Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32 Белоглинского района» Краснодарского края
Материалы на конкурс «Учитель – Учителю»
Номинация «Урок Просвещения»
Методические разработки уроков математики в 6 классе по учебно – методическому комплекту под редакцией Г.В. Дорофеева «Математика 6», 2006, М: Просвещение
по теме: «Фигуры на плоскости и тела в пространстве».
Урок №10
Тема: Площади
Учитель математики
Медведева Елена Владимировна
2007 г.
Урок № 10
Тема: Площади.
Цель: Обобщение знаний, умений и навыков учащихся по теме «Площади».
Задачи:
- образовательная: закрепить навыки и умения нахождения площади параллелограмма и треугольника, а так же площадей многогранников;
- развивающая: развитие познавательной активности, самостоятельной работы, творческих способностей, расширение геометрического кругозора;
- воспитательная: воспитание интереса к предмету, умение работать в коллективе, культуре общения.
Оборудование: карточки с заданиями, плакаты, наборы из многоугольников, линейка, угольник, наборы из дощечек в форме параллелограммов, прямоугольников, прямоугольных треугольников, листы, копирки, карта учащегося.
План урока:
1.Орг. Момент.
Постановка цели и задач урока.
2. Актуализация знаний.
3. Решение задач.
А) Работа в группах.
Б) Практическая работа.
В) Деловая игра.
Г) Экспресс -опрос
4.Подведение итогов. Выставление оценок.
5.Постановка домашнего задания.
Ход урока:
1.Орг. Момент.
Постановка цели и задач урока.
2. Актуализация знаний.
А) повторение формул и их формулировок (устно);
Б) работа в тетради (по карточкам)
Два ученика работают у доски.
-
Воспроизводят домашнее задание по вычислению количества банок краски, которое потребуется для покраски пола в их комнате.
-
По плакату : Найти площадь фигуры, изображенной на рисунке.
3см
2см 10см
2см
5см
В это время классу предъявляются карточки, записи в которых надо рассказать словами в пункте А, в пункте Б вписать пропущенные элементы формулы, в пункте В решить задачи. Проверка осуществляется способом взаимопроверки.
Карточка 1.
А) Р=4а; S=ab; S=a2; P=a+b+c; P=2a+2b; S=a a; S= ab.
Б) Как найти неизвестные элементы? ( Вписать пропущенные элементы формулы в карточку.)
S=… b; P=2a+2…; S=a …; P=a+..+c.
В) Решите задачу: Найдите площади фигур, изображенных на рисунке.
4см 3см 3см
8см 4см 6см
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполнил_____________________________
Проверил_______________________________
Карточка 2.
А) Р=4а; S=ab; S=a
2; P=a+b+c; P=2a+2b; S=a a; S= ab.
Б) Как найти неизвестные элементы? ( Вписать пропущенные элементы формулы в карточку.)
S=а …; P=…a+2…; S= …b; P=a+b+….
В) Решите задачу: Найдите площади фигур, изображенных на рисунке.
5см
4см 4см
10см 6см 8см
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполнил_____________________________
Проверил_______________________________
3. Решение задач
Работа в группах. Класс разбит на 4 группы. После выполнения работы. Представитель от каждой группы рассказывает о проделанной работе и записывает на доске формулы для нахождения площади прямоугольного треугольника и параллелограмма.
Задания для групп.
Группа 1.
№1. Постройте параллелограмм. Найдите его измерения. Перекроите его в прямоугольник и найдите площадь.
№2. Каковы измерения прямоугольника, в который можно перекроить параллелограмм, изображенный на рисунке? Чему равна площадь параллелограмма. Составьте формулу для вычисления площади параллелограмма.
1cм 4см b
2см 4см
а
№ 3. Постройте прямоугольный треугольник. Найдите его измерения. Достройте его до прямоугольника. Найдите площадь прямоугольного треугольника.
№4. Каковы измерения прямоугольника, в который можно достроить прямоугольный треугольник, изображенный на рисунке? Чему равна площадь прямоугольника? Найдите площадь прямоугольного треугольника. Составьте формулу для вычисления площади прямоугольного треугольника с катетами а и b.
3см 2см а
4см 6см
b
Группа 2.
№1. Постройте параллелограмм. Найдите его измерения. Перекроите его в прямоугольник и найдите площадь.
№2. Каковы измерения прямоугольника, в который можно перекроить параллелограмм, изображенный на рисунке? Чему равна площадь параллелограмма. Составьте формулу для вычисления площади параллелограмма.
2cм 3см b
3см 4см
а
№ 3. Постройте прямоугольный треугольник. Найдите его измерения. Достройте его до прямоугольника. Найдите площадь прямоугольного треугольника.
№4. Каковы измерения прямоугольника, в который можно достроить прямоугольный треугольник, изображенный на рисунке? Чему равна площадь прямоугольника? Найдите площадь прямоугольного треугольника. Составьте формулу для вычисления площади прямоугольного треугольника с катетами а и b.
3см 2см а
5см 8см
b
b
Группа 3.
№1. Постройте параллелограмм. Найдите его измерения. Перекроите его в прямоугольник и найдите площадь.
№2. Каковы измерения прямоугольника, в который можно перекроить параллелограмм, изображенный на рисунке? Чему равна площадь параллелограмма. Составьте формулу для вычисления площади параллелограмма.
