Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3
Управление народного образования

Администрации муниципального образования «Ярский район»



О состоянии и результатах деятельности

системы образования

муниципального образования «Ярский район»

в 2011-2012 учебном году

ДОКЛАД

Яр

2012



Содержание
Введение


  1. Экономика муниципального образования «Ярский район» как ресурс развития муниципальной системы образования




  1. Доступность и результативность дошкольного, общего и дополнительного образования детей.

    1. Дошкольное образование

    2. Общее образование

∙ Результаты деятельности общеобразовательных учреждений

∙ Итоги единого государственного экзамена и государственной (итоговой) аттестации выпускников начальной школы.

∙ Внеучебные достижения обучающихся. Работа с одаренными детьми.


    1. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

    2. Дополнительное образование детей




  1. Условия обучения и эффективность использования ресурсов образования.

    1. Финансирование образования

    2. Кадровый потенциал системы образования

    3. Создание современных условий обучения

    4. Организация питания

    5. Организация медицинского обслуживания школьников

    6. Обеспечение безопасности образовательных учреждений

    7. Информационные ресурсы системы образования

Заключение

Приложения

ВВЕДЕНИЕ
Цель публичного доклада – показать общественности, в какой мере деятельность муниципального органа управления народного образования обеспечивает полноту предоставляемых образовательных услуг, как реагирует на происходящие изменения, насколько эффективно использует ресурсы и каковы результаты развития муниципальной системы образования Ярского района за 2011- 2012 учебный год.

При подготовке доклада учитывались приоритетные направления национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», основные направления модернизации региональной системы общего образования, основные направления развития муниципальной системы образования, сложившиеся традиции социокультурного развития Ярского района.

Настоящий доклад подготовлен на основе данных Росстата, отдела экономики, муниципального заказа и торговли Ярского района, данных управления народного образования района.

В докладе дана общая характеристика развития системы образования, представлены достигнутые результаты, выявлены проблемы и сформулированы предложения по ключевым направлениям развития системы образования на 2012-2013 учебный год в рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и комплекса мер, принятых в Удмуртской Республике по модернизации общего образования.

Ярский район расположен в северо-западной части Удмуртской Республики. На севере и западе он граничит с Кировской областью, на востоке с Глазовским, на юге с Юкаменским районами. Протяженность района с севера на юг - 50 км., с запада на восток - 40 км. Общая площадь в административных границах района составляет 1524,3 кв. км.

Районным центром является пос. Яр, расположенный по железнодорожной магистрали Киров—Пермь, в 218 километрах от г. Ижевска.

Территорию района с севера на запад пересекает главная водная артерия севера Удмуртии река Чепца с многочисленными притоками, из которых наиболее крупными являются Еловка, Костромка, Сизьма, Лекма, Лэзя и другие.

На территории района имеются различные полезные ископаемые.

В районе поселка Пудем встречаются месторождение железной руды. Существующие месторождения известняков—Кушманское и Озеркинское, мелоподобных мергелей Тумское, зеленой краски (волконскоит) ввиду их малозначительности практически не используются.

По берегам реки Чепца имеются значительные запасы гравия и песка, которые используются в качестве строительного материала.

В пойме реки Чепца в районе деревень Озерки, Юберки, Бачумово имеются большие запасы торфа. Всего выявлено 16 месторождений торфа с запасами 12 млн. тонн.

На севере района расположено крупное Нижне—Колевайское болото с запасами 6,8 млн. тонн перепревшего торфа.

Природа района по растительному покрову относится к таежной зоне. 37,3 % территории покрыто лесом. Основные лесные массивы расположены в северной части района, расчетная лесосека составляет 80,4 тыс. м3

Муниципальное образование «Ярский район» состоит из десяти муниципальных образований - сельских поселений, в состав которых входят 68 населенных пунктов.

