Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
М.Е. Федотова
Женская профессиональная деятельность в Германии во второй половине XIX – XX веке

Тема “Женщина и профессиональная деятельность” традиционно рассматривается в широком контексте социального прогресса. Почти два столетия разделяют следующие высказывания, свидетельствующие о непосредственной связи между положением женщины в обществе и уровнем развития общественной системы. Еще в 1808 г. Ш. Фурье, размышляя над проблемой эмансипации женщины в процессе эмансипации общества, пришел к выводу о том, что “расширение привилегий женщины является основой социального прогресса”1. В конце XX в. идея Фурье нашла подтверждение в работах современных социологов: “Статус женщины служит своеобразным барометром ... чутко реагирующим на характер и изменения социальной атмосферы, своего рода интегральным показателем, в котором сфокусированы многие значимые стороны жизни общества - занятость, организация труда и др.”2.

В свете высказанных положений интересно проследить динамику социального статуса женщины, и прежде всего одного из наиболее важных его показателей – профессиональной деятельности, в истории Германии XIX-XX вв. В исследовании феномена женской профессиональной деятельности в социально-историческом контексте мы опираемся на труды отечественных и зарубежных социологов, а также на результаты гендерных изысканий по данной проблематике 3.

Своеобразной точкой отсчета в процессе изменения статуса немецкой женщины стало зарождение женского движения в середине прошлого века. Революция 1848 г. в Германии, создавшая предпосылки для победы капитализма, т.е. общественного строя, при котором впервые в истории человечества женская рабочая сила стала неотъемлемой частью рынка труда, положила одновременно начало борьбе женщин за равноправие в определенных сферах общественной жизни. Одним из первых требований, выдвинутых женским движением в эти годы, было требование права на труд и образование для женщин. Это требование может показаться парадоксальным, если учесть, что число женщин, занятых трудовой деятельностью, в эти годы было достаточно высоким. Уже в середине XIX в. сформировались четыре социальные группы, характеризуемые по отношению к трудовой деятельности:

- женщины, находившиеся в домашнем услужении, а именно незамужние горничные (Dienstmädchen) и другая прислуга (Dienstbote, Köchin);

- женщины-работницы фабрик из низших социальных слоев (Fabrikarbeiterin);

- женщины-с/х. работницы (Bäuerin, Stallmagd), а также свободные работницы, занятые в торговле (Marktfrau) и различных ремеслах (Näherin, Spinnerin);

- женщины-представительницы среднего и высшего социального слоя, фактически не имевшие права заниматься трудовой деятельностью; единственно доступными профессиями для незамужних женщин этой социальной группы были профессии гувернантки (Gouvernante), компаньонки (Gesellschafterin) и учительницы (Lehrerin). Именно представительницы этой группы стали организаторами женского движения, потребовавшими права на труд для своего социального слоя.

И действительно, в последующие годы имело место некоторое расширение сферы “женских” профессий за счет так называемых “социальных” профессий - например, воспитательница (Erzieherin), санитарка (Krankenpflegerin). Дальнейшее пополнение перечня обычных "женских" профессий было обусловлено также ходом экономического развития страны и связанным с этим вовлечением женщин в новые сферы деятельности, не требующие высокой квалификации; так, например, сотни тысяч женщин пополнили в эти годы армию конторских и банковских служащих. В 1872-1873 гг. женщины были допущены к службе на железной дороге, почте и телеграфе. Следует, однако, отметить, что новыми "женскими" профессиями оказывались обычно те виды деятельности, в которых изначально не существовало конкуренции между мужчинами и женщинами. Доступ к более квалифицированным, а следовательно, более престижным профессиям был закрыт: так, потребовалось около 20 лет для того, чтобы добиться права для женщин на получение высшего образования.

