федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Самарский государственный университет»
Социологический факультет
| УТВЕРЖДАЮ |
|
Проректор по научной работе |
|
________________А.Ф. Крутов |
|
«____»_______________ 2011 г. |
(ОД.А.05.1; цикл ОД.А.00 «Дисциплины по выбору аспиранта»
основной образовательной программы подготовки аспиранта
по отрасли 24.00.00 – Культурология,
специальность 24.00.01 – Теория и история культуры)
Самара 2011
Рабочая программа составлена на основании паспорта научной специальности 24.00.01 – Теория и история культуры, в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 24.00.01 «Теория и история культуры» по философским наукам, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ № 274 от 08.10.2007 г., и учебным планом СамГУ по основной образовательной программе аспирантской подготовки.
Составители рабочей программы: Мачнев Виктор Яковлевич, профессор, кандидат исторических наук; Левитская Ирина Виленовна, доцент, кандидат философских наук.
Рабочая программа утверждена на заседании ученого совета социологического факультета
протокол № 1 от 22.09.2011 г.
Декан социологического факультета
(подпись)
– сформировать представление о ведущих методологических подходах к постижению культуры, об основных проблемах и концептуальных дискуссиях в рамках культурологических исследований;
Аспиранты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:
Курс предполагает наличие у аспирантов знаний по истории отечественной и зарубежной культуры от древнейших времен по начало ХХI века, философии, теории и социологии культуры в объеме высшего профессионального образования, а также знаний по курсу ОД.А.03 «Теория культуры» основной образовательной программы подготовки аспиранта.
Знания и навыки, полученные аспирантами при изучении данного курса, необходимы при подготовке и написании диссертации по специальности 24.00.01 – Теория и история культуры.
Форма обучения (вид отчетности)
Вид учебной работы |
Объем часов / зачетных единиц |
Трудоемкость изучения дисциплины |
108 / 3 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
4 |
в том числе: |
|
лекции |
2 |
семинары |
0 |
практические занятия |
2 |
Самостоятельная работа аспиранта (всего) |
104 |
в том числе: |
|
Подготовка к практическим занятиям |
4 |
Подготовка реферата |
0 |
Подготовка эссе |
0 |
Изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку |
100 |
№ п/п |
Название раздела дисциплины |
Объем часов / зачетных единиц | |||
лекции |
семинары |
практические занятия |
самостоят. работа | ||
|
РАЗДЕЛ I. Классические теории изучения культуры |
2 |
0 |
0 |
40 |
1 |
Методология и методы исследования истории культурологических теорий |
2 |
0 |
0 |
4 |
2 |
История культуры и история знания о культуре |
0 |
0 |
0 |
4 |
3 |
Проблематика философии культуры и идея культуры в античном и средневековом европейском сознании |
0 |
0 |
0 |
4 |
4 |
Просветительская философия культуры |
0 |
0 |
0 |
6 |
5 |
Философия культуры И.Канта |
0 |
0 |
0 |
4 |
6 |
Проблематика культуры в философии Гегеля |
0 |
0 |
0 |
8 |
7 |
Романтическая философия культуры |
0 |
0 |
0 |
4 |
8 |
Культрно-историческое направление развития культурологической мысли и его влияние на философию культуры |
0 |
0 |
0 |
4 |
9 |
Марксистская философия культуры |
0 |
0 |
0 |
2 |
10 |
Позитивистская философия культуры |
0 |
0 |
0 |
4 |
|
РАЗДЕЛ II. Постклассический этап развития культурологических учений |
0 |
2 |
0 |
60 |
11 |
Тема кризиса классической модели культуры в постклассических культурологических учениях |
0 |
0 |
0 |
4 |
12 |
Аксиологическая философия культуры: |
0 |
0 |
0 |
4 |
13 |
Символическая философия культуры |
0 |
0 |
0 |
4 |
14 |
«Философия жизни» и ее влияние на культурологические учения |
0 |
0 |
0 |
4 |
15 |
Экзистенциалистская философия культуры |
0 |
0 |
0 |
6 |
16 |
Философия культуры русской религиозной метафизики начала XX в. |
0 |
0 |
0 |
4 |
17 |
Философская герменевтика как философия культуры (Х.-Г. Гадамер) |
0 |
0 |
0 |
4 |
18 |
Психоаналитическая философия культуры |
0 |
0 |
0 |
4 |
19 |
Социально-критическая философия культуры (Франкфуртская школа) |
0 |
0 |
0 |
4 |
20 |
Структуралистская и постструктуралистская философия культуры |
0 |
0 |
0 |
6 |
21 |
Философия культуры постмодерна |
0 |
0 |
0 |
10 |
22 |
Философия культуры на пороге XXI века |
0 |
0 |
2 |
6 |
|
Итого: |
2 |
0 |
2 |
180 |
Методология как система принципов классификации теоретических концепций, направлений, школ в изучении культуры как целостного явления. Связь методологии с культурно-историческим контекстом. Междисциплинарные аспекты истории культурологии. Историография и источниковедение. Особенности смыслового и ценностного функционирования культуры и способов их интерпретации.
