Данный педагогический проект представляет собой описание организационно-педагогической модели воспитание инициативных, творчески мыслящих, самостоятельных, способных к успешной социализации и активно адаптирующихся к изменяющимся условиям молодых людей, т.е. не просто владеющих большим багажом знаний, умений и навыков, а умеющих самостоятельно их добывать и оперировать ими в новой ситуации, через технологию критического мышления на уроках немецкого языка. В работе рассматриваются современные подходы к содержанию и организации учебной деятельности школьников в рамках перехода на ФГОС. Особое внимание уделено применению современных методов и технологий при формировании способностей к нестандартным решениям, информационной и коммуникативной культуры обучающихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Обоснование необходимости проекта.
В настоящее время социальный заказ общества, стоящий перед школой - воспитание инициативных, творчески мыслящих, самостоятельных, способных к успешной социализации и активно адаптирующихся к изменяющимся условиям молодых людей, т.е. не просто владеющих большим багажом знаний, умений и навыков, а умеющих самостоятельно их добывать и оперировать ими в новой ситуации.
Актуальность проекта определена особенностью уроков с использованием технологии критического мышления как единиц учебного процесса при формировании способности к нестандартным решениям, развитию информационной и коммуникативной культуры, что важно сегодня для развития диалога культур, способности к компромиссам, к критической переработке информации и ее компетентному использованию в жизненных ситуациях.
Важнейший показатель качества подготовки учеников к жизни – это способность к социализации. Ее качество зависит от способности к адаптации, от способности решать возникающие проблемы. И в первую очередь ребятам потребуются самодисциплина, способность находить проблемы и самостоятельно решать поставленные задачи, умение работать на перспективу.
Что значит самодисциплина? По определению С.В. Кульневича, это «находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, мобильность, гибкость ума, информационная и коммуникативная культура, способность выходить из тупиковых ситуаций, способность к компромиссам, к творческой переработке информации и ее компетентному использованию в практике, самостоятельность, ответственность, любознательность, активность, смелость, стремление к открытию нового для себя».
Именно такие качества мне бы хотелось воспитать в своих учениках, и это стало возможным благодаря технологии критического мышления, которая позволяет раскрыть потенциальные внутренние способности, развить самостоятельную познавательную и мыслительную деятельность школьника на уроке немецкого языка.
Основу изучения иностранного языка составляет текст.
Учитывая эффективность развития коммуникативной компетенции школьников на основе взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности на немецком языке, считаю что применение технологии критического мышления является целесообразным при обучении школьников говорению, письму и аудированию.
1. Разработать и апробировать систему заданий по развитию критического мышления учащихся на уроке немецкой литературы в 9-11 классах.
2. Способствовать формированию коммуникативной культуры, целостной картины мира обучающегося, приобщению его к культурному мировому наследию, воспитание патриота своей страны и гражданина мира.
3. Способствовать развитию творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач.
4. Создать благоприятную и мотивирующую на учебу психологическую атмосферу, способствующую формированию у обучающихся устойчивого интереса к учению, творческой самостоятельной инициативы.
Технология критического мышления направлена на достижение следующих образовательных результатов:
Основное содержание проекта включает в себя описание путей и методов достижения поставленной цели, механизм реализации проекта, способы распространения информации о проекте.
Критическое мышление означает мышление рефлексивное, оценочное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо была разработана американцами Дж. Стилом, Ч. Темплом, К. Мередитом и вобрала в себя идеи свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи (А.В. Хуторской) эвристического обучения.
Эта технология предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях, она универсальная, проникающая, "надпредметная", открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных и воспитательных задач.
Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся.
Дэвид Клустер выделил несколько признаков критического мышления:
1. критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, то:
1.1. каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных.
1.2. мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер.
1.3. критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные.
2. информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. В своей познавательной деятельности ученики и учитель, подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.
3. критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.
4. критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Поэтому на уроке уделяется большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения.
Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:
1. Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли - признак уверенности.
2. Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.
3. Настойчивость. Часто сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.
4. Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает верные выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.
5. Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
6. Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.
Таким образом, успех реализации технологии критического мышления - в создании педагогом условий, в которых обучающийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания.
В рамках технологии развития критического мышления выделяют 3 технологические этапа: фаза вызова, фаза реализации и фаза рефлексии.
