Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


Отдел образования и по делам молодёжи администрации Куженерского муниципального района Республики Марий Эл

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шойшудумарская основная общеобразовательная школа»

Республиканские краеведческие чтения юных туристов краеведов

«Край родной марийский», посвящённый 90- летию

Республики Марий Эл

Исследовательская работа
Йогырин памаш – святой источник

(Направление «Моя малая Родина:

история и культура Республики Марий Эл»)
Выполнил:

Сабанцев Дмитрий –

обучающийся 6 класса

МОУ «Шойшудумарская

основная общеобразовательная школа»
Руководитель:

Амосова Светлана Анатольевна – учитель

истории МОУ «Шойшудумарская основная

общеобразовательная школа»

д. Шой-Шудумарь

ноябрь 2010г.

Оглавление.

1. Введение 3-4

2. Глава 1. Природа происхождения родника 5-6

3. Глава 2. Легенда о появлении родника 7-8

4. Глава 3. Почитание святого источника 9-11

5. Заключение. 12

6. Список литературы 13

7. Приложение 14

Введение.
Каждый человек гордиться своей Малой родиной, его памятными местами, интересными объектами. В качестве объекта исследования я выбрал Святой источник Йогырин памаш. Он является не только исторической, краеведческой ценностью, но и, развивая духовную культуру, воспитывает нравственные качества личности. История возникновения деревни, названия улицы тесно связаны с родником. Cвятые источники – Божий дар, это прекрасные места на земле, куда приезжают душой отдохнуть, соприкоснувшись с чудом.  У каждого источника есть своя история, которую хотелось бы знать. Для районной конференции «Моё Отечество» я подготовил рассказ- описание по направлению «Святые источники». Тема меня заинтересовала. И я решил поглубже изучить историю родника. Так  появилась  научно-исследовательская работа об одном из святых источников родного края: Йогырин памаш.     
Проблема: малая изученность обучающимися  святых источников родного края

Цель  исследования:  

знакомство  с историей святого источника родного края Йогырин памаш средствами  туристско-краеведческой работы, осознание смысла понятия «малая Родина».


Приступая к работе над исследованием, поставил перед собой следующие задачи:

  • провести исследовательскую работу через изучения научной, научно-популярной, художественной литературы, периодической печати и сайтов Интернета по теме исследования;

  • собрать полный и достоверный материал по теме, сравнить и проанализировать результаты поиска информации,

  • определить отношение односельчан к святому источнику на различных исторических этапах, как удивительному дару Бога;

  • сохранить в памяти душевные и духовные силы святой родниковой воды, нравственные традиции и народную культуру

  • сделать выводы по результатам проведенной исследовательской работы.

В ходе исследовательской работы изучил справочную литературу, провёл беседу со старожилами деревни, записал их воспоминания. Использовал Интернет- ресурс.

Результат исследования:

- узнал легенду появления святого источника, познакомился с традициями

- вода в роднике – святая, обладает лечебными свойствами

- односельчане уважительно относятся к святому источнику на различных исторических этапах.
С водной стихией связана жизнь каждого человека. Это его рождение и крещение. Маленький человечек становится взрослым, а ручеек полноводной рекой.  Русский народ испокон веков - православный народ, который знает и помнит, что к святым местам не зарастает тропа даже в годы забвения.

Глава 1


Природа происхождения родника.
Перед началом выполнения работы с научной стороны и обратился к энциклопедическим понятиям.

РОДНИК - ручей, водный источник, текущий из глубины земли, ключ. Исток, источник, начало чего-нибудь.

Родник по В. Далю — ключ, бьющая из земли водяная жила, кpиница, водничек, место pождения ключа. Ключ же — это источник, отпиpающий недpа земли.



Родником, или ключом обозначается небольшой водный поток, бьющий непосредственно из земных недр.

А что же такое родник с научной точки зрения? Как скажет любой гидролог, родник – это источник воды, самостоятельно изливающийся на поверхность. Его существование говорит нам о том, что где-то в земных глубинах есть водоупорный пласт (глина, изверженная горная порода и т. д.), подпирающий пласты водоносные, насыщенный влагой. И скапливается там чистейшая вода, находящаяся под сильным давлением. Она пробирается по трещинам в горных породах на поверхность и изливается там. На свет появляется чистая, полезная, вкусная родниковая вода!

Родники, как выходы грунтовых и подземных вод на поверхность, являются уникальными естественными водоёмами. Они имеют большое значение в питании и других поверхностных водоёмов, поддержании водного баланса и сохранении стабильности окружающей их жизни. Родник Йогрин памаш питает реку Шойка. Вода из источника пресная. Родниковая вода доходит до нас в своем первозданном, природном по своему гидрохимическому составу виде. Вода в источники обладает целебными свойствами, считается святой, поэтому она используется лишь для питьевых целей. Многое зависит и от месторасположения самого родника. Йогырин памаш расположен около деревни Ирмарь на дне оврага в лесной местности, где нет промышленных объектов, не ведутся сельскохозяйственные работы, вдали от автомагистралей и крупных поселений. Такая родниковая вода пригодна для питья и полезна для здоровья.
Йогырин памаш представляют собой уникальный природный объект, имеющий значительную научную ценность как памятник природы моей Малой родины.