Понятие метода исследования как совокупности аналитических приемов и процедур, используемых в анализе культуры
Рубеж 60-70-х годов ХХ века как особый этап в развитии философии культуры. Рефлексия собственно культурологии над методологией своей науки. Историография и основные работы современных исследований по истории культурфилософских концепций.
№ п/п |
Номер раздела |
Количество часов
|
Тема практического занятия |
1. |
2 |
2 |
Философия культуры на пороге XXI века |
Изучение учебного материала, перенесенного с аудиторных занятий на самостоятельную проработку.
Выявление информационных ресурсов в научных библиотеках и сети Internet по следующим направлениям:
«Открытие культуры» - начало и исток философского знания о культуре. Предпосылки этого знания в философии античного и средневекового общества. Европейская культура как синтез античной и христианской традиции. «Открытие культуры» как реабилитация античной культуры в глазах средневекового человека: эпоха Возрождения. Понятие «секуляризация культуры». Гуманизм («открытие человека») – исходное основание культурфилософского знания. Границы человеческого существования в мире как границы культуры.
Натуралистический фундамент культурфилософской мысли античности. Антиномия природного и нравственного у софистов. Критика культуры киниками. Греческие представления о культуре в контексте понятий «пайдейя», «техне». Пантеистическое признание единства природы и бога. Телесно-пластическое представление о мире и эстетические основания культуры. Основные ценности «пайдейи» и «мусическое воспитание».
Понятие «культуры» в римской античности. Разработка культуркритических мотивов стоиками и эпикурейцами.
Истолкование трансцендентальной природы культуры христианством. Двойственное положение человека в мире, дуализм бога и мира. Трансцендентизм и персонализм христианства. Роль Библии и книжный характер культуры. Культура как духовное совершенствование. Теологическое понимание истории культуры (провиденциализм) Августином Блаженным.
Обращение к культурфилософским идеям античности и их интерпретация в эпоху Возрождения.
Тема 1.4. Просветительская философия культуры
Идеология и идеалы Просвещения. Просветительский культ Разума. Культура как разумность человека. Просвещение и просветительство. Критика авторитета и традиции («предрассудков»).
Энциклопедия Дидро и Даламбера – теоретико-культурная программа Просвещения. Культура и природа – культура как «разумная природа». Антиметафизическая направленность и натурализм просветительского сознания. Эвдемонизм и «разумный эгоизм» как базовые ценности культуры. Идея прогресса и ее историко-культурный смысл. Нравственная апология «естественного состояния» и критика цивилизации в произведениях Ж.Ж. Руссо.
Руссоизм в России: Н.М. Карамзин, А.И. Радищев. Масонство в споре с материализмом и вольтерьянством – столкновение двух концепций Просвещения.
Дж. Вико о циклическом развитии культуры, философском и поэтическом постижении мира в книге «Основания новой науки об общей природе вещей». Понимание культуры как гуманистической формы организации духовной жизни.
И.Г. Гердер о культуре как духовности и гуманности («Идеи к философской истории человечества»). Идеалы свободы и милосердия как ценности культуры. Значение просвещения и образования в нравственном совершенствовании человека.
Критика невежества, деспотизма и суеверий Вольтером, М.-Ж. Кондорсе, Н.И. Новиковым, А.Н. Радищевым.
Просветительская мысль XIX века в России: П.Л. Лавров о разделении цивилизации и культуры. «Просвещенческий гуманизм» В.Г. Белинского, идеи просвещения и «разумного миросозерцания» Д.И. Писарева, историософские идеи «просвещенства» Н.Г. Чернышевского.
