Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Целюк Светлана Алексеевна

Подлипьян Галина Геннадьевна

ГАОУ ДОД Кемеровской области "Областной центр дополнительного образования детей"

Влияние регионального компонента на творчество детских фольклорных студий и коллективов ОУ ДОД

Фольклору принадлежит значимая роль в деле воспитания подрастающего поколении, которая давно признана отечественной педагогикой. В настоящее время в образовательных учреждениях всё чаще обращаются к традиционной народной культуре, что способствует воспитанию подрастающего поколения. В общении с музыкальным фольклором дети постигают искусство исполнения народных песен в рамках традиций своего края. В развитии детских коллективов народно-певческого направления заложена перспектива передачи народно-песенных традиций и их сохранение, что является одной из приоритетных задач государства.

Разнообразие культурных традиций по-прежнему остается специфическим свойством и одной из ценностей культуры Кузбасса и Сибири в целом. Многоцветна и фольклорная мозаика нашего края. В ней проявляются традиции коренных жителей «кузнецких татар» или под общим названием «шорцы» и новопоселенцев – славян. Потомки хантов, чувашей, татар, белорусов, поляков, литовцев, шведов, украинцев, русских и потомки их смешанных браков, перенимали жизненный опыт и мудрость, запечатлённые в ярких и самобытных средствах выразительности. Наряду с естественным стремлением отдельных групп населения сохранить региональные традиции идет неизбежный процесс их ассимиляции, взаимопроникновения.

Творчество детских фольклорных коллективов Кемеровской области многогранно, как и фольклор. Многие из них находятся в непосредственном контакте с носителями традиционной народной культуры и сохраняют традиции. Важную роль в процессе инкультурации воспитанников играют коммуникативные формы детского фольклора. Детские народно - певческие коллективы отражают традицию детского пестования, детских игр, песен и хороводов на собранном материале Сибирского региона и Кемеровской области. Лирические, свадебные, вечерочные, хороводные, игровые и другие жанры представлены богатой палитрой музыкально-поэтических песенных форм, несущих в себе черты многонациональных традиций. Сибирские аналоги общерусских вариантов песен звучат самобытней и исполняются в своеобразной сибирской народно-песенной манере пения.

Фольклористы выделяют три основных вида песен русско-сибирского склада:


  • Старожильческая песенная традиция с комплексом особенностей музыкально-композиционного строения. Примером является песня «Расцвела в лузе лоза», записанная в деревне Прокопьево, Тяжинского района Кемеровской области.

  • Песни позднего происхождения, но распетые на основе музыкально-стилевых закономерностей старожильческих традиций. Например, свадебная песня «Сосенка стояла, зиму зелена», записанная в селе Сандайка, Тяжинского района.

  • Песенная традиция поздних переселенцев, имеющая сходство с общерусской песенной традицией и близкая по музыкально-

  • поэтическому языку к городской песенной культуре. Например, довольно распространённый вариант песни «Из-под гор – горы», записанный в селе Колмогорово, Кемеровской области.

Собранный материал вошёл в ряд сборников: «Народные песни Кемеровской области» и широко используется в практике многих фольклорных коллективов Сибирского региона. На протяжении всей истории музыкальной культуры региона композиторы-любители восполняют дефицит профессионального творчества, создавая музыкальные произведения для любительских коллективов, учитывая их технические возможности и направленность в творчестве. Сборники народных песен, обработок оригинальных авторских сочинений дают обширный материал для репертуара народно-певческих коллективов. Ведь репертуар должен оставаться действенным в педагогическом отношении, но и нести элемент новизны.

Через освоение регионального материала у воспитанников фольклорных коллективов развивается и совершенствуется музыкально – образное мышление, их творческая активность, обогащается интонационно-слуховой опыт. Репертуар влияет на весь воспитательно-образовательный процесс, на его базе накапливаются музыкально-теоретические знания, вырабатываются вокально-хоровые навыки, формируется свой исполнительский стиль. Органичное, систематическое приобщение к фольклорной песне является одним из необходимых условий певческого роста и успеха детского коллектива. Таким образом, современный народно – песенный исполнительский стиль основывается с одной стороны на творческом отношении к фольклору и на высоком мастерстве педагогов и на хорошей вокальной школе, с другой стороны.

Анализируя детское фольклорное движение в Кузбассе, можно отметить, что многие годы остаются лидерами в области народно – песенного искусства фольклорные коллективы учреждений дополнительного образования детей Кемеровской области: Образцовые детские фольклорные коллективы: «Желаннушка» г.Киселёвск, «Сибирочка» г. Новокузнецк, «Родничок», «Златница» г. Белово. Вокально-хореографический ансамбль «Бубенцы» г.Ленинск - Кузнецкий; Ансамбль казачьей песни «Станица» (г. Анжеро – Судженск); Фольклорный ансамбль «Забава» п. Зеленогорский; «Жаворонушки» (г.Юрга), «Сударушка» (п. Тяжинский); Студия народного пения «Забава» г. Кемерово. Творчество этих коллективов с каждым годом развивается и приумножается, становиться профессиональней, что подтверждается высокими результатами их деятельности на Областном, Всероссийском и Международном уровнях.

