Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4




ГАУ ДОД ТО «Областной центр дополнительного образования детей и молодежи»



МЕТОДИЧЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ
Составитель: Кукулин Дмитрий Борисович

Тюмень 2009


Методическое пособие по организации и проведению интеллектуальных игр среди школьников. /Д.Б. Кукулин:– Тюмень: ГАУ ДОД ТО «Областной центр дополнительного образования детей и молодежи», 2009. – с.




© ГАУ ДОД ТО «Областной центр дополнительного образования детей и молодежи»


Методическое пособие предназначено для специалистов учреждений дополнительного образования и молодежной политики, которые занимаются организацией досуговой деятельности подростков и юношества, а также организаторов локальных интеллектуальных клубов.

Методическое пособие содержит инструкции по проведению чемпионатов по популярным играм «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Своя игра» и вопросный материал по играм «Что? Где? Когда?» и «Брейн-ринг», который адаптирован для старшеклассников, что позволяет использовать его при проведении чемпионатов по интеллектуальным играм среди данной категории молодежи.

Содержание


ВВЕДЕНИЕ 4

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» 6

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ «БРЕЙН-РИНГА» 9

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ «СВОЕЙ ИГРЫ» 10

Вопросный материал для проведения игры «Что? Где? Когда?» 11

Вопросный материал для игры «Брейн-ринг» 29





ВВЕДЕНИЕ

Тюменский областной студенческий интеллектуальный клуб (ТОСИК), наряду с другими молодежными интеллектуальными клубами, возник на волне популярности телевизионной программы Владимира Ворошилова «Что? Где? Когда?», впервые появившейся на телеэкранах осенью 1975 года. Эта интеллектуально-игровая передача стала уникальным национальным явлением в самодеятельном творчестве. За последние четверть века программа неоднократно корректировала формат и правила, на годы исчезала из эфира и появлялась вновь, но всегда оставалась востребованной и любимой зрителями. Феномен «Что? Где? Когда?» заключался в том, что созданная и популяризированная Ворошиловым интеллектуальная игра оказалась не просто несущим элементом телешоу, а непосредственно игрой – самодостаточной и азартной.

Самодеятельные клубы (с условным названием «спортивное «Что? Где? Когда?», или ЧГК) возникли вскоре после первого выхода передачи в эфир. К настоящему времени движение распространилось не только в России, но и за рубежом – на постсоветском пространстве, в Америке, Израиле, Канаде, т.е., везде, где есть русские общины. С большим размахом оно расположилось в сети Интернет.

Деятельность ТОСИК началась в 2000 году под патронажем Комитета по делам молодежи и туризму Администрации Тюменской области (сейчас Департамент по спорту и молодежной политике Тюменской области). Клуб ежегодно организует более тридцати интеллектуальных мероприятий различного уровня, в том числе такие известные турниры как межрегиональный интеллектуальный фестиваль «Покорение Сибири», смена «Интеллект» в лагере «Ребячья республика» и 24-х часовой Марафон по ЧГК.

За время работы Клуба его турниры посетили сотни команд из всех крупных городов России от Москвы, Санкт-Петербурга и Казани до Новосибирска, Иркутска и Южно-Сахалинска. На территории Тюменской области в мероприятиях Клуба регулярно участвует более 500 представителей Тюмени, Тобольска, Ишима, Сургута, Нижневартовска, Ханты-Мансийска, Нового Уренгоя и др.

Наши команды являются постоянными участниками Чемпионата России по ЧГК, а так же неоднократными победителями и призерами крупных турниров, таких как фестиваль «Каменный цветок» в Екатеринбурге, «Пермский период» в Перми, «Белые ночи» в Санкт-Петербурге и др.

С 2005 года деятельность Клуба осуществляется на базе ГАУ ДОД ТО «Областной центр дополнительного образования детей и молодежи».

В 2006 году ТОСИК был удостоен премии «Хрустальная сова» от Международной ассоциации клубов в номинации «Турнир года» - за безупречную организацию VI Студенческого чемпионата России по ЧГК.

На сегодняшний день Клуб продолжает успешно развиваться, появляются новые формы игровой деятельности, упрочиваются контакты с клубами других регионов и стран. Студенческие инициативы переросли в молодежные, что создает почву для расширения сферы деятельности ТОСИК и вовлечения в интеллектуальное движение всех категорий населения.

Целью данного методического пособия является популяризация интеллектуального движения среди молодежи, а также содействие развитию локальных интеллектуальных клубов в городских и районных образовательных учреждениях Тюменской области.

Данное издание призвано раскрыть сущность таких видов интеллектуальных игр как «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг» и «Своя игра».


ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»


«Что? Где? Когда?» – игра, в которой команды соревнуются в умении находить правильный ответ на поставленный перед ними вопрос за ограниченное время. Выигрывает команда, которая нашла правильные ответы на большее число вопросов, чем ее соперники.

Правила игры «Что? Где? Когда?» (далее – ЧГК), проводимой в рамках деятельности интеллектуальных клубов, иногда схожи с телевизионными, иногда существенно отличаются от них. В 2003 году с целью унификации правил игры и минимизации конфликтов между командами и клубами Международная ассоциация клубов «Что? Где? Когда?» разработала «Кодекс спортивного «Что? Где? Когда?» (www.mak.chgk.info). В данном пособии основные методические указания по организации турниров ЧГК публикуются с использованием данного Кодекса.

Так называемое «спортивное ЧГК» унаследовало от телевизионного основную идею игры, которой придерживаются и во время проведения состязаний в ТОСИК. В зале одновременно находятся несколько команд, которым задается один и тот же вопрос. Команды в течение минуты совещаются так, чтобы не слышать обсуждение соперников. После окончания обсуждения команды записывают ответ на специальном бланке и сдают секундантам. Игра проходит в один несколько туров, по 12-15 вопросов в каждом. Отсутствуют соперники-телезрители, команды соревнуются между собой, ответы фиксируются в специальной турнирной таблице.

В ходе турнира никто не может играть за две команды – ни одновременно, ни в разное время. В составе команды могут играть только заявленные за нее игроки, замены игроков могут проводиться только в перерыве между турами.

Особые функции в команде выполняет ее капитан, он является единственным ее представителем в переговорах с оргкомитетом, разрешает спорные игровые вопросы и т.д. В заявке команды обязательно должно быть указано, кто является ее капитаном.

Важную роль в каждом турнире играет ведущий, который читает вопросы и ответы и оглашает результаты. Ведущий непременно должен обладать хорошей дикцией, четко, грамотно и разборчиво зачитывать вопросы, вести отсчет времени (последнюю функцию может выполнять его помощник).

Секунданты собирают бланки с ответами, следят за порядком в зале и соблюдением правил игры. После истечения условного времени на сбор бланков секунданты имеют право не принимать поступающие бланки от опоздавших команд.

Бланки с ответами команд секунданты передают игровому жюри. Игровое жюри проверяет ответы, принимает решение о зачете или незачете спорных ответов и заносит результаты в турнирную таблицу. Функции игрового жюри могут выполнять ведущий и его помощник.

При проведении игры используются следующие материалы и оборудование: вопросы, игровое помещение, столы и стулья (по 6 за каждым столом), бланки для ответов. Желательно использование технических средств (персонального компьютера или ноутбука) для ведения турнирных таблиц и подсчета результатов.

Для участвующих в игре команд должны быть обеспечены нормальные условия для игры: достаточный уровень освещенности, комфортная температура воздуха и отсутствие посторонних шумов.

Каждой команде должны быть выданы бланки для ответов по числу вопросов в туре. На карточке должны быть ясно обозначены место для номера команды и место для номера вопроса. Если эти места не заполнены, команда обязана их правильно заполнить. На бланке также должно быть пространство для записи ответа шириной не менее пяти и высотой не менее трех сантиметров.

Всем командам должна быть обеспечена возможность хорошо слышать вопросы. Если в игровом зале есть команды, которые сидят далее чем в 10 метрах от ведущего, при задании вопросов рекомендуется пользоваться микрофоном, присоединенным к акустической системе.

Тур состоит из двух частей – игрового тура и перерыва после тура.

Игровой тур состоит из следующих частей: начала тура, вопросного раунда (повторяется столько раз, сколько в туре вопросов) и окончания тура.

В перерыве после тура происходит подведение и оглашение предварительных итогов тура, исправление технических ошибок.

Перед началом тура ведущему рекомендуется проверить микрофон и акустическую систему, представиться самому и представить всех членов жюри, а также присутствующих членов оргкомитета. Затем ведущий знакомит игроков с системой отсчета времени, воспроизводит все используемые сигналы отсчета времени, напоминает название соревнования, номер или название тура, количество вопросов в туре. Если команды пишут номера команд на карточках вручную, сообщает номера команд и дает командам время для заполнения этого поля на карточках.

Ведущий сообщает об изменениях в предварительных результатах предыдущего тура по сравнению с теми результатами, которые были оглашены ранее, сообщает решения, принятые жюри по поводу нарушений правил, имевших место в предыдущем туре; проверяет готовность команд к игре. Команда может заявить о неготовности, если ей не предоставлены материалы или оборудование, не обеспечена возможность хорошо слышать ведущего. В этом случае присутствующие члены оргкомитета должны обеспечить необходимые материалы и оборудование или обеспечить нормальную слышимость до того, как будет задан первый вопрос тура.