Фаза вызова позволяет
- актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- побудить ученика к активной работе.
- получить новую информацию;
- осмыслить её;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Базовая модель ("Вызов – Реализация смысла - Рефлексия") задает не только определенную логику построения урока, но и последовательность и способы сочетания конкретных методических приемов.
Приёмы технологии:
Фаза вызова:
«Корзина» идей, понятий ….;
«Составление кластера»;
«Мозговой штурм»;
Бортовой журнал
Прием “двухрядный круглый стол
Фишбон
Фаза реализации
Инсерт или «Пометки на полях»;
составление таблицы «ЗУХ»;
«Чтение с остановками»;
Тонкие и толстые вопросы;
Фаза рефлексии
«Написание синквейна»;
«Написание эссе»;
и т.д.
Я убеждена, что творческая самореализация личности будет успешной только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственного опыта учащихся и их возможностей. Стратегия технологии критического мышления помогает учащимся анализировать, применять полученные знания и их результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы.
Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.
Организуя учебный процесс, ученика вижу в первую очередь в роли активного участника образовательного процесса. Моя роль в уроке сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей урока. Я ничего не делаю за ученика, я все делаю вместе с ним. Стремлюсь к тому, чтоб уроки учили мыслить, сопоставлять факты и искать информацию.
Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем и сверстником ученик чувствует себя комфортнее. (Приложение 1)
Обучение школьников организую в разных социальных формах: группах, парах, организую индивидуальную работу, использую различные методы и приёмы. (Приложение 2)
Таким образом, налицо признаки личностно- ориентированного подхода.
Оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность. Этому способствует принципиально новое распределение времени на уроке (60% всего времени отводится для практического усвоения материала). (Приложение 3)
Ведущую роль отвожу развивающим методам обучения – частично-поисковым, поисковым и исследовательским
Обоснование использования педагогических технологий.
Тысячекратно цитируется применительно к школе народная мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения.
Чтобы новая тема была интересной ученику, находила отклик в душе, начинаю с создания образа или ассоциаций. Иногда ассоциации у ребят рождаются легко и сразу. Ученики приятно удивляют образным мышлением. К проблеме развития мышления обратились несколько лет назад, считая важным формировать у ребенка умение выделять главное, анализировать и синтезировать, сравнивать, делать выводы и определять следствия. В результате пришла как к нестандартным формам занятий, так и к отдельным дидактическим приемам, которые стали нормой в моей практике.
Например: Lest den Text mit einem der Leseziele. Wählt eins oder formuliert das eigene Leseziel:
- neue Information zu erfahren
- neue Wörter zum Thema kennen zu lernen
- die Struktur der Textsorte kennen zu lernen oder (das eigene Leseziel zu formulieren).
б) Парная мозговая атака. Пара учеников составляет список того, что они знают или думают по данной теме. Парная мозговая атака очень помогает обучающимся, для которых затруднительно высказывать свое мнение перед большой аудиторией. И, разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу обучающихся.
в) Ключевые термины. Учитель может выбрать из текста 4 – 5 ключевых слов и выписать их на доску. Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут применяться в конкретном контексте той темы.
г) Разбивка на кластеры (блоки идей).
д) Знаем, хотим узнать, узнаем. Этот прием применим для чтения. Он также хорошо направляет исследовательскую деятельность обучающихся, которая длится несколько дней. Может применяться как на стадии «Вызова», так и на стадии реализации осмысления.
«Знаю» |
«Узнали» |
«Хотим знать» |
называем темы и спрашиваем обучающихся, что они об этом уже знают. |
что обучающиеся почерпнули из текста, причем расположить ответы надо параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а новую информацию надо расположить ниже |
Спорные идеи и вопросы Просим обучающихся дополнить этот список: что они еще хотят узнать по данной теме |
Приём «Фишбон» помогает установить причинно – следственные связи, приходить к выводу через аргументы, доказательства и совместное решение.
Активизирует творческую деятельность учеников «метод придумывания». Учащимся предлагается, например, придумать текст к картинке/заголовку/абзацу/предложению самим, а затем уже сравнить с оригиналом. Установка может быть сформулирована следующим образом:
Schreibt einen Text zu diesem Titel/Bild/Absatz/ Satz.
