Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2
Методический проект «Учение с увлечением»

Методическая разработка учителя физики

Колпской средней общеобразовательной школы

Гусь-Хрустального района Зуевой Валентины Ивановны.

Содержание:



Введение……………………………………………………………. ………………………2.

  1. Методический проект «Учение с увлечением»

    1. Неделя физики – одна из содержательных и эффективных

форм внеклассной работы по физике..……………………….. ……………...3.


    1. Определение проблем, целей и задач проекта…………………………….…4.

    2. План проведения мероприятий ……………………………… ………………5.

    3. Подпроекты недели физики ………………………………………………. … 7.

    1. Оформление школы……………………………………………………………7.

Заключение …………………………………………………………………………………….8.

Приложения:



    1. Конспект внеклассного мероприятия для младших

школьников «Путешествие в мир физики

(маршрут – электромагнитный)»

(проект учащихся 9 класса, 2008г.) ……………………………………………………………. 9.


    1. Конспект интеллектуальной игры по астрономии для

учащихся 8-9 классов «Умники и умницы»

(авторская разработка учителя)……………………………………………………………….. 17.



    1. Описание интеллектуальной игры по физике для учащихся 7 класса «Напиток бодрости» (авторская разработка учителя) ………………………………………………25.

    2. «Легенды звездного неба» -

(проект учащихся 8 класса) …………….. …………………………………………………….30.
Список использованной литературы: …………………………………………………...46.


  1. Введение.

Важной частью учебно-воспитательного процесса в школе является внеклассная работа . Внеклассные занятия дают широкий простор для развития детского творчества и творчества самого учителя, они являются эффективным педагогическим средством при формировании познавательных интересов школьников. Не секрет, что хорошо провести внеклассное занятие учителю бывает труднее, чем дать урок, т.к. подготовка такого мероприятия требует от учителя большой творческой инициативы и практической подготовки. Не случайно многие новые прогрессивные методы преподавания физики возникали и разрабатывались на внеклассных занятиях. Лабораторные работы, физические практикумы, учебное кино были введены в практику преподавания через внеклассную работу.

Физика как наука является весьма существенным элементом общечеловеческой культуры. Физика как предмет в общем среднем образовании служит общему развитию личности ученика. Она должна и может развивать познавательную, нравственную и эмоциональную сферу личности.

Цели развития личности учащегося, расширения его кругозора, развития познавательной активности, любознательности, развития интереса к физике, цели лучшего усвоения, закрепления и применения на практике знаний, полученных на уроках физики, служит внеклассная работа по предмету.

Содержание внеклассных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны учащимся. Любое дело, организуемое учителем с детьми, принесет им полное удовлетворение тогда, когда оно находит отклик в их переживаниях, чувствах, положительных эмоциях. Выполнению этого требования содействуют элементы занимательности, которые необходимы для хорошего настроения, жизнерадостной деятельности, но следует помнить, что внеклассная работа должна не развлекать школьника, а развивать и совершенствовать личность ученика.

Вовлекая учащихся в различные виды внеклассной работы, следует осуществлять глубокую связь индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм организации деятельности учащихся. Необходимо также сочетать добровольность работы с обязательностью ее выполнения.

Формы внеклассных занятий весьма разнообразны: физические кружки, школьные научные общества, вечера физики, конференции, олимпиады, недели физики в школе, выпуск стенгазет, конкурсы, викторины, тематические выставки, стенды, изготовление физических приборов и пр. Различные формы внеклассной работы по физике описаны в методиках преподавания физики, в современных методических пособиях, содержащих методические разработки нестандартных уроков, общешкольных мероприятий, конкурсов, игр, викторин и т.д.




  1. Методический проект «Учение с увлечением»

      1. Неделя физики – одна из содержательных и эффективных форм внеклассной работы

Одной из содержательных и эффективных форм внеклассной работы по физике является Неделя Физики в школе. По охвату школьников эта форма внеклассной работы является массовой. Мне данная форма внеклассной работы кажется очень удобной в плане научной организации труда школьников и своего собственного, т. к. она позволяет планировать внеклассную работу на определенное, конкретное время учебного года в соответствии с планом работы школы. В этот период все школьники концентрируют свое внимание только на определенном учебном предмете, не происходит перегрузки школьников за счет накладывания внеклассных мероприятий по другим предметам. В то же время Неделя позволяет учителю и школьникам готовиться к ней заранее в рамках других форм внеклассной работы: элективные курсы, проектная деятельность учащихся, работа кружка, НОУ. Неделя будет для них своеобразным смотром результатов их деятельности. Конечно же необходимо помнить о том, что «лучше меньше, да лучше», т.е как можно более высокого качества. Поэтому стоит спланировать все мероприятия Недели заранее совместно с активом школьников, из тех, что посещают кружок (элективный курс по физике, членов НОУ, ребят, включенных в проектную деятельность). Можно придумать эпиграф к предметной неделе, особое, творческое название для нее.

