Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
описание: c:\documents and settings\администратор\мои документы\мои рисунки\изображение\изображение 099.jpg

КОМИТЕТ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕРЕЗНИКИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10

Межрегиональный интернет-конкурс для школьников

«Летопись родного края»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

(НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИРОДНОГО ЗАПОВЕДНИКА «ВИШЕРСКИЙ»)




Исследовательскую работу выполнила:

Острякова Анна, ученица 11/8 класса

Руководитель:

Мочалова Ольга Андреевна,

преподаватель географии


город Березники, 2012 год
Оглавление

Введение ……………………………………………………………..…………………..3

1 Теоретическая глава. Экологический туризм: проблемы и пути их решения...…5


    1. Экскурс в историю экологии ……………………………………………………….5

    2. Описание проблемы………………………………………………………………….6

  1. Практическая глава. Экологический туризм: проблемы и пути их решения

(на примере Государственного природного заповедника «Вишерский»)..…….….8

2.1 Сбор материала, его анализ и обобщение…………………………………….8

2.2 Вывод…………………………………………………………………….…..…16

Заключение ……………………………………………………………………….……18

Библиографический список…………………………………………………….……..21

Приложения



Введение





«Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!»

Е. Евтушенко










«…Пермский край, конечно, не Новая Зеландия, но стоит помнить, что только «Вишерский» с его водопадами, лесными реками, уникальными лесными и горными массивами – это 241 тысяча (!) гектаров…»1

…Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: «А почему это именно так, а не иначе?». С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ2. Вот оно – начало поиска, начало исследования…



Актуальность исследовательской работы в том, что проблема загрязнения лесов Вишерского заповедника и других лесных массивов бытовыми отходами - это проблема каждого конкретного человека.

Практическая ценность в том, что разработанные, в ходе исследовательской деятельности, памятка, буклет, презентация, анкета могут применяться на уроках географии, краеведения, классных часах и во внеурочной деятельности.

Объект исследовательского проекта - Государственный природный заповедник «Вишерский».

Предмет исследования: решение проблемы загрязнения природы бытовыми отходами, которые оставляют туристические группы на пути следования по маршрутам путешествий.

Цель: расширение и углубление знаний о природном наследии Земли через повышение интереса к познанию географии родного края
Задачи:

- получить возможность реализовать интерес к краеведению, как одному из направлений географии

- расширить собственный кругозор

- развить познавательный интерес, мыслительный процесс, умение самостоятельно добывать знания; свое умение работать с научно-популярной и справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы



Методы исследования:

- анкетирование

- поиск, изучение и сбор архивных материалов, информации из сети Интернет

- анализ и обобщение собранных данных.



Основные предполагаемые результаты исследования:

- формирование патриотизма, гражданственности, экологической культуры и культуры безопасной жизнедеятельности

- развитие нравственных, социально значимых качеств личности, адаптированной к жизни и деятельности в современном обществе

- положительная динамика развития качества знаний

- развитие положительной мотивации к учению

- формирование навыков исследовательской работы




1 Теоретическая глава. Экологический туризм: проблемы и пути их решения
1.1 Экскурс в историю экологии
Экология (в буквальном смысле наука о местообитании) – наука, изучающая взаимосвязь живой и неживой природы. Никогда еще за всю историю существования человечества проблема загрязнения экологии нашей планеты не стояла так остро, как в наше время. И этому факту есть свои объективные причины, о некоторых из них мы поговорим в работе, попробуем проанализировать ситуацию и рассказать о методах, которые предпринимаются или должны быть предприняты для устранения возникшего экологического кризиса3.

Не секрет, что краеугольным камнем возникшей ситуации является научный прогресс, явивший миру в двадцатом веке многие технологические новшества во всех существующих областях промышленности. Именно в прошлом столетии человечество, получив технологическую поддержку, принялось наиболее активно использовать природные ресурсы планеты, не уделяя должного внимания защите экологии. Действительно, технологический прогресс подарил миру множество открытий и технических новшеств, увеличил уровень жизни во многих странах, но он, же и стал тем катализатором, который привел к загрязнению окружающей среды в глобальных мировых масштабах!

Вспомним историю. Что случилось в 40-е и 50-е годы прошлого столетия? Появление нового страшного оружия, а именно атомной бомбы и последующие ее испытания во многих регионах Земного шара. Экологии планеты был нанесен колоссальный ущерб. И это лишь один из примеров неразумного использования преимуществ технологического прогресса в угоду властным амбициям, заложенным в самой человеческой сути, как индивидуумов, способных к разрушению всего вокруг. Наша израненная планета устала выдавать авансы человечеству, и именно сейчас настал тот самый переломный момент, когда нужно остановиться и направить все силы на сохранение экологии, пока мы сами не разрушили мир, наш родной дом в котором мы живем лишь благодаря благоприятной окружающей среде4!
1.2 Описание проблемы
Американские ученые (Институт мировых ресурсов, Вашингтон США) провели анализ изменения площади лесов на нашей планете за последние 8 тысяч лет. Результаты этой работы приведены в статье «Последние неосвоенные леса: экологические и экономические системы, балансирующие на грани»5. В ходе исследований установлено, что на нашей планете территория, занятая лесами, сократилась вдвое, а первичных лесов, которые развивались без всякого вмешательства человека, не подвергались рубке, осталось всего 22% от их первоначальной площади. Большие массивы таких лесов сохранились только в России, Бразилии и Канаде. На долю России приходится 29 % первичных лесов, это главным образом Сибирь, на долю Бразилии приходится 25% (бассейн Амазонки) и 17% - это северные леса Канады. В Европе первичных лесов (без России) сохранилось всего 0,3%, то есть какие-то небольшие разрозненные клочки. Когда к нам стали приезжать иностранцы, то их поразило, что в таком первозданном виде сохранился обширный участок леса, который не подвергался воздействию человека, за исключением охоты.