Муниципальные поселения крайне неоднородны по своему экономическому профилю. Высокий уровень экономического развития имеет Ярское поселение - это самое большое муниципальное образование, где проживает 6482 человек. В основном здесь сосредоточены производство, сфера услуг и торговля. К поселениям со средним уровнем развития можно отнести Пудемское, Бармашурское, Дизьминское, Ворцинское, Уканское, Бачумовское, Еловское. Эти территории специализируются в основном в области сельскохозяйственного производства. Низкий уровень экономического развития имеют Зюинское и Казаковское поселения. Это наиболее удаленные от районного центра территории. Для них характерна незанятость населения в сфере производства (в основном, это ведение личных подсобных хозяйств).

Транспортная сеть Ярского района включает в себя 69 км железных дорог, 271,6 км автомобильных дорог общего пользования, в т.ч. с твердым покрытием 183,7 км. Район пересекает 1 магистральный газопровод.

Демографическая ситуация района складывается не лучшим образом. В районе существует отток трудоспособного населения, особенно молодежи в другие города и районы. Значительная часть выпускников ВУЗов и учреждений СПО не возвращается в район. Причина в неустойчивой экономической ситуации на предприятиях района.


Рождаемость

2009

2010

2011

Район

170

186

193

Миграция населения




По району

2009

2010

2011

Зарегистрировано

1043

1103

337

Снято с учета

806

904

557

Временно зарегистрировано

466

634

192



  1. Экономика муниципального образования «Ярский район» как ресурс развития муниципальной системы образования

Стратегической целью муниципального образования «Ярский район» в рамках Программы социально-экономического развития муниципального образования «Ярский район» на 2010 – 2014 годы является обеспечение высокого качества уровня проживания населения, обеспечение устойчивого экономического развития. Достижение этой цели означает выход муниципального образования на качественно новую ступень развития.

Основными принципами развития системы образования остаются:

- информационная открытость учреждений для потребителей муниципальных образовательных услуг;

- современный уровень квалификации педагогических работников, привлечение в систему образования молодых профессиональных педагогических кадров;

- повышение уровня инновационной активности и творческой инициативы педагогических работников;

- формирование модели выпускника, соответствующей требованиям нового, высокотехнологичного общества;

- оснащение материально-технической базы образовательных учреждений, увеличение компьютерного парка, информатизация образования.

Ярский район из средств республиканского бюджета получает дотации на развитие жилищно-коммунального хозяйства. За счет средств бюджета района в основном финансировались социально значимые объекты жизнеобеспечения района, в том числе заработная плата, медикаменты, продукты питания.

Доля расходов бюджета на образование в 2011 году составила 40.8%, на здравоохранение и физическую культуру – 9,7%.

Численность населения района составляет 14 935 человек. По данным статистики динамика рождаемости имеет отрицательную направленность: в 2008 году родилось 216 человек, в 2009 году – 170 человек, в 2010 году – 186 человек, в 2011 – 193 человека.

Динамика рождаемости в муниципальном образовании «Ярский район»
В 2011 году заработная плата в районе составила в среднем 10 875 тыс. рублей. Уровень регистрируемой безработицы составил 2,00 %.

Система образования района – это развитая сеть учреждений, которые предоставляют широкий спектр образовательных услуг. Деятельность образовательной системы направлена на обеспечение современного качества дошкольного, общего и дополнительного образования, обеспечения государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования.

В 2011 году в рамках выполнения поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина по модернизации региональных систем общего образования управлением народного образования Администрации муниципального образования «Ярский район» разработан комплексный план модернизации системы общего образования в Ярском районе, направленный на создание современных условий организации образовательного процесса, обеспечение высокого качества общего образования в соответствии со стратегическими ориентирами национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Современное качество неразрывно связано с востребованностью образования в обществе, его соответствии сегодняшним и завтрашним требованиям – как экономическим, так и социальным.

  Для обеспечения прав граждан на образование, решения вопросов непрерывного и дифференцированного обучения и воспитания в муниципальной сети района функционирует 28 учреждений образования.

