Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол№_______ от «_____»____________2011 г.
|
«Утверждаю» Директор МОУ ____________З.Т. Лихачева Приказ №_______ От «______»__________2011 г.
|
Ермаковой Натальи Евгеньевны
Базовый уровень
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Необходимость изучения истории в школе обусловливается ее познавательными и мировоззренческими направлениями. Главная задача школьного исторического образования – формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно -ориентированной личности. Основные цели изучения истории в школе:
Тематическое планирование по предмету «История» для 8 класса составлено на основе:
На изучение истории в 8 классе отводится 70 часов, т. е. 2 часа в неделю. В программе сочетаются 3 курса – Всеобщей истории, истории России и истории Татарстана и татарского народа; изучение курсов последовательное:
Всеобщая история – 20часов.
История России – 40часа
Истории Татарстана и татарского народа – 10 часов
Программа курсов включает материал по истории мира, России и Татарстана в XIX – нач. XX вв.
Главной целью реализации программы является обеспечение знаний всем обучающимся на базовом уровне, ориентация способных к гуманитарному образованию на повышенном уровне через курсы, подготовка к участию в олимпиадах разных уровней.
Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность.
В тематическом планировании выделены часы на проведение повторительно-обобщающих уроков, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений и лучшей организации познавательной деятельности школьников, позволяют осуществить контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся в различных формах (контрольные и самостоятельные работы, тестовые задания).
Содержание
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Страны Европы и Северной Америки в первой половине XIX в.
Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш.М.Талейран. священный союз.
Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты – утописты. Выступления рабочих. Политическое развитие европейских стран в 1815-1849г.г.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма.
Страны Европы и северной Америки во второй половине XIX в.
Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция – от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны. Образование единого государства в Италии; К.Кавур, Дж.Гарибальди. объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О.Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм.
Соединенные Штаты Америки во второй половине XIX в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и юг. Гражданская война (1861-1865). А.Линкольн.
Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США
в конце XIX в.
Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Расширение спектора общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения.
Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад держав Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, опиумные войны, движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сёгуната Токугавы, преобразования эпохи Мейдзи.
Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П.Д.Туссен-Лувертюр. С.боливар. провозглашение независимых государств.
Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов.
Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество.
Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав.
Историческое и культурное наследие нового времени.
ИСТОРИЯ РОССИИ
Российская империя в первой четверти XIX в.
Территория. Население. Социально-экономическое развитие. Император Александр I и его окружение. Создание министерств. Указ о вольных хлебопашцах. Меры по развитию системы образования. Проект М.М.Сперанского. учреждение Государственного совета. Причины свертывания либеральных реформ.
Россия в международных отношениях начала XIX в. Основные цели и направления внешней политики. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии.
Отечественная война 1812 г. Планы сторон, основные этапы и сражения войны. Патриотический подъем народа. Герои войны (М.И.Кутузов, П.И.Багратион, Н.Н.Раевский, Д.В.Давыдов и др.) причины победы России в Отечественной войне 1812 г. Влияние Отечественной войны 1812г. на общественную мысль и национальное самосознание. Народная память о войне 1812 г.
Заграничный поход русской армии 1813-1814 г.г. Венский конгресс. Священный союз. Роль России в европейской политике в 1813-1825 г.г. Россия и Америка.
Изменение внутриполитического курса Александра I в 1816-1825 г.г. Основные итоги внутренней политики Александра I.
Движение декабристов: предпосылки возникновения, идейные основы и цели, первые организации, их участники. Южное общество; «Русская правда» П.И.Пестеля. Северное общество; Конституция Н.М.Муравьёва. выступления декабристов в Санкт-Петербурге (14 декабря 1825 г.) и на юге, их итоги. Значение движения декабристов.
Российская империя в 1825-1855 гг.
Правление Николая I. Преобразование и укрепление роли государственного аппарата. Кодификация законов.
Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIXв. Крестьянский вопрос. Реформа управления государственными крестьянами П.Д.Киселёва. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Финансовая реформа Е.Ф.Канкрина.