Иная ситуация сложилась на промышленных предприятиях: число работавших на фабриках женщин возрастало как абсолютно, так и относительно; в некоторых случаях женский труд даже предпочитался как менее оплачиваемый. К концу XIX в. почти вся женская половина промышленного пролетариата была сконцентрирована в текстильной, химической, металлообрабатывающей, бумажной отраслях промышленности, а также на предприятиях по производству продуктов питания. Заслуживает особого внимания введенный в 1891 г. закон об охране труда женщин, согласно которому женский труд был запрещен на подземных работах, в горнодобывающей промышленности, а продолжительность рабочего дня была сокращена до 11 часов, что, однако, не распространялось на женщин, работавших на дому и в сельском хозяйстве.

В годы Первой мировой войны в связи с экономической необходимостью женщины были вовлечены в сферы производства, считавшиеся ранее исключительно "мужскими". Так, например, в 1918 г. женщины составляли 30% занятых на производстве в обрабатывающей и добывающей промышленности, оставаясь при этом, как и прежде, менее оплачиваемой категорией работников по сравнению с мужчинами, даже при выполнении аналогичной работы.

Первые послевоенные годы (1918-1923 гг.) вошли в историю как время жесточайшей инфляции, захлестнувшей экономику Германии. В надежде снизить уровень безработицы правительство издало указ об увольнении с предприятий всех женщин, мужья которых имели постоянный заработок. Однако, несмотря на попытки правительства "вытеснить" женщин из сферы профессиональной деятельности, к концу 20-х - началу 30-х гг. им удалось занять довольно устойчивые позиции в ряде отраслей промышленности и постоянно расширяющейся сфере обслуживания. Так, Ю. Меньшик приводит в своей работе статистические данные 1936 г. относительно профессий, в которых были заняты преимущественно женщины: акушерка (Hebamme), модистка (Putzmacherin), воспитательница в детском саду (Kindergärtnerin), домашняя работница (Hausangestellte), швея и стегальщица (Näherin und Stepperin), cтенографистка (Stenographin), санитарка, сиделка (Krankenpflegepersonal), прачка и гладильщица (Wäscherin und Büglerin), вышивальщица (Stickerin), продавщица (Verkäuferin), разносчица газет (Zeitungausträgerin) (процент занятости женщин в этих видах деятельности дан по убывающей от 100% до 75%)4.

В годы фашистской диктатуры женщины были лишены многих из завоеванных в течение предыдущего столетия демократических прав, например избирательного права. Женщины не допускались также к преподаванию в высших учебных заведениях, к профессиям судьи, адвоката и т.п. Идеал немецкой женщины в духе фашистской идеологии выглядел следующим образом: "Немецкие женщины хотят быть только женами и матерями… Они не скучают по фабрике, не тоскуют по работе в конторе и парламенте. Уютный дом, любимый муж и кучка счастливых детишек ближе их сердцу”5. Подобная идеология имела в 1933 г. реальную экономическую почву, так как безработица достигла к этому времени кульминационной точки, и освобождение рабочих мест вновь показалось правительству простым способом разрешения этой проблемы. Однако, начиная с 1934 г., когда на рынке труда обнаружился недостаток рабочих рук, сначала в сельском хозяйстве, а затем и в промышленности политика государства в отношении женской занятости была изменена. Об этом свидетельствует ряд мер, предпринятых правительством для увеличения притока рабочей силы: 1937 г. – изменен закон о предоставлении работы женщинам, получившим брачную ссуду; 1938 г. – введена принудительная трудовая повинность для женщин; 1939 г. - изданы постановления, в соответствии с которыми разрешалась работа женщин в шахтах, а также предусматривалось значительное увеличение продолжительности рабочего дня для женщин. Подобные меры были явным нарушением закона об охране женского труда, однако это позволило правительству Германии в годы войны мобилизовать женщин на производство, прежде всего в военные отрасли промышленности.