Кантовская «критика разума» как всеобъемлющая философия культуры. Отношение Канта к Просвещению. Трансцендентальный метод обоснования науки, морали и искусства. Природа и свобода как условия возможности культуры.
Моральная ценность культуры: полемика Канта с Руссо относительно назначения и ели человеческой культуры. Культура как развитие природных человеческих задатков («культура умения») и моральное совершенствование человека («культура воспитания»). Социальный антагонизм как условие развития культуры. Учение канта о прекрасном и возвышенном. Антинатурализм и моральный утопизм кантовской философии культуры.
Тема 1.6. Проблематика культуры в философии Гегеля
Синтез разума и истории: попытка преодоления противоположности между Просвещением и романтизмом. Культура как «образование индивида»: его подъем от природной единичности к духовной всеобщности». Дух» как «субъект» и «субстанция» культуры, основные формы его становления – религия, искусство, философия. Культура в виде понятия – высшая форма культурного развития. Диалектика как логика этого развития. Культура в системе социально-политических координат: разделение труда, гражданского общества, государства.
Русское гегельянство. Усвоение идей Гегеля в России XIX века. Гегельянские кружки (Н.В. Станкевич, М.А. Бакунин, В.Г. Белинский). Идея строительства культуры по западному пути. Ответственность за историю, непосредственное влияние на жизнь культуры – основные вопросы русской философской публицистики.
Эстетический гуманизм В.Г. Белинского: от гегельянства к началам философского персонализма. А.И. Герцен и тип русского гегельянства, вырастающего из французской культуры. Крушение панлогизма Гегеля и кризис секулярной идеологии.
Позднее гегельянство. Разведение сферы познания и веры, культуры и церкви. Б.И. Чичерин: диалектика – «верховная философская наука», движущая причина развития культуры. Феномен культуры в системе «умеренного гегельянства П.А, Бакунина.
Тема 1.7. Романтическая философия культуры
Классицизм и романтизм – основные культурфилософские и эстетические системы Нового времени. Хронологически, географические и дисциплинарные рамки романтизма. Особенности романтического сознания: критика просветительского «разума», приоритет свободы над необходимостью, бесконечного над конечным, творчества на результатом, автора над произведением, духа над разумом, индивидуального над всеобщим. Предтече романтизма: культура как воспитание гуманности (И.Г. Гердер); культура как «царство эстетической игры и видимости», как синтез естественного и разумного (Ф. Шиллер); пантеистические мотивы в творчестве Гете; проблема свободы в философии Фихте; творчество и свобода в философии Шеллинга.
«Романтическая ирония» (Ф. Шлегель). Культура как «естественное» и «искусственное образование» (соотношение природы и свободы в развитии культуры). Критика современной и идеал будущей культуры. Культура как историческая индивидуальность: открытие национальной культуры. Соотношение сознательного и бессознательного в культурном творчестве. История культуры как история литературы. Становление «наук о культуре».
Романтическая философия культуры в России. Русские романтики 1820-1830-х гг.: В.Ф. Одоевский, С.П. Шевырев. Романтическая критика новоевропейской цивилизации и русское славянофильство – цельность духа в противоположность западному рационализму.
Критика рационализма как опыт построения новой философии культуры. Православие как основа нового подхода к культуре и жизни Судьба философии как «судьбы всей умственной жизни», «всей культуры» (И.В. Киреевский). Ф. Степун о влиянии немецкого романтизма на философию кубльтуры славянофилов. К. Леонтьев как предтеча неоромантического движения в России рубежа XIX-XX вв.
Тема 1.8. Культурно-историческое направление развития культурологической мысли и его влияние на философию культуры
Эволюционизм как направление культурно-исторической школы и его эмпирическая база. Основные идеи эволюционизма: единство культурно-исторического процесса развития человечества, стадии и многообразие форм культуры. Возможности сравнительно-исторического метода и появление трудов по социальной и культурной компаративистике. Развитие неоэволюционизма в США в 1960-х гг..
Диффузионизм как школа исследования культурно-исторических процессов. Понятие культурного пространства. Картографирование культурных ареалов и изучение первичных очагов культуры. Роль культурных контактов и механизмы функционирования культуры. Аккультурация и инкультурация как способы культурной адаптации. Идеи диффузионизма в современной культуре и геополитике.
Историческая типология культур Н. Данилевского.
