Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

для студентов заочной формы обучения

Курс «Русский язык и культура речи»

Выполнил(а):

студент(ка) группы ___________

____________________________________

ФИО

Проверила:

преподаватель русского языка и литературы

Морозова Н.А.



Волгоград 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Распечатать тестовые задания и вставить/обвести правильные ответы:


  1. В каком ряду во всех словах ударение на втором слоге?

    1. ждала, диагноз, намерение

    2. подкралась, доверху, каталог

    3. документ, заняла, инструмент

    4. углубить, языки, украдут




  1. Подчеркните правильный вариант

1. а) агрономия б) агрономия

2. а) апостроф б) апостроф

3. а) боязнь б) боязнь

4. а) бюрократия б) бюрократия

5. а) диспансер б) диспансер

6. а) генезис б) генезис

7. а) вероисповедание б) вероисповедание

8. а) иконопись б) иконопись

9. а) намерение б) намерение

10. а) пережитое б) пережитое





  1. Обведите номера, в которых согласный не смягчается перед э




      1. компьютер

      2. тент

      3. тевтоны

      4. синтетика

      5. кларнет




      1. ремарка

      2. декларация

      3. лазер

      4. тостер

      5. интерьер







  1. Подчеркните правильный вариант

      1. а) афера – б) афёра

      2. а) береста – б) берёста

      3. а) блеклый – б) блёклый

      4. а) гладкошерстный – б) гладкошёрстный

      5. а) истекший – б) истёкший

      6. а) маневры – б) манёвры

      7. а) новорожденный – б) новорождённый

      8. а) опека – б) опёка

      9. а) оседлость - осёдлость

      10. а) осетр - осётр




  1. Определите, в каких случаях сочетание чн произносится:

1 – как ЧН

2 – как ШН



3 – возможно двоякое произношение: и ЧН и ШН



      1. конечно ( )

      2. молочный ( )

      3. скучно ( )

      4. что ( )

      5. порядочный( )

      6. чесночный ( )

      7. скворечник ( )

      8. яичница ( )

      9. бутылочный( )

      10. сливочный ( )







  1. Тренировочный тест по орфографии


I. Задание. Выберите пункты, где в обоих случаях следует писать:

      1. БУКВУ А:

  1. неук_снительно, под_рить

  2. зас_рить, опр_вдаться

  3. нагр_дить, пол_гаться

  4. в_пиющий, р_стовщик

  5. пок_яние, огр_ничить




      1. БУКВУ О:

        1. ск_чок, разбр_сать

        2. х_датайство, ур_вновешанный

        3. непром_каемый, м_бильный

        4. упр_стить, вопл_тить

        5. благосл_влять, зак_лять




      1. БУКВУ Е:

        1. гор_зонт, дел_катес

        2. оп_реться, разж_гание

        3. с_ртификат, ст_пендия

        4. пос_деть от горя, д_фект

        5. соч_тание, с_гмент




      1. БУКВУ И:

        1. пр_ватизация, пр_усадебный

        2. сопр_коснуться, пр_поны

        3. непр_ложность, пр_амбула

        4. пр_зреть сироту, пр_вратник

        5. понять пр_вратно, пр_дать гласности




      1. БУКВУ С:

        1. и_баловать, и_подтишка

        2. _жигать, ра_ценить

        3. ре_кий, _дание

        4. не_добровать, ра_крыть

        5. чере_полосица, во_произвести




      1. БУКВУ Ъ:

        1. кон_юнктура, побереж_е

        2. транс_европейский, ад_ютант

        3. ин_екция, компан_он

        4. трех_этажный, в_южный

        5. ал_янс, с_экономить




      1. БУКВУ Ы:

        1. от_скать, истц_

        2. сверх_зысканный, бледнолиц_й

        3. живописц_, экспидиц_я

        4. на ц_почках, небез_звестный

        5. сестриц_н, вз_мать




      1. НЕПРОИЗНОСИМУЮ СОГЛАСНУЮ

        1. влас_ный, глас_ность

        2. опас_ный, лес_ный

        3. чу_ствовать, корыс_ный

        4. лес_ница, аген_ство

        5. юрис_консульт, я_ственный



      1. УДВОЕННУЮ СОГЛАСНУЮ

        1. бес_четный, рас_четливый

        2. сож_ение, ак_умулятор

        3. ап_етит, кристал_ьный

        4. кол_ичество, коэф_ициент

        5. колон_ка, брок_ер




      1. БУКВУ И:

        1. им_чко, француж_нка

        2. ключ_к, владел_ца

        3. выдумщ_к, ореш_к

        4. гварде_ц, изюм_нка

        5. кормил_ца, пугов_чка




      1. БУКВУ Е:

        1. о гени_, в санатори_

        2. на побереж_, в забыть_

        3. на остри_, к сумм_

        4. в Закавказь_, на перепуть_

        5. о наличност_, ко времен_




      1. БУКВУ Я:

        1. черешн_вый, нефт_ной

        2. солом_нный, кра_вой

        3. земл_ной, ветр_ная погода

        4. крайн_я степень, сегодн_шний

        5. масл_ная роза, син_я кружка




      1. БУКВУ Е:

        1. милост_вый, вещ_вой

        2. глянц_вый, доверч_вый

        3. кольц_вой, сторож_вой

        4. заманч_вый, вдумч_вый

        5. опухол_вый, вермишел_вый




      1. БУКВУ О:

        1. опроб_вать, завед_вать

        2. проповед_вать, гарантир_вать

        3. заглат_вать, классифицир_вать

        4. рассчит_вать, аплодир_вать

        5. воздейств_вать, переоборуд_вать




      1. БУКВУ И:

        1. затм_вает, усва_вает

        2. продл_вает, подсуш_вает

        3. устар_вает, накруч_вает

        4. заготавл_вает, прикле_вает

        5. оскуд_вает, проветр_вает




      1. БУКВУ Я(А):