Включить всех в учебную деятельность на уроке позволяет приём, «верные и неверные предположения». Я предлагаю учащимся ряд утверждений по еще не прочитанному тексту, (но с опорой на название или иллюстрации к тексту), из которых они должны выбрать те, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают свое мнение.
Стимулировать речевые действия при этом помогают перед прочтением или прослушиванием текста следующие задания:
- спрогнозировать содержание рассказа по названию текста, определить место и время действия;
- из предложенных предложений выбрать те, которые соответствуют содержанию текста;
- что может служить логическим продолжением текста
Позже, учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных мною, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания и опыт и содержание текста.
Независимо от того, каким способом учащиеся выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты. А сам момент угадывания вносит элемент соревновательности, заинтересованность не покидает учеников до конца урока.
Обучающимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
Заданный учеником вопрос по тексту художественного произведения является для меня способом диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в текст, умение анализировать его в контексте литературного процесса. На первых порах работы с этим приемом я учу детей определять уровень сложности вопроса – относить его к «тонким» или «толстым».
«Толстые» вопросы, придуманные учениками, впоследствии могут стать темой сочинения или самостоятельной работы.
На этапе фаза рефлексии
Многие приемы, которые я использую на стадии «вызов», «осмысление», логически переходят в стадию «рефлексии» и достигают там своей кульминации.
Задания на выбор являются действенным средством, активизирующим мыслительную деятельность обучающихся. Моя задача как учителя при выполнении таких заданий состоит в том, чтобы любая информация органично накладывалась на уже известное, чтобы лексика и грамматика запоминались в естественной ситуации разговора, общения. Вот, например, ученики становятся “директором школы”, читают “приказы”, обсуждают и... уясняют грамматические структуры.
В моей практике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк
Синквейн – очень интересная форма работы, в ходе которой можно быстро получить эффективный результат. Данный метод удачен и как средство индивидуальной работы с детьми.
Структура синквейна:
1.Первая строка – одно слово, описывающее тему (существительное).
2.Вторая строка – два слова, описывающие тему (два прилагательных).
3.Третья строка – три слова, выражающие действие по теме (три глагола)
4.Четвертая строка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5.Последняя строка – одно слово (синоним слова из первой строки), которое еще раз подчеркивает сущность темы.
После изучения темы «Мой любимый учитель» ученица 11 класса составила о своем любимом учителе такой синквейн:
Учитель.
Талантливый, интеллигентный.
любит, творит, шутит.
Не для школы, а для жизни учит.
ПЕДАГОГ.
Развитию критического мышления способствует анализ и написание школьниками стихотворений в форме «Конкретной поэзии».
При знакомстве с поэзией R.Dohl, Sigmund von Birken, Claus Bremer и др., ученикам предлагается ответить на вопросы: «конкретная поэзия» - это текст или рисунок?, Что важнее в «конкретной поэзии»-содержание или форма? Сравнить несколько стихотворений в данной форме и высказать своё мнение о форме, содержании и идее, создать своё стихотворение. Стихи Irma Bredel “die Wand”, “Die Brücke”.
Результатом анализа поэтических произведений Г.Гейне из сборника «Книга песен» в 9 классе стали иллюстрации к стихотворению «Поздняя осень» (Приложение 4)
Как один из инструментов развития критического мышления при проведении любой дискуссии, удобный способ управлять мышлением и переключать его, применяется метод «Шесть шляп мышления». (Приложение 5)
Цель метода: Научить людей лучше понимать особенности своего
мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.
Шесть шляп – шесть разных способов мышления. Шляпы здесь, конечно, не при чем. Это способ на короткое время стать другим. Как говорят пословицы многих стран, чтобы понять другого человека, нужно влезть в его шкуру, поносить его башмаки и т.д. Так и здесь, наденьте шляпу и станьте другим.
Например, ученикам предлагается следующая проблемная ситуация -
Метод анализа конкретных ситуаций является наиболее эффективным приемом на всех этапах обучения, начиная с начальной школы. Преимущество этого метода заключается в том, что на занятиях я имею уникальную возможность создать конкретные проблемные ситуации, взятые из школьной, бытовой или семейной практики. Учащиеся с особым энтузиазмом участвуют в анализе ситуации и принимают оптимальные решения, так как темы очень близки и понятны, а следовательно интересны и актуальны.
