Новосибирск, 2010
УДК 631.34:632
ББК 40.726
С 752
Сельскохозяйственные машины: Метод. указания для практ. занятий. Рабочее место №1: Машины для основной обработки почвы. /Сост. С.П.Лаврентьев, А.В.Мысливченко; Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инженер. ин-т. – Новосибирск, 2010. – 11с.
Методические указания предназначены для проведения учебных практик со студентами очного отделения Инженерного и Агрономического институтов.
Утверждены методической комиссией Инженерного института НГАУ (протокол № 4 от 16 декабря 2009г.).
Новосибирский государственный аграрный университет, 2010
Инженерный институт, 2010
МАШИНЫ ДЛЯ ОСНОВНОЙ ОБРАБОТКИ ПОЧВ
Цель работы: знать устройство и технологические регулировки плугов.
Оборудование: плуги общего назначения ПЛН-3-35, ПЛН-5-35, ПЛН- 6-35.
Унифицированные плуги с корпусами: навесные 3- корпусный ПЛН-3-35 (рис.1), 5- корпусный ПЛН-5- 35 (рис.2) и полунавесной 6- корпусный ПЛН-6-35 – предназначены для вспашки под зерновые и технические культуры почв с удельным сопротивлением до 0,09 МПа на глубину до 30 см при скорости движения до 3,3 м/с (таблица 1).
Плуги отличаются увеличенным расстоянием между корпусами расстоянием от опорной плоскости корпуса до нижней плоскости рамы. Стойки корпусов изготовлены из проката. Доведено до минимума число распорок рамы. Эти изменения обеспечили хорошие условия для прохождения оборачиваемого пласта и резко уменьшили забиваемость плугов. Плуги оснащены корпусами ПЛЖ – 31 и предплужниками ПЛЖ – 02.
Техническая характеристика плугов
Показатели |
ПЛН-3-35 |
ПЛН-5-35 |
ПЛН- 6-35 |
Конструктивная ширина захвата, м |
0,90-1,05 |
1,40-1,75 |
1,40-2,10 |
Рабочая скорость, м/с |
2,2-3,3 |
2,2-3,3 |
2,2-3,3 |
Глубина пахоты, см |
до 30 |
до 30 |
до 30 |
Ширина захвата корпуса, см |
35 |
35 |
35 |
Ширина захвата предплужника, см |
23 |
23 |
23 |
Число корпусов |
3 |
4-5 |
4-6 |
Угол (град.) между лезвием лемеха корпуса и стенкой борозды постановки лемеха к опорной плоскости |
45 3 |
45 23 |
45 23 |
Расстояние, мм между носками лемехов от опорной плоскости корпусов до низа рамы |
800 620
|
800 620
|
800 620
|
Размер полевых досок и корпусов, мм Заднего
остальных |
400х160х13 300х160х13
|
400х160х13 300х160х13
|
400х160х13 300х160х13
|
Диаметр дискового ножа, мм |
450 |
450 |
450 |
Число точек смазки |
1 |
1 |
1 |
Габариты, мм длина
ширина высота
|
2650 1370
1150 |
4420
2210 1520
|
6210 3270
1350 |
Масса, кг |
440 |
830 |
1350 |
Агрегируется с трактором класса тяги |
1,4 |
3 |
3-4 |
Основные узлы унифицированных плугов – рама корпуса ПЛЖ – 31 (рис.3), предплужники, нож дисковый, опорное колесо, навеска, прицепка для борон. У полунавесных плугов, кроме этих узлов, есть заднее колесо.
Корпус ПЛЖ – 31 для работы на скоростях 2,2 – 3 м/с имеет лемешно–отвальную поверхность с наклонными образующими.
Лемех – самозатачивающийся, наплавленный с тыльной стороны твердым сплавом.
Поверхность лемеха в нижней части груди отвала образована плоскостью, поставленной под углом 230 ко дну бороны.