Наблюдения за изменениями в профессиональном имидже немецкой женщины во второй половине XIX - первой половине XX в. позволяют сделать некоторые предварительные выводы. Экспансия женского труда и связанный с этим выход за пределы строго очерченного круга профессий, доступных женщинам ранее, были обусловлены рядом политических и экономических факторов, особое место среди которых занимало женское движение, зародившееся в 40-х гг. XIX в. и положившее начало борьбе женщин за равные права в различных сферах общественной жизни, и в первую очередь в сфере профессиональной деятельности. Вопрос о роли женского движения в процессе изменения социального статуса женщины приобретает символическую окраску, если принять во внимание тот факт, что именно женское движение, но уже на новом витке развития в конце 60-х гг. ХХ в. дало импульс к переосмыслению роли женщины в современном обществе.

Интересно отметить, что для политики правительства Германии в отношении женского труда в указанный период характерен ряд особенностей. Так, нельзя не заметить осуществляемого правительством манипулирования женской рабочей силой, когда в случае экономической необходимости (например, в годы Первой и Второй мировых войн) женский труд использовался как “резерв” рабочей силы - женщины чаще всего “заполняли” рыночные ниши, в которых ощущалась нехватка рабочих рук. Напротив, в условиях безработицы женщины представляли собой наиболее уязвимую часть трудящегося населения, стоявшую перед угрозой увольнения. Социальная незащищенность женского труда находила свое выражение также в более низкой по сравнению с мужчинами оплате труда и в неоднократном нарушении правил охраны женского труда.

Сложившееся в результате этого несоответствие между потенциальными возможностями и реальными достижениями женщин в профессиональной сфере, с одной стороны, и явлениями дискриминации женского труда, с другой стороны, подготовило почву для будущих изменений в социальном статусе женщины. Е. Шеффлер справедливо замечает: “Потребовались две мировые войны, чтобы дать нам (женщинам. - М.Ф.) возможность доказать своими успехами в военные и безутешные послевоенные годы, что в целом мы можем выполнять любую работу так же хорошо, как мужчины… Теперь уже невозможно было не “принять нас всерьез” и не признать также нашу полную правовую самостоятельность” 6.

В первые послевоенные годы женский труд являлся неотъемлемой частью экономической политики Германии. На плечи женщин легли все тяготы восстановительного периода, и, возможно, именно поэтому образ женщины стал символом послевоенной Германии. Под впечатлением необычайных достижений женщин в восстановлении разрушенной экономики в конце 40-х гг. была развернута кампания по изменению законодательных актов, ущемлявших политические и социальные права женщин. В 1953 г. вступил в действие закон о равноправии полов в ФРГ, статья 3, абзац 2 которого гласит: “Мужчины и женщины имеют равные права”. Провозглашение равноправия в конституции ФРГ носило, однако, скорее формальный характер, так как основывалось на традиционных патриархальных представлениях о роли женщины в обществе. Так, например, в законодательных актах 50-60-х гг. неоднократно подчеркивалось, что профессиональная деятельность женщины вторична по отношению к ее семейным обязанностям.

Вопреки стремлению политиков и законодателей лишить женщину права самостоятельно решать вопрос об участии в профессиональной деятельности, число работающих женщин в эти годы постоянно увеличивалось. Рост занятости женщин в 50-60 гг. был обусловлен прежде всего особенностями социального и экономического развития ФРГ, проходящего под знаком научно-технической революции (НТР). НТР носила всеобъемлющий характер и распространялась как на отдельные отрасли и сферы производства, так и на экономику в целом. Именно развертыванием НТР обусловлены значительные сдвиги, произошедшие в социально-экономической структуре ФРГ. В условиях высокоразвитого индустриального общества возникла объективная необходимость в вовлечении женщин в трудовой процесс, в соответствии с этим количество работающих женщин значительно увеличилось. Так, в 1970 г. женщины составили 35,9% всего трудящегося населения ФРГ.

