Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Из истории изучения вводных слов (вопросы терминологии)

Кузнецова Светлана Михайловна

Аспирантка Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия

Вопрос о семантике, происхождении и функциях вводных слов всегда привлекал внимание лингвистов. Для именования данных единиц языка ученые используют различные термины: вводные слова (конструкции, предложения), модальные (вводно-модальные) слова, парантеза (парантетические слова), эгоцентрики (эгоцентрические элементы языка), метатекстовые элементы языка, дискурсивные слова. Каково же соотношение между названными терминами? Когда данные единицы впервые были выделены в отдельный класс?

В первой академической грамматике - Российской грамматике М.В. Ломоносова 1755 года - такое понятие, как «вводное слово» отсутствует. Большинство вводных слов М.В. Ломоносов относит к наречиям.

Впервые термин «вводное предложение» употреблен в «Практической грамматике русского языка» Н.И. Греча 1827 года: «Вводное предложение или парентеза есть совершенно постороннее предложение, не имеющее никакой грамматической связи с главным; например: У меня, поверите ли, замерзает вода в комнате» [Греч: 248]. Отметим, что Н.И. Греч ничего не говорит о существовании вводных слов. Так, лексемы «вероятно, истинно, подлинно» попадают в разряд наречий со значением «утверждения и показания возможности» [Там же: 223]. Как видно из определения, данного Н.И. Гречем, первоначально вводные и вставные конструкции объединялись в понятие парантеза. Это объясняется наличием у данных синтаксических единиц ряда общих свойств: семантики, внепредложенческой позиции, пунктуационного оформления. Затем вводные и вставные конструкции были разграничены как два функционально различных типа парантезы - субъективно-модальный и пояснительный.

А.Х. Востоков в «Русской грамматике» 1831 года впервые говорит как о «вводных предложениях», так и о «вводных словах»: «Между частями главного предложения может вставлено быть особое предложение, называемое вводным, которое не привязывается <…> к главному предложению, и может быть опущено без нарушения смысла; например, он, я думаю, скоро возвратится. Мы, вероятно, увидим его» [Востоков 1831:227]. В большинстве последующих грамматик русского языка, а также лингвистических сочинениях конца XIX начала XX века термин «вводные слова (предложения)» наполняется тем же смыслом, что и в упомянутой грамматике
А.Х. Востокова.

В некоторых работах XIX-XX веков вводные слова не выделяются как отдельный класс единиц: понятие «вводности» связывается с «внепредложенческой» позицией наречий. Так, в «Филологических разысканиях» Я.К. Грота видим: «Запятыми…отделяются наречия, когда они не входят в состав предложения, а служат к обозначению степени уверенности говорящего, либо отношения его к предмету речи, либо основания его мысли» [Грот 1899: 792].

В большинстве грамматик русского языка XX века, а также в толковых словарях по традиции используется термин вводные слова.

Следующий этап изучения вводности связан с именем В.В. Виноградова. Для обозначения интересующих нас элементов языка в работе 1947 года он использует термин «модальные (вводно-модальные) слова». Центральное место в определении модальных слов у Виноградова занимает говорящий: «Модальные слова и частицы определяют точку зрения говорящего субъекта на отношение речи к действительности или на выбор и функции отдельных выражений в составе речи» [Виноградов: 594].


В.В. Виноградов, не соглашаясь с предложенческим происхождением модальных слов, показал, что далеко не всякое модальное слово выводится из предикативной единицы.

С категориями вводности и модальности тесно связано такое понятие, как вербализованный модус. Понятие модуса было разработано в работах Ш. Балли, который считал, что в любом высказывании реализуется противопоставление фактического содержания (диктума) и индивидуальной оценки излагаемых фактов (модуса). Основной формой выражения модуса является главное предложение в составе сложноподчиненного с придаточным дополнительным. Идеи Ш. Балли развивает в своих работах Т.В. Шмелева. Среди возможных экспликаций модуса Шмелева называет, в первую очередь, «лексемы, не встроенные в систему синтаксических связей предложения», «вводные конструкции полупредикативного типа (неспрягаемые формы глагола с распространителями)», а также «вводные конструкции предикативного типа» [Шмелева 1995: 32-33].

