироссийских настроений.

Наряду с внутренними российскими проблемами и безуспешными попытками федеральных властей решить «чеченскую проблему», суверенное государство – Грузия - в определенной мере способствует чеченским бандитам. В приграничных с Чечней районах Грузии активизировалась деятельность террористов и организованных преступных групп, занимающихся изготовлением, хищением и сбытом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и наркотических средств61. В этих условиях незавершенность международно-правового оформления российско-грузинской государственной границы с Грузией и фактическое отсутствие охраны грузино-турецкой границы создают предпосылки для активного использования грузинской территории экстремистскими и террористическими организациями, а также иностранными спецслужбами.

Политическая и социально-экономическая обстановка, складывающаяся в нашей стране, необходимость обеспечения задач по защите интересов России на государственной границе с Грузией обуславливают необходимость активизации процесса международно-правового оформления государственной границы. Нерешенность данной проблемы порождает ряд острых моментов в межгосударственных отношениях между Россией и Грузией, а также и во всем Северо-Кавказском регионе, ведет к росту социальной и политической напряженности в приграничных субъектах Российской Федерации, что наносит ущерб национальной безопасности Российской Федерации.

Международная обстановка, сложившаяся к началу XXI века, потребовала переосмысления общей ситуации вокруг Российской Федерации, приоритетов российской внешней политики, одним из которых является обеспечение соответствия двустороннего сотрудничества с государствами–участниками СНГ задачам национальной безопасности России.



Скорейшее развитие проблем, связанных с международно-правовым оформлением российско-грузинского участка Государственной границы Российской Федерации, будет способствовать, как это указано в Концепции внешней политики Российской Федерации62, в проведении целенаправленного курса на превращение Северного Кавказа в зону мира, стабилизации и добрососедства, а также продвижению российских экономических интересов.

1 Об этом подробнее см.: Проблемы пограничной политики государства и пути их решения: Монография. // М.Л. Гришин, В.Н. Губченко, В.А. Дмитриев и др. – М.: БДЦ-пресс, 2001. – 276 с.

2 См.: Ежуков Е.Л. Межгосударственное разграничение // Пограничная политика Российской Федерации: Монография / Под общ. ред. А.Н. Николаева. - М., 1998. - С. 208.

3 Российская газета. – 2001. - 26 апр.

4 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - №17. - Ст. 584.

5 Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №31. - Ст. 3883.

6 См.: Ст. 76 Конституции СССР (Основного закона) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - 1977. - №41. - Ст. 617.

7 Об этом подробнее см.: Ежуков Е.Л. Указ. соч. - С. 247–259.

8 Российская газета. - 1996. - 6 нояб.

9 Об этом подробнее см.: Федеральная целевая программа «Юг России», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001 г. №581 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - №33. - Ст. 3485; Федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы (2002-2010 годы)», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. №860 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 52 (часть 2). - Ст. 4973.

10 Там же.

11 Об этом подробнее см.: Тоцкий К.В. На страже российских рубежей // Право и безопасность. - 2002. - №2-3 (3-4). - С. 7-13.

12 Российская газета. - 1997. - 27 дек.

13 См.: Барсегов Ю.Г. Территория в международном праве. - М., 1958; Клименко Б.М. Государственная территория. - М., 1974; Его же. Мирное решение территориальных споров. - М., Клименко Б.М., Порк А.А. Территория и граница СССР. - М., 1985; Ладыженский А.М., Блищенко И.П. Мирные средства разрешения споров между государствами. - М., 1962; Мовчан А.П. Мирные средства разрешения международных споров. - М., 1957; Молодцов С.В. Мирное урегулирование территориальных споров и вопросов о границах // Советский ежегодник международного права. – 1963; Пушмин Э.А. Мирное решение международных споров (международно-правовые вопросы). – М., 1974.

14 В настоящей статье проводится историко-правовой анализ установления сухопутного участка границы.

15 Международно-правовое оформление Государственной границы Российской Федерации: Информационно-справ. сб. - Вып. 1. – М.: Граница, 1997. – С. 76.

16 РГА. Ф. Р – 3260, оп. 1. Ед. хр. 24, д. 14, л. 124.

17 Административно-территориальное деление Союза ССР. - 8-е изд. – М.: Изд-во НКВД, 1929. - С. 307.

18 Там же. - С. 313.

19 РГА. Ф. Р – 3260, оп. 1. Ед. хр. 24, д. 14, л. 124.

20 Там же.

21 Там же.

22 РГА. Ф. Р – 3260, оп. 1. Ед. хр. 24, д. 14, л. 124.

23 Там же.

24 Там же.

25 См.: Справочная правовая система «Гарант».

26 РГА. Ф. Р – 3260, оп. 4. Ед. хр. 435, д. 4, л. 32.

27 РГА. Ф. Р – 3260, оп. 4. Ед. хр. 396, д. 1, л. 21.