Глава 2.


Легенда о появлении родника.
С родником связаны многие легенды и обычаи местного населения. Именно этот факт стал толчком для моих дальнейших исследований, а именно история родниковой воды, отношение человека к ней во все времена, легенды и обряды.

Родник Йогрин памаш считается святым источником. Легенда о появлении деревни Ирмарь, тесно связана с родником. Местная жительница, старожил, Веселова Александра Николаевна, рассказала мне эту историю. (Приложение 1,7) В те времена, когда ещё на марийской земле не было городов, жили марийцы отдельными поселениями. В основном они селились около рек, родников. В те далекие времена и появилась моя родная деревня Ирмарь. Была деревня в пять улиц и сто домов. Одна из улиц располагалась на берегу маленькой речки в отдалении от других четверых. В каждом доме проживало по 10-12 человек. Жили они дружно, помогали друг другу, поддерживали друг друга.

Однажды на деревню спустился белое как молоко туман, стало холодно. Жители деревни ничего не видели, но слышали странный шум. Им казалось, что земля тряслась под их ногами. Так продолжалось три часа. А когда всё утихло, жители увидели странную картину. Между улицами образовался большой овраг, а по его дну протекала речка.

Около самой речки жил одинокий старик. От сильного шума он очень испугался. И вдруг он увидел, что к речке ползёт большая змея. Притаившись, он стал наблюдать. Ни один дом, ни одно дерево своим туловищем змея не задевала, но своим хвостом после себя оставляла глубокие борозды, которые и поделили деревню на отдельные улицы.

Улице, которая теперь расположилась за оврагом, жители стали искать название. Назвали Починок. В 1905 году, 6 мая в день Святого Георгия, из- под земли хлынула высоким фонтаном вода. Фонтан бил три дня. Местные жители думали, что вода может затопить всю деревню, стали усердно молиться. Фонтан успокоился, а на его месте возник родник. Старожилы предсказали трудные времена. С тех пор родник жители деревни почитают как святое место.

Глава 3


Почитание святого источника.
Испокон века люди с бережностью и терпением относились к родникам. Воду многих родников считали особенной, даже святой. Одним из самых первых религиозных представлений человечества была вера в благодетельных духов ключей и источников. И в России источники часто считаются святыми, на местах их выхода ставили срубы, кресты, а то и часовни.

За чистотой родника Йогарин памаш в начале 20 века следил Горинов Факей Ильич (годы жизни:1849-1941 г). Он организовывал моления, местные жители почитали его как самого уважаемого человека. Его дело продолжил сын, участник Великой Отечесвенной войны Горинов Прокопий Факеевич (1910-1972 г). ( Приложение 3). И сейчас молодое поколение чтит традиции, своим примером воспитывает в подрастающем поколении уважение к святым местам. Братья Ивановы Игорь Алексеевич и Юрий Алексеевич обустроили и придали роднику современный вид. (Приложение 5,6)

В старину люди использовали воду не только как источник питьевой воды. В те времена жизнь человека полностью зависела от Природы, и воде поклонялись, как богу. Особенным почитанием издавна пользуются целебные источники, благотворное действие которых приписывалось не естественным свойствам воды, но неизвестному, таинственному существу - духу ключа. Кто хотел найти исцеление, должен был, прежде всего, умилостивить божество. Родниковой воде приносили «жертвы»! Иногда это были венки из цветов, ветвей, фрукты. Отсюда возник обычай бросать в источник ценные предметы: серебряные монеты, иголки, кольца...

Издревле в народном сознании родники были символом нравственной чистоты, животворящей силы, добра и красоты. Недаром некоторые из них становились объектом паломничества. В народе верили, что родниковая вода излечивает от недугов и помогает в горе. Вода здесь настолько прозрачна, что видна каждая песчинка, словно смотришь через увеличительное стекло. Люди сюда приходили с незапамятных времен, пили святую воду и, говорят, избавлялись от разных недугов.

Жители не только близлежащих деревень, но и соседних районов приезжают в деревню Ирмарь к святому источнику 6 мая в День святого Георгия, и берут воду из родника, которая питает эту речку, как целебную, обливаются его студёной водой. Раньше в этот день около источника собиралась большая ярмарка. На вырученные деньги организовывались моления священной роще.