Очевидным стал тот факт, что благополучие индивида в условиях ускоренного научно-технического и экономического прогресса основывается не только на участии в труде, но также зависит от характера выполняемой работы. Профессия стала основным показателем статуса человека и определяющим принципом социальной стратификации 7.

Повышение престижа профессиональной деятельности под воздействием НТР имело непосредственное отношение к проблеме женского труда, так как традиционно позиции женщин на профессиональной лестнице были значительно ниже и заключались, как правило, в пределах не-/ малоквалифицированных работ.

Не менее существенными оказались последствия НТР в других сферах общественной жизни, прежде всего в сфере политики и идеологии. Проявление консервативности существовавшей партийно-политической системы в вопросах развития демократии привело к нарастанию оппозиционных настроений и подъему массового демократического движения, в первую очередь в среде студенческой молодежи.

В 1968 г., на "пике" студенческого движения в ФРГ, возникла конфликтная ситуация внутри "Социалистического германского студенческого союза". Студентки, входившие в состав Союза, обратили внимание на тот факт, что студенческие группировки являлись по сути своей лишь отражением авторитарных общественных структур в отношении к женщинам-участницам движения. Конфликт между представителями обоих полов особенно обострился во время проведения 23-й конференции Союза, когда одна из делегаток в ответ на пренебрежительное отношение делегатов-мужчин к речи представительницы “Берлинского Совета по освобождению женщин” забросала их помидорами. Этот факт получил впоследствии огласку и стал своего рода “предвестником” нового этапа женского движения в ФРГ.

Таким образом, студенческое движение послужило политическим фоном для развертывания первых дискуссий об участии женщин во всех сферах общественной жизни. Подчеркивая непосредственную связь идей Нового женского движения с предшествующими формами борьбы за демократические преобразования как в ФРГ, так и за рубежом, М. Грабрукер заключает: “Благодаря движению за гражданские права в США, студенческому движению конца 60-х гг. в Европе и возникшему одновременно с ним Новому женскому движению в западных странах, женщины увидели за формальным равноправием ... действующие механизмы дискриминации”8. Активный рост самосознания женщин в эти годы привел к тому, что женщины стали “более критичными, политически более активными и просвещенными; они осознали свои права и стали более активно требовать их претворения в жизнь”9.

Представительницы женского движения стали открыто выражать протест против дискриминации женщин в тех сферах, где различия полов проявлялись наиболее отчетливо, а именно в сферах трудовой деятельности, профессионального обучения и образования, где по-прежнему поощрялось следование стереотипным образцам и моделям социализации.

По мнению многих социологов, именно феминистское движение стало той силой, которая обратила внимание исследователей социальной структуры общества на проблему полового разделения, фактически игнорировавшуюся до 80-х гг. Вовлечение гендерной проблематики в область стратификационных исследований позволило реально оценить позиции женщин в разделении труда и констатировать “подверженность отдельных (гендерных. - М.Ф.) групп довольно явной дискриминации на основании их аскриптивного статуса”10.

В условиях интернационализации всех сфер общественной жизни в 70-е гг. выступления женского движения имели большой общественный резонанс в Европе и США, о чем свидетельствуют, например, вышедшая в 1976 г. директива Европейского сообщества “О равноправии женщин в профессиональной сфере” и последовавшее за ней принятие конкретных мер по преодолению существующей дискриминации в ряде европейских стран, в том числе в ФРГ.

Вкладом в улучшение карьерных возможностей женщин должно было стать по замыслу правительства ФРГ изменение, внесенное в 1979 г. в “Положение о профессиональном обучении”, согласно которому все наименования лиц по профессии, входящие в перечень, в будущем должны употребляться в форме мужского и женского рода, ср. Mechaniker / Mechanikerin. Первым документом, сформулированным подобным образом, оказалось “Постановление о профессиональном обучении по специальности повар/повариха”, запомнившееся многим по ироничному названию статьи, освещающей данное событие в правовом языке ФРГ: “Bildungsminister hat Köchin entdeckt” (“Министр просвещения “обнаружил” повариху”)11.

