Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 6страница 7



Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
Западно-Сибирский филиал (г. Томск)
Кафедра общетеоретических правовых дисциплин

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Сборник упражнений, заданий, казусов

(часть первая)


ТОМСК

2009
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 2

Раздел I. ДРЕВНИЙ ВОСТОК 4

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ 4

МЕСОПОТАМИЯ 11

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ 23

Раздел II. АНТИЧНОСТЬ 28

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ 28

Раздел III. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СРЕДНИХ ВЕКОВ. 35

СРЕДНЕВЕКОВАЯ АНГЛИЯ 53

ВИЗАНТИЯ 57

ЛИТЕРАТУРА 66



ВВЕДЕНИЕ

История государства и права зарубежных стран правовая (юридическая) наука. Она входит в число основных учебных курсов. Эта дисциплина является неотъемлемой частью высшего юридического образования. Дисциплина «История государство и право зарубежных стран», первая, с которой знакомятся студенты изучающие право. Изучение истории государства и права способствует формированию широкой правовой культуры, выработке навыков юридического мышления, творческого мышления, интерпретации юридически значимых фактов и аргументированного изложения своей позиции.

Необходимым элементом освоения исторического и теоретического наследия является систематическая работа с правовыми документами, нормативными актами и другими источниками права, а также решение на их основе конкретных правовых ситуаций.

Данный сборник упражнений, заданий, казусов предназначен помочь студентам приобрести практические навыки работы с нормативным материалом, его анализа применительно к вопросам теоретического характера и реальным жизненным ситуациям. Через решение рабочих ситуаций, которые основаны на реальных судебных спорах или ситуациях, почерпнутых из различных источников, актуализируются полученные знания.

При анализе ситуации необходимо, прежде всего, четко определить существо проблемы, т.е. право нарушено и (или) требует юридической защиты. Следует выделить юридически значимые факты, определяющие данную правовую ситуацию, установить права и обязанности участников правоотношений. И наконец, каким образом право (законодательство) предлагало урегулировать аналогичные ситуации.

В основу данного сборника положены учебник «История государства и права зарубежных стран»; под редакцией О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. М., 1999.Ч.1. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2т. Отв. ред. д. ю. н., проф. Н.А. Крашенинникова.

В хрестоматию включены документы, которые отражают развитие государства и права европейских и восточных стран.

Раздел I. ДРЕВНИЙ ВОСТОК

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Доктрина древнеегипетской монархии в пору экологического и социально-политического кризиса ХХII–ХХI вв. до н.э. (по материалам А.Е.Деметчика)



Поучение пятого гераклеопольского государя царевичу Хети, будущему царю Мерикара.
Если ты обнаружишь, что у него нет многочисленной родни,

но горожане знают его,

и его сторонники в совокупности многочисленны

он умеет завоевывать сердца,

и он хорош («делающий прекрасным себя») в глазах своих людей

то это – упорный смутьян и говорун.

Расправься с ним, убей его детей,

изгладь его имя, уничтожь его близких,

изгони память о нем и его сторонников, любящих его.

Злопыхатель – это раскол в городе, (город–сущ. имело широкое

значение, «населенное место вообще»; горожане жители

любых населенных пунктов: деревень и даже деревушек)

ибо он заводит две враждующие стороны среди молодежи.

И даже если ты обнаружишь одного из горожан,

Чье дурное дело не направленно против тебя,

Обвини его перед свитой и расправься с ним;

Он – тоже бунтовщик.

Говорун – это смута в городе.

Согни безработную молодежь, выпусти из нее пыл.

(молодежь–лица, уже вышедшие из детского возраста, но еще не

назначенных на государственную службу или работы в номах

Данная социальная группа считалась склонной к участию в массовых

беспорядках, а потому нуждающейся в надзоре со стороны властей и

и вместе с тем – в благотворительности)

Не осудят расправу над бунтовщиком – переселенцем,

подстрекаемым к бунту его отцом.

Но обычно распрю сеет неимущий;

набранные же в войско готовы следовать за тобой.

Положи конец этому (т.е. голодным бунтам), выдавая предназначенное

ему пропитание.

Когда свирепеет безработная молодежь, давай продукты для кухонь.

Будь милостив когда ты караешь.

Ты откармливаешь – люди в ликовании.

Заслужи благословение перед богом;

да скажут люди даже в твое отсутствие,

что караешь лишь сообразно провинности.