При разработке недели физики мы совместно с ребятами так и поступили: придумали творческое название нашей Неделе – «Учение с увлечением» и эпиграф: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь!» Конфуций. Организуя работу с помощью проектной методики, воспользовались циклограммой проекта по И.С.Сергееву.

По мнению И.С.Сергеева, проект – это «пять П»:


  1. Проблема;

  2. Проектирование (планирование);

  3. Поиск информации;

  4. Продукт;

  5. Презентация.

Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в т.ч. черновики, рабочие планы, дневные планы, отчеты т.д.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Проектная деятельность отлично сочетается с групповой формой организации деятельности учащихся. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы с использованием разнообразных методов, средств обучения, с другой стороны, предусматривает интегрирование знаний из различных областей науки, техники, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть осязаемыми. Поэтому решено было подготовить общий сценарий проведения Праздника Физики, творчески оформить его материалы в папку, а проведение Недели в школе сделать зрелищной, увлекательно-познавательной презентацией данного проекта.


  1. Определение проблем - целей и задач проекта:


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • расширение кругозора детей;

  • повышение уровня интеллектуального развития;

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • развитие умения школьников применять знания по физике во внеурочной игровой обстановке;

  • развитие способности быстро принимать решение в экстремальной ситуации;

  • развитие качеств: логики, смекалки, умения аргументировать;

  • развитие самостоятельности, творческой активности;

  • стимулирование творческого поиска, самостоятельного исследования;

  • развитие умений и навыков планирования и организации труда, распределения сил и средств.


ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • воспитание отношения к познанию как к форме получения интеллектуального удовольствия;

  • воспитание инициативности, коллективизма;

  • воспитание устойчивого интереса к физике;

  • формирование устойчивого познавательного интереса;

Была также определена и оформлена особым образом цель для учащихся:


Цель для учащихся:



  1. План проведения мероприятий:

Соответственно цели осуществляется проектирование (планирование) мероприятий, которые необходимо подготовить. Далее выбираются учащиеся, ответственные за подготовку, которые набирают себе помощников из желающих активно участвовать в этом большом Проекте.




Мероприятие

Содержание мероприятия


Место проведения

Ответственный

Дата и время проведения

Присутствующие

Физичес

кий вечер для семиклассников

Конкурс рисунков «Космические мотивы»;

Игра физического содержания «Напиток бодрости»;

Компьютерная презентация «Космические путешествия»;

Легенды о звездном небе;

Наблюдение «звездного неба в марте»;

Кабинет физики

Учитель физики, кл.рук.

7-го класса, группа учащ. 8 класса.

05.03.08

В 17.00

учащиеся 7 класса - 25 чел.

Кл.руководитель 7 класса,

Учитель физики,

Группа учащихся 8 класса – 4 чел.

Физический вечер для учащихся 8, 9 классов

Конкурс рисунков «Физические явления в природе»;

Игра «Умники и умницы»;

Легенды звездного неба.

Компьютерная презентация «Космические путешествия»

Кабинет физики

Учитель физики, кл.руководители 8-го, 9 «а» и 9 «б» классов, 2 школьника 11 класса

06.03.08

В 17.00

Учащиеся 8, 9 классов – 46 ч.

Кл руководители 8-го, 9-го «а» и 9-го «б» классов,

Учитель физики, зам директора по ВР, организатор


Физический вечер для старше

классников

Конкурс физических газет;

«Своя игра» - интеллектуальная игра по физике;

Просмотр компьютерной презентации «Самые знаменитые физические эксперименты»;

Дискотека.

Кабинет физики, большая рекреация школьного коридора.

Учитель физики, кл.рук 10-го, 11 «а», 11 «б» классов, организатор.

07.03.08

В 18.00

Учащиеся 10,11 классов – 48 чел.

Кл.руководители 10-го, 11 «а» и 11 «б» классов, учитель физики, зам. директора по ВР.

Открытое внеклас

сное мероприятие по физике для

3,4 классов

«Путешествие в мир физики»:

занимательные опыты по физике, компьютерная презентация «Молния», синквейн.

Кабинет физики

Учитель физики, группа учащихся 9-х классов – 6 чел.

14 марта, 4-й урок.

Школьники 3,4 классов – 20 уч., 16 учителей, группа учащихся 9-х классов – 6 чел.



  1. Подпроекты Недели Физики.

Участниками данного проекта явились школьники 7 – 11 классов школы, их классные руководители и руководитель проекта – учитель физики. Внутри этого большого проекта много подпроектов, выполненных учителем или группами школьников разных классов.

