Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ВАРИАНТ 1
Задание 1. Напишите развернутый ответ по теме

Киевская Русь в период правления Ярослава Мудрого



Задание 2. Прочитайте фрагмент из работы Л. Любимова и дайте ответы на вопросы

«Среди дошедших до нас ранних икон сохранились шедевры мирового значения. Такова, например, икона …. Какая высокая, чистая красота в этом незабываемом образе! Еще явственнее печать Византии и нечто подлинно эллинское светится в прекрасном овале лица с нежным румянцем под волнистыми волосами, разделанными золотыми нитями. Но печаль в глазах, такая лучистая и глубокая, вся эта милая свежесть, вся эта волнующая красота, не есть ли уже отражение русской души, готовой осознать свой особый удел с его трагическими испытаниями?»



Вопросы:

  1. Укажите название иконы.

  2. К какой иконописной школе эта икона относится?

  3. Назовите другие, дошедшие до нас, древнейшие иконы.

  4. Выделите особенности формирования древнерусской культуры. Обоснуйте ответ.


Задание 3. Рассмотрите задание и ответьте на вопросы
Киевский князь … совершал частые походы на соседей. В 981 г. король Мечислав вынужден был отдать ему области …. Руси – города ….

В 983 г. князь … присоединил земли …. Руси, а затем, победив племя ятвягов, получил прямой путь к Балтийскому морю по Неману, Висле и Бугу.


Вопросы:

  1. Как звали князя, совершавшего походы?

  2. Какие территории были им присоединены?

  3. Дайте оценку вклада этого князя в развитие Древнерусского государства.


ВАРИАНТ 2

Задание 1. Напишите развернутый ответ по теме

Внешняя политика киевских князей X – первой половины XI вв.


Задание 2. Прочитайте фрагмент из «Повести временных лет» и дайте ответы на вопросы

«Боголюбивый князь Ярослав любил свое село Берестово и церковь тамошнюю, Святых апостолов, и оказывал покровительство попам многим, среди которых был пресвитер, именем …., человек благостный, книжный и постник. И приходил … из Берестова на Днепр, на холм, где теперь стоит старый монастырь …, и там молился, ибо был там лес великий. Выкопал он пещерку малую, в две сажени, и, приходя из Берестова, отпевал там «часы» и молился богу втайне. Затем бог внушил князю мысль поставить его митрополитом, а пещерка эта так и осталась. И спустя немного дней, некий человек, мирянин из города Любеча, задумал, по Божию внушению, идти странничать. Отправился он на Святую Гору, осмотрел и обошел тамошние монастыри, и полюбил монашеский образ, и пришел в один монастырь и упросил игумена постричь его в монахи. Тот внял его просьбе, постриг его, дал ему имя Антоний, дал ему наставление и научил, как жить по-монашески, и сказал ему: «Иди на Русь обратно, и да будет на тебе благословение Святой Горы, ибо от тебя пойдет много чернецов, … И пришел он на холм, где … выкопал пещерку, и полюбил место это, и поселился он в ней и начал молиться Богу.

И известен стал всем великий Антоний и чтим, и начали приходить к нему братья, и стал он принимать и постригать их, и собралось к нему братии 12 человек, и выкопал пещеру большую и церковь и кельи, которые и теперь еще существуют в пещере под старым монастырем.»

Вопросы:


  1. Назовите имя пресвитера, ставшего митрополитом.

  2. Назовите созданный этим митрополитом памятник церковной литературы.

  3. Назовите монастырь, об основании которого говорится в источнике

  4. Назовите другие известные Вам монастыри. Какова роль монастырей в жизни русского средневекового общества?

Задание 3. Рассмотрите задание и ответьте на вопросы

Историки и этнографы признают роль …. в формировании как древнерусского этноса, так и великорусской народности. М.Н.Покровский считал, что в каждом великороссе – 80% их крови. Д.К. Зеленин отрицал ассимиляцию славян и … и считал, что славяне только оттеснили их с ареала обитания. В.О.Ключевский и В.В.Мавродин отмечали в своих трудах, что существовала мирная ассимиляция славян и … во время волн переселения, путем заключения браков, через активные хозяйственные связи. …. участвовали в русских военных походах в Византию и Швецию, входили в окружение киевского князя и местных князей.



Вопросы:

  1. О каких народах (племенах) говорится в тексте?

  2. Куда были оттеснены эти народы, укажите ареал их обитания?

  3. Назовите теории этногенеза восточных славян и их основное содержание.



ВАРИАНТ 3
Задание 1. Напишите развернутый ответ по теме
Владимиро-Суздальская земля в XII – первой трети XIII в.

Задание 2. Прочитайте текст источника и дайте ответы на вопросы

«Что шумит, что звенит в этот час рано перед зорями ? Игорь полки заворачивает, жаль ему милого брата Всеволода. Бились день, бились другой, на третий день к полудню пали стяги Игоревы. Тут разлучились братья на берегу быстрой Каялы; тут кровавого вина не хватило, тут пир окончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую».



Вопросы:

1.Отрывок из какого памятника литературы представлен?

2. Какой князь, какого княжества является героем этого документа ?

3. От кого и когда потерпели поражение русичи ?