Рис.1. Унифицированный навесной 3 – корпусный плуг
Рис.2. Унифицированный навесной 5 – корпусный плуг
Рис.3. Корпус ПЛЖ – 31:
1 – стойка; 2 – грудь отвала; 3 – башмак; 4 – подкладка; 5 – полевая доска; 6 – лемех; 7 – распорка; 8 – крыло отвала
Рис.4. Зависимость удельного тягового сопротивления К от скорости V плужных корпусов
Конструкция корпуса предусматривает возможность комплектования плуга различными сменными рабочими органами: полувинтовым, вырезным, безотвальным, культурным с почвоуглубителем, с выдвижным долотом. При этом заменяются только башмаки собранными на них лемехами, отвалами и полевыми досками.
При оборудовании плугов корпусами безотвальными и полувинтовыми с углоснимами предплужники не ставятся.
Предплужник ПЛЗ-02 - скоростной, отличающийся от предплужников ПЛС-02 профилем рабочей поверхности. Он представляет собой небольшой корпус с шириной захвата 23 см, который имеет стойку, отвал и лемех. Стойка предплужника крепится к раме плуга хомутом и державкой.
Установку предплужника на нужную глубину пахоты фиксирует выступ державки, вставленный в одно из отверстий стойки предплужника.
Нож дисковый изготовлен из стали толщиной 6мм. Он вращается на двух радиальных шарикоподшипниках. Дисковый нож устанавливается у предплужника последнего корпуса. Отвод дискового ножа в стороны (регулировка, установка) осуществляется поворотом стойки после ослабления гаек скобы.
Колесо опорное состоит из обода с диском, стойки с кронштейном, сварной державки и ступицы, в которую входит полуось.
В ступицу запрессованы два роликовых конических подшипника и резиновые уплотнения.
Навеска состоит из левой и правой стоек, кронштейнов, пальцев.
Кроме того, навесные плуги имеют раскос, полунавесные - брусдогружатели, регулирующие устойчивость хода плуга по глубине.
Конструкция плуга ПЛН-3-35 (рисунок 5) позволяет, в зависимости от удельного сопротивления почвы устанавливать рабочий захват, равный 90 или 105см.
Для переоборудования плуга с рабочего захвата 105см на 90см необходимо разобрать раму, повернуть балку жёсткости на 180° (в горизонтальной плоскости) и установить её задним концом вперёд. Квадратное отверстие на горизонтальной плоскости у переднего конца балки жёсткости после поворота должно оказаться на заднем её конце. Распорку нужно повернуть на 180° (в вертикальной плоскости), т. е. поменять местами загнутые концы распорки, прилегающие к полосам рамы, чтобы вторая полоса располагалась с внутренней стороны распорки.
Особенности конструкции навесного плута ПЛН-5-35
Рама навесного плуга ПЛН-5-35 (рисунок 6) не имеет грядилей, распорок и балки жёсткости. Стойки корпусов крепятся к кронштейнам, приваренным к раме. Отсутствие распорок внутри рамы и более высокое её расположение способствуют устойчивость в работе и уменьшают забивание плуга растительными остатками.
Полунавесной плуг ПЛН-6-35 имеет раму, позволяющую изменять число корпусов от 4 до 6, заднее колесо с механизмом и устройство передвижения механизма заднего колеса.
Рама 3 (рисунок 7) - плоская, сварная. К основной балке крепят полосы 1 для установки корпусов и предплужников. К поперечной балке рамы крепят два кронштейна, в которые вставляют пальцы 6 для соединения с навеской трактора.