Вопросный раунд состоит из следующих частей:



  • начало вопросного раунда;

  • чтение вопроса;

  • минута обсуждения;

  • сбор ответов;

  • объявление ответа.

Во время чтения вопроса команды должны вести себя максимально тихо.

До сигнала начала минуты обсуждения ведущий может повторить текст вопроса, если считает это необходимым. После начала минуты обсуждения такое повторение – как полное, так и частичное – запрещено.

Во время минуты обсуждения игрокам запрещается мешать другим командам, покидать свои места, возвращаться на свои места, пользоваться справочниками и изданиями любого вида, а также техникой, которая может использоваться для обращения к справочникам и изданиям, пользоваться устройствами связи любого вида, общаться любым способом с кем-либо, кроме игроков своей команды, играющих в данном туре. В частности, запрещается общение с ведущим и секундантами.

Через 50 секунд после начала минуты обсуждения дается сигнал «осталось 10 секунд».

Через 60 секунд после начала минуты обсуждения дается сигнал «обсуждение закончено». На этом минута обсуждения заканчивается.

После сигнала, означающего окончание обсуждения, дается сигнал «прошу сдать ответы». До сигнала «прошу сдать ответы» капитан команды должен поднять вверх руку с бланком для ответа. По сигналу «прошу сдать ответы» секундант начинает собирать бланки у тех команд, которые за ним закреплены, и передает их игровому жюри.

При сборе карточек секундант двигается таким образом, чтобы видеть те закрепленные за ним команды, у которых он еще не собрал бланки. Секундант не обязан возвращаться к команде, уже имевшей возможность сдать ему ответ.

Команда обязана сдать секунданту бланк с ответом, когда секундант проходит мимо нее при сборе ответов. Если команда этого не делает, секундант сообщает игровому жюри о нарушении правил.

Если капитан команды не поднял руку с бланком до сигнала «прошу сдать ответы», опустил ее после сигнала «прошу сдать ответы», если бланк была заменен или в ответ были внесены какие-либо изменения после сигнала «прошу сдать ответы», ответ считается сданным с опозданием. Секундант информирует команду и сообщает игровому жюри, что ответ был сдан с опозданием. Игровое жюри имеет право пометить этот ответ как сданный с опозданием и не засчитать его.

После того как сбор ответов закончен, ведущий читает правильный ответ.

Если Вы впервые проводите турнир по «Что? Где? Когда?», то мы рекомендуем Вам применить самую распространенную схему – 3 тура по 12 вопросов в каждом, т.е. всего 36 вопросов. Меньшее количество вопросов, во-первых, сделает турнир слишком скоротечным, и, во-вторых, чем меньше вопросов, тем больше вероятность, что команды-лидеры наберут одинаковое количество очков и поделят призовые места.

На крупных межрегиональных турнирах количество вопросов может достигать 90-120.



следующая страница>


Методическое пособие по организации и проведению интеллектуальных игр среди школьников. /Д. Б. Кукулин:- тюмень: гау дод то «Областной центр дополнительного образования детей и молодежи»

Методическое пособие предназначено для специалистов учреждений дополнительного образования и молодежной политики, которые занимаются организацией досуговой деятельности подростков

611.27kb.

16 12 2014
4 стр.


Областной центр дополнительного образования детей

Влияние регионального компонента на творчество детских фольклорных студий и коллективов оу дод

80.87kb.

09 10 2014
1 стр.


Радиационный фон в местах пребывания населения

О учреждения дополнительного образования детей Тульской области «Областной эколого-биологический центр учащихся» гоу дод то

284.98kb.

16 12 2014
1 стр.


Дополнительного образования детей

Детско-юношеский центр \"единство\" Рассмотрено на методическом совете моу дод дюц

2453.97kb.

26 09 2014
12 стр.


Областной центр дополнительного образования детей итоги регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам

Итоги регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам в 2009-2010 учебном году / Информационно-аналитический сборник

1285.92kb.

23 09 2014
7 стр.


Сценарий новогодней музыкальной сказки Целевая аудитория: дошкольники, младший школьный возраст

Коровичева И. А., педагог-организатор моу дод центр дополнительного образования детей «Перспектива»

25.34kb.

23 09 2014
1 стр.


Информация о проведении первого тура

Моу дод «Центр дополнительного образования детей» с. Кочево. В игре принимали участие команды Кочевской, Пелымской, б-кочинской и Юксеевской средних образовательных школ

29.77kb.

25 09 2014
1 стр.


Г номенклатура дел муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр» Советского района Алтайского края

Решения, приказы и инструктивные письма министерства образования и науки рф, краевого управления по образованию и делам молодёжи

75.97kb.

11 09 2014
1 стр.