Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
МОЗГОВОЙ ШТУРМ
Канд. техн. наук А.М. Кузьмин

Опубликовано: "Методы менеджмента качества", №1, 2003.




Мозговой штурм – один из наиболее известных методов коллективного поиска решений. Применяется при поиске решений в различных областях человеческой деятельности при недостатке информации.


Другие названия: мозговая атака, прямая мозговая атака (Brainstorming). Автор метода А. Осборн (США), конец 30-х гг. ХХ века.
Наиболее известным методом психологической активизации мышления является "мозговой штурм", предложенный А. Осборном (США) в 40-х годах. "Мозговой штурм" является коллективным методом поиска изобретательских решений и новых бизнес идей, основная особенность которого заключается в разделении участников на критиков и "генераторов"", а также разделение процесса генерации и критики идей во времени. Кроме этого "мозговой штурм" предусматривает выполнение ряда правил:


  • Нельзя критиковать предлагаемые идеи, споры и обсуждения запрещаются.

  • Приветствуются любые идеи, в том числе фантастические. Нет плохих идей.

  • Поощряется развитие, усовершенствование и комбинирование чужих идей.

  • Идеи следует излагать кратко, не прерывать эстафету идей.

  • Главная цель – получить как можно больше идей.

Обязательными условиями проведения "мозгового штурма" является создание благоприятных условий для преодоления психологической инерции и боязни высказывать нелепые идеи из-за боязни их критики, привлечение в группу специалистов различного профиля, склонность их к творческой работе. Руководителем группы (ведущим) должен быть специалист по методам технического творчества.


"Мозговой штурм" достаточно универсальный метод, применение которого возможно в научной, технической, административной, торговой, рекламной деятельности, как для поиска нестандарьных решений в технике, так и для поиска новых бизнес идей.

Цель метода

Стимулировать группу к быстрому генерированию большого количества разнообразных идей.



Суть метода

Разделение во времени процесса генерации идей и процесса их оценки.

Групповой процесс выдвижения идей.

Процессом управляет профессиональный ведущий, который способен обеспечить соблюдение всех условий и правил.

Идеи – это еще не решение проблемы, а зарождение направления ее решения.

Универсальность метода обратно пропорциональна его эффективности.



План действий

Отобрать группу лиц для генерации идей и группу лиц для оценки идей (по 4-8 человек).

Ознакомить участников с правилами мозгового штурма.

Четкое формулирование проблемы и представление ее в форме, наиболее удобной для участников.

Строго выполнять правила мозгового штурма.

После окончания заседания "генераторов" идеи рассматриваются группой экспертов-специалистов в данной области.



Правила проведения мозгового штурма

Количество идей предпочтительнее качества.

Критика идей на этапе генерации запрещена.

В группе генерации идей не должно быть начальства.

Нет плохих идей! Приветствуются любые идеи.

Любая идея должна быть развита, даже если ее уместность кажется в данный момент сомнительной.

Поощрение шуток, каламбуров, фантастических идей.

Оказание поддержки и поощрение для освобождения участников заседания от скованности.

Идеи излагайте кратко.

Все выдвинутые идеи фиксируются и затем редактируются.

При оценке идей заведомо ошибочные и нереальные отбрасываются.

Этапы мозгового штурма

Подготовка

Назначение ведущего.

Подбор участников для рабочих групп.

Подбор фактического материала.

Обучение и инструктаж участников.

Обеспечение деятельности участников.

Выдвижение идей

Уточнение задачи.

Генерация идей.

Проработка и развитие наиболее ценных идей.

Запись предложений.

Редактирование списка идей.

Оценка и отбор идей

Уяснение проблемы.

Определение критериев оценки.

Классификация и оценка идей.

Развитие идей на основе анализа.



Достоинства

Легкость освоения и простота в обращении.

Незначительные затраты времени на проведение.

Универсальность метода.

Наиболее эффективен при решении организационных проблем, а также технических задач невысокого уровня сложности.

Недостатки

Решение относительно простых задач.

Отсутствие критериев, дающих приоритетные направления выдвижения идей.

Нет гарантии нахождения сильных идей.


Источники информации:


  1. Дж. К. Джонс. Методы проектирования - М.: Мир, 1986.

  2. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества: Учеб. пособие для студентов втузов. - М.: Машиностроение, 1988.

Мозговой штурм

Мозговой штурм – один из наиболее известных методов коллективного поиска решений. Применяется при поиске решений в различных областях человеческой деятельности при недостатке инфор

32.88kb.

17 12 2014
1 стр.


Мозговой штурм (брейн-сторминг) – материал взят из Кульневич С. В.,Лакоценина Т. П. «Современный урок»

Мозговой штурм (брейн-сторминг) – материал взят из Кульневич С. В.,Лакоценина Т. П. «Современный урок». Часть III: Проблемные уроки. Научно-практическое пособие для учителей – Рост

28.41kb.

17 12 2014
1 стр.


Принцип реализации метода «мозговой штурм» в курсе «методы экологических исследований»
52.91kb.

17 12 2014
1 стр.


Речевой этикет и бизнес

«Мозговой штурм». Учащимся предлагается через 1-2 минуты продолжить фразу: «Деловой человек это …»

64.81kb.

25 12 2014
1 стр.


Наталья Штурм родилась 28 июня в Москве, в Малом Козихинском переулке. Воспитанием дочери занималась мать, Штурм Елена Константиновна, редактор по образованию, и бабушка, Серафима Павловна

Серафима Павловна. Дед Наташи Штурм Константин Николаевич выходец из старинного дворянского рода Старицких, похороненный на Новодевичьем кладбище

51.13kb.

17 12 2014
1 стр.


Виды пластики дефектов черепа и твердой мозговой оболочки

Пластика дефекта костей черепа, твердой мозговой оболочки позволяет устранить: опасность повреждения головного мозга и синусов, страх больного перед возможностью повреждения мозга

73.92kb.

25 12 2014
1 стр.


Сведения о совершении восхождений участниками клуба альпинистов «Штурм» г. Краснодар 2007 год
58.92kb.

14 10 2014
1 стр.


Методика и тактика исследования при черепно-мозговой травме у животных
48.79kb.

15 12 2014
1 стр.