Фольклорный ансамбль «Забава» (МОУ ДОД «Зеленогорский дом детского творчества», руководитель Воробьева И. И.), активно включает в познание культурных истоков детей с раннего возраста. За 10 лет руководителями и детьми проведена кропотливая работа по изучению, сохранению и развитию традиционной культуры нашего края. В репертуаре ансамбля песни, игры, инструментальные наигрыши, духовные песнопения, бытующие в Сибири. С приходом в коллектив солистки Агеевой Тони зазвучали песни Кемеровской области (плясовая «Как по быстрой речке» (записана в с.Панфилово), шуточная «На деревне суета» и др.). Растить достойное памяти предков поколение, умеющее осмыслить современное в сопоставлении с ценностями прошлого - основная задача деятельности педагогов фольклорного ансамбля «Забава».

Фольклорный ансамбль «Златница» (МОУ ДОД «Дом детского творчества Рудничного района г. Кемерово», руководитель Коновалова Т. Н.), ведет обширную исполнительскую деятельность, которая высоко оценена специалистами-профессионалами. Детский коллектив является украшением сценических площадок города и области. Ребята изучают и широко популяризируют в музыкальный и поэтический фольклор своего региона (Кемеровской области).

В ансамбле русской песни «Родничок» (МОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодёжи г. Белово», руководитель Макарова Н.В.) педагоги с детьми не только изучают традиции, быт русского народа, занимаются экспедиционной работой, но и вместе шьют костюмы, вяжут, мастерят реквизит для выступлений. Дети любят эти костюмы, потому что элементы (пояса, головные ленты, украшения), они сделали сами. Через творчество этого коллектива можно проследить примеры разучивания песен, игр и хороводов, относящиеся к Сибирскому региону. Например: «Пошел Ванька во лесочек», русская народная песня Кемеровской области; «Розочка алая», сибирский свадебный хоровод; «При долинице», девичий сибирский хоровод с платками; «Пошли девки», русская народная песня Кемеровской обл. За последние несколько лет, ансамблем было разучено 11 произведений, имеющих сибирские корни рождения. Дети знают, чем отличается сибирская манера исполнения песни и танца от исполнения в северных, южных регионах или средне - русской зоны России.

У фольклорного объединения «Свирель» (МОУ ДОД «Дом детского творчества города Белово»), большой творческий потенциал, а самое главное ребята охвачены одной общей идеей – возрождать и сохранять традиции родной земли. В репертуаре коллектива – народная песня, подлинная сокровищница сибирского народного творчества. В течение шести лет руководителями фольклорного объединения «Свирель» изучены, разработаны и поставлены на детском коллективе варианты обрядов: «Жнива моя жнива», «Троица – ты завейся, белая березонька», «Пришла коляда, отворяй ворота», куда включены русские народные песни Кемеровской области: «Улка», «Утушка»; народные игры и забавы «Коршун», «Яша». В репертуар коллектива входят такие произведения местного региона как: «Белый снег выпадал», «Я косила на потоке, на реке», «Ой, дай Бог», «Тараторки», «Уж вы, кумушки», «Зеленейся, зеленый сад», «Никонориха», «Семечки» и др. Коллектив давно известен как в Области, так и за ее пределам.

Ансамбль казачьей песни «Станица» организован на базе «Муниципального образовательного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 35» г. Анжеро-Судженска. Детский коллектив изучает историю казачества и пропагандирует их традиции и культуру. На занятиях сценическим фольклором станичники знакомятся с основами сценографии, работают над сценическим образом, занимаются постановкой мизансцен, знакомятся с элементами казачьего танца, играют в игры и забавы, бытовавшие в Кузбассе. Воспитанники активно участвуют в различных мероприятиях, а также сами организуют и проводят фестивали казачьей культуры. Итогом этой работы стало проведение пресс-конференции казаков и кадетов «Станица Анжерская». В период летних каникул (2007 – 2009 г.) воспитанники коллектива стали участниками «Многопрофильных творческих экспедиций» по изучению, распространению культуры и истории казачества Сибири. Ребята побывали в сёлах Яйского, Кемеровского районов, хуторе Корниловском, выступали с концертно – просветительными программами, собирали фольклорный и исторический материал.