На мой взгляд, проблема загрязнения природы бытовыми отходами, которые оставляют туристические группы на пути следования по маршрутам путешествий, является следствием того, что в последнее десятилетие, в период социально-экономического кризиса в стране, противоречия между сторонниками разных течений в заповедном бизнесе резко обострились6. В условиях дефицита финансирования начались поиски новых подходов в деятельности заповедников, которые могли бы помочь им выжить в новых условиях. Наиболее заманчивым примером в этом отношении стали американские национальные парки, где активно используются рекреационные ресурсы в форме экологического туризма7. Зародилась даже идея о частичной «коммерциализации» деятельности заповедников. Против механического заимствования образцов, напоминающих национальные парки США возникших на иной культурно-исторической основе, выступили некоторые известные ученые, которые отметили, что такое преобразование равносильно разрушению без какого-либо позитивного результата. Несмотря на это, грань между собственно заповедниками и национальными парками, большинство которых у нас в стране возникло в последние десятилетия, стала явно прозрачной. Практически на обе формы особо охраняемых территорий возложены три одинаковые функции: природоохранная, научно-исследовательская и эколого-просветительская. Варьируют лишь их приоритеты. Если в заповедниках на первом месте ставятся природоохранная и научно-исследовательская задачи, то в национальных парках – природоохранная и эколого-просветительская8.

Стоит отметить, что активный туризм в современных экономических условиях является, по-видимому, одной из наиболее доступных форм удовлетворения потребностей населения в отдыхе. При этом он четко выделяется среди других видов рекреационных занятий благодаря особенностям использования природного потенциала территории. Так, активный туризм предъявляет ряд специфических требований к условиям природной среды и в то же время характеризуется значительно меньшим по сравнению с другими видами деятельности, в том числе рекреационными, отрицательным влиянием на природный территориальный комплекс (ПТК). Благодаря богатству потенциала природных условий, Пермский край представляет собой весьма перспективный регион с точки зрения развития туристской деятельности. В пределах области четко выделяются природные территории, привлекающие значительное число поклонников активного туризма.

2 Практическая глава. Экологический туризм: проблемы и пути их решения (на примере Государственного природного заповедника «Вишерский»)


    1. Сбор материала, его анализ и обобщение

Объектом моей исследовательской работы является Государственный природный заповедник «Вишерский»9. Территория заповедника практически не подвергалась крупным хозяйственным воздействиям. Состояние природной среды близко к естественному состоянию и нарушается только глобальным загрязнением атмосферы и рядом локальных антропогенных факторов.

Государственный природный заповедник «Вишерский» образован 26 февраля 1991 года на крайнем северо-востоке Пермской области Красновишерского административного района. Территория заповедника занимает 15,6% площади Красновишерского района и 1,5% площади Пермского края. Согласно различным схемам природного районирования эта территория входит в состав регионов: «Прикамье», «Северный Урал», «Вишерский Урал».

Изучив материалы печатных изданий и информацию из сети Интернет, я узнала, что Государственный заповедник Вишерский — один из десяти крупнейших заповедников Европы. Площадь охраняемой территории 2 412 км2 (241,2 тысяч га). Из них: темнохвойные таёжные леса — 183, 243 тысяч га (76%). Безлесные горные ландшафты — 48,511 тысяч га (20%), болота — 8,789 тысяч га (3,6%), водная поверхность (реки, ручьи, озёрца) — 0,657 тысяч га (0,4%).

По размерам охраняемой территории Вишерский заповедник занимает 6 место среди 39 аналогичных особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Европейской России. Он в 6,3 раза больше другого Прикамского заповедника «Басеги» (0,38 тысяч км2), намного превосходит такие известные европейские государства-карлики, как Лихтенштейн (0,160 тысяч км2), Андорра 0,468 тысяч км2), Монако (1,950 тысяч км2), и практически равен Люксембургу (2,586 тысяч км2).

Минимальная высота охраняемой территории — урез воды реки Вишера в районе урочища «71 квартал» (охранная зона)— 230, 9 метров над уровнем моря.

Самый высокий пункт заповедника — главная вершина хребта Лув-Нёр (Тулымский камень) — 1 469,6 метров над уровнем моря. Этот хребет (по-мансийски — Лув-Нёр, что означает «хребет лошади»), вытянувшийся с юга на север, производит мрачноватое впечатление. Огромная каменная стена с высочайшими вершинами Пермского края словно охраняет мир восточный, сибирский от мира западного, европейского. На многие километры перед хребтом с запада тянутся труднопроходимые мрачные ельники. Эта дремучая тайга защищает путь в Сибирь не хуже неприступных гор. С восточной же стороны Тулым совсем другой, как будто открывшийся для своих доброй стороной. Здесь растут чистые, местами почти парковые ельники с кедрами и светлые лиственничники.

Западный склон Северного Урала — настоящая страна дождей. Редкий день здесь проходит без осадков, при этом большую часть года они выпадают в виде снега. Двигающиеся с Атлантики дождевые тучи не могут перевалить «каменный пояс» и выливаются здесь. Только в середине лета может случиться чудо — неделя без дождей. В верховьях Вишеры снег не выпадает только в июле, да и то не всегда.