Стиль и образ культур в работе О. Шпенглера «Закат Европы». Аполлоническая, фаустовская, магическая культуры. Физиогномика и портретирование культур. Типология городской культуры.
Динамика развития культуры и цивилизации в работе А. Тойнби «Постижение истории». Архаизм, футуризм, преображение как поиск преодоления кризиса. Универсальное государство, Вселенская церковь как модели согласия.
К. Маркс: «общественный» и «всеобщий» труд как источник культуры. «Практика» и «отчуждение». Трудовая теория культуры. История как «самовоспроизводство человека» в процессе труда. Культура в соотношении с природой и обществом. Соотношение экономики, политики, культуры. Классовая природа культуры: формационный принцип членения культурно-исторического процесса. Роль сознания в развитии культуры: культура и идеология. Культура в системе капиталистического производства: понятие «духовного производства». Социальнаябаза культуры: буржуазия, рабочий класс, интеллигенция. Культура и нации: интернациональное и национальное в развитии культуры. Проблема культурного кризиса капитализма. Коммунизм как культурная альтернатива буржуазии и всей предшествующей цивилизации. «Свободная индивидуальность» как основной результат и условие культурного творчества. Свободное время как базовое условие будущей организации общественной жизни.
Марксизм в России. Критика «умозрительного историзма» наук о культуре. Тотальная детерминированность культуры горизонтом практики. Замена категории «абсолютного» категорией «должного» и включение ее в систему реалий культуры.
Сфера социального потребления как единственная сфера бытия культуры. Принципы монистического соиаокультурного единства и социологического детерминизма (Г.В. Плеханов). Зависимость культуры от формационного развития общества. Функциональный метод анализа культуры (И.И. Иоффе). Концепция пролетарской культуры А.Богданова. Деятельность Пролеткульта и его критика В.И. Лениным и Л.Д. Троцким.
Культурная революция как социальная революционная сила («революция культурой» - В.И. Ленин). Понятие социалистической культуры.
Тема 1.10. Позитивистская философия культуры
Абсолютизация естественных наук в качестве образца для социального и гуманитарного познания. Методологический и онтологический натурализм. Наука – высший (позитивный) этап культурно-исторического развития, приходящий на смену теологическому и метафизическому (закон «трех стадий» О. Конта). Утилитаристские истолкования морали и культуры (И. Бентам). Культура и свобода частного лица (Д.С. Милль). Культурный эволюционизм и органицизм (Г. Спенсер). Позитивизм как методология эмпирических наук о культуре.
Русский позитивизм. Влияние позитивизма на опыт подчинения философии науке в России. О. Конт и философия культуры П. Лаврова, И. Лапшина, В. Лесевича. Научно-философское творчество В. Вернадского. Судьба поисков «научной философии» Н. Грота. Социология культуры в русском позитивизме.
РАЗДЕЛ II. ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Тема 2.1. Тема кризиса классической модели культуры в постклассических культурологических учениях
Социокультурные изменения в развитии западного общества на рубеже XIX-XX вв.: понятие «индустриального» и «массового» общества. Кризис классического идеала рациональности, европоцентризма и гуманизма. Крах культурного антропоцентризма. Различные подходы к интерпретации кризиса культуры в культурологических исследованиях.
Философия культуры в функции логики и методологии «наук о культуре» и ее критики с позиции философии жизни. Методологический спор между трансцендентализмом и герменевтикой, рационализмом и историзмом в понимании культуры. Распад и критика проекта Просвещения.
Тема 2.2. Аксиологическая философия культуры
Самоопределение аксиологии в истории философско-культурологического знания. Предпосылки и основные этапы формирования ценностных категорий. Аксиологический этап в истории философского знания.
В. Виндельбанд о номотетических и идеографических науках: сопряжение всеобщего и индивидуального начал как основание культурного космоса и его познания. Определение культуры в качестве особого объекта изучения. «Отнесение к ценности» – «методологическая основа наук о культуре». Понятие ценности как априорной нормы человеческой деятельности и особой метафизической реальности. Несовместимость ценностных суждений и оценок, т.е. логических операций и психологических реакций.
Проблема конструирования объекта исследования «историческими науками о культуре» у Г. Риккерта: ценностная характеристика объектов культуры и снятие различия между объектом и предметом культурологического исследования.
Трансцендентальная составляющая наук о культуре в концепции М. Вебера: культура в человеке и человек в культуре.