Было много случаев исцеления водой этого родника. Моей бабушке, Кузнецовой Елизавете Степановне, стало нездоровиться. Врачи не смогли её помочь. Тогда она подошла к роднику, попросила ей помочь в беде. Святой источник её исцелил. А этот случай произошёл со мной. Однажды у меня сильно заболели ноги. Мы с мамой пошли к роднику. Я умыл ноги, руки, лицо и попросил её помочь. На следующий день я уже чувствовал себя здоровым.

Люди рассказывают, что в канун перед Крещением вода в святом источнике начинает бурлить. Светлаков Григорий Павлович заинтересовался этим явлением. Перед Крещением он набрал в стакан воду из родника и стал ждать. Задремал, проснулся от шипения: действительно святая вода стала бурлить.(Приложение № 2)

Согласно многим религиям, вода существовала раньше земли. Издревле многие народы воду, также как и землю, величали матерью, упоминали ее имя при заклятиях. Реки и криницы в народных легендах олицетворялись в виде девушек. В воду нельзя было плевать (не плюй в колодец, случится напиться; в воду грех плевать; плевать в воду — все равно, что матеpи в глаза).

Вообще, раньше взрослые люди пили воду с непокpытой головой и пеpед питием крестились. Воды родника считали святой, Богом данной.

Родители нас учат соблюдать правила поведения не только у родника, но и во всех святых местах: нельзя оставлять мусор, нельзя говорить громко, употреблять бранные слова, нельзя шуметь.

Таким святым местам нужно относиться бережно. Люди должны заботиться о них и обустраивать зелёными насаждениями. Мы должны соблюдать обычаи своего народа, передавать их следующему поколению.

Заключение.


Вода на Руси издавна считалась даром Божьим, источником благодати духовной, здоровья телесного. В былые времена на нашей земле было известно множество месторождений подземных вод. Жители знали эти места, ухаживали за ними, благоустраивали по возможности, передавали потомкам историю, давали наказы. Но время делает свои повороты не только в судьбах людей, но и в судьбах источников, родников. Из ныне существующих родников полностью или частично используется чуть более половины, остальные забыты, заброшены, утеряны. Освоение второй половины запасов требует значительных затрат, и моральных, и духовных, и материальных. Это возможно, но в будущем. Мы ныне живущие должны сохранить те природные источники, которыми люди пользуются многие годы, очистить эти ключики, продлить им жизнь. Испокон веков люди относились к родникам с любовью и уважением. Давайте чтить эту святую традицию. Родниковая вода – живая вода. Выходя из недр земли, где она набирается её силы и чистоты, вода дарит людям здоровье, бодрость.

Родники без внимания со стороны человека порой погибают. И как важно нам не дать иссякнуть родникам, находящимся рядом, продлить их жизнь для того, чтобы своей целебной силой они поддержали в нас желание сохранить свои истоки.



Будет помнить об этом. Будем искать, находить, хранить и предавать новые факты, легенды, были, рассказы. Это нужно нам, ныне живущим, и им, кто будет жить после нас! И очень хочется верить, что святые источники не будут забыты и родники больше не затеряются в зарослях тонкого камыша, тальника, ольхи, плюща и в памяти человеческой.




Моя малая Родина: история и культура Республики Марий Эл

Отдел образования и по делам молодёжи администрации Куженерского муниципального района Республики Марий Эл

105.81kb.

17 12 2014
1 стр.


Развлечение в подготовительной к школе группе «Моя малая Родина»

Символика государства», «История быта народов России», «Земляки – Герои Советского Союза, участвующие в вов», «История родного села», создание «Генеалогического древа», чтение худо

146.85kb.

16 12 2014
1 стр.


Конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос»

Цель проведения конкурса – воспитание у детей и молодежи ценностного отношения к природному и культурному окружению, а также толерантности и уважения к культурам других этносов, на

36.04kb.

25 12 2014
1 стр.


Конкурс «Моя малая родина»

Конкурс проводился по 5 номинациям: «История родного края», «Экология и природопользование края», «Этнография и этногеография», «Традиции родного края», «Малый уголок великой Росси

127.7kb.

25 12 2014
1 стр.


Урок-конспект по музыке «Моя малая Родина»

Формировать через музыку, ответственность за сохранение культурно-исторического наследия малой родины

99.99kb.

17 12 2014
1 стр.


Устный журнал «Моя малая Родина. Прошлое и настоящее»

Оренбуржье, о малой Родине, формированию у учащихся ответственности за будущее малой Родины

59.28kb.

15 12 2014
1 стр.


«утверждена» Приказом директора ау республики Марий Эл «Дирекция мфц»

Автономное учреждение Республики Марий Эл «Дирекция многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Марий Эл»

182.76kb.

15 10 2014
1 стр.


Сценарий концертной программы «Россия Родина моя»

Ведущая: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы приветствуем вас на музыкально-поэтическом фестивале «Россия – Родина моя»!

52.1kb.

03 09 2014
1 стр.