Целью конференции было обсуждение ключевых проблем, возникающих при оценке объектов культурного наследия, в частности при необходимости их учета, страхования и инвестирования. Также рассматривались вопросы сохранения памятников, необходимость их реставрации и методике определения предмета охраны.
Актуальность проведения конференции также была обусловлена принятием Верховной Радой во втором чтении проекта Закона Украины «О перечне памятников культурного наследия, не подлежащих приватизации» и подписании Закона Президентом.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ 15 октября
Не случайно было выбрано и место проведения конференции. Обсуждение насущных проблем происходило в Доме архитектора, памятнике архитектуры и градостроительства, постройки 1554 г. в Пороховой башне («Порохова вежа»). Залы старинного здания как нельзя лучше подчеркивали необходимость темы конференции. В президиуме – Б.Г.Возницкий, директор Львовской галереи искусств; В.Н. Шалаев, председатель Украинского общества оценщиков; Б.Ф. Омецинский, председатель экспертной комиссии по вопросам развития туризма и рекреации при Президенте Украины.
С вступительным словом выступил председатель президиума конференции, председатель Украинского общества оценщиков В.Н.Шалаев.
Далее с докладом выступил Председатель экспертной комиссии по вопросам развития туризма и рекреации при Президенте Украины Б.Ф.Омецинский. Необходимость разработки нормативно-методического обеспечения процесса инвестирования в развитие объектов культурного наследия, создание туристической инфраструктуры на основе объектов культурного наследия - основные вопросы, которые требуют немедленного решения. Возможность увеличения потока туристов создаст реальную возможность создания фонда, из которого будет проводится реставрация разрушающихся памятников архитектуры и будут создаваться благоприятные условия для сохранения многочисленных памятников архитектуры, которыми так богата наша страна.
Доцент кафедры истории и художественных основ архитектуры Национального университета «Львовская политехника» О.И.Ремешило-Рибчинская в своем докладе обратила внимание на проблемы восстановления архитектурных ансамблей, замков и резиденций 17-18 веков на примере Подгорецкого замка (с. Підгірці). Проблемы с финансированием реставрационных работ, возникающие трудности при восстановлении древних замков, несовершенство законодательства Украины – вот основные пункты доклада пани Оресты. Активный деятель, человек небезразличный к вопросам сохранения памятников истории и архитектуры, О.И.Ремешило-Рибчинская в достаточно эмоциональной форме очень четко обрисовала нынешнее состояние большинства уникальных сооружений прошлого, которые нуждаются в незамедлительных действиях, направленных на их восстановление и дальнейшее сохранение. Подвергнув сомнению целесообразность передачи памятников в частную собственность, основной акцент она сделала на необходимости создания государственной программы по охране и реставрации наиболее значимых объектов культурного наследия.
О государственном регулировании оборота культурных ценностей в своем докладе говорил директор науч ных программ Музея национального культурного наследия «Платар», профессор КНТЭУ Индутный В.В. Среди насущных проблем Владимир Васильевич отметил отсутствие современных инструктивных документов касательно оценки для учета, отчетности и страхования объектов культурного наследия, а также оценки ущерба в случае повреждения или уничтожения памятника. Большой интерес со стороны участников конференции вызвали нестандартные подходы к оценке объектов культурного наследия, а также вопросы прогнозирования стоимости культурных ценностей. Совершенно новые принципы оценки культурных ценностей, освещенные в докладе, позволяют под другим углом посмотреть на вопросы владения и распоряжения культурными ценностями.
Отсутствие в Украине законодательно утвержденного регламента общей классификации и оценки памятников - основная проблема, решение которой поможет не только создать Государственный реестр национального культурного наследия, но и будет способствовать защите и сохранению объектов национальной культуры.