Общественное движение в 1830-1850-е г.г. Охранительное направление. Теория официальной народности (С.С.Уваров). Оппозиционная общественная мысль. Славянофилы (И.С. и К.С.Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.С.Хомяков, Ю.Ф.Самарин и др.) и западники (К.Д.Кавелин, С.М.Соловьёв, Т.Н.Грановский и др.). Революционно-социалистические течения (А.И.Герцен, Н.П.Огарев, В.Г.Белинский). общество петрашевцев.
Внешняя политика России во второй четверти XIX в.: европейская политика, восточный вопрос. Крымская война 1853-1856 г.г.: причины, участники, основные сражения. Героизм защитников Севастополя (В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин). Итоги и последствия войны.
Народы России и национальная политика самодержавия в первой половине XIX в. Кавказская война. Имамат; движение Шамиля.
Культура России в первой половине XIXв. Развитие науки и техники (Н.И.Лобачевский, Н.И.Пирогов, Н.Н.Зинин, Б.С.Якоби и др.) Географические экспедиции, их участники. Образование: расширение сети школ и университетов. Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм) золотой век русской литературы: писатели и произведения (В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь и др.) Становление национальной музыкальной школы (М.И.Глинка, А.С.Даргомыжский). Театр. Живопись: стили(романтизм, классицизм, реализм), жанры, художники (К.П.Брюллов, О.А.Кипренский, В.А.Тропинин и др.). Архитектура: стили (русский ампир, классицизм), зодчие и их произведения. Вклад российской культуры первой половины XIX в. в мировую культуру.
Российская империя во второй половине XIX в.
Великие реформы 1860-1870 г.г. Необходимость и предпосылки реформ. Император Александр II и его окружение. Либералы, радикалы, консерваторы: планы и проекты переустройства России. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения Крестьянской реформы 1861г. Значение отмены крепостного права. Земская, судебная, военная, городская реформы. Итоги и следствия реформ 1860-1870 г.г.
Национальные движения и национальная политика в 1860-1870г.г.
Социально-экономическое развитие пореформенной России. Сельское хозяйство после отмены крепостного право. Развитие торговли и промышленности. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Изменения в социальной структуре общества. Положение основных слоев населения России.
Общественное движение в России в последней трети XIX в. консервативные, либеральные, радикальные течения. Народническое движение: идеология (М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев), организации, тактика. Кризис революционного народничества. Зарождение российской социал-демократии. Начало рабочего движения.
Внутренняя политика самодержавия в 1881-1890-е г.г. Начало царствования Александра III Изменения в сферах государственного управления, образования и печати. Возрастание роли государства в экономической жизни страны. Курс на модернизацию промышленности. Экономические и финансовые реформы ( Н.Х.Бурге, С.Ю.Витте). Разработка рабочего законодательства. Национальная политика.
Внешняя политика России во второй половине XIX в. Европейская политика. Русско-турецкая война 1877-1878г.г.; роль России в освобождении балканских народов. Присоединение Средней Азии. Политика России на Дальнем Востоке. Россия в международных отношениях конца XIX в.
Культура России во второй половине XIX в. достижения российских ученых, их вклад в мировую науку и технику (А.Г.Столетов, Д.И.Менделеев, И.М.Сеченев ). Развитие образования. Расширение издательского дела. Демократизация культуры. Литература и искусство: классицизм и реализм. Общественное звучание литературы (Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский). расцвет театрального искусства, возрастание его роли в общественной жизни. Живопись: академизм, реализм, передвижники. Архитектура. Развитие и достижения музыкального искусства(П.И.Чайковский, Могучая кучка). Место российской культуры в мировой культуре XIX в.
Изменения в условиях жизни населения городов. Развитие связи и городского транспорта. Досуг горожан. Жизнь деревни.
ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА И ТАТАРСКОГО НАРОДА
Казанская губерния в 1801-1860г.г
Социально-экономическое развитие губернии. Край в Отечественной войне 1812 г. Декабристы.
Крестьянские реформы. Социально-экономическое развитие губернии. Общественное движение. Культурная жизнь края.
В результате изучения истории России и Всеобщей истории ученики должны:
«Два» - главное содержание не раскрыто.
