СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБРАЗОВАНИЕ: НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПРОФЕССИЯ: СЕКРЕТАРЬ-РЕФЕРЕНТ
ОСТ 9 ПО 02.38.16 - 2003
|
|
УТВЕРЖДАЮ |
|
|
Первый заместитель Министра образования Российской Федерации А.Ф. Киселев |
|
|
Дата введения: |
|
|
“10”июля 2003 г. |
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБРАЗОВАНИЕ: НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПРОФЕССИЯ: СЕКРЕТАРЬ-РЕФЕРЕНТ
ОСТ 9 ПО 02.38.16 - 2003
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Education: initial vocational education
Профессия: секретарь-референт ОСТ 9 ПО 02.38.16-2003
Profession: secretary-advisor
а) профессиональную характеристику;
б) федеральный компонент содержания образования.
Содержание общепрофессионального (отраслевого) цикла представляется стандартизованным блоком по предмету “Экономика отрасли и предприятия”.
Содержание общеобразовательной подготовки при освоении профессии начального профессионального образования определяется федеральным компонентом среднего (полного) общего образования.
Профессиональная характеристика отражает содержательные параметры в виде практических и теоретических основ деятельности.
Названия учебных элементов в стандарте указывают на конкретное содержание деятельности, которое должен освоить выпускник в результате обучения. Соотношение теоретического и практического обучения определяется учебно-программной документацией.
Стандарт начального профессионального образования предусматривает использование следующих уровней усвоения:
1 уровень - узнавание изученных ранее объектов, свойств, процессов и выполнение профессиональной деятельности с опорой (подсказкой);
2 уровень - самостоятельное выполнение (по памяти) типовой деятельности;
3 уровень - создание и выполнение алгоритма нетиповой деятельности.
При изложении федерального компонента принят следующий порядок:
- названия блоков пишутся заглавными буквами и имеют сквозную нумерацию;
- названия предметных областей внутри блоков выделены прописными буквами, номер предметной области содержит номер блока и порядковый номер области внутри блока;
- номер основного обобщающего учебного элемента включает номер предметной области и порядковый номер данного элемента;
- узловые учебные элементы перечисляются с красной строки после основного обобщающего учебного элемента, к которому они относятся;
- для ряда учебных элементов и некоторых предметных областей выделены характеризующие их признаки, которые следуют после двоеточия за названием предметной области или учебного элемента;
- признаки основного обобщающего учебного элемента или предметной области относятся ко всем входящим в них нижерасположенным учебным элементам;
- для учебных элементов, после которых уровень усвоения не указан, подразумевается первый уровень;
- уровень усвоения, отличный от первого уровня, указывается в круглых скобках непосредственно за учебным элементом или признаком и относится только к нему.
Рабочие учебные планы и программы для организации обучения разрабатываются образовательными учреждениями начального профессионального образования на основе Модели учебного плана (ОСТ 9 ПО 01.03-93), настоящего стандарта на профессию и с учетом примерной учебно-программной документации, разработанной Институтом развития профессионального образования Министерства образования Российской Федерации, а также национально-региональных условий.
Стандарт начального профессионального образования имеет межведомственный характер, распространяется на все формы подготовки по данной профессии как в государственных, так и негосударственных образовательных учреждениях и имеет юридическую силу во всех субъектах Российской Федерации.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1. Профессия начального профессионального образования (должность служащего)
Секретарь-референт.
Профессии (должности служащего) по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94):
– |
секретарь-референт; |
– |
секретарь- (3 разряд); |
Выполнение работ по организационно-техническому обеспечению деятельности административно-управленческих подразделений (руководителей разного уровня, работников администрации и др.) в организациях, учреждениях, министерствах, ведомствах, предприятиях, фирмах разного профиля деятельности и форм собственности.
В соответствии с Перечнем профессий начального профессионального образования профессия “Секретарь-референт” относится к 4-й ступени квалификации и предполагает получение среднего (полного) общего образования.