4. Назовите причины поражения русичей. Обоснуйте ответ.
Задание 3. Рассмотрите задание и ответьте на вопросы
«Если …. убежит от господина (не расплатившись с ним за ссуду), то становится полным холопом; если же он пойдет искать денег с разрешения господина или побежит к князю и его судьям с жалобой на обиду со стороны своего господина, то за это его нельзя делать холопом, но следует дать ему суд».

Вопросы:

  1. О ком идет речь в документе?

  2. Перечислите категории зависимого населения Киевской Руси в IX-XI вв.

  3. Назовите другие источники холопства в Древнерусском государстве


ВАРИАНТ 4
Задание 1. Напишите развернутый ответ по теме
Культура домонгольской Руси
Задание 2. Прочитайте текст источника и дайте ответы на вопросы
«Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий …. пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды.

А сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и все полки свои послал с ним, и близких своих домочадцев, сказав им: «Служите сыну моему, как самому мне, всей жизнью своей». И пошел князь Дмитрий в силе великой и завоевал землю Немецкую, и взял город Юрьев, и возвратился в Новгород с множеством пленных и с большою добычею.

Отец же его великий князь …. возвратился из Орды, от царя, и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся. О горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего!»

Вопросы:

1. Назовите имя великого князя

2. О царе какого государства идет речь в документе?

3. Что за «Немецкая земля» имеется в виду в источнике?

4. Оцените роль обозначенного в документе великого князя в истории России и обоснуйте свою точку зрения
Задание 3. Рассмотрите задание и ответьте на вопросы
В XII-XIII в. государственный сектор экономики на Руси продолжал оставаться ведущим, но развитие иного (параллельно существовавшего) сектора вело к усилению самостоятельности членов старшей дружины князя – бояр. Это вело к распаду дружины. Часть ее членов превращалась в самостоятельных феодалов. Другая часть становилась членами организации, безоговорочно повинующейся князю и ставшей преемницей младшей дружины.

Вопросы:

1. Как называлась эта организация?

2. Как назывались члены этой организации?

3. Какую роль сыграла данная организация в централизации русских земель?
ВАРИАНТ 5
Задание 1. Напишите развернутый ответ по теме

Россия в эпоху Ивана III



Задание 2. Прочитайте текст источника и дайте ответы на вопросы

«Песня о Щелкане Дюдентьевиче» (По сборнику Кирши Данилова)


Брал он, млад Щелкан,

Дани-невыходы,

Царские невыплаты:

С князей брал по сто рублев,

С бояр по пятидесят,

С крестьян по пяти рублев;

У кого денег нет,

У того дитя возьмет,

У кого дитя нет,

У того жену возьмет

У кого жены-та нет,

Того самого головой возьмет

…….

А немного он судьею сидел



Надо всеми надругатися,

Над домами насмехатися,

Мужики-та старые,

Мужики-та богатые,

Мужики посадские,

Оне жалобу приносили

Двум братцам родимым,

Двум удалым Борисовичам,

От народа они с поклоном пошли,

Честными подарками;



И понесли они честные подарки –

Злата-серебра и скатнова земчуга…

Изошли его в доме у себя

Щелкана Дюдентьевича

Подарки принял от них,

Чести не воздал им.

Втапоры млад Щелкан

Зачванился он, загорденелся,

И они с ним раздорили -

Один ухватил за волосы,

А другой за ноги,

И тут его разорвали.

Тут смерть ему случилася,

Ни на ком не сыскалося.





Вопросы:

  1. О каком событии идет речь?

  2. Когда оно произошло?

  3. Кто в русском фольклоре носил имя Щелкана?

  4. Каким образом это событие повлияло на усиление московского княжества?

Задание 3. Рассмотрите задание и ответьте на вопросы

Поводом к этому событию послужил вопрос о престолонаследии. Борьба вылилась в длительную кровавую междоусобицу, сопровождавшуюся жестокостью с обеих сторон. Не случайно, один из противников получил прозвище «Темный», а другой – «Косой».



Вопросы:

1.О каком историческом событии идет речь?

2. Укажите его хронологические рамки и основных противников.

3. Какие последствия для судьбы России имело это событие.
ВАРИАНТ 6
Задание 1. Напишите развернутый ответ по теме

Начальный этап политической централизации Руси


Задание 2. Прочитайте текст источника и дайте ответы на вопросы

Епифаний Премудрый «Послание …»

«Ты видел церковь Софийскую Цареградскую, написанную на моей книге-евангелии, именуемом по-гречески четвероевангелием, на нашем же русском языке – четвероблаговестием. Вот каким образом случилось, что здание это было написано в нашей книге. Когда я жил в Москве, там проживал и преславный мудрец, философ зело хитрый, книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописей, который собственной рукой расписал много различных церквей каменных – более сорока – какие имеются по городам: в Константинополе, и в Холкидоне, и в Галате, и в Каффе, и в Великом Новгороде, и в Нижнем. Но в Москве им расписаны три церкви: Благовещение Святой Богородицы, Святого Михаила и еще одна. В церкви св. Михаила он изобразил на стене город, подробно вырисовав его красками. У князя Владимира Андреевича он изобразил на каменной стене также самую Москву: терем у великого князя расписан (им) невиданной (раньше) и великолепной росписью. А в каменной церкви Святого Благовещения (он) написал «Корень Иесеев» и «Апокалипсис». Когда он все это изображал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как это делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно (в них) всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту.»



