Коткова Ирина Григорьевна
педагог дополнительного образования
руководитель вокально-хоровой студии
Некоммерческое Партнёрство Центр Образования
«Лицей «Столичный»
г.Москва
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ГОРОД. ОРКЕСТРОВЫЙ РАЙОН
Музыкальный досуг для учащихся начальной школы.
Цель занятия: обогащение кругозора детей знаниями о музыкальных инструментах; изучение нотной грамоты; закрепление знаний об особенностях составов и тембров разных видов оркестров – шумового, симфонического, народного, духового; развитие творческой активности детей, эмоционального восприятия; развитие музыкальной памяти.
Музыкальный материал: музыкальный руководитель подбирает подходящие песни о музыке и музыкальных инструментах из репертуара хорового класса или специально разучивает к данному мероприятию. Возможен следующий выбор: муз. Я.Дубравина, сл. Ю.Суслова «Всюду музыка живёт»; муз. С.Соснина, сл. В.Семернина «Нотные бусинки»; муз. Ю.Горячева, сл. Е.Шварцбах-Молчанова «Шумовой оркестр»; муз. Вл.Малышкова, С.Таюшева, сл. Б.Заходера «Звонкий день».
Музыкальный инструментарий: шумовые инструменты, используемые в стихотворной презентации.
Праздник начинается с песни «Всюду музыка живет» в исполнении всех ребят – хора начальной школы.
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами побываем в необычном месте - Музыкальном городе. Побродим по его улицам, скверам и площадям. Узнаем много нового о музыке и музыкальных инструментах. Ведь сегодня мы будем гулять по той части Музыкального города, которая называется Оркестровый район.
И вот, ребята, мы сразу попали на улицу Мастеров. На этой улице живут мастера музыкальных инструментов. А знаете ли вы музыкальные инструменты и загадки про них?
Выступление 3кл. Загадки.
Загадаем вам, ребятки, очень трудные загадки.
Если знаешь – не зевай, поскорее отвечай!
-
Со мной в поход легко идти, со мною весело в пути,
Я и крикун, я и буян. Я звонкий, круглый…(барабан)
-
Я стою на трёх ногах, ноги в чёрных сапогах,
Зубы белые, педаль, а зовут меня…(рояль)
-
В руки ты её возьмёшь, то растянешь, то сожмёшь.
Звонкая, нарядная, русская, двухрядная.(гармонь)
-
Играть умеет он и «форте» и «пиано»,
За это назвали его…(фортепьяно)
-
В лесу вырезана, гладко вытесана,
Поёт-заливается, Как она называется? (скрипка)
-
От гармони он родился, с пианино подружился.
Он и на баян похож. Как его ты назовёшь? (аккордеон)
-
Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит,
А всего-то три струны ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка! Это наша…(балалайка)
-
Он церковный наш служитель.
Был для Баха вдохновитель.
Весь оркестр заменит один.
Как называется тот господин? (орган)
А теперь, ребята, я приглашаю вас в гости в один из нотных домиков. Он называется «нотный стан». Ой, а как же нам зайти без ключа? Какие вы знаете музыкальные ключи? (скрипичный, басовый). Скрипичный ключ открывает музыкальные дома с музыкой, звучащей в среднем и высоком регистре, а басовый ключ подходит только к тем музыкальным домам, в которых музыка звучит «басом».
Педагог по своему выбору исполняет на фортепиано музыкальные примеры в разных регистрах. Возможно исполнение произведений детьми, владеющими игрой на фортепиано или синтезаторе.
Выступление 4кл. Песня «Нотные бусинки».
На жёрдочках тонких уселись девчонки,
Взмахнули руками, как будто крылами,
Их семеро тут – сидят и поют (ноты).
А мы идём дальше и попадаем прямо в Мажорный сквер! Там всегда светит солнышко, дует лёгкий ветерок и настроение совершенно «мажорное»! Какая музыка должна звучать в сквере с таким названием? А ведь в Музыкальном городе обязательно должен быть и Минорный сквер! Как вы думаете, из какого сквера доносится эта музыка? (Звучат два музыкальных фрагмента в разных ладах по выбору педагога.)
Выступление 2кл. Загадки «Слова-перевёртыши». ( В это время 1 кл. уходит за инструментами для презентации.)
-
Не раз в оркестрах я звучала
Мой голос струнный так певуч,
Но «Ф» моё поставь в начало,
И я во тьму направлю луч (арфа - фара).
-
Меня любой легко найдёт
Я – в музыке произведение
А прочитай наоборот
Я – след на коже от ранения (марш - шрам).
-
Мы резким голосом кричим
И ковыляем так комично
Но вставь нам «Л» и зазвучим
Тогда довольно мелодично (гуси - гусли).
И вот, наконец, мы пришли на Оркестровую площадь. Смотрите-ка: на ней собираются какие-то музыканты!
Выступление 1кл. Презентация шумового оркестра стихами.
-
Полюбуйтесь на оркестр:
Инструменты хороши!
Виртуозы-музыканты –
Первоклассные таланты!
-
Вот красивый звонкий бубен!
Он в руках молчать не будет!
-
Словно дружные ладошки,
Заиграют наши ложки!
-
Издаёт прекрасный звон
Наш цветной металлофон!
-
Это братья-сорванцы –
Колокольцы-бубенцы!
-
А вот нежные, как наши девочки,
Цимбалы – пальчиковые тарелочки!
-
Он в чести у многих стран,
Громкий, круглый барабан!
-
Зазвучат, как птичьи трели,
Звуки дудочки-свирели!
-
Будет здесь играть для вас
Яркий красный маракас!
-
В треугольник мы ударим –
Радость всем гостям подарим!
-
(Все хором) Мы для вас сыграем дружно,
Вам лишь только хлопать нужно!
Песня «Шумовой оркестр» в исполнении 1 кл.
Музыкальная викторина «Оркестр» по выбору педагога. В звучании музыкальных фрагментов узнать разные оркестры по составу (симфонический, народный, духовой). Возможен следующий выбор: Э. Григ «Танец Анитры», сюита к драме «Пер Гюнт»; Н.А. Римский-Корсаков «Пляски золотых и серебряных рыбок», опера «Садко»
; р.н.п. «Ах, вы сени»
; В. Городовсая «Русская зима»
; Д Шостакович «Вальс»
; М. Блантер «Футбольный марш».
В конце викторины ребята 4кл. уходят готовиться к выступлению.
А это у нас кто?! Вот это да – звери-музыканты! Настоящая джаз-банда!
Выбегают ребята 4 кл. в масках и костюмах разных зверей из песни «Звонкий день». Исполнение песни.
Вот и закончилось наше путешествие в Музыкальный город. Мы вспомнили, как выглядят и как звучат разные инструменты, разгадали все загадки, поиграли на шумовых инструментах, спели замечательные весёлые песенки. Но мы побывали только в одном маленьком районе огромного Музыкального города! Я надеюсь, что наше путешествие обязательно продолжится!
Список литературы:
1. М.А. Михайлова, Е.В. Горбина «Поём, играем, танцуем дома и в саду» Ярославль, 1997г, 214с.
2. Е.Ю. Матвиенко Презентация детского оркестра, журнал Музыкальный руководитель, №8, 2006г, 16с.
3. И. Свечникова Знатоки, журнал Музыкальный руководитель, №3, 2010г, 11с.