  1. Выставка рисунков «Космические мотивы» - 7 класс;

  2. Выставка рисунков «Физические явления в природе» - 8,9 классы;

  3. Физические газеты по темам:

  1. «Физики шутят» - 11 «а» класс;

  2. «Удивительная астрономия» - 11 «б» класс;

  3. «Занимательная физика» - 10 класс;

  1. Групповой проект «Легенды звездного неба» - группа школьников из 8 класса;

  2. Групповой проект «Путешествие в мир физики» сценарий мероприятия для младших школьников - группа школьников из 9 класса;

  3. Парный проект «Молния» (комп. Презентация) – 9 класс;

  4. Методические проекты:

  1. «Умники и умницы» - интеллектуальная игра по теме «Солнце и солнечная система» для учащихся 8, 9 классов - авторская разработка учителя физики;

  2. «Напиток бодрости» - игра физического содержания для семиклассников – авторская разработка учителя физики;

  3. «Своя игра» - интеллектуальная игра для старшеклассников – применение готовой разработки.

  4. «Космические путешествия» (компьютерные презентации из сети Internet о Венере, Юпитере, Сатурне, кометах) – учитель физики;

  5. Компьютерная презентация «Самые знаменитые физические эксперименты» - разработка учителя физики;

  1. Стихи о телах Солнечной системы – парный проект учащихся 11 «б» класса;

  2. Стихи к выставке рисунков о природе – парный проект учащихся 8 класса.



  1. Оформление школы.

В коридоре школы, ближе к кабинету физики накануне проведения праздника физики развешиваются плакаты с высказываниями ученых о физике, о знаниях. На видном месте помещают красочные объявления о времени и месте проведения мероприятий, интригующие уже своим содержанием, указанном в объявлениях. По мере проведения мероприятий оформление школы становится все красочнее и интереснее: выставки рисунков, физических газет, кроссвордов, ребусов и т. д.



  1. Заключение

Проведение декады физики и астрономии с 1 по 15 марта 2008 года в нашей школе позволило провести презентацию всех вышеперечисленных проектов и, по моему мнению, реализовать все цели, поставленные перед проектом «Учение с увлечением». Проект, несомненно, внес разнообразие в учебную деятельность школьников, стимулировал их к творческой, поисковой деятельности, развивал самостоятельность, умение работать в группах, и т.д. А главное, когда встречаешься с детьми в нестандартной, внеурочной обстановке, видишь у них больше положительных качеств, ребята становятся тебе понятнее и ближе.

Думается, что это – двухсторонний процесс сближения, проявление субъект-субъектных отношений, т.к. работа над проектом и подготовка презентации проходила при взаимообучении между учащимися и учителем. Действительно, при проведении таких творческих проектов даже «неудачники» проявляют себя с положительной стороны, приходит взаимопонимание и удовлетворение от работы.



СЦЕНАРИЙ

мероприятия по физике

для младших школьников

(МАРШРУТ – ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ)

Оформление доски:

ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ФИЗИКИ






  1. Звуковой

  2. Водный

  3. Световой

  4. Механический

  5. Воздушный



  1. Электромагнитный


Вопросы:
МАГНЕТИЗМ


  1. Все ли притягивают магниты?

  2. Действуют ли магниты через другие материалы?

  3. Может ли магнит притягивать на расстоянии?

  4. Что заставляет двигаться стрелку компаса?

  5. Только ли магниты производят магнитную силу?

  6. Как устроен электромагнит?


ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

  1. Почему предметы электризуются?

  2. Почему наэлектризованные тела притягиваются или отталкиваются?

  3. Что такое молния?

Ход занятия

  1. Вступительное слово учителя физики.

Приветствие.

- Ребята, кто из вас помнит наше последнее «Путешествие в мир физики», по какому маршруту мы уже проходили?

Выслушиваются ответы школьников.

- А кто из вас помнит: что изучает физика? Ведь вы отвечали на этот вопрос с помощью кроссворда.

Ответ: физика изучает природу.

(Учитель дописывает на доске уже заготовленную, но не дописанную до конца фразу: «Физика – наука о природе)».

- Сегодня, ребята, нам девятиклассники подготовили другой маршрут – электромагнитный. Я предоставляю слово им.

2. Рассказ ведущих о магните.

Ведущий 1.

Более 2-х тысяч лет тому назад древние греки узнали о существование магнита – минерала, который в состоянии притягивать железо. Магнетит обязан своим именем древнему турецкому городу Магнесия (теперь это турецкий город Маниза), где этот минерал нашли.

Кусочки магнетита называют естественными магнитами.

Магниты можно изготовить искусственным путем, намагничивая куски стали. Сила притяжения магнитов, воздействующая на предметы, называется магнитной силой.



Ведущий 2.

Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала удивление.

Попробуем поближе познакомиться со свойствами и поведением магнитов.

Мы предлагаем вам сегодня серию волшебных опытов по электромагнетизму, посмотрев которые, вы попробуете решить некоторые физические проблемы:

(Читает вопросы, записанные на доске)


  1. Всё ли притягивают магниты?

  2. Действуют ли магниты через другие материалы?

  3. Может ли магнит притягивать на расстоянии?

  4. Что заставляет двигаться стрелку компаса?

  5. Только ли магниты производят магнитную силу?

  6. Как устроен электромагнит?

  7. Почему предметы электризуются?

  8. Почему наэлектризованные тела либо притягиваются, либо отталкиваются?