Всего в учреждениях образования воспитывается и обучается 1727 человек, что составляет 11.6 % населения района.

 Составной первоначальной ступенью муниципальной системы образования является дошкольное образование.
2. Доступность и результативность дошкольного, общего и дополнительного образования детей

2.1. Дошкольное образование

Охват детей дошкольным образованием составляет 79%. Показатель этот вырос за последний год на 17%. Сработало на этот показатель и то, что мы дополнительно открыли группу в прошедшем учебном году в Бармашурском детском саду на 16 мест (за 4 года открыто дополнительно 91 место).

Но процент охвата в районе на 6% ниже, чем в Удмуртской Республике.

Охват детей дошкольным образованием в районе(79%)
В районе функционирует 11 муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Группа с кратковременным пребыванием детей работает в МОУ Зюинская средняя общеобразовательная школа.

За последние три года количество детей дошкольного возраста, посещающих муниципальные детские сады выросло на 28 человек.

Общая численность воспитанников детских садов в 2011-2012 учебном году составила 637 ребенка. С 1 сентября 2012 года детские сады будут посещать 657 детей. На 1 сентября 2012 года сохраняется очередность в детские сады, которая составляет 213 человек.

Общее количество оставшихся заявлений на получение места для детей

в возрасте от 0 до 7 лет на 01.09. 2012год





от 0 до 1,5

от 1,5 до 3 лет

от 3 лет до 7

от 1.5 лет до 7

Всего

По району

29

12

12

24

53

п.Яр

95

61

4

65

160

Всего

124

73

16

89

213

Кроме этого, имеются дети дошкольного возраста в населенных пунктах, где отсутствуют детские сады. Выход из этой ситуации видим в открытии групп кратковременного пребывания на базе Озеркинской и Тумской школ, в этих населенных пунктах, есть дети дошкольного возраста, а дошкольные образовательные учреждения отсутствуют. Кроме этого, в деревнях Байдалино, Юр, Кычино и в селе Никольское будет введено надомное обучение детей дошкольного возраста через введение дополнительных ставок воспитателей в школах.

А за период с 2012 по 2014 год планируется построить еще 3 детских сада на 155 мест.

При условии выполнения намеченных мероприятий к 2013-2014 году проблема устройства детей в детские сады будет решена ориентировочно на 85%.


Общеизвестно, что здоровье человека на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% - от природного окружения, на 10% - от уровня здравоохранения и на 50% - от образа его жизни. В связи с этим проблема сохранения здоровья дошкольников и воспитания у детей культуры здорового образа жизни представляет для педагогов особый интерес.

Сравнительный анализ выявляет неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей. Год от года увеличивается количество воспитанников с хроническими заболеваниями. Современные дошкольники имеют функциональные отклонения, ведущими среди которых являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, зрительные патологии, аллергические проявления.

По-прежнему увеличивается количество физически ослабленных, часто и длительно болеющих детей.

В каждом дошкольном учреждении ведется большая оздоровительная работа, составляющими которой являются лечебно-профилактические и закаливающие мероприятия. Меньше болеющих детей отмечено в Ворцинском детском саду (заведующая Авакумова Елена Владимировна), Уканском (заведующая Ельцова Надежда Ивановна), Юдчинском (заведующая Сунцова Светлана Викторовна). Но ежегодный анализ заболеваемости детей дошкольного возраста свидетельствует о высокой распространенности функциональных отклонений и хронических заболеваний, необходимости повышения качества медицинских осмотров.

Сегодня немало детских садов, которые действительно являются образцами дошкольного образовательного учреждения. В них созданы все необходимые условия для развития детей. В дошкольных образовательных учреждениях работают высококвалифицированные специалисты, включая, логопедов, инструкторов по физической культуре и музыкальных руководителей.

В детском саду №3 «Улыбка» функционирует логопедическая группа детей с общим недоразвитием речи. В детских садах № 2 «Аленушка» и № 4 «Калинка» с детьми, у которых выявлено нарушение речи, работает логопед.