4cм 3см b
3см 5см
а
№ 3. Постройте прямоугольный треугольник. Найдите его измерения. Достройте его до прямоугольника. Найдите площадь прямоугольного треугольника.
№4. Каковы измерения прямоугольника, в который можно достроить прямоугольный треугольник, изображенный на рисунке? Чему равна площадь прямоугольника? Найдите площадь прямоугольного треугольника. Составьте формулу для вычисления площади прямоугольного треугольника с катетами а и b.
2см 3см а
4см 5см
b
Группа 4.
№1. Постройте параллелограмм. Найдите его измерения. Перекроите его в прямоугольник и найдите площадь.
№2. Каковы измерения прямоугольника, в который можно перекроить параллелограмм, изображенный на рисунке? Чему равна площадь параллелограмма. Составьте формулу для вычисления площади параллелограмма.
3см 3см b
5см 6см
а
№ 3. Постройте прямоугольный треугольник. Найдите его измерения. Достройте его до прямоугольника. Найдите площадь прямоугольного треугольника.
№4. Каковы измерения прямоугольника, в который можно достроить прямоугольный треугольник, изображенный на рисунке? Чему равна площадь прямоугольника? Найдите площадь прямоугольного треугольника. Составьте формулу для вычисления площади прямоугольного треугольника с катетами а и b.
2см 3см а
3см 7см
b
Практическая работа.
Каждой группе дается набор из многоугольников так, чтобы каждому члену группы досталось по одному многоугольнику. (Это те многоугольники, которые учащиеся делали сами в домашней работе (Урок №8). Так как они сдавались учителю на проверку, то учитель, раздавая эти фигуры уже знает их площади.)
Задание: Выполнив необходимые измерения вычислить площадь многоугольника.
Указание: Использовать способ разбиения фигуры на прямоугольники, треугольники и параллелограммы.
Ответы к практической работе вывешиваются на доске после окончания работы. Выполнение работы оценивается самими учениками. Затем листы сдают учителю.
Деловая игра
Учитель: Ребята, в наше время происходит строительный бум. И строительное производство сейчас является наиболее востребованной отраслью. И наиболее распространенной профессией является профессия столяра. Как вы думаете, чем занимается столяр?
Я предлагаю вам выступить в роли строителей и выполнить работу по настилке полов строящегося детского сада. Нужно произвести настилку паркетного пола в игровом зале размерами 5,75м Х 8м. паркетные плитки имеют форму параллелограммов, прямоугольников, прямоугольных треугольников.
Правила игры:
Учащиеся разбиваются на три бригады и выбираются бригадиры.
Первая бригада – столяры. Им нужно изготовить паркетные плитки указанных размеров в таком количестве, чтобы после настилки пола не осталось лишних плиток, число треугольных плиток было минимальным, а плиток в форме параллелограммов и прямоугольников – одинаковое количество.
Вторая бригада – поставщики. Им нужно рассчитать и доставить необходимое количество плиток на строительную площадку.
Третья бригада – паркетчики. Чтобы проконтролировать правильность доставки, надо самостоятельно определить, сколько и каких паркетных плиток понадобится для покрытия пола.
Побеждает в игре та команда, которая первой выполнит правильный расчет площадей.
Ход игры
Игрокам разрешается консультироваться друг с другом. При необходимости помощь оказывает учитель.
Затем каждая команда приступает к фактическим вычислениям. Паркет предлагается складывать в ряды следующим образом: параллелограммы и прямоугольники и треугольники чередуются. Производятся вычисления и проверка.
Контрольные вопросы:
По какому принципу укладывали паркетные плитки в один ряд?
Как проводились вычисления площади одного ряда плиток?
Дайте краткую характеристику профессии столяра.
Экспресс – опрос
Проводится под копирку на листе бумаги (сдаются учителю для проверки). После записи последнего ответа учащиеся обмениваются листами. Затем открывают доску, где записаны ответы; учащиеся проверяют свою работу в тетради и работу на полученном листе. Ставят оценки и сдают листы учителю.
-
Сделав необходимые измерения, определите, какие из данных фигур являются равновеликими.
___________________________________
-
Если фигуры имеют равные площади, то они_____________________________________
-
Если фигуры составлены из одинаковых частей, то они________________________________
-
Площадь параллелограмма равна площади равновеликого ему___________________________
-
Площадь прямоугольника равна____________________________________________________
-
Площадь параллелограмма равна___________________________________________________
-
Площадь треугольника равна половине площади______________________________________
-
Площадь прямоугольного треугольника равна половине площади________________________
_____________________________________
Ф.И. ученика
4.Подведение итогов. Выставление оценок.
Подведение итогов урока. Повторение формул площадей простых фигур. Ученики заполняют рабочую карту урока и выставляют оценки.
Рабочая карта урока
Ученика _________________________________ 6 « » класса
о/т- оценка товарища, о/к- оценка консультанта, с/о - самооценка
Карточка
о/т
|
Экспресс – опрос
о/т
|
Деловая
Игра
о/к
|
Практическая
работа
с/о
|
Работа в группах
о/к
|
итог
|
|
|
|
|
|
|
5.Постановка домашнего задания. №1217, №1218.