  9. Что такое молния?

- Посмотрим первый опыт.

  1. Демонстрация опытов старшеклассниками

Помощник 1

Я помогу вам ответить на вопрос: Всё ли притягивают магниты?



Опыт 1:

Чтобы решить эту проблему я подобрал разные предметы из дерева, стекла, металлов, пластмассы, бумаги, ткани.



  • У меня имеется также дугообразный магнит, подвешенный на нити.

  • Подносим магнит по очереди к разным предметам и наблюдаем результат …

  • Что же мы наблюдаем? ( выслушивает ответы школьников). Сможете ли вы теперь ответить на вопрос: все ли притягивают предметы? (выслушивает ответы школьников)

  • Результат: некоторые предметы притягиваются к магниту, некоторые нет.

  • Ведущий выясняет вместе с ребятами, что магнит притягивает предметы из железа, стали, никеля, кобальта, хрома или предметы, содержащие эти вещества;

не притягиваются: стекло, бумага, пластмасса, дерево ткань.

Помощник 2

Опыт 2. «Подводный магнетизм»

  • У меня имеется магнит, стакан с водой, скрепка.

  • Бросаю скрепку в стакан с водой, и попробую вытащить скрепку из воды, не намочив рук. Как вы думаете, ребята, это получится?

  • Может быть, кто-то из вас попробует это сделать? ( младшие ребята под комментарий старшеклассника выполняет эксперимент)

  • Надо прислонить магнит к стакану на уровне скрепки. После того, как она приблизится к стенке стакана, медленно двигать магнит по стенке вверх.

  • Результат: скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх. Ее легко теперь вытащить, не замочив руки.

  • На какой вопрос сегодняшнего маршрута поможет нам ответить опыт? И как ответить?

  • Ведущий выясняет вместе с ребятами, что магнитная сила действует через стекло, и сквозь воду.

Помощник 3

Опыт 4. «Действие на расстоянии»

  • Имеется два магнита в форме брусков, игрушечный фургон, скотч.

  • Один магнит закрепляю на фургоне, другим магнитом буду пользоваться, чтобы двигать фургон.

  • Результат: заставили фургон двигаться, не прикасаясь к нему.

  • Ребята, какая сила заставила фургон двигаться?

  • Ведущий выясняет вместе с ребятами, что движение фургона объясняется взаимодействием магнитов. Одинаковые полюса магнитов отталкиваются, разные – притягиваются. Магнитные силы действуют и на расстоянии.

Помощник 4

Опыт 3. «В поисках севера»

  • Имеется тарелка с водой, пенопласт, магнит, цветная клейкая лента.

  • Наполняю тарелку водой и опускаю на ее поверхность пенопласт с прикрепленным в центре магнитом.

  • Покрутим пенопласт и подождем, когда он остановится. Наклеим на края тарелки цветную бумагу – указатели мест, где остановились полюса магнита.

  • Снова покрутим пенопласт.

  • Результат: когда магнит остановится, полюсы магнита снова совпадут со сделанными метками.

  • Вопрос ребятам: какая сила заставляет магнит ориентироваться особым образом в пространстве?

  • Ведущий выясняет вместе с ребятами, что на свободно движущийся магнит действует земной магнетизм. Магнитная сила земли заставляет его ориентировать свои полюсы один на северный, другой на южный полюс.

  • Земля ведет себя как большой магнит: у нее есть свое магнитное поле, которое ориентирует стрелку компаса по направлению своих полюсов. Северный магнитный полюс Земли находится около южного географического полюса. Южный магнитный полюс находится недалеко от северного географического полюса.

1 Ведущий о компасе.

Первыми использовали компас для определения сторон света китайцы. Дощечку с куском магнетита они пускали свободно плавать и замечали ее направление.

Современные компасы не плавают, т.к. они в своем устройстве имеют свободно вращающуюся магнитную стрелку. Стрелка компаса под влиянием магнитного поля Земли стремится занять положение «север-юг». Синий конец стрелки показывает на север, красный – на юг.

Помощник 1

Опыт 5 «Магнит по команде»


  • А сейчас я покажу вам, как можно получить магнитную силу без магнита.

  • Имеется батарейка на 4,5 Вольта, соединительные провода, большой железный гвоздь, коробочка с мелкими металлическими предметами (скрепки, кнопки, булавки), игла, укрепленная на пробке.

  • Соединяю батарейку с проводом, намотанным на гвоздь через выключатель.

  • Замыкаю цепь и подношу гвоздь к коробке с предметами.

  • Результат: гвоздь притягивает металлические предметы.

  • Подношу гвоздь к пробке с иглой.

  • Результат: гвоздь заставляет плавать иглу на пробке.

  • Вывод: мы получили магнитную силу без магнита. Такое устройство – провод, намотанный на сердечник, которое при пропускании тока через обмотку сердечника приобретает свойства магнита, называется электромагнит. Таким образом, мы с помощью электричества получили магнит.