Рис.5. Основные узлы плуга ПЛН – 3 – 35:
1 – навеска; 2 – прицепка для борон; 3 – кронштейн; 4 – кронштейн дискового ножа; 5 – рама; 6 – корпус; 7 – дисковый нож; 8 – опорное колесо; 9 – полоса; 10 – распорка; 11 – предплужник
1 – полосы; 2 – консоль; 3 – рама; 4 – кронштейн
1 – полосы; 2 – консоль; 3 – рама; 4 – лапа опорная; 5 – кронштейн; 6 – палец
Рис.8. Механизм заднего колеса:
1 – кронштейн; 2 – гидроцилиндр; 3 – скоба; 4 – водило; 5 – регулировочный винт
Рис.9. Схема передвижения механизма заднего колеса:
1 – ролик; 2 – палец; 3 – полоса; 4 – планка; 5 – балка плуга; 6 – кронштейн заднего колеса
С помощью механизма заднего колеса (рисунок 8) переводят плуг из транспортного положения в рабочее и обратно, а также регулируют положение заднего колеса относительно опорной плоскости корпусов во время пахоты.
При пахоте положение заднего колеса регулируется болтом 5, вворачиваемым в скобу 3.
Устройство передвижения механизма заднего колеса (рисунок 9) служит для облегчения его перестановки при переналадке плуга в 5- и 4-корпусный варианты. Оно позволяет переоборудовать плуг одному человеку.
Плуг 9-корпусный полунавесной ПТК-9-35
Плуг 9-корпусный полунавесной ПТК-9-35 (рисунок 10) с шарнирной рамой предназначен для пахоты под зерновые и технические культуры различных почв, не засоренных камнями, с удельным сопротивлением до 0,09 МПа, на глубину до 30 см (таблица 2).
Плуг можно переоборудовать в 8-корпусный снятием девятого корпуса.
При отцепке плуга от трактора необходимо переднее опорное колесо полностью опустить винтовым механизмом.
Агрегируется плуг с тракторами К-700, К-700А, K- 701
Таблица 2
Техническая характеристика плуга ПТК – 9 -35
Показатели |
Число корпусов | |
9 |
8 | |
1 |
2 |
3 |
Конструктивная ширина захвата, м |
3,15- 3,60 |
2,80-3,20 |
Скорость, м/с рабочая
транспортная |
|
|
2,5 – 3,3 |
2,5 – 3,3 | |
5,6 |
5,6 | |
Глубина обработки, см |
до 30 |
до 30 |
Тип и марка корпуса |
скоростные ПТК- 31000 и ПТК- 11000 | |
Ширина захвата, см корпуса
предплужника |
|
|
35 и 40 |
35 и 40 | |
23 |
23 | |
Угол, град. между лезвием лемеха корпуса и стенкой борозды между лезвием и дном борозды |
|
|
45 |
45 | |
26 |
26 | |
Расстояние, мм между носками лемехов от опорной плоскости до низа рамы
|
|
|
825 |
825 | |
720 |
720 | |
Диаметр дискового ножа, мм |
400 |
400 |
Число точек смазки |
12 |
12 |
Габариты, мм длина
ширина высота
|
|
|
11230 |
10800 | |
4200 |
4200 | |
1930 |
1795 | |
Общая масса, кг |
2600 |
2500 |
Плуг ПТК – 9 – 35 (рис.11-13) состоит из рамы 18, прицепного устройства 1 и транспортных колес 7, опорных металлических колес – правого – 17 и переднего 2, корпусов 15, предплужников 16, дискового ножа 9, приставки корпуса и маслопроводов 19.
Рис.10. плуг 9 – корпусной полунавесной ПТК – 9 – 35
Конструкция рамы обеспечивает бесступенчатую регулировку положения оси прицепа плуга относительно стенки борозды первого корпуса. Это дает возможность трактористу в зависимости от почвенных условий выбирать необходимое расстояние от стенки борозды для устойчивого вождения трактора. Так, на более плотных почвах можно идти ближе к стенке борозды, на более легких - уйти от нее дальше: надо изменить положение продольного бруса, на переднем конце которого установлен прицеп. Это достигается перемещением хомутов, крепящих распорку к продольному брусу. Для облегчения этой операции предусмотрен гидроцилиндр ЦС-75. Такая конструкция рамы имеет еще одну очень важную особенность: она позволяет работать с плутом разным трактором. Так, отняв девятый корпус и изменив положение продольного бруса, можно работать плугом в восьмикорпусном варианте.
