Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32 Белоглинского района» Краснодарского края
Материалы на конкурс «Учитель – Учителю»
Номинация «Урок Просвещения»
Методические разработки уроков математики в 6 классе по учебно – методическому комплекту под редакцией Г.В. Дорофеева «Математика 6», 2006, М: Просвещение
по теме: «Фигуры на плоскости и тела в пространстве».
Урок №7
Тема: Параллелограмм
Учитель математики
Медведева Елена Владимировна
2007 г.
Урок № 7
Тема: Параллелограмм.
Цель: Обобщение знаний, умений и навыков учащихся по теме «Параллелограмм».
Задачи:
- образовательная: формирование умений применять свойства параллелограмма и его видов для решения практических задач;
- развивающая: развитие исследовательской и познавательной деятельности, самостоятельной работы, творческой активности;
- воспитательная: воспитание интереса к предмету, умение работать в коллективе, культуре общения.
Тип урока: Лабораторно – практическая работа.
Оборудование: компьютер на каждой парте, электронное учебное пособие «Интерактивная математика 5-9» к учебным комплектам 5-6 кл. под редакцией Г.В.Дорофеева, И.Ф.Шарыгина, «Дрофа», 2002г, нелинованная бумага, тетрадные листы, бланки с заданиями, ножницы, цветные карандаши, циркуль, линейка, угольник, рабочая карта ученика, рабочая карта класса.
План урока:
1.Орг. Момент.
Постановка цели и задач урока.
2.Актуализация знаний.
3.Закрепление изученного материала. Решение задач.
4.Подведение итогов. Выставление оценок.
5.Постановка домашнего задания.
Ход урока:
-
Орг. Момент.
Постановка цели и задач урока.
Урок проводится в компьютерном классе. Желательно, чтобы компьютер имелся на каждой парте.
2. Актуализация знаний.
Работа по готовым чертежам. (Приложение 1)
Проверка домашнего задания.
№1194
Построим треугольник со сторонами 4см, 3см, 4см (с помощью циркуля и линейки).
Достроим его до параллелограмма ( с помощью линейки и угольника)
№1195.
4 ученика у доски объясняют построение и строят данные четырехугольники. Учащиеся проверяют и ставят себе оценку в тетрадь.
1 ученик:
а) Строим окружность.
Проведем два диаметра АС и ВД.
Соединим последовательно точки А,В,С,Д.
АВСД – прямоугольник.
2 ученик:
Б) Строим окружность.
Проведем диаметры АСВД.
Соединим последовательно точки А,В,С,Д.
АВСД – квадрат.
3 ученик:
В) Строим окружность с центром в точке А и радиусом АС.
Строим окружность с центром в точке С и радиусом АС.
Они пересекутся в точках В и Д.
Соединим последовательно точки А,В,С,Д.
АВСД – ромб.
4 ученик:
В) Строим окружность с центром в точке О и радиусом ОС.
Строим окружность с центром в точке О и радиусом ОВ.
Проведем диаметр первой окружности АС.
Проведем диаметр второй окружности ВД.
Соединим последовательно точки А,В,С,Д.
АВСД – параллелограмм.
Работа с бланком. (Приложение 2)
(Бланк выдается каждому ученику. По окончании работы производится взаимопроверка и выставление оценок.)
3.Закрепление изученного материала. Решение задач.
Лабораторная работа.
Используя электронное учебное пособие «Интерактивная математика 5-9» к учебным комплектам 5-6 кл. под редакцией Г.В.Дорофеева, И.Ф.Шарыгина, «Дрофа», 2002г учащиеся выполняют лабораторную работу в виртуальной лаборатории по теме « Фигуры и площади».
Задание 1. Дан прямоугольник. Разрежьте его «Ножницами» и, закрепив «Гвоздем» одну из вершин, превратите в различные параллелограммы.
Задание 2. Дан параллелограмм. Разрежьте его и измерьте периметр параллелограмма.
Задание 3. Дан отрезок. Данный отрезок –сторона ромба. Постройте такой ромб. Сколько различных ромбов можно построить при условии, что все вершины ромба лежат в узлах сетки?
Задание 4. Разбейте параллелограмм на две центрально – симметричные фигуры.
(Учащиеся, выполнив задания, отправляют их на компьютер учителю для проверки.)
Практическая работа. (Приложение 3) (Выполняется в группах. Оценивает задание консультант.)
Проверочная работа.( Приложение 4) (Выполняется в группах. Оценивает задание консультант.)
Творческая страничка.
Учащиеся готовили дома творческое задание по теме «Параллелограмм». Знакомят со своей работой группу, и группа выставляет оценки.
4.Подведение итогов. Выставление оценок.
Ученики выводят средний балл в индивидуальной рабочей карте. Консультант подсчитывает очки и баллы, набранные группой. Учитель выставляет средний балл в рабочую карту класса по каждому заданию, каждой группе и в целом по классу. Выставление оценок.
5.Постановка домашнего задания.
№1197, №1199.
Приложение 1.
Работа по готовым чертежам.
( Рисунок с вопросами раздается на листочках каждому ученику. Учащиеся в этих листах отвечают на вопросы. Обмен листочками, взаимопроверка. )
-
Назовите фигуры, у которых противоположные стороны параллельны._________________ .
