Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


НАЧАЛЬНЫЙ КУРС САНСКРИТА СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (занятие 2)

Практический пример: образование падежных форм Именительного и Дательного падежей от различных основ


Формы Именительного падежа различных основ (падежные окончания приведены в скобках)

Основа слова\ Число

Единственное (оконч.)

Множественное (оконч.)

[deva] «дэва» m. “бог”

[devas] «дэвас» (“-с”)

[dev=s] «дэв=с» (“-ac”)

[vana] «вана» n. “лес”

[vanam] «ванам» (“-м”)

[van=ni] «ван=ни» (“-aни”)

[agni] «агни» m. “огонь”

[agnis] «агнис» (“-с”)

[agnayas] «агнайас» (“-ac”)

[v=ri] «в=ри» n. “вода”

[v=ri] «в=ри» (нет)

[varz[i] «вар17и» (“-ини”)

[mati] «мати» f. “мысль”

[matis] «матис» (“-с”)

[devzs] «дэв1с» (“-иc”)

[m=y=] «м=й=» f. “майа”

[m=y=] «м=й=» (нет)

[may=s] «май=с» (“-ac”)

[guru] «гуру» m. “учитель”

[gurus] «гурус» (“-с”)

[guravas] «гуравас» (“-ac”)

[devz] «дэв1» f. “богиня”

[devz] «дэв1» (нет)

[devyas] «дэвйас» (“-ac”)

[brahman] «брахман» n. “благо”

[brahma] «брахма»

[brahm=ni] «брахм=ни»

[brahman] «брахман» m. “Брахман”

[brahm=] «Брахм=»

[brahm=nas] «Брахм=нас»

[d=tar] «д=тар» m. “податель”

[d=t=] «д=т=»

[d=t=ras] «д=т=рас»

[d=tar] «д=тар» n. “дающее”

[d=tf] «д=т–»

[d=t»[i] «д=тЈ7и»

2.3.1. В Таблицах, приведённых выше и ниже, даны формы слов в Именительном и Дательном падежах (и окончания Именительного и Дательного падежей) для семи видов разных видов основ. Поскольку падежные окончания основы данного вида зависят ещё от рода слова, то в случае наличия такого различия приводятся эти различные формы слов и их падежные окончания. Падежные окончания приведены в скобках рядом с соответствующим словом.

Формы Дательного падежа различных основ (падежные окончания приведены в скобках)



Основа слова\ Число

Единственное (оконч.)

[deva] «дэва» m. “бог”

[dev=ya] «дэв=йа» (“-айа”)

[vana] «ванна» n. “лес”

[van=ya] «ван=йа» (“-айа”)

[agni] «агни» m. “огонь”

[agnaye] «агнис» (“-э”)

[v=ri] «в=ри» n. “вода”

[v=ri[e] «в=ри7э» (“-э”)

[mati] «мати» f. “мысль”

[mataye] «матайэ» (“-э”)

[m=y=] «м=й=» f. “майа”

[m=y=yai] «м=й=йаи» (“-аи”)

[guru] «гуру» m. “учитель”

[gurave] «гуравэ» (“-э”)

[devz] «дэв1» f. “богиня”

[devyai] «дэвйаи» (“-аи”)

[brahman] «брахман» n. “благо”

[brahmane] «брахманэ» (“-э”)

[brahman] «брахман» m. “Брахман”

[brahmane] «Брахманэ» (“-э”)

[d=tar] «д=тар» m. “податель”

[d=tre] «д=трэ» (“-э”)

[d=tar] «д=тар» n. “дающее”

[d=tfne] «д=т–нэ» (“-э”)

2.3.2. Упражнение по образованию падежных форм слов.

1) Заполните клетки Таблицы, записав формы приведенных слов в Именительном падеже.

Основа слова\ Число

Единственное

Множественное

[,iva] «9ива» m. “Шива, Благой”







[liüga] «ли3га» n. “знак, Лингам”







[ra,mi] «ра9ми» m. “луч”







[buddhi] «буддхи» f. “разум”







[Durg=] «Дург=» f. “Дурга”







[Viq[u] «Виш7у» m. “Вишну”







[Lakqmz] «Лакшм1» f. “Удача”

[Lakqmzs] «Лакшм1с» (исключ.)




[+tman] «+тман» m. “Душа”







[kartar] «картар» m. “деятель”






2) Заполните клетки Таблицы, записав формы приведенных слов в Дательном падеже.