28 РГА. Ф. Р – 3260, оп. 24. Ед. хр. 47, д. 21а, л. 49.

29 РГА. Ф. Р – 3260, оп. 2. Ед. хр. 61, д. 78, л. 24.

30 Согласно ст. 13 Конституции (Основного закона) Союза Советских Социалистических Республик 1936 г. Грузинская Советская Социалистическая Республика вошла в состав СССР в качестве самостоятельной Советской Социалистической Республики // Юрид. Издательство НКЮ СССР. - М., 1937.

31 РГА. Ф. А – 385, оп. 19. Ед. хр. 125, д. 23, л. 115.

32 РГА. Ф. А – 385, оп. 19. Ед. хр. 5, д. 50, л. 76.

33 РГА. Ф. А – 385, оп. 19. Ед. хр. 67, д. 23, л. 83.

34 РГА. Ф. А -385, оп. 19. Ед. хр. 25, д. 30, л. 124.

35 РГА. Ф. А - 385, оп. 19. Ед. хр. 62, д. 24, л. 22.

36 РГА. Ф. А. - 15 , оп. 7523. Ед. хр. 53, д. 803/1-б , л. 1-4.

37 Грузинско-русская граница: история и современность // Свободная Грузия. - 1993. - 19 окт.

38 РГА. Ф. А – 385, оп. 19. Ед. хр. 125, д. 30, л. 76.

39 РГА. Ф. А – 385, оп. 19. Ед. хр. 167, д. 410, л. 219.

40 РГА. Ф. А – 385, оп. 19. Ед. хр. 384, д. 27, л. 168.

41 Там же. - Л. 173.

42 Там же. - Л. 179.

43 РГА. Ф. А – 385, оп. 19. Ед. хр. 384, д. 27, л. 185.

44 Там же. - Л. 190.

45 Там же. - Л. 203.

46 Об этом подробнее см.: Моисеев Е.Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ: Учеб. пособие / Под ред. К.А. Бекяшева. - М., 1997.

47 Российская газета. - 1991. - 22 дек.

48 Грузия подписала Декларацию 9 декабря 1993 г.

49 Российская газета. - 1994. - 16 апр.

50 Бюллетень международных договоров. - 1994. - №7.

51 Дипломатический вестник. - 1992. - №17-18.

52 Там же.

53 Не опубликован.

54 Российская газета. - 1993. - 4 мая.

55 П. 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации 1993 г.

56 Ст. 1 Конституции Республики Грузия 1995 г.

57 Ст. 1 Закона Республики Грузия «О государственной границе Республики Грузия» 1998 г.

58 Справка об оформлении государственной границы Российской Федерации в международно-правовом отношении // Текущий архив Правового управления ФПС России. - Д. 32. - Ст. 1.

59 Концепция охраны Государственной границы Российской Федерации, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов на 2001-2005 годы, утв. Президентом Российской Федерации 1 сентября 2001 года. - С. 5.

60 Российская газета. - 1992. - 4 марта.

61 Тоцкий К.В. Указ. соч.

62 Российская газета. - 2000. - 11 июля.

Историко-правовой анализ территориального разграничения России и Грузии

В межгосударственных отношениях проблемы территории, разграничения государственных территорий занимали ранее и будут занимать в будущем значительное место1

224.99kb.

15 12 2014
1 стр.


Историко-правовой анализ контрабанды в аспекте торговых и таможенных отношений Республики

Правоприменительная практика ст. 209 Ук рк на примерах контрабанды, нефти, автомобильного транспорта

723.5kb.

14 12 2014
3 стр.


Трансформация массового правосознания в России в первой четверти XX в.: Историко-правовой аспект 12. 00. 01 теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
893.84kb.

17 12 2014
3 стр.


Технический анализ фьючерсных рынков: теория и практика

Ределить, что же, собственно, представляет собой технический анализ. Кроме того, следует остановиться на его философской основе, провести четкие разграничения между техническим и ф

921.68kb.

04 09 2014
4 стр.


Правовой нигилизм России как основной миф рецепции Западного права

«разновидность социальной патологии»4; «Правовой нигилизм служит важным звеном механизма агрессии»5; «Не является ли политико-правовой нигилизм той спрятанной частью айсберга общес

139.8kb.

10 09 2014
1 стр.


Международная конференция в Цинандали

Социально-экономическое развитие Грузии в период разрядки (1968-1974 г г.) по материалам Президентского архива Грузии

343.84kb.

16 12 2014
1 стр.


Исследовательская работа: «Историко-этимологический анализ словарного фонда английского языка»

Данная работа посвящена этимологическому изучению историко-лингвистической картины словарного состава английского языка

172.21kb.

17 12 2014
1 стр.


Схема территориального планирования курского района курской области

Оценка благоприятности территории для капитального строительства по комплексу природных, экологических и историко-культурных ограничений 37

2848.15kb.

25 12 2014
23 стр.