Уровень квалификации выпускника по профессиям начального профессионального образования устанавливается в соответствии с действующей системой тарификации по профессиям ОК 016-94 и другими нормативными актами органов по труду.
4. Содержательные параметры профессиональной деятельности
Практические основы профессиональной деятельности |
Теоретические основы профессиональной деятельности |
1 |
2 |
| |
Общепрофессиональные параметры | |
|
|
Применение экономически обоснованных видов работ и приемов организации труда при обслуживании работы руководителя предприятия или структурного подразделения предприятия. Соблюдение служебного этикета, норм и правил поведения и общения (в т.ч. международного) в деловой, профессиональной обстановке. Использование знаний иностранного языка в деловом обобщении, в деловой переписке, при телефонных переговорах, при составлении и печати текстов документов, информационных материалов и др.
|
Основы экономики отрасли и предприятия. Деловая культура; служебный этикет: психологические основы общения, нормы и правила поведения, этика профессиональных отношений, методы и средства делового общения. Деловой иностранный язык; профессиональная лексика. Основы управленческой деятельности; основные принципы и методы управления предприятием. |
1 |
2 |
Выполнение организационно-технических работ по информационно-документационному обеспечению управленческой деятельности в структуре предприятия (организации, фирмы). |
Основные функции сферы управления. Основные виды работ по информационно-документационному обслуживанию в сфере управления. Специфика деятельности организации (предприятия, фирмы). Структура предприятия, его связи; руководящий состав. |
Обеспечение и обслуживание работы руководителя предприятия или его подразделения. |
Порядок и правила информационно-документационного обеспечения и обслуживания работы руководителя предприятия или его подразделения. |
Работа по бездокументному обслуживанию: техническое обеспечение работы руководителя, организация материально-технического обеспечения совещаний, деловых встреч; организация приема посетителей, подготовка деловых поездок руководителя, организация и проведение телефонного обслуживания и др. |
Принцип организации и виды работ по бездокументационному обслуживанию работы руководителя; правила обслуживания. |
Составление и оформление документов с учетом назначения и в соответствии с требованиями к ним. |
Основы делопроизводства; виды, назначение и правила составления и оформления документов. |
1 |
2 |
Использование руководящих и нормативных документов при выполнении функций, относящихся к делопроизводству. |
Руководящие и нормативные документы, относящиеся к ведению делопроизводства; положения и инструкции по ведению делопроизводства. |
|
Стандарты и унифицированные системы организационно-распоря-дительной документации. |
Работа с документами организации (предприятия): прием, учет, регистрация, рассмотрение и подготовка поступающей корреспонденции для доклада руководству; оформление и рассылка распорядительных документов и корреспонденции, подготовка и рассылка материалов к совещаниям, конференциям; контроль за сроками исполнения документов и распоряжений руководителя; формирование дел; подготовка дел к сдаче на хранение, другие виды работ. |
Виды и порядок работы с документами организации (предприятия), корреспонденцией. Порядок осуществления контроля за исполнением документов и распоряжений руководителя. Порядок формирования дел в соответствии с утвержденной номенклатурой; правила хранения документов.