Основа слова\ Число

Единственное

Приветствие божеству

[Viq[u] «Виш7у» m. “Вишну”







[Lakqmz] «Лакшм1» f. “Удача”







[brahman] «брахман» m. “Брахман”







[Saraqvatz] «Сарасват1» f. “Озёрная”







[,iva] «9ива» m. “Шива, Благой”







[P=rvatz] «П=рват1» f. “Горная”







3) Запишите в Таблицу со словами в Дательном падеже с помощью латинской или русской транслитерации приветствия нескольким божествам, использующих формы Дательного падежа соответствующих имён, и произнесите эти приветствия вслух. Используемый шаблон:

Ao' g,exay nm" [o‚ ga[e,=ya nama\] “o8 га7e9=йa нама4” «ОМ! Ганеше поклонение»



Практический пример: спряжение в Изъявительном наклонении


3.3.1. В Таблицах приведены простейшие формы спряжения двух глаголов в Изъявительном наклонении настоящего времени – один в залоге Парасмаипада (корень [likh] “писать”), а другой – в залоге Атманэпада (корень ).

Спряжение глагола il%( [likh] "писать" в Parasmaipada.

Число

Лицо

Единственное число

Двойственное число

Множественное число

1

likh=-mi

"я пишу"


likh=-vas

"мы (двое) пишем"



likh=-mas

"мы (много) пишем"



2-е

likha-si

"ты пишешь"



likha-thas

"вы (двое) пишете"



likha-tha

"вы (много) пишете"



3-е

likha-ti

"он пишет"



likha-tas

"они (двое) пишут"



likha-nti

"они (много) пишут"



Первичные личные окончания для действительного залога (Parasmaipada).

Число

Лицо

Единственное число

Двойственное число

Множественное число

1

-mi1

-vas1

-mas1

2-е

-si

-thas

-tha

3-е

-ti

-tas

-nti

1 Окончание "-а" основы глагола (ОНВ) в первом лице всех чисел удлиняется в "-=".

Спряжение глагола ix=( [,ikq] "учиться" в +tmanepada.

Число

Лицо

Единственное число

Двойственное число

Множественное число

1

,ikq-e-

"я учусь"



,ikq=-vahe

"мы (двое) учимся"



,ikq=-mahe

"мы (много) учимся"



2-е

,ikqa-se

"ты учишься"



,ikqe-the

"вы (двое) учитесь"



,ikqa-dhve

"вы (много) учитесь "



3-е

,ikqa-te

"он учится"



,ikqe-te

"они (двое) учатся"



,ikqa-nte

"они (много) учатся "



Первичные личные окончания для среднего залога (+tmanepada).

Число

Лицо

Единственное число

Двойственное число

Множественное число

1

(-е)1

-vahe2

-mahe2

2-е

-se

-=the/-ithe

-dhve

3-е

-te

-=te/-ite

-nte

1 Фактическим окончанием всегда будет [-е].

2 Окончание "-а" основы глагола (ОНВ) в первом лице двойственного и множественного чисел удлиняется в "-=".

Формула образования формы глагола в настоящем времени:


Форма глагола = ОсноваНастоящегоВремени + Личное окончание


3.3.2. Написать на Дэванагари корень, ОНВ и форму 3л.ед.ч. глагола (несколько повторов):

1. [pat] - [pata] - [patati] v. летит________________________________________________________

2. [gam] - [gaccha] - [gacchati] v. идёт ___________________________________________________

3. [dr=] - [dr=] - [dr=ti] v.бежит__________________________________________________________

4. [garj] - [garja] - [garjati] v. рычит______________________________________________________

5. [kh=d] - [kh=da] - [kh=dati] v. ест_____________________________________________________



Aкшары: p [pa] t [ta] g [ga] m [ma] c [ca] ^ [cha] d [da] % [kha] g [ga] j [ja] i [i] a [=] ( {отмена -a}

3.3.3. Повторить на Дэванагари короткие предложения без применения правил сандхи и с ними:

1. mnuZys( gC^it = mnuZyo gC^it человек идёт___________________________________________

2. Aës( dãait = Aëo dãait конь бежит_____________________________________________________

3. %gs( ptit = %g"ptit птица летит___________________________________________________

4. v*=s( ptit = v*="ptit дерево падает___________________________________________________

5. is'hs( gjRit = is'ho gjRit лев рычит_________________________________________________

6. is'hs( %adit = is'h"%adit лев ест___________________________________________________



Практический пример: образование сложных слов татпуруша


4.1. В Таблице приведены правила сандхи для гласных.