В зависимости от темы урока и особенностей содержания материала на занятиях я применяю различные виды ситуаций.
1. Ситуация - оценка. Учащимся предлагается описание конкретного поступка. Задача учеников: оценить значение ситуации и правильность действий школьников. Например, предлагаю для анализа описание конкретного случая (конфликтная ситуация между одноклассниками в столовой и соответствующие меры со стороны дежурного по столовой). Дети анализируют ситуацию, дают оценку правильности действий и предлагают свой вариант.
2. Ситуация - упражнение. Учащиеся проводят на занятии небольшое исследование. Например, каждый ученик получает задание – провести исследование в группе (сколько времени проводят у телевизора, какие любимые программы и т.д.), опросить других учеников, заполнить таблицу, проанализировать результаты, сделать вывод и дать совет или поделиться своим опытом
Неподдельный интерес и желание высказать свою позицию вызывают у старшеклассников такие формы общения как дискуссии, ток-шоу, где каждый высказывает свое, наработанное личным опытом, соотносит с мнением товарищей, происходит взаимообогащение и коррекция собственной позиции: от взаимопонимания - через взаимодействие – к взаимообогащению. В старших, 9-11 классах, я провожу творческие дискуссии. В 11 классе дискуссии могут быть обучающими или общеразвивающими: «ЕГЭ - «за» и «против». Вызвали бурное обсуждение в 11 классе при работе с текстами из интернет такие темы как «Выборы – это долг или право гражданина?», «В чём причины распада современной семьи?» и др.
Каждый свободен высказывать свое, наработанное личным опытом, соотносить со знанием товарищей, происходит взаимообогащение и коррекция собственной позиции: от взаимопонимания - через взаимодействие – к взаимообогащению.
Обучение письменной речи.
Одним из эффективных способов развития познавательного интереса обучаемых, в основе которого лежат принципы технологии критического мышления, является обучение письму.
В последние годы роль письма в обучении иностранному языку постепенно повышается, и, в некотором смысле, письмо начинают рассматривать как резерв в повышении эффективности обучения иностранному языку. Нельзя не учитывать и практическую значимость письменного речевого общения в свете современных средств коммуникации, таких как электронная почта, Интернет и т.п.
Способность изложить в письменной речи свои мысли на иностранном
языке следует развивать последовательно и постоянно. Для решения этой задачи существует ряд упражнений репродуктивно-продуктивного характера. Упражнения, предлагаемые, например, немецким методистом Герхардом Нейнером, составлены в определённой последовательности от простого к сложному, от репродукции - к составлению собственного мнения, позиции. Все упражнения выполняются письменно. Интерес, на мой взгляд, представляют, например, такие задания как восстановите начало и конец истории; восстановите диалог по отдельным «направляющим» репликам; напишите эссе, измените вид текста (сообщение на разговор, диалог на описание); поясните противоречие между текстовой и иллюстративной информацией; ответьте на письмо письмом, телефонным разговором, разговором и т.д.
Решить задачу активизации критического мышления учащихся мне также
помогает использование интерактивных (цифровых) обучающих программ, интернет – ресурсов, онлайн –радио.
Интернет дает возможность создавать лично значимые для каждого
ученика ситуации, расширяет поле для самостоятельной деятельности, увеличивает познавательную активность, повышает мотивацию детей на изучение немецкого языка, новости онлайн- радио –это повод высказать свою точку зрения об услышанном «из первых уст и по горячим следам».
Работая с Интернет, дети начинают относиться к иностранному языку
иначе: он перестает быть просто учебным предметом, а становится средством общения. Аутентичный материал Интернета, позволяет обучающимся постичь дух нации, воспитывает толерантное отношение к культуре изучаемого языка.
Использование интерактивных обучающих программ.
С целью активизации познавательного интереса обучающихся и как один из способов взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности, на уроках немецкого языка я активно использую интерактивные (цифровые) обучающие программы как вспомогательное средство при обучении чтению, письму, аудированию, устной речи и при отработке грамматики.