|
Сбор и реферирование деловой информации; составление текстов меморандумов, рефератов, докладов, деловых отчетов и др. |
Порядок сбора и реферирования деловой информации, материалов для докладов, деловых отчетов и др. |
Составление и уточнение текста служебных документов, других материалов с учетом требований к стилю изложения. |
Основы редактирования текстов служебных документов и других материалов. Требования к тексту документов. |
1 |
2 |
Применение современных видов организационной техники по назначению. Обеспечение технического обслуживания оргтехники. |
Современные виды организационной техники; назначение, правила использования и обеспечения технического обслуживания. |
Применение компьютерной техники при выполнении работ в соответствии с профессиональными функциями; использование современных информационных технологий. |
Компьютерная техника и современные информационные технологии, применяемые при документировании и организации работы с документами. |
Подготовка, редактирование и печать текстов информационных материалов, служебных документов с помощью компьютерной техники. |
|
Контроль качества выполняемых работ. |
Требования к качеству выполняемых работ. |
Обеспечение правильного содержания помещений управленческой службы предприятия, фирмы, офиса (кабинет, приемная). |
Требования к организации интерьера и содержанию помещений управленческих служб предприятия (фирмы, офиса). |
Правильное содержание рабочего помещения предприятия или его подразделения (кабинет руководителя, приемная). Рациональная организация рабочего места. |
Правила организации труда; организации рабочего места. |
Соблюдение требований безопасности труда. |
Требования безопасности труда. |
Минимальный возраст приема на работу для профессии “Секретарь-референт” - 18 лет.
Пол не регламентирован.
Медицинские ограничения регламентированы Перечнем медицинских противопоказаний Министерства здравоохранения Российской Федерации.
№/№ |
Учебные элементы и уровни их усвоения |
1 |
2 |
|
|
1. |
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ БЛОК |
|
|
1.1. |
Деловая культура |
|
|
1.1.1. |
Эстетическая культура |
|
Эстетика. Области эстетической деятельности человека. Сферы эстетической культуры: архитектура, искусство, дизайн и др. Эстетическое воспитание (2). Эстетические чувства (2). Эстетический вкус (2). |
|
|
1.1.2. |
Этическая культура |
|
Этика. Мораль. Нравственность. Поведение человека; правила и нормы (2). Нравственные требования к профессиональному поведению: вежливость, тактичность, доброжелательность и др.(2). Этикет. Сферы действия этикета.
|
|
|
1.1.3. |
Психология общения (2) |
|
Основные сведения о науке психологии. Понятие о психике. Психические процессы, свойства. Психические состояния человека. Психология личности. Психологические основы общения. Психологический контакт. Деловое общение с психологической точки зрения. Коммуникативные умения и навыки.
|
1 |
2 |
|
|
1.1.4. |
Культура общения в профессиональной сфере (2) |
|
Коммуникация. Средства вербального общения. Невербальные средства общения. Этикет в деловом общении. Стили общения. Основные правила поведенческого этикета: приветствия, знакомства и др. Нормы отношений в коллективе. Отношения руководителя и подчиненных. Межличностные контакты. Организация деловых контактов. Конфликты, их причины; стратегия поведения. |
|
|
1.1.5. |
Имидж (2) |
|
Составляющие имиджа: внешний облик, манеры поведения, речь, умение общаться с людьми. Составляющие внешний облик делового человека: костюм, прическа, макияж, аксессуары. Деловой стиль костюма. Осанка, походка, жесты. |
|
|
1.1.6. |
Культура речи (2) |
|
Основные требования к речи: тон, артикуляция, произношение, громкость, точность в подборе слов. Речевой этикет в деловом общении. Элементы речевого этикета: формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в деловых ситуациях и др. |
|
|
1.1.7. |
Культура телефонного разговора (2) |
|
Этикет в деловом диалоге по телефону. Требования к содержанию деловых телефонных разговоров; основные элементы диалога. Структура и стиль официальной телефонограммы. Требования к ча- |