Педагоги и воспитанники студии народного пения «Забава» (ГАОУ ДОД КО «Областной центр дополнительного образования детей»), на протяжении многих лет ведут активную работу по сбору местного фольклорного материала, его сохранению и популяризации. Воспитанники с большим интересом участвуют в экспедициях, тематических прогулках по историко-культурным местам, встречах с носителями культурных традиций, конференциях. Занимаясь фольклорным движением среди воспитанников ОУ ДОД Кемеровской области, педагогами «Областного центра дополнительного образования детей», при поддержке Департамента и науки Кемеровской области ежегодно проводятся традиционные фестивали и конкурсы: «Сибирь талантами богата», «Сибирская звонница», профильная смена по фольклору «Школа народной культуры». Таким образом, это даёт возможность педагогам повышать свое профессиональное мастерство через семинары, мастер-классы, творческие встречи фольклорных коллективов, а их воспитанникам развивать свой потенциал через творческие мастерские и лаборатории.

Подводя итоги, можно отметить, что национальный региональный компонент занимает ведущее место в творчестве детских фольклорных студий и коллективов ОУ ДОД Кемеровской области. Региональный компонент все чаще составляет значимую часть в дополнительных образовательных программах педагогов дополнительного образования и предусматривает разучивание сибирских хороводных и игровых песен, показывая их отличие от песен других регионов России. Местному фольклору принадлежит большая роль в воспитании художественного вкуса, в сохранении неповторимой красоты и самобытности творчества народных талантов.



Список литературы:

  1. Теория и практика народно-певческого искусства: [Текст, Ноты] сб. статей/ сост. Л.А. Алексеева. - Кемерово: КГИК, МК РФ. - 1992. - 136с.

  2. Мир детства и традиционная культура: [Текст] сб. научных трудов и материалов / сост. С.Г. Айвазян. – М.: Гос. респ. центр русского фольклора. 1994. – 192 с.

  3. Ой, кадриль, кадриль: учебно-репертуарное пособие [Текст, ноты] для студентов КГИИиК и руководителей коллективов/сост. В.М.Пипекин. – Кемерово: КГИИиК. – 1995. – 123с.

  4. Гармошка голосистая: репертуарный сборник [Текст, Ноты]и методическое пособие для студентов КГИК/сост. В.М.Пипекин. – Кемерово: КГИК. – 1990. - 62с.

  5. Сибирячка – речка: репертуарный сборник [Текст, Ноты]для руководителей хоровых коллективов/сост. В.М. Пипекин. – Кемерово: КГИК. – 1991. – 73с.

  6. Ярмарка сибирская: репертуарный сборник [Текст, Ноты] для руководителей самодеятельных коллективов/сост. В.М. Пипекин. Кемерово: КГИК. – 1990. – 67с.

  7. Народные песни Кемеровской области: репертуарный сборник [Текст, Ноты] вып.1, для руководителей художественной самодеятельности/ сост. Г.И.Голицын. – Кемерово: КГИК. – 1993. – 34с.

  8. Народные песни Кемеровской области (Тяжинский район): репертуарный сборник [Текст, Ноты] вып.2, для руководителей художественной самодеятельности/ сост. Г.И.Голицын, В.В.Шергов. – Кемерово: КГИК. – 1994. – 41с.

  9. Музыкальная культура Кузбасса [Текст]: учебно-методическое пособие/ сост. О.В. Гусева, Н.П. Сокольникова, И.Л. Шаталова. – 2-е изд., перераб. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 101с.

Областной центр дополнительного образования детей

Влияние регионального компонента на творчество детских фольклорных студий и коллективов оу дод

80.87kb.

09 10 2014
1 стр.


Методическое пособие по организации и проведению интеллектуальных игр среди школьников. /Д. Б. Кукулин:- тюмень: гау дод то «Областной центр дополнительного образования детей и молодежи»

Методическое пособие предназначено для специалистов учреждений дополнительного образования и молодежной политики, которые занимаются организацией досуговой деятельности подростков

611.27kb.

16 12 2014
4 стр.


Радиационный фон в местах пребывания населения

О учреждения дополнительного образования детей Тульской области «Областной эколого-биологический центр учащихся» гоу дод то

284.98kb.

16 12 2014
1 стр.


Урок по декоративно-прикладной композиции Преподавателя моудод г. Шумерля «Центр дополнительного образования для детей»

Преподавателя моудод г. Шумерля «Центр дополнительного образования для детей» Поляковой А. В. проведенный 16. 04. 2010 г

66.93kb.

24 09 2014
1 стр.


Положение о Педагогическом совете муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества Танкодром»

Настоящее положение является локально-правовым актом и устанавливает порядок формирования и деятельности Педагогического совета муниципального бюджетного образовательного учреждени

67.31kb.

12 10 2014
1 стр.


Центр дополнительного образования детей
125.75kb.

11 10 2014
1 стр.


Дополнительного образования детей

Она способствует приобщению человека к природе. Принципиальные требования к процессу образования в учреждениях дополнительного образования направлены на личностное развитие ребенка

229.54kb.

14 12 2014
1 стр.


Учебный план муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей

Сан ПиН 4 1251. 03. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы учреждений дополнительного образования детей, Уставом учреждения

486.64kb.

02 10 2014
3 стр.