Будь искусным в речах, и ты будешь силен;

Сила царя – в его языке,

Речь сильнее любого оружия.

Не решаются хитрить с тем, кто искусен разумением

Мудрый – это (школа, кладовая) для сановников («избыток полезных

дел есть кладовая оставленная детям»).

Не нападают на него знающие, что он многое знает,

Не заводится вблизи него кривды;

преподносится ему правда столь же чистая,

как советы из речей предков.

Уподобляйся твоим отцам и твоим предкам…

Разворачивай свитки, чтобы ты мог их читать

И поступать сообразно знанию;

Лишь обученный становится умельцем.

Не будь злым, прекрасна доброжелательность,

Продлевающая долголетие твоих памятников людской любовью к тебе.

Умножай число присоединенных к городу,

И будут славить бога за пищевые раздачи.

Выдаваемое от твоего имени обернется славословиями о твоей доброте,

Умоляющими богов о твоем здоровье.

Почитай твоих чиновников, даруй благополучие твоим людям,

Делающими крепкими твою границу и твои заставы.

Хорошо творить для грядущего.

Уважай жизнь прозорливую,

Самоуверенность обернется страданием.

Жалок правитель, желающий себе владеть всей землей…;

Алчный, когда владеют другие, – это несведущий.

На земле скоротечно проходит жизнь, нет ей продленья,

Но добрая память на ней – это вечная молодость. («процветающий, молодой – тот, о ком помнит «не имеющий лодки», т.е.неимущий)

Не подобает владыке Обеих земель владеть тем, что принадлежит

миллионам людей;

Обогащай твоих чиновников, и они будут исполнять твои законы

Богатый собственным домохозяйством не бывает пристрастным,

Владыка имущества не бывает нечестным.

Неимущий же не может говорить как подобает;

Говорящий «о, если бы мне иметь!» не бывает прямым,

Ибо он пристрастен к владеющему его мздой.

(«пристрастен он к полюбившемуся ему, склоняется он к владельцу

мзды»)

ВЕЛИК ВЕЛИКИЙ, ЧЬИ ВЕЛИКИЕ ВЕЛИКИ,



Царь-владыка свиты – это победоносный,

Истинно знатный – это богатый своими вельможами.

Говори маат(миропорядок) в своем доме,

И будут трепетать перед тобой сановники, которые ведают страной.

Исполняй маат, и ты будешь долго пребывать на земле.

Утешь стенающего и не притесняй вдову, («оттеснять» ее от ее

имущества, пищевых раздачь)

Не прогоняй сына от имущества его отца

И не смещай чиновников с их постов.

Остерегайся карать опрометчиво;

Не убивай, нет тебе в этом пользы.

Ты станешь наказывать побоями и заключением,

Благодаря этому обустроится вся страна;

Исключение лишь для бунтовщика, чей замысел раскрыт.

Призывай на службу молодежь, и тебя полюбит столица;

Умножай своих сторонников среди юношей призывного возраста.

Смотри, твои города полны новым подкреплением,

Но вот уже 20лет как юноши наслаждаются, следуя лишь своим желаниям; (20лет составляли воинский стаж, позволяющий уйти на покой и даже рассчитывать на государственную «пенсию» т.е. что ветераны уже выслужили положенный срок, а новые призывы не проводились).

Сражающееся за нас – старичье,

Из рядов которого я набирал воинов еще при моем воцарении.

Обогащай твоих сановников, возвышай,

Умножай юных воинов твоей стражи,

Снабженных списками работников,

Пожалованных пашнями, награжденных скотом.

Не делай различия между сыном знатного мужа и простолюдином.

Приближай к себе человека за деятельность его рук,

И будет исполняться всякое ремесло.

Защищай свою границу, возводи свои памятники.

Создавай памятники для бога,

Этим обеспечивается жизнь имени поступающего так.

Смогут творить полезное для его ба (персонификация силы, животво

рящей тело человека и бога)

освежай жертвенные возлияния, увеличивай жертвенные поступления,

давай с избытком сверх ранее установленного,

это полезно для поступающего так.

И один день вносит лепту в вечность,

И один час украшает грядущее.

Не бывает покойно нечестивцу даже внутри Египта.

Одни поколения станут теснить другие поколения,

Как и предрекали, на сей счет, предки:

Будет биться Египет на кладбище,

Разрушая гробницы многократным разрушением.

