Конспект урока литературы в 9 классе
Учитель: Сорокина Е.П.
Образ Башмачкина в повести Н.В.Гоголя «Шинель»
Цели и задачи урока:
-познакомить с повестью Н.В.Гоголя «Шинель»;
-проследить раскрытие темы «маленького человека» в русской литературе;
-учить анализу текста;
-воспитание любви и уважения к личности человека.
Оборудование:
портрет Н.В.Гоголя;
видеофрагменты фильма «Шинель»;
раздаточные листы-таблицы для ответов
Ход урока
Мы продолжаем изучение цикла повестей Н.В.Гоголя «Петербургские повести».
-Что объединяет повести в единый цикл?
(место действия – Петербург, город-символ, равнодушный к человеку)
- В чем смысл гоголевского изображения Петербурга?
(указать человеку из безликой толпы на необходимость нравственного прозрения и духовного возрождения)
Сегодня на уроке будем анализировать повесть «Шинель», которая завершает цикл «Петербургские повести». Тема нашего урока: «Образ Башмачкина в повести Н.В.Гоголя «Шинель»; словари с устаревшими словами (см. приложение).
Существует немного произведений мировой классики, которые привлекали бы столько же внимания литературоведов, исследователей, художников, режиссеров, как повесть Гоголя «Шинель». Например, режиссер, художник-мультипликатор Юрий Норштейн работает над созданием мультфильма под названием «Шинель» уже более 20-лет (с 1981года). Долго пришлось размышлять над образом Акакия Акакиевича Башмачкина. За такую трудоемкую подготовку получил первую премию в Монреале на 15-ом Международном конкурсе технических фильмов. Мультфильм пока не доработан.
В 1959 году на киностудии «Ленфильм» был снят художественный фильм по повести Гоголя «Шинель», где главную роль исполняет замечательный актер и режиссер Ролан Быков. На уроке мы будем опираться на фрагменты этого фильма, а также на текст повести. На ваших столах имеются таблицы с вопросами, которые предлагаются для обсуждения.
Одной из сквозных тем цикла является тема «маленького человека».
- Вспомните, в произведениях каких авторов встречались с образом «маленький человек»?
(Нам уже известна тема «маленького человека» из произведения А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Главный герой, Самсон Вырин, обратите внимание, чиновник 14-го класса; в повести Н.В.Гоголя «Шинель» чиновник Акакий Акакиевич 9-го(титулярный советник)
Чиновники в России считались «благородным» сословием, а знаком принадлежности к нему была шинель – форменное пальто.
Анализируя образ главного героя, в конце урока нам необходимо ответить на вопрос: «Бедный чиновник или бедный человек?
История создания.
Замысел повести «Шинель» родился не сразу. Многие факты и обстоятельства написания «Шинели» нам известны, а другие навсегда скрыты временем. П.В.Анненков, мемуарист, вспоминает, что первоначальный замысел повести возник у писателя в 1836 году, еще до отъезда за границу. В середине 30-х годов Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье. В июле 1839 года в Мариенбаде Н.В.Гоголь диктует М.П.Погодину первый фрагмент своей будущей «Шинели». Завершается же повесть, по всей вероятности, в Риме в апреле 1841 года. Впрочем, вначале, в самое время зарождения эта повесть носила другое название – «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя, переосмысливает сюжетное ядро: из повести с анекдотическим сюжетом «Шинель» перерастает в повесть со сложным и противоречивым развитием и преломлением человеческой судьбы не только в этой жизни, но и за ее пределами.
Итак, мы начинаем анализировать повесть.
Анализ повести.
- Расскажите о главном герое. Как было дано имя? Какие строки говорят о предопределенности судьбы?
- Как он относится к службе?
(выборочное чтение: «он служил с любовью»; «наслаждение выражалось на лице его…»)
Посмотрим видеофрагмент из кинофильма «Шинель» и ответим на вопрос:
- Как относятся к Акакию Акакиевичу сослуживцы?
( унижают, подшучивают над ним, иногда просто не замечают)
Какие чувства вызвал в вас этот фрагмент? Неужели никто не сочувствует ему?
(для одного молодого человека в «этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой»; он «содрогался», понимая, как много «в человеке бесчеловечья»)
- Какое сравнение использует Гоголь, чтобы показать унизительность положения этого человека? (Сравнение с мухой)
- Каким образом Гоголь показывает обезличенность Акакия Акакиевича? Подчеркивает типичность?
(работа над портретом героя; выборочное чтение текста.