Вопросы:

  1. О каком живописце идет речь в документе?

  2. К какому времени относится его творчество?

  3. Кого из иконописцев, внесших вклад в развитие русской живописи, Вы еще можете назвать?

  4. Какие художественные особенности отличают его творчество от работ других живописцев?


Задание 3. Рассмотрите задание и ответьте на вопросы

Этот князь одним из первых великих князей Владимирских получил право собирать ордынскую дань со всей северо-восточной Руси и Новгорода, что и запечатлел в своем титуле «князь великий всея Руси». Одним из первых он оценил преимущества поместного землевладения и начал расплачиваться со своими слугами не деньгами, а землей.

Стратегической целью Орды было не допустить политической централизации Руси, но в тактических целях для получения дани ордынские правители допускали определенную степень военно-административной консолидации под эгидой «благонадежного» князя. Демонстрируя благонадежность, этот князь однажды зимой даже участвовал в ордынском походе на Тверь.

Вопросы:

1.Как звали этого князя и где он правил?

2. Укажите время его правления

3. Оцените последствия его политики для русских земель
ВАРИАНТ 7
Задание 1. Напишите развернутый ответ по теме

Внешняя политика России второй половины XVI в.


Задание 2. Прочитайте текст источника и дайте ответы на вопросы

«Глава 31. О крестном знамении…

Яко же предаша нам самовидцы и слуги божие слова святых апостолов и святых отцов, тако же подобает и всем православным христианам руку уставляти и двумя персты крестное знамение на лице своем воображати и поклонятися… Аще ли кто двумя персты не благословляет, яко же и Христос, или не воображает крестного знамения, да будет проклят, святые отцы рекоша.

Глава 101.

Царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси приговорил… с митрополитом всея Руси Макарием и со архиепископы и епископы, и со всем собором, что впредь архиепископам и епископам и монастырям вотчин без царева великого князя ведома и без доклада не покупати ни у кого.

А которые царевы великого князя поместные или черные земли задолжали у детей боярских и у христиан и насильством поотнимали владыки и монастыри, или которые земли писцы, норовя владыкам и монастырям, подавали, а называли владыки и монастыри те земли своими…, и того сыскати, чьи земли были изстари, за тем те земли и учинити. А которые села и волости, и рыбные ловли, и всякие угодья, и оброчные деревни после великого князя Василия бояре подавали архиепископам и епископам и монастырям, и того сыскав, учинити так, как было при великом князе Василии».



Вопросы:

  1. Укажите год созыва церковного собора.

  2. Под каким названием вошел в историю этот собор?

  3. Какое решение собора отражено в главе 31, когда это решение было пересмотрено?

  4. Какие решения изложены в главе 101 и какие тенденции внутренней политики они отражали?


Задание 3. Рассмотрите задание и ответьте на вопросы

В решениях церковных соборов XVI в. перечислялся ряд сочинений, которые христианам запрещалось читать и держать у себя: «Шестокрыл», «Альманах», «Аристотелевы врата» и другие. Но оружничий Василия III Федор Иванович Карпов доказывал в полемике с Максимом Греком, что, хотя содержащееся в этих сочинениях «тайное знание» и осуждается церковью, оно необходимо царям, так как благодаря советам владеющих этим «тайным знанием» лиц монархи достигают успеха в государственных делах.



Вопросы:

  1. Назовите науку, которая, как считал Ф.И.Карпов, открывала «тайное знание»

  2. О чем свидетельствовало появление в XVI в. у части общества интереса к этому «тайному знанию»?

  3. Назовите публицистов XVI в. и какие проблемы они поднимали? Чем обусловлена такая проблематика?



ВАРИАНТ 8
Задание 1. Напишите развернутый ответ по теме

Реформы середины XVI в.


Задание 2. Прочитайте текст из труда историка и дайте ответы на вопросы

«Причиной войны стало требование шведского короля Юхана III сдать главные пограничные российские крепости – Смоленск, Псков и Новгород. Союзником Швеции выступала Польша, польским королем после смерти Стефана Батория в 1586 г. стал старший сын Юхана III Сигизмунд Ваза. У России союзников в этой войне не было. Характерной особенностью войны стало существование, помимо карельского и эстляндского направлений, третьего фронта борьбы – на Русском Севере и в Поморье».



Вопросы:

  1. Укажите хронологические рамки войны, о которой повествует источник.

  2. Укажите название заключенного по итогам войны мирного договора.

  3. Укажите условия мирного договора.

  4. Итоги какой войны пересматривал данный договор? Обоснуйте ответ.


Задание 3. Рассмотрите задание и ответьте на вопросы
Город <…> своим возникновением во многом обязан англичанам, и в частности капитану Ричарду Ченслеру, который вошел в устье Северной Двины в поисках северного пути в Китай. Его название содержит в себе один из чинов небесного воинства.

Вопросы:

  1. Укажите название города

  2. Укажите время его основания.

3. Какую роль сыграл этот город в социально-экономическом развитии России?

ВАРИАНТ 9
Задание 1. Напишите развернутый ответ по теме

Основные тенденции внутриполитического развития России в конце XVII в.