Несмотря на определенные сдвиги в политике правительства в отношении трудящихся женщин, положение последних на рынке труда в 70-80 гг. характеризовалось весьма противоречивыми показателями. Так, наряду с дальнейшим увеличением числа работающих женщин в период нового этапа НТР необычайно обострилась проблема женской безработицы, обусловленная преимущественной концентрацией женской рабочей силы в сферах производства, подверженных рационализации.

90-е гг., проходившие под знаком объединения Германии, внесли существенные изменения в экономическую ситуацию в стране, и в картину женского труда в частности. Интеграционные процессы в экономике ФРГ в целом осложнили ситуацию на рынке труда в бывшей ГДР. По данным статистических служб уровень безработицы на территории ГДР значительно выше, каждый седьмой трудоспособный немец в восточной части Германии является безработным. Цифры, иллюстрирующие положение женщин на рынке труда, еще менее утешительны: на 3/4 армия долгосрочных безработных в бывшей ГДР состоит из женщин, лишь 60% женщин, работавших до 1990 г., продолжают работать и сегодня. Многие из неоспоримых достижений ГДР в вопросах полноправного участия женщин в трудовой жизни общества 12 были утрачены, вследствие чего шансы женщин в конкурентной борьбе на рынке труда значительно снизились. Как это ни парадоксально, проблема равноправия полов в сфере профессиональной деятельности встала со всей остротой для женщин бывшей ГДР именно после объединения Германии.

Осложнение общей ситуации на рынке труда, экономический спад и массовая безработица не замедлили сказаться и на положении женщин в западной части Германии, ухудшение их рыночных позиций в некоторых сферах труда было связано с появлением нового конкурента - высококвалифицированных специалистов-мужчин из новых федеральных земель.

Социальная незащищенность от безработицы, а также более высокие профессиональные притязания женщин явились существенным стимулом к повышению их квалификационного и образовательного уровня. Так, в 70-90 гг. отмечалось значительное увеличение числа студенток в университетах ФРГ: в 1972 г. девушки составляли 32,6%, в 1993 г. - 43%, а в некоторых университетах - до 48% от общего числа студентов. В процессе обучения студентки все чаще проявляли интерес к специальностям ремесленного и технического профиля: 1977 г. -2,5%; 1995 г.-8,5%.

Рост социальной и профессиональной активности, а также повышение уровня образования женщин в данный период нередко приводили к пересмотру половых “клише” в профессиональной сфере. “Проникновение” женщин в сферы деятельности, считавшиеся ранее прерогативой мужчин, например в сферу политической деятельности, армейской, таможенной и пожарной службы, бизнес, не соответствовало общепринятым гендерным идеалам и опровергало традиционные представления о сексуальных ролях. Реагируя на сдвиги в традиционной картине полового разделения труда, журнал для женщин “Hessisches Frauen-Info” открыл новую рубрику, публикующую заметки о женщинах, ставших первыми представительницами той или иной “мужской” профессии, ср.: Am 1.08.1988 wurde die 25-jährige Schwimmmeistergehilfin Renate Christ als erste Feuerwehrfrau eingestellt (1 августа 1988 г. 25-летняя помощница смотрителя бассейна Ренате Крист была принята на работу в качестве первой женщины-пожарного).