1 |
2 |
|
|
|
стным разговорам по телефону в деловой обстановке. |
|
|
1.1.8. |
Этикет в деловой переписке (2) |
|
Требования к тексту делового письма: объем, тон, лексика и др. Форма делового письма. Стиль делового письма. Правила составления и отправления деловых писем. |
|
|
1.1.9. |
Визитные карточки; их оформление и использование в деловых отношениях (2) |
|
|
1.1.10. |
Техника ведения и этикет деловой беседы |
|
Сущность деловой беседы. Виды бесед. Подготовка беседы (2). Структура деловой беседы (2). Методы, используемые на разных этапах деловой беседы (2). Этикет деловой беседы (2). |
|
|
1.1.11. |
Деловой протокол |
|
Понятие "деловой протокол"; его роль в проведении деловых встреч (переговоров, приемов). Общепринятые формы протокольных мероприятий; порядок их организации (2). Этикет протокольных мероприятий (2). |
|
|
1.1.12. |
Понятие о дипломатическом этикете. Правила, традиции, условности в международном общении (2) |
|
|
1.1.13. |
Интерьер рабочего помещения как область делового этикета (2) |
|
Требования к организации и оформлению интерьера рабочего |
1 |
2 |
|
|
|
помещения; освещение, цвет, офисная мебель, декоративные элементы и др. |
|
Правила содержания помещений и рабочих мест. |
|
|
1.2. |
Основы менеджмента (основы управленческой деятельности) |
|
|
1.2.1. |
Виды предприятий. Функции предприятий. Структура предприятий. Внутренние и внешние связи |
|
|
1.2.2. |
Управленческая структура предприятия |
|
Функции управления предприятием. Принцип организации внутренней структуры управления. |
|
|
1.2.3. |
Методы управления: административные, экономические, психологические (2) |
|
|
1.2.4. |
Структура трудового коллектива. Психология малых групп (2). Психологическая защита (2). Конфликтные ситуации (2). Формы общения. Виды коммуникаций (2). Методы ограничения коммуникаций (2) |
|
|
1.2.5. |
Организация труда руководителя |
|
Личностные деловые и психологические качества руководителя. Принципы и направления организации труда. Профессиональные умения: планирование, координирование, контролирование и др. (2). Организация рабочего места руководителя (2). |
1 |
2 |
|
|
|
Принципы и методы работы в коллективе (2). |
|
|
1.2.6. |
Служебный этикет (2) |
|
Деловые беседы, переговоры. Деловая переписка. Имидж руководителя. |
|
|
1.3. |
Деловой иностранный язык |
|
|
1.3.1. |
Бытовая лексика (2) |
|
Беседа на светские (общие) темы. Лексика, используемая при общении с персоналом сервисных служб; общепринятая терминология в сферах общения, стиль разговора. |
|
|
1.3.2. |
География деловой активности |
|
Страны английского языка. Государственное устройство (2). Характеристика экономики стран (2). Россия; тенденция развития экономики; экономические связи (2). |
|
|
1.3.3. |
Профессиональная лексика |
|
Деловые встречи; формы и стиль делового общения (2). Телефонный разговор; стиль, формы обращения (2). Деловая переписка; стиль делового письма (2). Тексты документов: соглашения, контракты и др.(2). Телексы, факсы, телеграммы (2). Перевод деловых информационных материалов (3). |
|
|
1 |
2 |
|
|
2. |
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ БЛОК |
|
|
2.1. |
Документы, корреспонденция и делопроизводство |
|
|
2.1.1. |
Основные сведения из истории делопроизводства и секретарской службы |
|
|
2.1.2. |
Организация информационно-документационного обслуживания (2) |
|
Процесс управления предприятием; делопроизводство как часть управления. Документ. Схема организации работы с документами предприятия. Форма организации делопроизводства. Информационно-документационное обслуживание; специалисты службы. Организация труда в организационно-управленческой сфере; условия труда. Документационное и бездокументационное обслуживание работы руководителя. |
|
|
2.1.3. |
Документирование управленческой деятельности. Требования к документам (2) |
|
Общие положения по документированию управленческой деятельности. Унифицированные системы документации. Унификация и стандартизация управленческих документов. Виды документов; классификация. Организационно-распорядительные документы (ОРД). Юридическое значение документов.