-
Назовите рисунки, на которых изображены четырехугольники. ________________________
-
Назовите рисунки, на которых изображены четырехугольники, у которых противоположные стороны параллельны. __________________
-
Как называются эти фигуры? ______________________________
-
Чем интересен параллелограмм №1? _______________________________________________
-
Как называется такая фигура? ________________________________
-
Чем интересен параллелограмм №4? _______________________________________________
-
Как называется такая фигура?_____________________________________
-
Чем интересен параллелограмм №13? ______________________________________________
-
Как называется такая фигура? _______________________________________
Ответы: 1. (
1,2,3,4,5,7,8,9,13)
2. (
1,2,3,4,5,6,13)
3. (
1,2,3,13)
4. (
Параллелограмм)
5. (
У данного параллелограмма углы прямые и стороны равны)
6. (
Квадрат)
7. (
У данного параллелограмма стороны равны)
8. (
Ромб)
9. (
У данного параллелограмма углы прямые)
10. (
Прямоугольник)
Приложение 2
Работа с бланком.
Ответьте на вопросы, обладает ли этот параллелограмм указанными ниже свойствами
|
|
|
|
|
Противолежащие
стороны параллельны
|
|
|
|
|
Диагональ делит его на два равных треугольника
|
|
|
|
|
Противолежащие стороны равны
|
|
|
|
|
Все стороны равны
|
|
|
|
|
Противолежащие углы равны
|
|
|
|
|
Все внутренние углы равны
|
|
|
|
|
Все внутренние углы прямые
|
|
|
|
|
Диагонали пересекаются и в точке пересечения делятся пополам
|
|
|
|
|
Диагонали равны
|
|
|
|
|
Диагонали пересекаются под прямым углом
|
|
|
|
|
Этот четырехугольник имеет только две оси симметрии
|
|
|
|
|
Этот четырехугольник имеет четыре оси симметрии
|
|
|
|
|
Это центрально симметричная фигура
|
|
|
|
|
При работе с бланком ученик ставит следующие символы «+» - если утверждение верно, « - » - если неверно. Критерии оценки: «5»-если верны все задания, «4»- если верны 9-12, «3»-7-8 заданий, меньше 7 заданий «2».
Приложение 3
Практическая работа.
Вариант 1.
№1. Вырежьте из бумаги два равных неравнобедренных треугольника и сложите из них различные параллелограммы. Сколько различных параллелограммов можно сложить?
№2. Точки А, В, С – вершины параллелограмма. Постройте все параллелограммы, вершины которых находятся в этих точках. ( Используйте карандаши разных цветов)
№3. Сколько ромбов на рисунке?
Вариант 2.
№1. Вырежьте из бумаги два равных равнобедренных треугольника и сложите из них различные параллелограммы. Сколько различных параллелограммов можно сложить?
№2. Точки А, В, С – вершины параллелограмма. Постройте все параллелограммы, вершины которых находятся в этих точках. ( Используйте карандаши разных цветов)
№3. Сколько параллелограммов на рисунке?
Вариант 3.
№1. Вырежьте из бумаги два равных равносторонних треугольника и сложите из них различные параллелограммы. Сколько различных параллелограммов можно сложить?
№2. Точки А, В, С – вершины параллелограмма. Постройте все параллелограммы, вершины которых находятся в этих точках. ( Используйте карандаши разных цветов)
№3. Сколько ромбов на рисунке?
Вариант 4.
№1. Вырежьте из бумаги два равных прямоугольных треугольника и сложите из них различные параллелограммы. Сколько различных параллелограммов можно сложить?
№2. Точки А, В, С – вершины параллелограмма. Постройте все параллелограммы, вершины которых находятся в этих точках. ( Используйте карандаши разных цветов)
№3. Сколько параллелограммов на рисунке?
Приложение 4
Проверочная работа.
Вариант 1.
Постройте какой–нибудь параллелограмм, стороны которого равны 3 см и 5 см. Обозначьте его. Выполните задания:
А) Запишите длину каждой стороны параллелограмма и вычислите его периметр.
Б) Измерьте и запишите величину острого угла параллелограмма. Укажите равный ему угол параллелограмма.
Вариант 2.
Постройте какой – нибудь параллелограмм, стороны которого равны 4 см и 6 см. Обозначьте его. Выполните задания:
А) Запишите длину каждой стороны параллелограмма и вычислите его периметр.
Б) Измерьте и запишите величину острого угла параллелограмма. Укажите равный ему угол параллелограмма.
Вариант 3.
Постройте какой–нибудь параллелограмм, стороны которого равны 5 см и 6см. Обозначьте его. Выполните задания:
А) Запишите длину каждой стороны параллелограмма и вычислите его периметр.
Б) Измерьте и запишите величину острого угла параллелограмма. Укажите равный ему угол параллелограмма.
Вариант 4.
Постройте какой–нибудь параллелограмм, стороны которого равны 3 см и 4 см. Обозначьте его. Выполните задания:
А) Запишите длину каждой стороны параллелограмма и вычислите его периметр.
Б) Измерьте и запишите величину острого угла параллелограмма. Укажите равный ему угол параллелограмма.
Рабочая карта урока
Ученика _________________________________ 6 « » класса
о/т- оценка товарища, о/к- оценка консультанта, с/о - самооценка, о/г – оценка группы,
о/у- оценка учителя
Работа по готовым чертежам
о/т
|
Домашнее задание
с/о
|
Работа с
бланком
о/т
|
лабораторная
работа
о/у
|
Практическая
работа
о/к
|
Проверочная
работа
о/к
|
Творческая
Страничка
о/г
|
итог
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рабочая карта класса
группы
|
|
|
|
|
Итог класса
(средний балл)
|
Работа по готовым чертежам
(средний балл)
|
|
|
|
|
|
Домашнее задание
(средний балл)
|
|
|
|
|
|
Работа с бланком
(средний балл)
|
|
|
|
|
|
Лабораторная
работа
(средний балл)
|
|
|
|
|
|
Практическая работа
(средний балл)
|
|
|
|
|
|
Проверочная
Работа
(средний балл)
|
|
|
|
|
|
Творческая
Страничка
(средний балл)
|
|
|
|
|
|
Итог
|
|
|
|
|
|