Мне потребовалось немало времени, чтобы изучить эти программы и выбрать материал, соответствующий школьным программам и учебникам, по которым я в данное время работаю. Практически к каждому разделу учебника мной подобраны материалы этих программ и их фрагменты я использую на уроках. Это дает возможность индивидуализации процесса обучения. Каждый работает в соответствии со своими возможностями, имеет возможность остановиться, подумать, исправить ошибку. Работая с программой, ученик воспринимает на слух иноязычную речь, тренируется в чтении, письме и как конечный результат выходит на монологическое или диалогическое высказывание.
На среднем и старшем этапах обучения я использую в своей работе компьютерную обучающую программу "Einblicke". В программе представлены разные темы (Miteinander. Wohnen und Umzug. Feste-Ferien FIeizeit) трех уровней сложности. Центром каждой темы является небольшой видеофильм, который несет главную информацию по теме. На основе увиденного, обучающимся предлагаются разнообразные по форме задания на контроль аудирования, на тренировку в чтении и письме. Программа позволяет обучающимся в значительной мере расширить словарный запас, закрепить, отработать грамматические структуры. Она нацелена на подготовку обучающихся к сдаче международного экзамена Zertifikat Deutsch. Эффективность использования компьютерных программ в обучении иностранным языкам по достоинству оценена моими учениками.
Технологию критического мышления при обучении чтению и письму я применяю не только при работе с текстом на уроках немецкой литературы, но и при обучении аудированию. Я предлагаю ученикам выполнить следующие задания при работе с песней:
Фаза вызова:
1. составить ассоциограмму по теме;
2. выразить предположение о содержании песни на основе картинки;
3. выразить предположения о содержании песни на основе заглавия песни;
4. по первым звукам определить характер музыки;
5. выразить свои впечатления после прослушивания первых звуков;
6. ответить на вопросы;
7. составить короткую историю, используя слова из песни;
8. обсудить с партнером тему песни;
Фаза реализации осмысления:
1. ответить на вопрос для проверки глобального понимания;
2. ответить на вопросы для детального понимания;
3. исполнить песню под соответствующие движения;
4. заполнить пропуски в тексте;
5. выстроить части текста по порядку;
6. соотнести картинки с текстом;
7. закончить предложения из песни;
8. выписать слова по теме или выражения;
9. заполнить таблицу;
10. сравнить предположения;
11. рисовать то, что слышишь;
12. понять чувства поющего песню;
13. озаглавить песню, назвать тему песни.
1. сформулировать смысл каждой строфы в одном предложении;
2. инсценировать песню;
3. организовать дискуссию по теме;
4. написать сочинение;
5. сделать постер / коллаж;
6. снять видеоклип к песне;
7. обсудить творчество певца;
8. составить диалог;
9. показать пантомиму;
10. переформулировать предложения.
При работе над фрагментами фильма на примере «Die Welle»:
Фаза вызова:
Фаза реализации осмысления :
Фаза рефлексии:
Таким образом, применение технологии критического мышления создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала. Учащиеся на уроках занимают активную учебную позицию, что приводит к личностным изменениям, способствует развитию критического мышления.
Примерную систематизацию методов и приемов технологии критического мышления на уроке немецкой литературы в 9-11 классах при работе с текстом я попыталась представить в таблицах: (Приложение 6)
Размышляя над проблемой здоровья обучающихся, обратилась к здоровьесберегающим ресурсам самого учебного процесса: в деятельности ребенок не утомляется, в творчестве – вдохновляется.
С целью обеспечения паритета образованности детей, мой опыт ориентирован на особенности мышления, ведущие мотивы деятельности, особенности социализации в том или ином возрасте, учитывает “критические” периоды в развитии обучающихся, психики. Организуя и реализуя образовательную работу со школьниками, я создаю условия, адекватные возрастным особенностям.
Эффективность взаимодействия субъектов инновационного педагогического опыта обеспечивается правильной организацией работы с учетом возрастной категории школьников, их возможностей, а также постоянным стимулированием их творческой активности. К общим способам стимулирования творческой активности, которые я использую на уроках, можно отнести создание благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны учителя, его отказ от высказывания критики в адрес ребенка, обогащение окружающей среды ребенка самыми разнообразными новыми для него стимулами с целью развития его любознательности, поощрение высказывания оригинальных идей, обеспечение возможностей для упражнения и практики, использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
15 12 2014
3 стр.
11 10 2014
1 стр.
12 09 2014
1 стр.
14 10 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
17 12 2014
1 стр.
28 09 2014
1 стр.