Самый дальний постоянно действующий кордон заповедника проходит по реке Мойва, прячущейся в настоящей горной стране. С юга её прикрывает массив Ишерима (1 331,8 метров), с северо-востока над ней нависает Молебный камень (1 322 метров), с северо-запада — Муравьиный камень (1 350 метров над уровнем моря). Все хребты имеют свои мансийские названия, многие имена окутаны легендами.

Молебный камень на языке манси — Ялпынг-Нёр (то есть «священный хребет»). Издавна на его главную вершину Ойка-Чахль (то есть «старик-гора») имели право подниматься только шаманы, наверное, окрестные горы помнят, чья кровь проливалась здесь на жертвеннике столетия назад. Главную вершину Муравьиного камня манси называют Хусь-Ойка — что означает «слуга Ойки», или «слуга старика». Хотя «слуга» выше своего патрона.

С Муравьиного камня открывается вид на Мунин-Тумп. Этот невысокий (924 метров над уровнем моря) горный массив впечатляет своими скальными останцами. У манси есть легенда о том, как они образовались. Её записал ныне покойный директор заповедника Игорь Борисович Попов: «Давным-давно это было. Шли древние враги манси с запада, чтобы отнять оленьи пастбища, места, где много дичи и рыбы. Много дней шли. Устали. Стали ночевать. С одной стороны река Ниолс, с другой Пасар-Я. Утром просыпаются, кто-то плачет. Мансийская женщина плачет. Дорогу потеряла в тумане на горе Люнси-Чахль. Семь дней плачет. Подумала: «Может это злые духи мне вредят». Зарезала самого большого быка из упряжки. Туман сразу улетел куда-то. Стойбище видно. Совсем рядом. Увидели враги стойбище, тугие луки натянули. Хотят стрелять. За Ниолсом кто-то зашевелился тяжело. Земля даже дрожит. Это Хусь-Ойка проснулся. Посмотрел на врагов. Замерли враги. Пошевелиться не могут. Руки устали луки держать. А никто тетиву отпустить не может. Это Хусь-Ойка наколдовал. А сам сигнал Ойка-Чахль даёт. Ойка давно не спит, он все видит. Топнул ногой Ойка-Чахль, закачался хребет. Открылся глаз у одноглазой горы Сампал-Чахль. Посмотрел на врагов одним глазом Нер-Ойка — отец гор. Окаменели враги от страха. Так и стоят семьдесят семь тысяч лет. Руки, у которых уже отвалились, или нога каменная отпала. Рядом валяется с головой. Перестали враги ходить. Назвали гору Армия. А манси гору зовут Мунин-Тумп (Каменная гора). И пасут там оленей. Хороший мох, однако, на Мунин-Тумпе растет…»

У подножия Мунин-Тумпа начинается река Вишера. Ее общая длина от истока до места впадения в Каму составляет 415 километров. Здесь река Пазарья (то есть «большая вода»), или Большая Вишера, сливается с рекой Хальсория (то есть «река с березовой седловины»), или Малой Вишерой.

Рождается Вишера-Пазарья на склоне горы Саклаимсори-Чахль. Эта гора — своеобразный центр Урала. Здесь сходятся границы Свердловской области, Пермского края и республики Коми. Ручьи, сбегающие с её склонов, попадают в бассейны трех великих рек: Оби, Печоры и Вишеры-Камы-Волги. Она же является самой северной точкой Пермского края.

Если бы вопрос о том, кто из двух встречающихся рек полноводнее и древнее, определяли гидрологи, а не жители центральной России в стародавние времена, то все бы знали, что река Вишера впадает в Каспийское море, по пути принимая в себя Каму и Волгу. Сейчас же она — всего лишь одна из красивейших рек Пермского края.

Западный склон Северного Урала — настоящая страна дождей. Редкий день здесь проходит без осадков, при этом большую часть года они выпадают в виде снега. Двигающиеся с Атлантики дождевые тучи не могут перевалить «каменный пояс» и выливаются здесь. Только в середине лета может случиться чудо — неделя без дождей. В верховьях Вишеры снег не выпадает только в июле, да и то не всегда. С Вишерского заповедника начинается крупнейший в Европе массив первозданных лесов, который раскинулся вдоль Уральского хребта до самой полярной тундры. Николай Петрович Рычков (1746–1784) — член экспедиции Пётр - Симона Палласа (1741–1811), совершивший в 1770 году самостоятельную поездку по Северному Уралу, писал об этих лесах: «Кто хочет узнать пространство здешних лесов, тот пусть пойдет в северную часть Соликамского уезда, пройдет все то расстояние, какое к северу ведет к реке Печоре, к востоку к Скифскому океану, и скажет тогда, что он там видел. Без сомнения скажет, что не видел ничего более, как ужасных, темных и необъятного пространства лесов, которых не только наши, но все будущие века обнять не могут. Вот каково пространство северных лесов!»10

Что охраняют и изучают в заповеднике? По сравнению со многими особо охраняемыми природными территориями Европы и Центральной России Вишерский заповедник — настоящий гигант. Для многих европейских природных резерватов, сжатых со всех сторон тисками оживлённых автотрасс, новостроек и сельхозугодий, такая огромная охраняемая площадь — большая и недоступная роскошь. Чем же она оправдана? Как объяснить тот факт, что на северо-восточной окраине Пермской земли полностью исключена из хозяйственного использования столь внушительная территория, богатая лесом, водными ресурсами и полезными ископаемыми? Подобные вопросы часто задаются людьми, впервые сталкивающимися с фактом заповедности Вишерских земель. Такой интерес вполне понятен и нуждается в исчерпывающем пояснении.