Перед нами внешне ничем не примечательный человек(«нельзя сказать, чтобы очень замечательный»). В тусклом облике героя отсутствует нечто запоминающееся, особенное, бросающееся в глаза. Отсюда в словесном портрете повторы неопределенного «несколько», уменьшительный суффикс –еньк-, отрицающая большое приставка не-)
- Что можем отметить об особенностях речи Акакия Акакиевича?
(выборочное чтение текста: «изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения»)
Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение:
_ДОСКА: АКАКИЙ – смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный
- Как вы думаете, почему?
«Так протекала мирная жизнь человека, который с четырьмястами жалованья умел быть довольным своим жребием, и дотекла бы, может быть, до глубокой старости, если бы не было разных бедствий, рассыпанных на жизненной дороге не только титулярным, но и даже тайным, действительным, надворным и всяким советникам», - пишет Гоголь.
- Какое событие нарушило привычную жизнь Башмачкина?
(приобретение новой шинели)
- Приобретение новой шинели – это роскошь или жизненная необходимость для героя повести?
(«Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих 400 рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз»; «сукно до того истерлось, что сквозило, и подкладка расползлась»; «шинель тоже служила предметом насмешек чиновникам; от нее отнимали даже благородное имя шинели и называли ее капотом»
Мы посмотрим видеофрагмент о том, на какие лишения подвергает себя герой ради приобретения новой шинели.
- Сравните видеофрагмент и текст, дополните: «От чего еще пришлось отказаться Акакию Акакиевичу ради покупки новой шинели?»
(перестал пить чай; идя по мостовой, наступал на цыпочки, «дабы не истереть подошвы»; приходя домой, сразу снимал белье и сидел в ветхом халате)
- Как изменилась жизнь героя, носившего «в мыслях своих вечную идею будущей шинели»?
(«С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, - и подруга это была не кто другая, как та же шинель на толстой вате… С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность – словом, все колеблющиеся и неопределенные черты. Огонь порою показывался в глазах его, в голове доже мелькали самые дерзкие и отважные мысли…» «Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель»)
Наступил в жизни Акакия Акакиевича тот долгожданный день, когда Петрович принес новую шинель.
- Подумайте, какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя?
(повышает статус в глазах сослуживцев, сам становится тверже характером, появляется счастливая улыбка на лице, кажется, ему вполне комфортно в новой шинели)
Просмотрим видеофрагмент из фильма «Шинель». Определите кульминационный момент повести.
- Определите кульминационный эпизод повести.
(кража шинели)
- Что происходит с Акакием Акакиевичем после кражи шинели?
(потрясение, буря эмоций, для него это горе; но даже в критические минуты жизни Гоголь показывает героя бессловесным)
- Что он предпринимает, чтобы вернуть шинель?
(отправился к частному лицу, затем к значительному лицу)
-Помог ли ему частный пристав? Каков был следующий шаг в попытке быть услышанным?
Выразительное чтение эпизода посещения Башмачкиным значительного лица. (выступают 2 ученика, которые заранее готовились к инсценировке этого эпизода)
- В чем заключается особый драматизм этой ситуации?
(никто не помог; окружающие люди остались равнодушными к его горю)
После такого унижения Акакий Акакиевич впал в горячку и «наконец испустил дух». Но на этом автор не завершает повесть, а история неожиданно принимает фантастическое окончание.
- Давайте посмотрим финал повести и подумаем, почему автор вводит элементы фантастики в финале повести?
(Башмачкин выступает в роли мстителя. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против таких условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства)
Давайте вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: «Бедный чиновник или бедный человек?»
(«бедный»: 1. «малоимущий, малообеспеченный»;
2. «несчастный, вызывающий сочувствие, сострадание человек»)
(Если смотреть первое значение, то Акакий Акакиевич - бедный чиновник, получающий 400 рублей в год титулярный советник, вынужденный жить экономно.
Если смотреть второе значение, то Акакий Акакиевич – бедный человек. Настоящая беда его заключается не только в потере шинели, не только в плохом отношении окружающих, но и в позднем осознании своего человеческого достоинства, без которого невозможно становление личности, без которого мы видим не людей, а безликую толпу. Проблема гуманизма, конечно, присутствует, но следует добавить, что гуманное, человечное отношение к другим появится только тогда, когда в самом себе сможешь обнаружить человека).
Домашнее задание (дифференцированное):
1)Заполните в таблице колонку «Комментарии». ( для тех, кто затрудняется в выполнении второго задания)
Актуальна ли проблема «маленького человека» в наши дни? Поразмышляйте над этим вопросом (письменно).