Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


Приложение 1.

Федеральное агентство по образованию
Российский государственный гуманитарный университет
Институт новых образовательных технологий


Интерактивные технологии

в образовании
Спецкурс и учебный комплекс подготовлен специалистами Института новых образовательных технологий Российского государственного гуманитарного университета, Учебно-методическим управлением и Институтом повышения квалификации и переподготовки специалистов при активной

помощи сотрудников компании Polymedia.




Учебно-методический комплекс

Москва, 2005

Учебный комплекс утвержден к изданию: экспертной комиссией новых форм образования РГГУ 22 декабря 2004 г.


Содержание




Введение 4

1. Программа курса 4

1.1. Пояснительная записка 4


1.1.1. Цели и задачи курса 5

1.1.2. Тематическое содержание курса 6

Введение 6

Тема 1. Программно-аппаратные средства интерактивных технологий 6


Тема 2. Особенности разработки учебно-методических комплексов

для работы в условиях использования интерактивных технологий 6


1.2. Методическое обеспечение курса 7
1.3. Литература для обязательного изучения 7
1.4. Литература для дополнительного изучения 8
1.5. Адреса в глобальной компьютерной сети Интернет 8
1.6. Тематический план курса 12
1.7. График изучения дисциплины 13
2. Методические советы и указания к проведению интерактивных занятий 13
3. Методические указания по работе с раздаточным материалом 19

4. Методические указания к выполнению самостоятельной работы 19



Введение
Общая характеристика учебно-методического, мультимедийного комплекса по спецкурсу: «Интерактивные технологии в образовании»

Новизна комплекса
функциональная: комплекс полифункционален и при использовании его для любой из выделенных целей (учебно-методической, справочно-информационной) одновременно активизируются другие; целевая вспомогательность определяется единством информации и программного обеспечения;

предметно-содержательная: рассматриваются вопросы не только практического использования технических средств и новых информационных технологий, но и методы и приемы, позволяющие на новом качественном уровне отрабатывать все виды учебной нагрузки, предоставляется возможность получить практические навыки в освоении наиболее перспективных технологий, построить собственные обучающие модули и программы;

информационная: предпринимается попытка свести в единую систему самые разные типы и виды технических средств обучения, методов и методик преподавания, новых информационных технологий, дать систему критериев целесообразности использования того или иного средства в зависимости от целевых установок курса;

дидактическая: комплекс является реализацией концепции новой образовательной информационной среды и предназначен для неограниченного использования преподавателями, учителями в различных режимах педагогической работы (лекции, самостоятельные занятия, лабораторные, практические работы, справочная поддержка и т.д.).

Структура комплекса
программа спецкурса;

«скрин-шот» спецкурса;

методические указания – пособие для пользователя комплекса;

«Интерактивные технологии в образовании» - презентационный модуль на Flash-носителе.



1. Программа курса
1.1. Пояснительная записка
Спецкурс «Интерактивные технологии в образовании» предназначен для повышения квалификации преподавательского состава учебных заведений различного профиля, а также учителей средней и начальной школ.

Предметом курса являются новейшие информационные и коммуникационные технологии, технические средства и методики их использования в образовательном процессе.



Программа составлена в соответствии с требованиями к дополнительным образовательным программам повышения квалификации.
1.1.1. Цели и задачи курса
Цель курса
Повышение компетенции преподавателей и учителей в области максимально эффективного использования новых информационных, коммуникационных и интерактивных технологий, в создании и развитии универсальной образовательной сферы, стимулирование становления новой культуры педагогического мышления.
Для достижения поставленной цели в курсе решаются следующие задачи:


  • Формирование у слушателей представлений о существующих и перспективных информационных технологиях, используемых в образовании.

  • Ознакомление с возможностями аппаратного обеспечения и программной поддержки для построения учебных курсов с использованием интерактивных технологий.

  • Ознакомление со спецификой и опытом разработки учебно-методических комплексов в условиях использования новых информационных интерактивных технологий.

  • Освоение слушателями, в режиме решения творческих образовательных задач, практических навыков работы с аппаратным и программным комплексом интерактивных устройств и технологий.


По завершении изучения курса слушатель должен:
знать:

  • основные направления и тенденции развития интерактивных технологий;

  • методы, методики и технологии проведения обучения с широким использованием новых интерактивных информационных и коммуникационных технологий;

  • критерии выбора и основные характеристики интерактивных технических средств, используемых в учебном процессе;


уметь:

  • выбирать эффективные методические приемы, технические и информационные средства для достижения цели учебного курса и решения его задач;

  • ориентироваться в основных технических характеристиках новейших интерактивных средств;


иметь навыки:

  • комплексного подхода к решению задач использования интерактивных технологий в процессе преподавания;

  • самостоятельной работы с программными и аппаратными средствами для реализации различных видов учебных занятий и образовательных, педагогических технологий.


Общий объем курса 34 часа, в том числе:

  • 8 часов лекций ведущих специалистов в аудиториях, оснащенных видеокомпьютерной, проекционной техникой и интерактивными устройствами;

  • 8 часов лабораторно-практических занятий в специально оборудованных классах;

  • 6 часов групповых и индивидуальных консультаций по выполнению самостоятельной работы.


Изучение курса заканчивается подготовкой и защитой работы, имеющей следующую структуру:


  • методическое обоснование выбора образовательной технологии;

  • сценарный план занятия с использованием новейших интерактивных информационных и коммуникационных технологий;

  • практическая реализация сценарного плана на примере занятия.


Формы контроля:


  • текущий контроль изучения курса по «скрин-шоту»;

  • зачет по самостоятельной работе и публичному выступлению.



1.1.2. Тематическое содержание курса
Введение
Предмет, цели, задачи и структура спецкурса.

Обоснование актуальности, описание специфики предметного, мультидисциплинарного и дидактического подходов и методов.

Основные термины и понятия в области интерактивных информационных технологий.

Роль новых интерактивных технических средств и образовательных технологий в решении задач организации учебного процесса на различных технических платформах для построения новой концепции креативного обучения.


Тема 1. Программно-аппаратные средства интерактивных технологий
Связь и зависимость новых технологических приемов в образовании с новыми техническими средствами и информационными технологиями.

Состав современного арсенала интерактивных технических средств, краткая характеристика, критерии выбора технических средств применительно к различным типам и методам обучения, используемой информации.