|
|
|
|
|
1 |
2 |
|
|
2.1.4. |
Правила оформления управленческих документов (2) |
|
Виды бланков, реквизиты, формуляр, отметки на документе. Единые требования и правила оформления документов управления, установленные государственными нормативными актами - стандарты. |
|
|
2.1.5. |
Современное деловое письмо (2) |
|
Правила оформления делового письма. Виды писем: письма-просьбы, -ответы; сопроводительные, договорные и др.; особенности текста. Международные письма. |
|
|
2.1.6. |
Основные документы управления; оформление и работа с документами (2) |
|
Основные группы управленческих (или организационно-распо-рядительных) документов. Типовая схема оформления документов. Особенности оформления внешних документов и др. Документирование организационно-распорядительной деятельности учреждений. Организационная документация: устав, положение, инструкция. Распорядительные документы: приказы, решения, распоряжения. Документирование деятельности коллегиальных органов. Структура доклада, отчета; протокол. Информационно-справочные документы: справки, акты, докладные записки, телеграммы, телефаксограммы (факсы), телефонограммы и др.
|
|
|
1 |
2 |
|
|
2.1.7. |
Документы по личному составу (2) |
|
Виды документов: трудовые контракты; приказы о приеме, увольнении, переводе; трудовые книжки, личные карточки и др. Оформление, хранение документов; соблюдение конфиденциальности. |
|
|
2.1.8. |
Документы личного характера (2) |
|
Виды личных документов: заявление, резюме, автобиография, расписка, доверенность. Составление текста и оформление документов. |
|
|
2.1.9. |
Коммерческая корреспонденция (2) |
|
Внешнеторговые документы; коммерческая корреспонденция и коммерческие письма; контракты, заказы, соглашения; общепринятые формы документов, текст, оформление. |
|
|
2.1.10. |
Делопроизводство по письменным и устным обращениям граждан (2) |
|
Виды обращений: предложения, заявления, жалобы. Порядок работы с документами. Регламентирующий документ (типовое положение). Организационные мероприятия: личный прием граждан, прием письменных обращений, документирование обращений. |
|
|
2.1.11. |
Организация работы с документами (2) |
|
Группы документов: входящие и исходящие, внутренние. |
|
Организационные и нормативно-методические документы, их использование в делопроизводстве. |
1 |
2 |
|
|
|
Виды работ с документами: обработка поступающих и отправляемых документов, регистрация и индексирование документов, учет количества документов, контроль исполнения документов. Информационно-справочная работа. Порядок ведения и использования справочных картотек. Информационно-поисковая система для работы с документами. |
|
|
2.1.12. |
Составление номенклатуры дел (2) |
|
Номенклатура дел: индивидуальная, сводная, типовая, примерная. Нормативные документы и методические материалы для составления. Правила ведения дел. |
|
|
2.1.13. |
Формирование дел (2) |
|
Назначение формирования дел. Нормативные документы. Группировка дел, специфика формирования отдельных категорий дел. Виды документов, формируемых в дело. Систематизация документов. Оформление дел.
|
|
|
2.1.14. |
Хранение документов (2) |
|
Правила хранения дел в структурных подразделениях предприятия. Архив предприятия. Оптимальный срок использования документов в делопроизводстве. Сроки хранения дел. Документы долговременного хранения. Порядок уничтожения документов дел. Оформление дел для архивного хранения; прием, передача дел.
|
|
|
1 |
2 |
|
|
1.1.15. |
Работа с документами, содержащими коммерческую тайну предприятия (2) |
|
Конфиденциальная документированная информация. Цель и условия обеспечения сохранности информации на предприятии. Особенности ведения делопроизводства, обеспечивающего учет и сохранность документов, содержащих коммерческую тайну. Ответственность за документы. |
|
|
2.1.16. |
Составление текстов служебных документов (2) |
|
Стиль служебных документов. Официально-деловой стиль. Общие требования к текстам документов управления, формы текстов документов. Способы документирования.
