Алексеева Нина Сергеева, гимназия № 36 г. Иванова
Классный час по программе нравственного и патриотического воспитания для учащихся девятого класса
«Патриотизм – это…»
Цели занятия
1. Выяснение позиции учащихся по данному вопросу.
2. Осознание значение Родины для человека.
3. Формирование гражданской позиции и желания трудиться на благо общества.
Этап 1. Выяснение знаний учащихся по данной теме.
Перед учащимися ставится задача продолжить фразу: «Патриотизм – это…».
Варианты ответов учитель записывает на доске. В конце обсуждения зачитывается определение из словаря.
Этап 2. Создание проблемной ситуации.
Для этого задается вопрос: «Зачем человеку нужен патриотизм?». Ведь он предполагает ответственность за страну, иногда приходится рисковать жизнью, пренебрегать своими интересами ради интересов Родины. А чем меньше ответственности, тем легче жизнь.
Обычно ученики не могут сразу ответить на этот вопрос, он вызывает у них замешательство.
И я предлагаю на время отложить решение этого вопроса и задаю другой:
- Вы любите Родину?
Часть детей сразу же отвечает утвердительно, но встречаются и такие, кто признается, что хотел бы уехать жить в другую страну, где условия жизни более комфортные.
Этап 3. Дискуссионный.
Это очень сложная ситуация для учителя, и на нее нужно обязательно отреагировать, не отрицая права детей иметь свою точку зрения.
В такой ситуации я провожу мини-дискуссию, опираясь на детей, заявивших о своем патриотизме.
Проблема может быть рассмотрена в нескольких аспектах:
1. Предлагается обсудить отношение коренных жителей страны к тем, кто приехал «на готовенькое», и те требования, которые принявшее государство будет предъявлять к иммигрантам (квалификация, исполнение законов, знание языка и т.д.).
2. Предлагается обсудить вопрос о том, что дискутирующие вкладывают в понятие Родина. Обычно выделяются следующие компоненты понятия: природа страны, живущие там люди, властные структуры. Далее выясняется, что же вызывает неприятие. Чаще всего учащиеся заявляют, что их не устраивают действия законодательной и исполнительной власти. Дальнейшие выводы о возможности влиять на ситуацию дети уже в состоянии сделать сами.
Затем разговор продолжается с опорой на позицию патриотов, и вопрос формулируется следующим образом:
- Вы утверждаете, что любите свою Родину, а как вы это делаете?
Такая формулировка вопроса вновь вызывает недоумение, и я предлагаю «подсказку»:
- С чем чаще всего сравнивают любовь к Родине?
- С любовью к матери, - уверенно отвечают учащиеся.
- Вы любите свою маму?
Ответы однозначно утвердительные.
- А как вы это делаете?
И начинается обсуждение, в результате которого учащиеся приходят к выводу, что истинная любовь включает в себя не только чувство (эмоции), но и действие. Мы заботимся о тех, кого любим, поддерживаем их, помогаем, стараемся сделать так, чтобы им было хорошо, чтобы они были счастливы.
Теперь уже легче обсуждать вопрос о том, как проявляется у человека любовь к Родине. Теперь можно предложить назвать черты, характерные для человека-патриота.
Список особенностей поведения, характеризующих гражданина-патриота, учитель со слов детей записывает на доске. Теперь это уже понятия, характеризующие деятельность: защищает, улучшает, заботится, работает на благо и т.д.
Этап 4. Самооценочный.
Теперь можно предложить ученикам оценить степень своего патриотизма по составленному на доске списку качеств гражданина, делая скидку на возраст и дееспособность.
Этап 5. Разрешение проблемной ситуации.
Гимназисты объединяются в группы и пытаются найти ответ на вопрос, поставленный в начале занятия: «Зачем человеку нужен патриотизм?».
Учащиеся могут разрешить этот вопрос с позиции морали и нравственности, самооценки и самоуважения личности, прагматизма или других позиций.
Этап 6. Рефлексия.
Можно попросить учащихся ответить на вопросы:
- Что вы чувствовали при обсуждении вопросов?
- Что нового вы узнали сегодня о себе?
Этап 7. Направляющий.
Если в школе в данный момент проводятся какие-либо патриотические акции или акции помощи, то нужно предложить детям в них поучаствовать, показав, что это и есть патриотизм в действии. Что именно такое поведение сделает нас всех и нашу страну лучше. Если таких акций в данный момент нет, то следует предложить детям самим подумать, какую практическую пользу они могли бы принести своей стране, школе или людям в ближайшее время. Предложить им стать инициаторами патриотической акции.