Варианты использования интерактивных устройств в процессе обучения и их эффективность.

Программные средства: Smart Notebook, Smart Ideas, SynchronEyes, Bridgit Conferencing Software, M-Path, Chinoor и другие.


Тема 2. Особенности разработки учебно-методических комплексов для работы в условиях использования интерактивных технологий
Качественно новые черты образовательного процесса в условиях универсальной образовательной среды, предусматривающей возможность широкого применения интерактивных устройств.

Интерактивные технологии как один из путей поиска механизма перехода от репродуктивного к развивающему типу обучения.

Возможности учебного курса, основанного на использовании интерактивных технологий: создание режимов аудиторной и самостоятельной работы, дистанционного обучения; погружение в информационную среду; широкие междисциплинарные связи; выделение уровней освоения курса; организация системы контроля усвоения курса на разных уровнях; эмоционально-чувственное воздействие.

Принципы организации оперативной системы мониторинга и контроля знаний.

Методические рекомендации по подготовке занятия с использованием интерактивных технологий в мультимедийных и многофункциональных аудиториях.

Роль интерактивных технологий в решении задач рекриации и коррекции обучаемых.



1.2. Методическое обеспечение курса
Неотъемлемой частью курса, посредством которой реализуется на практике поставленные в программе цели и задачи, является методический комплекс, включающий:

  • видеокомпьютерную систему «Интерактивные технологии в образовании», с помощью которой преподаватель проводит лекционные и семинарские занятия в специально оборудованной аудитории;

  • «скрин-шот» - специальный раздаточный материал, специфика которого состоит в том, что помимо справочно-информационной функции, он выполняет функцию активизатора творческой деятельности слушателя при заполнении им специально разработанных схем, блоков, указателей и т.д., для чего пространство каждой двухсторонней страницы конспекта специально организуется;

  • набор интерактивных технических и программных средств обучения.



1.3. Литература общего характера
1. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. ­М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.

2. Борисова Н.В., Бугрин В.П. Терминологическое пространство образовательных технологий. Справочное издание. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.

3. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М.: АМО, 1995.

4. Громкова М. Т. Педагогические основы образования взрослых. М.: МСХА, 1993.

5. 3меев С.И. Основы Андрагогики. - М.: Флинта: Наука, 1999.

6. Концепция информатизации высшего образования Российской Федерации. М.: ГК РФ по высшему образованию, 1994.




1.4. Литература для дополнительного изучения
1. Брудный А.А. Наука понимать. Бишкек: Издание Фонда Сороса Кыргызстана, 1996.

2. Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. М.: Знание, 1989.

З. Грэм Р.Г., Клuффорд Ф.Г. Руководство по операционным играм. М.: Советское

радио, 1977.

4. Крюков В.М. Деловые игры и гуманитарное знание // Вестник высшей школы, 1991, № 10, с. 22-26.

5. Пuдкасuстый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М.,

1996.

6. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.



7. Эведон Э.М. Игра, игры и технический прогресс. // Импакт, 1984, № 2.

1.5. Публикации и адреса в глобальной компьютерной сети Интернет
Для углубленного изучения курса, а также для выполнения самостоятельной работы рекомендуется привлекать информацию, находящуюся в глобальной компьютерной сети Internet.

Методики проведения интерактивных занятий

1. Ball, Barbara. "Teaching and learning mathematics with an interactive whiteboard." Micromath (Spring 2003): 4-7.

2. Beeland, William D., Jr. "Student Engagement, Visual Learning and Technology: Can Interactive Whiteboards Help?" http://cruron.valdosta,edu/are/Artmanscrpt/vol1no1/beeiand am.pdf. 2002. (Accessed March 23, 2004).

3. Cox, Margaret, M. Webb, C. Abbott, B. Blakeley, T. Beauchamp and V. Rhodes. "ICT and Pedagogy: A Review of the Research Literature." http://www.becla.orq.uk/paqe documents/research/ict pedagogy summarv.pdf. Department for Education and Skills and Becta. 2003. (Ac­cessed March 23, 2004)

4. Cunningham, Mark, K. Kerr, R. McEune, P. Smith and S. Harris. "Laptops for Teachers; An Evaluation of the First Year of the Initiative." http://www.becta.org.uk/paoe documents/research/lft evaluation.pdf. National Foundation for Educational Research and Becta. 2003. (Ac­cessed March 23, 2004).

5. Edwards, Julie-Ann, M. Hartnell and R. Martin. "Interactive Whiteboards: Some Lessons for the Classroom." Micromath (Summer 2002): 30-33.

6. Gerard, Fabienne and Jamey Widener. "A SMARTer Way to Teach Foreign Language: The SMART Board Interactive Whiteboard as a Lan­guage Learning Tool." http://edcompass.smarttech.com/en/learning/research/SBforeiqnlanQuaqeclass.pdf. Cary Academy, North Carolina. First presented at SITE 99 Conference. 1999. (Accessed March 23, 2004).

7. Kent, Peter. "e-Teaching - The Elusive Promise." http://edcompass.smarttech.com/en/learninq/research/pdf/kent1.pdf. Richardson Primary School. 2003. (Accessed March 23, 2004).

8. Latham, Penny. "Teaching and Learning Primary Mathematics: The Impact of interactive Whiteboards." http://www.beam.co.uk/pdfs/RES03.pdf. North Islington Education Action Zone. 2002. (Accessed March 23, 2004).

9. Lee, Mai, and Maureen Boyle. "The Educational Effects and Implications of the Interactive Whiteboard Strategy of Richardson Primary School: A Brief Review." www.richardsonps.act.edu.au/RichardsonReview Grev.pdf. Richardson Primary School. 2003 (Accessed March 23, 2004).

10. Reed, Sandra. "Integrating an Interactive Whiteboard into the Language Classroom."

http://ferl.becta.org.uk/display.cfm?rfesid=1569&printable=1. Becta. 2001. (Accessed March 23, 2004).

11. Soivie, Pamela A. "The Digital Whiteboard: A Tool in Early Literacy Instruction." Reading Teacher 57.5 (February 2004): 484-7.

12. Solvie, Pamela A. "The Digital Whiteboards as a Too! in Increasing Student Attention During Early Literacy Instruction." www.smarterkids.orQ/research/paper13.asp Morris Area Elementary School. 2001. (Accessed March 23, 2004).
Вопросы мотивации учащихся
1. Bell, Mary Ann. "Teachers' Perceptions Regarding the Use of the Interactive Electronic Whiteboard in Instruction." www.smarterkids.org/research/paper6.asp Baylor University. 1998. (Accessed March 23, 2004).