Наиболее важные природные и историко-культурные достопримечательности Вишерского Урала, ради сохранения и изучения которых функционирует заповедник, заключаются в следующем:

1. В верховьях Вишеры находится один из крупнейших в Европе массивов эталонного, то есть не знавшего топора, темнохвойного таёжного леса.

2. В заповеднике сосредоточены живописные, уникальные и типичные для Северного Урала горные ландшафты, включающие десятки самобытных памятников природы.

3. По горам Вишерского Урала проходит граница нескольких обширных географических зон — естественных рубежей расселения животных и растений европейского, северного и сибирского происхождения. Поэтому флора и фауна заповедника отличается удивительным многообразием.

4. Заповедная Вишера является естественным природным резерватом для многих ценных видов животных и растений. В частности здесь охраняется дикий северный олень, соболь, европейский хариус, сибирский таймень, кедр и другие виды, весьма редко встречающиеся на землях Европейской России.

5. Вишерский Урал интересен в историко-этнографическом плане, отличается своеобразием топонимики и является последним в Европе районом компактного проживания представителей древнего народа манси. Здесь охраняется и изучается частичка природного и историко-культурного наследия Северного Урала, во многом сохранившая свой естественный первозданный облик. Если отменить заповедный режим и допустить на эту землю промышленные предприятия или многотысячные массы людей, жаждущих свободного общения с миром дикой природы, все перечисленное выше самобытное достояние будет быстро и безвозвратно потеряно.

К сожалению, сейчас большая часть лесов севера Пермского края уже пройдена рубками, и только в этом лесном материке можно увидеть и прочувствовать, какова была северная тайга многие сотни лет назад. Именно она — Парма — дала название Перми и Пермскому краю, а в далекой древности таинственной стране — Биармии…11

В последние десятилетия проблема роста рекреационной нагрузки на заповедную Вишеру стоит достаточно остро. Нередко в популярных брошюрах, книгах, газетных статьях или в сети «Интернет» можно увидеть совершенно противозаконную рекламу туристических маршрутов по землям нашей ООПТ. Неизвестные широкой аудитории авторы этих ярко иллюстрированных «опусов», ни слова не говоря о заповедном статусе Вишерских земель, навязчиво призывают доверчивых сограждан посетить их, то есть прямо нарушить действующее российское законодательство.

Постоянно пополняемая и широко освещаемая в разных источниках информация о природе Вишерского Урала подогревает интерес к этому району среди широких слоев населения. В основном этот интерес выражается в росте числа людей, желающих побывать на охраняемой территории и своими глазами увидеть ее красоты.

Острое желание ощутить волнующую прелесть общения с ненарушенной природой таежного края вполне естественно. Многим любителям путешествий уже не слишком- то приятно проводить свой короткий летний отпуск на Усьве, Койве, Чусовой, Березовой или на той же Вишере в среднем ее течении. В горячей летний сезон на изгаженных тысячами предшественников стоянках, в окружении шумных компаний коллег по туристическому ремеслу совсем не просто уединиться. Однако, упорно стремясь в новые, еще не освоенные заповедные уголки северного Прикамья, люди сами того не сознавая, рубят «сук, на котором сидят». Требуют для себя исключительного положения, увлеченные туристы «экстремалы» забывают о том, что точно так же забраться в заповедную глушь мечтают тысячи их не менее предприимчивых земляков.

Жизнь не стоит на месте. С каждым годом развитие инфраструктуры и транспорта «приближает» к нам некогда удаленные «медвежьи углы» Уральского Севера. Глухие таежные дали, куда еще полвека назад рисковали забираться лишь наиболее крепкие и отчаянные «Туристы-одиночки», стали сравнительно доступны для тысяч сограждан, оснащенных по последнему слову современной техники. Если следуя принципу социальной справедливости, допустить всю эту массу людей в заповедник, здешнему нетронутому миру придет скорый и неизбежный конец. Наполнив очередной кусок Пермской земли морем разноцветных палаток, кострами, туристический поток через некоторое время создаст в верховьях Вишеры полный аналог многолюдной Усьвы или Чусовой. После окончательного рекреационного освоения этой территории многие любители отдыха на природе потеряют к ней интерес, и кинуться искать новые нетронутые угодья, которых, к сожалению, в Пермском крае с каждым годом остается все меньше и меньше12.

Поэтому в строгом заповедном режиме, безусловно, не должно быть никаких исключений, позволяющих проникать на особо охраняемую территорию с рекреационной целью. Но, массовый людской эгоизм - вещь упрямая и с ним нельзя не считаться. В последние десятилетия слишком многие наши сограждане задаются приятно щекочущим душу вопросом: Как же быть, если «нельзя, но очень хочется»? Поэтому острая проблема соблюдения заповедного режима на федеральных ООПТ выходит далеко за рамки Пермского края.

Я считаю, что проведение «экологического» туризма, обязательно повлечет за собой негативное воздействие на природу.