2 Ведущий об электризации

Слово электричество происходит от слова «электрон», которым древние греки называли янтарь. Греки заметили, что если потереть янтарь об овечью шкуру, то он начинает притягивать легкие предметы: перья, стружку и т.п.

Эта способность тел – притягивать к себе легкие предметы (пушинки, ворсинки, бумажки) после трения, называется электризацией.

А сейчас мы посмотрим опыт, который называется так: «Почему предметы электризуются?



Помощник 2

Опыт 6 «Почему предметы электризуются?

  • Имеется воздушный шарик, несколько листочков бумаги, шерстяная ткань, кран, чтобы получить струю воды.

  • Надуваем воздушный шарик и натираем его шерстяной тканью.

  • Подносим шарик к кусочкам бумаги, не касаясь их.

  • Результат: Бумага поднимается и прилипает к шарику.

  • Натираем шарик еще раз и подносим его к стене.

  • Результат: Шарик пристает к стене.

  • Еще раз натираем шарик о шерстяную ткань и подносим его к струе воды, льющейся из крана.

  • Результат: струя изгибается в сторону шарика.

  • Вывод: при трении шарика о шерстяную ткань, шарик электризуется и приобретает способность притягивать к себе тела, как магнит.

Помощник 3

Опыт 7 «Упрямые воздушные шарики»

  • Имеется два воздушных шарика, нить, кусок шерстяной ткани, лист бумаги.

  • Надуваем шарики и привязываем их к двум концам одной нити.

  • Потираем оба шарика о ткань. Беремся за середину нити так. Чтобы оба шарика повисли на одном уровне.

  • Результат: шарики отталкиваются друг от друга.

  • Вставляем между шариками бумагу.

  • Результат: шарики сближаются.

  • Вывод: при трении предметы из одного материала приобретают одинаковые заряды. Одинаковые одноименные заряды отталкиваются. Оба шарика при трении заряжаются отрицательным зарядом. А бумага не заряжена, на ней есть и отрицательный и положительный заряд. Положительные заряды бумаги взаимодействуют с отрицательными зарядами шариков, поэтому они притягиваются.

Итак: электрические заряды бывают положительнее и отрицательные. Одноименные заряды отталкиваются, разноименные – притягиваются.

11.Учитель:

- Ребята, у нас остался неразрешенным один вопрос:



«Что такое молния?». Ответ на этот вопрос вы получите, посмотрев компьютерную презентацию, которую подготовили для вас девятиклассники: Пискарев Артем и Волков Миша.

12. Компьютерная презентация. «Молния».

13.Заключительное слово учителя. Синквейн.

Наше путешествие в мир физики по маршруту «Электромагнитный» заканчивается.

Чтобы узнать понравилась ли вам встреча, предлагаю всем написать сейчас синквейн. Думаю, что ребята 3-го и 4-го класса уже могут применять его при рефлексии. Вместе с ребятами и все учителя напишут сейчас синквейн и все смогут потом применять его.

Слово синквейн произошло от французского слова «пять». Это стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанных по правилам.

Сейчас я познакомлю вас с правилами написания синквейна., одновременно мы будем писать каждый свой синквейн.

1-я строчка – это название темы сегодняшнего мероприятия одним словом. Чаще это существительное, но может быть и местоимение.. Например, встреча, урок, занятие, оно и т.д. Пишем …

2-я строчка – это определение темы в 2-х прилагательных или причастиях. Например, красивый, интересный, скучный т.д. Пишем …

3-я строчка – это три глагола, показывающие действия в рамках темы, работа над ней и т.д. Например, учит, развивает, мучает, заинтересовывает, радует, портит и т.д.

4-я строчка – это фраза из 4-х слов показывающая отношение автора к данной теме. Например, «сегодня было очень скучно…» или : « Мы здорово провели время». Пишем …

5-я строчка – завершение темы. Как правило, это синоним первого слова, выраженный любой частью речи. Например, «волшебство», «скукота», «красота», «великолепно», или «так себе». Пишем.

Зачитываются по 2-3 синквейна учащихся и учителей.

Всем большое спасибо за участие в нашем мероприятии.

Сценарий мероприятия подготовили

учащиеся 9-х классов

МОУ Колпская СОШ Гусь-Хрустального района:

Журавлев Юрий,

Пискарев Артем,

Волков Михаил,

Шеин Дмитрий,

Зобанов Игорь,

Лапшин Денис

под руководством и с помощью

учителя физики Колпской СОШ –

Зуевой Валентины Ивановны.


Интеллектуальная игра для учащихся 8-9 классов

по теме:



Цели и задачи мероприятия:

  • расширение кругозора учащихся;

  • развитие умений применять знания, полученные на уроках во внеурочной обстановке, умений концентрировать знания и использовать их в экстремальных ситуациях;

  • развитие способности быстро принимать решение;

  • воспитание у ребят отношения к познанию как к форме получения интеллектуального удовольствия.

I.