№ |
Тема раздела. |
Тема урока |
Кол-во ч. |
Основные понятия |
Способы организац. Деят-ти учащихся |
Сроки проведения |
Дом. задан | |
По плану |
Фактич | |||||||
1 |
Гл.1. Становление индустриального общества. |
Индустриальная революция. Индустриальное общество. |
1ч. |
Модернизация, индустриализация, конкуренция, экономический кризис, монополия, империализм, эмансипация. |
лекция. |
|
|
§1, 2,3 |
2 |
|
Человек в изменившимся мире. Научная картина мира. |
1ч. |
Технический прогресс |
лекция |
|
|
§ 4,5 |
3 |
|
Либералы, консерваторы и социалисты. |
1ч. |
Либерализм, консерватизм, утопический социализм. Марксизм, анархизм. |
Самостоятельная работа. |
|
|
§ 9.10 |
4 |
Гл.2 Строительство новой Европы |
Консульство, образование и разгром империи Наполеона |
1ч. |
Консульство, Венский конгресс. |
лекция |
|
|
§ 11.12 |
5. |
|
Англия: сложный путь к величию и процветанию. Викторианская эпоха. |
1ч. |
Чартизм, «Мастерская мира», гормуль, Антаната. |
лекция |
|
|
§ 13,20 |
6 |
|
Французская революция 1830, 1848 г. |
1ч. |
Конституционная-монархия, Хартия ,Вторя республика |
лекция |
|
|
§ 14,15 |
7 |
|
Парижская коммуна.Франция: Третья республика. |
1ч. |
Парижская коммуна, реванш, радикал, атташе. |
лекция |
|
|
§ 18,21 |
8 |
Гл.3 Страны Западной Европы на рубеже XIX – XX .Успехи и проблемы индустриального общества. |
Германия 1848,1871 г. |
1ч. |
Канцлер, юнкер. Рейхстаг, милитаризация, пангерманизм, шовинизм. |
лекция |
|
|
§16, 19 |
9. |
|
Италия: время реформ и колониальных захватов |
1ч. |
Камилло Кавур, ДжованиДжолитти |
лекция |
|
|
§17,22 |
10. |
|
От Австрийской империи к Австро-Венгрии. |
1ч. |
Кацлер Меттерних, император Франц Иосиф |
Практическая работа |
|
|
§ 23 |
11 |
Глава IV. Две Америки |
США в XIX в.Модернизация, отмена рабства и сохранение республики. |
1ч. |
Американская мечта, аболюционист, , гражданская война, свободные граждане. |
Лекция |
|
|
§ 24 |
12 |
|
США: империализм и вступление в мировую политику. |
1ч. |
Олигархия, резервация |
лекция |
|
|
§ 25 |
13. |
|
Латинская Америка в XIX- начале XX в. Время перемен. |
1ч. |
Симон Боливар, каудильо, авторитарный режим. |
Самостоятельная работа |
|
|
§ 26 |
14. |
ГлаваV Традиционные общества XIX в новый этап колониализма. |
Япония на пути модернизации. |
1ч. |
Политика самоизоляции, сёгун, Мейдзи. |
лекция |
|
|
§ 27. |
15. |
|
«Опиумные войны» и закабаление Китая индустриальными державами. |
1ч. |
«Опиумная война», полуколонии, «Союзная лига Китая». |
УОНМ |
|
|
§ 28 |
16. |
|
Индия под властью англичан. |
1ч. |
Сипаи, Свадеши |
УОНМ |
|
|
§ 29 |
17. |
|
Африка: континент в эпоху перемен |
1ч. |
«Южноафриканска привилигированная компания», протекторат, расизм, традиционализм, модернизация. |
лекция |
|
|
§ 30 |
18 |
ГлаваVI Международные отношения в конце XIX начале XX в. |
Международные отношения: дипломатия или войны. |
1ч. |
Буры, Антанта, пацифизм. |
лекция |
|
|
§ 31 |
19 |
|
Повторение |
1ч. |
|
|
|
|
|
20 |
|
Итоговый урок по Новой истории 1800-1913 г. |
|
|
тестирование |
|
|
|
|
История России | |||||||
27 |
Гл.1.Российская империя в начале 19в. |
