Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 7страница 8
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО РЫБОЛОВСВУ
Балтийская государственная академия
рыбопромыслового флота


Чуксина И. Г., д. п. н., профессор
РУССКИЙ ЯЗЫК И
КУЛЬТУРА РЕЧИ

Методические указания и контрольные задания для студентов-нефилологов заочной формы обучения


Калининград

2011

ББК 81.411.2-7



Ч 88


Автор: Чуксина И. Г., д.п.н., профессор кафедры английского языка БГАРФ

Методические указания и контрольные задания рассмотрены и одобрены кафедрой английского языка 21 января 2011 г., протокол № 4.



Рецензент: Сопова Э. С., канд. филол. наук, доцент
кафедры английского языка БГАРФ

Оглавление



  1. Общие организационно-методические указания

  2. Примерный тематический план занятий и примерный перечень практических занятий

  3. Общий перечень рекомендуемой литературы

  4. Содержание программы дисциплины и методические указания к самостоятельному изучению

  5. Методические указания к выполнению контрольных работ

  6. Требования к зачету/ экзамену

1. Общие организационно-методические указания

Целью дисциплины «Русский язык и культура речи» является ознакомление студентов с основами знаний о качествах речи: правильности, чистоте, точности, доказательности, логичности, коммуникативной целесообразности; с основными нормами современного русского языка; обучение основным правилам создания и оформления наиболее нужных студенту и будущему специалисту текстов: докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ, личных и деловых документов.

Данная дисциплина включает тесно связанные друг с другом следующие разделы: «Нормы современного русского литературного языка», «Научный стиль речи», «Риторика», «Деловой стиль речи».

Программа предусматривает, главным образом, самостоятельную работу студентов. Работа под руководством преподавателя рассчитана на ограниченное количество часов: 12 – 8 часов практических занятий.

Форма итогового контроля - контрольная работа; зачет/экзамен.
Так как данное методическое пособие разработано для студентов и курсантов заочного отделения всех специальностей следует знать требования, предъявляемые к уровню их знаний.
В результате изучения дисциплины студент должен:

Иметь представление:



  • о языке и речи, видах речевой деятельности, невербальной коммуникации;

  • о нормативных ортологических словарях и уметь ими пользоваться;

  • о функциональных стилях речи и уметь использовать их в практике устного и письменного общения;

  • о научном тексте, о правилах его построения и языкового оформления;

  • об особенностях письменной и устной форм научного и делового стилей;

  • о различных жанрах деловых документов по назначению;

  • о композиционно-речевом оформлении публичного выступления;

  • о речевом этикете в основных ситуациях устного научно-профессионального общения: на семинаре, на научной конференции, публичной защите дипломной работы;




  • владеть:

  • нормами современного русского языка и контролировать степень соответствия своей устной и письменной речи требованиям нормы;

  • нормами построения и языкового оформления учебно-научных текстов;

  • приёмами обзорного изложения научно-теоретических первоисточников по теме реферата как письменной студенческой работы;

  • приёмами речевого поведения в ситуациях публичной защиты учебно-научной работы, выступлений на научных студенческих конференциях;

  • уметь:

  • различать жанры письменного и устного научного общения по целевой функции;

  • составлять тезисы как формулировки основных положений первичного текста;

  • составлять конспект как вид вторичного текста на основе свёртывания информации устного/письменного первичного текста;

  • составлять аннотацию как вид характеристики первичного текста;

  • составлять реферат как рассуждение на определённую тему на основе обзора нескольких первоисточников, где информация нескольких первоисточников используется для аргументации, иллюстрации;

  • использовать нормы научного стиля речи в композиционно-речевом оформлении учебно-научной работы;

  • адекватно нормам научного стиля оформлять в тексте учебно-научных работ цитаты, ссылки, таблицы, рисунки;

  • оформлять библиографическое описание списка использованной литературы в учебно-научной работе;

подготовить выступление (работа над композицией выступления и методами построения текста заданной композиции);

  • составлять частные деловые документы в учебно-профессиональной сфере: заявление, расписку, объяснительную записку, резюме.