1 Ведущий:

Интеллектуальную телевикторину для старшеклассников «Умники и умницы», которая идет по воскресеньям в 9.20 на первом канале телевидения, придумал Юрий Вяземский, который является ведущим программы, кстати, подобных проектов больше нет ни на Российском, ни на зарубежном ТВ.



2 Ведущий:

Правила игры:

Умники и умницы со всей России отвечают на каверзные и порой очень неожиданные вопросы по истории, литературе, праву. За каждый правильный ответ участник получает орден. Когда орденов накапливается много, трех самых активных игроков приглашают выйти на дорожки. Дорожек три: красная, желтая и зеленая. Красная – самая короткая и самая сложная. Зеленая – самая длинная, и вопросы на ней задаются проще. Желтая находится между ними. Тот, кто правильно ответит на все вопросы и пройдет дорожку, считается победителем, а тех, кто ошибается, отправляют обратно в зал, зарабатывать ордена.



1 Ведущий:

Цена победителя.

Денег не дают. Победитель поступает без экзаменов в самый престижный Вуз страны – МГИМО (Московский государственный институт международных отношений).



Как стать участником программы?

Написать письмо с подробным рассказом о себе на адрес:

[email protected]

Кроме того, на сайте: www.umniki.ru проводятся олимпиады, по результатам которых сразу можно попасть в полуфинал программы.



2 Ведущий

Сегодня правила игры те же, что и в одноименной телевизионной игре. Игра состоит из 3-х агонов и финала. В каждом агоне по три участника. После каждого этапа – розыгрыша дорожек – игроки выбирают дорожки. Победитель в розыгрыше выбирает первым. На зеленой дорожке – 4 клетки, на желтой – 3, на красной – 2. На зеленой можно ошибаться дважды, на желтой – один раз, на красной – ни разу, зато путь к победе – самый короткий.



II.

Учитель:

А сейчас, ребята, послушайте стихи о небесных телах солнечной системы.



Заранее подготовленные учащиеся читают стихи из «Космической азбуки» Д.Н.Никитина.


  1. Солнце.

  2. Меркурий

  3. Венера

  4. Фаэтон.

  5. Земля.

  6. Луна.

  7. Марс.

  8. Церера.

  9. Юпитер.

  10. Сатурн.

  11. Уран.

  12. Шумейкера –Леви комета.

  13. Уран.

  14. Нептун.

  15. Плутон.



III .

Учитель:

Вы уже догадались, что тема нашей игры «Солнце и солнечная система». Разрешите представить наших судей. Я представляю вам высший суд - ареопаг: Голубина Евгения Владимировна – социолог школы, Солдаткина Любовь Павловна – учитель биологии, Жукова Любовь Васильевна – зам. Директора школы по воспитательной работе, представляю моих помощников – Сизову Таню и Живодрову Настю (они же – ведущие). Начинаем первый агон.

Помощники подают вопросы из конвертов, написанные заранее на карточках.

Всего – 4 конверта: 1. Вопросы для теоретиков; 2. Вопросы для агонавта красной дорожки; 3. Вопросы для агонавта желтой дорожки; 4. Вопросы для агонавта зеленой дорожки.



1 этап игры

Вопросы для теоретиков:

  1. Ближайшая к Солнцу планета (Меркурий).

  2. Источник света, тепла и многих других видов энергии на Земле (Солнце).

  3. Перечислите планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).

  4. Сколько всего больших планет в Солнечной системе? (9).

  5. Перечислите планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс).

  6. Какова поверхностная температура вещества на Солнце? (6000 К).

  7. Самые распространенные химические элементы на Солнце (водород и гелий).

  8. Каким способом передается тепло от внутренних слоев Солнца к наружным? (конвекцией, т.е. потоками самого вещества)

  9. Светлая полоса, видимая на безлунном, безоблачном небе ночью (Млечный путь).

  10. К какой группе планет относится Плутон? (самая далекая планета, плохо изучена, не относится ни к какой группе).

  11. Где располагаются и как называются малые планеты солнечной системы? (Астероиды. Находятся между орбитами Марса и Юпитера).

  12. Как называется пятая планета Солнечной системы? (Юпитер).

  13. Что означает «Гея» в переводе с греческого? (Земля)

  14. На какой планете солнечной системы самая высокая температура? (на Меркурии).

  15. Как называется система мира, в которой центральное положение во Вселенной занимает Земля? ( Геоцентрическая).

  16. Как называется система, в которой центральное место занимает Солнце, а остальные планеты вращаются вокруг него? Кто автор этой системы? (Гелиоцентрическая. Автор – польский астроном – Коперник).

  17. Кто обнаружил, что Млечный путь состоит из множества слабых звезд? (Галилей).

  18. Какие планеты для наблюдателя могут пройти на фоне солнечного диска? (Меркурий, Венера).

  19. Последователь Николая Коперника, которого в 1600 году сожгли на костре по суду инквизиции (Джордано Бруно).

  20. Как по-другому называются яркие кометы? («хвостатые звезды»).