Введение. Расцвет и крушение Российской империи. Заговор 11 марта 1801 года. |
1ч. |
|
УОНМ |
|
|
§ 1 |
28. |
|
Курс государственной политики и политических реформ М.М. Сперанского. |
1ч. |
Проект новой Конституции России , указ о вольных хлебопашцах. |
Лекция |
|
|
§ 2,3 |
29. |
|
Дворянское сословие, вольные хлебопашцы и военные поселения. |
1ч. |
Блогородное сословие. |
УОНМ |
|
|
§4, 5 |
30. |
Гл.2 Внешняя политика Российской империи в начале 19 в. |
Русско – турецкая война, войны со Швецией и Персией.Россия и Франция в начале 19в. |
1ч. |
|
|
|
|
§ 6, 7, 8 |
31 |
|
Венский конгресс и «Венская система». |
1ч. |
|
УПЗУН |
|
|
§ 9. |
33 |
Гл.3. Положение в России после Отечественной войны 1812 года. |
Проект А. А. Аракчеева по отмене крепостного права и проек конституции Н. Н. Новосильцева. Тайные общества |
1ч. |
«Союз благоденствия», Северное и Южное общество М.А Милорадович, С.И. Муравьев – Апостол, П. Г. Каховский.. |
|
|
|
§§ 10,11. |
34 |
|
Выступление на Сенатской площади |
1ч |
|
|
|
|
§12 |
35 |
Российская империя в годы правления Николая 1 (1825-1855). |
Личность Николая 1. Преобразования в системе управления страной. К решению крестьянского вопроса. |
1ч. |
Кредитные билеты, самоуправление |
Лекция. |
|
|
§13, 14,15 |
36. |
|
Граф А.Х. Бенкендорф и Третье отделение. Граф с.с. Уваров и теория официальной народности. |
1ч. |
Третье отделение, М. В. Петрашевский, С.С.Уваров., М.П. Погодин. |
лекция |
|
|
§16. |
37. |
Национальный вопрос и имперские интересы в период царствования Николая 1. |
Посольское восстание 1830-1831 годов. Кавказская война. |
1ч. |
И.И Дубич, кавказская война. |
лекция |
|
|
§17, 18 |
38. |
|
Николай 1 и его принципы внешней политики.»Восточный вопрос» и Крымская война. |
1ч. |
Крымская война. |
лекция |
|
|
§19, 20 |
39. |
Гл. 6. Начало промышленного переворота. |
Развитие промышленности и технической мысли. |
1ч |
Мануфактурное производство. |
УОНМ. |
|
|
§21. |
40. |
Гл.7. Общественная мысль России в первой половине 19 века. |
Славянофилы и западники. Н.М. Карамзин и его «История Государства Российского». |
1ч. |
Славянофилы, западники, панславянизм |
Лекция |
|
|
§22. 23 |
41. |
|
Русский утопический социализм. |
1ч. |
Синод, Священное писание, сельская община |
Лекция. |
|
|
§ 24, 25 |
42. |
Гл.8. Культура России в первой половине 19 века. |
Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Русская литература. |
1ч. |
Мистическо – нравственное течение, вольные каменьщики, образованное общество, век русской культуры |
УОНМ. |
|
|
§26 |
43. |
|
Архитектура, театр, живопись, музыка. |
1ч. |
Классицизм, странноприимный дом, общественное явление, музыкальная культура. |
Лекция |
|
|
§27. |
44 |
|
Повторительно-обобщающий урок |
|
|
Тестиров. |
|
|
|
45 |
Гл. 9. Россия в годы правления Александра 2. (1855-1881) |
Личность Александра 2. Отмена Крепостного права. Реформы Александра 2. |
1ч. |
Круговая порука земские учреждения, управа, гимназия, лицей. |
Лекция. |
|
|
§28, 29, 30. |
46 |
|
С/х страны после отмены крепостного права. Экономическая политика страны в области финансов и помышленности. |
1ч. |