На протяжении трех последних лет, в летние каникулы, я в составе туристических групп школьников, неизменно отправляюсь в поход – сплав по северным рекам Урала. Мы наслаждаемся девственной природой северных лесов, исследуем пещеры, взбираемся на вершины гор, наблюдаем за жизнью жителей леса. И каждый раз по пути следования группы сталкиваемся с человеческой беспечностью, если не сказать более грубо – хамством, по отношению к природе, а значит, и к самим себе, ведь, человек – это тоже часть природы.

Еще в первом походе, думали, чем же лично мы можем помочь природе? Вечером, сидя у костра, под звуки гитары родилась идея, не требующая никаких капиталовложений - просто собирать и уничтожать бытовые отходы, оставленные другими туристами! Для нашей группы такие мероприятия - аксиома человеческого отношения к природе. Признаю, что наши действия – лишь маленькая толика в решении проблемы влияния человека на общее состояние природы в целом, и на территории Государственного заповедника Вишерский – в частности. С целью исследования отношения старшеклассников к проблеме экологии, охраны природных заповедников от загрязнения бытовыми отходами, мною разработана анкета (Приложение 1). В результате проведенного анкетирования среди учеников старших классов, выявлено, что большую часть респондентов вообще не интересуют вопросы экологии. В туристические походы ученики ходят редко, предпочитая активному отдыху «сидение» за компьютером.

Среди тех учащихся, которые ходят в походы, в полной мере проблему утилизации бытовых отходов решают лишь туристические группы, секции; частично – туристические походы с классом; практически не решают данную проблему семейные походы.

Стоит отметить, что после анкетирования, пусть небольшая часть респондентов (23% из числа опрошенных), но все, же проявила желание узнать подробнее информацию о Вишерском государственном заповеднике. Следовательно, цель исследовательской работы точно достигнута.

Радует тот факт, что на вопрос: «Какие предложения по улучшению экологического состояния природы вы можете внести» респонденты дали, следующие ответы: «Предложу родителям убирать за собой мусор», «Уборку мусора возьму на себя», «Поищу в Инете информацию о Вишерском заповеднике, интересно стало», «Предложу классу весной пойти в лес и убрать мусор» и другие. Результаты анкетирования представлены в Приложении 2.

Если и вас заинтересовал Государственный заповедник Вишерский, предлагаю посетить официальный сайт Вишерского заповедника: https://vishera-terra.ru/index.html
2.2 Вывод
Итак, в ходе исследования выяснилось, что загрязнение лесов Вишерского заповедника и других лесных массивов бытовыми отходами - это проблема каждого конкретного человека.

А поскольку эти проблемы общие, то и решать их придется «всем миром». Может быть нужно, вспомнить «хорошо забытое старое». Возобновить работу «лесных» и «зеленых» патрулей, некогда следивших за чистотой лесов. Сформировать бригаду общественников (на базе ГУ Центр занятости населения) и регулярно проводить экологические десанты по уборке мусора в лесных массивах. А главное вспомнить, усвоить и применять на практике известную истину: «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят!»

Вопрос только в том, кто возьмется скоординировать эту работу и наведет порядок в лесу?

Все мы, живущие на прекрасной Земле, должны стать истинными её хозяевами, взять на себя ответственность за сохранение природного наследия, чтобы и впредь, в грядущих веках слагались и звучали песни о красоте природы, о трудолюбивых и достойных людях.

Острая проблема соблюдения заповедного режима на федеральных ООПТ выходит далеко за рамки Пермского края. Чтобы жесткие правила поведения в заповедных местах соблюдались реально, во многих федеральных ООПТ предусмотрено создание специальных буферных зон, ограниченное рекреационное использование которых возможно по предварительному согласованию с дирекцией каждой охраняемой территории.

Подобная буферная зона существует и у заповедника «Вишерский». Она располагается на юге его охраняемой территории и занимает около десяти процентов от общей площади ООПТ. В пределах этого участка с 2007 года действует официально утвержденная экологическая тропа. Пеший или лыжный маршрут по ней очень увлекателен. Путешествуя по эко тропе, организованные группы посетителей могут испытать на себе все прелести не слишком утомительного, но наполненного яркими впечатлениями таежного похода, вдоволь полюбоваться живописными горными пейзажами, запечатлеть их на фото и видео, получить множество положительных эмоций от живого общения с первозданной уральской природой. Любителям водного туризма администрация заповедника предоставляет легальную возможность сплава по реке Вишера от кордона «Лыпья» до урочища «71 квартал».

Для того чтобы сохранить леса для себя и для будущих поколений жителей России, необходимо соблюдать несколько простых правил, которые сформулированы в памятке (Приложение 3) и в буклете (Приложение 4).

А для того, чтобы эти правила легче запомнились, я

подготовила мультимедийную презентацию исследовательского проекта «Экологический туризм: проблемы и пути их решения (на примере Государственного природного заповедника «Вишерский»)». Аннотация к проекту представлена в Приложении 5.

Заключение
Окружающий мир – сложная взаимосвязанная система. Все компоненты в ней имеют свое определенное место, выполняют свою закономерную функцию. Изменение одного компонента ведет за собой изменение другого и всего природного комплекса в целом. Изучать, охранять природу – важная задача сегодня.