        1. они стро_т, они бре_т

        2. они слыш_т, они та_т

        3. они мел_т, они зате_т

        4. они держ_т, они молот_т

        5. они кле_т, они мысл_т




      1. БУКВУ У(Ю):

        1. брезж_щий, леч_щий

        2. бор_щийся, се_щий

        3. пиш_щий, стел_щийся




      1. БУКВУ Е:

        1. выкач_нная нефть, обид_вшийся друг

        2. движ_мый идеей, спа_нный коллектив

        3. оплач_нный товар, увид_вший впервые

        4. неотъемл_мая часть, выгор_вший паркет

        5. замеш_нная опара, застрел_нный олень




      1. Н-:

        1. ржа_ой, кова_ый

        2. рья_ый, пудре_ица

        3. торфя_ик, подкова_ый

        4. обеде_ый, кожеве_ый

        5. жева_ый, маринова_ый




      1. НН-:

        1. оклее_ая обоями, заставле_ая мебелью

        2. немоще_ая улица, разрисова_ые дорожки

        3. полотня_ая рубашка, запыле_ый мужик

        4. неосвеще_ая комната, молчаливые ремесле_ики

        5. подли_ая картина, гофрирова_ая юбка




      1. БУКВУ Ё:

        1. грош_вая сделка, детские ш_рты

        2. ж_сткий контроль, новый стаж_р

        3. горяч_ спорить, короткая ч_лка

        4. холщ_вый мешок, умелый ж_кей

        5. внуш_нные мысли, обж_г руку




      1. БУКВУ О:

        1. ц_коль, танц_вать

        2. ш_винизм, бесш_вный

        3. герц_г, раскорч_вка

        4. ноч_вать, молодц_ом

        5. трещ_тка, туш_нка




      1. БУКВУ Ь:

        1. невмоч_, утеш_ся

        2. чуш_, невтерпеж_

        3. с мальчишеч_им задором, играют туш_

        4. программа передач_, блаж_

        5. наотмаш_, уголь горюч_




      1. БУКВУ И:

        1. по прибыти_ поезда, впоследстви_ все нормализовалось

        2. в отличи_ от нас, в продолжени_ вечера

        3. по возвращени_ домой, по прочтени_ статьи




      1. НИ:

        1. как н_ в чем н_ бывало

        2. н_чьими усилиями, отнюдь н_убедительно

        3. он н_ при чем, что н_ на есть

        4. н_коим образом, н_мало не смущен

        5. н_что необъяснимое, не могу н_ знать




      1. НЕ:

        1. н_ с кем встретиться, н_ с кого брать пример

        2. н_ от кого получить, вернулся н_ с чем

        3. н_ в чем сомневаться, н_сколько самоуверенный

        4. н_зачем разговаривать, н_где не получить кредит

        5. н_мало процентов, н_где взять средства




      1. НЕ СЛИТНО:

        1. (н_)замеченные опечатки, (н_)кому сообщить

        2. (н_)опубликованный ранее роман, (н_)способен к работе

        3. (н_)допонимать шефа, (н_)смотря в глаза

        4. вовсе (н_)утешительные итоги, (н_)чьими усилиями

        5. ответ (н_)полный, но оригинальный; (н_)понимание вопроса


Задание. Выберите пункты, где во всех случаях слова пишутся:

      1. СЛИТНО:

        1. (полу)меры; (быстро)действующее лекарство; он (то)же учится

        2. (обще)употребительный символ; (внешне)политический курс; (что)бы хорошо жить

        3. (буржуазно)демократическая республика; (пол)листа; (при)том ресторане

        4. (рабски)покорный; (глубоко)уважаемый; (так)же как и она

        5. (русско)немецкий; (аудио)средства; (за)тем домом




      1. ЧЕРЕЗ ДЕФИС:

        1. (инфра)структура; (теоретически)важный

        2. (латино)американский; (сорви)голова

        3. (пол)Европы; (контр)адмирал

        4. (макро)мир; (вопросно)ответный

        5. (всемирно)известный писатель; (взаимо)исключающие мнения




      1. РАЗДЕЛЬНО:

        1. (пол)оборота; (видео)кассета; (от)чего грустишь

        2. (авиа)почта; (вице)премьер; дело удачное, (при)чем интересное

        3. (старо)московский; (свободно)конвертируемая валюта; (то)же самое

        4. (исчерпывающе) полный ответ; (пол)фруктового сада; (и)так, все кончено

        5. (остро)инфекционное заболевание; (конкурентно)способный; (что)бы ни сказал


VII. Тренировочный тест по пунктуации
I. Задание. Выберите пункты, в которых на месте пропуска следует поставить:

      1. ТИРЕ:

        1. Язык _ одно из самых важных и самых древних общественных явлений.

        2. Управлять территорией _ значит иметь влияние на формирование бюджета.

        3. Этот банк, конечно, _ надежный партнер.

        4. Ссуда _ не панацея от всех бед.

        5. Он _ руководитель крупного предприятия.




      1. ЗАПЯТУЮ:

        1. Государственные или частные страховые компании осуществляют страхование жизни_ или имущества.

        2. Выступающие должны написать доклады, а не тезисы_ и переслать их почтой.

        3. В работу включился и стар_ и млад.

        4. На повестке дня стоит вопрос о загрязнении морей, озер, прудов и рек_ и других водоемов.

        5. Здесь можно обменять доллары_ и марки, и фунты стерлингов.




      1. ДВОЕТОЧИЕ:

        1. На улицах, площадях, в парках и скверах _ словом, всюду царило ожидание.

        2. Все это _ звуки и запахи, тучи и люди – было странно, красиво и грустно.

        3. На протяжении последнего десятилетия эту проблему исследовали представители различных специальностей, как то _ политики, финансисты, экономисты, социологи и журналисты _ словом, все заинтересованные люди.