О вопросах сохранения памятников, их реставрации и реконструкции также говорилось в докладе руководителя Одесского филиала Украинского общества оценщиков Кузьменко В.Г. Основной темой доклада являлось рассмотрение проблем, с которыми сталкиваются оценщики при определении стоимости памятников градостроительства и архитектуры, необходимость усовершенствования методики денежной оценки памятников касательно учета ценности объекта.
Ключевые аспекты оценки памятников истории, архитектуры и градостроительства были рассмотрены в докладе научного руководителя лаборатории оценки недвижимости, реконструкции и модернизации зданий ОАБТ, профессора кафедры архитектурных конструкций М.Т.Гликмана.
Являясь одним из основных разработчиков «Методических рекомендаций по экспертной оценки стоимости памятников градостроительства и архитектуры для Одесского региона», которые в дальнейшем легли в основу «Методики денежной оценки памятников» (N 1447 от 26.09.2002 р.), Михаил Тевельевич особое внимание уделил специфике определения ценностных характеристик и показателей сохранности памятников, также отметив необходимость внесения определенных корректив и дополнений в действующую «Методику денежной оценки памятников». В частности, в вопросах более четкого разделения памятников по категориям, с уточнением трактовки инвестиционной стоимости и таких терминов как показатель сохранности в увязке с коэффициентами, учитывающими различные виды ценности памятника, спецификой учета земельного компонента в рамках пятна застройки и в целом по зоне охраны памятника и т.д.
Руководитель Научно-технического центра экспертизы недвижимости Ю.В.Крумелис в своем докладе затронул другой аспект оценки памятников – особенности разработки и составления сметной документации по реставрации объектов культурного наследия. В докладе был поднят вопрос о необходимости постоянного повышения профессионализма в области экспертизы технического состояния зданий и сооружений. В особенности, важен этот вопрос касательно зданий-памятников градостроительства и архитектуры.
Национальный заповедник «София Киевская» насчитывает 54 памятника архитектуры. В реестре памятников архитектуры Украины «София Киевская» числится первой. Уникальность этого архитектурно-исторического ансамбля, редчайших фресок и мозаик, сохранившихся со времен строительства собора, признана учеными всего мира. В 1992 году «София Киевская» была внесена в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В докладе основной акцент был сделан на необходимости сохранения и проблемах реставрации памятников национального значения, об их значении для развития национального самосознания будущих поколений.
София Киевская - ансамбль Софийского собора был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри Собора сохранилось множество древних фресок и мозаик, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта. Софийский собор стал первым внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины. |
Подвел итоги первого дня конференции председатель президиума В.Н.Шалаев. Отметив еще раз актуальность темы проведения конференции, необходимость усовершенствования законодательно-методической базы и необходимости проведения комплексных мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, он поблагодарил всех участников и организаторов конференции. Собравшиеся, в свою очередь, выразили благодарность организаторам мероприятия и предложили и в дальнейшем оказывать посильную консультационную помощь в решении вопросов, возникающих при оценке объектов культурного наследия.
Далее для участников конференции представилась возможность осмотреть достопримечательности города Львова самостоятельно.
ДЕНЬ ВТОРОЙ 16 октября
Второй день конференции был посвящен ознакомлению с архитектурными памятниками Львовской области. Обсуждение актуальных проблем оценки было перенесено из залов Пороховой башни под своды старинных замков.
Несмотря на обещания Гидрометцентра, природа всячески способствовала загородным прогулкам по огромным территориям древних замков и крепостей.
В настоящее время забота о замках, расположенных во Львовской области, целиком и полностью лежит на плечах директора Львовской галереи искусств Б.Ф.Возницком.