Задание 2. Прочитайте текст источника и дайте ответы на вопросы

«В ряду русских царей – охотников <…> занимает совершенно особое положение: это был самый замечательный, единственный в своем роде царь – охотник. Он напоминает собою отчасти двух других замечательных охотников Древней Руси – Владимира Мономаха и Василия III Ивановича: первого – своим серьезным и вдумчивым отношением к охоте, второго – страстным наслаждением ее художественными сторонами.

К птицам и к птичьей охоте <…> привязался еще с самого раннего детства. Когда он был ребенком, ему покупали разных потешных птичек: живых воробьев, чечеток и всяких других. Инстинктивная привязанность царевича к птицам не могла ускользнуть от умного и наблюдательного воспитателя его – или, по тогдашнему названию, «дядьки» - боярина <…>, и едва ли можно сомневаться, что именно он и пристрастил маленького царевича к соколиной охоте».

Вопросы:

1. Назовите царя, о котором рассказывает историк,

2. Укажите хронологические рамки его правления.

3. Кто был воспитателем царя? Укажите его место в системе государственного управления.

4. Какие новые явления в культуре и быте появились в период правления этого царя? Обоснуйте ответ.
Задание 3. Рассмотрите задание и ответьте на вопросы

Формирование Русского централизованного государства сопровождалось складыванием приказной системы управления. Термин приказ генетически связан с «приказом-поручением» царя тому или иному лицу «ведать» определённый круг дел. Название многих приказов говорят сами за себя: Поместный, Стрелецкий, Ямской, Аптекарский, Казачий, Посольский, Судный, Сыскной. Были и такие, функции которых трудно определить только по названию. Пример: …. приказ. Его последним руководителем (с 1689 г.) был боярин Т.Н. Стрешнев. Известно, что в ведении этого приказа были дела наместников. Андрей Вареев в качестве второго дьяка приказа вместе с боярами торжественно встречал на въезде в Москву в марте 1610 г. русскую армию во главе с князем Скопиным-Шуйским. А Истома Карташов в качестве первого дьяка приказа скрепил приговор сословных чинов Первого земского ополчения летом 1611 г.



Вопросы:

  1. О каком приказе идет речь?

  2. Каковы были главные функции этого приказа?

  3. Когда и какими государственными учреждениями приказы были заменены? Назовите причины замены приказов новыми государственными учреждениями


ВАРИАНТ 10
Задание 1. Напишите развернутый ответ по теме

Феномен самозванчества в период Смуты



Задание 2. Прочитайте текст источника и дайте ответы на вопросы

из Челобитной протопопа Аввакума:

«Всеблаженному государю нашему, свету-светилу, рускому и великому князю … Ей, пес есмь аз, но желаю крупицы твоея милости.

Аще не ты по господе бозе, кто нам поможет? Столпи поколебашася наветом сатаны, патриарси изнемогоша, святители подоша, и все священство еле живо – бог весть! – али и умроша. Увы, погибе благоговейный от земля и несть исправляющаго в человецех!

А что, государь-царь, как бы ты мне дал волю, я бы их, что Илия Пророк, всех перепластал во един час. Не осквернил бы рук своих, но и освятил, чаю. Да воевода бы мне крепкой, умной – князь Юрья Алексеевич Долгорукой! Перво бы Никона, собаку, и рассекли начетверо, а потом бы никониян. Князь Юрья Алексеевич, не согрешим, небось, но и венцы победныя примем! Помнишь, ты мне жаловал, говорил: «естли-де, что, протопоп Аввакум, - на соборе том говорит, - и я тебе сопротив безответно реку: «государь, видно, ты так». Да инде и слава богу. А после не так у них стало.

Бог судит между мною и царем Алексеем. В муках он сидит, слышал я от спаса; то ему за свою правду. Иноземцы те что знают? Что велено им, то и творили. Своего царя Константина, потеряв безверием, предали турку, да и моего Алексея в безумии поддержали, костельники и шиши антихристовы, прелагатаи, богоборцы!».



ВОПРОСЫ:

  1. Укажите имя царя, которому адресована челобитная Аввакума.

  2. Какое событие русской истории отражает данный текст?

  3. Назовите его причины?

  4. Какова судьба Аввакума?


Задание 3. Рассмотрите задание и ответьте на вопросы

В трактате Симона Ушакова «Слово к любителю иконного писания» есть следующие строки: «Всякая вещь … в нем свой образ напишет по дивной божьей премудрости. Разве это не чудо – этот удивительный образ? Если человек движется, и он движется; перед стоящим стоит, перед смеющимся смеется, перед плачущим плачет,… является всегда живым, хотя ни тела, ни души не имеет человеческих».



Вопросы:

  1. О каком предмете идет речь в трактате?

  2. Укажите названия икон, созданных С.Ушаковым

  3. О какой тенденции в развитии русской живописи свидетельствует творчество С.Ушакова? Обоснуйте свой ответ.



ВАРИАНТ 11
Задание 1. Напишите развернутый ответ по теме
Административные реформы первой четверти XVIII в.
Задание 2. Прочитайте текст источника и дайте ответы на вопросы

«Главная цель проекта заключалась в расчленении территории Турции и воссоздании православной империи со столицей в бывшем Царьграде, изгнании турок из Европы, восстановлении православной независимой Византии со столицей в Константинополе и властвующим монархом …, который в момент оформления проекта находился еще в младенчестве и только что получил свое знаковое имя.