2. Blanton, Bonnie Little and Rebecca Helms-Breazeale. "Gains in Self-Efficacy: Using SMART Board Interactive Whiteboard Technology in Spe­cial Education Classrooms." www,smarterkids.org/research/paDer2.asp. Augusta State University. 2000. (Accessed March 23, 2004).

3. Bush, Nigel, J. Priest, R. Coe, et al. "An Exploration of the Use of ICT at the Millennium Primary School, Greenwich." http://www.becta.co.uk/page documents/research/Qreenwich mps report.pdf. Becta. 2004. (Accessed March 23, 2004).

4. Cooper, Bridget. "The Significance of Affective Issues in Successful Learning with ICT for Year One and Two Pupils and their Teachers: The Final Outcomes of the ICT and the Whole Child Project." NIMIS and Whole Child Project, Leeds University. 2003. (Publication forthcoming).

5. Cox, Margaret, M. Webb, C. Abbott, B. Blakeley, T. Beauchamp, and V. Rhodes. "ICT and Pedagogy: A review of the Research Literature." http://www.becta.orq.uk/page documents/research/ict pedagogy summarv.pdf. Department for Education and Skills and Becta. 2003. (Ac­cessed March 23, 2004).

6. Cunningham, Mark, K. Kerr, R. McEune, P. Smith, and S. Harris. "Laptops for Teachers: An Evaluation of the First Year of the Initiative." http://www.becta.orq.uk/paQe documents/research/lft evaluation.pdf. National Foundation for Educational Research and Becta. 2003. (Ac­cessed March 23, 2004)

7. Gerard, Fabienne and Jamey Widener. "A SMARTer Way to Teach Foreign Language: The SMART Board Interactive Whiteboard as a Lan­guage Learning Tool." http://edcompass.smarttech.com/en/learninq/research/SBforeiqnlanquaqeclass.pdf. Cary Academy, North Carolina. First presented at SITE 99 Conference. 1999. (Accessed March 23, 2004).

8. Greenweil, Lis. "Physical Education: An Interactive Approach." http://www.sportsteacher.co.uk/features/editorial/rie.html. 2002. (Accessed 3 March 2004).

9. Johnson, Natalie. "Large Screen Computers vs. Electronic Whiteboards When Teaching Online Card Catalog Skills: Is One Technology Better Than the Other?" Wichita State University. 2004.

10. Latham. Penny. "Teaching and Learning Primary Mathematics: The Impact of Interactive Whiteboards." http://www.beam.co.uk/pdfs/RES03.pdf. North Islington Education Action Zone. 2002. (Accessed March 23, 2004).

11. Lee, Mai, and Boyle, Maureen. "The Educational Effects and Implications of the Interactive Whiteboard Strategy of Richardson Primary School: A Brief Review." www.richardsonps.act.edu.au/RichardsonReview Grey.pdf, Richardson Primary School, 2003. (Accessed March 23, 2004).

12. Reardon, Tom. "Interactive Whiteboards in School: Effective Uses." Media and Methods 38.7 (August 2002): 12.

13. Richardson, Anne. "Effective Questioning in Teaching Mathematics Using an Interactive Whiteboard." Micromath (Summer 2002): 8-12.

14. Salintri, Geri, K. Smith and C. Clovis. 'The Aural Enabler: Creating a Way for Special Needs Kids to Participate in the Classroom Lesson." www.smarterkids.org/research/parjer12.asp. University of Windsor. 2002. (Accessed 3 March 2004).

15. Smith, Anna. "Interactive Whiteboard Evaluation." http://www.mirandanet.ac.uk/pubs/SMARTBoard.htm. MirandaNet. 2000. (Accessed March 23, 2004).

16. Solvie, Pamela A. "The Digital Whiteboards as a Tool in Increasing Student Attention During Early Literacy Instruction." www.smarterkids.org/research/paper13.asp. Morris Area Elementary School. 2001. (Accessed 3 March 2004).

17. Tate, Linda. "Using the Interactive Whiteboard to Increase Student Retention, Attention, Participation, Interest and Success in a Required Gen­eral Education College Course." www.smarterkids.orQ/research/pdf/tate.pdf. Shepherd College. 2002. (Accessed March 23, 2004).

Подходы к обучению с использованием интерактивных технологий

1. Beeland, William D., Jr. "Student Engagement, Visual Learning and Technology: Can Interactive Whiteboards Help?" http://chiron.valdosta.edu/are/Artmanscrpt/vohno1/beeland am.pdf. 2002. (Accessed March 23, 2004).

2. Carter, Alison. "Using Interactive Whiteboards with Deaf Children." http://www.bofl.orQ/bgfl/activities/intranet/teacher/ict/whiteboards/. Becta. 2002. (Accessed March 23, 2004).

3. Cooper, Susan and Sue Clark. "Showing, Telling, Sharing: Florida School for the Deaf and Blind."



http://edcompass.smarttech.com/en/casestudies/fsdb.aspx. ED Compass online community for educators using SMART products. 2003. (Ac­cessed March 23, 2004).

4. Cunningham, Mark, K. Kerr, R. McEune, P. Smith, and S. Harris. "Laptops for Teachers: An Evaluation of the First Year of the Initiative." http://www.becta.orq.uk/paqe documents/research/lft evaluation.pdf. National Foundation for Educational Research and Becta. 2003. (Ac­cessed March 23, 2004).

5. Jamerson, Joyce. "Helping All Children Learn: Action Research Project." http://www.smarterkids.org/research/paper15.asp. 2002. (Accessed March 23, 2004).

6. Latham, Penny. "Teaching and Learning Primary Mathematics: the Impact of Interactive Whiteboards." http://www.beam.co,uk/pdfs/RES03.pdf. North Islington Education Action Zone. 2002. (Accessed March 23, 2004).

7. Lee, Mai, and Maureen Boyle. "The Educational Effects and Implications of the Interactive Whiteboard Strategy of Richardson Primary School: A Brief Review." www.richardsonps.act.edu.au/RichardsonReview Grev.pdf. Richardson Primary School. 2003. (Accessed March 23, 2004).