Бесплатное дополнительное образование в дошкольных учреждениях района осуществляется по двум направлениям: познавательно-речевое и художественно-эстетическое. На базе Ярского детского сада №3 «Улыбка» функционируют: физкультурно-оздоровительная секция, вокальная студия «Соловушка», фольклорный коллектив, творческая мастерская «Фантазеры»; в Ярском детском саду №2 «Аленушка» дополнительное образование представлено спортивным кружком, фольклорным и «Умелые руки». В детском саду №4 «Калинка» дети дополнительно занимаются ритмикой, бумажным делом, посещают театральный кружок. Пудемский детский сад реализует познавательно-речевое направление «В гостях у сказки».



Ключевые направления в управлении дошкольным образованием:

- увеличение охвата детей дошкольным образованием с 60 % до 70 %;

-обеспечение контроля качества деятельности муниципальных образовательных учреждений в условиях внедрения Федеральных государственных требований;

- продолжить работу по оздоровлению;

- создание сайтов муниципальных дошкольных образовательных учреждений;

-организация работы по развитию дополнительных вариативных форм, обеспечивающих сокращение очередности в ДОУ.


2.2. Общее образование

В 2011-2012 учебном году сеть муниципальных общеобразовательных учреждений района включала 15 муниципальных общеобразовательных учреждений, из них 8 средних общеобразовательных школы, 6 – основных, 1 – начальная, 1 – специальная (коррекционная) школа-интернат.

За летний период сеть изменилась, закрыто 1 общеобразовательное учреждение – Байдалинская основная общеобразовательная школа, Никольская средняя общеобразовательная школа переведена в основную. Обучающиеся данной школы имеют возможность продолжить обучение в общеобразовательной школе с более сильной материальной базой укомплектованной кадрами.


Сеть муниципальных общеобразовательных учреждений
Анализ статистики показывает, что численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях продолжает уменьшаться:
Численность обучающихся

в 2011-2012 учебном году в школах обучалось 1727 человек, что на 141 человек меньше, чем в 2010-2011 учебном году (1868 человек).

Обеспечена транспортная доступность школ. В истекшем году транспортной услугой пользовались 118 обучающихся восьми средних и основных школ: Ярской СОШ №2, Бачумовской, Ворцинской, Уканской, Дизьминской, «Пудемская СОШ» и Зюинской ООШ, Никольской ООШ.

С учетом потребностей обучающихся и их родителей школьники осваивают общеобразовательные программы в формах: очного образования – 1727 человек (100%). В 2011 -2012 учебном году образование на дому по медицинским показаниям получили 11 обучающихся (0.6%).

Вариативность образовательных программ обеспечивают возможность получения всеобщего среднего (полного) образования для всех детей района независимо от места жительства.
Результаты деятельности общеобразовательных учреждений.
Работа по обеспечению прав детей на получение общего среднего образования дала следующие результаты:

Обучающихся, отчисленных из дневных общеобразовательных учреждений до достижения ими предельного возраста по решению КДН и ЗП и органов местного самоуправления нет.

Индикатором успешности развития системы образования является качество образования учащихся.

На основании информации, представленной школами, можно констатировать, что уровень образованности учащихся на протяжении 3-х лет соответствует стандарту.

В ходе реализации мероприятий по развитию муниципальной системы оценки качества образования Управлением народного образования и образовательными учреждениями был осуществлен ряд контрольных мероприятий. Анализ выполнения контрольной работы в 4-х классах показал, что 29 % выпускников владеют основными учебными действиями на высоком уровне, на достаточном уровне – 45% выпускников, на минимальном уровне – 23%, не владеют основными учебными действиями 3% выпускников начальной школы. При выполнении заданий контрольной работы у обучающихся возникли трудности, требующие осознанного чтения текста, в решении задач логического характера, умении анализировать ответ задачи, высказывать собственную точку зрения, умение доказать её, построив развернутый ответ.