Прицепное устройство служит для присоединения плуга к трактору и состоит из сцепной петли, которая соединяется с прицепной скобой трактора (центральная тяга навески трактора в работе не участвует).
Сцепная петля при помощи пальца соединяется с передней частью продольного бруса рамы, что позволяет ей поворачиваться в продольно-вертикальной плоскости (вниз - вверх) относительно продольного бруса. Кроме того, сцепная петля соединена пружиной с передним брусом рамы. При этом пружину необходимо натянуть так, чтобы она энергично возвращала сцепную петлю в верхнее положение.
Плуг имеет прицепку для борон, что позволяет одновременно со вспашкой вести боронование. Она состоит из консоли, прицепки и стяжки.
Рис. 11. (продолжение):
1 – прицепное устройство; 2 – колесо опорное; 3, 4 – механизмы регулирования опорных колес; 5 – сигнальный щиток; 6 – гидроцилиндр; 7 – механизм транспортных колес; 8 – пневматические колеса; 9 – дисковый нож; 10 – отъемная часть; 11 - сигнальный щиток; 12 – регулировочная шайба; 13 – приспособление для регулировки захвата корпуса; 14 – стойка корпуса; 15 – корпус; 16 – предплужник; 17 – колесо опорное правое; 18 – рама; 19 – маслопровод
Рис. 12. (продолжение)
Рис.13. Крепление корпуса и предплужника к раме (пояснения см. на рис.12)
Рис.14. Схема агрегатирования тракторов Т – 150 и Т – 150К с плугом ПЛН-5-35
Корпуса на плуге имеют лемешно - отвальную поверхность, обеспечивающую работу на скоростях до 3,3 м/с. Корпус состоит из штампованной круглой стойки 14, к которой крепится литой башмак с прикреплёнными к нему лемехом, отвалом, грудью отвала и полевой доской. Между полевой доской и отвалом закреплена распорка.
На верхней части стойки корпуса приварен кулак, который фиксирует положение корпуса. Такая конструкция стойки обеспечивает установку корпусов различной ширины захвата.
При установке корпуса ПТК - 31000 с шириной захвата 35см, а задние - с корпусами с захватом 49 см. Предплужники крепят к раме хомутами, а положение их по высоте регулируют стопорным болтом.
Дисковый нож консольный на шарикоподшипниках с одноразовой смазкой, резиновым уплотнением и пыльником.
Маслопровод идёт от масляного насоса трактора к гидроцилиндрам механизма транспортных колес. Состоит из металлических труб и гибких шлангов высокого давления.
Механизм транспорта состоит из поперечного бруса с цапфами на концах, закреплённого на основном и продольном брусьях примерно на середине длины плуга. На цапфах с правой и левой, сторон бруса качаются консоли верхние концы которых связаны, стойки корпусов крепят двумя болтами к кронштейнам рамы, а специальную шайбу устанавливают между кронштейном рамы и пальцем кулака верхнего конца стойки. При установке корпусов ПТК-11000 с шириной захвата 40 см специальная шайба должна находиться с внешней стороны пальца кулака стойки.
Предплужники - скоростные, с усиленным лемехом и круглой стойкой. На передней и задней (по ходу плуга) сторонах стойки через 20 мм засверлено по 5 отверстий. Передние предназначены для установки предплужника с корпусами с захватом 35 см, с гидроцилиндрами, а на нижних закреплены два пневматических колеса размером 7,5 - 20. Во время пахоты левое колесо движется по дну борозды и регулирует глубину пахоты под задними корпусами, а правое движется по поверхности невспаханного поля. Механизм выполнен таким образом, что в транспортном положении оси вращения колес находятся в одной плоскости, поэтому плуг представляет собой обычный одноосный прицеп. Его можно транспортировать со скоростью 4,2-5,6м/с.