8. Pugh, Matthew D. "Using an Interactive Whiteboard with SLD Students." http://ferl.becta.orq.uk/displav.cfm?resid=1393&printable=1. Becta. 2001. (Accessed March 23, 2004).

9. Salintri, Geri, K. Smith, and C. Clovis. "The Aural Enabler: Creating a Way for Special Needs Kids to Participate in the Classroom Lesson." www.smarterkids.org/research/paper12.asp. University of Windsor. 2002. (Accessed March 23, 2004).

10. Solvie, Pamela A. "The Digital Whiteboard: A Tool in Early Literacy Instruction." Reading Teacher 57.5 (February 2004): 484-7.


Публикации обзорного характера
1. Ball, Barbara. "Teaching and Learning Mathematics with an Interactive Whiteboard." Micromath (Spring 2003) 4-7. 2003.

2. Clemens, Anne, T. Moore, and B. Nelson. "Math Intervention 'SMART' Project (Student Mathematical Analysis and Reasoning with Technol­ogy)." www.smarterkids.org/research/paper1Q.asp. Mueller Elementary School. 2001. (Accessed March 23, 2004).

3. Gerard, Fabienne and Jamey Widener. "A SMARTer Way to Teach Foreign Language: The SMART Board Interactive Whiteboard as a Lan­guage Learning Tool." http://edcompass.smarttech.com/en/learning/research/SBforeignlanguageciass.pdf. Cary Academy, North Carolina. First presented at SITE 99 Conference. 1999. (Accessed March 23, 2004).

4. Greenwell, Lis. "Physical Education: An Interactive Approach." http://www.sportsteacher.co.uk/features/editorial/pe.html. 2002. (Accessed 3 March 2004).

5. Latham, Penny. "Teaching and Learning Primary Mathematics: The Impact of Interactive Whiteboards." http://www.beam.co.uk/pdfs/RES03.pdf. North Islington Education Action Zone. 2002. (Accessed March 23, 2004).

6. Lee, Mai, and Maureen Boyle. "The Educational Effects and Implications of the Interactive Whiteboard Strategy of Richardson Primary School: A Brief Review." www.richardsonps.act.edu.au/RichardsonReview Grey.pdf. Richardson Primary School. 2003. (Accessed March 23, 2004).

7. Reardon, Tom. "interactive Whiteboards in School: Effective Uses." Media and Methods 38.7. (August 2002): 12.

8. Solvie, Pamela A. "The Digital Whiteboard: A Tool in Early Literacy Instruction." Reading Teacher 57.5 {February 2004): 484-7.

Towlson, Mark. "Using a SMART Board with Year 7 Maths." Client website. http://client.canterbury.ac.uk/research/smart/sandwich-tech/sandwich-tech.asp. 2003. (Accessed March 23, 2004).

9. Vitolo, Theresa M., Ph.D. "The Importance of the Path Not Taken: The Value of Sharing Process as Well as Product." http://www.smarterkids.org/research/pdfA/itolQ.pdf. Gannon University. 2003. (Accessed March 23, 2004).

10. Zirkle, Meredith L. "The Effects of SMART Board™ Interactive Whiteboard on High School Students with Special Needs in a Functional Mathe­matics Class." http://edcompass.smarttech.com/en/learninq/research/pdf/mennoniteUniversitvResearch.pdf. Eastern Mennonite University. 2003. (Accessed March 23, 2004).
Вопросы подготовки учителей
1. Ball, Barbara. "Teaching and Learning Mathematics with an Interactive Whiteboard." Micromath (Spring 2003) 4-7.

2. Bush, Nigel, J. Priest, R. Coe, et al. "An Exploration of the Use of ICT at the Millennium Primary School, Greenwich." http://www.becta.co.uk/paqe documents/research/greenwich mps report.pdf. Becta, 2004. (Accessed March 23, 2004).

3. Cooper, Susan and Sue Clark. "Showing, Telling, Sharing: Florida School for the Deaf and Blind."

http://edcompass.smarttech.com/en/casestudies/fsdb.aspx. BDCompass online community for educators using SMART products. 2003. (Ac­cessed March 23, 2004).

4. Cox, Margaret, M. Webb, C. Abbott, B. Blakeley, T. Beauchamp and V. Rhodes. "ICT and Pedagogy: A Review of the Research Literature." http://www.becta.org.uk/DaQe documents/research/ict pedagogy summary.pdf. Department for Education and Skills and Becta. 2003. (Ac­cessed March 23, 2004).

5. Gerard, Fabienne and Jamey Widener. "A SMARTer Way to Teach Foreign Language: The SMART Board Interactive Whiteboard as a Lan­guage Learning Tool." http://edcompass.smarttech.com/en/learning/research/SBforeignlanquaqeclass.pdf. Cary Academy, North Carolina. First presented at SITE 99 Conference. 1999. (Accessed March 23, 2004).

6. Kent, Peter. "'E-teaching' with Interactive Whiteboards." Practicing Administrator. Also



http://edcompass.smarttech.com/en/learning/research/pdf/ken11.pdf. 2004. (Accessed March 23, 2004).

7. Latham, Penny. "Teaching and Learning Primary Mathematics: The Impact of Interactive Whiteboards." http://www.beam.co.uk/pdfs/RESQ3.pdf. North Islington Education Action Zone. 2002. (Accessed March 23, 2004).

8. Lee, Mai, and Maureen Boyle. "The Educational Effects and Implications of the interactive Whiteboard Strategy of Richardson Primary School: A Brief Review." www.richardsonps.act.edu.au/RichardsonReview Grev.pdf. Richardson Primary School. 2003. (Accessed March 23, 2004).

9. McNeese, Mary Nell, Ph.D. "Acquisition and Integration of SMART Board Interactive Whiteboard Skills: Gender Differences Among College Faculty, Staff and Graduate Assistants." http://www.smarterklds.org/research/pdf/McNeese.pdf. University of Southern Mississippi. 2003. (Ac­cessed March 23, 2004).

10. Solvie, Pamela A. "The Digital Whiteboard: A Tool in Early Literacy Instruction." Reading Teacher 57.5 (February 2004): 484-7.

Worth Primary School. "Using the Interactive Whiteboard in Numeracy." http://client.canterburv.ac.uk/research/smari/kit-tif/worth/worth.asp. Client website. 2003. (Accessed March 23, 2004).