В исследованиях последних десятилетий в отношении вводных слов активно употребляются термины парантетические слова, эгоцентрики (эгоцентрические элементы языка), метатекстовые элементы языка, дискурсивные слова.

В словосочетании «парантетичекие слова» (буквально с греч. «вставные слова») содержится указание на внешнесинтаксическую позицию данных лексем. Указанный термин встречается в работах Н.Д. Арутюновой, М.Ю. Михеева и др.



Эгоцентрические элементы языка – обширная группа слов, содержащих отсылку к говорящему (ego). Термин egocentric particlulars был введен Бертраном Расселом. По отношению к вводным словам термин «эгоцентрики» использует
Е.В. Падучева.

Метатекстовые элементы языка – понятие, введенное в научный обиход
А. Вежбицкой: в работе 1971 года она выделила класс метатекстовых глаголов, с помощью которых говорящий высказывает не само утверждение, а дает комментарий к основному тексту. В дальнейшем данный термин применялся в ряде лингвистических исследований по отношению к вводным словам.

В работах Д. Пайара, А. Баранова, Е. Рахилиной и др., фигурирует термин дискурсивные слова. Класс дискурсивных слов не имеет четких границ и объединяет единицы, которые традиционные классификации относят к различным частям речи. Принадлежность слова к классу дискурсивных определяется главным образом на основании функциональных критериев.



Таким образом, за пестротой терминологии стоит долгая история изучения вводности – движение по линии «форма →содержание→функция». От формального критерия вводности – внепредложенческой позиции, ученые постепенно переходят к анализу семантики модальных слов (степень достоверности, указание на источник информации, выражение отношения к предмету речи) и далее к рассмотрению текстовых функций данных элементов языка.

Библиография:

  1. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М., 2001.

  2. Востоков А.Х. Русская грамматика Александра Востокова, по начертанию его же сокращенной грамматики полнее изложенная. СПб., 1831.

  3. Греч Н.И. Практическая грамматика русского языка. СПб., 1827.

  4. Грот Я.К. Филологические разыскания (1852-1892). СПб., 1899.

  5. Шмелева Т.В. Субъективные аспекты русского высказывания: дисс. в виде научного доклада … докт. филол. наук. М., 1995.

Из истории изучения вводных слов (вопросы терминологии)

Аспирантка Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия

43.64kb.

10 09 2014
1 стр.


Обсуждаются вопросы изучения Олонхо

Республиканскую научно-практическую конференцию «Якутский героический эпос Олонхо: состояние и перспективы изучения». В центре внимания участников конференции вопросы научного изуч

18.46kb.

15 09 2014
1 стр.


Примерный перечень вопросов к экзамену: Вопросы на проверку знаний, полученных студентом в ходе изучения дисциплины

История как наука. Исторические источники. Функции истории. Основные подходы к изучению истории

18.31kb.

01 10 2014
1 стр.


Практически все вопросы составлены по истории России. Вопросы по всеобщей истории и обществознанию могут включаться только те, которые связаны с отечественной историей

Районный (городской) тур олимпиады школьников по истории строится на основе следующих подходов, что обеспечивает его преемственность с областным туром и Всероссийской олимпиадой

163.26kb.

10 10 2014
1 стр.


Экзаменационные вопросы (по курсу Оганезова К. С. — Катречко С. Л.)

В каждом билете три вопроса: вопрос по истории философии; вопрос по теоретической философии (см уточнение вопроса №15); семинарский вопрос. (1) Вопросы по истории философии 1 — 25

223.97kb.

04 09 2014
1 стр.


-

«Школа 2100». Курс всеобщей истории и Российской истории периода Средневековья рассчитан на 68 часов. Указанные в стандарте цели изучения истории сформулированы в виде линий развит

459.48kb.

12 10 2014
2 стр.


Русская речь, 2006 г

Становление терминов словесности и риторики в борьбе синонимов: из истории формирования и развития риторической терминологии

69.4kb.

10 10 2014
1 стр.


Вопросы по истории Древней Греции для вечернего отделения исторического факультета мгу (2010 г.)

Значение древнегреческой истории в мировой истории. Периодизация древнегреческой истории

37.24kb.

25 09 2014
1 стр.