Выше районного показатели в Ярской школе №1, учителя Данилова Светлана Васильевна, Поздеева Галина Викторовна; в Уканской школе, учитель Князева Раиса Ивановна и Ворцинской школе, учитель Вершинина Инна Леонидовна.

На конец учебного года общая успеваемость по району составила 98,9%. Качество образования 48,9%. 7 выпускников Ярских школ №1 и №2 закончили основное общее образование с аттестатами особого образца. 6 обучающихся 11 классов Ярской средней школы №1, Уканской, Ворцинской, Бачумовской и Пудемской школ награждены медалями «За особые успехи в учении», из них 5 – золотыми, 1 – серебряной. Доля выпускников, получивших медали по сравнению с прошлым годом увеличилась на 6,8%.
Итоги единого государственного экзамена и государственной (итоговой) аттестации.
В минувшем учебном году в районе основную школу закончили 192 выпускника общеобразовательных школ. Государственная (итоговая) аттестация проводилась в новой и традиционной формах. Из 13 школ выбором воспользовались 11 учреждений, не приняли участия выпускники Еловской и Байдалинской школ. Низкий процент участия (менее 50%) по обязательным предметам - в Никольской, Ярских школах №1 и №2, Пудемской школе. Мониторинг полученных результатов дает полную картину состояния преподавания русского языка и математики в Уканской, Зюинской, Озеркинской школах - в этих учреждениях 100% участия. В целом сдавали экзамены в новой форме 52% выпускников по математике и 56% - по русскому языку. Активно участвуют в эксперименте по предметам по выбору обучающиеся Ярских школ №1, №2, Зюинской школы.

Результаты экзаменов выпускников 9 классов по русскому языку и математике на уровне прошлого года. По остальным предметам средний балл снизился.

Подводя итоги государственной итоговой аттестации за курс основной общеобразовательной школы, сложно однозначно говорит о результатах экзаменов, поскольку участники эксперимента показали высокие качество знаний; успешность и средний балл, в традиционной форме - низкое качество, при 100% успешности. Отмечено, что экзамены в новой форме сдавали сильные обучающиеся, слабоуспевающие предпочли сдачу экзамена в традиционной форме. Анализ позволяет говорить о необъективности и неэффективности традиционной системы оценки в общеобразовательных учреждениях, которые не подтверждаются системой государственной итоговой аттестации в новой форме.

Лидерами среди школ по количеству выпускников, набравших высокое количество баллов по предметам, являются учащиеся Ярской школы №1 по математике, русскому языку, физике, информатике. Учителя - Павлова Нина Геннадьевна, Васильева Людмила Викторовна, Дерябина Надежда Леонидовна, Трефилова Ирина Николаевна; Ярской школы №2 по физике - учитель Чирков Александр Ефремович, по математике, учитель Клюкина Ирина Николаевна; Уканской школы по математике - учитель Беспалова Лариса Геннадьевна, Пудемской школы по биологии - учитель Наймушина Светлана Валерьевна и Озеркинской школы по русскому языку – учитель Наумова Валентина Евгеньевна.

К государственной (итоговой) аттестации прошлого учебного года были допущены 73 выпускника 11 классов из 7 средних общеобразовательных школ района, не было 11-х классов в Дизьминской школе.

Средний балл по русскому языку в районе составил – 64.3 %.

Лучшие результаты сдачи экзаменов по русскому языку показали обучающиеся Ярской школы №1, учитель Васильева Людмила Викторовна. По школе средний балл составил 71,4 балла.

Также высокие знания у выпускников Ворцинской школы, Ярской школы №2 и Пудемской школ. Учителя: Арасланова Ирина Александровна, Дружинина Надежда Евгеньевна, Пинегина Надежда Витальевна.