В глобальном смысле, при решении проблемы сохранения чистоты окружающей среды, нельзя забывать о природной или социальной плате, которую несет территория, стремящаяся развить туризм. Нетрудно заметить следующее противоречие. Вовлечение тем или иным способом в хозяйственное использование уникальных природно-культурных территорий требует создания образа этих территорий как объектов природы, не испорченных деятельностью человека. Затем, после привлечения массовых туристов, соответствующей нагрузки на природные объекты (а известно, что даже самый щадящий режим использования уникальных природных объектов для нужд туризма требует затрат на их последующее восстановление), образ этот теряет актуальность из-за несоответствия действительности. То же касается социальной платы. На мой взгляд, определять уникальность территории только через уникальность природы – несколько однобокий подход. Под влиянием туристов, привлеченных достаточно экзотичной местной культурой, культурный слой теряет свою глубину и полноту, сводясь лишь к некоторым «лубочным» формам, нивелированному образу жизни, теряя подлинность.

Смысл всего вышесказанного заключается в том, что территориальные органы управления должны развивать стратегию, направленную на привлечение посетителей. Объекты природного наследия, которые относятся к фонду памяти человечества, нельзя отдавать на откуп стихийному рынку. Решение, какое количество туристов территория желает привлечь, должно быть жестко спланировано с учетом долгосрочного прогноза развития. Следует отметить также, что многие интересные в природном отношении регионы способны обеспечить себе привлечение средств, превосходящее средние статические показатели.

Кроме того, думаю, что, подходить к вопросу возможности развития туризма на особо охраняемых природных территориях следует с нескольких позиций. Во-первых, все действия должны содержать долгосрочный план развития с многовариантностью прогнозов. Во-вторых, аспект природной и социальной платы должен превалировать над сиюминутной выгодой. В-третьих, необходимо создание единого механизма регулирования, планирования и управления туристскими потоками, направленными на природно-культурные резерваты. Следует учитывать также степень возможной адаптации природных территорий к развитию туризма.

Рассматривая этот вопрос в более широких рамках, считаю нужным отметить, что развитие активного, познавательного, экологического туризма на уникальных природных территориях края, будет являться частью развития индустрии туризма. То есть закономерен вопрос: будет ли эквивалентен доход от развития туризма на территории края той природной и социальной плате, тем бюджетным расходам на создание инфраструктурных условий развития такового?

И только грамотная маркетинговая политика правительства Пермского края может послужить толчком к переоценке ресурсов территории, позволит изыскать средства для поддержания уникальных природных территорий, помочь развитию территорий различного ранга13.

Конечно, вопрос развития экологического туризма в заповедных зонах актуален не только для нашего региона. Так на рабочей встрече Председателя Правительства России В.В. Путина с Министром природных ресурсов и экологии Ю.П. Трутневым обсуждалась одна из самых больных проблем заповедников и национальных парков - возможность экологического туризма на всей территории Российской Федерации. «…Для местных властей – это возможность развития локального бизнеса. Строительства туристических баз, инфраструктуры, окружающей государственные заповедники. Доход получат и транспортники, и связисты, общепит и туристические агентства…»14.

Ну, а мы - школьники, в свою очередь, будем и дальше целенаправленно вести работу по сохранению чистоты окружающей среды! И пусть это будет нашим вкладом в комплексную очистку от бытового мусора на 7 популярных туристических маршрутах в рамках некоммерческого проекта «Чистый Пермский край» при поддержке Министерства развития предпринимательства и торговли Пермского края, которая проводится Центром экологического туризма «Зеленый ветер».



Библиографический список


3.

А.А. Дрейер, А.Н. Сачков, К.С. Никольский, Ю.И. Маринин, А.В. Миронов, Твердые промышленные и бытовые отходы, их свойства и переработка// «Экология городов», 1997

2.

Борейко В.Е. Три идеологии современного заповедного дела // Гуманитарный экологический журнал, 2001. Выпуск 1. С. 33-42.

1.

Законодательство Российской Федерации

4.

Коган, Е. И., Уткин, Б. Т. О библиографии нашего края // Урал. - 1977

5.

Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир: В 2-х томах / Перевод с английского – М.: Мир, 1993

6.

Окружающая среда: энциклопедический словарь-справочник: Перевод с немецкого – Прогресс, 1993

7.

Черп О. М., Виниченко В. Н. Проблема твердых бытовых отходов: комплексный подход. – М.: Эколайн, Ecologia, 1996

8.

Шапиро С., Флаерти-Зонис К., Либэл Д. Окружающая среда и мировое сообщество: Учеб. пособие / Перевод с английского – Новосибирск, 1995

13.

Вишерский заповедник. Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой» https://letopisi.ru/index.php/Вишерский_заповедник

12.

Журнал «Вокруг света» статья «Заповедник нарушителей границы»

https://www.vokrugsveta.ru/telegraph/theory/840/



11.


Официальный сайт Государственного заповедника Вишерский

https://vishera-terra.ru/index.html



10.

Официальный сайт Министерства развития предпринимательства и торговли Пермского края https://mintorg.permkrai.ru/news/show/4971

9.

Статья «Последние неосвоенные леса: экологические и экономические системы, балансирующие на грани» https://www.komipress.ru/smi/issue.php?id=505071

Приложение 1

АНКЕТА


Экологический туризм: проблемы и пути их решения

(на примере Государственного природного заповедника «Вишерский»)

Предлагаем ответить на поставленные вопросы, каким-либо образом отметив предлагаемые варианты ответов.



1.

Знаете ли вы какую-либо информацию о Государственном заповеднике Вишерский?




а) да

б) нет

в) не думаю об этом

2.

Хотите ли узнать об этом заповеднике?




а) да

б) нет

в) не думаю об этом

3.

Как вы любите отдыхать?