Борис Григорьевич Возницкий (родился 16 апреля 1926 года, Ульбаров, Польша, ныне Ровенская область, Украина) — академик Украинской академии искусств, Герой Украины, лауреат Национальной премии имени Тараса Шевченко, искусствовед, директор Львовской галереи искусств, президент Украинского национального Комитета международного Совета музеев (JCOM) от UNESCO. Доктор Honorіs causa Варшавской Академии искусств, почётный член Академии искусств Украины. .
|
Необычный человек с необычной биографией, который на сегодняшний день, наверное, единственный, о ком можно сказать - поднял замки из руин. Всю свою жизнь беззаветно служащий музейному делу, он буквально по крохам собрал неимоверную коллекцию предметов сакрального искусства.
Усилиями Бориса Григорьевича Львовская область является первой среди областей Украины по объемам музейных фондов. Львовские музеи, среди которых Картинная галерея - наикрупнейший, - это 50-60 процентов всего музейного достояния страны. В настоящий момент под контролем директора Картинной галереи - 47 объектов культурного наследия общей площадью 24 тысячи квадратных метров и 200 гектаров земли, включительно с летописным городищем Плиснесько (VIII-XIII столетий) и тремя парками.
По инициативе Бориса Возницкого старинные замки Галиции Олеский, Золочевский, Подгорецкий и Свиржский вошли в состав Львовской галереи искусств и в прямом смысле слова «восстали из руин». Благодаря Возницкому современникам стало известно имя скульптора Иоганна Пинзеля. Борис Возницкий основал ряд музеев: Музей первопечатника Ивана Федорова, музей-усадьбу Шашкевича, Музей «Русалки Днестровой», Музей древнейших памятников Львова. Он занимался восстановлением оборонительной башни в Пятничанах, сохранением Бернардинского костёла во Львове, реставрацией часовни Боимов.
Бориса Григорьевича называют «ангелом-хранителем» украинских музеев. Известный деятель, искусствовед, собиратель музейных экспонатов - благодаря нему мы имеем возможность видеть десятки тысяч памятников культуры.
Первым для участников конференции во всей красе предстал Золочевский Замок.
Первое упоминание о 3олочеве датировано 1442 годом. Магдебургское право город получил 15 марта 1523 года. На тот момент здесь существовала крупная армянская колония.
В 1532 году владелец Золочева Станислав Сенинский продал его Андрею Гурко, познанскому кастеляну. Затем город Золочев и крепость перешли к Якубу Собескому. Последний начал активное усовершенствование оборонительной системы замка, в частности укрепил его четырьмя бастионами. Длина каждой оборонительной стены составляла свыше 100 м и достигала 11 м в высоту. Оборонительный ров, окружавший золочевский замок, водой не наполнялся, однако имел приличную глубину, а в его дно были вбиты колья. Валы перед стенами обустроили таким образом, что в случае вражеского нападения пушечные ядра попадали в земляные насыпи, не повреждая облицовочной плитки стен.
В XIX веке бастионы играли лишь декоративную роль. Каждую из башен украшали каменные плиты с гербами Янина, Годзава, Равича и Гербурта и буквами J.S.K.K.SK. (Jakob Sobieski, Krajczy Koronny, Starosta Krasnostawski). Въездные ворота были оборудованы разводным мостом и украшены единственными в городе часами. Под главными воротами начинался потайной подземный ход, позволявший покинуть осажденную крепость. На фото мы видим ренессансное помещение королевского замка, сохраненное с давних времен, а также Китайский дворец. Известно, что Китайский дворец был построен королем Яном ІІІ Собеским для своей жены Марии-Казимиры де Аркуйон, которую он безумно любил. Появление Китайского дворца связывают также с модой, которой следовала тогда местная шляхта. Желая иметь что-нибудь экзотическое, магнаты даже гримировали дворцовых казачков, превращая Петрусей и Иванков в маленьких негров и «китайчиков». Сегодня в золочевском дворце представлены экспонаты, составляющие часть восточной коллекции Львовской галереи искусств.
