Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

«Музыка в двух частях для фагота соло»



«Музыка в двух частях для фагота соло» 1


1993;

dur.10'




  • Это заказ замечательнейшего нашего фаготиста Валерия Попова.

Она в двух частях (кстати, очень непохожих), и основана, с одной стороны, на моём традиционном серийном ряде, а с другой стороны, как и «Белая музыка»2, выстроена ещё и в "гамме Буц­ко", то есть на обиходном звукоряде, но раз­дви­нутом до крайних пределов клавиатуры рояля. А в данном случае он распространяется буквально на весь диапазон фагота. Я вижу здесь только древний звукоряд, существующий ещё с пифагорейских времён. Это прамузыка, то есть воплощение самого древнего интонационного слоя. (Конечно, понятно, что у нас темперированные инструменты, лишь создающие иллюзию не­тем­пери­ро­ван­ного строя. Но тем не менее…)

Первая часть — это особый образ, потому что фагот здесь звучит alone, как очень одинокий, печальный голос, и его речь — это речь-импровизация, кстати, немножко напоминающая «Сказку»3 . Часть, безусловно, очень драматична! А вот вторая — это просто распев. Но я её очень люблю. Она называется «Не­ведомая земля» — совершенно другой образ! Вот, если первая часть почти экспрессионистская, довольно плотная по фактуре, и здесь смешана моя серийность с буцковским обиходным ладом, то во второй — наоборот — только распев, который ощущается как что-то идеальное, и здесь должно обязательно возникать именно идеального состояние, и при этом остаётся только "гармоническая обиходность". Начинается вторая часть со звука си-бемоль, относительно высокого, а потом постепенно опускается всё ниже, ниже и так вплоть до нижайшего ля-диез. Затем вдруг пауза и снова возвращается первая фигура, но уже выше — от ми-бемоля. (Кстати, фагот меня привлекает вообще тем, что это духовой инструмент почти безграничного диапазона. И не все даже знают, как он прекрасно звучит наверху. Но особенно, правда, когда играет Валерий Попов.) И настолько я люблю эту вторую часть, что даже считаю, что она — как бы самостоятельная пьеса и её вполне можно играть отдельно в концертах.



  • Ритм здесь внетактовый и относительно свободный. А темп почему не обозначен?!

  • Потому, что я принципиально не хотел фиксировать метроном. Мне кажется, это противопоказано такой пьесе: её характер весь полуимпровизационный как бы, и метроном здесь только бы сковывал исполнителя. А он? Сегодня в одном настроении, завтра в другом, то есть исполняет каждый раз несколько иначе.

  • А в первой части?

  • А вот в первой части он как раз должен всё-таки считать. Но не за счёт известной свободы.

  • Скажите, пожалуйста, ноты, обозначенные крестиками — это какая-то особая "шумовая сонорика"?

  • Конечно. Это ведь только нажатие соответствующих клапанов: исполнитель по ним просто ударяет, и они звучат как бы сами по себе. Но, кстати, фаготист может немножко добавлять при этом и обычного звука, вот как делает это Попов прекрасно. У него получается какой-то особый, "компромиссный", так сказать, вариант, когда он даёт и звук чуть-чуть губами и просто стучит по клапанам. Такая игра на клапанах, кстати, почему-то особенно распространена на флейте. Но на фаготе, по-моему, это звучит намного лучше, потому что он всё-таки больше… Ну вот, собственно, и всё. Хотя нет! Я ведь совсем забыл сказать, что в ритме первой части у меня здесь опять работает моя двенадцатикратная система, то есть все цифровые блоки в нотах поэтому абсолютно равны по продолжительности, а дальше я их просто переставляю, как это происходит в моих сочинениях, уже начиная с «Мемории»4. Кроме того, я хотел бы отметить, что в «Музыке…» впервые опробован мой исправленный (уточнённый) "большой ряд".

  • А аккорды у одноголосного фагота?