1.6. Тематический план курса


№№

Тема

Лекции

Практические занятия

Консультации

1

Введение

2







2

Тема 1. Программно-аппаратные средства интерактивных технологий

2

4

3

3

Тема 2. Особенности разработки учебно- методических комплексов в условиях использования новых интерактивных информационных технологий

4

4

3




ИТОГО

8

8

22


1.7. График изучения курса

№№

Недели

1

2

3

4

5

Часы

1

Лекции (часы)

2

2

2

2




8

2

Лабораторно-практические занятия

2

2

2

2




8

3

Консультации







3

3




6

4

Самостоятельная работа

2

2

2

2

2

10

5

Зачет
















2

6

Всего

6

6

9

9

2

34


2. Методические советы и указания к проведению интерактивных занятий
На основе данного спецкурса разработана базовая схема учебного процесса, основывающаяся на новых информационных компьютерных технологиях. Отметим характерные особенности предлагаемой схемы учебного процесса.

Во-первых, системная связь с существующими технологиями обучения, органичное включение в традиционные формы ведения учебного процесса, не требующее существенной перестройки ни психологии преподавателя, ни психологии восприятия материала обучаемыми.

Во-вторых, проведение всех видов учебной работы с использованием мультимедийной обучающей системы, демонстрируемой и управляемой с помощью интерактивных устройств.

В-третьих, использование сетевых технологий и ресурсов международных компьютерных сетей, позволяющих решать задачи на принципиально новом информационном уровне.

Работа с интерактивными устройствами (досками) существенно помогает учебе. Это хороший выбор для тех преподавателей, которые хотят заинтересовать своих слушателей, повысить посещаемость, облегчить усвоение материала, а также помочь учащимся с физическими недостатками.

Интерактивные доски бывают прямой и обратной проекции. При прямой – проектор помещается перед доской на подставке или на потолке. При обратной – проектор устанавливается за доской.

Сенсорные технологии в интерактивных досках реализуются двумя способами. Сенсорная резистивная интерактивная доска состоит из двух слоев тончайших проводников, которые реагируют на прикосновение к поверхности экрана. Такие доски очень подходят для школ: они надежны и не требуют каких-либо специальных приспособлений, которые могут потеряться или сломаться.

В DViT (Digital Vision Touch) технологии используются маленькие цифровые видеокамеры, которые располагаются по углам экрана и фиксируют каждое прикосновение к нему.

Интерактивные доски можно использовать как при работе в большой аудитории, так и в маленьких группах. С их помощью можно разнообразить процесс обучения: преподаватель может читать лекцию, используя одновременно текст, аудио и видео материалы, DVD, CD-ROM и Интернет-ресурсы. Писать и делать пометки можно поверх всех документов, диаграмм и вебстраниц. Любую информацию, отображенную на интерактивной доске, можно распечатать, сохранить, отправить по электронной почте и поместить на сайт.

Интерактивные доски не требуют много места. Если проектор для доски прямой проекции крепить к потолку, то нет необходимости размещать подставку для аппаратуры посреди аудитории. При использовании доски обратной проекции, исчезает проблема с подключением проектора, так как он располагается за экраном и составляет единую конструкцию с ним. Существуют мобильные модели: их с легкостью можно перемещать из одной аудитории в другую. Интерактивные доски подходят для учащихся всех возрастов: высоту доски можно регулировать под любой рост.



Таблица сравнительных характеристик интерактивных устройств






Вмонтированная

в стену интерактивная доска с проектором, прикрепленным к потолку

Мобильная интерактивная доска прямой проекции

с переносным проектором

Мобильная интерактивная доска обратной проекции

со встроенным проектором

Экономит место









Позволяет избежать проблем с кабелями








Не перекрывает световой поток проектора








Защищает проектор от повреждений, вызванных перестановкой









Позволяет передвигать в другие помещения








Позволяет использовать в разных помещениях








Не требует затрат на монтирование проектора к потолку








Не требует затрат на подставку для проектора








Аппаратное обеспечение для интерактивной доски включает в себя саму доску, проектор, компьютер, громкоговорители и некоторое дополнительное оборудование.

Интерактивные доски можно подключать к стандартным компьютерам, РС и Macintosh, которыми оборудовано большинство учебных заведений.

Многие проекторы включают в себя громкоговорители, но они не всегда подходят для работы в аудитории. Если проектор прикреплен к потолку, громкоговорители должны быть размещены на стене. Иногда система громкоговорителей с усилителями прилагается к доске обратной проекции.

К интерактивным доскам прилагается программное обеспечение. Его возможности варьируются в зависимости от производителя. Некоторые программы позволяют работать с текстом и объектами на доске, сохранять информацию и превращать письменный текст в печатный. Другие включают в себя обобщающие материалы, а также предлагают специальные возможности для работы в классе.

Некоторые производители интерактивных досок предлагают бесплатные ресурсы на профессиональные разработки он-лайн. Это особенно важно для адаптации продукта.

Преподаватели могут воспользоваться дополнительными ресурсами: образовательными программами, обучающими материалами, которые можно загрузить из Интернета, а также присоединиться к сообществам в сети бесплатно.

Интерактивные доски не нуждаются в постоянной технической поддержке.

Обучение с помощью интерактивных досок существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же. Прежде всего, любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают.

Среди основных этапов, по которым развивается обычное занятие, можно выделить следующие:

- подготовка к началу занятия;

- объяснение целей занятия;

- введение в новую тему или задание – может повторяться несколько раз в течение занятия, так как является основой;

- развитие темы при участии учащихся;

- обсуждение в конце занятия того, что было пройдено, а также самого процесса обучения.

Структура занятия с использованием интерактивных устройств может меняться. А в некоторых случаях интерактивная доска может стать незаменимым помощником, например, при, так называемом, индуктивном методе преподавания, когда учащиеся приходят к тем или иным выводам, сортируя полученную информацию.

Преподаватель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, - при этом, привлекая к процессу учащихся, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание учащихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу.

Однако, важно понимать, что эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные возможности доски.

Работа с интерактивными досками делает любое занятие динамичным, благодаря этому можно заинтересовать учащихся уже на начальном этапе урока. Преподаватель может, к примеру, написать на доске задания или вернуться к предыдущему материалу, чтобы проверить, как учащиеся его усвоили.

Исследования показали, что работа с интерактивными досками улучшает восприятие материала учащимися. Вот несколько примеров того, как можно использовать доску на занятиях по истории. Но это только примеры: на самом деле, интерактивные доски предлагают гораздо больше возможностей, чем представлено здесь.