Инициатива проекта исходила из Петербурга и сводилась к декларации долгосрочной программы России и Австрии на Востоке. Русская стратегия предполагала: … передачу Вене западных берегов Балканского полуострова, образование на территории Валахии и Молдавии буферного государства Дакия, разделяющего владения России, Австрии и Турции».

Вопросы:

1. Укажите название проекта.

2. Назовите русского императора, в окружении которого возник этот проект и время его создания.

3. Укажите имя и отчество монарха, которого предполагалось возвести на Византийский престол.

4. Какие внешнеполитические перспективы открывались для России в случае реализации этого проекта.
Задание 3. Рассмотрите задание и ответьте на вопросы

Историк Е.В.Анисимов описывает проводившуюся в XVIII в. процедуру, называвшуюся «вождение «языка». Человека, называвшегося «языком», одевали в солдатский плащ, чтобы он сошел за солдата, идущего якобы с сослуживцами по улице. В романе И.Лажечникова «Ледяной дом» сохранилась легенда, что на голову «языку» нацепляли мешок с прорезью для глаз. Появление такого человека с конвоем тотчас вызывало панику среди прохожих и уличных торговцев. Все разбегались, лавки пустели.



Вопросы:

1. Кого называли «языком»?

2. Укажите названия и функции государственных учреждений, которые возглавляли: Петр Андреевич Толстой, Андрей Иванович Ушаков, Степан Иванович Шешковский.

3. Назовите государственные учреждения, которые осуществляли аналогичные функции в другие периоды отечественной истории.


ВАРИАНТ 12
Задание 1. Напишите развернутый ответ по теме
Основные тенденции внутриполитического и внешнеполитического развития России в 1741 – 1761 гг.
Задание 2. Прочитайте текст источника и дайте ответы на вопросы

«…без оного Верховного Тайного Совета согласия:

1) Ни с кем войны не всчинять.

2) Миру не заключать.

3) Верных наших подданных никакими новыми податями не отягощать…»

Вопросы:

1. Укажите название этого документа.

2. Укажите время его составления.

3. Укажите содержание других пунктов этого документа.

4. С какой целью был составлен этот документ и была ли она реализована?

Задание 3. Рассмотрите задание и ответьте на вопросы

Князь М.М.Щербатов, автор знаменитого памфлета «О повреждении нравов в России» писал, перечисляя злые дела императрицы Екатерины: зря «приобрели, или лучше сказать, похитили …, страну, по разности своего климата служащую гробницею россиянам».



Вопросы:

  1. О какой «стране» упоминает М.М.Щербатов?

  2. Когда и каким образом Россия ее приобрела? Какова дальнейшая судьба этой территории?

  3. Оцените значение «приобретения» этой территории для России.



ВАРИАНТ 13

Задание 1. Напишите развернутый ответ по теме
Общественно-политические движения в России в первой четверти XIX в.

Задание 2. Прочитайте текст источника и дайте ответы на вопросы

«Армия находится более недели близ села ….. на правом берегу Нары и, пребывая в совершенном спокойствии, получает от того новые силы. Полки укомплектовываются прибывающими из разных губерний формированными генералом-от-инфантерии князем Лобановым-Ростовским войсками. В лагере производится учение рекрут, горящих рвением сразиться с неприятелем…

Расстроенные силы неприятеля не позволяют делать ему против нас покушений. Удалением от пределов своих лишен он всех пособий; продовольствие его час от часу становится затруднительнее, и пленные уверяют единодушно, что в их армии употребляют в пищу лошадиное мясо…»

Вопросы:


  1. Укажите название села, рядом с которым разворачиваются события.

  2. О каких событиях идет речь?

  3. Объясните значение этого события.

  4. Назовите имена главнокомандующих русской армией в этой войне.


Задание 3. Рассмотрите задание и ответьте на вопросы
В 1848 году Николай I, разговаривая с морским министром, сказал, что на Кавказе осталось еще семь разбойничьих аулов и надо кого-то туда послать, чтобы эти аулы разорить. «Если нужно разорить, - ответил министр, - лучше всего послать графа …: после государственных крестьян семь аулов разорить ему ничего не стоит».

Вопросы:

  1. Назовите имя графа, о котором идет речь?

  2. Какой пост он занимал в правительстве Николая 1?

  3. Насколько справедлива оценка его деятельности, приведенная в отрывке? Дайте обоснование ответа.


ВАРИАНТ 14

Задание 1. Напишите развернутый ответ по теме
Внешняя политика России в правление Николая I
Задание 2. Прочитайте текст источника и дайте ответы на вопросы

«Это художник, в чьем творчестве бытовой жанр впервые в русском искусстве получил форму стройной и совершенной художественной концепции. С 1819 г. он почти безвыездно жил в имении Сафонково, в Тверской губернии, наблюдая воочию крестьянский мир – тихую, безмятежную жизнь, посвященную заботам о земле, подчиненную раз и навсегда размеренному ритму. Именно у этого художника впервые в своей национальной самобытности сложился русский пейзаж».



Вопросы:

  1. Назовите фамилию художника.

  2. Укажите название его картин.