Следует, однако, оговориться, что происходящие в последние десятилетия изменения в специализации женщин существенно не повлияли на структурацию рынка труда в целом. Для выявления профессий со значительным преимуществом работающих в данной сфере женщин мы обратились к цифровым данным статистического агенства "Микроцензус" (Mikrozensus), содержащим информацию о женской занятости в различных сферах профессиональной деятельности 13. В таблице представлены шесть типично "женских" секторов профессиональной деятельности в современной экономике ФРГ:




Сфера деятельности

Количество работающих женщин (1000)

Общее

Количество работающих (1000)



1

Профессии в сфере управления, организации производственного процесса

4583

6504

2

Профессии в сфере здравоохранения и гигиены

2345

2740

6


Профессии в сфере обработки данных

518

897

Данные таблицы свидетельствуют о том, что женщины ФРГ составляют в настоящее время большинство специалистов среди конторских служащих, в сферах здравоохранения, образования, социального обеспечения и бытового обслуживания, т.е. сосредоточены в сферах труда, которые традиционно “отождествляются с “женскими” профессиями, причем навешивание подобного ярлыка не лишено уничижительного смысла”14. И сегодня женщины чаще всего выбирают профессии, которые легко выводимы из роли домохозяйки и матери: воспитательница детского сада, детский врач (Kindergärtnerin, Kinderärztin), способствуют установлению социальных контактов: парикмахер, продавщица (Friseurin, Verkäuferin) или играют вспомогательную роль по отношению к другим профессиям: врач-анестезиолог (Narkotiseurin).

В тех случаях, когда женщинам все-таки удается пробиться в сферы деятельности мужчин, “ломка” традиционных ролевых ожиданий общества проходит весьма болезненно, и этот факт находит отражение в появлении таких оценочных наименований, как High-Tech-Lady, Business-Amazone и подобных, в которых “всегда сквозит легкое сомнение, скепсис, сдержанное дистанцирование и которые на самом деле внушают невозможность подобного женского действия”15.

Аналогичным образом общество реагирует и на значительные сдвиги в сторону феминизации сфер деятельности, считавшихся ранее “мужскими”; например, признание “женского” характера таких профессий, как секретарь, делопроизводитель (der Sekretär) , машинист-стенографист (der Stenotypist), преподаватель народной школы (der Volksschullehrer), повлекло за собой снижение их престижа. В гендерном исследовании “Frauensprechen – Männersprechen” К.М. Хайльманн наряду с перечисленными профессиями называет также профессию аптекаря (der Apotheker), изменение социального статуса которой не в последнюю очередь обусловлено тем, что работой более чем половины аптек в ФРГ руководят в настоящее время женщины16.

Проведенное исследование показало, что положение женщин в профессиональной и общественной жизни Германии в указанный период и особенно в течение трех последних десятилетий существенно изменилось, о чем свидетельствуют возросший образовательный и квалификационный уровень, высокая политическая и профессиональная активность женщин. Изменению социального статуса женщин в значительной мере способствовали:

- особенности исторического развития страны, в критические моменты которого женский труд становился объективной необходимостью;

- коренные изменения в сфере труда, "раздвижение" информационного пространства, технизация и рационализация производственных процессов под воздействием научно-технической революции;

- женское движение, оказавшее социальное и политическое воздействие на общество и инициировавшее переоценку моральных ценностей.



Вместе с тем необходимо признать, что многие показатели социального статуса женщины в профессиональной сфере по-прежнему существенно отличаются от статусных показателей мужчин. Даже "обновленные" в духе времени карьерные возможности женщин ФРГ, обеспечивающие им в социально-профессиональном отношении бóльшую вертикальную мобильность, все еще реализуются в очерченных обществом пределах, находящихся, как правило, ниже карьерных возможностей мужчин. Признание сохраняющегося и по сей день статусного неравноправия женщин и мужчин послужило импульсом к переработке закона о равноправии полов: в сентябре 1994 г. в статью 3.2 Конституции ФРГ была внесена существенная поправка: “Государство всемерно содействует осуществлению фактического равноправия женщин и мужчин и прилагает все силы к тому, чтобы устранить существующую дискриминацию”.
Примечания


  1. Цит. по: Asholt W., Fähnders W. Arbeit und Müßiggang: 1789-1914: Dokumente und Analysen. Frankfurt/Main, 1994. S.117.

  2. Новикова Э. Женщины в политической жизни России // Преображение: Русский феминистский журнал. М., 1994. №2. С.13.