В XVІІ веке Золочевский замок славился своим уровнем комфорта. Здесь было несколько ультрасовременных на то время ватерклозетов (для сравнения, в нынешнем музее есть лишь один!). В отдельной комнате находилась дверь в потайной ход, соединявший кабинет короля и сокровищницу. Предполагают, что это могло быть так называемое «длинное ухо» - система, при помощи которой удавалось прослушивать разговоры прислуги, располагавшейся на первом этаже. Из кабинета короля еще один потайной ход вел на оборонительные валы. В любое время король, не замеченный своими слугами, мог покинуть замок.
В 1672 году Золочевский замок разрушили турецкие войска, а после его в озвращения польскому государству те же пленные турки отстроили сооружение. После смерти Яна ІІІ в золочевском замке иногда жил принц Яков (умер в 1737 году). 3атем замок вместе с другими имениями стал собственностью семьи Радзивиллов и со временем пришел в упадок. В 1802 году 3олочев купили помещики Комарницкие, приспособившие здания под жилые помещения. В 1840 году хозяева продали крепость австрийскому правительству под военные казармы. С 1872 года здесь была также организована тюрьма.
Еще одной достопримечательностью замка являются два огромных камня, найденные близ города, за селом Новоселки. Один из них исписан готическими буквами. На другом - два переплетенных венка, терновый и маковый. Один означает «страдания», другой «смерть». На месте пересечения с неизвестной целью проделано отверстие. Борис Григорьевич рассказывает о существовании третьего камня. По преданию – это три камня тамплиеров, которые несут тайную информацию, расшифровать которую до сих пор никому не удалось.
После обеда в Золочевском замке участники конференции отправились в Подгорецкий замок.
В 1682 году Станислав Конецпольский-младший отписал часть своих владений вместе с Подгорцами королевичу Якубу Собескому, и таким образом они попали к Константину Собескому - младшему сыну короля Яна В 1720 году дворец вместе с окрестными селами выкупили магнаты Жевуские за 201 000 злотых. Они также построили костел Св. Иосифа (1752-1763), который стоит при входе в замок. В лицах фигур святых (их 7), которые украшают костел, можно найти похожие черты членов семьи Жевуских. Во время владения Жевускими подгорецким замком, тут было место развлечений и пышных пиров. Замок украшали множество разнообразных произведений искусства (одних лишь портретов насчитывалось 72), книг, оружия, мебели.
Во дворец перенесли фрагмент стола, на котором родился Ян; обустроили кармазиновую комнату, зеленый, золотой и китайский кабинеты. Практически постоянно во дворце гостила местная шляхта. Специально для приезжих рядом с замком выстроили корчму - постоялый двор. Ее остатки сохранились до наших дней. Для многочисленных гостей организовали даже частный оркестр и театр. В окрестных лесах охотились. Однако со временем дворец начал приходить в упадок, многие ценные произведения искусства исчезли. Последними хозяевами Подгорцев была семья Сангушко. Роман Сангушко перед началом. Второй мировой войны вывез ценнейшие произведения искусства в Бразилию. Они и сейчас хранятся в фамильной фундации в г. Сан-Пауло.
В 1 956 году вспыхнул большой пожар - и от дворца остались одни стены.В 60-х годах сооружение частично отреставрировали. Со временем здесь открыли областной санаторий для больных туберкулезом.
С 1997 года замок передан Львовской галерее искусств, и с того времени здесь под руководством Бориса Григорьевича Возницкого ведутся реставрационные работы. Обойдя замок с тыльной стороны, Вам покажется, что подобное сооружение Вы уже где-то видели. И не удивительно. Ведь здесь снимали сцены из любимого всеми фильма «Три мушкетера».
Часть уцелевших жителей смогла перебраться в Олеско, где начали строительство новой крепости. Сегодня известно, что в 1340-1366 годах Олеско принадлежало последнему галицко-волынскому князю - Дмитрию-Любарту Гедеминовичу. В 1366 году город перешел во владения Александра Кориатовича. Некоторые историки упоминали, что в 1390 году Папа Бонифаций IX своей буллой подарил замок Галицкому католическому епископу.