        4. Блестящая карьера финансиста _ увлекательная работа в ведущих государственных и коммерческих структурах, уверенность в завтрашнем дне – многое в вашей жизни зависит от сегодняшнего отношения к учебе.

        5. Виталий Васильевич Сайнов разложил перед собой _ копии документов, два кодекса и чистую бумагу.


      1. ТИРЕ:

        1. Ее чувствительность, события прошлого дня, напряжение, с которым пришлось бороться, _ все это потрясло ее.

        2. Доказано, что исследование слабых физических полей организма: электрического, магнитного, теплового, акустического _ дает возможность получать интересную информацию.

        3. Ирина демонстративно вошла в комнату, я _ так же демонстративно вышел.

        4. Палубу корабля покрывала тонкая ледяная корка, трап _ шикарный персидский ковер ручной работы.

        5. Все вокруг прельщало нас своей экзотикой _ просинь между лиловых гор, холмы, истекающие изумрудом растений, и таинственная тень ущелий.




      1. ЗАПЯТУЮ:

        1. Фирма находится в небольшом _ заново отремонтированном здании.

        2. Скоро исполнится пять лет совместному _ акционерному банку «Союз».

        3. Это серьезное _ надежное учреждение в сфере торговли.

        4. Она смотрела на нас своим бархатным _ черным взглядом.

        5. Увидел он стены дубовые _ рубленые.




  1. Тренировочный тест по грамматике



III. Задание. Выберите пункты, в которых оба слова ряда не склоняются:



        1. (Борис) Френкель, (Лаврентий) Берия

        2. (Иван) Белых, (Игорь) Дубяго

        3. (Валерий) Гнедич, (Николай) Трауберг

        4. (Анна) Корнейчук, (Георгий) Гулиа

        5. (Сергей) Жерех, (Виктор) Петренко



        1. (станция) Орел, (пустыня) Сахара

        2. (озеро) Мичиган, (гора) Качкар

        3. (река) Брахмапутра, (деревня) Соколовка

        4. (село) Дурнево, (озеро) Соленое

        5. (остров) Эвбея, (штат) Монтана


IV. Задание. Выберите пункты, в которых допущены ошибки:



        1. рюмка коньяка, увидеть на лугу

        2. сварить кисельку, сидеть на берегу

        3. запах чая, следует хранить в спирте

        4. пять лет от роду, на банковском счету

        5. килограмм голландского сыра, разбираться в лесе


V. Задание. Выберите пункты, в которых падежная форма всех слов ряда соответствует современным нормам:



        1. обшлага, округа, сторожа

        2. договора, катеры, шоферы

        3. кители, конструктора, клапана

        4. лацканы, егеря, сорта

        5. бухгалтеры, якори, векселя



        1. (много) блюдцев, чулок, осетинов

        2. (много) туфлей, ампер, туркмен

        3. (много) помидоров, гектаров, турков

        4. (много) носок, погон, цыган

        5. (много) микрон, коррективов, таджиков


VI. Задание. Выберите пункты, в которых все слова ряда имеют правильную грамматическую форму:




        1. высочайший, родствен, более лучше

        2. массовейший, искренен, менее удобнее

        3. наидобрейший, естествен, звонче

        4. удивительнейший, безукоризнен, слаже

        5. разговорчивейший, ответственен, самый кратчайший



        1. мимо их, подобно им

        2. наперекор им, ихняя дочь

        3. благодаря ней, вокруг него

        4. вокруг него, рядом с им

        5. согласно ему, около них


VII. Задание. Выберите пункты, в которых при употреблении числительных допущены ошибки:



        1. Тридцать две ножниц, с семьюдесятью тремя учениками

        2. 8,5 литра, у ста семнадцати машин

        3. К первому сентябрю, в одна тысяче тридцать пятом ящике

        4. Пятьдесят трое саней, без восьмисот двадцати рублей

        5. 76 1/7 граммов, (вернуть) тремстам одиннадцати должникам



        1. четверо студенток, обеим подругам

        2. за троими детьми, с полуторами тысяч рублей

        3. обоих слуг, пятеро сирот

        4. полторы кружки, трое чулок

        5. обоими сестрами, двое доцентов


VIII. Задание. Выберите пункты, в которых все слова ряда имеют правильную грамматическую форму:



        1. уполномачивать, (я) сознаваю, (кто-то) рыскает

        2. удостаивать, (кто-то) мяукает, (я) убежу

        3. сосредотачивать, (он) сыплет, (что-то) опротивеет

        4. обусловливать, (он) полоскает, (кто-то) кудахчет

        5. успокаивать, (он) ропщет, (кто-то) выздоровеет



        1. (грязь) брызгает, высохнул, уведомь (директора)

        2. (шов) метает, скис, выставь (за дверь)

        3. (крыша) каплет, слепнул, почисти (обувь)

        4. (чувство) движет, хрип, откупорь (бутылку)

        5. (диск) метает, вымок, не порти (вещи)


IX. Задание. Выберите пункты, в которых оба словосочетания ряда построены в соответствии с нормами управления:



        1. согласно распоряжения, безвреден детям

        2. любезный для посторонних, вопреки запрету

        3. в связи с новыми директивами, имитировать лягушку

        4. приемлемый руководству, 50-летие директору

        5. контрастировать с общим фоном, смотреть в след другу



        1. анонс о концерте, не слышал шагов

        2. бойкот врага, не знает этого

        3. руководство фабрикой, не обращает внимание

        4. заслужить награду, не забудет Москвы

        5. заведующий отдела, не упустит случай


XI.Задание. Выберите пункты, в которых неправильно согласовано сказуемое с подлежащим:

21.


1) Сотня спортсменов разбежались по стадиону в разные стороны.

2) Завод-лаборатория изготовил первый опытный образец нового вертолета.