Влияние неокантианства на развитие русской философской мысли. Деятельность междунароного журнала по философии культуры «Логос».
Ценность и оценка как аксиологические категории и социокультурные явления. Проблема типологии и иерархии ценностей. Понятие общечеловеческих ценностей. Духовные ценности и духовная культура.
Тема 2.3. Символическая философия культуры
Марбургская школа неокантианства как обоснование возможности научного познания культуры в ее систематичности и историчности (Г. Коген). Культура как символическая система. Эрнст Кассирер: от «критики разума» к «критике культуры». Природа символа и понятие символической формы. Принцип систематизации символических форм. Проблема языка, мифа и сознания в качестве символических образований.
Человек и культура. Определение человека в терминах человеческой культуры. Примат структурного подхода к анализу культуры по отношению к исторической точке зрения. Культура как целостность. Философия в поисках основания единства культуры.
Символизм как проявление русского неоромантизма начала ХХ века. А. Белый. Символизм и религиозная метафизика: П. Флоренский, Вяч. Иванов. Символизм и феноменологическая диалектика А.Ф. Лосева.
Формирование философии жизни в работах В. Дильтея. В. Дильтей об объекте и предмете «наук о духе»: поиск единства объективного духа и жизни, трансцендентального и эмпирически конкретного в науке, обращенной к пониманию специфики культурного бытия. Жизнь как динамическое начало, являющееся источником творения новых форм. Дихотомические пары «культура-цивилизация» (О. Шпенглер), «воля-разум» (Ф. Ницше), «жизненный порыв-материя», «творчество-автоматизм» (А. Бергсон) и значение идеи становления для формирования особого предмета «наук о духе». Культура перед лицом мира «как воли» (А. Шопенгауэр). Культуроборчество Ф. Ницше: переосмысление античного и христианского культурного наследия.
Основная антиномия философии культуры: культура как жизнь и культура как дух. Деление наук на науки о природе и науки о духе (В. Дильтей). Теоретическое обоснование этой антиномии в исторической парадигматике: гуманизм и схоластика, органицизм и механицизм, рационализм и иррационализм, философия жизни и сциентизм. Теоретическое обоснование «интуитивного направления» у А.Бергсона, дискурсивного у Э. Кассирера. Доведение антиномии до кризиса: трагедия культуры (Зиммель) и трагическое чувство жизни (М.де Унамуно). Культурные следствия этой идеи в истории ХХ века. О. Шпенглер о судьбе европейской культуры на ступени цивилизации.
«Философия жизни» как герменевтика культуры.
Влияние «философии жизни» на состояние русской философской мысли. «Воля к жизни» и «воля к культуре» как признаки цивилизации и культуры в работе Н. Бердяева «Смысл истории». Критика орудийной цивилизации М.Гершензоном.
Тема 2.5. Экзистенциалистская философия культуры
Существование в мире – главная тема философии культуры экзистенциализма. Конечность, рациональная невыводимость, самоконструирование – основные черты экзистенции. К. Ясперс: человек в ситуации исторического мира. Проблема «осевого времени» и «философской» веры. Ж.-П. Сартр: человеческое бытие как «свобода» и как «ничто». Экзистенциализм как гуманизм, его отличие от классического гуманизма. М. Хайдеггер: поворот от культурно-исторической герменевтики к герменевтике бытия. Бытие и сущее. Язык как «дом бытия» Техника, наука, искусство в интерпретаии позднего Хайдеггера.
Русский экзистенциализм. Романтическая духовная установка Н. Бердяева и экзистенциализм. Творчество и объективация. Примат свободы над бытием. Персоналитическая метафизика Н. Бердяева. Иррационализм и философия трагедии Л. Шестова.
Тема 2.6. Философия культуры русской религиозной метафизики начала XX в.
Концепция всеединства Вл. Соловьева и новваяутопия «религиозной общесвтенности» первой четверти ХХ века. Коллективные творческие проекты, воплощенные в сборниках «Вехи», «Из глубины». Концепция кризиса культуры в русской религиозной метафизике. Рождение метафизики культуры и идеи эсхатологического развития общества. Культура как воплощение духовного всеединства мира и условие рождения личности. Диалектика личного и всечеловеческого в духе, воплощенном в культуре (Н. Бердяев).
Культура как путь приобщения к духовной сущности мира.