Приведем краткий пример использования интерактивной доски на занятиях по зарубежной истории - учащиеся проходят период конца XIX века в Англии. Преподавателем ставится вопрос: «Какой была жизнь среднего класса на рубеже веков?» Учащиеся уже знают кое-что о социальных классах и теперь обсуждают, что такое средний класс. В начале занятия преподаватель хочет использовать знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях. Он приготовил на интерактивной доске карточки, которые описывают или изображают профессии, распространенные в Англии в конце XIX века, показывает их на доске. Затем он делит доску на три колонки, озаглавив каждую соответственно – «рабочий класс», «средний класс» и «аристократия». Он также подготовил скрытый текст с описанием каждого класса.

Потом преподаватель приглашает нескольких учащихся к интерактивной доске, чтобы они распределили профессии по колонкам. Они «тянут» нужную карточку по доске к тому классу, к которому, по их мнению, она подходит. В группе начинается дискуссия, в ходе которой некоторые профессии передвигают уже в другие колонки. Учащиеся должны объяснить, почему они разместили профессии именно таким образом. Затем, разделившись на небольшие группы, учащиеся пару минут обсуждают, что объединяет эти профессии. После этого они должны предложить всем возможный критерий для их классификации.

В этот момент, преподаватель раскрывает записи с определениями классов, и учащиеся решают, какие карточки должны быть перемещены в другие колонки и почему. И уже после этого начинается обсуждение самого среднего класса.

Занятия такого рода могут проводиться по любой теме в группах разных лет обучения. Необходимо помнить, что в данном виде работы очень правильно поставить вопрос, так как этот метод обучения больше ориентирован на процесс поиска правильного ответа, а не на его результат.

Другой пример касается широкого использования аудиовизуальных средств. Преподаватель начинает разговор с учащимися о войне во Вьетнаме. Интерактивная доска дает возможность использовать визуальный материал. Вот несколько этапов.

Этап 1. Карта.

Преподаватель показывает на интерактивной доске карту мира и просит найти на ней Вьетнам. Учащиеся подходят к экрану и нажимают на ту область, где, по их мнению, находится Вьетнам. Преподаватель заранее создал невидимые ссылки, при нажатии на которые открываются другие страницы, каждая из которых показывает карту большего масштаба до тех пор, пока территория вокруг страны не будет четко видна на экране. Так учащиеся лучше усвоят, где находится Вьетнам по отношению к странам юго-восточного региона.

Этап 2. Фотографии.

Во время войны во Вьетнаме было сделано множество шокирующих фотографий. Работая с таким материалом, учащиеся открывают для себя еще один способ поиска исторической информации. Преподаватель дает учащимся несколько минут, чтобы рассмотреть снимки на доске, а затем задает вопросы. Один из учащихся заметил фигуру солдата на заднем плане одной из фотографий, преподаватель обводит ее маркером, а другие ребята задают вопросы о том, что они увидели.

Этап 3. Текст.

Преподаватель выбрал песню о вьетнамской войне. Ее слова отображаются на доске, и когда песня звучит, один из учеников подходит к доске и подчеркивает в тексте выражение с позитивным и негативным, по его мнению, оттенком. Затем вся группа обсуждает смысл этой песни и то, что выделил в ней учащийся. Преподаватель с легкостью может контролировать песню, не отходя от доски, так как ее можно послушать через гиперссылку на интерактивный файл.

Этап 4. Видеосюжет.

Преподаватель показывает небольшой видеосюжет о столкновении американских солдат с отрядом партизан. Некоторые кадры можно остановить, чтобы учащиеся обсудили увиденное и задали вопросы.

Конечно, все вышеперечисленное можно сделать и с помощью традиционных методов. Карты и фотографии можно показать на обычном проекторе, песню прослушать на кассете или диске, а фильм показать на телевизоре с помощью видеомагнитофона.

Однако, преимущества использования интерактивной доски для учащихся и преподавателя существенны. Преподаватель может располагать необходимые материалы внутри одного файла, связывая их гиперссылками. Аудио- и видеофайлы можно легко контролировать с помощью доски, проигрывая небольшие отрывки, если это необходимо. Любые замечания и добавления к файлу можно сохранить и использовать на следующих занятиях и для повторения.

Учащиеся признают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем просто с печатным материалом. Они считают, что мультимедийный подход помогает сосредоточиться и принимать активное участие в дискуссии.

Для преподавателя очень важно, как следует подготовиться и обеспечить хороший темп занятия, сохранив его на протяжении всего времени. Интерактивные доски экономят время, так как они позволяют хранить все материалы в одном компьютере.

Интерактивные доски помогают преподнести новую информацию, стимулируют обсуждение темы и процесс создания новых идей.

Еще одним из примеров эффективного использования интерактивных технологий может служить пример изучения истории Второй Мировой войны, в частности Холокоста. На предыдущем занятии учащиеся обсуждали вопрос о том, что такое пропаганда и как она может применяться при оказании нужного воздействия на людей. Теперь же учащиеся будут рассматривать, как нацисты использовали пропаганду во время Второй Мировой войны на практике. Преподаватель показывает три плаката, которые были найдены в Интернете и помещены в презентацию, на каждом Гитлер изображен по-разному.

На первом плакате – Гитлер в окружении детей. Он одет в нацистскую форму, а в углу плаката виднеется край нацистского флага. Гитлер играет с детьми и выглядит очень дружелюбно.

Преподаватель использует «прожектор», инструмент интерактивной доски, который позволяет выделить только небольшой участок изображения, чтобы обратить на него внимание учащихся. Перед тем, как спросить учащихся, во что он одет и какое впечатление оставляет этот человек, преподаватель предлагает тщательно изучить изображение.

Затем он все больше и больше открывает плакат и просит учащихся прокомментировать то, что они видят, задавать вопросы. Потом приглашает учащихся к доске, чтобы они могли добавить комментарии поверх изображения. Теперь плакат виден целиком вместе с комментариями. Преподаватель приветствует внимание учащихся к деталям, чтобы как можно основательнее проанализировать изображение.

Этот процесс повторяется при работе с двумя другими плакатами. На них Гитлер уже не выглядит так дружелюбно. Преподаватель направляет учащихся в нужное русло, предлагая анализировать приемы, которые были использованы в плакатах, сравнивать разные подходы к изображению диктатора.