3) Большинство студентов нашей группы были приезжими.

4) СМИ провело однодневную акцию протеста.

5) Газета "Известия" сообщила о повышении курса рубля.

22.


1) В прошлом году открылся музей-квартира академика Д.С. Лихачева.

2) С сожалением сообщаем, что 31 ящик из партии прибыли в поврежденном состоянии.

3) Часть машин непригодны к эксплуатации.

4) Кто из приятельниц написала Вам об этом?

5) В одном из флигелей его дома жило три горничные.
XIV.Задание. Выберите пункты, которые считаете правильными:
25. 1) Сколько весит,по-вашему, эта щучище?

2) А каков результат небрежности?-Поезд сошел с рельсов.

3) Сад занимает свыше ста гектар.

4) Второе место жюри присудило учащемуся В.Корнейчук.

5) С тех пор как был создан наш завод, в третьем цехе не раз изменился вид

выпускаемой продукции.

26. 1) Он снова почувствовал, что его охватывает болезнейшее чувство

одиночества.

2) Изучая лицо актёр, гримёр первым проникает в его духовный мир.

3) Отметив недавно свой двадцатилетний юбилей, «Рябинка» полна сил,

задора.

4) Таким образом я узнал конец повести, коей начало некогда поразило меня.



5) Осалчук- мастер высокого класса, она будет работать превосходно.
Задание. Выберите пункты, в которых содержатся речевые нарушения:

27.


1)Четверым молодым работницам присвоен очередной профессиональный

разряд.


2) Возвращаясь домой из зарубежного путешествия, круиза, турне, каждый

стремится привезти какой-либо сувенир.

3) Толпа людей ворвалась в здание.

4) Он с жадностью выпил кружку крепкого чаю.

5) Его мятежная душа жаждает бурь и приключений.

28.


1) Какая-то птица села на ветку, и с неё посыпался серебряный дождь.

2) Самый наибольший вред наносит человеку курение.

3) Сквозь щели в крыше в зал проникают два солнечных луча.

4) Господин и госпожа Мессердам прибудут к 15 часам.

5) Имеющийся жизненный опыт у человека-это его истинное богатство.

XXXIII. Определите, в каких словосочетаниях выделенные слова – омонимы (1), а в каких – разные значения многозначного слова (2)?


    1. гранатовый браслет - гранатовый сок

    2. магнитофонная лента лента шоссе

    3. заставить мебелью – заставить выучить урок

    4. перевести текст – перевести библиотеку в другое здание

    5. желтый лист – больничный лист

    6. найти обрыв в проводах – крутой обрыв

    7. клубы дыма – клубы по интересам


XXXIV. К данным словам подберите синонимы:

  1. обычный –

  2. пасмурный –

  3. слава –

  4. смелость –

  5. небрежно –

  6. сверкать –

  7. понять –


XXXV. Подчеркните наиболее подходящий по смыслу и стилю синоним:

  1. Город – это (большой, крупный, обширный, громадный) населённый пункт.

  2. Ночь быстро спустилась на землю, но мы продолжали (дорогу, путь) и скоро вышли из леса на (дорогу, путь) к станции.

  3. Сквозь туман слабо (блестели, сверкали, светились, сияли) уличные фонари.

  4. Дети (боятся, пугаются, страшатся) темноты.

  5. В рассматриваемой фразе можно (использовать, применить, употребить) оба слова, выступающие как синонимы.

  6. По иностранному акценту и восточным (костюмам, нарядам, одежде, одеянию, платьям) можно было сразу узнать индусов, среди которых только часть была в европейских (костюмах, нарядах, одежде, одеянию, платьях).

  7. В круг (дел, обязанностей, функций) входит выдача (различных, всевозможных) справок.

  8. Вспоминая прожитые годы, старик иногда печально улыбается, но больше не (грустит, скучает, тоскует) как прежде.

  9. От испуга он не мог вымолвить ни слова и (замер, оцепенел, остолбенел, окаменел).

  10. Меня (злят, возмущают)чудовищные действия террористов, о которых рассказывали по телевизору.


XXXVI. Синонимами, антонимами, омонимами или многозначными словами являются следующие пары слов:

  1. Префикс – приставка

  2. Девичья коса – песчаная коса

  3. Перевести текст – перевести деньги на счет

  4. Злой – добрый

  5. Лингвист – языковед

  6. Грязнуля – неряха

  7. Полезный – вредный

  8. Пессимист – оптимист

  9. Тур по Европе – могучий тур

  10. Брать в долг – брать барьер



XXXXV. Что означают данные слова? Обведите правильный номер.

Досуг 1) любимое занятие

2) свободное от работы время

3) безделье

4) развлечения
Апологет 1) защитник какой-либо идеи

2) местный житель

3) непримиримый враг противник
Эскалация 1) постепенное неуклонное наращивание, увеличение,

расширение чего-либо

2) стремление к этническому или племенному обособлению

в политике и экономике

3) противоборство, противостояние
Раритет 1) вспомогательная деталь чего-либо

2) предмет, который якобы защищает от несчастья; его

носят суеверные люди

3) редкость, ценная редкая вещь


Референдум 1) руководство, совет, как действовать в том или ином

случае


2) всенародное голосование по какому-либо важному

вопросу государственной жизни

3) консультация по определенным вопросам
Рейтинг 1) публичное оглашение мнений, сведений о чем-либо

2) общее согласие по спорным вопросам, достигаемое в

результате опроса мнений, обсуждения

3) индивидуальный числовой показатель оценки какого-

либо человека, определяющий его общественно-

политический портрет, спортивное мастерство и т. п.




XXXXVI. Лексическое значение слова указано в примере:

  1. Маркетинг – система мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос.

  2. Менталитет – словарный запас нации.

  3. Аналогия – сходство в каком-либо отношении между предметами.

  4. Адаптация – состояние полного безразличия, равнодушия.