В 1431-1432 годах широкую огласку получило восстание бояр края во главе с Ивашкой-Богданом Преслужичем из Рогатина, приверженцем князя Свидригайло. Гарнизон замка шесть недель противостоял войскам короля Ягайло. В 1605 году Олеский замок и вся округа перешли в собственность руського магната Ивана Даниловича. Тогда в замке служил отец Богдана Хмельницкого - Михаил. Сохранилась романтическая легенда, повествующая о том, что шляхтич Адам Жулкевский хотел вступить в брак с дочерью И. Даниловича. Во время игры в карты отец девушки категорически отказал претенденту, и тот в отчаянии покончил с собой ...
В 1636 году род Даниловича прервался, а его огромные имения по родственным связям отошли к Якубу Собескому - отцу будущего короля Яна III. С личностью последнего связана еще одна замковая легенда. Мальчик родился в замке в 1629 году. Во время родов крепость была окружена татарами, и ко всему началась сильная гроза. Когда повитуха положила только что родившегося младенца на мраморный стол, грянул страшный гром, стол треснул, а прислуга оглохла. Сразу же появилось пророчество, что новорожденный будет необычным человеком. И в самом деле, Ян III стал одним из величайших польских королей-воителей. Десять лет спустя в замке родился другой будущий король Польши - Михаил Корибут Вишневецкий. Во времена Яна III Собеского замок получил статус королевской резиденции. О его оформлении особенно заботилась жена короля Мария-Казимира де Аркуйон, известная в польской истории как Марысенька. После смерти монарха здесь владычествовал его сын - Якуб.
В 1725 году другой Собеский, Константин, продал Олеско семье Жевуских. Эта династия имела своеобразное видение перспектив развития как замка, так и собственной жизни в целом. Особенно прославился чудачествами С. Жевуский: он больше заботился о поисках мифических сокровищ и «философского камня», чем о делах собственных имений. Как результат, уже в 1820 году замок пребывал в запустении. В 1882 году он как памятник государственного значения перешел в ведение «Общества опеки над замком».
Крепость также преследовали и стихийные бедствия. В 1838 году из-за сильного землетрясения стены так потрескались, что в отдельных местах сквозь щели мог пройти человек. В 1951 году от удара молнии замок сгорел дотла. Его восстановление и повторное открытие состоялось лишь в 1975 году. С того времени это филиал Львовской галереи искусств и один из интереснейших музеев Украины.
Рядом с замком находится здание монастыря ордена Капуцинов (1739). Фундаторами костела Юзефа и Антонины была семья Жевуских. Капуцины - своеобразный монашеский орден, основанный в конце XVI века. Для многих они известны благодаря монаху Марко д'Авиано. Накануне битвы с турками при Вене его послали примирить протестантов и католиков. Говорят, именно он первым приготовил кофе па специальному рецепту. Цвет напитка напоминал цвет монашеской сутаны капуцинов, поэтому кофе и получил название «капучино».
Эти монахи всегда ходили босыми, могли носить бороды, что для католиков нетипично. Капуцины были знаменитыми аптекарями. В Олеско стал популярен так называемый «культ скелета». Тело умершего монаха помещали в один из пяти павильонов на территории монастыря и хоронили лишь тогда, когда оно разлагалось до костей. Один из монахов в день св. Антония утонул в колодце, чем испортил всем праздник. С тех пор его привидение бродит вокруг замка.
Во время австро-венгерского владычества монастырь был распущен. В настоящее время помещения используют в качестве хранилища многочисленных произведений искусства, которые позже будут перенесены в экспозиции замков в Олеско, Подгорцах и Золочеве.
В завершении второго для участников конференции в зале Олесского замка был устроен торжественный ужин с костюмированным представлением. Девушки в старинных костюмах сначала сами исполнили танцы, а затем пригласили участников конференции присоединиться к ним. После краткого мастер-класса оказалось, что овладеть искусством древних танцев вполне по силам участникам конференции.