Плуг имеет два опорных металлических колеса. Правым, заимствованным от плуга ПН-8-35, устанавливают и регулируют глубину пахоты под первыми корпусами. Переднее - опорное, заимствованное от плуга ПЛН-5-35, служит для выравнивания машины в горизонтальной плоскости на пахоте, а при отсоединении плуга от трактора выполняет роль дополнительной опоры.
Чтобы установить плуг на заданную глубину, под заднее левое колесо трактора подкладывают брусок с косым срезом, толщина которого равна заданной глубине пахоты минус 1,5-2ш. Затем въезжают на брусок, опускают плуг и подкладывают под опорное колесо брусок такой же толщины. Верхней центральной тягой и правым раскосом навески трактора выравнивают раму плуга так, чтобы лезвия лемехов были параллельны поверхности, а носки лемехов опирались на неё. Для уменьшения длины раскоса рукоятку следует вращать против часовой стрелки. Каждое изменение длины раскоса должно сопровождаться регулировкой болта правого кронштейна ограничительных цепей.
Расстояние между носками лемехов предплужника и корпуса должно быть 280-300мм, Положение предплужника по высоте фиксируют цилиндрическим выступом державки, входящим в одно из пяти глухих отверстий на стойке предплужника: для пахоты на глубину 22см - на второе; 25см - на третье; 27см - на четвёртое; 30см - на нижнее.
Такая установка обеспечивает подрезание предплужником задернелого слоя почвы на глубину около 10-12см.
После установки предплужников хомуты крепления необходимо затянуть.
В зависимости от положения предплужников устанавливают дисковый нож. Стойку ножа в державке следует слегка отвернуть, чтобы зуб корончатой шайбы, поддерживающий стакан, находился посередине выреза стакана, а плоскость ножа была параллельна раме плуга и отстояла от полевого обреза предплужника на 10-15см. Центр ножа должен быть несколько впереди носка лемеха предплужника, а нижняя точка лезвия ножа - на 15мм ниже носка лемеха. Затем необходимо затянуть хомут крепления дискового ножа.
В соответствии с условиями работы снимают или устанавливают на плуте необходимое количество корпусов (5 или 4). Для работы с 4 корпусами после снятия 5 го корпуса и предплужника кронштейн крепления дискового ножа устанавливают против предплужника 4го корпуса.
Схема агрегатирования плуга при работе с тракторами Т-150 и Т-150К показана на рисунке 14.
Для установки на заданную глубину плут надо опустить на площадку, надставить под его опорное колесо брусок, толщина которого на 1,5-2см меньше заданной глубины пахоты. Изменением длины верхней центральной тяги и раскосов выравнивают раму плута так, чтобы лезвия лемехов были параллельны поверхности площадки, а носки касались её. Отклонение лемехов от прямой, соединяющей носки 1го и последнего корпусов, допускается до 55мм.
В соответствии с условиями работы надо снять или установить на плуге необходимое количество корпусов (6, 5 или 4).
Для работы с 5 корпусами следует установить на брусе догружателя замыкающий палец и зашплинтовать его. Отсоединить гидроцилиндр (смотри рисунок 8) и вместе со шплинтами уложить на раму плуга. Отсоединить корпус и предплужник, переставить дисковый нож, снять кронштейн 1 крепления крышки цилиндра и закрепить его в месте установки 5-го корпуса. Отвернуть 4 болта и передвинуть механизм заднего колеса вместе с опорным колесом. Закрепить на основной балке механизм заднего колеса. Установить гидроцилиндр, соединив его крышку с кронштейном 1, а шток - с водилом 4. После этого вынуть замыкающий палец из бруса догружателя.
Для работы с 4 корпусами 6-корпусные плуги переоборудуют в навесные.
Для установки снятых корпусов те же операции выполняют в обратном последовательности.
Схема установки дискового ножа при изменении числа корпусов приведена на рисунке 15.