  21. Кто открыл законы движения планет? (немецкий астроном Иоганн Кеплер).

  22. Что такое эклиптика? (линия, вдоль которой движется Солнце на фоне звезд).

  23. Что такое весеннее равноденствие, когда оно бывает? (этот день бывает 20 или 21 марта, когда Солнце пересекает небесный экватор, и повсюду на Земле продолжительность дня равна продолжительности ночи).

  24. Как называется поверхностный слой Луны? (реголит).

  25. Что такое перигелий? (это ближайшая к Солнцу точка орбиты планеты).

  26. Как называется самая удаленная от Солнца точка орбиты планеты? (афелий).

  27. Греческое название Луны (Селена).

  28. Какая звезда находится в Северном полюсе мира, точнее, около него? Какому созвездию она принадлежит? (Полярная. Созвездие Малой Медведицы).

  29. Каким календарем пользуемся мы сейчас? В чем его отличие от старого стиля – Юлианского календаря? (Григорианским. По Юлианскому календарю – 3 года обычных по 365 суток, один год високосный – 366 суток; високосный год – каждый четвертый. По Григорианскому календарю из високосных лет выбывают года, оканчивающие двумя нулями, но число сотен которых не делится нацело на 4; например, 1700,1800,1900,2100, …).

  30. Как устроен Юлианский календарь? (По Юлианскому календарю – 3 года обычных по 365 суток, один год високосный – 366 суток; високосный год – каждый четвертый).

2 этап игры

Вопросы для агонавтов:

Выбор дорожек:

  1. «После захода Солнца начало темнеть. Еще не зажглись на темно-синем небе первые звезды, а на востоке уже ослепительно сияла Венера». Все ли верно в этом описании? (после захода Солнца Венеру можно увидеть на западе, но не на востоке)

  2. Как отличить по внешнему виду месяца: растущая это Луна или стареющая? (выпукло-вогнутая – стареющая, вогнуто-выпуклая – растущая).

  3. Как выглядит Луна в фазе новолуния? (Луна не видна).

  4. Какие явления происходят на Солнце и на Земле в период солнечной активности? (На Солнце: увеличено число пятен, вспышек, протуберанцев. На Земле: магнитные бури и их последствия, полярные сияния, увеличенная доля ультрафиолетового излучения Солнца и др.)

  5. Почему Луна повернута к Земле всегда одной стороной и нашему взору с Земли обратная сторона недоступна? (из-за равенства периодов: периода обращения Луны вокруг Земли и периода вращения Луны).



  1. «Красная дорожка»

  1. Как называется поток нейтрино, идущий от Солнца? (космические лучи).

  2. В каком созвездии находится радиан августовских метеоров? (в созвездии Персея, метеорный поток – персеиды).

  3. Как называется граница освещенной и неосвещенной поверхности Луны? (терминатор).

  4. Как называется и чему равна основная единица определения расстояний в Солнечной системе? (1 а.е. – астрономическая единица. Она равна среднему расстоянию от Земли до Солнца, примерно 150000000 км (150 млн. км.)).

  5. Что образует комплекс малых тел Солнечной системы? (астероиды, метеориты, кометы и метеорные тела).

  6. На какие небесные тела совершали посадку космические аппараты? (на Луну, Марс, Венеру).

  7. Планета, у которой самое большое число спутников (Сатурн).

  8. Как называется самый большой известный астероид? (Церера).



  1. «Желтая дорожка»:

  1. Одна из причин, определяющих характер смены времен года. (Угол наклона вращения Земли к горизонту).

  2. Что представляют собой светлые участки Луны, видимые невооруженным глазом? (материки, горы, возвышенные участки).

  3. Сколько спутников у Марса и как они называются? (2 – Фобос и Деймос).

  4. Почему День космонавтики отмечается 1 апреля? (потому что в этот день, 12 апреля 1961 года был совершен первый полет человека в космос. Ю.А.Гагарин – первый космонавт).

  5. Что такое Галактика? (Галактика – это система звезд, их скопление).

  6. Кто является основоположником космонавтики? (русский ученый К.Э.Циолковский, он разработал теорию построения ракет и возможности покорения космоса с помощью ракет).

  7. Как называются созвездия, через которые проходит эклиптика? Назовите хотя бы 3 из 12-ти. ( Зодиакальные: Овен, Козерог, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Близнецы, …)

  8. Что такое осеннее равноденствие? (этот день бывает 22 или 23 сентября, когда Солнце пересекает небесный экватор, переходя из Северного полушария в Южное. Повсюду на Земле в этот день продолжительность дня равна продолжительности ночи).



  1. «Зеленая дорожка»:

  1. Назовите характерную особенность Лунного рельефа (кольцевые структуры – кратеры; горы).

  2. Знаменитая комета, имеющая период обращения 76 лет, которая неоднократно приближалась к Солнцу (комета Галлея).

  3. Как называется явление, происходящее в мировом океане под действием Луны? (Прилив).