|
|
|
2.1.17. |
ПЭВМ в делопроизводстве (2) |
|
ПЭВМ в документационном управлении (ДОУ) предприятием. Эффективность применения ПЭВМ при документировании и организации работы с документами. |
|
|
2.1.18. |
Основные функции секретаря по обеспечению бездокументационного обслуживания работы руководителя (2) |
|
Осуществление деловых контактов, участие в подготовке и проведении деловых мероприятий. Прием посетителей. Оформление командировок. |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
|
|
2.2. |
Организационная техника (2) |
|
|
2.2.1. |
Средства оргтехники; определение, назначение; классификация. Требования безопасности труда |
|
|
2.2.2. |
Помещение для управленческих служб, его оснащение |
|
Современное оснащение помещений: компьютерное обеспечение, телефонная и телексная связь, сигнальное оборудование и др. Рабочее место секретаря, его оснащение. |
|
|
2.2.3. |
Средства для составления оригиналов текстовых документов |
|
Пишущие машинки; классификация, виды, эксплуатационные возможности. |
|
|
2.2.4. |
Средства копирования и оперативного размножения документов |
|
Процессы копирования и размножения документов. Виды оборудования; принцип действия, применение. Способы оперативной полиграфии; общие сведения. |
|
|
2.2.5. |
Средства хранения, поиска и транспортирования документов |
|
Рациональные способы хранения и поиска документов; виды средств хранения, поиска, транспортирования документов. Микрофильмирование. |
|
|
2.2.6. |
Средства для обработки документов |
|
Адресовальные и маркеровальные машины, машины для уничтожения документов, нумераторы, степлеры, бумагорезальное обо- |
1 |
2 |
|
|
|
рудование, настольные переплетные машины и др.; принцип действия, применение. |
|
|
2.2.7. |
Средства связи |
|
Телефонные аппараты. Радиотелефонная связь; виды радиотелефонов. Автоматизированные телефонные станции. Средства беспроводной телефонной связи; сотовые радиотелефоны, пейджинговая связь, пейджеры. Средства факсимильной связи. Телефаксимильная техника. Электронная почта. Телевизионные устройства. Абонентский телеграф, телетайпы. Применение средств связи. |
|
|
2.2.8. |
Диктофонная техника; классификация, принцип действия, применение |
|
|
2.2.9. |
Вычислительные средства |
|
Вычислительная техника в организационно-управленческой сфере деятельности; виды вычислительных средств; применение. |
|
|
2.2.10. |
Компьютерное обеспечение управленческих служб |
|
Компьютерная техника в организации труда секретаря. Классификация ПЭВМ. Аппаратное обеспечение. Программное обеспечение. |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
|
|
2.3. |
Основы редактирования текстов и реферирования информации |
|
|
2.3.1. |
Понятие о практической стилистике (2). Основные разделы теории редактирования (2). Особенности основных разделов науки о языке (2) |
|
|
2.3.2. |
Основные положения стилистики, лексики и фразеологии (2) |
|
Современный русский литературный язык, стили языка. Понятие о лексике и фразеологии. Многозначность слова. Паронимы. Перифразы. Синонимы. Омонимы. Антонимы. Плеоназмы. Тавтология. Смысловой и стилистический отбор лексических средств. Фразеология деловой речи.
|
|
|
2.3.3. |
Специальная лексика. Терминология |
|
Понятие о терминах и терминологии. Терминология деловой речи, правописание терминов (2). |
|
|
2.3.4. |
Официально-деловой стиль (2) |
|
Стилевые особенности деловой информации: докладов, сообщений и др. Письменная речь делового стиля. Текст служебного документа. Звуковые документы, правила произношения. |
|
|
2.3.5. |
Справочные издания по русскому языку и практической стилистике; применение (2) |
|
|
|
|
1 |
2 |
2.3.6. |
Основные положения орфографии и морфологии с элементами практической стилистики (2) |
|
|
|
Употребление прописных букв в названиях предприятий, учреждений, фирм, в наименованиях должностей, званий, в сложносокращенных словах, аббревиатурах и др. Употребление форм имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий в соответствии с нормами литературного языка и стилистическими особенностями. Употребление союзов и предлогов. |
|
|
2.3.7. |
Синтаксис с элементами практической стилистики (2) |
|
Главные члены предложения, способы их выражения. Согласованные и несогласованные определения. Варианты согласования сказуемого с подлежащим в текстах документов. Управление; выбор формы в официально-деловом стиле. Управление при синонимических словах. Односоставное предложение в деловой речи. Однородные члены предложения в деловой речи. Вводные слова и вставные конструкции в деловой речи. Диалог. Правила интонации и оформления цитат. Параллельные синтаксические конструкции. |
|
|
2.3.8. |
Техника редактирования текстов (2) |
|
Техника предварительного чтения текста. Виды правки текста. Техника правки текста. Корректурные знаки. Редактирование служебных материалов, документов.