  5. Паритет_ равенство, одинаковое положение, равноправие сторон.

  6. Инцидент – случай, происшествие( обычно неприятного характера), недоразумение, столкновение.

  7. Альтернатива – необходимость выбора из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей, а также каждая из этих возможностей.

  8. Дайджест – первое публичное представление, официальное знакомство с какой-либо новинкой (товаром, книгой, журналом и т.п.).

  9. Эйфория – чувство приподнятого, повышенно-радостного настроения или благодушия, не оправданное объективными условиями.

  10. Конфронтация – сплочение сил, объединение и укрепление усилий для достижения каких-либо целей.



XXXXIX. В каких предложениях допущены ошибки, возникшие при употреблении фразеологизмов?

  1. Выпускники, радостные и веселые, на прощание спели свою лебединую песню.

  2. В соседней комнате раздался веселый гомерический хохот.

  3. Никому не удавалось провести его вокруг пальца.

  4. Успехи этого ученика желают лучшего.

  5. Положение на комбинате остается из рук вон плохим.

  6. Павел Константинович знал всю его подноготную.

  7. Жизнь не баловала нас, но мы не пали духом.

  8. Он не хочет работать, а гоняется за длинными рублями.

  9. Гордиев узел абитуриента – не сделать ошибок в сочинении.

  10. Я высказал свое мнение о пьесе, а если кто со мной не согласен, - что ж, да будет им земля пухом!


XXXXX. Раскройте скобки, выбрав нормативную форму существительного

  1. За ( ветхим домишко, ветхим домишком) начинается крутой спуск к реке.

  2. Речь идет об аэропорте в ( Шереметьево, Шереметьеве).

  3. Новые дачные участки выделены около ( Репино, Репина).

  4. Цветы (мать-и-мачеха, мать-и-мачехи) издавна используются в народной медицине.

  5. Автоприцеп «Турист» - это передвижная дача с двумя съемными (диван-кроватями, диванами-кроватями).

  6. Укрывшись (плащ-палаткой, плащом-палаткой), чтобы не промокнуть под дождем, мы побежали к дому.

  7. Информация получена от сотрудника (МИД, МИДа).

  8. Состоятся гастроли (МХАТ, МХАТа) и московского (ТЮЗ, ТЮЗа).

  9. Из города (Петропавловск-Камчатский, Петропавловска-Камчатского) мы выехали вечером.

  10. С композитором (Бородиным, Бородином) связаны замечательные страницы в истории русской музыкальной культуры.

  11. Сражение под (Бородино, Бородиным, Бородином) изменило ход Отечественной войны 1812 года.

  12. Эволюционная теория, обоснованная (Дарвиным, Дарвином), имеет как своих сторонников, так и противников.


XXXXXI. Выберите нормативное окончание существительных. Учтите возможность вариантов:

  1. Старое серебро начищено до блеска (а, у).

  2. Плантация рис (а, у).

  3. В магазины завезли превосходного виноград (а, у).

  4. Здесь нет лес (а, у), кругом одна степь.

  5. Потоки свежего весеннего воздух (а, у) врывались в открытое окно.

  6. Больному не хватало воздух (а, у).

  7. Ну и народ (а, у) на площади!

  8. За ночь навалило столько снег (а, у), что не пройдешь от дома к калитке.

  9. Столько крик (а, у) и визг (а, у) было, когда дети увидели реку.

  10. Его не легко сбить с толк (а, у).


XXXXXII. Подчеркните нормативную форму Род.пад.мн. числа существительного:

  1. Мать велела мне купить несколько (простынь, простыней).

  2. Я не нашла в магазинах ни (апельсин, апельсинов), ни ( мандарин, мандаринов) и пять (килограмм, килограммов) (яблок, яблоков).

  3. В нашем доме несколько (кочерг, кочерег).

  4. В этом районе открыли много детских (яслей, ясель).

  5. Для всей компании нам пришлось купить пять (дыней, дынь).

  6. В поход мы взяли две пары резиновых (сапог, сапогов), несколько пар шерстяных (чулок, чулков) и (носок, носков).

  7. Осенью всегда бывает много (свадьб,свадеб).

  8. много (басен, басней) включено в новый учебник по литературе.

  9. Роскошный дом украшало несколько (ставен, ставней).

  10. После первых (заморозок, заморозков) мама заставляет носить шапку.


XXXXXIII. Обведите номера предложений, в которых допущены ошибки, связанные с ненормативным употреблением форм имен существительных:

  1. Инфаркт – омертвление участка того или иного органа в результате закупорки или спазма кровеносных сосудов.

  2. Вовлечение в хозяйственные обороты миллионов гектар пустующих земель – важнейшая задача.

  3. Там, на самом краю обрыва я различаю крохотною ранчо.

  4. Второе место жюри присудило учащемуся В.Корнейчуку.

  5. 20 мая исполняется 60 лет начальнику планово-экономического отдела завода Борису Ивановичу Сороке. Дирекция завода поздравляет Б.И.Сороку с юбилейной датой.

  6. Весной, пока стояли хорошие погоды, лесничество произвело носадку леса на большой площади.


XXXXXIV. Выберите вариант окончания существительного, рекомендуемый современной нормой. Учтите возможность стилистических вариантов:

  1. Запах клея (1), клею (2).

  2. Сладость мёда (1), мёду (2).

  3. История народа (1), народу (2).

  4. Попить чайка (1), чайку (2).

  5. Несколько вагонов сахара-песка (1), сахара-песку (2).

  6. Стакан крепкого чая (1), чаю (2).

  7. Сорить деньгами без счёта (1), счёту (2).

  8. Снять деньги со счёта (1), счёту (2).

  9. Говорить с глаза (1), глазу (2) на глаз.

  10. Смахнуть слезу с глаза (1), глазу (2).