2. Примерный тематический план занятий по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов и курсантов заочного обучения всех специальностей разработан в полном соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта с учетом требований подготовки специалистов негуманитарного профиля.


Наименование тем

Практические занятия, часы

Раздел 1: Нормы современного русского литературного языка
Три аспекта культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический

Виды языковых норм. Типы ортологических словарей

3


Раздел 2: Функциональные стили речи. Культура научной речи
Классификация функциональных стилей, их характеристики
Научный стиль речи: языковые и структурные особенности

3


Раздел 3: Культура деловой речи

3

Виды документов. Язык и стиль




Правила оформления личных документов.

Язык и стиль служебных документов
Раздел 4: Основы риторики




Техника речи выступающего. Звучащая речь и её особенности

Дискуссия как управляемый спор

3

Итого:

12

3. Список рекомендуемой литературы



  1. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.- 293 с.

  2. Культура устной и письменной речи делового человека:  справочник.- 14-е изд. М.: Флинта: Наука, 2008.- 182 с.

  3. Рахманин Л. В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие. - 4-е изд., испр. - М.: Высш. шк.: ИНФРА, 1998.- 218 с.

  4. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. И. Максимова.- М.: Гардарики, 2004.- 314 с.

  5. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. О.Я. Гойхмана. М.: ИНФРА-М, 2005.- 186 с.

  6. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий: Учебное пособие для студентов – нефилологов /Под ред. Е.В. Ганапольской, А.В.Хохлова. - СПб.: Питер,2005.- 234 с.

  7. Чуксина И. Г. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для студентов нефилологических специальностей. - Калининград: БГАРФ,2008. - 97 с.

4. Содержание программы дисциплины и методические указания к самостоятельному изучению.

В неязыковом вузе изучение русского языка и культуры речи имеет в основном практический характер. Учитывая, что студенту заочного отделения приходится в основном самостоятельно овладевать знаниями, необходимо проработать учебно-методическое пособие для студентов-нефилологов «Русский язык и культура речи» И. Г. Чуксиной. - Калининград: БГАРФ,2008.

Раздел 1. Нормы современного русского литературного языка


Предмет курса «Русский язык и культура речи.

Международный статус русского языка. Речь и язык как социальные явления. Речь – характеристика личности человека и критерий квалификации специалиста.

Характеристика понятия «культура речи».

Три аспекта культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический. Нормативный аспект культуры речи.

Понятие языковой нормы.

Акцентологическая норма (причина возникновения ошибок в постановке ударения)

Орфоэпическая норма (основные орфоэпические законы).

Лексическая норма

Стилистическая норма

Грамматическая норма (основные правила морфологии, орфографии, синтаксиса).

Принципы работы с ортологическими словарями. Предупреждение речевых ошибок.

Языковые единицы, находящиеся за рамками литературного языка.


Раздел 2. Функциональные стили речи. Культура научной речи.

Функциональные стили речи. Система функциональных стилей русского языка.

Понятие функционального стиля речи.

Классификация функциональных стилей речи: научный, официально-деловой, публицистический, литературно-художественный, разговорно-обиходный.

Стилеобразующие факторы, влияющие на языковые особенности конкретного текста.

Функции научного стиля речи и его характерные особенности.

Языковые средства, формирующие научный стиль речи. Средства связи в научном тексте.
Культура научной речи: языковые и структурные особенности.

Особенности лексической системы научной речи (понятие специальной лексики, общенаучная и узкоспециализированная терминология).

Особенности морфологического строя. Избирательность грамматических значений: преобладание родительного падежа, выражающего определительные отношения: нормы управления, употребление предлогов и др.

Синтаксические особенности стиля: активность причастий и причастных оборотов; частотное употребление условных и причинно-следственных конструкций и пассивных оборотов.

Редактирование научного текста (лексический и морфологический аспекты).

Редактирование научного текста (исправление наиболее частотных синтаксических ошибок).

Письменный научный текст: правила его оформления.

Правила оформления цитат в научном тексте.

Правила оформления ссылок.