Средний балл в районе по обязательному экзамену - математике в форме ЕГЭ составил 45.1 балла. В тройке лучших в районе результаты в Уканской школе, Ворцинской школе, Ярской школе №1. Учителя:

- Беспалова Лариса Геннадьевна;

- Ульянова Светлана Николаевна;

- Павлова Нина Геннадьевна.

А результаты по русскому языку, географии, химии, обществознанию, истории выше республиканских и российских!

Отрадно то, что ежегодно у нас имеются выпускники с высокобальными результатами. По русскому языку – 92 балла в Ярской школе №2 , учитель Охорзина Надежда Алексеевна, по обществознанию – 85 баллов, истории – 91 балл, по географии - 94 балла - и это все результат учителя Ворцинской школы Кутявина Любови Васильевны.

Стабильно высокие результаты показывают по многим предметам выпускники Ворцинской школы и Ярских школ №1 и №2.

В минувшем году, не преодолев минимальный порог по 2 обязательным экзаменам, не получили аттестат о среднем полном общем образовании 5 выпускников 11-го класса: по одному учащемуся из Ярских школ №1 и №2, и 3 учащихся из Никольской школы, что значительно выше, чем в 2010-2011 учебном году - не получивших аттестаты было 2 выпускника. Очень жаль, но, в целом, отмечу, что все условия для реализации федерального законодательства в части проведения государственной (итоговой) аттестации были созданы.

В целом итоги государственной итоговой аттестации выпускников свидетельствуют о выполнении государственных стандартов среди 9 классов на 100%, 11 классов – на 93,2%.

Надо менять образовательный процесс. Современные программы позволяют подготовиться к экзамену, но само преподавание в школе нуждается в совершенствовании. Это касается и мастерства педагогов, и организации процесса.

Сегодня вступают в силу новые образовательные стандарты, которые позволят ребенку проявить индивидуальные качества, сформируют компетентностные результаты. От того, насколько комфортно будет чувствовать себя ученик в новом образовательном процессе, настолько легче ему будет сдавать ЕГЭ.

Как показал опыт работы последних двух лет школам необходимо ещё в основном звене выявлять ребят, для которых преодоление минимального порога ЕГЭ, будет проблематичным. И, наряду с оказанием системной психолого-педагогической помощи, вести с этой категорией детей и родителей продуманную профориентационную работу, ориентированную на поступление в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования после 9 класса.


следующая страница>


О состоянии и результатах деятельности системы образования муниципального образования «Ярский район» в 2011-2012 учебном году доклад

Экономика муниципального образования «Ярский район» как ресурс развития муниципальной системы образования

472.94kb.

25 12 2014
3 стр.


Публичный доклад «О состоянии и результатах деятельности системы образования муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан за 2011-2012 учебный год»

Муниципальное казенное учреждение отдел образования муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан

1814.71kb.

10 10 2014
9 стр.


Публичный доклад о состоянии и результатах деятельности системы образования управления образования
1309.5kb.

09 09 2014
8 стр.


Публичный доклад о состоянии и результатах деятельности образовательного учреждения в 2011/2012 учебном году с. Сафарово

Инновационные образовательные программы и технологии, в т ч информационные технологии

512.73kb.

16 12 2014
4 стр.


Публичный доклад о состоянии и результатах деятельности муниципальной системы образования

Особое внимание уделено приоритетным задачам, основным тенденциям развития и возможностям муниципальной образовательной системы в контексте новых требований к качеству образования

677.66kb.

09 09 2014
5 стр.


Доклад о состоянии дел и результатах деятельности

Численность детей, посещающих объединения дюц в 2011/2012 уч году составляла 1170 чел. Из них

417.1kb.

11 10 2014
1 стр.


Публичный доклад о результатах деятельности в 2010 2011 учебном году и перспективах развития
1901.39kb.

17 12 2014
10 стр.


Публичный доклад отдела образования администрации г. Енисейска по итогам 2011 -2012 учебного года

Характеристика сети образовательных учреждений города в 2011 -2012 учебном году ст

1336.49kb.

15 09 2014
7 стр.