Как я поступал, так случится и со мной:

Как поступаем мы, не преминет случиться подобное и с нами благодаря деснице божьей.

Будь поэтому милостив к обремененному обязанностями.

Удовлетвори его нужды, возобнови договор.

Не бывает благочестия, затаившегося в бездействии;

Хорошо творить для грядущего.

Тебе будет хорошо вместе с Южной стороной,

Ибо к тебе будут приходить носильщики податей с приношениями.

Я поступал подобно предкам,

Когда не было у нее ячменя, чтобы она его отдавала.

Будь и ты благодушен к их бессилию перед тобой,

Насыщай своим хлебом и своим пивом,

И гранит будет прибывать к тебе без задержки.

Не строй свою гробницу из обломков некогда сделанного,

Чтобы сделать это заново для себя.

Ты можешь снискать себе добрую славу,

Когда будешь созидать собственной мышцей.

!!! ты можешь исполнить свои желания благодаря совершенному мной

Единая царская власть вершиться десятком людей,

Исполняющих обязанности чиновников,

Налагающих подати согласно спискам и все повинности.

Приставленные к пахотным наделам жрецы,

Обязаны работать на тебя, как единое соединение

И меж них не появятся строптивые сердцем.

(речь о «ожреченной челяди», которая посвящается храму и не привлекается на царские работы, но продолжает сдавать поставки зерном царю, а не храму. Также речь идет о коллективной фискальной ответственности)

Не будет худо тебе, даже когда не придет наводнение,

Ведь у тебя в руках подати Низовья.

Смотри, вбит пограничный столб в округе, устроенном мной

На востоке, заселенном поселениями, наполненным отборными людьми

Всей страны, чтобы отразить с их помощью нападение.

!!!Увидеть бы мне доблестного, который это превзойдет,

когда приумножит сделанное мной.

!!!Беда с жалким наследником. (в пору смут у египетских сыновей

вошло в привычку похваляться тем, что

они заметно приумножили имущество

отца, т.е. превзошли его богатством.

О наследнике – устроителе государства.)

!!!Воистину, мерзкий азиат – это воплощение тягот места, в котором он пребывает, страдая оттого, что вода труднодоступна, а деревья многочисленны.

Пути там тягостны из-за гор,

Но он не поселился на одном месте;

Нужда в пропитании влечет его ноги прочь,

И он сражается со времен Хора.

!!!Не разгромить ему нас, но и его не разгромить:

он не объявляет день битвы

точно вор, отгоняемый стражей.

Но я стал их теснить.

Я захватил их домочадцев,

Я отнимал их скот,

Так что стали питать азиаты отвращение к Египту.

Не тревожься из-за него;

Азиат – это крокодил на его отмели:

Он может цапнуть на прибрежной тропе,

!!!Но не поживиться ему в окрестностях многолюдного города.

Укреплены границы, доблестны гарнизоны ее крепостей

Все это перейдет от меня к тому, кто будет поступать так же.

Свидетельство разума правителя–то, чем занят город и его молодежь.

Правогласный царь Хети в назидание предначертал:

Смиренный станет жестокосердным, когда разоряются жертвенники,

И бог ополчится на вредящего храмам.

!!!Нечестивость–это разрушение неба

!!!Царская власть – это прекрасная служба,

хоть нет у нее ни сына, ни брата.

Достойный муж творит для своего предшественника,

Желая, чтобы другой, приходящий вслед за ним, заботился о том,

Что создал он.

Бог знает каждое имя.

Исполняй без изъяна наставления моей речи,

Дающей все узаконения относительно царя.

Открой твое лицо, чтобы ты смог управлять в качестве зрелого мужа,

И ты доживешь до моих лет, и никто не будет тебя винить.

Не убивай никого из приближенных к тебе,

Даже один из них – это твое процветание на земле,

Когда сами боги оберегают царя.

Внуши любовь к себе всей стране;

Добрый нрав – это добрая память,

Когда минут годы жизни.

Пусть даже те, кто будет править под конец царского дома Хети,

Говорят о тебе: « прекративший время болезни Египта»

С мольбой: «пришел бы такой и сегодня!».

Смотри, я сказал тебе полезное из того, что в моей душе,



Так поступай же ты сообразно установленному пред тобой.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ.

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.


(для самостоятельного изучения)


  1. Легитимность власти в древневосточных государствах: общее и особенное.

  2. Характерные принципы в правовых системах древневосточных государств.