Правила оформления библиографического списка использованной литературы в научном тексте.

Правила текстового оформления таблиц и рисунков.

Правила записи и употребления сокращённых слов.

Правила оформления перечисления.

Правила написания количественных и порядковых числительных в научном тексте.

Виды научных текстов. Их характеристика и оформление.

Законы компрессии как основы построения вторичных текстов.

Виды компрессии научного текста: план, тезисы, конспект, аннотация, реферат.

Аннотация как вид характеристики первичного текста, её структурные и языковые особенности.

Реферат как краткое изложение основной информации первичного текста, его структурные и композиционные особенности. Назначение и виды рефератов.

Тезисы как формулировка основных положений первичного текста.

Конспект как вид вторичного текста на основе свёртывания информации первичного текста.

Особенности курсовой (дипломной) работ.

Порядок работы над текстом курсовой (дипломной) работы.

Составление плана работы. Рубрикация текста. Написание текста работы.

Оформление и редактирование заголовков. Оформление работы. Оформление титульного листа, списка использованной литературы, приложений.

Реферат как студенческая письменная работа: технология его написания, начиная с умения самостоятельно находить научную литературу по теме и кончая правильным оформлением списка использованных источников.

Реферат как рассуждение на определённую тему на основе обзора литературы.

Особенности реферата как студенческой письменной работы.

Основные этапы работы над рефератом. Особенности отбора материала.

Особенности изложения и организации материала. Написание введения и заключения.

Редактирование текста реферата (проверка соответствия требованиям научного стиля речи).

Раздел 3. Основы риторики


Выступление как разновидность ораторской прозы. Начальный этап подготовки к выступлению.

Предмет риторики и виды красноречия. Последовательность подготовки к выступлению.

Выбор темы и названия информативной и убеждающей речи.

Сбор материала, его отбор, обработка, обдумывание, записи, заметки.

Работа над основной частью выступления.

Структура речи. Цели основной части выступления.

Применение основных логических законов и операций в речи. Доказательность, основные методы доказательства и изложения материала: индукция, дедукция, аналогия, концентрический, ступенчатый, исторический методы.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Средства выражения логических связей в тексте.

Составление различных видов планов: простой и сложный (развёрнутый или тезисный).

Аргументация в основной части убеждающего выступления. Правила написания вступления и заключения речи.

Работа над лаконичностью, точностью и понятностью речи. Правила написания лаконичных речей. Правила написания точных речей.

Культура и выразительность устной речи как основа публичного выступления.

Языковые средства выразительности речи.

Неязыковые средства выразительности. Жесты в устной речи, основные виды жестов. Правила пользования жестами. Мимика и выражение лица.

Культура использования неязыковых средств речевой выразительности.

Техника речи выступающего. Звучащая речь и её особенности.

Понятие техники речи, её основные элементы.

Звуковые и визуальные каналы воздействия на аудиторию.

Техника речи как основа экспрессивной образности и система работы говорящего над речевым аппаратом: фонетическая культура, интонация как игра голоса. Элементы интонации: логическое ударение, паузы, темп, тембр, тон, сила и высота голоса.

Тренировка речевого аппарата: правильность дыхания, владение голосом, нужный темп, чёткость дикции - произношение, артикуляция.

Дискуссия как управляемый спор. Речевое поведение в споре.



РАЗДЕЛ 4. Культура деловой речи


Особенности делового стиля речи. Жанры устной деловой коммуникации.

Особенности письменной речи в деловом общении.

Виды документов. Язык и стиль.

Специфика языка и стиля частных документов. Правила оформления личных документов.

Язык и стиль служебных документов. Нормы документа (текстовые и языковые).

Речевой этикет документа.

Резюме как особый вид документа. Структура резюме.

Реклама в деловой речи. Классификация рекламы. Структура и приёмы составления эффективной рекламы.