Тема 2.7. Философская герменевтика как философия культуры (Х.-Г. Гадамер)
Герменевтический подход: история возникновения и развития. Герменевтика как «опыт» существования человека в мире. Ф. Шлейермахер о герменевтике как методе понимания исторических памятников и текстов. Герменевтика – искусство понимания чужой индивидальности. Г.-Г. Гадамер и его работа «Истина и метод». Оппозиция «объяснение – понимание». Понимание и предпонимание. Понимание прошлой культуры как способ существования в собственной культуре. Понятие интерпретации. Текст как объект Герменевтика как искусство и теория истолкования текстов. Процедура интерпретации текста как рождение нового смысла. Этапы и специфика герменевтической процедуры. Принцип отстранения и о-странения.
Типология культурных текстов. Процессы означения (референции) и понимания (интерпретации) как деятельность в культуре. Текст и контекст. Диалог с текстом.
Тексты - объекты оперирования гуманитарного познания культуры; текст как произведение культуры.
Язык как посредник между разными культурами, как условие их диалога.
Тема 2.8. Психоаналитическая философия культуры
Взаимоотношения культуры и личности. Структурная природа сознания. З Фрейд о превращении инстинктивной энергии в культурные формы. Влияние бессознательного на мотивы поведения человека. Эрос и Танатос как всеобщие влечения. Труды З. Фрейда «О психоанализе», «Тотем и табу», «Леонардо да Винчи».
К.Г. Юнг о коллективном бессознательном как «архетипе культуры», его отражение в мифах, легендах, нормах, запретах, образах культуры, национальном характере. Символы культуры. Работы К.Г. Юнга «Психологические типы» и «Проблемы души нашего времени».
А.Адлер о происхождении, развитии и возможности компенсации комплекса неполноценности. Индивидуальный стиль жизни. А. Адлер: «о невротическом характере».
К. Хорни об особенностях мужской и женской личностях. Типы потребностей в обращении и возможности для самоанализа и коррекции поведения. Работа К. Хорни «Психология женщины».
Гуманистический психоанализ Э. Фромма. Типы социальных характеров. Душа человека и ее способность к добру и злу. Искусство любить. Работы Э. Фромма «Душа человека», «Бегство от свободы», «Анатомия человеческой деструктивности».
Э. Эриксон о драмах и тревогах, радостях и открытиях на жизненном пути человека. Понятие жизненного цикла. Значение идентичности в структуре самосознания человека. Работа Э. Эриксона «Идентичность: юность и кризис».
Влияние психоанализа Ж. Лакана на современную философию культуры.
Психологический онтологизм русской философии. А.М. Пятигорский «О психоанализе из современной России».
Тема 2.9. Социально-критическая философия культуры (Франкфуртская школа)
Критическая теория общества как путь выделения сферы культуры. Философия в качестве способа самосознания культуры, ее истока и тайны (Г. Маркузе. «Философия и критическая теория»).
Оценка Просвещения Т. Адорно и М. Хоркхаймером. Анализ феномена философии в культуре Хоркхаймера. Критика инструментального разума.
Идея кризиса буржуазного общества и элитарности культуры. Проблема культурной индустрии. Конепия «одномерного человека» Г. Маркузе. Эрос против цивилизации и одномерности человеческого существования в обществе.
Проблема соединения философии и искусства в философии культуры франкфуртской школы. Идея трансформации статуса культурной ценности и забвения традиций в культурфилософии В Беньямина.
Проблема «новой общественноси» и «коммуникативного разума» в работах Ю. Хабермаса.
Философия культуры франкфуртской школы как путь социального эскапизма.
Тема 2.10. Структуралистская и постструктуралистская философия культуры
Структурализм как философия и методология науки ХХ века. Структурная антропология К. Леви-Стросса – философская основа структурализма. Роль бессознательного в научной методологии К. Леви-Стросса.
Структурный психоанализ Ж. Лакана. Структуралистский тезис «смерти человека». От структурализма к постструктурализму. Проблема власти и репрессии в археологиях М. Фуко. Р. Барт структуралистского периода. «Сущность дискурсивных практик». Философские основы семиологического анализа современной культуры.
Деконструктивизм Ж. Деррида. Деконструкция текстов гуманитарной культуры как способ выявления в них базовых понятий бытия. Уничтожение центрального положения Запада в качесвте традиционного ядра современной культуры.
Понятие эпистемы как общего пространства знания, сферы формирования специфического языка различных культурных эпох.