Акционерное общество, строительство ж/д. |
Лекция |
|
|
§31-32.. |
47 |
|
Внешняя политика России. |
1ч. |
Питомец мод, Парижский договор. |
Лекция. |
|
|
§33-34. |
48 |
Гл.10. Россия в эпоху царствования Александра 3 (1881-1894). |
Личность Александра 3. |
1ч. |
Царь – миротворец. |
Лекция |
|
|
§36. |
49 |
|
Экономическое состояние России в 1880-1890 – е г.г. Политическое и административное состояние России. |
1ч. |
К.П. Победоносцев, Н.Х.Бунге. Комитет министров, госсоветские старцы, Министерство иностранных дел, горожане, сельские обыватели. |
Лекция |
|
|
§38,39 |
50 |
|
Внешняя политика при Александре III |
1ч. |
Коккандское ханство, Туркестанское генерал - губернаторство Мировые политические центры. |
Лекция. |
|
|
§40,§41. |
51 |
|
Повторительно-обобщающий урок |
1ч. |
|
Тестиров. |
|
|
|
52 |
Гл.11.Начало эпохи последнего царствования . |
Личность НиколаяII |
1ч. |
. |
Лекция. |
|
|
§42, |
53 |
|
С.Ю. Витте и реформа денежного обращения.Всеобщая перепись населения Российской империи в 1897году. |
1ч. |
С.Ю. Витте, поощрение развития отечественной промышленности Перепись населения. |
УПЗУН |
|
|
§43.44. |
54 |
|
Внешняя политика России. |
1ч. |
Гонка вооружений. |
УОНМ |
|
|
§45. |
55 |
Гл.12.Общественное движение в конце 19 в. |
Рабочее движение. |
1ч. |
Продолжительность рабочего времени. |
Лекция. |
|
|
§46. |
56 |
|
Появление Марксизма в России. |
1ч. |
Социализм, К.Маркс»Капитал», Фридрих Энгельс, марксист – социалист. |
Лекция |
|
|
§47. |
57 |
|
В.И. Ленин. Иоанн Кронштатский. |
1ч. |
Серафим Саровский, Иоанн Кронштадский. |
Лекция. |
|
|
§48,49 |
58 |
Гл.13.Образование, наука и культура России во второй половине 19 в.. |
Система образования и наука. |
1ч. |
Книгоиздательство, реальное училище. |
Лекция. |
|
|
§50. |
59 |
|
Литература, живопись, архитектура, музыка, театр. |
1ч. |
И.С. Тургенев, Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. |
Лекция |
|
|
§51. |
60. |
|
Повторение закрепление изученного материала за курс. |
1ч. |
|
|
|
|
Повторить изученный |
|
История Татарстана | |||||||
61 |
Казанская губерния в 1801 – 1860 гг. |
Социально-экономическое развитие губернии |
|
Товарность, китайка, мануфактура, фабрика |
|
|
|
§1.с.4 |
62 |
|
Край в Отечественной войне1812 г. Декабристы. |
|
Тептяре и мишари, ратник, корнет, баит |
|
|
|
§2, с 16 |
63 |
|
Культура края в первой половине 19 в. |
|
Ректор, офорт, литография, мектебы и медресе |
|
|
|
§3-4, с.23 |
64 |
Казанская губерния в пореформенный период |
Крестьянские реформы 60х гг.:надежды и разочарования |
|
|
|
|
|
§5, с.39 |
65 |
|
Социально-экономическое развитие казанской губернии в пореформенный период |
|
|
|
|
|
§6, с.48 |
66 |
|
Общественное движение 70-90-х гг. |
|
|
|
|
|
§7, с.62 |
67 |
|
Татарское национальное движение |
|
|
|
|
|
§8, с.70 |
68 |
|
Наука, образование, культурная жизнь края во второй половине 19 в. |
|
|
|
|
|
§9,10 с.77 |
69 |
|
Повторение и обобщение изученного материала |
|
|
|
|
|
|
70 |
|
Резерв |
|
|
|
|
|
|
24 09 2014
1 стр.
17 12 2014
1 стр.
12 10 2014
6 стр.
27 09 2014
1 стр.
27 09 2014
1 стр.
14 10 2014
1 стр.
15 12 2014
24 стр.
14 10 2014
1 стр.