  3. Назовите фамилии русских пейзажистов XIX в., которых Вы знаете

4. Какие жанры в живописи первой половины XIX в. Вы можете указать и чем объясняется их разнообразие?
Задание 3. Рассмотрите задание и ответьте на вопросы

С.Ю.Витте писал, что Александр II построил новое здание, но не возвел над ним купол.



Вопросы:

  1. К какой из реформ Александра II относилось приведенное высказывание С.Ю.Витте?

  2. Назовите государственных деятелей, которые пытались исправить эту «ошибку» Александра II,

  3. Какова судьба предложенных ими проектов и чем она обусловлена?



ВАРИАНТ 15

Задание 1. Напишите развернутый ответ по теме

Нродничество 1860 – 1870-х гг.


Задание 2. Прочитайте текст источника и дайте ответы на вопросы

«Статья 4. Чтобы облегчить русским сухопутным войскам доступ в угрожаемые пункты и обеспечить их съестными припасами китайское правительство соглашается на сооружение железнодорожной линии через китайские Амурскую и Гиринскую провинции, в направлении на Владивосток. Соединение этой железной дороги с русской железной дорогой не может служить предлогом к какому-либо захвату китайской территории или покушению на верховные права е. в. императора китайского. Постройка и эксплуатация этой железной дороги будут предоставлены Русско-Китайскому банку, и статьи контракта, который будет заключен для этой цели, будут надлежащим образом обсуждены катайским посланником в С.-Петербурге и Русско-Китайским банком».



Вопросы:

1. Когда был заключен этот договор?

2. На какой территории стремилась закрепиться Российская империя, заключая этот договор?

3. О строительстве какого объекта идет речь?

4. Как изменилась международная ситуация в результате заключения договора?
Задание 3. Рассмотрите задание и ответьте на вопросы

Во второй половине XIX – начале XX вв. деятельность министерства финансов затронула, наряду с прочим, и рабочий вопрос. Решение этого вопроса в России на какое-то время оставалось самым глубоким и последовательным (по сравнению с Европой и Америкой).


Вопросы:

1. Назовите министра, с именем которого связано активное решение рабочего вопроса в рассматриваемый период?

2. Какие меры были им предприняты?

3. Как повлияло рабочее движение на решение этого вопроса?

ВАРИАНТ 16
Задание 1. Напишите развернутый ответ по теме

Образование и наука в России во второй половине XIX в.


Задание 2. Прочитайте текст источника и дайте ответы на вопросы

«Ст.1. Е. в. имп. Всерос. сим обязуется уступить … всю территорию с верховным на оную правом, владеемую ныне его величеством на Американском материке, а также прилегающие к ней острова. <…>

Cт.6. На основании вышеустановленной уступки … обязываются заплатить … дипломатическому представителю или иному е. в. имп. Всероссийским надлежаще уполномоченному лицу семь миллионов двести тысяч долларов золотою монетою…»


Вопросы:

  1. О каком событии идет речь?

  2. Кому была уступлена территории Российской империи?

3. В правление какого императора был заключен этот договор?

4. Дайте оценку этой сделке и какие последствия она имела для России? Обоснуйте ответ
Задание 3. Рассмотрите задание и ответьте на вопросы

Прочтите отрывок из статьи, опубликованной в газете «Приазовский край» в связи со смертью 10 марта 1907 г. известного государственного деятеля России:

«Он охранял, как черный рыцарь, вход в замок, где томилась весна русской свободы, но надо быть справедливым – охранял не из корыстных побуждений, не ради выгоды и власти, а только исключительно по непоколебимому убеждению в своей правоте. И в этом и был секрет его силы, его огромного авторитета, который пришел к нему сам собой, словно притягиваемый магнитом стального, несокрушимого духа».

Вопросы:


  1. О ком идет речь в некрологе?

  2. Какое место он занимал в системе государственного управления?

  3. К какому общественно-политическому течению он принадлежал? Обоснуйте ответ.



ВАРИАНТ 17
Задание 1. Напишите развернутый ответ по теме

Участие России в Первой мировой войне


Задание 2. Прочитайте текст источника и дайте ответы на вопросы

Письмо о встрече с Г.В.Плехановым члена французской военной миссии в России капитана Садуля

Уезжая из Петрограда, Альбер Тома говорил мне: «Оставляю Россию в состоянии тихой анархии». Напишите Альберу Тома, что анархия обострилась, что она уже более не тихая, что завтра она станет жестокой, потом кровавой. Плеханов считает, что «выступление» начнётся в ближайшее время…,

Ленин и Троцкий требуют выступления. Каменев, Зиновьев, Рязанов и большинство других лидеров хотели бы избежать его, опасаясь неудачи и ещё больше, может быть, успеха. Они понимают, что слишком многое обещали, чтобы суметь всё выполнить… Похоже задержать взрыв уже невозможно. Плеханов убеждён в его неизбежности и желает его страстно, настолько, что дал понять – и это он, чья щепетильная демократичность вам известна – что если выступление не начнётся самопроизвольно, его следовало бы спровоцировать. Он, в частности, думает, что положение в стране будет ухудшаться впредь до тех пор, пока пропаганда ….. банд - чудовищной смеси из утопических идеалистов, глупцов, нечестивцев, предателей и анархистов-провокаторов – будет продолжать отравлять фронт и тыл.