а) дискотека

б) компьютер

в) туристический поход

4.

Как любят отдыхать ваши родители?




а) чтение книг

б) просмотр телепередач

в) туристический поход

5.

Как часто вы ходите в походы?




а) никогда

б) иногда

в) часто

6.

Как правило, вы ходите в поход:




а) с родителями

б) с классом

в) в составе туристической группы

7.

Как вы поступали с мусором в походе?




а) закапывали или сжигали

б) уносили с собой

в) оставляли в лесу

8.

На ваш взгляд наносит ли вред экологии, оставленный в лесу мусор?




а) да

б) нет

в) не думаю об этом

9.

Интересуют ли вас проблемы экологии?




а) да

б) нет

в) не думаю об этом

10.

Почему мусор сегодня - это экологическая проблема?




а) не знаю

б) загрязняет окружающую среду

в) не думаю об этом

11.

Какие предложения по улучшению экологического состояния природы вы можете внести

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Приложение 2

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

Экологический туризм: проблемы и пути их решения

(на примере Государственного природного заповедника «Вишерский»)

Количество респондентов - 150 человек

Как вы любите отдыхать?

Вариант ответа

Количество человек

%

Дискотека

44

9

Компьютер



73

49

Поход



33

22

Итого



150

100





Интересуют ли вас проблемы экологии?

Вариант ответа

Количество человек

%

Да

42

28

Нет

53

35

Не думаю об этом

55

37

Итого

150

100





Знаете ли вы какую-либо информацию о Государственном природном заповеднике «Вишерский»?

Вариант ответа

Количество человек

%

Да

8

5

Нет

121

81

Не думаю об этом

21

14

Итого

150

100





Хотите ли узнать об этом заповеднике?

Вариант ответа

Количество человек

%

Да

35

23

Нет

25

17

Не думаю об этом

90

60

Итого

150

100





Как правило, вы ходите в поход:

Вариант ответа

Количество человек

%

С родителями

3

9

С классом

26

79

В составе туристической группы

4

12

Итого

33

100





Как вы поступали с мусором в походе?

Вариант ответа

Количество человек

%

Закапывали или сжигали

4

12

Уносили с собой

1

3

Оставляли в лесу

28

85

Итого

33

100






Приложение 3

ЛЮДИ, ПОМНИТЕ!!!

i

Будьте предельно осторожны с огнем в лесу. Не оставляйте без присмотра горящий или тлеющий костер; прежде чем покинуть кострище, убедитесь, что зола и угли полностью остыли. Если обнаружите, что от брошенного окурка, спички или костра начала гореть или тлеть лесная подстилка, тщательно затушите ее, залейте водой или засыпьте влажной землей. Причиной более чем 90% лесных пожаров является неосторожное обращение людей с огнем.




Никогда не оставляйте в лесу никакого мусора и иных инородных предметов. Соберите за собой весь мусор, в особенности консервные банки, бутылки, пакеты и другую упаковку, и выбросите их в городе - там, где организована система сбора и утилизации мусора. По возможности прихватите не только свой, но и чужой мусор, брошенный другими посетителями леса. В случае невозможности взять с собой весь мусор закопайте ту его часть, которая способна к быстрому разложению (пищевые отходы), остальное все-таки возьмите с собой. Разложение бытового мусора может занимать от нескольких десятков до нескольких сотен лет.

s_0_9e666916aa7bf41242c7372b1b814dc4

s_0_8426ba4631fe798c83989dc0d790d6e6



ecolog46_01

Бережно относитесь к красивым, необычным и редким растениям и другим живым организмам - они в первую очередь страдают от сбора и повреждения любопытными гражданами. Старайтесь сами с уважением относиться ко всему живому, что составляет лес, и внушать такое же уважительное отношение вашим друзьям и родственникам. По возможности не мешайте жить обитателям леса, избегайте излишнего шума, не подходите к птичьим гнездам, птенцам-слеткам. Невоспитанный и неосторожный человек в лесу - одна из главных угроз биологическому разнообразию леса, редким растениям и животным.

Прежде чем заняться в лесу какой-либо хозяйственной деятельностью (заготовкой дров или древесины для строительства или ремонта, коммерческой заготовкой грибов, ягод, пищевых или лекарственных растений, бортничеством и так далее), изучите лесное законодательство - Лесной кодекс и правила, относящиеся к конкретным видам использования лесов. Это поможет не только не нанести излишнего ущерба лесу, но и избежать административной или уголовной ответственности за нарушение лесного законодательства.

ingressimage_lesnoy-kodeks

pict24831sbu4

57772

ht7

Сообщайте в органы государственной власти о незаконных и неправильных действиях, замеченных вами, способных нанести ущерб лесу или его обитателям: разорительных рубках, захватах и застройке лесных земель, замусоривании лесов и так далее - и требуйте принятия мер. С большой вероятностью незаконными являются сплошные рубки в зеленых зонах населенных пунктов и водоохранных зонах водоемов, перегораживание доступа к рекам и озерам, застройка лесов. Поскольку система органов управления лесами постоянно меняется, о нарушениях лучше всего писать сразу Президенту или Председателю правительства Российской Федерации. По закону ваше обращение должно быть переправлено в тот орган власти, который отвечает за решение указанной вами проблемы. Обращения граждан показывают органам власти, что те, кто отвечает за порядок в лесах, нуждаются в помощи или принуждении, чтобы лучше справляться со своими обязанностями.