Схема регулировки навески плута ПЛП-6-35 и догружателя при агрегатировании с тракторами Т-150 и Т-150К при изменении числа корпусов от 4- го до 6-го приведена на рисунке 16 и в таблице 3.
Чтобы установить плуг на заданную глубину пахоты, задний корпус и заднее колесо плуга следует поставить в одной плоскости. Убрав, опорную лапу рамы, нужно поднять плут и установить под металлическое опорное колесо брусок, толщина которого на 1,5-2см меньше заданной глубины пахоты. Изменением длины раскосов механизма навески трактора выравнивают раму в поперечном направлении, а регулировочным болтом механизма заднего колеса устанавливают её так, чтобы головка болта слегка касалась упора.
Полунавесной плуг ПТК-9-35
Плуг устанавливают на заданную глубину пахоты под задним корпусом упорным винтом левого пневматического колеса (рисунок 17).
Механизм правого бороздного колеса служит для регулировки глубины пахоты под передним корпусом. При установке на глубину пахоты 30см упорный винт должен войти в нижнее, глухое отверстие на скобе предплужника. Механизмом подъёма левого металлического колеса выравнивают раму плуга в горизонтальной плоскости.
Рис.15. Установка дискового ножа
Рис.16. Положение подвески плуга ПЛП – 6 – 35 при агрегатировании с трактором Т – 150 и Т – 150К (см. таблицу 3)
Рис. 17. Бороздное колесо плуга ПТК – 9 – 35:
1 - пневматическое колесо; 2 – регулировочный болт глубины пахоты; 3 – планка; 4 – продольный брус рамы; 5 – стопорный болт
Рис.18. Схема установки предплужника и дискового ножа относительно корпуса;
1 – корпус; 2 – предплужник; 3 – дисковый нож
Расстояние от полевого обреза корпуса до полевого обреза предплужника должно быть не более 20мм;
Регулировку подвески плуга ПЛП-б-35 и догружателя при изменении
Трактор |
Ширина колеи |
Смещение ме- |
Положение |
Кол-во |
Расстояние гусе- |
|
трактора , мм |
ханизма на- |
погрузителей |
корпусов |
ницы или колеса |
|
|
вески трак- |
и догружателя |
|
от стенки бороз- |
|
|
тора, мм |
на плуге |
|
ды, мм |
Т-150 |
1435 |
60 |
Ш |
6 |
240 |
|
1435 |
60 |
П |
5 |
240 |
|
1435 |
60 |
I |
4 |
240 |
Т-150К |
1680 |
150 |
IV |
6 |
300 |
|
1680 |
150 |
IV |
5 |
300 |
Дисковый нож устанавливают на консоли так, чтобы лезвие ножа находилось на расстоянии 10-15мм в сторону поля от полевого обреза предплужника (рисунок 18). Корончатую шайбу переставляют так, чтобы ее зуб находился на середине выреза консоли дискового ножа, а сам нож был установлен на ходу плуга.
При переоборудовании плуга для работы с 8 корпусами консоль дискового ножа с основной балки устанавливают на продольную между кронштейнами для гидроцилиндра и бруса механизма транспорта. Опускают столбик дискового ножа и передвигают его по консоли, установив против 8-го корпуса.
Давление воздуха в шинах пневматических колес должно быть 0,3 МПа
Составители: Лаврентьев Сергей Петрович
Мысливченко Александр Владимирович
"СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ
МАШИНЫ"
для практических занятий
Часть I
МАШИНЫ ДЛЯ ОСНОВНОЙ
ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ
Редактор В.В.Попова
Подписано к печати
Формат 60х84 1/16. Объем 1,0 уч.-изд.л.
_____________________________________________________________
10 10 2014
1 стр.
10 10 2014
1 стр.
10 10 2014
1 стр.
10 10 2014
1 стр.
10 10 2014
1 стр.
03 09 2014
4 стр.
10 10 2014
1 стр.
01 10 2014
1 стр.