5.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Контрольная работа является одной из основных форм самостоятельного изучения студентом-заочником программного материала по дисциплине «Русский язык и культура речи», поэтому, закончив изучение теоретической части данного курса, студент выполняет одну контрольную работу. Она должна способствовать усвоению важнейших закономерностей устной и письменной форм речи, а именно, усвоению трудных случаев произношения, словоупотребления, использования грамматических форм современного русского литературного языка, а также правил создания наиболее нужных студенту и будущему специалисту текстов: рефератов, докладов, курсовых работ, составления и оформления деловых бумаг.

Контрольную работу заочник обязан написать до начала экзаменационной сессии. Лица, не представившие контрольную работу, к экзамену не допускаются. При сдаче экзамена надо иметь при себе выполненную и проверенную контрольную работу.

Контрольная работа должна быть написана в тетради с полями, разборчиво, с соблюдением абзацев, без помарок, страницы должны быть пронумерованы, иначе преподаватель не может указать в рецензии, на какой именно странице допущена ошибка или неточность.

В конце контрольной работы необходимо привести список использованной вами литературы в алфавитном порядке с указанием инициалов и фамилии автора книги, её названия, места издания, наименования издательства и года издания.

На титульном листе контрольной работы следует указать название дисциплины; фамилию, имя, отчество, место работы и должность автора контрольной. Текст работы пишется только на одной стороне листа, кроме того, необходимо оставлять поля.

Приступая к выполнению контрольной работы, внимательно изучите учебно-методическое пособие И. Г. Чуксиной «Русский язык и культура речи» для студентов нефилологических специальностей, в котором даны рекомендации по оформлению цитат, ссылок, библиографического списка использованной литературы в научном тексте. Для выполнения упражнений по составлению аннотаций, библиографического описания первоисточников можно дополнительно обращаться к ГОСТам:

ГОСТ 7.9-1995 (ИСО 214-76). Реферат и аннотация. Общие требования.

ГОСТ 7.12-1993. Сокращения русских слов и словосочетаний в библиографическом описании произведений печати.

ГОСТ 7.82-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.

ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

ГОСТ 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка

и учебнику «Русский язык и культура речи» под ред. В. И. Максимова. Ч.2 (см. список рекомендуемой литературы).
Вариант контрольной работы, который вам надлежит выполнить, определяйте по последней цифре шифра вашей зачетной книжки. Заочник должен быть готов к тому, что на зачёте ему могут быть заданы вопросы по содержанию контрольной работы. В пособии приведено 10 вариантов контрольных работ. Каждая контрольная работа состоит из восьми заданий.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗАДАНИЙ



следующая страница>


Методические указания и контрольные задания для студентов-нефилологов заочной формы обучения Калининград 2011 ббк 81. 411. 2-7 Ч 88

Методические указания и контрольные задания для студентов-нефилологов заочной формы обучения

747.28kb.

10 09 2014
8 стр.


Английский язык

Методические указания и контрольные задания для студентов 1-2 курсов заочной формы обучения по специальности

476.05kb.

15 10 2014
9 стр.


Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения по специальности 080507 «Менеджмент организации»
1302.26kb.

06 10 2014
6 стр.


Методические указания по выполнению контрольной работы Для студентов заочной формы обучения
167.86kb.

15 10 2014
1 стр.


Методические указания к контрольным работам для студентов заочной формы обучения Направление подготовки 080100
96.76kb.

15 10 2014
1 стр.


Рабочая программа и вопросы к зачету для студентов заочной формы обучения

Судебная медицина: Рабочая программа и вопросы к зачету для студентов заочной формы обучения /Авт сост д п н., доцент Вавилова Л. Н – г. Калининград: мфюу, 2012. – 18 с

221.04kb.

12 10 2014
1 стр.


Методические рекомендации по их написанию для слушателей 3 курса заочной (6л) формы обучения

Административно-процессуальное право: Тематика контрольных работ и методические рекомендации по их написанию для заочной формы обучения (специальность: 030505. 65 – правоохранитель

321.15kb.

16 12 2014
1 стр.


Методические указания для студентов заочного отделения фармацевтического факультета Волгоград 2006

Методические указания предназначены студентам фармацевтического факультета заочной формы обучения медицинских и фармацевтических вузов для самостоятельного выполнения контрольной р

193.46kb.

10 10 2014
1 стр.