  3. Кучинский Ю. История условий труда в Германии. М., 1949; Смелзер Н. Социология. М., 1994; Социологический справочник. Киев, 1990; Язьков Е.Ф. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945-1990. М., 1993; Menschik J. Gleichberechtigung oder Emanzipation?: Die Frau im Erwerbsleben der Bundesrepublik. Frankfurt/Main,1971; Nave-Herz R. Die Geschichte der Frauenbewegung in Deutschland. Bonn, 1988; Kilimann A., Panke-Kochinke B. Das Frauenzimmer als Arbeiter: Zur Geschichte der Frauenarbeit in Osnabrück (1802-1958). Pfaffenweiler, 1994; Weg M., Jurinek-Stinner A. Frauenemanzipation und berufliche Bildung. München, 1980; Stern S. Berufstätige Frauen in Deutschland heute: Chancen, Hindernisse, Karrieren // BASIS-INFO. Bonn, 1997. №9.

  4. Menschik J. Op.cit. S. 45-46.

  5. Menschik J. Ibid. S.48.

  6. Цит. по: Nave-Herz R. Op.cit. S.61.

  7. Oksaar E. Fachsprachliche Dimensionen. Tübingen, 1980. S.29.

  8. Grabrucker M. Vater Staat hat keine Muttersprache. Frankfurt/Main, 1993.S.12-13.

  9. Nave-Herz R. Op.cit. S.92.

  10. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1995. С.115-117.

  11. Schramm H. Frauensprache – Männersprache. Frankfurt/Main, 1981. S. 79.

  12. См. об этом подробнее: Wir wollen alles! Beruf - Familie – Politik: Frauenarbeit u. Frauenbewegung. Frankfurt/Main, 1983. S. 160-162.

  13. Greiner U. Erste Ergebnisse des Mikrozensus. April 1995 // Wirtschaft und Statistik. 1996. № 5. S.304-312.

  14. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Op.cit. C.116.

  15. Heilmann C.M. Frauensprechen – Männersprechen: Geschlechts-spezifisches Sprechverhalten. München, 1995. S.140.

  16. Hodenius B. Berufliche Selbständigkeit von Frauen: ein Aufbruch zu neuen Ufern?: Dissertation. Bamberg, 1994. S.32.







Женщина и профессиональная деятельность

Женская профессиональная деятельность в Германии во второй половине XIX – XX веке

186.72kb.

06 10 2014
1 стр.


Наименование тсо

Т. Н. Банщикова, Ю. П. Ветров, Н. П. Клушина «Профессиональная деятельность психолога» в работе с педагогическим коллективом

133.83kb.

14 12 2014
1 стр.


Методическая разработка коллективного творческого дела, посвященного дню победы «до тебя мне дойти нелегко…»

Женщина. Женщина-мать. Женщина-труженица. Сколько выпало на долю твою в ту суровую годину

1275.96kb.

08 10 2014
7 стр.


Профессия и профессиональная деятельность. Рынок труда

В отечественной социологии к понятию профессия существует 2 подхода

399.36kb.

01 10 2014
3 стр.


Журналистское творчество как профессиональная деятельность

Дайте определение «информации» и «массовой информации». Каково соотношение этих понятий?

48.14kb.

17 12 2014
1 стр.


3 Раздел: «Профессиональная этика и этикет» Профессиональная этика

Перечень вопросов итогового государственного экзамена для студентов специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» специализации

1872.39kb.

25 12 2014
8 стр.


Суркова Алёна Сергеевна ученица 11 класса

Но профессиональная юридическая деятельность отличается сложностью и многогранностью. Ее психологический анализ всегда дает возможность выделить ряд этапов, через которые происходи

74.24kb.

17 12 2014
1 стр.


Гусев М. Р. Профессиональная ориентация

Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономи

84.18kb.

01 10 2014
1 стр.