«Нужно не просто обуздать, но раздавить эту нечисть, потопить её в крови. Вот цена спасению России».

Временное же правительство никогда не возьмёт на себя почин в этом необходимом кровопролитии. Керенский более расположен к уступкам, чем к борьбе.

ВОПРОСЫ:


  1. О каком «выступлении», «взрыве» говорил Плеханов?

  2. О каких бандах говорится в тексте?

  3. К какому времени относится данный документ?

  4. Чем было вызвано расхождение мнений среди упоминаемых политических лидеров. Обоснуйте ответ.


Задание 3. Рассмотрите задание и ответьте на вопросы

Осенью 1922 г. большевистское правительство предприняло акцию, о которой эмигрантские газеты сообщили в статьях под заголовком «Щедрый дар». М.А.Осоргин писал в своих воспоминаниях по поводу этой акции: «Значит – вот чем стала революция. Буря выродилась в привычный полицейский быт…».



Вопросы:

  1. О какой акции идет речь?

  2. Укажите лиц, которых затронула эта «акция».

  3. С какой целью она была предпринята? Обоснуйте ответ.


ВАРИАНТ 18
Задание 1. Напишите развернутый ответ по теме
Индустриализация в СССР
Задание 2. Прочитайте текст источника и дайте ответы на вопросы

Виктор Серж. «От революции к тоталитаризму: воспоминания революционера»
«Политбюро решило начать переговоры с восставшими, затем предъявить им ультиматум и в качестве последнего довода штурмовать крепость и броненосцы, вмерзшие в лед. На самом деле переговоров не было. Обнародованный ультиматум, за подписями Ленина и Троцкого был составлен в оскорбительных выражениях: «Сдавайтесь, или вас перестреляют как кроликов». <…> В начале марта Красная армия пошла по льду на штурм. Артиллерия кораблей и фортов открыла огонь по атакующим, обряженным в белые саваны. Огромные льдины переворачивались, отправляя в черную пучину свой человеческий груз. Начало самого худшего братоубийства».
Вопросы:

1.О каком событии идет речь в источнике?

2.Когда оно произошло?

3. Чем завершилось рассматриваемое событие?

4.С какими требованиями выступали мятежники, и каковы последствия их выступления?
Задание 3. Рассмотрите задание и ответьте на вопросы

Этот человек был видным участником Гражданской войны. В 1919 г. он заявлял в своих выступлениях, что «не может быть возврата к режиму, существовавшему в России до февраля 1917 года». Он прославился в разных областях деятельности. В частности, в 1900-1902 гг. был гидрологом в составе научной арктической экспедиции барона Э.В. Толя, за что впоследствии получил от русского географического общества высшую награду – Константиновскую медаль. В русско-японской войне проявил себя героически - сражаясь и на воде, и на суше. Был награжден орденом святой Анны 4-й степени с надписью «за храбрость». За отличие в делах против неприятеля под Порт-Артуром ему пожаловали золотую саблю с надписью «За храбрость» и орден Станислава 2-й степени с мечами. Его жизнь трагически оборвалась в ночь с 6 на 7 февраля 1920. Его гибель связана с предательством союзников, по словам одного из его современников, «по своим же личным качествам, прямой и резкий, пытавшийся отстаивать «суверенитет Российского правительства» от притязаний союзников, он давно уже находился в остром конфликте с ними».



Вопросы:

1. О ком идет речь?

2. Какие силы он представлял в годы Гражданской войны?

3. Как вы оцениваете его роль в событиях Гражданской войны? Обоснуйте ответ.

ВАРИАНТ 19
Задание 1. Напишите развернутый ответ по теме

Особенности социально-экономического развития СССР в 1965 – 1985 гг.



Задание 2. Прочитайте текст источника и дайте ответы на вопросы
Константинов Александр Дмитриевич рассказывает:

«В марте … года я в звании подполковника служил начальником политического отдела Уссурийского ордена Трудового Красного Знамени пограничного отряда.

Мне довелось 2 и 15 марта …. года непосредственно участвовать в боевых действиях …по защите государственной границы СССР. Я видел, как вели себя пограничники в сложившихся экстремальных условиях.

Не было ни одного сомневающегося в правоте приказов командиров и правоте наших действий. Все рвались в бой. И даже после того, как пограничники мотоманевренной группы, школы сержантского состава увидели трупы погибших воинов - пограничников, участвовали в их похоронах. Не было ненужной бравады. Сдержанность, исполнительность проявлялись во всем. Младший сержант Ю.Бабанский более 10 раз ходил в разведку на остров, это он со своей группой в ночь с 15 на 16 марта обнаружил полковника Д. Леонова и вынес его с острова. Это Ю.Бабанский с поисковой группой нашел расстрелянную группу И. Стрельникова, и под дулами автоматов и пулеметов противника организовал их эвакуацию. Звание Героя Советского Союза ему присвоено по заслугам.

….Там Герои были все, и павшие в бою и оставшиеся в живых. Ведь в марте … года пограничники отряда впервые в истории пограничных войск после 22 июня 1941 года приняли бой с подразделениями регулярной армии сопредельного государства. Они с честью и достоинством выполнили свой боевой долг».

Вопросы:


  1. О каком событии идет речь в источнике?

  2. Укажите время и место события?