На последнем слайде, преподаватель может сразу показать все три изображения, так чтобы их легче можно было сравнить. Полагаясь на предыдущие знания о Германии того времени, учащиеся обсуждают смысл каждого плаката и то, для какой аудитории они предназначались.

Интерактивная доска позволяет показать все изображения в цвете и манипулировать ими – писать поверх них, изменять в размере – что в данном случае, полностью соответствует потребностям преподавателя.

Интерактивные доски очень удобны при обсуждениях на занятиях. Учащиеся могут использовать доску для того, чтобы поделиться своими идеями, обратиться к предыдущим занятиям, вспомнить то, что было пройдено раньше и, таким образом, начать дискуссию. Доска может внести разнообразие в привычный ход работы с помощью игр и опросов, а также предоставить доступ к дополнительным материалам, например, вебсайтам.

На занятии по теме «Перестройка в России» учащиеся ознакомились с основными событиями, происходившими в этот период, а на следующем занятии преподаватель просит систематизировать полученные знания. Преподаватель предлагает провести обсуждение, чтобы помочь учащимся закрепить то, что они прошли и подготовиться к следующему заданию.

Преподаватель открывает файл на интерактивной доске и показывает всему классу то, что он приготовил к уроку. Эта подготовка заняла у него не более 10 минут. Затем он дает учащимся время и включает на экране секундомер, который имеется в некоторых программных обеспечениях. В течение определенного времени учащиеся работают, разделившись на небольшие группы, решая какие слова можно сгруппировать и к какой проблеме их отнести. Преподаватель может разрешить им пользоваться своими записями.

Через 5 минут каждая группа выбирает своего «представителя», который идет к интерактивной доске, чтобы расставить ключевые слова, определяющие характер процессов перестройки, а затем пояснить свой выбор. В данном примере ключевые слова по одной из проблем учащиеся поместили внутрь круга. После этого начинается обсуждение, почему в классификацию вошли именно эти события и люди, и почему они были проблемой в постсоветской России. Некоторые слова могут быть использованы дважды. Преподаватель может построить это задание, как игру, предлагая хорошо ответившему учащемуся выбрать того, кто следующим пойдет к доске. В конце занятия учащиеся сортируют слова и придумывают заголовки для каждой «проблемы».

Интерактивная доска позволяет по-разному переставлять объекты – так учащийся может проверить, правильно ли он рассуждает, а если он ошибся, слово всегда можно передвинуть обратно. Благодаря этому в классе развивается дискуссия. Замечания и дополнения преподаватель и учащиеся могут записывать прямо на экран.

Это задание можно провести и с помощью традиционных методов, например, используя карточки и клейкую ленту. Однако, для того, чтобы работать с ними не один раз, их надо где-то сохранить. Электронная версия позволяет хранить все на одном компьютере, делиться материалами с коллегами и быстро их изменять, приспосабливая для разных занятий, а «вывесить» их на интерактивной доске преподаватель сможет буквально за считанные секунды.

3. Методические указания по работе с раздаточным материалом
«Скрин-шот» - специальный раздаточный материал, предназначенный для повышения эффективности учебного процесса за счет:


  • дополнительной акцентации внимания слушателей на наиболее важных и сложных проблемах курса;

  • освобождения от необходимости ведения рутинных записей по ходу лекции и, возможности более адекватной фиксации ключевых положений лекции;

  • представления всего необходимого иллюстративного и справочно-информационного материала по теме лекции;

  • более глубокой проработки материалов курса при выполнении самостоятельной работы, подготовке к зачету и экзамену;

  • возможности использования «собственного учебника» и вне пределов конкретного курса.

Необходимо отметить некоторые отличительные признаки «скрин-шота» от существующих в настоящее время типов раздаточного материала. К широко используемым в средней и высшей школе раздаточным материала следует отнести, так называемые, «рабочие тетради», «задачники – пустографки» и другие материалы, носящие обобщенное английское название «хенд-аут». Ни один из этих материалов не выполняет задачу активизации творческой деятельности слушателя, как на лекциях и семинарах, так и при самостоятельной работе. Причина здесь кроется в том, что, во-первых, конспект-организатор раздается слушателям в постоянное пользование и не забирается после изучения курса. Во-вторых, композиция каждой страницы конспекта строится таким образом, чтобы было достаточно свободного места для конспектирования материалов лекции, комментариев и выражения собственных мыслей по материалам услышанного или прочитанного. «Скрин-шот» является органичной частью новой образовательной технологии, включающей и мультимедийную систему. Поэтому, естественно, структура и содержание его коррелируются с ней.

Собственно же состав «скрин-шота» - объем, монтаж каждой страницы, соотношение различных видов информации: текстов, схем, таблиц, фотографий и т.д., определяется сценарием как всего курса, так и каждой конкретной лекции в соответствующей авторской их подготовке и интерпретации.



«Скрин-шот» готовится преподавателем заблаговременно и раздается слушателям на каждом занятии.

4. Методические указания к выполнению курсовой работы
Выпускная работа по курсу проводится с целью выработки и закрепления на практике знаний, навыков и умений, полученных в результате обучения.
Слушатель должен уметь:

  • четко сформулировать образовательные задачи, решаемые в курсе (занятии) с помощью интерактивных и аудиовизуальных технологий;

  • проводить критическую оценку различных подходов, методик использования технических средств при организации процесса обучения;

  • воспроизводить графически и словесно информацию о предмете анализа, обсуждения;

  • формулировать и публично представлять результаты проведенной работы с широким использованием новейшего презентационного интерактивного оборудования.


Слушатель должен иметь навыки:

  • самостоятельного проведения работы на базе широкого применения компьютерной техники, при использовании как традиционных, так и новейших аудиовизуальных источников хранения информации;

  • комплексного анализа проблем использования новых достижений педагогической науки и информационных технологий, поиска рациональных путей решения многоплановых исследовательских задач.


Процесс выполнения выпускной работы строится определенным образом и состоит из следующих этапов:


  • выявление интереса слушателя к той или иной образовательной технологии, с учетом дальнейшего использования ее на практике.

(Это весьма сложный, ответственный и даже в некоторых случаях деликатный момент. Решения, принимаемые на этом этапе, могут повлиять на динамику выполнения слушателем работы.)

  • формулировка целей и задач работы, адекватных времени, техническими возможностям ее выполнения, а также затратам физических и умственных сил.