  3. Судебная система Древнего Египта.

  4. Раскрыть содержание понятия «Восточная деспотия» с позиций: политико-государственной, судебно-правовой, производственно-хозяйственной.

  5. Природа и основания зарождения, развития древневосточных правовых систем.

  6. Суд и юрисдикция органов судебной власти в государствах Древнего Востока.

  7. Особенности древневосточного судопроизводства.

  8. Законодательство в сфере рабовладения в Древней Индии.

  9. Влияние религиозно-идеологического фактора на развитие древнекитайского государства.

  10. Идеология легистов в государственно-правовом пространстве Древнего Китая.

  11. Характеристика социальных структур Древней Индии.

  12. Институты государственной власти Древнего Востока.

  13. Характеристика социальных структур древневосточных государств.

  14. Проявления сепаратизма в государствах Древнего Востока.

  15. Методы ограничения сепаратизма в древневосточных государствах:

  16. общее и особенное.

  17. Материальные ресурсы для строительства (создания) органов управления в древневосточных государствах.

  18. Органы управления в древневосточных государствах и принципы их формирования.

  19. Влияние общественного мировоззрения на процесс формирования и развития древневосточных государств.

  20. Компетенция власти правителей в древневосточных государствах.

  21. Региональное управление в древневосточных государствах.

  22. Принципы подбора кадров.

  23. Выявить взаимосвязь видов собственности и форм организации власти.

  24. «Империя Маурьев»– уникальный этап в развитии древнеиндийской государственности.

  25. Основания смены династий в Древнем Египте.

  26. Сохранение династического преемства.

  27. Характеристики политической эволюции древневосточных государств.

  28. Общее и особенное в судопроизводстве древневосточных государств.

  29. Обеспечение правопорядка в государствах Древнего Востока.

  30. Государственная экспансия власти есть объективный процесс развития Древнего Китая. Докажите.

  31. Функционирование и развитие государственного аппарата управления Древнего Китая.

  32. Китайское государство, начиная с раннего периода своего становления, поддерживало мелкого и среднего «сельхозпроизводителя». Объясните.

  33. На протяжении всей истории развития государства существует необозначенная граница, разделяющая Север и Юг Китая. В чем причина такого разделения?




следующая страница>


Лекции по курсу История Отечественного государства и права Тема «История отечественного права и государства» как наука и учебный курс

История отечественного права и государства, как и история государства и права зарубежных стран, является фундаментальной научной дисциплиной, которая наряду с теорией права и госуд

372.24kb.

25 12 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс по дисциплине история государства и права зарубежных стран для специальности 030501 юриспруденция

Новейшего времени (сша, Великобритания, Франция, Германия и др.); государство и право в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, Америки, Азии и Африки; основные тенденции разви

4316.11kb.

11 10 2014
18 стр.


История государства и права зарубежных стран

Изучение истории государства и права способствует формированию широкой правовой культуры, выработке навыков юридического мышления, творческого мышления, интерпретации юридически зн

841.77kb.

25 09 2014
7 стр.


История государства и права зарубежных стран

О. А. Жидков, доктор юридических наук, профессор предисло­вие (совместно с Н. А. Крашенинниковой), гл. 3 (§ 1, 2, 3, 5, 6), 7, 16, 18 21

9203.83kb.

12 09 2014
36 стр.


История государства и права зарубежных стран

О. А. Жидков, доктор юридических наук, профессор введение (совместно с Н. А. Крашенинниковой), вводная глава, главы 9, 13, 14, 16, 21, 24, 30

7698.92kb.

14 12 2014
35 стр.


Учебно-методический комплекс по дисциплине «история государства и права зарубежных стран»

Охватывают всех свободных. В 808 году им было предписано идти на войну со своим сеньором либо с графом

13313.36kb.

11 10 2014
63 стр.


«Ө. А. Жолдасбеков атындағы экономика және қҰҚЫҚ академиясы» КӨп профилді оқУ-Ғылыми өндірістік кешені мекемесі

Пререквизиты дисциплины: Для изучения курса студенты должны быть ознакомлены с такими дисциплинами как основы государства и права, философия, всеобщая история государства и права,

373.71kb.

25 12 2014
2 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов по специальности 030501 «Юриспруденция»

«История государства и права зарубежных стран» является одной из обязательных дисциплин в образовательной подготовке студентов юридического профиля

4465.13kb.

12 09 2014
36 стр.