ПРАВИЛА САНДХИ ДЛЯ ГЛАСНЫХ ("+" означает раздельное написание)

КОНЕЧНАЯ ГЛАСНАЯ ПЕРВОЙ МОРФЕМЫ


НАЧАЛЬНАЯ ГЛАСНАЯ ВТОРОЙ МОРФЕМЫ

[a, =]

[i, z]

[u, x]

[f]

[e]

[ai]

[o]

[au]

РЕЗУЛЬТАТ САНДХИ

[=]

[ya]

[va]

[ra]

[e]

[=]+[a]

[o]

[=va]

[a]

[=]

[y=]

[v=]

[r=]

[a]+[=]

[=]+[=]

[a]+[=]

[=v=]

[=]

[e]

[z]

[vi], [vz]

[ri], [rz]

[a]+[i, z]

[=]+[i, z]

[a]+[i, z]

[=vi], [=vz]

[i, z]

[o]

[yu], [yx]

[x]

[ru],[rx]

[a]+

[u, x]

[=]+

[u, x]

[a]+

[u, x]

[=vu], [=vx]

[u, x]

[ar]

[yf]

[vf]




[a]+[f]

[=]+[f]

[a]+[f]

[=vf]

[f]

[ai]

[ye]

[ve]

[re]

[a]+[e]

[=]+[e]

[a]+[e]

[=ve]

[e]

[ai]

[yai]

[vai]

[rai]

[a]+[ai]

[=]+[ai]

[a]+[ai]

[=vai]

[ai]

[au]

[yo]

[vo]

[ro]

[a]+[o]

[=]+[o]

[a]+[o]

[=vo]

[o]

[au]

[yau]

[vau]

[rau]

[a]+[au]

[=]+[au]

[a]+[au]

[=vau]

[au]

4.2. Пользуясь правилами сандхи, составить сложные слова, написать их латинскую транслитерацию.

[preta+z,a] m. Владыка усопших (Тр.)_____________________________________________

[ga[a+adhipa] m. Владыка свиты (Тр.)_____________________________________________

[um=+pati] m. Супруг Умы (Тр.)__________________________________________________

4.3. Перевести с санскрита, пользуясь словарём:

p[etexim]s( [prete,amitras] ___________________________________________________________

£mapTyanNds( [um=paty=nandas] _____________________________________________________



g,ai/pairs( [ga[=dhip=ris] __________________________________________________________

Словарь: 1. [mitra] m. друг; 2. [=nanda] m. радость; 3. [ari] m. враг.

Заключение


На этом занятии приведены только некоторые явления грамматики санскрита. При реальном изучении языка их приходится осваивать в гораздо большем количестве. С одной стороны, это затрудняет изучение и увеличивает время, необходимое для усвоения санскрита. С другой стороны, а кто сказал, что этого затруднения не должно быть. Язык этот необходим далеко не всем людям, мягко говоря, поэтому, и преграды стоят соответствующие. Если он Вам необходим – все препятствия будут преодолены. Если нет – тогда и расстраиваться не имеет особенного смысла.


Начальный курс санскрита словообразование

Формы Именительного падежа различных основ

175.04kb.

09 10 2014
1 стр.


Начальный курс санскрита

Вишну, ни Шива. Поэтому, мы и начнём чтение мантр с гимна учителю. Таких гимнов (стотр) на санскрите множество: от кратких и всем известных, до очень тонких и изощрённых, и известн

136.6kb.

09 10 2014
1 стр.


Название курсов

Базовый (начальный) курс немецкого языка для молодежных работников

21.56kb.

15 09 2014
1 стр.


Олимпиадные задания по курсу 6 класса. Физическая география. Начальный курс

Как животные и растения приспосабливаются к условиям окружающей среды? Приведите примеры

42.8kb.

23 12 2014
1 стр.


1. Словообразование

Для обозначения данной дисциплины и процесса образования слов нередко используется другой термин – деривация (лат derivatio – образование). Словообразование как особый раздел языко

2182.99kb.

03 09 2014
14 стр.


Начальный курс географии (6 класс) Тема

Гималаи, гора Джомолунгма, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалачи; вулканы: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская Сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи

55.95kb.

18 12 2014
1 стр.


Программа дисциплины «Algebraic Geometry. Start up course. Алгебраическая геометрия. Начальный курс.»

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010100. 68 «Математика» подготовки магистра

195.86kb.

29 09 2014
1 стр.


Шаг за шагом

Предлагаемое Вашему вниманию методическое пособие представляет собой начальный курс для изучения ведения бюджетного учета ос в соответствии с положениями инструкции по бюджетному у

392.07kb.

25 09 2014
6 стр.