Необходимо помнить, что данная работа будет выполняться во время педагогической практики и возможно потребует больших временных затрат. При формулировке тем, целей и задач следует помнить о том, что тема должна быть интересна в первую очередь слушателю, но и не только ему, а и аудитории (учебной группе), в которой на итоговой конференции или публичной защите, будет представляться работа и, наконец, она должна быть интересна преподавателю-специалисту, как с методической точки зрения, так и по содержанию.

  • поиск и отбор источников информации и литературы, на базе которых будет выполняться работа.

Кроме традиционных письменных источников, необходимо уделить внимание поиску информации, находящейся на магнито-оптических носителях, а также в глобальных компьютерных сетях. В некоторых темах для раскрытия содержания могут быть привлечены аудиозаписи, аудио-CD, видеозаписи, флешанимации и другие материалы.

  • разработка методического обоснования выбора образовательных технологий для курса (занятия), являющихся предметом выпускной работы.

  • определение и обоснование использования интерактивных технических средств, на базе которых будет реализоваться работа.

  • непосредственно сама работа, разработка сценарного плана и т.д., подготовка текста работы.

  • защита работы.


По структуре работа должна состоять из следующих частей, оформленных определенным образом:


  • титульный лист, на плотной белой бумаге, без иллюстраций, на котором должна содержаться информация, напечатанная одним либо двумя цветами: название университета, название работы (выделяется размером шрифта), фамилия и инициалы слушателя, фамилии и инициалы консультантов, город и учебный год;

  • содержание/оглавление работы, оформленное по примерной структуре с указанием соответствующих страниц: главам, подглавам, либо по разделам и подразделам, помещается за титульным листом, список использованных источников и литературы, приложения (графические материалы или дополнительные текстовые) в конце работы;

  • текстовая, содержательная часть работы, как правило, готовится на компьютере в любом текстовом редакторе и распечатывается на принтере (любом) при условии соблюдения требований:

  • работа печатается на листах белой бумаги средней плотности форматом 210х297 мм с одной стороны листа, черным носителем (лента, картридж);

  • поля должны быть предусмотрены: сверху - 15 мм, слева - 30 мм, справа - 8мм, снизу - 20 мм;

  • на странице должно быть не более 29-30 строк через два межстрочных интервала не более 60 символов в строке (с учетом пробелов);

  • при подготовке в текстовом редакторе «Word» рекомендуется использовать шрифт «Arial Cyr». Размер текста 14; - при подготовке в текстовом редакторе Lexicon рекомендуется использовать машинописный шрифт; запрещается использовать трудно читаемые шрифты типа "рукописный", "готический" и др.;

  • нумерация страниц начинается с титульного листа, номер на нем не ставится, номера страниц ставятся арабскими цифрами сверху в середине строки, либо в правом нижнем углу;

Заголовки разделов или глав начинаются с абзацев и печатаются прописными буквами. Каждый раздел следует начинать с нового листа, заголовок подраздела следует давать строчными буквами. В конце заголовка точка не ставится. Заголовки разделов и подразделов нумеруются арабскими цифрами.

  • последний лист работы должен быть выполнен также из плотной белой бумаге, на внутренней части которого должен быть приклеен конверт с вложенным в него магнитным носителем, содержащем всю текстовую часть работы); (дискета или пакет диска должны быть подписаны: фамилия и инициалы, название работы, имя файла).

Общий объем работы не должен превышать 150 страниц.

Работы должны быть снабжены необходимым научно-справочным аппаратом в том числе ссылками на источники. Оформление списка и ссылок производится по действующим ГОСТам: ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления», ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения», ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления», ГОСТ 7.9-95 «Реферат и аннотация. Общие требования», ГОСТ 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила».



Ссылки в тексте даются в прямых квадратных скобках (для других целей применять их не рекомендуется), внутри которых первая цифра означает порядковый номер в списке литературы и источников, а вторая - страницы (для архивных материалов - листы). Использованная литература приводится в порядке ее цитирования. Каждый источник указывается в списке литературы один раз. При следующем упоминании его в тексте ставится его порядковый номер и соответствующие страницы или листы.


Литература для обязательного изучения 7 Литература для дополнительного изучения 8

Спецкурс и учебный комплекс подготовлен специалистами Института новых образовательных технологий Российского государственного гуманитарного университета

336.2kb.

17 12 2014
1 стр.


Литература для среднего возраста Русская классическая литература Современная литература Зарубежная литература

Путешествие в книжное царство, тридесятое государство для учащихся начальных классов

117.25kb.

25 12 2014
1 стр.


Литература для изучения теоретического материала

Экономика и управление на железнодорожном транспорте: учеб пособие / Е. В. Гусарова, В. В. Комарова. Двгуп

106.79kb.

16 12 2014
1 стр.


Методические указания для студентов, обучающихся по направлению 150400 «Технологические машины и оборудование»

Представлены рекомендации для изучения теоретического курса «Учебной практики», рекомендации по выполнению практических заданий, рекомендуемая литература

832.53kb.

16 12 2014
5 стр.


В. М. Шабаев Место курса в профессиональной подготовке выпускника: курс служит основой как для изучения других разделов теоретической физики так и для изучения ряда специаль­ных дисциплин
250.63kb.

05 09 2014
1 стр.


Литература Курдюмова Т. Ф. Литература 6 кл. Дрофа Курдюмова Т. Ф. Литература 7 кл. Дрофа Курдюмова Т. Ф. Литература 8 кл. Дрофа Курдюмова Т. Ф. Литература 9 кл. Дрофа Архангельский А. Н. Литература 10 кл

Неменская Л. А. Под ред. Неменского Б. М. Изобразительное искусство 1кл. Просвещение

90.23kb.

14 12 2014
1 стр.


I. Туризм как системный объест изучения § Определение туризма

Отвечая на запросы времени, многие образовательные учреждения приступили к под готовке кадров для туристского бизнеса. Стала выходить учебная литература по туризму: главным образом

5769.64kb.

14 12 2014
25 стр.


План Методический аспект изучения лирики в школе Принципы школьного анализа лирических произведений Литература Методический аспект изучения лирики в школе

Эпические произведения, лирика, драма требуют при изуче­нии в школе разного подхода к себе, потому что каждый из этих литературных родов обладает ярко выраженной художественной спе

275.63kb.

08 10 2014
1 стр.