|
|
|
2.3.9. |
Сбор и реферирование информации |
1 |
2 |
|
|
|
Поиск и сбор информации; предварительный анализ (3). Этапы работы (2). Основные требования к информации для руководителя (2). Виды и формы представления информации (2). Сбор информации в повседневной работе (2). Библиотечка секретаря (2). Реферирование информации (3). Информационно-обзорный реферат; примерная схема реферата (2). Общие правила и порядок работы с информационными изданиями (2). Составление рефератов по заданной тематике (3). |
|
|
2.4. |
Информационные технологии; компьютеризация делопроизводства |
|
|
2.4.1. |
Информационные технологии в секретарском деле; определение. Эффективность новых методов работы секретаря (2) |
|
|
2.4.2. |
Технические устройства персонального компьютера; их характеристики (2) |
|
Системный блок с винчестером и дисководами. Дисплеи. Клавиатура. Принтер. Манипулятор "мышь". Модем. Сканер. Стример. |
|
|
2.4.3. |
Программное обеспечение персонального компьютера (2). Состав программного обеспечения (2). |
|
|
2.4.4. |
Операционные системы: MS-DOS, MS WORD, Windos NT, др.; версии. Операции для пользователя и программ. Файловая система DOS (2) |
1 |
2 |
|
|
2.4.5. |
Программы (операционные оболочки) Norton Commander и COREL DRAW. Основные операции при работе с программами (2) |
|
|
2.4.6. |
Система Windows, задачи и возможности системы (2). Программы управления системой (2). Прикладные программы в пакете Windows (2). Технология работы в системе Windows (2) |
|
|
2.4.7. |
Программное обеспечение для работы секретаря (2) |
|
Интегрированные пакеты с функциями персональной информационной системы. Программы для автоматизации делопроизводства - Mikrosoft Office; версии. Состав пакета программ. Эффективность использования, требования к аппаратуре. Основные правила организации работы с документами в современной системе автоматизации делопроизводства. |
|
|
2.4.8. |
Текстовый процессор Мikrosoft WORD for Windows (2) |
|
Функциональные возможности текстового редактора. Меню и система команд, порядок и приемы выполнения операций. Порядок создания документов в MS WORD, виды операций при работе с текстом. Обработка текста, правила оформления документов. |
|
|
2.4.9. |
Система электронных таблиц Мikrosoft Excel (2) |
|
Функциональные возможности электронной таблицы; эффективность применения. Меню; основные понятия, команды. Порядок создания электронных таблиц. Принцип создания диаграмм, порядок обработки диаграмм. Порядок корректировки параметров в таблицах. Принцип создания и обработки базы данных. |
1 |
2 |
|
|
|
Проблемы при создании электронных таблиц, их решение. |
|
|
2.4.10. |
Система управления базами данных (2) |
|
Общий принцип проектирования базы данных. Состав базы данных. Процесс создания файлов, таблиц, полей. Запись информации, операции по формированию и изменению данных, порядок выполнения операций. Поиск информации, использование команды "запрос". Отчет, как средство подготовки информации из базы данных. |
|
|
2.4.11. |
Электронная почта - Mikrosoft Mail (2) |
|
Программа электронной почты для компьютерной сети, ее значение для обмена информацией, роль в организации документооборота. Типы систем электронной почты. Основные и дополнительные возможности и порядок работы в системе Mikrosoft Mail. |
|
|
2.4.12. |
Совмещения программ Mikrosoft Office (2) |
|
Принцип совместного использования программ комплекта Mikrosoft Office. Организация обмена данными между программами, способы обмена: копирование, перемещение, связывание, внедрение, последовательность действий. Взаимодействие программ: MS Word и MS Excel, MS Word и MS Access, MS Excel и MS Access. |
|
|
2.4.13. |
Использование периферийных устройств и дополнительных программных средств (2) |
|
|
1 |
2 |
|
|
|
Печать документов; использование матричных, струйных, лазерных принтеров. Диспетчер печати в MS Windows, его возможности. Сканирование документов. Принцип работы сканера со специальными программами. Дополнительные программные средства системы автоматического ввода текста в компьютер. Программы переводчики.