XXXXXV. Раскройте скобки, выбирая подходящую форму прилагательных. Учтите возможность вариантов:

  1. Эта река (спокойная, спокойна), в ней купаются даже не умеющие плавать.

  2. Можете меня не утешать: я вполне (спокойный, спокоен).

  3. На этот раз учитель был ( строгий, строгим, строг).

  4. Порядки в этой школе (строгие, строги).

  5. Климат в этих местах ( нездоровый, нездоров).

  6. Директор сегодня не принимает: он (нездоровый, нездоров).

  7. Цветы в вазе (живые, живы).

  8. Подобные явления ещё (живые, живы) в нашем обществе.

  9. Осень в Санкт-Петербурге обычно ( сырая, сыра), ( ветреная, ветрена), (дождливая, дождлива), а в Москве она (сухая, суха), (морозная, морозна).

  10. ( Молодой, молод) он ещё!



XXXXXVI. Подчеркните подходящий вариант словосочетания:

  1. В (систему доходов, доходную систему) отечественного (торгового предприятия, предприятия торговли) входят, кроме прибыли от реализации, прибыль от прочей деятельности, доходы от внереализационных операций.

  2. Целью деятельности любой (коммерческой структуры, структуры коммерции) в (рыночных условиях, условиях рынка) в конечном счете является получение прибыли.

  3. Существует несколько видов прибыли. (Предпринимательская прибыль, прибыль предпринимателя) Рассчитывается при помощи «потока наличности».

  4. В отличие от продукции частных предпринимателей (заводская продукция, продукция завода) имеет более высокое качество.

  5. (заводская продукция, продукция завода) получила высокую оценку международных экспертов.


XXXXXVII. Обведите номера предложений, в которых допущены ошибки, связанные с ненормативным употреблением числительных:

  1. Метростроевцы обещают завершить строительство трассы к 25 декабрю.

  2. К зачету допускаются студенты, выполнившие три и более контрольных задания.

  3. Пароход опаздывал на пару часов, все разошлись, и на берегу остались только четверо женщин в ярких платьях.

  4. Для урока труда нужно купить 34 ножниц.

  5. Длинной вереницей вытянулись медленно ехавшие 22 саней.


XXXXXVIII. Выберите из заключенных в скобки местоимений наиболее подходящее. Укажите возможные варианты:

  1. Я заказал в библиотеку книгу, нужную мне для (моих – своих) занятий.

  2. Берегите (ваше – свое), здоровье, не переоценивайте (ваши – свои) силы.

  3. Вам не следует оставлять (вашу – свою) работу незаконченной.

  4. Куда вы положили (ваш – свой) портфель?

  5. Вам не следовало бы ссорить братьев с (их – своей) сестрой.

  6. Весь вечер (моему – своему) брату Артур усердно помогал.

  7. Хозяйка приветливо встречает гостей, для (всякого – каждого) находит доброе слово.

  8. И она не забудет. Всех приветит, (всякому – любому) доброе слово найдет. Вот она какая.

  9. Язык (всякого – каждого) действующего лица в пьесах Чехова отличается своеобразием.

  10. Докладчик хорошо подготовился к выступлению и сумеет ответить на (каждый – любой) вопрос.


XXXXXX. Как называются жители этих городов? Выберите правильный вариант:

1. Гродно а) гродненец (гродненцы)

б) гродненчанин (гродненчане)
2. Киев а) киевлянин (киевляне)

б) киевчанин (киевчане)


3. Таганрог а) таганрогец (таганрогцы)

б) таганрожец (таганрожцы)


4. Елец а) ельнич (ельничи)

б) ельчанин (ельчане)


5. Молодечно а) молодеченец (молодеченцы)

б) молоденчанин ( молоденчане)


6. Могилев а) могилевец (могилевцы)

б) могилевчанин (могилевчан)


XXXXXXI. Обведите номера предложений, в которых допущены ошибки, связанные с нормами управления:

  1. Проблема о разумном использовании природных богатств волновала людей еще в далекой древности.

  2. Профорг отчитался о проделанной работе.

  3. Не надо рассуждать о том, о чем вы не знаете.

  4. Этот вопрос надо адресовать к главному редактору.

  5. Директор обвинил сотрудников в некомпетентности.

  6. Сообщение о результатах тестирования предваряло сегодняшнюю лекцию.

  7. Я так давно вас не видел, очень по вам соскучился.

  8. Всем нравится этот лектор, но все равно с него часто смеялись.

  9. Сегодня мне не удалось дозвониться к нему, позвоню завтра.

  10. Всей группой будем болеть сегодня за нашу сборную.


XXXXXXII. Обведите номера предложений, в которых нарушен порядок слов:

  1. Прибыла телеграмма с просьбой увеличить выпуск одного типа машин.

  2. Каждый рабочий закреплен за определенным станком, который следит за его состоянием

  3. Брат не только побывал в доме отдыха, но и у отца в деревне.

  4. Мы широко готовились отметить юбилей известного поэта.

  5. Студенты хорошо справились с поставленными перед ними задачами.

  6. Мы далеко еще не использовали возможности нового метода.

  7. Только те студенты, которые успевают по всем предметам, могут поехать за границу во время учебного года.

  8. Опавшие листья с деревьев шелестели под ногами.

  9. Директор принимает в этом кабинете людей с их проблемами.

  10. Успехов больших добились учащиеся нашей гимназии.


XXXXXXVI. Раскройте скобки и поставьте глагол в прошедшем времени:

  1. ЕЭС (выступить) за единую европейскую валюту.

  2. Музей-квартира Булгакова (приобрести) неизвестные ранее письма писателя.

  3. Журнал «Юность» (опубликовать) новую повесть молодого автора.

  4. Команда «Динамо» (выступить) неудачно в кубке чемпионов.

  5. МХАТ в прошлом сезоне (поставить) новую пьесу.