  4. Вещество, которого нет и никогда не было на Луне, но которого в изобилии на Земле (вода).

  5. На какие две группы по своим физическим характеристикам делятся планеты Солнечной системы? (планеты земной группы и планеты – гиганты).

  6. Естественный спутник Земли (Луна).

  7. Кто изобрел первый телескоп и обнаружил: горы на Луне, то, что Млечный путь – это скопление звезд, фазы Венеры, спутники Юпитера? (Г.Галилей).

  8. Назовите самую яркую звезду Северного полушария (Сириус в созвездии Большого Пса).

  9. Звезды какого созвездия в области Млечного пути образуют фигуру, похожую на букву W ? (созвездие Кассиопеи).

  10. Из чего образовались все тела Солнечной системы? (по современным представлениям – из огромного первоначально холодного газопылевого облака).

Финал:

Вопрос победителю:

  1. Кто впервые измерил скорость света астрономическим способом? Какое тело солнечной системы способствовало этому?

( датский астроном О.Ремер по наблюдениям за спутником Юпитера Ио).

Награждение победителя

Поздравление победителя, пожелание успехов и удачи на будущее.

(заранее заготавливается Почетная грамота и после финала вручается победителю в интеллектуальной игре «Умники и умницы»).

(разработка учителя физики

МОУ Колпская СОШ Гусь-Хрустального района)

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Учащиеся делятся на 4 команды. Команды выбирают капитана, название команды (желательно физического содержания).

Объявляется соревнование на применение знаний в путешествии по маршрутам. Чтобы пройти быстро тот или иной маршрут, команда должна преодолеть препятствия - выполнить задания, которые вручает им в конверте сначала учитель, а потом, для прохождения 2,3,4,5, маршрутов другие люди, которые указаны в заданиях.
Задания для каждого маршрута учитель заранее передает другим учителям или работникам школы и предупреждает их о том, что конверт с заданием они вручают командам только после того, как получат от команды слово – пароль.

Выигрывает та команда, которая выполнит все задания первой. Она получает приз – брусничный компот с пожеланиями: «Молодцы, заслужили сегодня этот напиток бодрости и здоровья. Успехов вам и удачи в изучении физики и других наук!»


МАРШРУТ №1


  1. Прибор для измерения скорости тел - … (взять две первых буквы);

  2. Великий русский ученый – физик, химик, литератор, минеаролог, … (взять вторую букву)

  3. Ученый, который открыл закон о выталкивающей силе, купаясь в ванне - … (взять вторую букву);

Линия, вдоль которой движется тело - … (взять первую букву);
Из полученных букв сложите слово – это пароль; обратитесь с паролем к мужчине, заслуженному тренеру по рукопашному бою. Он даст вам второй конверт с заданием для маршрута № 2. С конвертом бегите в кабинет физики и здесь его вскроете



следующая страница>


Методическая разработка учителя физики Колпской средней общеобразовательной школы Гусь-Хрустального района Зуевой Валентины Ивановны

Конспект интеллектуальной игры по астрономии для учащихся 8-9 классов «Умники и умницы»

433.64kb.

13 10 2014
2 стр.


Выпускной вечер 2012 «Не повторяется такое никогда»

Разработка Титовой С. Ю. – учителя истории мбоу журавенской средней общеобразовательной школы Зарайского района Московской области

93.66kb.

15 12 2014
1 стр.


Васищев ю. А., Львова л. В., Маслаков в. И., Матвеева в. Б., Росляков в. Я., Селиверстов е. И

Александрова, Владимира, Вязников, Гусь-Хрустального, Коврова и Кольчугино, Александровского, Вязниковского, Гороховецкого, Гусь-Хрустального, Камешковского, Киржачского, Ковровско

5800.27kb.

25 12 2014
44 стр.


Предмет и содержание экспертизы

Муниципального общеобразовательного учреждения Саянской средней общеобразовательной школы Краснотуранского района Красноярского края и его филиала Моисеевской начальной общеобразов

446.64kb.

11 10 2014
3 стр.


Методическая газета учителей Мари-Турекской средней общеобразовательной полной школы Стр
189.07kb.

04 09 2014
1 стр.


Учителя мокшанского языка и мордовской литератуы Костькиной Валентины Яковлевны

Костькина Валентина Яковлевна работает учителем в Ст-Дракинской средней общеобразовательной школе с 1990 года. Валентина Яковлевна опытный и знающий свой предмет учитель

260.64kb.

06 10 2014
1 стр.


История Яльчикской средней общеобразовательной школы Яльчикского района Чувашской Республики

Яльчикской средней общеобразовательной школы Яльчикского района Чувашской Республики

2032.47kb.

10 09 2014
12 стр.


Реорганизация моу кокошкинской средней общеобразовательной школы №1 путем присоединения моу кокошкинской средней общеобразовательной школы №2

Повышение качества образования, создание условий для профилизации обучения на старшей ступени образования, увеличение наполняемости классов

138.11kb.

09 09 2014
1 стр.