После танцевального выступления перед собравшимися выступили рыцари. Бой на мечах, стены древнего замка, деревянная мебель и глиняная посуда, напитки и кушанья, приготовленные по старинным рецептам – все это как машина времени переносило присутствующие на несколько веков назад.
За 30 лет Олесский замок посетило 3 миллиона человек. Сейчас здесь расположено 2500 экспонатов. Только благодаря настойчивости Б.Г. Возницкого уже 14-й год отстраивают Золочевский замок, пятый год — Подгорецкий. За восемь лет отреставрировали дворец графа Потоцкого, где в прошлом году разместили произведения западноевропейского искусства XVI-XVIII веков. Сегодня это собрание шедевров знатоки называют Украинским Лувром.
В третий день конференции Борис Григорьевич Возницкий провел экскурсию по уникальному памятнику истории – Дворцу графа Потоцкого.
Дворец Потоцких был построен в 1880 году по проекту французского архитектора Людвига де Верни при участии львовского архитектора Юхнана Цибульского на месте небольшой усадьбы, также принадлежавшей Потоцким.
В то время в Европе была широко распространена мода на французскую архитектуру, подобные дворцы строили от Португалии до Урала. Сами Потоцкие имели за пределами Львова много различных домов и имений с дворцами, парками и озерами. Поэтому Львовский дворец был возведен — как дворец для приемов и важных встреч.
Территория, на которой решили построить дворец, как нельзя лучше подходила для этих целей. Даже после того, как значительная часть земли Потоцких была продана под городскую жилищную застройку, ее размеры впечатляют.
Первоначально здесь располагался большой парк. Уже в конце XIX начале XX веков вокруг дворца Потоцких возвели целый ряд многоэтажных домов, которые, как правило, выходили передними фасадами на улицу, а задними в сторону дворца.
Для приемов во дворце Потоцких было предусмотрено все: места для подъезда экипажа, встреч и приемов гостей, комнаты для одежды, многочисленные гостиные. Общая площадь дворца составляет 3100 квадратных метров. Из них цокольный этаж занимает 900 кв. м, первый этаж, предназначенный для приемов, 800 кв. м.
В 1996 году рядом со зданием был возведён Львовский дворец искусств. Вскоре, в 2000-х годах дворец Потоцких был передан Львовской галерее искусств.
Благодаря Борису Григорьевичу Возницкому в 2000 году началась реставрация уникального памятника архитектуры.
В последнее время после долгих дискуссий было решено возвратить дворцу Потоцких его былое предназначение и совместить в нем галерею искусств и место для приема важных гостей. Для этого на время международных приемов здесь будут вывешены флаги участников встреч. Так же поступили поляки с замком Потоцких в городе Лянцут.
На первом этапе восстановительных работ здание дворца требовало не столько вмешательства реставраторов, сколько специалистов, которые бы устранили его аварийное состояние, - рассказывает Борис Григорьевич.
Детальный осмотр сооружения показал плачевное состояние его инженерных сетей. В неприглядном виде пребывали также интерьеры. В свое время при устройстве центрального отопления рабочие, не считаясь с ценным убранством стен, мраморными украшениями крепили к стенам железными костылями трубы и батареи.
Сегодня благодаря энтузиазму Б.Г.Возницкого львовская коллекция живописи — одна из лучших в Европе. Часть картин, как и прежде, располагается во дворце Потоцких среди старинных каминов, зеркал, бронзовых и мраморных украшений. Эти картины дополняют интерьеры.
08 10 2014
1 стр.
08 10 2014
28 стр.
16 12 2014
1 стр.
16 12 2014
1 стр.
23 09 2014
1 стр.
14 12 2014
3 стр.
13 10 2014
16 стр.
17 12 2014
13 стр.