|
|
|
2.4.14. |
Защита информации (2) |
|
Причины потери информации. Основы защиты и восстановления данных. Программа для восстановления информации. Системы, степень защиты информации на компьютере; программные способы: шифрование, кодирование, установка пароля и др. Антивирусная безопасность. Компьютерные вирусы, их влияние на информацию. Признаки наличия вирусов; причины заражения. Антивирусная программа. Программы антивирусной защиты. Основные правила работы, снижающие риск заражения вирусом. |
|
|
2.5. |
Техника машинописи (2) |
|
|
2.5.1. |
Организация машинописного труда |
|
Организация рабочего места при машинописных работах. Безопасность труда. Аутотренинг; гимнастика для рук, глаз и др. Общие правила работы на пишущей машине. Уход за пишущей машиной. |
1 |
2 |
|
|
2.5.2. |
Теория и техника письма на пишущей машине |
|
"Слепой" десятипальцевый метод печати на клавиатуре с русским и латинским шрифтом. Основной, верхний и нижний ряды клавиатуры; освоение приемов техники письма. Клерное письмо. |
|
|
2.5.3. |
Оформление машинописных работ |
|
Заголовки и подзаголовки. Прямая речь, цитаты, сноски и примечания. Способы выделения в тексте. Печатание текста на линованной бумаге. Письмо текста с цифровым и формульным материалом. Использование сокращений. Таблицы и выводы. Печатание текста с копиями. Печатание текста с двух сторон листа. Способы исправления ошибок. Печатание текста для типографского набора. |
|
|
2.5.4. |
Оформление служебных документов |
|
|
2.5.5. |
Совершенствование скоростных навыков письма. Печать под диктовку. Печатание текста с применением диктофона. Печатание служебных документов с применением официально принятых форм |
|
|
Количество часов | ||
на базе среднего (полного) общего образования |
на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования | |
Сроки обучения 2 года 4 года | ||
Профессиональная подготовка | ||
2330 |
3704 | |
Резерв времени | ||
100 |
100 | |
Консультации | ||
100 |
200 | |
Экзамены | ||
24 |
24 |
Института развития профессионального
образования Минобразования России,
д.филос.н., профессор И.П. Смирнов
Зам. директора
Института развития профессионального
образования Минобразования России,
д.п.н. О.Б. Читаева
Руководитель разработки
Зав. лабораторией методического
обеспечения профессий легкой промышлен-
ности и сферы услуг, к.п.н. М.В. Андреева
Исполнитель
Методист
профессий легкой промышлен-
ности и сферы услуг Т.Н. Бутко
Минэкономразвития России
Начальник отдела экономики
образования
26 мая 2003 г. № 20/2 А.Н. Строгалин
начальник Управления,
01 10 2014
1 стр.
01 10 2014
1 стр.
06 10 2014
1 стр.
11 10 2014
1 стр.
17 12 2014
1 стр.
15 12 2014
1 стр.
27 09 2014
1 стр.
15 10 2014
1 стр.