  3. Когда и каким образом разрешился конфликт и кому в настоящее время принадлежит данная территория?

  4. Охарактеризуйте внешнеполитическую ситуацию, приведшую к конфликту


Задание 3. Рассмотрите задание и ответьте на вопросы

В истории СССР выделяется несколько дат, ставших поворотными в судьбе страны и связанных со сменой государственного лидера, когда складывалась и определенное время функционировала модель «коллективного руководства».



Вопросы:

  1. Укажите, когда происходила смена руководства по указанной модели?

  2. Перечислите, кто входил в состав коллективного руководства?

  3. Почему период коллективного руководства обычно был недолгим и почему эта ситуация не повторялась в позднесоветской истории?



ВАРИАНТ 20

Задание 1. Напишите развернутый ответ по теме

Социально-политическое развитие СССР в период «оттепели»



Задание 2. Прочитайте текст источника и дайте ответы на вопросы

Сообщение Центральной комиссии всероссийского референдума об его итогах, опубликованное в Российской газете

«Число граждан, имеющих право участвовать в референдуме 107.310.374

Число граждан, получивших бюллетени для голосования 69.222.858 (64,51%)

1 Вопрос: "Доверяете ли Вы Президенту Российской Федерации Б.Н.Ельцину?"

Число граждан, принявших участие в голосовании 68.869.947 (64,2%)

ДА 40.405.811 (58.7%)

НЕТ 26.995.268

Число бюллетеней, признанных недействительными 1.468.868

2 Вопрос: "Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации с 1992 года?"

Число граждан, принявших участие в голосовании 68.759.866 (64.1%)

ДА 36.476.202 (53.0%)

НЕТ 30.640.781

Число бюллетеней, признанных недействительными 1.642.883

3 Вопрос: "Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Федерации?"

Число граждан, принявших участие в голосовании 68.762.529 (64.1%)

ДА 34.027.310 (31.7%)

НЕТ 32.418.972

Число бюллетеней, признанных недействительными 2.316.247

4 Вопрос: "Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации?"

Число граждан, принявших участие в голосовании 68.832.060 (64.1%)

ДА 46.232.197 (43.1%)

НЕТ 20.712.605

Число бюллетеней, признанных недействительными 1.887.258»

Вопросы:


  1. Когда был проведен референдум?

  2. С какой целью он был организован и кто был инициатором его проведения?

  3. Какие события произошли после референдума?

  4. Как они изменили систему власти в Российской Федерации?

Задание 3. Рассмотрите задание и ответьте на вопросы

В послевоенной истории военная сила (прямо или опосредованно) применялась Советским Союзом неоднократно, но ввод советских войск именно в эту страну вызвал сильнейшую негативную реакцию западных стран и привел к очередному обострению отношений с США и странами НАТО. В современной публицистике действия СССР в этой стране получили название «Советский Вьетнам».



Вопросы:

  1. В какую страну были введены советские войска?

  2. Укажите хронологические рамки этого события

  3. Назовите причины обострения отношений с Западом в ответ на эту военную акцию? Почему действия СССР в этой стране получили название в современной публицистике «Советский Вьетнам»?

Киевская Русь в период правления Ярослава Мудрого

Русской правды, введение нового (родового) порядка наследования, основанного на принципе старшинства. Внешняя политика: разгром печенегов в 1036 г., последний русско-византийский д

450.7kb.

16 12 2014
3 стр.


Киевская Русь в период правления Ярослава Мудрого

Но печаль в глазах, такая лучистая и глубокая, вся эта милая свежесть, вся эта волнующая красота, не есть ли уже отражение русской души, готовой осознать свой особый удел с его тра

277.08kb.

26 09 2014
1 стр.


2011 год. Автобусные туры Киев с 29 апреля – 3 мая – автобусный тур «Киевская Русь»

Киев с 29 апреля – 3 мая – автобусный тур «Киевская Русь», г-ца «Русь» проживание, 2-х разовое питание, обзорная по городу, пешеходная экскурсия «Древний Киев» с Софийским собором,

20.66kb.

04 09 2014
1 стр.


Святая Русь. “Русская правда” и завещание великого князя Ярослава Мудрого

Правда Ярославичей”. Хранители правды и “добрые страдальцы” Русской земли: Владимир Мономах, Мстислав Великий, Мстислав Храбрый, Роман Смоленский и иные

144.68kb.

08 10 2014
1 стр.


«Киевская Русь»
52.03kb.

09 10 2014
1 стр.


Программа Начало в 11 час. Областная филармония Кремль, 8

Выступление хора преподавателей и сотрудников Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого

22.08kb.

11 10 2014
1 стр.


Ііі киевского Международного «Кинорынка Молодость» 24-27 октября 2007 года Кинотеатр «Киевская Русь»

Приветственное слово от представителей Министерства культуры и туризма Украины, Киевской городской государственной администрации

179.67kb.

25 09 2014
1 стр.


Ббк: 91. 9: 83 к 17 Календарь знаменательных и

Календарь знаменательных и памятных дат на 2013 год [Текст] : календарь / сост.: Т. А. Труфанова, Е. А. Романцева. Ярославль : мук цсдб г. Ярославля, цдб им. Ярослава Мудрого, 2012

777.8kb.

12 10 2014
14 стр.