  6. МИД (пригласить) новых сотрудников из числа выпускников БГУ.

  7. «Спартак» (сыграть) неудачно в последнем матче.

  8. Сухуми (раскинуться) в очень живописном месте.

  9. Плащ-палатка (оказаться) только у одного участника похода.

  10. Альфа-радио (выпустить) новую программу.

  11. В нашем районе (открыться) кафе-бар.

  12. Издательство «Наука» (выпустить) новую серию книг о животных.


XXXXXXX. Приведенные ниже тексты относятся к стилю:

а) публицистическому;

б) официально-деловому;

в) художественному;

г) разговорному

д) научному;

В целях обеспечения расширенного обновления экономики города необходимо развивать производство строительных материалов. В период с 1998 по 2000гг. коэффициент опережающего развития материально-технической базы в части прироста объемов продукции производства строительных конструкций и материалов в народном хозяйстве Минска составил 1.1, тогда как эффективность функционирования строительного комплекса определяется коэффициентом 1,3-1.4. ( ).


Привет! Был сегодня в городе? Что там твориться! Все готовятся к празднику, кругом народу! Ярмарки там разные, продают всякую всячину. Я себе кое-чего прикупил даже. Артисты понаехали, сцены всюду сооружают. Говорят, вечером фейерверк будет. Короче, день Города, чувствую, пройдет как надо. ( ).
Город – крупное поселение, жители которого заняты главным образом в промышленности и торговле, обычно административно и культурный центр окружающего района. Город возникает на том уровне развития общества, когда общественное разделение труда приводит к отделению ремесла от сельского хозяйства и к возникновению регулярного товарообмена. В древности город чаще строили на холме, месте слияния двух рек, вследствие того, что это обеспечивало надежную защиту от нападения врагов. ( ).
При выполнении следующих заданий при нехватке места можно ответы записывать на отдельном листе.


Задания. Вопросы.

Ответы.

  1. Что такое язык?

  2. Почему язык  явление социальное?

  3. Какой язык называется общенародным или национальным языком?

  4. Какие разновидности выделяются в каждом национальном языке?

  5. Какой язык называется литературным?

  6. Каковы основные свойства литературного языка?

  7. Каким основным требованиям должен соответствовать литературный язык?

  8. Какие функциональные разновидности существуют в русском литературном языке?

  9. Назовите стили произношения, существующие в разговорной речи.

  10. Какими признаками характеризуется полный стиль и где он применяется?

  11. Что представляет собой нейтральный стиль и где он используется?

  12. Каковы основные признаки разговорного стиля?

  13. Что такое лексика?

  14. Какие слова называются историзмами?

  15. Какие слова называются архаизмами?

  16. Что такое неологизмы?

  17. Что такое интернационализмы?

  18. Какие слова называются экзотизмами?

  19. Что такое варваризмы?

  20. Что такое стилистические синонимы?

  21. Что такое фразеологизм?

  22. Что такое диалект?

  23. Что такое просторечие?

  24. Что такое жаргон?

  25. Какие виды жаргонов Вам известны?

  26. Охарактеризуйте понятие «литературная норма».

  27. Что такое кодификация?

  28. Что такое нормализация?

  29. Какие языковые нормы Вам известны?

  30. Что такое антинормализаторство?

Что такое пуризм?




Задания. Вопросы.

  1. Что такое речь?

  2. В чем состоят основные различия между языком и речью?

  3. Что такое речевая деятельность?

  4. В чем суть речевого общения?

  5. Что такое речевое поведение?

  6. Дайте определение межличностной коммуникации.

  7. Какими признаками характеризуется устная разговорная речь?

  8. В чем состоят особенности речевого общения в социальном взаимодействии?

  9. Что такое ролевой стереотип?

  10. Что понимается под стратегией речевого общения?

  11. Что понимается под тактикой речевого общения?

  12. Перечислите основные требования к качеству речи.

  13. Что означает понятие «точность высказывания»?

  14. В чем проявляется ясность и доступность речи?

  15. Почему важно следить за чистотой речи?

  16. Должна ли речь быть эстетичной и почему?

  17. Что подразумевает уместность речи?

  18. В каких формах происходит речевое общение?

  19. Какая речь называется монологической?

  20. Какая речь называется диалогической?

  21. Что такое литературная речь?

  22. Дайте определение устной речи.

  23. В чем различия между подготовленной и неподготовленной устной речью?

  24. Какова основная функция письменной речи?

  25. Какая форма языка используется в письменной речи?

  26. Что такое инверсия?

  27. В каких письменных текстах инверсия недопустима?

  28. Для каких функциональных стилей характерна письменная форма существования?

  29. В чем сходство письменной и устной речи?

В чем различия письменной и устной речи?

Ответы.


Задания. Вопросы.

Ответы.

  1. Что такое функциональный стиль?

  2. Какие факторы влияют на выделение функциональных стилей речи?

  3. Назовите основные функциональные стили русского языка.

  4. Что такое жанры?

  5. В какой сфере общественной деятельности функционирует научный стиль?

  6. Каковы основные черты научного стиля?

  7. Перечислите основные речевые жанры научного стиля.

  8. Какой жанр научной прозы является, по Вашему мнению, одним из важнейших и почему?

  9. В каких формах реализуется научный стиль речи?

  10. Какова основная сфера функционирования официально-делового стиля?

  11. Назовите основные тексты официально-делового стиля.

  12. Какие черты официально-делового стиля Вам известны?

  13. Какова основная функция официально-делового стиля в обществе?

  14. Какие основные черты имеет газетно-публицистический стиль?

  15. Какова сфера функционирования газетно-публицистического стиля?

  16. Какие жанры газетно-публицистического стиля Вы знаете?

  17. Какие функции выполняет в обществе публицистика?

  18. Какие языковые средства использует газетно-публицистический стиль?

  19. Где находит применение художественный стиль?