Поструктурализм Ж. Делеза, Ф. Гваттари – проблема ризоматики культуры. Философско-историческая концепция шизоанализа.
Относительность методологических границ структурализма и постструктурализма в философской интерпретации культуры.
Тема 2.11. Философия культуры постмодерна
Формирование неклассической парадигмы познания культурного бытия. Междисциплинарный дух эпохи. Постмодернизм как следствие кризиса ценностно-мировоззренческих установок постренессансной культуры.
Плюрализм смыслов и интерпретаций децентрированного мира. Плюрализация жизненных стилей.
Отрицание постструктурализмом попыток рационального обоснования феноменов культуры. Критика универсализма идеи прогресса в культуре. Утверждение принципа «методологического сомнения» по отношению к «позитивным истинам». Внимание к нестабильному, случайному, фрагментарному в культуре. «Поворот к языку» и критика дискурсивных практик. Феномен деконструктивизма. Внимание к скрытым стратегиям власти в культуре.
Концепции французского постструктурализма как теоретическая основа направления в целом (Ж. Лакан, Ж. Деррида, М. Фуко, Ж.-Ф. Лиотар).
Феминистская критика как явление постмодернизма.
Внимание к проблемам потребительской культуры.
Изучение диффузности высокой и массовой культуры. Масса и толпа. Человек «массы». Массовая культура и мифологические потребности современного общества. Условия современного мифотворчества. Массовая и популярная культура. Маргиналы в современной культуре. Культура элиты. Отказ в современных исследованиях от дихотомии «массовая/элитарная культуры». Теории «популярной культуры».
«Визуальный поворот» в современной гуманитаристике. Введение в проблематику, методологические установки визуальных исследований. Предмет, специфика, междисциплинарный статус парадигмы визуальных исследований. Визуальная культура и повседневность, искусство и технология. Понятие «визуального поворота» (У.Т.Дж. Митчелл). «Потребление зрелища» как доминанта современной культуры: симулятивный характер потребления в обществе позднего капитализма. Образы как «социальные объекты», общественное производство искусства.
Дискуссия о постмодернизме в России.
Тема 2.12. Философия культуры на пороге XXI века
Трактовка культуры в современных теориях и моделях информационного общества. Феномен глобализации и превращение культуры в глобальную проблему современности. Тотальность изменений социокультурной сферы в эпоху постмодернизма. Цели и методы прогнозирования глобальных процессов культурного развития в мировом сообществе XXI века. Мировой порядок XXI века и формирование глобального пространства культуры. Поиск путей гармонизации внутрисоциальных, внутрикультурных и экологических отношений. Становление культуры антропоцентристского типа. Культура как главная интегративная сила развития человечества на рубеже ХХ и XXI вв. Культурные различия в эпоху глобализации.
Культура и природа. Противостояние культуры и природы в технократической цивилизации и экологические проблемы современности. Движение к диалогу человека с природой и формы его воплощения в культуре. Спор о научно-техническом прогрессе и способности человека овладеть сложнейшими изобретениями современности. Положение о культурных смыслах науки.
Культура и культуры. Тенденции сепаратного развития малых наций, возрождения национальных традиций. Проблема глобализации культур. Взаимодействие культур и вопросы межкультурной коммуникации. Феномен культурошока и пути его преодоления. Идея «конвергенции» (З. Бжезинский), понятие толерантности и диалога культур.
Культура и общество. Социальные проблемы эпохи фундаментальной модернизации. Общество и личность: конфронтация или партнерство в «цивилизации индивидуальностей». Понятие «политической культуры» в открытом демократическом обществе. От социальной конфронтации к диалогу. Феномен футурошока (А. Тоффлер) и формы его проявления.
Культура и коммуникация. Проблема бытия в информационной реальности. Господство «четвертой власти». Интернет и вопросы информационной безопасности.
Феномен «музеефикации» и «мумификации» современной культуры. Трансформации идеи культурного наследия в идею актуализации прошлого «здесь и сейчас». Поиск путей преодоления антагонизма массовой и элитарной культуры, традиционализма и новаторства.
Социокультурные проблемы фундаментальной модернизации России как поиск новых ценностных ориентаций.
25 12 2014
2 стр.
25 12 2014
1 стр.
09 10 2014
31 стр.
08 10 2014
25 стр.
01 10 2014
1 стр.
09 10 2014
1 стр.
09 10 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.