  • Ну, это просто аккорды "по желанию". Такие аккорды у деревянных духовых, кстати, до сих пор полны загадок. Всё, что казалось ошибкой, "киксом", на самом деле указывает на неограниченные, неиспользованные возможности духовых. И можно играть теперь и пятиголосные аккорды, да и шестиголосные можно даже! Но они, правда, звучат совсем уж фантастично: они ведь не звучат буквально так, как написано. Нет! Один звук может прозвучать громче, другой тише, один в одном тембре, другой в другом тембре. И в этом-то весь интерес. Но поскольку мне важно было ещё при этом, чтобы выдержана была моя звуковая линия, то дальше я пошёл по пути наименьшего сопротивления — я почти не искал в таблицах какие-то новые аккорды, я просто предлагаю исполнителю в большинстве случаев как бы алеаторику, то есть хочу, чтобы звучали аккорды по желанию, но чтобы при этом верхний звук обязательно соблюдался…

  • Где прошла премьера?

  • В Рахманиновском зале. Но особенно хорошо Валера сыграл его позднее — на моём авторском отделении в Союзе композиторов. Это 1995-ый год, 2-е июня, концерт на «Альтернативе». Там у меня, кстати, было целое авторское отделение, так что, кроме этого сочинения, ещё игралась пьеса «К пламени», затем был «Плач», «Lamento», которое Ваня Соколов исполнил просто замечательно, и он же там сыграл «Три торопецкие песни» мои старые и «Сонату для фортепиано».5

  • А почему возник такой разрыв между годом сочинения и премьерой?

  • Ну, здесь всё просто. Ведь Валера Попов — это человек очень серьёзный, он же не играет формально: вот взял ноты и сыграл. Нет! Он обычно очень долго смотрит…

1  Фрагмент из книги: Д.И.Шульгин «Музыкальные истины Александра Вустина». М., 2008. По материалам бесед. Монографическое исследование, 1998-2008 гг. (полный вариант книги см. на сайте http://dishulgin.narod.ru).

2 «Белая музыка» — 1990; для органа; dur. 10'.

3 «Сказка» — 1979; для гобоя соло; dur. 3'.

4 «Memoria 2». Концерт для ударных, клавишных и струнных — 1978; dur. 14'.

5 «К пламени» — 1994; для фагота и фортепиано; dur. 7'.

«Плач» — 1989, для фагота соло.

«Lamento» — 1998; dur. 3'.

«Три торопецкие песни» — 1972; для фортепиано; dur. 7'.



«Соната для фортепиано» — 1998 (переложение «Сонаты для шести инструментов) ; dur. 6'.


«Музыка в двух частях для фагота соло» 1

Я вижу здесь только древний звукоряд, существующий ещё с пифагорейских времён. Это прамузыка, то есть воплощение самого древнего интонационного слоя

42.2kb.

14 12 2014
1 стр.


Сказка в двух частях для детей младшего возраста Действующие лица

Исполняется всеми участниками спектакля. В процессе исполнения артисты преображаются в персонажей

474.69kb.

17 12 2014
3 стр.


Хоровая музыка. Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме

Хорова́я му́зыка — музыка, звучащая в исполнении хора или предназначенная для исполнения хором

29.48kb.

04 09 2014
1 стр.


-

По всему тому нахожу, что мнение мое должно быть въ двух частях: во -первых, вообще о Белорусских обитателях; во вторых, и Евреях

1070.49kb.

08 10 2014
7 стр.


Jon Anderson (Yes) : «Моя лучшая музыка скоро придет!»

Карцева на складе, где «все есть». Ведь стоит лишь окинуть взглядом дискографию столпов жанра – титанов Yes, и соло-карьеры самого Джона, как сразу хочется принять «пиримидон, заче

82.11kb.

11 09 2014
1 стр.


Концертный зал российской национальной библиотеки

Камерный концерт для флейты, кларнета, фагота и струнного оркестра, соч. 11 [2001]

40.5kb.

08 10 2014
1 стр.


Дорогая Памела фарс в двух частях

Действие происходит в трущобах какого-то западного города, где никто из вас не был, но о которых вы много слышали

805.25kb.

24 09 2014
5 стр.


Занятия для иногородних участников (соло)
249.79kb.

10 10 2014
1 стр.