  20. Какие черты, присущие художественному стилю, Вы могли бы назвать?

  21. Что такое инверсия?

  22. Какие черты характеризуют ситуацию общения в разговорно-обиходный речи?

  23. Какие особенности присущи разговорной речи?









Задания. Вопросы.

Ответы.

  1. В каких сферах жизнедеятельности общества применяется официально-деловой стиль?

  2. В текстах какого характера реализуется официально-деловой стиль?

  3. Перечислите основные признаки, характеризующие официально-деловой стиль.

  4. Чем официально-деловой стиль выделяется среди других функциональных стилей языка?

  5. Перечислите известные Вам разновидности официально-делового стиля.

  6. Что необходимо учитывать при составлении документа?

  7. Что такое формуляр документа?

  8. Что такое реквизит?

  9. Перечислите реквизиты любого документа.

  10. Что следует понимать под жанровой формой документа?

  11. Какие жанры официально-делового стиля Вам известны?

  12. Что такое служебный документ?

  13. На какие группы делятся по своему функциональному назначению служебные документы?

  14. Какие типы записи текстов Вам известны?

  15. Какие типы документов относят к распорядительным?

  16. Что такое постановление?

  17. Что такое распоряжение?

  18. Что такое приказ?

  19. Какие документы относятся к административно- организационными?

  20. Какие документы относятся к информационно-справочным?

  21. Что такое деловое письмо?

  22. По каким признакам различается деловая корреспонденция?

  23. Какого рода тексты относятся к юридическому подстилю официально-делового стиля?

  24. Каким должен быть язык делового документа?

  25. В чем разница между текстовыми и языковыми нормами?





Задания. Вопросы.

Ответы.

  1. Что такое культура речи?

  2. Почему для современного специалиста в любой сфере деятельности необходимо владение культурой речи?

  3. Охарактеризуйте основные компоненты культуры речи.

  4. Какой аспект культуры речи считается одним из важнейших?

  5. Что представляет из себя нормативный аспект культуры речи?

  6. Что представляет из себя коммуникативный аспект культуры речи?

  7. Что представляет из себя этический аспект культуры речи?

  8. Что такое речевой этикет?

  9. Какой должна быть речь современного культурного человека?

  10. Что необходимо предпринимать, чтобы усовершенствовать свою речь?

  11. Почему в речи так важна интонация?

  12. Какие слова называются «слова-паразиты» и почему необходимо изживать их из речи?

  13. Какие слова и выражения категорически неприемлемы в речи?

  14. Как влияют средства массовой информации на состояние современной русской речи?

  15. Какие процессы происходят в современном русском языке и с чем это связано?

  16. В чем специфика культуры деловой речи?

  17. Почему современному деловому человеку необходимо владеть нормами и правилами речевого этикета?

  18. На какие этапы можно разделить деловую беседу?

  19. Что необходимо для успешного проведения деловой беседы?

  20. Почему в деловой беседе очень важно не только умение говорить, но и умение слушать?

  21. Что необходимо помнить, вступая в деловой спор?

  22. Каким должен быть стиль поведения в деловом споре?





ЛИТЕРАТУРА


Основная:

1. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Минск, 2000.

2. Акишина Л.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. М., 1978.

3. Головин Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре речи. Горький, 1979.

4. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988.

5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2000.

6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1999.

7. Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М., 1999.

8. Русский язык и культура речи. Учебник. Под ред. В.И. Максимова. М., 2000.

Дополнительная:

1. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990.

2. Верещагин А.Н., Костомаров В.Г. Язык и культура. М., 1990.

3. Казарцева О.М. Культура речевого общения. М., 1998.

4. Кузин Ф.А. Культура делового общения. М., 1998.

5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М., 2000.

6. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. М., 1998.

7. Романов А.А. Грамматика деловых бесед. Тверь, 1996.



8. Сопер П. Основы искусства речи. М., 1992.

Контрольная работа для студентов заочной формы обучения Курс «Русский язык и культура речи»

Охватывает болезнейшее чувство одиночества

310.24kb.

12 10 2014
1 стр.


Контрольная работа по особенной части для студентов заочной формы обучения

Работа выполняется по 6 вариантам и состоит из четырех заданий: первое – раскрытие гражданско-правовых терминов, второе – составление сравнительных таблиц; третье – решение практич

36.33kb.

06 10 2014
1 стр.


Методические рекомендации по выполнению контрольных работ

Кроме того, подготовка должна включать в себя обязательное поэтапное выполнение всех заданий, предусмотренных рабочей программой курса "Русский язык" для студентов заочной формы об

166.95kb.

08 10 2014
1 стр.


Методические рекомендации и контрольные работы по курсу «русский язык и культура речи»

Сатина Т. В. Методические рекомендации и контрольные работы по курсу «Русский язык и культура речи» для студентов-заочников технических специальностей

1196.43kb.

25 12 2014
8 стр.


Английский язык

Методические указания и контрольные задания для студентов 1-2 курсов заочной формы обучения по специальности

476.05kb.

15 10 2014
9 стр.


Рабочая программа и вопросы к зачету для студентов заочной формы обучения

Судебная медицина: Рабочая программа и вопросы к зачету для студентов заочной формы обучения /Авт сост д п н., доцент Вавилова Л. Н – г. Калининград: мфюу, 2012. – 18 с

221.04kb.

12 10 2014
1 стр.


Контрольная работа По дисциплине «Русский язык и культура речи»

Русский орфографический словарь Российской академии наук/Отв ред. В. В. Лопатин. Электронная версия, «грамота. Ру», 2001–2007 и Большой толковый словарь русского языка; гл ред. С.

82.97kb.

23 09 2014
1 стр.


2 курс, 4 семестр) (2012/2013) Взять в библиотеке следующие пособия

Задания для контрольной и самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения

14.66kb.

18 12 2014
1 стр.