Приложение 5

Аннотация

к мультимедийной презентации исследовательского проекта

Экологический туризм: проблемы и пути их решения

(на примере Государственного природного заповедника «Вишерский»)
Автор: Острякова Анна, 11/8 класс МБОУ СОШ № 10 город Березники Пермский край





«Самая большая ценность в мире — жизнь: чужая, своя, жизнь животного и растений; жизнь культуры; жизнь на всем протяжении — и в прошлом, и в настоящем, и в будущем».
Н.К. РЕРИХ

Цель: Пропаганда экологических знаний среди школьников, воспитание их экологической культуры

Методы и приёмы:

  • словесный

  • наглядный

Актуальность и значимость проекта: экологическое образование и воспитание – это одно из условий эффективной экологической политики в целом. Успех решения экологических проблем во многом определяется уровнем экологического образования школьников.

Человек в результате своей жизнедеятельности наносит огромный ущерб природе, поэтому очень важно с раннего возраста привлечь внимание учащихся к проблемам охраны окружающей среды, научить детей правилам природопользования.

Многие, если не все, экологические проблемы связаны с нашей экологической безграмотностью. Следует изменить отношение к природе.

Следовательно, первоочередная задача состоит в сообщении людям экологических, природоохранных знаний, в формировании их экологической культуры. Во время просмотра ученикам рассказывается, что нужно делать, и о чём необходимо знать, чтобы участвовать в охране природы родного края, показать, что они сами могут сделать для улучшения экологической обстановки, а значит встать на защиту собственного здоровья.



Беречь природу, любить её - это, значит, проявлять к ней интерес, уметь защитить её. Чувство природы - это самое богатое чувство, оно несёт в себе связь с землёй и солнцем, звёздным небом и отчим домом.

Использование проекта: можно использовать, как на уроках географии, краеведения, природоведения, окружающего мира, так и во внеурочной работе с целью воспитания экологической культуры школьников, кроме того, можно использовать при работе с родителями во время родительских собраний или консультаций.

1 Статья ….. Газета «Пермский край» № 1(37) от 19.09.2011 г – с. 4

2 Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир: В 2-х т. / Пер. с англ. – М.: Мир, 1993 – с. 24

3 Коган, Е. И., Уткин, Б. Т. О библиографии нашего края // Урал. – 1977 – с. 51

4 А.А. Дрейер, А.Н. Сачков, К.С. Никольский, Ю.И. Маринин, А.В. Миронов, Твердые промышленные и бытовые отходы, их свойства и переработка// «Экология городов», 1997 – с. 45

5 https://www.komipress.ru/smi/issue.php?id=505071

6 Черп О. М., Виниченко В. Н. Проблема твердых бытовых отходов: комплексный подход. – М.: Эколайн, Ecologia, 1996 – с. 12

7 Борейко В.Е. Три идеологии современного заповедного дела // Гуманитарный экологический журнал, 2001. Выпуск. 1 – с. 42

8 Шапиро С., Флаерти-Зонис К., Либэл Д. Окружающая среда и мировое сообщество: Учеб. пособие / Пер. с англ. – Новосибирск, 1995 – с. 37

9 https://vishera-terra.ru/index.html

10 https://www.vokrugsveta.ru/telegraph/theory/840/

11 https://www.vokrugsveta.ru/telegraph/theory/840/

12 Окружающая среда: энциклопедический словарь-справочник: Перевод с немецкого – Прогресс, 1993 - 85

13 https://mintorg.permkrai.ru/news/show/4971

14 Газета «Пермский край» № 1(37)…

Конкурс для школьников «Летопись родного края»

«…Пермский край, конечно, не Новая Зеландия, но стоит помнить, что только «Вишерский» с его водопадами, лесными реками, уникальными лесными и горными массивами – это 241 тысяча (!)

336.32kb.

11 09 2014
1 стр.


Конкурс «Моя малая родина»

Конкурс проводился по 5 номинациям: «История родного края», «Экология и природопользование края», «Этнография и этногеография», «Традиции родного края», «Малый уголок великой Росси

127.7kb.

25 12 2014
1 стр.


Конкурс : «История, культура, и природа родного края»

Тематика областного конкурса по школьному краеведению (далее – конкурс): «История, культура, и природа родного края»

220.25kb.

04 09 2014
1 стр.


Конкурс школьников «Летопись воронежской деревни»
154.81kb.

26 09 2014
1 стр.


Конкурс для школьников… Формат кода: два слова через пробел Подсказка 1

Для кого-то это сказка, где из живого, ставшего неживым, снова сделали живое… Для кого-то – торт или пирожное… Для кого-то – лотерея, правда, без суффикса… Для кого-то – всероссийс

80.63kb.

13 10 2014
1 стр.


Поэзия родного края

Цели: знакомство учащихся с поэзией родного края, совершенствование знаний учащихся о современной поэзии, техники выразительного чтения стихотворений, развитие речи учащихся, воспи

38.38kb.

30 09 2014
1 стр.


Подпись 1 Подпись 2

Изучение топонимики родного края как средство пропаганды красоты народной речи, родного слова

133.31kb.

14 09 2014
1 стр.


Конкурс «Грамотеи» ( для школьников 3 5 классов)

Ведущий. Здравствуйте! Начинаем познавательную игру-конкурс «Грамотеи». Мы будем, играя, состязаться в познаниях по русскому языку. А оценивать конкурс будет жюри

139.44kb.

14 12 2014
1 стр.